2. Bonami Z.A. Kak chitat' i ponimat' muzey. Filosofiya muzeya [How to read and understand the museum. Museum Philosophy]. Moscow, AST Publ., 2008. 224 p.: il. (In Russ.).
3. Grays B. Pochemu muzey? [Why a museum?]. Khudozhestvennyy zhurnal [Moscow art magazine], 2012, no. 88, p. 41. (In Russ.).
4. Kamenskiy S. Dokumental'nye teatral'nye proekty kak sposob raboty s naslediem Ekaterinburga [Documentary theater projects as a way to work with the heritage of Yekaterinburg]. Interpretatsiya naslediya: silapovestvovaniya v muzee: sbornik materialov mezhdunarodnoy konferentsii [Interpretation of Heritage: The Power of Narration in the Museum. Collection of materials of the international conference]. St. Petersburg, 2019. 47 p. (In Russ.).
5. Lich Robert Teatr. Teoriya i praktika [Theater. Theory and Practice]. Translated from English E.A. Krivosheya. Kharkov, Gumanitarnyy Tsentr Publ., 2015. 244 p. (In Russ.).
6. Makkanell Din. Turist. Novaya teoriya prazdnogo klassa [Tourist. The new theory of the idle class]. Moscow, Ad Marginem Press, 2016. 280 p. (In Russ.).
7. Mukhin D.A. Muzeynyy teatr kak forma storitellinga [Museum Theater as a form of storytelling]. Innovatsionnye napravleniya deyatel'nosti muzeev pod otkrytym nebom: sbornik materialov Vserossiyskoy konferentsii [Innovative Directions of Museums in the Open Air. Collection of materials of the All-Russian Conference]. Shushenskoe, 2019. 80 p. (In Russ.).
8. Teatr dokumental'noy p'esy "TEATR.DOC" [Theatre of the documentary play "TEATR.DOC"]. (In Russ.). Available at: teatrdoc.ru/stat.php?page=verbatim (accessed: 14.03.2020).
9. Shalina N.S. Muzey sovremennogo iskusstva: funktsiya foruma [Museum of modern art: function of the forum]. Trudy ist. fakul'teta S.-Peterb. un-ta [Proceedings of the Faculty of History of St. Petersburg University], 2015, no. 22, pp. 199-208. (In Russ.).
10. Shchepetkova I.A. Teatralizatsiya muzeynogo prostranstva kak forma vzaimodeystviya s posetitelyami: avtoreferat dis. ... kandidata kul'turologii [Theatricalization of museum space as a form of interaction with visitors. Author's abstract of the Diss. of PhD of Culturology]. St. Petersburg, 2006. 23 p. (In Russ.).
УДК 069.158:746.344:281.96(571.150)=161.1
РАЗВИТИЕ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ АЛТАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Ларина Татьяна Юрьевна, аспирант кафедры музеологии и документоведения, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: tatyana.larina.15@mail.ru
В статье представлены результаты исследования народной вышивки в полиэтническом пространстве Алтая с момента его заселения русскими и до наших дней. Автором рассмотрено развитие вышивки на пяти этапах заселения региона в соответствии с «волнами» переселения различных этнических групп: появление на Алтае первопоселенцев-«старожилов» (до 1860 года); заселение «рассейскими» (1865-1905 годы); миграции, вызванные столыпинскими реформами (1905-1920 годы); переселения, связанные с репрессиями и депортациями (1920-1940 годы); этнические миграции в постсоветский период (после 1990-х годов). В работе выявляется влияние этнических факторов (состав переселенцев и мигрантов, места исхода, расселение на территории Алтая и др.) на изменения, происходившие в народной вышивке Алтая; прослеживается трансформация вышитых изделий в процессе аккультурации по таким критериям, как материал изготовления, форма, технология, композиция, колорит, орнамент; анализируется культурное многообразие внутри этнических социумов и его влияние на вышивку как историко-культурное наследие народов Алтая. Исследование основано на анализе научных трудов ученых-этнографов и коллекций вышитых этнографических образцов музеев Алтайского края. Данные, полученные в ходе исследования, впервые позволили представить общую картину развития вышивки региона на протяжении более трех столетий.
Ключевые слова: этнос, миграция, переселенцы, полиэтническое пространство, аккультурация, культурное наследие, вышивка, техника, орнамент.
DEVELOPMENT OF FOLK EMBROIDERY IN THE POLYETHNIC SPACE OF ALTAI IN THE 19th - EARLY 21st CENTURY
Larina Tatyana Yuryevna, Postgraduate of Department of Museology and Documentation, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: tatyana.larina.15@mail.ru
The article presents the results of the study of folk embroidery in the multi-ethnic space of Altai from the moment of its settlement by Russians to our days. The author examines the development of embroidery at five stages of settlement in the region in accordance with the "waves" of resettlement of different ethnic groups: the emergence of the first settlers in Altai "old-timers" (until 1860), settlement of "Raseysky" (1865-1905), migration caused by the Stolypin reforms (1905-1920), resettlement associated with repression and deportation (1920-1940), ethnic migration in the post-Soviet period (after the 1990s). The paper identifies the influence of ethnic factors, such as the composition of immigrants and migrants, places of exodus, resettlement in Altai, etc., on changes that occurred in the folk embroidery of the Altai; it traces the transformation of embroidered products in the process of acculturation by such criteria as material, form, technology, composition, flavor, ornament, and analyzes cultural variety within ethnic societies and its influence on embroidery as the historical and cultural heritage of the Altai peoples. The research is based on the analysis of scientific works of ethnographers and collections of embroidered ethnographic samples from the Altai regional museums. The data obtained during the research for the first time allowed to represent a general picture of the development of embroidery in the region for over three centuries.
Keywords: ethnos, migration, settlers, multi-ethnic space, acculturation, cultural heritage, embroidery, technique, ornament.
Doi: 10.31773/2078-1768-2020-52-107-120
Введение
Вышивка Алтая на протяжении всего периода развития представляет собой сложное по происхождению образование. Это связано с формированием социокультурного пространства региона, принадлежащего к категории уникальных территорий страны. В общероссийском культурном пространстве Алтай является полиэтническим, поликультурным и многоконфессиональным краем, на территории которого на протяжении длительного периода проживали представители различных этнических и языковых групп. Народы Алтая, обладая своей уникальной культурой и самобытностью, тем не менее в разные исторические периоды оказывали влияние друг на друга. В процессе аккультурации изменялось мировоззрение, образ жизни, бытовые и культурные отличительные черты. Разворачиваясь в этносоциальном пространстве Алтая с его историческими, национальными и культурными особенностями, этнополитические процессы отразились и в народной вышивке - одном из самых распростра-
ненных видов декоративного творчества практически каждого народа.
Кроме того, исследователями вышивки Алтая наибольшее внимание уделено архаичным типам вышивки. Из поля зрения выпадает более поздний советский период и совсем не рассматриваются современные тенденции развития вышивки в регионе. Вышивальное искусство советского и постсоветского периодов кажется скудным в сравнении с более поздними образцами. Это прослеживается как в технологиях, так и в колорите, сюжете и композиции вышивки. Если характеризовать исследовательский интерес с позиций этнической специфики, то наибольшее внимание исследователями уделено вышивке славянского населения (различным этническим группам русских, украинцев, белорусов), а вышивка народов других этносов объектом исследований не является.
Значение изучения народной вышивки определяется также ее местом в современных культурных и этнических процессах. Несмотря на
размывание различий национальных культур в условиях глобализации, урбанизации и стандартизации прослеживается тенденция возрастания интереса к своей культуре как в общероссийском, так и локальном масштабе. Выявление этнических компонентов традиционной культуры в эпоху глобализации общества во много обусловили осознание, возрождение и поиски новых направлений развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, рассматриваемых во всем их жанрово-видовом разнообразии. Понимание идейно-эстетических и технологических основ вышивки может быть достигнуто только при ее изучении в историческом процессе, выявлении причин формирования тех или иных особенностей, факторов, повлиявших на ее трансформацию.
В результате многолетней поисково-исследовательской работы в музеях Алтая, частных коллекциях был выявлен и собран обширный материал по традиционной вышивке региона, составивший фундамент данного исследования.
Целью данного исследования является изучение развития народной вышивки Алтая в XIX - начале XXI века в рамках полиэтнического пространства региона. В рамках поставленной цели определены следующие задачи:
• соотнести основные этапы развития народной вышивки с «волнами» заселения Алтая;
• проанализировать на каждом этапе трансформацию вышивки наиболее многочисленных этнических групп и выявить локальные особенности;
• определить влияние общеполитических, общеэкономических, общеэтнических процессов, происходивших на каждом этапе развития вышивки, а также взаимовлияние культур в технических приемах исполнения, колорите, орнаментальных мотивах и сюжете.
Методологическую основу работы составил комплексный подход к анализу и систематизации собранного в ходе исследовательской работы разнопланового материала. Также применялся сравнительно-исторический метод, использование которого способствовало выявлению типологических и этноспецифических черт в развитии народной вышивки Алтая, изменений, вызванных политическими и социально-экономическими событиями, происходившими в России в XIX - на-
чале XXI века. Этот метод позволяет сравнивать в историческом разрезе многие редкие, самобытные явления культурного комплекса и проникать в их суть. Использование этнографических методов, таких как экспедиция, беседа, наблюдение, фотофиксация, зарисовка и составление технологических карт, было вызвано потребностью иметь более подробные и систематизированные знания об этнических группах Алтая, их хозяйстве, социальном устройстве, материальной и духовной культуре.
Первый этап (до 1860 года): вышивка коренных народов и «старожилов»
Заселение Алтая русскими началось с середины XIX века. В это же время были заложены предпосылки этнополитической ситуации, которая с момента вхождение Сибири в состав Российского государства складывалась в рамках широкомасштабной стихийной и управляемой миграции. Формирование многонационального состава региона проходило в несколько этапов.
До появления на Алтае русского населения данную территорию заселяли коренные малочисленные народы (алтайцы, телеуты, кумандинцы, казахи и др.), о вышивке которых сохранились очень скудные сведения. Известно, что, например, у телеутов в украшении одежды использовалась вышивка золотой и серебряной нитью, вышивкой декорировалась кожаная обувь (чарык). Южные алтайцы вышивали шубы, чегедеки (накидка поверх халата), северные алтайцы - ворот и концы рукавов женских рубах, а также бытовые предметы (ковры, кожаные подушки). Кумандинцы также декорировали вышивкой женскую одежду (ворот и рукава), такая вышивка назвалась «курлен».
Вышивка алтайских казахов близка по характеру к алтайской. Вышивали как предметы быта, так и одежду: традиционные настенные ковры «кэбис-чердэк», наволочки для подушки, накидки, халаты.
Для традиционной вышивки этих народов характерно ограниченное количество технологий вышивания: тамбурный шов, как правило, выполненный крючком, шитье бусинами, пуговицами и стразами. Чаще всего данная вышивка сочетается с аппликацией и войлоковалением. Для декора характерно использование ярких, контрастных локальных тонов, основные орнаментальные
фигуры тамбурной вышивки - стилизованные розетки, круги, рогообразные и легкие спиралевидные формы, «растянутые двухсторонние «меандры», примыкающие к бордюру полукружия, и др. [15; 19; 22].
Русское население появляется на территории Алтая до 1860 года - первый этап заселения региона. Автор многочисленных трудов по этническому составу Алтая Т. К. Щеглова указывает, что основу первых поселенцев составляло население, сформировавшееся на данной территории в период ее колонизации. «Это было преимущественно великоросское население, - пишет Т. К. Щеглова, - которое прижилось в Сибири ХУ-ХУП веках или проживало на Урале, являвшемся перевалочной территорией между Европейской Россией и Зауральем» [26, с. 55].
Установить точный национальный состав населения в это время сложно, при заселении Алтая в ХУШ-Х1Х веках в источниках отмечались не этнические, а этнотерриториальные группы населения, называющие себя по местам исхода (то-боляки, пермяки) [26, с. 55]. К середине XIX века эти названия объединятся в группу «старожилы». К старожильческому населению относилось также казачество, национальный состав которого был преимущественно русским [5, с. 104].
В этот период русские расселились в соседстве с коренными народами, но создание компактных ареалов заселения и непрерываемая связь с метрополией позволили русскому народу сохранить свою этническую самобытность и развить традиционную культуру. Сравнительно-историческое рассмотрение материальной культуры русского населения, в том числе народной вышивки, демонстрирует общую направленность протекавших здесь этнокультурных процессов - восстановление и совершенствование в новых условиях народной культуры.
В коллекциях музеев Алтайского края досоветский период в вышивке представлен слабо: сохранились единичные экземпляры этнографических образцов. Вместе с тем они уникальны и ярко передают традицию. Лучше всего старожильческая традиция представлена в вышивках староверов Алтая - этнических групп, которые проживали длительное время в относительно замкнутой среде (кержаки, поляки) [3].
Исследователи М. Швецова, Е. Э. Бломк-вист, Н. П. Гринкова подчеркивают, что старообрядцы Алтая достигли «виртуозности в деле вышивок», являющейся «ценным вкладом в общую сокровищницу русского народного искусства» [24; 1, с. 398]. Г. А. Щербик уточняет, что в старожильческих селах «искусство вышивки имело характер ремесла» [27, с. 162]. Многие мастерицы из бедных семей, выполняя заказы, занимались вышиванием как приработком.
Изделия, изготовленные старообрядцами, отличалась своеобразием и включением элементов, заимствованных от местного коренного населения. В. А. Липинская указывает на то, что на основе широких этнокультурных связей, сохранения очень древних и одновременно включения новых элементов у них сформировался ярко-декоративный и своеобразный стиль [11, с. 149].
Вышивали старообрядки на домотканом льняном или конопляном полотне. Помимо тканей, изготовленных в домашних условиях, на Алтае было много фабричного материала, который можно было купить на ярмарках, вразнос по деревням, приобрести в обмен. Товары привозили из Приуралья и Зауралья, Поволжья, Поморья и Центральной России, а также из Казахстана и Средней Азии. Крестьяне имели возможность покупать китайские и «немецкие» ткани. Приобретали сатин, ситец, сукно, кашемир, тафту, атлас, бумажную дабу, бархат, азям, замшу, китайские шелковые и бумажные ткани [11, с. 131]. Материалом для традиционной вышивки этого периода служила преимущественно «бумага», в меньшей степени - шёлк и шерсть [4, с. 136].
В исследованиях встречаются и описания приемов вышивания, таких как «па-мелкаму» (шитье набором), двустороннее шитье «па-выметке» (вышивка росписью, полукрест, русский шов), одностороння вышивка «верхошивка» (поддевчатый шов), прием «пялы», техника «ми-тюковские передбердники» (сочетание ткачества и вышивки), золотное шитье, а также «шитье в тамбур» («по-кыргизски шито», «вышивать иглой в петельку»).
Говоря о последнем виде вышивки «шитье в тамбур», исследователи связывают его появление с соседством казахов и алтайцев, составлявших значительную долю населения этих областей. Сохранились данные о приобретении русскими
у алтайских и казахских мастериц вышитых тамбурным крючком готовых фрагментов, которые они пришивали на свои традиционные полотенца. Но чаще крестьянки сами «шили по-кыргиз-ски», но не крючком, а иглой [4, с. 149]. В пользу данного утверждения говорит и детальное изучение орнамента старообрядческих тамбурных вышивок, скопированных с казахских и алтайских изделий.
В орнаменте вышивок старожилов преобладал традиционный для русских изделий линейно-геометрический орнамент, который состоял из различных модификаций «крюков» и «ромбов» («репеечков») [18, с. 121]. Старообрядки украшали вышитыми узорами стеновые полотенца, рукотеры, «настольники», «околодки», сарафаны, нарукавники, женские и мужские рубахи, халаты, в меньшей степени - верхнюю одежду, а также валяные чулки и пимы.
В отличие от старообрядческого населения, казаки - вторая, не менее многочисленная этническая группа Алтая - были не столь умелые в вышивальном искусстве. В. А. Липинская пишет о том, что «костюм рабочих и казачек был менее декоративен и чаще шился из покупных тканей. Крестьянки считали «бергалок» и казачек «неткахами и непряхами», вышивкой они также не занимались» [10, с. 156].
В целом в вышивке этого периода прослеживаются два направления: традиционная вышивка тюркского автохтонного населения, характеризующаяся тамбурными швами, и вышивка «старожильческих», преимущественно русских, этнических групп, отличающаяся многослойностью и выражающаяся в симбиозе севернорусских и тюркских элементов. Результатом стало формирование локальных традиций вышивания, которые прослеживаются в использовании материалов, применении технологий и формировании композиции, орнаментики. Следует отметить, что межэтнические контакты оказали влияние на вышивку первопоселенцев, но среди коренных народов прослеживается консервация вышивальных традиций.
Второй этап (1865-1905 годы):
вышивка старожилов и переселенцев
Второй этап заселения Алтая связан с упадком горнозаводской индустрии и добычи метал-
лов, вследствие чего данная территория вошла в состав Российского государства. В этот период на Алтай переселялись крестьяне в основном из малоплодородных регионов: Курской, Тамбовской, Рязанской, Воронежской, Полтавской, Черниговской, Харьковской, Вятской, Пермской, Тобольской и др. губерний [25, с. 108]. Были переселенцы и из многонациональных территорий, таких как Поволжье, Волго-Камский регион, этнический состав которых достаточно разнообразен. Это немцы Поволжья, мордва, марийцы, чуваши, удмурты, татары, башкиры, коми, коми-зыряне [26, с. 56].
По первой Всероссийской переписи населения 1897 года Алтай населяли русские, украинцы, мордва, белорусы, зыряне, чуваши, казахи [26, с. 56]. Что касается русских, то перепись зафиксировала переселенцев в Алтайский округ из таких губерний, как Тамбовская, Курская, Воронежская и Рязанская [2, с. 42-43]. В 1898 году старожилов было только 30 % [25, с. 120].
Этот период привел к возникновению местных вариантов этнических культур на Алтае, в том числе русской культуры: крестьянское население Алтая разделилось на сибиряков («старожилов») и переселенцев («рассейских») [26, с. 56]. Данный период характеризуется формированием этнической культуры на основе процесса аккультурации между восточнославянскими народами, расселявшимися в регионе. В это время на Алтае наблюдалось многообразие культурно-бытовых традиций. К тому же к концу XIX века произошли значительные изменения в применении материалов, технологий, колорите и орнаментации традиционной вышивки. Новые веяния привносили переселенцы из европейской части страны, в результате чего вышивка старожилов трансформировалась. Е. Э. Бломквист пишет, что изменяются технические приемы: вместо старинных швов используются новые, в частности крест, «звездочка» (двойной крест, болгарский крест), шитье по перевити, имитирующее кружево. Новоселы также вышивали тамбуром, но в значительно меньшей степени. В этот период в орнаментику тамбурных вышивок полотенец входят в основном растительные узоры. Вышивка в технике счетной гладью («взастил», «кубиками») распространилась также под влиянием «рассейских». Гладьевое шитье, состоящее из различных комбинаций квадратов
и прямоугольников, сочеталось и с другими технологиями вышивки [1, с. 405-406]. Шов «набор» в этот период употреблялся только для декорирования бортиков или складок на рубахах, нарукавников и круглых сарафанов [6, с. 241].
Любимыми цветами продолжали оставаться традиционный красный или сочетание красного с черным, но в конце XIX - начале XX века крестьянки-мастерицы вводят в вышитые орнаменты желтые, зеленые, голубые, синие, малиновые, лиловые и фиолетовые тона [4, с. 130-132]. Одежда старообрядцев оставалась яркой, в ее декор включались элементы - вышитые бархатные и атласные вставки, - заимствованные у казахов и алтайцев [9, с. 103]. Однако в этот период в связи с распространением фабричных узорных тканей среди старожильческого населения прослеживается тенденция видимого уменьшения орнаментации женских рубах и сарафанов, а во многих районах и прекращение украшения вышивкой.
Традиции «рассейских» переселенцев были неоднородны. Длительность периода переселения и большой район выселения обусловили разнообразие в вышивке новоселов, прибывающих на Алтай. Отдаленность от метрополий, контакты с местным населением способствовали трансформации старых и возникновению новых узоров в вышивке. В конце XIX - начале XX века распространены были фитоморфные узоры, в меньшей степени - орнаменты иного характера [23, с. 129].
Несмотря на большое разнообразие и разновременность появления новых форм, прослеживается определенная общая направленность в изменении вышивки, которая состояла в еще большем использовании покупных материалов и в дальнейшем распространении городского влияния [11, с. 149].
Третий этап (1905-1920-е годы).
Специфика северорусской, южнорусской и украинской вышивки в пространстве Алтая
Третий этап начался со столыпинских переселений и затем продолжился во время Гражданской войны. «В отличие от переселений второй половины XIX века, - пишет Т. К. Щеглова, - основными территориями исхода столыпин-цев были черноземные губернии, отличавшиеся господством крепостного права. Это Воронежская, Орловская, Курская, Тамбовская, Харьков-
ская, Полтавская и др. губернии, относящиеся к южнорусской этнографической зоне» [26, с. 57]. В этот же период в процессе крестьянской колонизации степных зон Алтая стал образовываться очаг расселения немцев.
В начале XX века своеобразное переплетение черт северорусской, южнорусской и украинской традиционных культур составило специфику Алтайского округа. Вследствие расселения этих историко-культурных групп в разных природных местностях Алтая сложились две этнокультурные зоны: в северо-западной возобладали южнорусские и отчасти украинские традиции, в юго-восточной и южной сохранились севернорусские. Этнические процессы привели к изменениям в народной вышивке, обусловленными взаимовлиянием различных культур. В сформированных зонах прослеживаются собственные вышивальные традиции и локальные черты. Самые распространенные технологии вышивки северных губерний России - роспись («досюльный» шов), набор, белая строчка, выполняемая «по-выдергу», крест, гладь. В изделии применялось не более двух техник. Северные узоры по большей части вышивались одним цветом: красными нитями по белому полотну, белыми нитями по красному кумачу или белыми нитями по отбеленному холсту. Сложные композиции изображались силуэтно, контурно.
Крестьянские вышивки южнорусских переселенцев существенно отличались от северных вариативностью узоров и расцветок. Вышивки полихромны, орнамент и фон просматриваются. В декорировании изделия вышивка сочетается с узорным и ажурным ткачеством, полосами лент из цветной ткани, позумента, кружева. Помимо швов «набор», «роспись» и «крест», встречаются «счетная гладь», «косичка», «козлик», разнообразные виды «мережек».
Композиция традиционной вышивки украинских переселенцев многоярусна и вышивается, в отличие от композиции старообрядцев, не на проставках, а на основном полотне [21, с. 251]. В технологическом плане в вышивке украинцев преобладают техники «крест», «счетная гладь белым и по белому» и «мережки».
Установление советской власти обозначало завершение кратковременного, однако наиболее насыщенного этнокультурными преобразованиями этапа. В этот период продолжили развиваться
начавшиеся ранее процессы размывания традиций, при этом наблюдалось усиление южнорусских элементов культуры и распространение достижений общерусской, а также общесоветской культуры. Одновременно с этим продолжалось формирование в Алтайском крае локального варианта русской сибирской культуры на северорусской основе с сильным влиянием южнорусских и украинских традиций.
Обозначенные выше тенденции прослеживались и в традиционной вышивке. Уже в XIX веке в Европейской части России происходит кардинальное изменение художественно-образного и стилевого решения народной вышивки. Популярность вышивки чрезвычайно росла и в городской, и в сельской среде. Массовому всплеску интереса к этому виду рукоделия способствовали развитие текстильной индустрии, появление новых тканей и ниток, производство вышивальных инструментов и материалов.
На крестьянскую вышивку большое влияние оказала мода города. Локальные традиции и эстетические представления, которые складывались на протяжении столетий, вытеснялись новыми технологиями и узорами. Это объясняет причину того, что столыпинские переселенцы, которые привозили с собой на Алтай новые традиции вышивания, не использовали вышивку, характерную для их метрополий. Практически не встречаются этнографические образцы вышивок Воронежской, Рязанской, Тамбовской и многих других губерний с присущими для этих местностей локальными особенностями. Единичные варианты (например, черноузорной воронежской, рязанской и орловской вышивки, используемой в традиционной одежде) находятся в музеях Алтайского края, но они привезены с родных мест, хранились потомками переселенцев и не получили своего распространения на Алтае.
В это время широкое распространение получила вышивка крестом. Высокая популярность этой технологии связана с бесплатной раздачей вкладышей с напечатанными схемами для вышивания покупателям мыла столичной фабрики «Брокар и Ко» [12, с. 46]. В народе эту вышивку стали называть «мыльной» или брокаровской. Предлагаемые компанией Брокара узоры воспринимались как «подлинно народные», поскольку копировались профессиональными художниками
с образцов крестьянского искусства. Основными были стилизованные фитоморфные, орнитоморф-ные и зооморфные мотивы. Самой популярной схемой была «французская роза», вышитая чаще всего в красно-черной цветовой гамме. Эта натуралистичная роза изображалась в букетах или в линейных раппортах.
Новые орнаментальные мотивы, декоративные и яркие, приобретали популярность среди мастериц. К тому же технология вышивки крестом давала возможность быстрого заполнения орнаментом площади изделия, что существенно упрощало рабочий процесс.
Безусловно, «мыльные» узоры новоселы привезли на Алтай. Они занимают значительную часть в музейных и домашних коллекциях жителей Алтайского края. «Брокаровскими» вышивками декорировались детали женской и мужской одежды (рукава, нагрудные части рубах, подолы передников), а также предметы быта. Наибольшее число этнографических образцов обнаружено в ходе экспедиционных исследований в районах преимущественно украинского населения. Например, в Романовском районе в фондах местного музея хранятся вышитые «французскими розами» женские и мужские свадебные и праздничные холщовые рубахи, фартуки, полотенца. Архаичные образцы вышиты красными и черными нитями, более поздние, нередко по тем же схемам, - полихромными.
«Мыльная» вышивка была распространена не только среди украинского населения, но и русского [7; 14; 16]. «Брокаровскому» влиянию не поддались этнические группы российских немцев, которые привезли с мест исхода свои традиции вышивания, а именно вышивку «шпрух» (настенное панно с изречением). Вышивка выполнялась крестом, художественной гладью и тамбуром. Главное отличие вышивки «шпрух» - надпись религиозных изречений, пословиц, пожеланий. Например, «Господь, когда печаль приходит, ищут тебя», «С добрым утром!» и т. п. Часто рядом с изречениями изображали цветы и голубей. Такими «шпрухами» украшали дома, развешивая на стенах, мебели [20; 21].
В этот период в вышивке региона прослеживается процесс распада прежнего образного стиля и зарождение нового. Но из «нового» берется только то, что перекликается с привычным, ста-
рым. От прежнего народного искусства остались традиционные схемы расположения орнаментальных мотивов и высокое качество технического исполнения. В это же время идет и другой процесс - нарастание новых черт самобытного вышивального творчества, обусловленного взаимовлиянием русско-украинского населения и общих тенденций, происходивших в стране. Предлагаемые узоры, нередко малопонятные вышивальщицам, видоизменялись ими в соответствии с их эстетическими представлениями. Архаичные швы сохраняются только в отдельных деталях орнамента, где они сочетаются с более простыми, новыми швами, главным образом, крестом. Вышивка нередко дополняется другими видами декора, ранее не применявшимися в деревне, - нашивкой машинной тесьмы, кружева, аппликацией тканью. Алтайские крестьянки добавляют в композицию новые, разнородные для нее материалы машинного производства, при этом не утрачивается насыщенность колорита и яркая декоративность целого. Отмирание старого и приход нового предстает как естественное явление.
Четвертый этап (1930-1980-е годы).
Вышивка советского периода
Начало четвертого этапа связано с этнополи-тической ситуацией в регионе: 1930-40-е годы сопряжены с этническими ссылками, репрессиями и депортациями на Алтай из Поволжья, Прибалтики, Западных областей Украины и Белоруссии, Северного Кавказа, Крыма. В связи с принудительными депортациями на Алтай переселились немцы Поволжья, калмыки, армяне, крымские татары, чеченцы и др. Это привело к тому, что Алтай в довольно короткий срок стал полиэтничной территорией. Но после Указа о реабилитации народов в 1956 году тем народам, у которых была восстановлена или существовала административная территория, разрешено было вернуться на родину. Выехали почти полностью калмыки, армяне и др. Но, так как Поволжская Республика немцев не подлежала восстановлению, им пришлось остаться на Алтае [26, с. 58].
Различные национальные группы не оказали влияния на процесс аккультурации русского населения и его традиций. В русской традиционной вышивке шли тенденции, характерные для процессов строившейся Советской страны. Измене-
ния, начавшиеся в 1920-х годах в Европейской части России, «докатились» до Алтая немного позже. Н. Г. Мизонова, описывая домашнее вышивание в этот период, указывает на то, что в 1920-х годах занятие вышивкой в России не популяризировалось, несмотря на то, что «народный стиль» был на пике моды. Занятие вышивкой, как и вышитые изделия, считались «мещанскими элементами» и не соответствовали образу советской женщины. В фокусе внимания декоративного творчества становятся темы революции и строительства социалистического государства [13, с. 213].
События 1930-х годов - Гражданская война, голод, курс на индустриализацию - способствовали процессу дальнейшего разрушения традиционной культуры, в том числе рукоделий. Дефицит материалов (нитки, канва) для вышивки, как и многих других товаров, усилили этот процесс [8, с. 236]. Почти не декорировались предметы интерьера, а также одежды, крой которой существенно изменился, а традиционная вышивка к нему не подходила.
Кризис, вызванный Гражданской войной и особенно Великой Отечественной войной 19411945 годов, задержал развитие начавшихся преобразований. В этот период вышивание почти прекратилось. Вышивка могла использоваться в качестве подарка на фронт солдатам (например, декор кисета). В музеях Алтайского края этнографических источников почти не сохранилось.
Существенную роль в развитии региона сыграли послевоенные государственные кампании в области сельского хозяйства - освоение целины и связанные с ней сельскохозяйственные переселения 1950-60-х годов, а также строительная политика - индустриализация и комсомольские стройки [26, с. 58]. В восстановительный период, после окончания войны, успехи народного хозяйства позволили выделить значительные средства для реконструкции сел, что приближало быт сельских жителей к городскому и обусловило появление новых тенденций в вышивке.
В этот период в послевоенное время, в 1950-х годах, вышивка вновь стала популярной. Вышивальное искусство вновь переживает подъем и становится массовым увлечением советских женщин. Пережив трудные военные годы, в послевоенный экономический кризис граждане не
могли приобрести предметы декора интерьера [17, с. 273]. Поэтому женщины в стремлении создать уют в своем жилье обращались к традиционным видам рукоделия (вышивка, кружево-плетение, вязание). Только сюжеты теперь стали «культурными». Такие сюжеты сельские мастерицы начали вышивать под влиянием городской культуры, традиционные техники почти исчезли [8, с. 236-237].
В конце 1940-50-х годов в СССР стало популярным вышивать болгарским (двойным) крестом, который позволял сделать вышивку более объемной и плотной, что было важным при низком качестве тканей и нитей [8, с. 237]. Новым в вышивании стало распространение техники «ришелье» (белыми нитями вышивались занавески, салфетки, подзоры, скатерти), в том числе и машинной, которая была популярна до 1980-х годов XX века.
Характеризуя тенденции российской вышивки этого периода, Н. Г. Мизонова указывает на то, что «изображения выполнялись в манере социалистического реализма» [13, с. 214-215]. Использовались незатейливые сюжеты с играющими котятами, оленями, пасторальными домиками, детьми и т. д. Схемы мотивов алтайские мастерицы копировали в советских женских журналах «Крестьянка», «Работница», «Советская женщина» и других изданиях [8, с. 240]. Для вышивки в эти годы характерны реализм, стилизованные изображения и самодеятельное искусство.
Идеи 1960-х годов о женской эмансипации совпали с вхождением в моду минимализма в интерьере. Вышивки, картинки, подушки-думочки, салфетки на этажерки и диванные «дорожки» были признаны «мещанской безвкусицей», что активно пропагандировалось в женских журналах [13, с. 215]. Вышивка в это время перестала использоваться в декоре интерьера и одежды.
В 1970-е годы «застоя» вышивание сохранилось только в рамках деятельности учреждений дополнительного образования детей как самодеятельное творчество среди девочек. На кружках и в клубах по интересам юные рукодельницы вышивали в техниках «крест» и «гладь» в основном картинки и подушки-думочки. В этот период вышивке свойственны четкость рисунка, облегчен-ность композиции, преобладание фона над орнаментом. В 1980-х годах вышивка как ремесло
почти полностью исчезла. Этот вид рукоделия вытеснили макраме и плетение из бисера.
В целом советский период в вышивке характеризуется глобальными изменениями: полной утратой архаичных технологий и орнаментов, появлением новых форм, видов швов и композиций. В связи с политическими процессами происходят размывание этнических традиций вышивания и возникновение вышивки «общесоветского» типа.
Пятый этап (1990-2019 годы).
Вышивка Алтая в постсоветский период
Идеология постсоветского периода характеризуется переходом к новым ценностям капиталистического общества. Основным содержанием этого периода являлся распад СССР, суверенизация республик, «сложные национально-культурные процессы на территориях бывших советских республик, послужившие причинами миграции русскоязычного населения» [26, с. 57].
В постсоветский период этнический состав населения региона стал более однородным. Российские немцы и казахи массово возвращаются на этническую территорию, украинцы и белорусы ассимилировали, что послужило причиной сокращения численного состава представителей этих этнических групп.
Сегодня русские составляют наибольшее число в многонациональном населении региона. Русская культура оказывает большое влияние на культуру других народов. Но и русские, приспосабливая традиции, перенесенные из европейских губерний России, к местным условиям, при освоении Алтая массово использовали элементы национальной культуры местного населения.
В последние годы обозначились такие тенденции развития этносов региона, как значительный рост национального самосознания, возрождение традиционных культур, активизация деятельности общественных национально-культурных организаций. Этот факт отразился и в вышивальных традициях народов. Повысился интерес к возрождению традиционных технологий и орнаментов вышивки, характеризующих этническую принадлежность. В большей степени это присуще русскому населению Алтая. Сохранением традиционной вышивки занимаются как этнокультурные общественные объединения, так и отдельные мастера. Мастерицы вышивают полотенца, традиционную
одежду, копируют старинные образцы, хранящиеся в сундуках своих бабушек и в фондах местных музеев, осваивают такие старинные техники, как набор, роспись, белая строчка, цветная перевить, а также более поздние - крест, болгарский крест, счетная гладь и др.
В то же время экономические процессы постсоветского периода заставили диаспоры адаптироваться к новым условиям, что не могло не отразиться на их культуре. Всем этническим группам присущи и общие тенденции развития вышивки не только в России, но и мире. Во многом это связано с поступлением в продажу и широким распространением начиная с 2000-х годов наборов для вышивания, преимущественно крестиком. В набор входят схема для вышивания, нитки, канва, игла. На рынке региона представлены наборы как отечественных производителей («Золотое руно», «Алиса», «Чудесная Игла», «Искусница» и др.), так и зарубежных («Dimensions», «Anchor», «Vervaco», «DMC», «Butterfly» и др.). В последнее десятилетие в продаже появились наборы для вышивания бисером, гладью, лентами. Фирмы предлагают большое разнообразие сюжетов и яркую палитру ниток. Предлагаемые наборы разработаны с учетом разного уровня сложности и доступны как начинающим вышивальщицам, так и достаточно опытным. Например, в наборах фирмы «Dimensions» для достижения эффекта 3-D вышивка выполняется нитками в разное количество сложений (1-5) и разными техниками - крест или полукрест, основной сюжет изображения можно акцентировать контурным швом, который в наши дни носит американское название «бэкстич» (назад иголку). Для начинающих вышивальщиц созданы наборы с напечатанным на канве рисунком. В таких наборах технология вышивки позиционируется как «печатный крест».
Практически все наборы созданы для вышивки картин, панно, икон, совсем немного -для вышивки полотенец «в народном стиле». В набор входит полотно с вставной канвой по краям, на которой собственно и выполняется вышивка крестом примитивных растительных или геометрических орнаментов. Большой популярностью среди вышивальщиц пользуются наборы для вышивки цветным бисером. Преимущественно это православные иконы.
Опытные вышивальщицы создают сюжеты картин, самостоятельно разрабатывая схемы в специализированных компьютерных программах, подбирая нитки и канву нужного качества и колорита.
В наши дни вышивка наиболее развита в городской среде, нежели в сельской. Это объясняется, в первую очередь, низкой доступностью в деревнях материалов, небольшое их разнообразие. Современные мастерицы, помимо картин, вышивают и сумочки, кошельки, косметички, игольницы, елочные игрушки, шейные украшения. Особой популярностью пользуются броши, в изготовлении которых сочетаются несколько техник - вышивка гладью шелком и золотом, микробисером, крестом, тамбуром.
Алтайские мастерицы, как и вышивальщицы всего мира, активно делятся своими отшивами в социальных сетях, выставляя фотографии своих процессов и готовых работ. На интернет-площадках создаются сообщества вышивальщиц, которые обмениваются готовыми схемами, творческими идеями, делятся возникающими при работе проблемами. Например, пользователи одной из групп в социальной сети «ВКонтакте» - «Вышиваем в Алтайском крае» - регулярно организовывают «дуэльные площадки», которые проводятся под девизом «От разметки до багетки», соревнуясь в скорости изготовления изделия.
Следует отметить, что вышивкой увлекается не только женская половина населения. Среди мастеров есть и мужчины, которые в некоторой степени достигли большей виртуозности в этом деле: обладая художественным талантом, разрабатывают авторские схемы вышивки, совершенствуют технику - вышивка очень мелким крестом по льну в каждую нитку или художественная гладь.
В постсоветское время прослеживается тенденция повышения интереса населения региона к вышивке. Этот период характеризуется ограниченным набором распространенных технологий - крест, полукрест, гладь, вышивка бисером и лентами, но зато в вышитом изображении, за счет подбора цветов и оттенков ниток, достигается высокий уровень реалистичности и художественности. По сути, в новом тысячелетии в народной вышивке идут процессы, начало которым было положено в 50-60-е годы XX века. Особого развития достигла вышивка настенных панно, для
оформления которых в городах края создаются багетные мастерские. Вышитые картины дарят на юбилеи, свадьбы и памятные даты своим родным и друзьям, украшают ими интерьер. В декоре одежды вышивка не используется.
Заключение
Таким образом, народная вышивка в полиэтническом пространстве Алтая с момента заселения и до наших дней прошла сложный путь изменений и преобразований. Развиваясь циклически - то набирая популярность, то угасая - в разные периоды вышивка выполняла те функции, которые были необходимы на определенном этапе. В ней отразились этнические, экономические и политические процессы, происходившие на определенном этапе. В первые годы заселения Алтая русскими старожилами на традиции вышивания оказали влияние коренные народы; в периоды столыпинских переселений свою лепту внесли «рас-сейские» - изменились материалы, технологии и орнаменты вышивки (роспись и набор сменились на крест, болгарский крест, своедельщина на фабричные материалы, вместо геометрических стали вышивать растительные орнаменты); позже,
под влиянием южнорусских и украинских переселенцев, особой популярности достигла «брока-ровская» вышивка. С приходом советской власти наблюдаются размывание этнических границ и развитие общих тенденций в вышивке, характерные для «советского человека». В постсоветском пространстве происходит развитие вышивки в двух направлениях: более массовой - развитие общих черт, возникших в результате глобализации; и в противовес ему - в значительно меньшей степени - новый всплеск этнического самосознания и интерес к традициям вышивания своего народа.
Безусловно, вопрос о взаимовлиянии в вышивальном искусстве разных народов чрезвычайно сложен. Не просто его решить и на территории Алтая. Отсутствие достаточного количества сопоставимого материала не позволяет сделать более точных обобщающих выводов. Требуются тщательные порайонные исследования традиционной вышивки с учетом специфики условий, в которых оказалась та или иная группа переселенцев, а также тех традиций, которые сложились у данной группы еще в метрополиях. Тем не менее основные тенденции развития вышивки на Алтае проследить удалось.
Литература
1. Бломквист Е. Э., Гринкова Н. П. Бухтарминские старообрядцы. - Л.: АН СССР, 1930. - С. 397-432. - (Мат-лы Комис. экспедиц. исслед.; вып. 17; сер. Казакстанская).
2. Борисенко М. А. Расселение населения в Алтайском крае: исторические этапы и территориальные особенности // География и природопользование Сибири. - 2017. - № 23. - С. 38-49.
3. Грибанова Н. С. Полотенца восточнославянских народов (русских, украинцев, белорусов): из собраний музеев Алтайского края. - Барнаул: Алт. гос. краеведч. музей, 2013. - 44 с.
4. Грибанова Н. С. Полотенце в культуре русского населения Алтая в конце XIX - начале XXI века. - Барнаул: Изд-во АлтГПА, 2013. - 254 с.
5. Дунец А. Н., Исаев В. В. Освоение территории Алтая Сибирским казачеством в XVIII - начале XX века // Ползунов. альм. - 2015. - № 3. - С. 101-105.
6. Куприянова И. В. Вышивка «по набору»: технология реконструкции и методика расшифровки // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 2005. - Вып. 6. - С. 239-244.
7. Куприянова И. В. Орнамент вышивки на тканях Солонешенского района // Солонешенский район: Очерки истории и культуры. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - С. 291-300.
8. Ларина Т. Ю. Вышивка Алтайского края: советский период // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае. - Барнаул: Изд-во АГПУ, 2019. - Вып. 14. - С. 234-242.
9. Липинская В. А. Особенности традиционной одежды в локальных группах старообрядцев (мигранты и эмигранты) // Традиционная культура. -2016. - № 4. - С. 98-107.
10. Липинская В. А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре (XVII-XX века). - М.: Наука, 1987. - 224 с.
11. Липинская В. А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае (XVIII - начало XX века). - М.: Наука, 1996. -269 с.
12. Лобачевская О. А. Брокаровские узоры и народная вышивка крестом как визуализация смены культурной парадигмы в традиционной культуре конца XIX - начала XX века // Дизайн. Искусство. Промышленность. -Челябинск, 2012. - Вып. I. - С. 45-61.
13. Мизонова Н. Г. Домашнее вышивание как отражение социума // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестн. МГХПА. - 2016. - № 2. - С. 209-218.
14. Попова И. В, Мамонтова О. С. Полевые этнографические сборы Алт. гос. краевед. музея. Краснощек. р-н, 2005 год // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. - Барнаул, 2006. - Вып. 3. - С. 178-183.
15. Потапов Л. П. Тубалары Горного Алтая // Этническая история народов Азии. - М.: Наука, 1972. - С. 52-66.
16. Проскурина Н. С. Традиционная вышивка // Нижнее Причумышье: Очерки истории и культуры. - Тальменка; Барнаул: Барнаул. гос. пед. ун-т, 1997. - С. 193-195.
17. Романова Е. А. Сюжетная вышивка середины ХХ века на территории Восточного Казахстана // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул: Изд-во АлтГПА, 2011. - Вып. 8. - С. 271-277.
18. Русакова Л. М. Орнаментика полотенец сибирских крестьянок (традиции и инновации) // Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири. - Новосибирск, 1983. - 167 с.
19. Сатлаев Ф. А. Кумандинцы: историко-этнографический очерк XIX - первой четверти XX века. - Горно-Алтайск: Гор.-Алт. отд-ние Алт. книж. изд-ва, 1974. - 199 с.
20. Смирнова Т. Орнаментальное искусство немцев Сибири // Актуальные вопросы истории Сибири. - Барнаул, 2005. - С. 270-272.
21. Теобальдт Б. А. Орнаментированное полотенце - элемент традиционной материальной культуры переселенцев Кулундинской равнины // Всерос. форум молодых ученых: сб. мат-лов. - Екатеринбург, 2017. -С. 246-254.
22. Тощакова Е. М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX - начало XX века). - Новосибирск: Наука, 1978. - 160 с.
23. Фурсова Е. Ф. Орнаментация женского рукоделия у русских Южной Сибири // Орнамент народов Западной Сибири. - Томск, 1992. - С. 127-147.
24. Швецова М. «Поляки» Змеиногорского округа [Электронный ресурс] // Зап. Запад.-Сиб. отдела РГО. - 1988. -Кн. XXVI. - URL: https://refdb.ru/look/1612164-pall.html (дата обращения: 18.02.2020).
25. Шкунов М. Заселение Алтайского округа // Вопросы колонизации: периодич. сб. / под ред. Г. Ф. Чикина, Н. А. Гаврилова. - СПб., 1907. - № 9. - 1911. - С. 91-127.
26. Щеглова Т. К. Этапы формирования этнического и этнокультурного состава населения Алтая в контексте перманентных переселений и миграций XVIII-XXI столетий // Ученые записки. - Барнаул: Изд-во ФГБОУ ВО АГИК. - 2017. - № 1 (11). - С. 54-62.
27. Щербик Г. А. Вышивка на изделиях русских крестьянок (из фондов Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея) // Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII - начало XX века). - Новосибирск: Наука, 1983. - С. 162-177.
References
1. Blomkvist E.E., Grinkova N.P. Bukhtarminskie staroobryadtsy. Materialy Komissii ekspeditsionnykh issledovaniy. Vyp. 17. Ser. Kazakstanskaya [Bukhtarma Old Believers. Materials of the Commission for Expeditionary Research. Issue 17. Ser. Kazakstan)]. Leningrad, USSR Academy of Sciences Publ., 1930, pp. 397-432. (In Russ.).
2. Borisenko M.A. Rasselenie naseleniya v Altayskom krae: istoricheskie etapy i territorial'nye osobennosti [Population resettlement in the Altai Territory: historical stages and territorial features]. Geografiya i prirodopol'zovanie Sibiri [Geography and Nature Management of Siberia], 2017, no. 23, pp. 38-49. (In Russ.).
3. Gribanova N.S. Polotentsa vostochnoslavyanskikh narodov (russkikh, ukraintsev, belorusov): iz sobraniy muzeev Altayskogo kraya [Towels of the East Slavic peoples (Russians, Ukrainians, Belarusians): from the collections of museums in the Altai Territory]. Barnaul, Altai State Museum of Local Lore Publ., 2013. 44 p. (In Russ.).
4. Gribanova N.S. Polotentse v kul'ture russkogo naseleniya Altaya v kontse XIX - nachale XXI veka [Towel in the culture of the Russian population of Altai in the late XIX - early XXI century]. Barnaul, Altai State Pedagogical Academy Publ., 2013. 254 p. (In Russ.).
5. Dunets A.N., Isaev V.V. Osvoenie territorii Altaya Sibirskim kazachestvom v XVIII - nachale XX veka [Development of the Altai territory by the Siberian Cossacks in the 18th - early 20th century]. Polzunovskiy al'manakh [Polzunovsky almanac], 2015, no. 3, pp. 101-105. (In Russ.).
6. Kupriyanova I.V. Vyshivka "po naboru": tekhnologiya rekonstruktsii i metodika rasshifrovki [Embroidery "by recruitment": reconstruction technology and decoding technique]. Etnografiya Altaya i sopredel'nykh territoriy [Ethnography of Altai and adjacent territories]. Barnaul, 2005, iss. 6, pp. 239-244. (In Russ.).
7. Kupriyanova I.V. Ornament vyshivki na tkanyakh Soloneshenskogo rayona [The ornament of embroidery on the fabrics of Soloneshensky district]. Soloneshenskiy rayon: Ocherki istorii i kul'tury [Soloneshensky district: Essays on history and culture]. Barnaul, Barnaul State Pedagogical University Publ., 2004, pp. 291-300. (In Russ.).
8. Larina T.Yu. Vyshivka Altayskogo kraya: sovetskiy period [Embroidery of the Altai Territory: the Soviet period]. Polevye issledovaniya v Verkhnem Priobye, Priirtyshye i na Altae [Field studies in the Upper Ob, Irtysh and Altai]. Barnaul, Altai State Pedagogical University Publ., 2019, iss. 14, pp. 234-242. (In Russ.).
9. Lipinskaya V.A. Osobennosti traditsionnoy odezhdy v lokal'nykh gruppakh staroobryadtsev (migranty i emigranty) [Features of traditional clothing in local groups of Old Believers (migrants and emigrants)]. Traditsionnaya kul'tura [Traditional Culture], 2016, no. 4, pp. 98-107. (In Russ.).
10. Lipinskaya V.A. Russkoe naselenie Altayskogo kraya. Narodnye traditsii v material'noy kul'ture (XVII-XX veka) [Russian population of the Altai Territory. Folk traditions in material culture (XVII - XX centuries)]. Moscow, Nauka Publ., 1987. 224 p. (In Russ.).
11. Lipinskaya V.A. Starozhily i pereselentsy. Russkie na Altae (XVIII - nachalo XX veka) [Old-timers and immigrants. Russians in Altai (XVIII - beginning of XX century)]. Moscow, Nauka Publ., 1996. 269 p. (In Russ.).
12. Lobachevskaya O.A. Brokarovskie uzory i narodnaya vyshivka krestom kak vizualizatsiya smeny kul'turnoy paradig-my v traditsionnoy kul'ture kontsa XIX - nachala XX veka [Brokarovsky patterns and folk cross-stitch as a visualization of a change in the cultural paradigm in traditional culture of the late XIX - early XX century]. Dizayn. Iskusstvo. Promyshlennost'[Design. Art. Industry]. Chelyabinsk, 2012, iss. I, pp. 45-61. (In Russ.).
13. Mizonova N.G. Domashnee vyshivanie kak otrazhenie sotsiuma [Home embroidery as a reflection of society]. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKHPA [Decorative art and subject-spatial environment. Bulletin of MGHPA], 2016, no. 2, pp. 209-218. (In Russ.).
14. Popova I.V, Mamontova O.S. Polevye etnograficheskie sbory Altayskogo gosudarstvennogo kraevedcheskogo muzeya. Krasnoshchekovskiy rayon, 2005 god [Field ethnographic collections of the Altai State Museum of Local Lore. Krasnoshchekovsky district, 2005]. Polevye issledovaniya v Verkhnem Priobye i na Altae [Field research in the Upper Priobye and Altai]. Barnaul, 2006, iss. 3, pp. 178-183. (In Russ.).
15. Potapov L.P. Tubalary Gornogo Altaya [Tubalary of the Altai Mountains]. Etnicheskaya istoriya narodov Azii [Ethnic history of the peoples of Asia]. Moscow, Nauka Publ., 1972, pp. 52-66. (In Russ.).
16. Proskurina N.S. Traditsionnaya vyshivka [Ethnic history of the peoples of Asia]. Nizhnee Prichumyshye: Ocherki istorii i kul'tury [Lower Przumyshye: Essays on history and culture]. Talmenka, Barnaul, Barnaul State Pedagogical University Publ., 1997, pp. 193-195. (In Russ.).
17. Romanova E.A. Syuzhetnaya vyshivka serediny XX veka na territorii Vostochnogo Kazakhstana [Subject embroidery of the middle of the twentieth century. on the territory of East Kazakhstan]. Etnografiya Altaya i sopredel'nykh territoriy [Ethnography of Altai and adjacent territories]. Barnaul, Altai State Pedagogical Academy Publ., 2011, iss. 8, pp. 271-277. (In Russ.).
18. Rusakova L.M. Ornamentika polotenets sibirskikh krest'yanok (traditsii i innovatsii) [Ornamentation of towels of the Siberian peasant women (traditions and innovations)]. Traditsii i innovatsii v bytu i kul'ture narodov Sibiri [Traditions and innovations in the life and culture of the peoples of Siberia]. Novosibirsk, 1983. 167 p. (In Russ.).
19. Satlaev F.A. Kumandintsy: istoriko-etnograficheskiy ocherk XIX - pervoy chetverti XX veka [Kumandy: a historical and ethnographic essay of the XIX - the first quarter of the XX century]. Gorno-Altaysk, Gorno-Altay Branch of the Altay Book Publ., 1974. 199 p. (In Russ.).
20. Smirnova T. Ornamental'noe iskusstvo nemtsev Sibiri [Ornamental art of the Germans of Siberia]. Aktual'nye voprosy istorii Sibiri [Actual problems of the history of Siberia]. Barnaul, 2005, pp. 270-272. (In Russ.).
21. Teobaldt B.A. Ornamentirovannoe polotentse - element traditsionnoy material'noy kul'tury pereselentsev Kulundin-skoy ravniny [Ornamented towel - an element of the traditional material culture of immigrants of the Kulundins-kaya plain]. Vserossiyskiy forum molodykh uchenykh: sbornik materialov [All-Russian Forum of Young Scientists. Collection of materials]. Ekaterinburg, 2017, pp. 246-254. (In Russ.).
22. Toshchakova E.M. Traditsionnye cherty narodnoy kul'tury altaytsev (XIX - nachalo XX veka) [Traditional features ofthe Altaifolk culture (19th-early 20th century)]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1978. 160 p. (In Russ.).
23. Fursova E.F. Ornamentatsiya zhenskogo rukodeliya u russkikh Yuzhnoy Sibiri [Ornamentation of female needlework in Russians of Southern Siberia]. Ornament narodov Zapadnoy Sibiri [Ornament of the peoples of Western Siberia]. Tomsk, 1992, pp. 127-147. (In Russ.).
24. Shvetsova M. "Polyaki" Zmeinogorskogo okruga ["Poles" of the Zmeinogorsk district]. Zapiski Zapadno-Sibirsk-ogo otdela RGO [Notes of the West Siberian Department of the Russian Geographical Society], 1988, Book XXVI. (In Russ.). Available at: https://refdb.ru/look/1612164-pall.html (accessed 18.02.2020).
25. Shkunov M. Zaselenie Altayskogo okruga [Settlement of the Altai district]. Voprosy kolonizatsii [Issues of colonization]. St. Petersburg, 1907, no. 9, 1911, pp. 91-127. (In Russ.).
26. Shcheglova T.K. Etapy formirovaniya etnicheskogo i etnokul'turnogo sostava naseleniya Altaya v kontekste perma-nentnykh pereseleniy i migratsiy XVIII-XXI stoletiy [Stages of the formation of the ethnical and ethnocultural composition of the population of Altai in the context of permanent relocation and migration of the XVIII-XXI centuries]. Uchenye zapiski [Scientists notes]. Barnaul, Altai State Institute of Culture Publ., 2017, no. 1 (11), pp. 54-62. (In Russ.).
27. Shcherbik G.A. Vyshivka na izdeliyakh russkikh krest'yanok (iz fondov Vostochno-Kazakhstanskogo oblastno-go istoriko-kraevedcheskogo muzeya) [Embroidery on the products of Russian peasant women (from the funds of the East Kazakhstan Regional History and Local Lore Museum)]. Obshchestvennyy byt i kul'tura russkogo naseleniya Sibiri (XVIII - nachalo XX veka) [Public life and culture of the Russian population of Siberia (XVIII - early XX century)]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1983, pp. 162-177. (In Russ.).
УДК 069:002
МУЗЕЙНЫЙ МИР КАЗАХСТАНА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сатубалдин Абай Каримтаевич, аспирант кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ). E-mail: abaykarimtaevich@mail.ru
В статье рассматриваются основные направления деятельности государственных музеев Республики Казахстан. За годы независимости в Казахстане на основе советской системы сформировалась современная музейная сеть, которая на сегодняшний день насчитывает 245 музеев. Из них: музеи республиканского уровня - 17, областного уровня - 54, районного - 73, филиалы музеев областного и районного уровня - 97, частные музеи - 4.
Цель данной статьи - выявить и дать характеристику основным направлениям деятельности музеев Казахстана в постсоветский период. В качестве методов, используемых автором при написании настоящей статьи, выступили анкетирование и анализ полученных результатов. На основе проведенного автором в 2017-2018 годах анкетирования анализируются показатели работы казахстанских музеев. В ходе проведенной работы были собраны данные о деятельности музеев за последние семь лет.
В результате исследования проведен анализ деятельности музеев республиканского, областного и районного уровней. В работе дается характеристика фондовой, научно-исследовательской, образовательной, выставочной и экскурсионной деятельности музеев Казахстана. Также определены основные тенденции в направлениях деятельности музеев Казахстана.
По итогам анализа основных показателей работы казахстанских музеев можно выделить сильные и слабые регионы Казахстана. В пятерку лидеров входят города Нур-Султан, Алматы, а также Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская и Павлодарская области. Регионы с наименьшими показателями: Западно-Казахстанская, Атырауская, Кызылординская, Мангистауская, Алматинская области и город Шымкент.
В целом музеи Казахстана ведут активную работу по сбору, хранению, изучению и популяризации историко-культурного наследия страны.
Ключевые слова: музей, музейное дело, деятельность музеев, музеи Республики Казахстан, лекции, экскурсии, посетители.