ТРАДИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ВЫШИВКИ СЕЛА ЕКАТЕРИНИНСКОГО
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10207
Татьяна Юрьевна ЛАРИНА,
аспирантка кафедры музеологии и документоведения
факультета информационных ресурсов и дизайна
Алтайского государственного института культуры, Барнаул, Россия
e-mail: Tatyana.larina.15@mail.ru
Данная статья посвящена характеристике вышивального искусства Алтайского края на примере уникальной коллекции вышитых изделий «поляков»-ста-роверов с. Екатеринского. Автор, основываясь на данных анализа результатов экспедиционных исследований, выявляет локальные особенности традиционной вышивки старообрядцев-«поляков», проявляющиеся в используемых материалах, технологиях, колорите, композиции, орнаменте. В статье прослеживается влияние северорусских традиций на екатерининскую вышивку. С целью выявления специфики взаимодействия вышивальных традиций отдельных локальных культур в статье сопоставляются технологические приёмы и орнаментальные мотивы «поляков»-староверов и бухтарминских старообрядцев. Автором установлено, что значительной части изученных предметов из коллекции вышитых изделий «поляков»-староверов с. Екатеринского присуща выраженная технологическая особенность - геометрический орнамент архаического типа, выполненный тремя счётными техниками вышивки: «роспись», «набор», «крест».
Ключевые слова: «поляки»-староверы, культурное наследие, традиционная вышивка, локальные особенности, счётные техники вышивки, геометрический орнамент архаического типа.
CULTURAL HERITAGE OF ALTAI TERRITORY: LOCAL FEATURES OF TRADITIONAL EMBROIDERY OF EKATERININSKY VILLAGE
Tatyana Yu. Larina, graduate student of the Department of Museology and Documentation, the Faculty of Information Resources and Design, the Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
e-mail: Tatyana.larina.15@mail.ru
This article is devoted to the characterization of the embroidery art of the Altai Territory on the example of a unique collection of embroidered products of the "Poles"-Old believers of the village of Ekaterinskoe. The author, based on facts from the analysis of the results of expeditionary research, identifies the local characteristics of the traditional embroidery of the Old Believers-"Poles" manifested in the used materials, technology, coloring, composition, ornament. The article traces the influence of the Northern Russian traditions on the Ekaterininskoe's embroidery. In order to identify the specifics of the interaction of embroidery traditions of individual local cultures, the article compares the technological techniques and ornamental motifs of the "Poles" of the Old Believers and Bukhtarma's Old Believers. The author found that a significant part of the studied items from the collection of embroidered products of the "Poles"-the Old believers of the village of Ekaterininsky has a pronounced technological feature - a geometric pattern of the archaic type, made by three counting embroidery techniques: "painting", "set", "cross".
Keywords: old believers-"poles", cultural heritage, traditional embroidery, local features, towel, counting techniques of embroidery, archaic ornament.
Культурное наследие Алтайского края, представленное нематериальной и материальной составляющими, складывалось на протяжении длительного времени и вобрало в себя разнообразные культурные элементы различных этнографических групп, населявших его территорию в различные исторические периоды, что и обусловило его локальную специфику.
Специфика Алтайского края как переселенческого полиэтнического региона сформировала различные традиции, поскольку каждая этническая группа обладает своими культурными особенностями. Так, изучение традиционной вышивки одного села позволяет не только выявить локальные особенности, но и определить этническую принадлежность. Примером такого села может служить с. Екатерининское Третьяковского района, основанное старообрядцами-«поляками» [9].
Возникновение села датируется 1721 годом и связано с постройкой форпоста на Сибирской линии. В списке оборонительных сооружений Колыванской оборонительной линии, которая сформировалась к 1757 году, среди 36 объектов под № 9 назван станец святой Екатерины, ставший началом поселения Екатерининское. Позднее станец был уничтожен, а на его месте возникло поселение государственных крестьян. Очевидцем жизни в этом поселении стал П. С. Паллас, который пребывал в селе и его окрестностях в 1770 году [7, с. 222]. Посетив в 1898 году западные предгорья Алтая, этнограф М. Швецова, перечисляя 21 селение «поляков», упоминает и д. Екатерининскую Александровской волости и относит её к первым шести поселениям старообрядцев-«поляков» на Алтае [9].
Основателями д. Екатерининской были крепостные крестьяне, ранее бежавшие в Польшу от помещиков и позднее возвращённые в Россию и сосланные в Сибирь на каторжные работы, чтобы снабжать солдатский гарнизон продовольствием. Впоследствии, по сведениям П. С. Палласа,
в поселении стали селиться ссыльные [7, с. 222]. Отдельную категорию населения составили «великорусские посельщики» - сданные в счёт рекрутов крепостные. Большую же часть составляли государственные крестьяне, добровольно пожелавшие хлебопашествовать. В ходе изучения наследия с. Екатерининского исследователи пришли к выводу, что его основным этническим составом являются «поляки»-староверы.
Одним из объектов наследия, для которого характерны материальная и нематериальная составляющие является традиционная вышивка -один из древнейших и развитых видов бытового искусства, сохранившего немало самобытных черт и особенностей. Подобно другим видам народного творчества вышивка несёт на себе яркий отпечаток общеэтнической и локальной принадлежности, отражая тем самым историю развития народа в целом и его отдельных групп.
В 2018 году во время экспедиционных исследований в Третьяковском районе Алтайского края автором были обнаружены несколько вышитых полотенец, декорированных необычными способами и имеющих свои характерные особенности. Дальнейшие исследования - изучение и сопоставление с композицией и орнаментами других регионов России - показали, что аналогов, полностью и косвенно совпадающих с найденными в Третьяковском селе полотенцами, нет. Все они имеют своё происхождение из с. Екатерининского Третьяковского района. Можно сделать предположение, что обнаруженные в ходе экспедиционных исследований этнографические образцы полотенец относятся к «поляц-кой» традиции.
Для вышитых полотенец с. Екатерининского характерно сочетание традиций украшения ткани, перенесённых с севера Европейской России, и новаций, сформировавшихся уже на Алтае. Сложно определить, какие именно элементы заимствованы поляками у других этнических групп. Аналогов вышивке с. Екатерининского обнаружить не удалось.
Исследуемые полотенца состоят из основного полотна и орнаментированных проставок с наконечником, имеют ширину 36-40 см (чаще 40 см) и длину, колеблющуюся от 204 до 341 см, при преобладающей около 300 см. Орнаментированные концы стеновых полотенец размером от 31 до 75 см в длину состоят из полос из льняного холста в сочетании с полосами из красного кумача. Н. С. Грибанова пишет о том, что «кумачовые полосы были настолько популярны в среде "поляков"-староверов, что исследователи связывают их распространение в украшении белых полотенец в XIX веке с активным расселением поляков в сёлах вдоль бывшей Колывано-Кузнецкой оборонительной линии» [4, с. 9].
Для большинства сохранившихся полотенец Алтайского края характерно расположение вышитых орнаментов на основном полотне и тканевых проставках. Для екатерининских полотенец - только на
проставках. Проставки вышивались отдельно и пришивались к основному полотну ручным или машинным швом.
Сложная структура орнаментированного конца включает в основном четыре вышитых проставки и наконечник. Наконечник всегда белый -выполнен из льна или кружева. Наконечник из льна мог декорироваться швом «роспись» и имел зубчатый край или выполнялся в технике ажурного ткачества, поверх которого вышивался «росписью» красными и синими шерстяными нитками. Кружевной наконечник выполнялся иглой, крючком. На одном из полотенец в качестве наконечника пришита оборка из фабричной ткани - ситца с набивным рисунком. Последний элемент сближает изучаемые полотенца с традицией «поляков»-староверов других сёл Третьяковского района (с. Староалейское, с. Шипуниха и другие), где декорирование оборками из набивного ситца было распространено.
Чаще всего встречаются проставки 9-15 см в высоту, но есть проставки высотой и 4 см, и 30 см. После белого наконечника обычно идёт красная кумачовая проставка с сине-белой вышивкой счётными швами («роспись» или «крест»), расположенной по всей ширине или с отступами в 3-4 см. Затем расположена льняная белая проставка с красно-синей вышивкой. После неё - вновь проставка красного кумача. Следом - одна или несколько льняных с различными видами счётных вышивок («роспись», «набор», «крест») или белыми полосами кружевного тканья (передбердники). Кумачовых проставок всегда две, а льняных может быть гораздо больше - 4-5.
Проставки соединены между собой игольными или коклюшечными кружевными прошвами красно-синего или бело-синего цвета либо ручным или машинным способом, чаще встык. На одном из этнографических образцов встречается соединение частей полотенца тканевым руликом, пришитым к сторонам проставок зигзагообразно.
Боковые стороны декорированного конца полотенца обшиты тканью красного цвета по всей высоте до основного полотна и даже выступают на него на 5-7 см. Ширина бейки, выкроенной по прямой, не более 0,5 см.
Материал, используемый для вышивки и кружев, - хлопчатобумажные нитки красного, синего и белого цветов. Лишь в одном полотенце в вышивке «крестом» по проставке из красного кумача используются нити жёлтого цвета. Шерстяные нити красного и синего цветов используются в вышивке «росписью» передбердников.
Описывая вышивку бухтарминских старообрядцев, Е. Э. Бломквист упоминает о том, что для оживления узора употребляется синяя и чёрная «бумага». Синей обводятся контуры узора, ею шьются иногда центральные заполнения в ромбах и ею же, как и чёрной, расцвечивают узор - ставят «ягодки» или «глазки». Позже стали применять нити белого и синего цветов для вышивок на проставках из красного кумача [2, с. 403-404].
В екатерининских полотенцах красный и синий цвета нитей (а по кумачу
- синий и белый) используются практически в равной степени, а не для «оживления» узора, как у бухтарминских старообрядцев. Применение нитей синего цвета (так же, как и зелёного, жёлтого) встречается в северных вышивках в технике «роспись», но опять же для оживления. Изучение литературы и источников натолкнуло на похожий красно-синий орнамент в вышивках ижорцев.
При изучении технологии екатерининских вышивок выявлено, что наиболее распространённым приёмом является шов «роспись». Е. Э. Бломквист, изучавшая вышивку бухтарминских старообрядцев в 30-х годах прошлого столетия, называет этот шов - шитьё «па-выметке»
- типичное русское двустороннее шитьё прямыми равными по длине стежками, по счёту ниток на холсте [2, с. 406-407].
Ранее этнограф М. Швецова, посетившая Змеиногорский округ в конце XIX века и изучавшая культуру и быт «поляков»-староверов, также указывала на использование в поляцких вышивках шва «роспись», называя его «полукрест», или «русский шов» [9].
«Полукрест», который упоминает исследователь, на севере и северо-западе и отчасти в центральных губерниях Европейской России (Архангельская, Вологодская, Олонецкая, Новгородская, Псковская, часть Тверской, Ярославской, Костромской) носил название «досюльного» (то есть давнишнего, старинного) и двустороннего.
«Роспись» выполняется прямыми равными по длине стежками, по счёту нитей, швом «вперёд иголку». При этом сначала делают один стежок на лицевой стороне ткани, второй - на изнаночной, пропуская тем самым по одному стежку на правой и на левой стороне. Затем заполняют оставленные промежутки, вкалывая иглу точно в места проколов первого ряда.
В вышивке с. Екатерининского так же, как и у бухтарминских старообрядцев, шитьё «росписью» отличается тем, что главный узор шьют только по основе и утку, не используя при этом стежков по диагонали. Лишь для узких подкаёмков, обрамляющих главный узор снизу и сверху, употребляются диагональные стежки.
Вот как описывает этот шов Е. Э. Бломквист: «При этом шитье идут иглой всё время вперёд по ломаной линии, причём делают один стежок на правой стороне холста, другой на левой, пропуская по одному стежку на правой стороне и на изнанке; когда сделана часть узора - идут обратно, покрывая пропущенные раньше стежки, так что лицо и изнанка получаются совершенно одинаковые; рядом с одной ломаной линией всегда располагают и другую, так что весь узор при этом приёме кажется состоящим из большого числа цепей из квадратиков, идущих по диагоналям холста. Таким образом, соседние стежки кладутся всегда под прямым углом друг к другу и никогда не образуют прямой линии» [2,
с. 407-408]. Каждый стежок узора делают через 2-3 нитки холста. Идёт ли вышивка по холсту или кумачу, размер стежка составляет 0,3-0,4 см. Стежок «подкаёмка» делают такого же размера, но так как их кладут по диагонали, то орнамент получается крупнее.
Используемая вышивка «роспись» на екатерининских полотенцах выглядит (в силу двусторонности шва) одинаковой с лицевой и изнаночной стороны. Все закрепы нити спрятаны в боковые швы.
Вторая технология, которая распространена в екатерининских полотенцах, - простой «крест». «Крестом» вышивались либо отдельные проставки, либо полотенце целиком.
Шов «крест» М. Швецова относит к малороссийским [9]. Вообще, история возникновения этой техники неизвестна. Есть точка зрения, что она возникла в средневековой Европе во времена Крестовых походов. Среди славянских народов «крест» распространился в XVIII веке и стал особенно популярным у украинцев, белорусов и других народов соседствующих государств. В России мода на вышивку «крестом» возникла на рубеже XIX-XX веков. Возможно, шов «крест» привезён поляками-староверами с территории Речи Посполитой, где они проживали до середины XVIII века, а потом были переселены в Сибирь.
Е. Э. Бломквист, описывая вышивку «крестом», называет её «новой». Возможно, она появилась в среде старообрядцев, как и среди всего населения России, в начале XX века [2, с. 404].
На рубеже XIX-XX веков в России происходит кардинальное изменение художественно-образного решения народной вышивки. Объясняется это распространением техники «крестика». Этой техникой вышивали в городах и барских имениях разнообразные предметы интерьерного назначения: панно, скатерти, салфетки. Первые орнаменты появились в российских печатных изданиях, которые копировали рисунки итальянских, голландских и немецких узоров. Из города техника вышивания «крестиком» постепенно перешла в село.
По мнению Н. С. Грибановой, под влиянием моды на печатные узоры даже в старообрядческих сёлах Алтая крестьянки стали применять на полотенцах используемое ранее для вышивки шитьё «крестиком». С увеличением числа «российских» переселенцев в сёлах старожилов в послереволюционные годы новый, более лёгкий в исполнении способ шитья стал вытеснять старинные способы вышивки («набор», «роспись», «цветная перевить») [4, с. 141].
Техника «простого креста» зависит от способа расположения стежков на изнанке. В вышивках музеев Алтайского края встречаются техники «креста» с вертикальными, горизонтальными и смешанными стежками на изнаночной стороне. В екатерининских полотенцах - горизонтальные стежки на изнанке.
Описывая отличия бухтарминской вышивки от «поляцкой», Е. Э. Бломквист говорит о широком применении шитья «крестом» и комбинировании его с шитьём «па-выметке», чего у первых не встречается.
Менее распространённая техника в екатерининских полотенцах -«набор». Представлена она монохромными бордюрами геометрического орнамента и выполнена «бумагой» красного цвета.
Техника «набор» признана исследователями одной из древних по происхождению. На Алтае она представлена на одежде и полотенцах старожильческого населения. В Европейской России оно называлось «по-браному», «браньё» [5, с. 41]. Наибольшее распространение на Алтае, по мнению И. В. Куприяновой, оно получило у старообрядцев: например, вышитые «набором» ткани являлись неотъемлемой частью локальной традиционной культуры Солонешенского района, Усть-Коксинского района Республики Алтай, а также Восточного Казахстана; у последних она называлась «па-мелкаму» [6].
Особенностью шва является негативное изображение узора на изнанке ткани, что делает его похожим на бранное ткачество. Техника «набор» выполняется швом «вперёд иголку» всё время вдоль вышивки, во всю её длину, словно набирая ткань. Прямые, параллельные длине вышивки стежки, последовательно удлиняясь и укорачиваясь, своими рядами образуют косые линии, расположенные под углом 45 градусов к длине вышивки.
На екатерининских полотенцах размещены орнаменты не выше 25-31 горизонтальных рядов, выполненных вдоль нитей утка. Горизонтальные стежки, составляющие шов «по набору» в полотенцах с. Екатерининского, длиной 1, 3 и 5 нитей; такой же длины делаются и пропуски между стежками, когда нитка уходит на изнаночную сторону.
Существует тесная связь между орнаментом и техническими приёмами его исполнения. Орнаментика вышивки екатерининских полотенец, как и дореволюционных бухтарминских, имеет широкое развитие во всевозможных сочетаниях и элементах строго выдержанного геометрического орнамента, даже без слабых намёков на растительный или животный [2, с. 419].
По мнению А. К. Амброз, строгий линейно-геометрический орнамент, состоящий из ограниченного набора мотивов - ромба, креста, свастики и т.д., является наиболее древним [1, с. 75].
По мнению исследователя народного искусства Алтая Н. И. Каплан, истоки геометрического орнамента архаического типа в вышивке старообрядцев Алтая следует искать в северорусском искусстве орнаментации тканей [5, с. 57]. Например, мотив ромба встречается в некоторых районах Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний [3, с. 104-105].
Но в екатерининских полотенцах доминируют «репьи», варьируемые самыми разнообразными способами, чаще с различными крюками, в то время как в бухтарминских вышивках «безраздельно царствует свастика» [2, с. 421]. Только в одном из орнаментов полотенца встречается свастика, вписанная в ромб.
Кроме ромбов, используются линии, углы, кресты, которые предназначены больше для заполнения между главными элементами и получаются в результате соединений этих элементов.
С точки зрения композиционного построения, перечисленные мотивы в вышивке исследуемых полотенец организованы в прямолинейные бордюры с горизонтальным ритмом и подразделяются на широкие основные и узкие окаймляющие полосы. Чаще всего это различного вида ромбы, часто вписанные один в другой, идущие в ряд. На полотенцах поляков с. Екатерининского в узорах раппорт, состоящий из одного или двух мотивов, повторяется от 3 до 11 раз, чаще всего 4 и 7 раз.
Орнамент каждой проставки имеет трёхчастную композицию: подкаём-ка - главный узор - подкаёмка. Сплошное заполнение фона вышивки имеет ясную, симметричную композицию, выполненную брусничным или насыщенным розовым цветом с тёмно-синими или серо-синими нитями.
Таким образом, локальные особенности традиционной вышивки с. Екатеринского обусловлены спецификой традиций основополагающей этнической группы - «поляков»-староверов. Традиции вышивки «поляков»-старообрядцев сохранились в способах изготовления и орнаментации полотенец. Им присущи счётные виды техник, такие как «набор», «роспись», «крест», красно-бело-синий колорит, геометрический орнамент архаического типа. Можно констатировать, что культурное наследие зависит от этнического состава территории, который сохраняет аутентичность традиции.
Литература
1. Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа
// Советская этнография. - 1966. - № 1. - С. 61-76.
2. Бломквист Е. Э. Искусство бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские
старообрядцы / редактор издания С. И. Руденко. - Москва : Издание Академии наук СССР, 1930. - 460 с. - (Академия наук СССР : Материалы комиссии экспедиционных исследований; Вып. 17 : Серия Казахстанская).
3. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. - Москва : Искусство, 1972. - 151 с.
4. Грибанова Н. С. Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая
в конце XIX - начале XXI века : [монография] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Алтайская государственная педагогическая академия. - Барнаул : АлтГПА, 2013. - 256 с.
5. Каплан Н. И. Очерки по народному искусству Алтая / Научно-исследователь-
ский институт художественной промышленности. - Москва : Госместпромиз-дат, 1961. - 96 с.
6. Куприянова И. В. Вышивка «по набору»: технология реконструкции и методика расшифровки // Этнография Алтая и сопредельных территорий : материалы международной научно-практической конференции / под ред. М. А. Демина, Т. К. Щегловой. - Барнаул : Изд-во Барнаульского государственного педагогического университета, 2005. - Выпуск 6. С. 239-244.
7. Паллас П. С. Петра Симона Палласа, медицины доктора, естественной исто-
рии профессора, Российской Императорской Академии Наук, Вольного экономического Санктпетербургского общества, Римской Императорской естествоиспытательной Академии и Королевских Аглинскаго, Шведского и Геттингского собраниев члена путешествие по разным местам Российского Государства по повелению Санктпетербургской Императорской Академии наук : часть 2, книга 2 : 1770 / пер. с нем. : Федор Томанский. - Санкт-Петербург : при Императорской Академии наук, 1786. - [6], 571, [1] с., [32] л. ил.
8. Сергеев А. Д. Тайны алтайских крепостей. - Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1975. - 215 с.
9. Швецова М. «Поляки» Змеиногорского округа [Электронный ресурс] // Запи-
ски Западно-Сибирского отдела РГО. 1988. Книга XXVI. - Электрон. дан. - URL: https://refdb.ru/look/1612164-pall.html