ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Авторы рассматривают проблему мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности, показываю, как можно учить учащихся правильно ставить цели и проверять их достижение.
Сидорова Ирина Валерьевна,
заместитель директора по УВР МОУ гимназии № 9 имени дважды Героя Советского Союза адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова Ананьева Александра Владимировна
учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 9 имени дважды Героя Советского Союза адмиала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова Московская область, г. Железнодорожный [email protected]
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как можно развивать мотивацию учащихся к самореализации?
Ключевые слова: мотивация учащихся, урочная и внеурочная деятельность, целеполагание: когнитивные, оргдеятельностные, личностные, креативные цели.
В течение последнего десятилетия в образовании происходят изменения. Слова «реформа», «модернизация» у всех на слуху. Но и сегодня остаются актуальными стихи поэта: «Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают, как платье...». Учителя и ученики привыкли к быстрой смене событий так же, как мы привыкаем к мельканию предметов за окном скоростного поезда. Эта привычка (как к позитивным, так и к негативным изменениям) мешает развитию, и получается, что к новой школе идёт только учитель и пытается тянуть за собой массу равнодушных к своему образованию учеников. Почему так происходит? Возможно, потому, что родители учащихся видят цель обучения в успешной сдаче ЕГЭ - не важно, какими средствами. Учителя находятся между необходимостью готовить учеников к ЕГЭ и пониманием, что их роль не должна ограничиваться только натаскиванием. Ученики в этих условиях оказываются не субъектами, а объектами образования. За них уже всё решили другие участники образовательного процесса, министерство, социум.. Но возникает вопрос: а смогут ли эти люди в дальнейшем принимать самостоятельные решения, отвечать за себя, за других, за вверенное им дело, воспитывать своих будущих детей? Ответ очевиден: нет!
В нашей гимназии уделяется немалое внимание гармоничному развитию детей, создано много возможностей для реализации интеллектуального и творческого потенциала. Это привело к тому, что гимназия считается в городе быстро развивающимся, передовым образовательным учреждением, уже три года она
является лидером по числу победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, ежегодно от 2 до 5 участников регионального этапа становятся призёрами, в 2010 году ученица 10 класса стала призёром Всероссийского этапа олимпиады по экономике. А если прибавить к этому успешных участников различных игр-конкурсов, спортивных соревнований, то картина получится просто великолепная! Но, по результатам психологического исследования, оказалось, что только 36% учащихся имеют высокую мотивацию к получению образования. Остальные руководствуются внешними стимулами: оценка, грамоты для портфолио, отсутствие негативного отношения учителя, родителей. А это значит, что в большинстве своём ученики и в нашей гимназии пассивны. Таким образом, назрела необходимость вести целенаправленную работу по повышению мотивации к обучению.
Изучив работы М.М. Поташника, С.Г. Воровщикова, А.В. Хуторского, А.Д. Короля и других, мы пришли к выводу, что без осознанной познавательной деятельности и создания учениками собственного образовательного продукта нельзя повысить мотивацию к получению образования. В Центре дистанционного образования «Эйдос» Научной школы А.В. Хуторского мы нашли для себя курсы по темам, связанным с развитием мотивации учащихся. Освоив технологии целеполагания, рефлексии, продуктивной деятельности, мы стали внедрять их на своих уроках в двух экспериментальных классах и на занятиях научного общества учащихся «Многоточие», отслеживая при-
32
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
ращение каждого в самореализации на уроках и во внеурочной деятельности.
Один из самых важных этапов урока - целеполага-ние. Изучив типологию целей, мы научили учащихся ставить когнитивные, оргдеятельностные, личностные, креативные цели осознанно - перед уроком, перед выполнением некоторых заданий, перед началом изучения тем, разделов. Параллельно с этим мы учили детей отделять «область знания» от «области незнания». На первом этапе пользовались специально разработанной для этого формой. Например, перед началом изучения синтаксиса сложного предложения в 9 классе каждому учащемуся предлагалась такая таблица:
Вид компетентности Освоено полно- стью Освоено частично Не освоено
Составление плана освоения темы исходя из поставленных самостоятельно целей
Постановка целей образовательной деятельности
Изучение теории языка по учебным пособиям самостоятельно
Изучение теории языка с помощью учителя
Сочинение на лингвистические темы
Сочинение по актуальным проблемам
Изложение всех видов
Грамотная устная речь
Грамотная письменная речь (под диктовку, с карточки или учебника, свободное высказывание)
Объяснение орфограмм и пунктограмм
Разбор языковых единиц всех уровней
Работа с тестовым материалом
Организация своей деятельности при работе в группе
Организация работы группы учащихся по решению учебных проблем
Выбор заданий, средств обучения и видов деятельности, способствующих развитию вашей личности
Проведение рефлексии своей деятельности, анализ результатов
Ученики должны были поставить метки в соответствующих графах, а потом, исходя из «области незнания (неумения)» сформулировать цели изучения курса русского языка 9 класса. На разных этапах обучения реализация целей диагностируется, цели уточняются, корректируются. Подобные таблицы можно разрабатывать самим и предлагать учащимся перед изучени-
ем темы, раздела, выполнением домашнего задания, перед началом исследовательской работы и другими видами деятельности. Кстати, такой подход помогает учителю лучше узнать своих учеников, увидеть реальную картину компетентностей учащихся, качественнее готовиться к урокам.
Конечно, это не единственный способ проведения целеполагания. Оно может вытекать из диагностической работы, может быть следствием выполнения творческого задания, оно может быть частью урока или целым уроком. В классах, имеющих слабую мотивацию, целеполагание можно проводить завуалированно, в игровой форме. Например, предлагаем детям разрешить спор двух учащихся, один из которых считает, что «уснувший» - это прилагательное, а другой - что это глагол. В ходе выполнения задания учащиеся обнаружат, что их знаний для объективного разрешения этого спора недостаточно, и поставят познавательные цели.
Внедрив технологию целеполагания, мы обнаружили, что пребывание учащихся экспериментальных классов на уроке стало более осознанным, и даже те, кто раньше не хотел учиться, в этих условиях не могли оставаться в стороне от образовательного процесса.
М.М. Поташник в книге «Требования к современному уроку» отмечал необходимость «регулярного анализа полученных на уроке результатов обучения, воспитания, развития школьника», понимая под этим «выработанную привычку к рефлексии». Причём рефлексивная деятельность необходима как учителю, так и ученику. Целеполагание и рефлексия, таким образом, звенья одной цепи. Но, пытаясь применить эту технологию, следует учитывать, что, хотя ученики знакомы с таким компонентом урока, как подведение итогов, понятие рефлексии для них новое, поэтому проведению рефлексии нужно учить, вводить этот элемент постепенно, двигаясь от простых форм к сложным. Например, на первом этапе можно предложить начальные фразы предложений, закончить которые учащийся должен в соответствии со своими достижениями: «Сегодня я узнал....», «Выполняя упражнение № ..., я научился», «Работая в группе, я проявил следующие качества:.». Для классов с низкой мотивацией можно предложить выбрать лозунг урока из написанных на доске: «Сегодня я молодец!», «Мне ещё нужно стараться», «Сегодня я поработал хорошо», «Сегодня мне было трудно». При недостатке времени можно использовать смайлики, схематические рисунки (весы, компас, песочные часы и другое). С детьми, имеющими более высокий творческий потенциал, целесообразно проводить рефлексию в форме творческих заданий, например, учащимся 9 класса предлагается задание: «Напишите сочинение на тему «Как я изменился в процессе изучения литературы 1718 веков» (форма сочинения - любая (путевые заметки, дневниковые записи, эпистолярный жанр, диалоги и др.))». При написании этой работы ученики проанализируют не только реализацию когнитивных целей, но и проследят личностные приращения, а форма, выбранная учащимися, будет свидетельствовать об их творческом приращении.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
33
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Очевидная связь между целеполаганием и рефлексией наглядно выражена в таблице, которая предлагалась учащимся перед изучением одной из тем:
Цели Определить художественный метод «Путешествия...» Понять произ- ведение Определить ценность произведения для современников и потомков
Способы достижения
Продукт
Такая таблица включает и целеполагание, и рефлексию и планирование деятельности по достижению целей. Она позволяет сэкономить время на уроке и включить каждого в образовательный процесс.
Учитель, применяющий названные технологии, быстро поймёт, что урок, построенный с использованием целеполагания и рефлексии, не может носить репродуктивный характер. Преподаватель уже не может играть доминирующую роль на таком уроке: он - координатор, дирижёр процесса. Следовательно, и содержание такого урока должно предполагать деятельность ученика, направленную на получение образовательного продукта. Идею создания на уроке образовательного продукта в ходе выполнения заданий открытого типа мы «позаимствовали» у Научной школы А.В. Хуторского и ЦДО «Эйдос», которые проводят многочисленные дистанционные эвристические олимпиады, основанные на выполнении именно таких заданий. Применение заданий открытого типа позволило учащимся реализовать не только творческие потребности и личностные цели (в зависимости от способностей, интересов), но и повысить мотивацию к изучению предмета. Благодаря выполнению заданий открытого типа каждый ученик получил возможность быть на уроке успешным, независимо от уровня знаний по предмету (хотя и он тоже повысился!). Задания открытого типа отличаются от привычных учителям творческих заданий: к ним предъявляются более жёсткие требования. Зажигательность преамбулы, предметная глубина, образовательная широта, опора на личностный опыт учащихся, ориентация на создание образовательного продукта - обязательные компоненты такого задания. Например, на обобщающем уроке в 5 классе ученикам было предложено такое задание: «Карта знакомой и неизведанной страны» Составьте «блокнотные записи» своего путешествия, для чего:
- запишите названия «городов», которые вы посетили и открытия, достижения, находки, которые были у вас в каждом «городе». (Обратитесь за справкой к диагностическим картам);
- составьте рейтинговый список трудностей, огорчений, разочарований, испытанных вами во время путешествия. (Обратитесь за справкой к диагностическим картам);
- опишите свои действия по преодолению трудностей.
На пути каждого из вас встретились города Конкурс, Олимпиада. Если вы их посетили, расскажите об их достопримечательностях. Как это посещение расширило ваши представления о стране Русский язык?
Вы уже встречались с картами путешествий на уроках литературы. На любой карте есть условные обозначения. Создайте условные обозначения для своей карты: придумайте и нарисуйте препятствия на своем пути (не забудьте расшифровать их в сносках). Отметьте специальными значками те участки пути, стоянки, города, где вы одерживали победы, делали успехи, испытывали уверенность в своих знаниях.
Конечно, путешествовать можно и для расширения кругозора, но всегда приятно найти сокровище! Назовите сокровище страны Русского языка. Изобразите его.
В следующем учебном году ваше путешествие будет продолжаться. Определите его цели. Составьте список трудностей, которые вам придется преодолеть.
Назовите качества, которыми должен обладать тот, кто хочет найти сокровище страны Русского языка.
Придумайте девиз своему будущему путешествию.
В результате выполнения задания у учащихся получилась наглядная картина их достижений и трудностей, связанных с изучением русского языка в 5 классе. Ценно то, что работа над заданием может быть продолжена в 6 классе при постановке целей изучения предмета.
Формулировка задания может быть более короткой и ёмкой в том случае, если оно не должно охватить такой большой пласт изученного материала. Например, ученикам 9 класса в начале учебного года предложены задания (на выбор): 1) «Составьте диалог с автором одной из книг, прочитанных вами в каникулы. В ходе диалога постарайтесь задать писателю интересующие вас вопросы и подумайте, что и почему он мог бы вам ответить»; 2) «Вы - организатор читательской конференции, участники которой - ученики, учителя и родители. Сформулируйте цели и задачи оргкомитета и участников. Придумайте и опишите идею конференции. Постарайтесь убедить оргкомитет в том, что ваша идея самая жизнеспособная». Выполнение этих заданий позволяет реализовать творческие, личностные, оргдеятельностные цели.
Привычная пятибалльная система оценивания, конечно же, не способна отразить уровень приращений учащихся. Поэтому мы применяем 10-балльную систему оценивания, которую для выставления в журнал приводим к привычной системе. Таким образом, ученик может видеть своё приращение, и в то же время у него не возникает непонимания, почему он «не дотягивает» до желаемой школьной оценки, и результаты обучения воспринимаются учениками и родителями как объективные. Например, оценка «5» ставится за 9-10 баллов (оцениваются и целеполагание, и рефлексия, и выполнение заданий открытого типа); «4» - за 7-8 баллов; «3» - 5-6 баллов. При этом каждый критерий, который оценивается в том или ином случае, ученику известен!
Через полтора года целенаправленной работы мы смогли увидеть результаты. Учащиеся стали охотнее откликаться на предлагаемые формы работы, начали ставить цели и прослеживать собственные приращения, число участников олимпиад и творческих конкурсов выросло на 40%. Особенно ценно то, что у учеников появилась инициатива: выявились постоянные участники
34
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
дистанционных эвристических олимпиад, творческих конкурсов, разнообразной и интересной стала внеклассная деятельность учеников. С 2007 года в гимназии создано НОУ «Многоточие», куда входили учащиеся 7-9-х классов. В 2209-2010 году в НОУ влились учащиеся экспериментального 5 класса. Так как работа в НОУ проводится с разноуровневыми разновозрастными группами, это оказалось несложно. Пятиклассники сами выбрали интересующие темы, методы работы, с помощью старшеклассников искали материал и создавали презентации. Небольшие по объему работы «Язык инопланетян...?» (об особенностях употребления сленга людьми разных поколений), «Буквы и цифры древнерусского языка» (сообщение для учащихся начальной школы) вскоре были представлены на Неделе русского языка.
В целом результаты внедрения инновации по повышению мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы можно считать положительными. Но следующим шагом на пути к осознанному образованию должна быть работа по созданию индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся.
Методичное введение новых технологий, человекосообразность обучения, повышение мотивации к учеб-
ной деятельности, формирование осознанности приобретения знаний - вот те основы, на которых, на наш взгляд, должно базироваться образование будущего.
Литература
1. Губогло З.И. Формирование культуроценностной мотивации здорового образа жизни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6.
2. Ковылева Ю.Э. Развитие мотивации деятельности и ключевых компетентностей учащихся// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №1.
3. Новикова Е.И. Использование метода проекта на уроке информатики с целью повышения мотивации школьников // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - №2.
4. Орбелян А.И. Развитие внутренней мотивации школьников к разработке проектов на уроках английского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2008. - №3.
5. Петрикевич Н.О. Повышение мотивации учащихся к изучению классических языков программирования в курсе «Информатика» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.-№4
6. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - №5.
Автор делится опытом развития у детей способов работы с информацией, предлагает конкретные сценарии проведения занятий, диагностический инструментарий, алгоритм поиска изданий и литературы по определенной теме, используя ресурсы Интернет.
Шушарина Надежда Петровна
директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества педагог дополнительного образования Тюменская область, ЯНАО, Приуральский район
с. Аксарка [email protected]
АЛГОРИТМ ПОИСКА ИЗДАНИЙ И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЕ
Как можно формировать у учащихся способы работы с информацией?
Ключевые слова: способы работы с информацией; алгоритм поиска изданий и литературы в сети Интернет; диагностика уровня понимания.
Занятие по теме:
«Диагностика уровня понимания текстовой информации и самооценки прочитанного»
Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как нибудь.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» гл.1, строфа 5
Ход занятия
1. Знакомство с учениками.
2. Вводная беседа. Случай со шпаргалкой (из собственного опыта).
3. Задание для учащихся: письменно ответить на вопрос «Чему я хочу научиться на занятиях курса по выбору «Способы свёртывания информации или, Как научиться правильно списывать» (приложение 1).
Самооценка позволяет активнее вовлекать обучаемых в учебный процесс. Последующее обсуждение помогает выявить тех учащихся, которые занижают свою самооценку, не обладают необходимыми навыками организации учебного труда и т. д.
Английский психолог Д. Хамблин отмечает, что за словами «я буду стараться» мало что стоит. Надо выяснять, что и как надо совершенствовать. А для этого нужно научиться ставить вопросы, например такие:
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
35