Научная статья на тему 'Формирование личностных результатов средствами эстетического воспитания: проект «Прекрасное пробуждает доброе»'

Формирование личностных результатов средствами эстетического воспитания: проект «Прекрасное пробуждает доброе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЕ ИННОВАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / РОЛЬ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ГИМНАЗИСТА / ДУХОВОЙ ОРКЕСТР / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ / КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПУШКИНСКИЙ БАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосов Владимир Николаевич, Сырцева Татьяна Эдуардовна, Литвинова Валентина Ивановна

Авторы описывают способы достижения личностных результатов учащихся посредством эстетического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосов Владимир Николаевич, Сырцева Татьяна Эдуардовна, Литвинова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных результатов средствами эстетического воспитания: проект «Прекрасное пробуждает доброе»»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Федосов Владимир Николаевич

Заслуженный учитель РФ, директор Сырцева Татьяна Эдуардовна заместитель директора Литвинова Валентина Ивановна

заместитель директора МБОУ Гимназия № 1 г.о. Краснознаменск Московская область

J ^

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

СРЕДСТВАМИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

ПРОЕКТ «ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ»

Л___________________________________________г

Аннотация. Авторы описывают способы достижения личностных результатов учащихся посредством эстетического воспитания.

Ключевые слова: системные инновации, личностные результаты, роль искусства и культуры в воспитании личности гимназиста, духовой оркестр, музыкально-эстетическое образование, научное творчество школьников, культурно-эстетическое пространство, Пушкинский бал.

«Искусство - самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, неподвластного стремления человека к добру, истине и совершенству». Томас Манн

В современном высокотехнологичном обществе возросли требования к школьному образованию и личности человека в целом. Переход школы на ФГОС второго поколения предъявляет новые требования к портрету выпускника. Выпускник школы - это, в первую очередь, успешная, конкурентоспособная личность с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, способная принимать правильные решения в ситуациях нравственного выбора и нести ответственность перед собой и обществом; личность, у которой сформированы жизненные приоритеты, ценности, идеалы.

Внедрение ФГОС как системной инновации - это государственный заказ, который подразумевает международную конкурентоспособность нашего образования. ФГОС предполагает достижения трех групп результатов: предметных, метапредметных и личностных. Каждое образовательное учреждение ищет свои пути реализации заказа государства, и в наше время появилось много разработок, посвященных достижению этих результатов. Тогда как много внимания уделяется метапредметным результатам, особенно познавательным универсальным учебным действиям,

о личностных результатах вспоминают не так часто. Мы с огромным интересом и энтузиазмом изучаем опыт других школ в реализации метапредметного подхода и сами, в свою очередь, хотим поделиться своими способами достижения личностных результатов посредством эстетического воспитания.

Для начала вспомним, как определяет ФГОС понятие личностных результатов образовательной деятельности: «Личностные результаты образовательной деятельности - система ценностных отношений обучающихся -к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе» [6].

Таким образом, личностные результаты предполагают формирование у учащегося целостного, социально ориентированного взгляда на мир и на образование как неотъемлемую часть культуры. В соответствии с личностными результатами, у учащихся формируется учебно-познавательный интерес к учебному материалу, происходит принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения [3,4].

Немалую роль в этом играет изучение и формирование основ устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни [1,2,3].

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся гимназии происходит именно под влиянием проектной деятельности в ходе участия в проекте «Прекрасное пробуждает доброе» [5,6].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

7

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В последние годы психологи, социологи, педагоги все чаще говорят о роли искусства и культуры в воспитании личности, а творчество становится важной составляющей жизненного успеха. Вспомним слова английского писателя Оскара Уайльда: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы благодаря ему становимся».

Наша гимназия на протяжении многих лет не только дает своим ученикам твердые научные знания, но и открывает перед воспитанниками мир прекрасного, ведет их в мир искусства, учит видеть красоту вокруг и создавать ее. Проект «Прекрасное пробуждает доброе» существует с 1993 года. Уже тогда, изучив социальный заказ, проанализировав общественное мнение, мы пришли к выводу, что современный успешный человек должен быть эстетически образован, обладать творческим потенциалом и нестандартным мышлением. Именно творческое начало поможет выпускнику в будущем найти креативный выход в любой сложной ситуации, достичь успеха, совершить открытия, стать первым. Жизнь показывает, что физик или химик, который занимается живописью и играет на флейте, быстрее найдет решение проблемы и совершит научное открытие, чем просто физик или просто химик. Творческое начало позволит человеку найти кратчайший нестандартный путь, который приведет к успеху. Все открытия в мире были сделаны не просто умными, но в первую очередь творческими, разносторонне развитыми людьми, которых мы и называем гениями. Творчество и успех неотделимы друг от друга.

Целью проекта является воспитание успешной, гармонично развитой личности с высоким творческим потенциалом.

В основе проекта лежит музыкально-эстетическое образование, и это определило задачи проекта:

• сформировать эстетическое пространство, в котором будет комфортно и гармонично развиваться личность ребенка;

• развить у учащихся способность видеть и воспринимать красоту в жизни, привить эстетический вкус, сформировать эстетические идеалы;

• пробудить и поддержать творческую и познавательную активность учащихся, развить способность к самостоятельному творчеству;

• выявить и поддержать одаренных детей;

• обеспечить психологическую поддержку учащихся, научить детей понимать и выражать свои эмоции;

• развить у воспитанников умения бесконфликтного общения, комфортной и продуктивной работы в коллективе на основе взаимоуважения и толерантности.

Проект «Прекрасное пробуждает доброе» - это создание единого культурно-эстетического пространства, в котором царит содружество искусств, музыка, хореография и театр соседствуют с изобразительным искусством, литературой и научным творчеством, и это пространство выплескивается за рамки школьных уроков, подчиняя себе все свободное время ребенка. Жизнь в гимназии кипит и после уроков. Пройдите по школьным коридорам в вечерний час, и вы услышите звуки фортепиано или трубы, голоса школьного

хора, можете заглянуть на репетицию школьного духового оркестра или понаблюдать за постановкой танцев к школьному Пушкинскому балу, а можете остановиться и почитать журналистские пробы пера наших воспитанников в школьной газете...

Проект включает в себя несколько направлений: научное творчество, музыка, хореография, журналистика и изучение мировой культуры.

Музыка сопровождает наших воспитанников с первых дней обучения в гимназии. Это уроки сольфеджио в начальной школе, обучение игре на музыкальных инструментах, занятия вокалом. Ни один школьный концерт не обходится без выступления юных пианистов и инструментального ансамбля. Школьный хоровой коллектив «Доминанта» - многократный победитель областного конкурса «Юные таланты Московии», участник городских и областных смотров и фестивалей. Голоса нашего хора звучали в Большом зале московской консерватории, в зале им. Чайковского и в концертном зале Музея музыки. Особая гордость гимназии - наш духовой оркестр, который в 2013 году получил высокое звание «Образцового детского коллектива». За время своей творческой деятельности он вырастил не одно поколение увлеченных ребят, многие из них продолжают учебу в музыкальных училищах Москвы. Первоклассники в свободное от уроков время старательно осваивают игру на своих первых блокфлейтах, чтобы потом, спустя несколько лет, взять в руки трубу, саксофон или кларнет и занять свое место в оркестре. Малыши с волнением и трепетом ждут этого дня, когда произойдет посвящение в музыканты, и они станут частью оркестра. Наши оркестранты активно участвуют в культурно-массовой и концертной деятельности гимназии, города и области, их концерты традиционно собирают полные залы и проходят с неизменным успехом. За свою деятельность оркестр и его участники, солисты и ансамбли много раз становились победителями различных конкурсов, фестивалей, а в апреле наши музыканты стали лауреатами именной стипендии Губернатора Московской области.

Кроме красоты звука, наши воспитанники учатся красоте движения. Хореографическая часть проекта связана с обучением ритмике в начальной школе и танцам в средней, постановке индивидуальных и групповых хореографических номеров. Дети учатся владеть своим телом, выражать эмоции, чувства, раскрепощаются. Замечено, что люди, умеющие красиво двигаться, ритмично танцевать, могут и в других видах деятельности достичь высоких результатов. Даже наши первоклассники умеют танцевать вальс. Что говорить о выпускниках школы: в их танцевальном багаже не только классический набор бальных и современных танцев, но и уверенная походка и гордая осанка - отличительные черты успешного человека.

Важной частью проекта является научное творчество школьников. На уроках дети получают основы научных знаний, но это только начало для их дальнейшего творческого осмысления. Как говорил великий физик А. Эйнштейн, «успешный человек- всегда потрясающий художник своего воображения; вообра-

8

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

жение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение - беспредельно». Уже много лет в гимназии существует научное общество учащихся, в которое вовлечены многие талантливые и любопытные ребята. Результатом работы этого общества является ежегодная школьная конференция «Человек. Земля. Вселенная». Это долгожданное и волнительное событие для всех воспитанников и педагогов нашей гимназии, когда можно поделиться своими размышлениями, научными догадками, попытаться самим разобраться в сложном многогранном мире, ответить на многие волнующие вопросы. Научное исследование - это тоже настоящее творчество, когда от ребенка требуется не просто продемонстрировать владение понятийным аппаратом той или иной науки, но и проявить креативность мышления, способность сомневаться и задавать вопросы, желание найти свой ответ и свое решение. Каждая конференция - это череда открытий, и не только для ребят, но и для педагогов. А с какой гордостью потом дети держат в руках сборник с тезисами своей работы! Опыт работы в этой сфере показал, что возможность исследования и участия в конференции важна для всех ребят Удивительно, но даже слабоуспевающие ученики с интересом включаются в научное творчество, а после завершения исследования они начинают лучше учиться, на уроках у них появляется живой интерес к предмету, и не ради оценки, а ради самого процесса познания. И, конечно, для таких детей это прекрасная возможность заслужить уважение и общественное признание, они становятся увереннее в себе, успешнее в общении и в учебе. Для «хорошистов» и «отличников» участие в научной работе -прекрасная возможность выйти за рамки школьной программы и проявить свою индивидуальность и творческое начало. Наши воспитанники становятся участниками конференций и более высокого уровня. В мае ученики нашей гимназии представляли свои научные исследования на ежегодной международной конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Кирилло-Мефодиевские чтения», где их работы были высоко оценены научным сообществом и опубликованы в сборнике материалов конференции.

Культурно-эстетическое пространство нашей гимназии затрагивает и искусство владения словом. Ежегодно в рамках декады русского языка и литературы наши воспитанники участвуют в традиционных авторских чтениях, на которых они представляют свое творчество в прозе и стихах. А в течение всего года ребята пробуют свои силы в журналистике: их статьи, отзывы, репортажи о школьных событиях можно прочитать на страницах ежемесячной школьной газеты «Гимназический вестник», каждый номер которой - долгожданное событие. Возможность написать и опубликовать свою статью в школьной газете есть у каждого гимназиста. Отрадно видеть, с каким нетерпением дети ждут каждый выпуск Вестника, с гордостью читают статьи своих одноклассников, обсуждают прочитанное. А для юных авторов это прекрасная возможность выразить свое мнение, проявить творческое начало, завоевать

уважение сверстников, повысить самооценку. Возможно, это первые шаги в настоящую большую журналистику, которая станет любимой профессией.

Проект «Прекрасное пробуждает доброе» создает культурное пространство, которое помогает объединить уроки и внеурочную жизнь школьников, связать теорию с современной жизнью, преодолеть разрыв между наукой и ее применением на практике. Изучение мировой культуры начинается в школьных классах, а продолжается в многочисленных экскурсионных поездках. Школьники изучают русские народные сказки и славянский фольклор, а потом едут в Великий Устюг к Деду Морозу или в Ярославль в гости к сказке. Изучение древнерусской культуры и литературы выплескивается за рамки урока и продолжается в Костроме, Угличе, Владимире. Каждая тема школьной программы подкреплена реальным жизненным материалом, когда ребенок может своими глазами все увидеть, почувствовать, проникнуть в атмосферу изучаемой эпохи и, что очень важно, дать свою интерпретацию и оценку. Изучение литературы сопровождается посещением театральных постановок,-изучение мировой художественной культуры невозможно без походов в музеи и на выставки. Цель этих поездок - не развлечь, а призвать к внутренней работе, научить видеть прекрасное вокруг себя. Каждый выезд - это труд души и еще одна ступень взросления. Психологи утверждают: «Четыре спектакля в год - и ребенок будет учиться лучше». Наш опыт изучения литературы с последующим посещением театра полностью доказывает этот тезис.

Проект существует уже 20 лет. За этот немалый срок мы с гордостью можем говорить о стабильных положительных результатах.

В недрах эстетического воспитания родились многие прекрасные школьные традиции, и одна из них -Пушкинский бал. Это долгожданный праздник, который объединяет детей и педагогов, позволяет вырваться из плена серых будней и погрузиться в прекрасную атмосферу высокого чистого искусства, где в вальсе кружатся прекрасные дамы и галантные кавалеры, движения наполнены достоинством и грацией, а театральное действие переносит гостей в минувшую эпоху. А после такого прикосновения к прекрасному и вечному дети на всю жизнь стараются соответствовать тому высокому культурному уровню, который был задан в гимназии. Бал - это результат ежедневной работы в сфере эстетического и творческого развития школьников. Дети в непринужденной праздничной обстановке поют, танцуют, читают стихи, перевоплощаются на сцене, а главное, показывают высокий уровень культуры общения и поведения. Пушкинский бал задает высокую культурную планку, которую потом гимназисты поддерживают на протяжении дальнейшей жизни.

Гимназия создала для своих воспитанников идеальные условия для полноценного развития и раскрытия творческих способностей. Не случайно школа занимает лидирующее место в городе по количеству призовых мест в предметных олимпиадах, смотрах и конкурсах от муниципального до федерального и междуна-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

9

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

родного уровней. Среди них -олимпиады при МВТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, МГУ всероссийская программа «Шаг в будущее». Высокий профессиональный уровень гимназия подтвердила на областном конкурсе «Лучшая школа Подмосковья» в 2010 году, став победителем, в 2011 получила золотую медаль по итогам конкурса «Элита российского образования» и грант как «Лучшее инновационное учреждение Московской области». В 2012 году гимназия получила Почетный знак КУБОК - высшую награду Всероссийского конкурса «Золотой фонд Российского образования».

Но главное достижение гимназии не награды и звания, а наши воспитанники. В нашей школе нет учащихся, находящихся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, а в современном мире это немалое достижение. Если ребенок получает правильные ориентиры, живет, учится и развивается в комфортных культурно-эстетических условиях, то становится возможным преодолеть негативное влияние агрессивного окружающего мира и показать другой мир, чистый и возвышенный, из которого ребенок не захочет уходить.

Наших выпускников можно встретить во многих ведущих вузах России: МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИРЭА, МГИМО, многие выпускники становятся студентами вузов, связанных с культурой и искусством, пополняют ряды профессиональных музыкантов, уходят в образцовые военные духовые оркестры, организуют свои хореографические коллективы.

И несколько слов о значении проектной деятельности для нашей Гимназии.

Сегодня в нашей Гимназии есть все возможности для успешной работы с учащимися по методу проектов. Проектная деятельность - один из наиболее действенных из известных нам способов работы с низкой учебной мотивацией. Многие учащиеся, не добивающиеся отличных оценок по основным предметам, могут потерять мотивацию и интерес к учебе, и наша многолетняя практика показала, что в этом случае необходимо ориентировать таких детей на успехи в других сферах. Когда мы начали работу по проекту «Прекрасное пробуждает доброе», мы ожидали, что учащиеся им заинтересуются и будут с удовольствием в нем участвовать. Но мы не могли даже представить себе того успеха, которого достигли, и что самое удивительное, не ожидали, что повысится успеваемость учащихся по основным предметам, которые, казалось бы, не связаны непосредственно с проектом. Дети, вдохновленные своими достижениями и общей атмосферой проектной деятельности, поверили в свои силы, и у них стало получаться многое из того, что не получалось раньше. Проектная деятельность -особый вид учения, где каждый может найти свою роль и реализовать свой потенциал, получить не просто теоретические знания, но знания, добытые в условиях собственной деятельности и ситуации успеха.

Прежде всего, мы проводим с учащимися работу по целеполаганию. Это - самый важный и, как правило, самый трудный этап. Именно здесь больше всего требуется помощь учителя,-ведь осознание цели своей

деятельности служит опорой на всех дальнейших этапах работы по проекту. Постановка проблемы и ответ на вопрос «Зачем я буду делать этот проект?» являются первым этапом работы. Вторым этапом можно считать планирование: что следует сделать для достижения цели. Таким образом, учащийся с помощью учителя продумывает шаги к достижению своей цели - это и будут задачи работы над проектом. Следующий шаг - выбор способа действия, ответ на вопрос «Как я буду это делать?» И, конечно, не стоит упускать из виду образ конечного результата: учащийся отвечает себе на вопрос «Что должно получиться в итоге работы по проекту? Какой результат я могу считать успешным?» И, наконец, найдя ответ на все эти вопросы, можно приступать к работе. По окончании проекта мы считаем обязательным провести с участниками рефлексию своей деятельности. Что удалось? Что нуждается в доработке? Если результат не полностью устраивает нас, что мы в следующий раз сделаем по-другому? Какой этап работы требует корректировки, и что для этого нужно сделать?

Проектная деятельность - одно из успешных направлений работы в нашей Гимназии, и мы гордимся теми результатами, которых достигли за эти годы. Каждый год мы открываем для себя все новые грани, и ни один проект не повторяет предыдущий. Мы не устаем радоваться тому, как учащиеся и их родители откликаются на нашу работу и уверены, что такое признание - это лучшая награда за наш труд.

Получив прививку от пошлости и невежества, прикоснувшись к сокровищам высокого искусства, наши дети несут в своих сердцах живой огонь великой культуры, и есть надежда, что этот огонь они смогут передать следующим поколениям, а значит, будущее нашей страны - в надежных руках.

Литература

1. Васютина Е. Ю. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С.71-75.

2. Окуненко Л. А., Заплатина Е. А. Творческий проект в школе с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетического цикла: проблемы реализации и внедрения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 5-9.

3. Сиденко А. С. О проекте в условиях билингвального образования: «развитие коммуникативной компетентности учителя средствами описания передовых практик» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С.46-49.

4. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от ос-

мысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 5. С.42-49.

5. Сырцева Т. Э. Опыт реализации музыкально-эстетического образования учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С.69-72.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Сайт]. URL: http://www.standart.edu.ru/ (Дата обращения: 1.02.2014).

10

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.