ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Бледнова Елена Владимировна
МКОУ «СОШ № 3» г. Ревда, Свердловской области E-mail: [email protected]
J ^
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ начальной школы
л___________________________________________г
Аннотация. В статье описаны некоторые способы активизации творческого потенциала личности учащихся в процессе обучения в начальной школе. Представлен опыт работы по развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся как совместной учебно-познавательной, творческой и игровой деятельности, имеющей общую цель и согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Представлена классификация проектов по доминирующим видам деятельности учащихся.
Ключевые слова: проектная деятельность, развитие творческих способностей.
Современная начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Она призвана дать возможность всем детям без исключения проявить и раскрыть свои способности, творческий потенциал, подразумевающий высокую социализацию детей в будущем.
С внедрением ФГОС перед нами, учителями, встают новые задачи, которые предполагают и новые результаты школьного образования. «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, становится одной из приоритетных задач системы образования. Развитию творческих способностей, как составляющему компоненту одаренности, посвящены работы Д. Б. Богоявленского, Л. А. Венгера, А. М. Матюшкина, Е. Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности. Однако существующая проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложности заключаются в специфике работы с детьми. Вот
некоторые проблемы, выявленные мной в процессе работы:
• психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей;
• оказание методической и практической помощи родителям способных детей;
• совершенствование сотрудничества педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков детей.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается полностью.
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью современного образования и воспитания.
В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается проектно-исследовательская деятельность учащихся. [4].
Интерес к методу проектов со стороны школы очень велик. И это не дань моде или увлечению инновационными технологиями в образовании. Пожалуй, это дань времени: понятие «проект» вернулось в нашу жизнь как хорошо забытое старое и оказалось востребованным [5, 6, 7, 8, 10]. В этой связи, с 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнеров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [2, 3], в числе ряда
28
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
других направлений ведется и системная деятельность по разработке новых форм организации интеллектуальной и творческой деятельности учащихся [1, 7, 8, 9].
Главная идея метода проектов, широко используемого в ходе сетевого взаимодействия, направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результат.
Основные требования к учебному проекту.
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проблемной группой внешним заказчиком.
2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности, с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных.
3. Исследовательская работа как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
5. Осуществление проекта требует на завершаемом этапе презентации продукта и защита самого проекта.
Таким образом, проект - это «пять П»:
- Проблема;
- Проектирование (планирование);
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация. [5, с. 14]
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличают четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. [5, с. 22]
В третьем классе мы с ребятами создали проект «Наш школьный сад». Проект был годовой. Осенью дети собирали семена цветущих растений, белили стволы деревьев, убирали опавшие листья, занимались посадкой кустов сирени.
Зимой подкармливали зимующих птиц, готовили макеты клумб к весне. Весной выращивали рассаду, прибирали территорию школьного сада. Продолжением данной работы стал проект «Тропинками родного края». Мы не только продолжили работу по озеленению школьного сада, но и постарались как можно больше посетить природных заповедных мест на территории Свердловской области. Любуясь красотой уральской природы, мы с ребятами проводили рейды по уборке загрязнённых мест отдыха.
Хочется отметить проект под названием «Лицейский скверик». В данном проекте принимали участие ученики 2 класса лицея ГБОУ СПО «РПК» и их родители. Мы с детьми вырастили рассаду цветущих растений, родители вырезали клумбы из автопокрышек. Все вместе мы покрасили клумбы, высадили рассаду, провели праздник Цветов и на протяжении всего лета ухаживали за нашими клумбами.
Ценность практико-ориентированного проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решать заданную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование [6]. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. [5].
Детям нравится искать результат, который связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным ответом.
Темы исследований могут быть разнообразными. Например, «Газ-вода - для здоровья беда». Третьеклассница, проведя опыты с растениями, яйцом и куриной печенью, доказала вред Кока-Колы на организм человека.
Ученица первого класса в исследовании «Огород -круглый год», высадив семена и наблюдая за всходами, убедилась в том, что невозможно зимой на окне вырастить тепличные растения.
С второклассниками мы пытались найти ответ на вопрос: «Где водятся волшебники?». Дети читали и сочиняли сказки, проводили опыты на уроках химии и физики, подбирали и показывали фокусы, искали чудеса в природе. В заключение, учащиеся сделали вывод о том, что настоящий волшебник, это тот, кто использует свою силу на благо людям и окружающему миру.
Учителю необходимо создавать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хоро-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
29
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
шо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. [5, с. 22]
Работая над проектом «Улицы родного города», учащиеся 4 класса узнали историю создания улиц нашего города, посетили музеи, выставки, проводили социологический опрос с жителями и родственниками, проживающими на улицах нашего города.
Третьеклассник, выполняя проект «Улица Кутузова в моём городе», собрал информацию о войне 1812 года, узнал, кто такой Кутузов, побывал на улице Кутузова, сделал маршрутный лист.
Хочется отметить, что учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, когда старается помочь учащимся в поиске информации.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. [5, с. 22]
Ученик четвёртого класса, работая над проектом «В мире часов», провёл исследование и сделал своими руками водные и песочные часы из бросового материала.
В проекте «Кладовая малахитовой шкатулки» ребёнок не только узнал биографию П. П. Бажова, прочитал его сказы, собрал коллекцию минералов, но и сделал малахитовую шкатулку из картона и пластилина. А вот второклассник (проект «В гостях у бурёнки Лины») смог сделать из молока творог и сливочный сыр. Работая над творческими проектами, дети делают много удивительных открытий.
Как руководитель проекта, учитель должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями.
Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных и исторических персонажей или выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. [5, с. 22]
Проект «Давай с тобой подружимся» связан с шефской деятельностью шестиклассников над второклассниками. Шестиклассники проводят интересные занятия, организуют перемены, помогают второклассникам в подготовке к урокам.
В проекте «Физминутки - это вам не шутки», ученица 1 класса придумала свои разминки и обозначения, помогающие определить усталость детей на уроке.
Внимания заслуживает проект «Дети войны». Учащиеся писали письма своим прадедам на фронт перьевыми ручками и чернилами, учились складывать из бумаги фронтовые треугольники. Собрали богатый материал о своих родственниках. На заключительном празднике дети пели песни и читали стихи для своих бабушек и дедушек.
Существуют разнообразные формы, позволяющие представить результаты проектно-исследовательской деятельности:
• конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
• презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
• выступления, как правило, для определенного круга -своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
• доклад с целью сообщения новых знаний;
• выставка достижений, проводится для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине и т.д.
Конечный результат - защита исследовательских работ и проектов на школьной и городской научно-практической конференции «Первые шаги исследования», затем на региональном и областном уровне. Мои ученики на протяжении пяти лет являются победителями и призёрами городской научно-практической конференции.
Защищая свои работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников - всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.
Использование методов проектирования позволяет активизировать познавательную и практическую деятельность обучающихся. Формировать у них умение ориентироваться в информационном пространстве, проводить системный анализ собранного материала, самостоятельно принимать решение.
Авторитет учителя, занимающегося проектной деятельностью, значительно возрастает, он становится инициатором интересных начинаний, он провоцирует самостоятельную активность обучающихся, бросает вызов их сообразительности и творческой фантазии. Безусловно, это куда труднее, чем «преподавать» детям заранее готовые «рецепты» по учебникам.
Развивая творческие способности учащихся, нельзя забыть о развитии интеллектуальных способностях детей. Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности. Не первый год я веду курс «Юным умникам и умницам» по развитию познавательных способностей (методическое пособие О. А. Холодовой). Учащиеся каждый год являются победителями и призёрами городской олимпиады «Орешек знаний». Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности обще-
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ства в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности - залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Литература
1. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.-№ 3, с.19-23.
2. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО,- 2010.-№ 8 (76), с.32-42.
3. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление.- 2011.- № 5 (75), с.39-45.
4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: Аркти, 2005.- 112с.
5. Сергеев И. С. Метод проектов в школе. М.: Педагогическая Лоция, 2003.
6. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.
7. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010.- № 5.
8. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований» в практике как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 4.
9. Фоменко С. Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетент-ностной модели образования // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.- № 11 (79), с.3-12.
10. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2010.- № 6 (74), с.76-84.
J
Л
Рылеева Анастасия Сергеевна
к.п.н., ст.преп. кафедры педагогики Курганского государственного университета
г.Курган E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕСС ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
группы риска к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности
Аннотация. В статье рассматривается воздействие вариативной образовательной среды на процесс готовности подростков группы риска к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Выделены три образовательных среды (гимназия, массовая школа, школы для «трудных» подростков), которые исследуются как фактор влияния на успешность жизненного самоопределения.
Ключевые слова: вариативная образовательная среда, готовность к самостоятельной жизни.
Как показывает анализ литературы, понятие «образовательная среда» в педагогике появилось недавно. В педагогических исследованиях наряду с термином «образовательная среда» используются такие, как «среда образовательного учреждения», «обучающая среда», «школьная среда», «внутришкольная среда», «образовательное пространство» (Е. В. Бондарев-ская, Н. О. Гафаурова, Ю. С. Мануйлов, И. Я. Лернер, Л. Л. Редько, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.). Современные исследователи близки в пони-
мании больших потенциальных возможностей для развития и саморазвития личности, которыми обладает образовательная среда (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Ю. С. Мануйлов, В. И. Слободчиков, В. И. Ясвин и др.). Однако воспитательный потенциал среды ученые определяют по разному. Одни полагают, что среда является способом преобразования внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик, В. Г. Бочарова). Другие рассматривают среду, наполненную нравственно-эстетическими ценностями, как
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
31