Научная статья на тему 'Развитие методов снижения пожарного риска в лесном хозяйстве'

Развитие методов снижения пожарного риска в лесном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каткова Т. Е.

In the present work the reasons of occurrence of forest fires are investigated, efficiency of actions for revealing of originators of fires and infringers of fire prevention rules in woods on an example of Mary El Republic is analysed. Directions of increase of efficiency of preventive measures in a control system of forest conservation from fires are proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие методов снижения пожарного риска в лесном хозяйстве»

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ СНИЖЕНИЯ ПОЖАРНОГО РИСКА В ЛЕСНОМ

ХОЗЯЙСТВЕ

Каткова Т.Е. (МарГТУ, г. Йошкар-Ола, РФ)

In the present work the reasons of occurrence offorest fires are investigated, efficiency of actions for revealing of originators of fires and infringers of fire prevention rules in woods on an example of Mary El Republic is analysed. Directions of increase of efficiency ofpreventive measures in a control system offorest conservation from fires are proved.

В 2010 г. в России наблюдалось катастрофическое развитие пожаров, которые нанесли колоссальный ущерб. Проблема повышения эффективности управления пожарным риском в лесном хозяйстве приобретает еще большую актуальность в связи с большим количеством и опасностью лесных пожаров, огромными потерями лесных массивов и других природных территорий.

Целью исследования является обоснование направлений повышения эффективности профилактических мер в сфере охраны лесов от пожаров.

Методологической основой исследования послужили принципы системного подхода к изучению выбранной проблемы и поиску путей ее решения. В процессе исследования применялись абстрактно-логические, статистические, экономико-математические методы, а также графические и табличные приемы визуализации материалов исследования.

Управление пожарным риском в лесном хозяйстве является одной из важнейших государственных задач, что обусловлено большими потерями экономических, социальных и экологических ресурсов в данной отрасли.

Для обеспечения пожарной безопасности в лесах, т.е. состояния которое уменьшает до минимума возможность возникновения в них пожаров, и условий для успешной ликвидации загораний, осуществляются:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Охрана лесов от пожаров - комплекс ежегодно проводимых мероприятий, в том числе и профилактических, направленных на предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения, тушение.

Предупреждение возникновения лесных пожаров включает методы:

- противопожарная пропаганда;

- регулирование посещаемости лесов населением;

- лесная рекреация;

- контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, устанавливающих единые требования к обеспечению пожарной безопасности при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являющихся обязательными для исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Для своевременного принятия соответствующих профилактических мер необходимо знать наиболее вероятные периоды возникновения лесных пожаров и их причины в данной местности. Источники лесных пожаров, являющихся наиболее важным фактором, влияющим на динамику гибели лесов, могут быть антропогенного, природного и смешанного происхождения.

Расчет и анализ структуры количества пожаров по причинам возникновения в Республике Марий Эл (РМЭ) показал, что большая часть лесных пожаров возникает от антропогенных источников. В РМЭ за период 1993-2009 гг. от 63 до 91% лесных пожаров возникло по вине населения, а от всех антропогенных источников - в среднем 92 % (рис. 1).

Сельскохозяй- Лесозаготовители

80,78 %

Рисунок 1 - Распределение числа лесных пожаров по причинам возникновения в РМЭ за 1993 - 2009 гг., %

За последние годы соотношение числа лесных пожаров по причинам возникновения в РМЭ существенно изменилось. Если раньше значительная доля пожаров возникала по вине работников предприятий и организаций, проводящих работы в лесах (рис. 2), то в настоящее время большинство пожаров происходит из-за нарушения правил пожарной безопасности (ППБ) населением (рис. 1). Данный факт свидетельствует о низкой культуре населения, недостаточных профилактической работе противопожарных служб, пожарном надзоре.

Затраты на противопожарную пропаганду и благоустройство территории занимают небольшую долю в структуре затрат на мероприятия по охране лесов от пожаров [1].

Искры паровозов 9,30%

Другие причины 6,90%

Население 54,60%

Гроза 22,80%

Лесозаготовители 6,40%

Рисунок 2 - Распределение числа лесных пожаров по причинам возникновения в РМЭ за 1979 - 1988 гг., %

Мероприятия по противопожарной пропаганде включают организацию постоянных противопожарных выставок, агитвитрин; установку противопожарных агитплакатов, аншлагов; проведение бесед, лекций; выступления в печати, по радио и телевидению; издание и распространение плакатов, листовок, диафильмов, кинофильмов; обмен опытом работы передовых противопожарных подразделений, лучших лесничеств, проведение учений; осуществление контроля за соблюдением ППБ в лесах.

Благоустройство территории предполагает устройство мест отдыха и курения, площадок для ночлега туристов, стоянок для автотранспорта, шлагбаумов, преград, закрывающих доступ в отдельные участки леса, что сокращает риск причинения ущерба пожарами, возникающими по вине населения.

Изучение работы по выявлению виновников пожаров и нарушителей правил пожарной безопасности в лесах РМЭ за десятилетний период позволяет сделать вывод о ее низкой эффективности: виновники лесных пожаров, как правило, не обнаруживаются, ущерб от пожаров практически не возмещается (табл. 1).

Низкая эффективность работы с нарушителями правил пожарной безопасности в лесах обусловлена также реформированием системы управления лесным хозяйством: с 1 января 2007 г. вступил в силу новый Лесной кодекс РФ, который вызвал негативные оценки со стороны работников лесного хозяйства, лесопромышленников, неправительственных природоохранных организаций, органов государственной власти многих субъектов РФ.

Для изменения негативных тенденций в области охраны лесов от пожаров, необходимо восстановление централизованной системы авиационной охраны лесов, позволяющей оперативно направлять квалифицированных специалистов в определенный регион, государственной лесной охраны, для которой охрана лесов является единственной задачей. Должна быть осуществлена инвентаризация законодательства о лесе, а также Лесного кодекса, который мог бы стать основой для успешного развития российского лесного хозяйства.

Таблица 1 - Анализ эффективности работы по выявлению виновников лес-

ных пожаров и нарушителей III1Ь в лесах РМЭ

Количе Пло-щадь Сред- Выявле Выявле Ущерб от Сумма Взыска- Возмещен % воз-

Годы ст-во лесных няя пло- но но ви- пожаров, взы- но с ви- ущерб ви- ме-ще-

лес-ных пожа-ров, щадь наруши новни- тыс. р. сканных новни- новниками ния

пожаро га лес-ногс телей ков штра- ков по- и наруши- ущерба

в пожа-ра, Ш1Ь, пожа- фов, тыс жаров, телями

га чел. ров, чел. р. тыс. р. Ш1Б, тыс. р.

1999 226 61 0,27 209 9 661,2 3 1,5 4,5 0,7

2000 81 5,7 0,07 630 3 302,5 6,3 5,4 11,7 3,9

2001 238 42,5 0,18 484 5 979,9 5,7 5,5 11,2 0,8

2002 341 1356,91 3,98 602 11 16307 10,3 26,1 36,4 0,2

2003 84 18,3 0,22 18 2 1082,2 10,6 2,0 12,6 1,1

2004 111 14,13 0,13 24 2 1144,0 15,8 7,2 23,0 2,0

2005 164 40,45 0,25 5 3 7055,7 3,2 1,2 4,4 0,1

2006 218 273,17 1,25 6 2 73694,6 1,0 0 1,0 0,01

2007 135 99,27 0,74 3 2 71235,1 7,5 6,2 13,7 0,01

2008 92 51,76 0,56 27 1 34797 60,8 1 61,8 0,01

Итого 1690 1963,2 1,16 2008 40 207259,2 124,2 56,1 180,3 0,09

Появившаяся в последние годы тенденция роста числа лесных пожаров свидетельствует о необходимости усиления профилактических мероприятий, которые, как правило, не требуют существенных затрат, но снижают риск возникновения и распространения лесных пожаров. Особое внимание необходимо уделять совершенствованию противопожарной пропаганды с целью придания ей главенствующей роли в профилактике лесных пожаров, контролю за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, увеличению финансирования отрасли. Этим проблемам должно быть уделено первоочередное внимание при совершенствовании системы управления пожарным риском в лесном хозяйстве.

Литература

1. Каткова Т.Е. Анализ структуры затрат на управление охраной и защитой лесов в Республике Марий Эл / Т.Е. Каткова // Актуальные проблемы современной экономики: межвузовский сб. науч. тр. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2007. - С. 140 - 150.

Работа выполнена при поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009-2010 годы» (проект № 1.2.10).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.