Научная статья на тему 'Маркетинговые коммуникации по противопожарной пропаганде в лесном хозяйстве'

Маркетинговые коммуникации по противопожарной пропаганде в лесном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева Е. Е., Астапова Ю. Ю.

In article value of marketing communications in a forestry is considered. Directions of fire-prevention propagation which allow to reduce a damage from forest fires are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые коммуникации по противопожарной пропаганде в лесном хозяйстве»

МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЕ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Моисеева Е.Е., Астапова Ю.Ю. (СибГТУ, г.Красноярск, РФ)

In article value of marketing communications in a forestry is considered. Directions of fire-prevention propagation which allow to reduce a damage from forest fires are offered.

В условиях не снижающегося спроса на продукцию лесного комплекса, становится актуальной проблема использования маркетинговых подходов в деятельности лесохозяйственных и лесопромышленных предприятий.

Одним из направлений маркетинговой деятельности на рынке является разработка и осуществление маркетинговых коммуникаций или продвижение товара (услуги). Задача системы маркетинговых коммуникаций состоит в модификации управляемых факторов внешней среды таким образом, чтобы они создавали благоприятные условия для деятельности предприятия. К основным средствам коммуникаций относятся реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, связи с общественностью, личная продажа, прямой маркетинг.

Продвижением можно считать любую форму сообщений, с помощью которых предприятие в любой отрасли информирует и убеждает людей, а также напоминает им о своих товарах, услугах, идеях или других действиях, оказывающих влияние на общество.

Для отрасли лесного хозяйства эффективным средством маркетинговых коммуникаций противопожарная пропаганда. Пожары - основная причина гибели лесов. За период 2000-2009 гг. в Российской Федерации погибло 5308 тыс. га лесных насаждений (в среднем 442 тыс. га в год). Из этой площади 70% лесов погибло от пожаров, 14,3% - от воздействия неблагоприятных погодных условий, 12,9% - от повреждения вредными насекомыми и 2,8% пришлось на весь комплекс прочих факторов (болезни, повреждения дикими животными, антропогенные факторы).

В целях предупреждения возникновения лесных пожаров, ограничения их распространения и создания условий для обеспечения успешной борьбы с ними в стране, предусматривается проведение комплекса профилактических мероприятий на основе планов противопожарного устройства лесной территории. Работу по выполнению противопожарных мероприятий необходимо корректировать в соответствии с динамикой погодных условий. Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определённой системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

Проблема разработки мероприятий по противопожарной пропаганде была изучена на примере одного из лесничеств Красноярского края. При рассмотрении затрат на пожаротушение и предупреждение лесных пожаров выяснилось, что доля расходов на предупредительные мероприятия составляет всего лишь 30%. Это говорит о необходимости совершенствования политики учреждения

по проведению охраны лесов. Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров.

Очень часто неосторожное обращение с огнем в лесу происходит от недооценки роли леса в жизни человека, непонимания гибельного действия лесных пожаров, от простого незнания того, что высохший напочвенный покров легко воспламеняется от малейшего источника огня. Поэтому широкое проведение противопожарной разъяснительной работы - одно из условий, обеспечивающих предупреждение лесных пожаров. Эта работа должна проводиться как среди взрослых, так и среди детей, и не от случая к случаю, а постоянно, чтобы основные правила противопожарной безопасности были ясны для каждого посетителя леса, а их неуклонное выполнение явилось необходимостью. Формы проведения разъяснительной противопожарной работы могут быть разнообразны. Наиболее распространены беседы (иногда уроки) работников лесной охраны в школах, клубах, на собраниях, с группами туристов, противопожарные листовки, статьи и заметки в печати, доклады и призывы по радио.

Лекции или уроки необходимо внедрять, как внеклассные мероприятия в школах. Проводиться они могут как на небольшую группу школьников (класс), так и на большую аудиторию. Для лекций, бесед и докладов можно рекомендовать такой примерный схематический план:

несколько вводных фраз о роли леса в жизни людей, его значении, опасности лесных пожаров;

причины пожаров (применительно к местным условиям, обязательно с цифрами и конкретными фактами);

примеры ущерба, причиненного лесными пожарами, возникшими от небрежного обращения с огнем, затрат на борьбу с ними; примеры вреда от лесо-нарушений;

правила пожарной безопасности в лесу, нарушение которых наиболее типично для местных условий, и обязанности должностных лиц и граждан по их выполнению;

как поступать при обнаружении очага огня в лесу, простейшие приёмы тушения лесного пожара;

важность ликвидации очагов в самом начале их возникновения, примеры случаев, когда тушение пожара было организовано с опозданием, и к чему это привело;

кратко об ответственности нарушителей правил пожарной безопасности в лесах и виновников возникновения и распространения пожаров;

меры, принимаемые местными лесохозяйственными органами и органами власти по обеспечению охраны лесов;

роль общественных организаций и граждан в обеспечении сохранности лесов, рассказать об активистах в этом деле;

заключительное обращение к общественному и служебному долгу граждан по сбережению лесных богатств.

Для проведения массово-разъяснительной работы нужно шире привлекать общественные организации и использовать средства массовой пропаганды -

печать, радио, телевидение и кино. Для проведения данной работы необходимо привлекать непосредственно персонал, работающий в учреждении, который может проводить беседы в предприятиях района, организовывать беседы, например, в районном доме культуры и при содействии администрации района сделать посещение данного мероприятия принудительным.

При проведении массовой разъяснительной работы большую роль играют беседы именно со школьниками. В рамках школьного образования и просвещения детей возможна реализация проекта организации отряда юных пожарных.

Дружина юных пожарных (ДЮП) создается в целях совершенствования системы обучения детей пожарной безопасности, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умений действовать как при лесном, так и бытовом пожаре.

Основными задачами ДЮП являются: повышение образовательного уровня детей и участия их в обеспечении пожарной безопасности; содействие в профессиональной ориентации детей; организация выпуска тематической стенной печати; участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов; участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов и военно-спортивных игр; приобретение навыков и умений обращаться с первичными средствами пожаротушения; участие в соревнованиях по пожар-но-прикладному спорту; проведение тематических конкурсов, олимпиад, викторин.

Обучение в отряде должно быть предусмотрено в течение года, а при желании, и на более долгий срок. Тематика обучения дружины юных пожарных: правила поведения при пожаре; причины возникновения пожара; оказание медицинской помощи пострадавшим при пожаре; виды противогазов и их применение; подготовка к конкурсу юных пожарных; работа по выпуску боевых листков, стенгазет, подбор материала к уголку юного пожарного; средства пожаротушения; виды пожаров и их следствия.

Летом, в периоды повышенной пожарной опасности, разъяснительную работу необходимо усиливать. В предвыходные и выходные дни при объявлениях прогноза погоды по радио и телевидению следует передавать краткие предупреждения о степени пожарной опасности в лесу. Целесообразны также краткие напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу через местные радиоузлы на вокзалах, в пригородных поездах и автобусах и т.д.

Немаловажную роль в предупреждении пожаров выполняют своевременно и в нужных местах вывешиваемые объявления, призывы, аншлаги, плакаты. Они должны быть краткими, четкими и по возможности красиво оформленными.

Наряду с запрещением в сухую и ветреную погоду разведения костров и курения в пожароопасных участках леса должны быть оборудованы места отдыха и курения в виде зон отдыха.

Для обустройства зоны регулируемого посещения требуется обеспечить: транспортную доступность к базе отдыха и передвижения по ней; устроить места для остановки автотранспорта и плавательных средств, ночлега, розжига костра, приготовления и приема пищи, укрытия от естественных осадков; дет-

ские площадки, площадки для спортивных мероприятий; устройства для хранения дров, крепления плакатов, указателей, информационных щитов; места сбора мусора. Важное значение в повышении эффективности разъяснительной и воспитательной противопожарной работы имеет её своевременность, соответствие определённым условиям местности и контингенту посетителей леса.

Экономическая эффективность мероприятий по разработке и проведению противопожарной пропаганды должна оцениваться сопоставлением достигнутого эффекта с понесенными затратами. Конечным результатом реализации системы маркетинговых коммуникаций в лесном хозяйстве является сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами экономике страны, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.