УДК 630*432.1:005
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВУПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНЫМ РИСКОМ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ*
Т. Е. КАТКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства E-mail: [email protected] Марийский государственный технический университет
Рассмотрена проблема повышения эффективности управления пожарным риском в лесном хозяйстве. Исследованы источники возникновения лесных пожаров в регионах, проанализирована эффективность мероприятийпо выявлению виновников пожаров и нарушителей правил пожарной безопасности в лесах. Обоснованы профилактические меры, способствующие снижению риска возникновения и распространения лесных пожаров.
Ключевые слова: метод управления рисками, устойчивое управление лесами, управление охраной лесов от пожаров, пожарный риск, ущерб, эффективность.
Проблема охраны лесов от пожаров актуальна для многих стран и регионов в связи с возрастанием в мире количества и площади лесных пожаров, которые продолжают оставаться одним из наиболее негативных факторов, влияющих на состояние экосистем. Ежегодно в мире возникает около 400тыс. лесных пожаров, в наибольшей степени им подвержены Австралия, США, Бразилия, Франция, Испания, Греция, Индия [1]. В России в зоне активной охраны лесов, занимающей 2/3 общей площади лесного фонда, ежегодно регистрируется от 10 до 38тыс. лесных пожаров, охватывающих площадь от 0,4 до 2,5 млн га.
В северных районах Сибири и Дальнего Востока, на долю которых приходится 1/3 площади лесного фонда, активная борьба с огнем и учет лесных пожаров практически отсутствуют. В 2010 г. лесные пожары в России, принявшие масштаб национального бедствия, привели к гибели людей, разрушению
* Работа выполнена при поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009—2010 годы» (проект № 1.2.10).
населенных пунктов, к огромным потерям лесных массивов и других природных территорий, нанесли колоссальный ущерб экономике страны. Большое количество и опасность лесных пожаров, огромные потери социальных, экономических и экологических ценностей являются основанием для усиления мероприятий по предупреждению лесных пожаров и борьбе с ними, создания эффективной скоординированной системы противодействия угрозам пожарной опасности, что особенно актуально для обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории.
Цель данной статьи — развитие профилактических методов управления пожарным риском в лесном хозяйстве, способствующих устойчивому управлению лесами, что предполагает решение следующих задач:
• изучение причин возникновения лесных пожаров на территории Российской Федерации в целом и по регионам;
• анализ эффективности мероприятий по выявлению виновников пожаров и нарушителей правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации;
• обоснование профилактических мероприятий по повышению эффективности управления охраной лесов от пожаров. Теоретической основой исследования явились
труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления охраной лесов от пожаров, риск-менеджмента, материалы конференций и семинаров, публикации в периодической печати, нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней. В процессе исследования проблемы и поиска путей ее решения использован
системный подход, применены общенаучные и специальные методы, в том числе абстрактно-логические, экономико-математические, статистические, а также табличные и графические приемы визуализации материалов исследования.
Исследование потерь в лесном хозяйстве, их причин, атакже анализ практического зарубежного и отечественного опыта по страхованию в отрасли позволяют выделить основные риски из всего их многообразия в лесном хозяйстве, являющиеся для него специфическими, т. е. требующие особых методов управления ими, характер которых во многом обусловлен особенностями самой отрасли. К ним относятся:
• лесной пожар;
• массовое размножение насекомых — вредителей леса;
• массовое развитие болезней леса;
• повреждения леса дикими животными;
• неблагоприятные погодные условия (ветровал, засухаитд.);
• незаконные рубки леса и другие антропогенные воздействия (загрязнения промышленными выбросами ит. д.).
Вредные насекомые и болезни, 15,5%
Неблагоприятные погодные условия, 5,9%
Статистика последствий специфических рисков позволяет отследить динамику индикатора устойчивого управления лесами «Общая площадь лесов, усыхающих или погибших под воздействием неблагоприятных факторов, в том числе: от пожаров, насекомых и болезней, промышленных выбросов и т. д.». Пожар является наиболее существенным риском в лесном хозяйстве, влияющим на динамику гибели лесов.
В 1992—2008 гг. на долю пожаров в РФ приходилось 74,3% площади погибших лесов, от воздействия комплекса прочих факторов погибло 25,7% древостоев (рис. 1). Лесные пожары, как отмечал И. С. Мелехов, были и остаются наиболее мощным эволюционным фактором формирования экологического ряда лесов прошлого и настоящего и их распределения по территории [7]. Масштаб воздействия лесных пожаров на биосферу Земли позволяет относить их к глобальным явлениям.
Площадь уничтожаемых пожарами лесов сопоставима с площадью лесов, вырубаемых в ходе заготовки древесины. Динамика количества пожаров и пройденной ими площади лесных земель в целом по РФ за 1992—2009гг. представленанарис. 2 [5, 8].
Оценка ущерба яв-
Антропогенные факторы, 4,5%
Лесные пожары, 74,3%
Рис. 1. Распределение площади погибших лесов в РФ по факторам гибели за 1992—2008 гг.
ляется важной задачей при управлении рисками. Исходя из понимания леса как самостоятельного структурного компонента биосферы и объекта экономики, отрицательными последствиями пожаров могут быть потери или
_ 3 000
2 500
2 000
-- 1500
1 000
-- 500
я
св
а
св
%
О
С
Щ
3
я
я Щ ч: св и
« о
а с 3 н
н
Ц
<в
со
<в
3
Я
о
Щ
ч
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 ] Число лесных пожаров, тыс. ед. —Площадь лесных земель, пройденных пожарами, тыс. га
Рис. 2. Динамика лесных пожаров на территории РФ за 1992-2009 гг.
ухудшение сырьевых ресурсов древесного, не древесного растительного, животного происхождения, многосторонних функций леса и воздействия леса на внешнюю среду. Комплексный состав ущерба от лесных пожаров обусловлен разнообразием их отрицательных последствий, которые сложно оценить. Экономическая оценка реального ущерба от лесных пожаров не только национальная, но и международная проблема. Как следует из материалов продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), к оценке ущерба от лесных пожаров в разных странах не выработан единый подход. В большинстве их в расчеты включаются прямые потери от пожаров. Состав и сумма ущерба от лесных пожаров в Российской Федерации представлены в табл. 1. В структуре ущерба от пожаров, оцененного по действующей методике, потери древесины на корню занимают наибольшую долю.
Размеры ущерба, наносимого лесными пожарами, тенденция его роста, периодичность экстремальных ситуаций, вызываемых массовыми и крупными лесными пожарами, позволяют рассматривать их как чрезвычайные ситуации.
Особенностью пожарного риска в лесном хозяйстве является то, что его проявления часто принимают характер стихийного бедствия. Чрезвычайная лесопожарная ситуация представляет собой обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате возникновения лесного пожара, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и/или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [2]. Критериями чрезвычайной лесопожарной ситуации являются: • наличиекрупныхлесныхпожаров;
• наличие действующих лесных пожаров, число которых превышает средний многолетний уровень в один день и/или одновременно;
• наличие лесных пожаров, вышедших из-под контроля лесной охраны;
• лесные пожары на загрязненной радионуклидами территории, не потушенные в день возникновения;
• лесные пожары на загрязненной радионуклидами территории, дающие большие дымовые выбросы [2].
Катастрофическое развитие лесных пожаров наблюдалось в 2010г., в нескольких субъектах РФ специальным указом Президента РФ была объявлена чрезвычайная ситуация.
Охрана лесов от пожаров — комплекс ежегодно проводимых мероприятий системы управления рисками, направленных на предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения, тушение.
Обобщение подходов к пониманию механизма управления рисками позволяет обосновать его как совокупность этапов управления и их взаимосвязей, реализуемых в определенной последовательности:
• постановка целей управления рисками;
• анализ рисков;
• сравнение эффективности методов управления рисками;
• выбор метода управления;
• воздействиенариски;
• контроль и корректировка результатов управления рисками.
Особенностью данного механизма управления рисками является его универсальность, т. е. возможность использования в различных сферах деятельности, в том числе в лесном хозяйстве. Однако особенности сферы деятельности привносят
Таблица 1
Структура ущерба, причиненного лесными пожарами в Российской Федерации
Ущерб 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Млн руб. Доля,% Млн руб. Доля, % Млн руб. Доля,%
Потери древесины на корню 13 662,95 56,16 15 838,21 60,12 6 050,73 68,07
Погибло молодняков 3 370,09 13,85 1 600,66 6,08 1216,99 13,69
Сгорело и повреждено лесной продукции 1,01 0,004 6,97 0,03 0,39 0,004
Стоимость сгоревших и поврежденных 0,44 0,002 1,07 0,004 1,46 0,02
здании, сооружении, другого имущества
Потери от уничтожения или повреждения 6 808,58 27,99 8 321,39 31,59 - -
лесной подстилки, почвы, мха, сенокосных
и пастбищных угодий
Расходы по тушению пожаров 261,14 1,07 341,33 1,30 545,45 6,14
Дополнительные расходы лесного хозяйства, 223,37 0,92 233,78 0,89 1 074,10 12,08
вызванные пожарами
Итого... 24327,58 100 26343,40 100 8889,13 100
специфику в каждый этап процесса управления рисками.
Исследование методов управления рисками позволяет сделать вывод, что несмотря на отраслевую специфику, во многих отраслях экономики используются сходные методы управления рисками, которые подразделяются натри группы: снижение, сохранение, передача рисков [9]. Возможность применения в лесном хозяйстве такого метода передачи рисков, как, например страхование, обусловлена формой собственности на леса. Одним из основных методов воздействия на специфические риски в лесном хозяйстве, в том числе пожарный риск, является их снижение, направленное на уменьшение размеров возможных убытков или вероятности наступления неблагоприятных событий. Как правило, снижение рисков достигается при помощи осуществления предупредительных мероприятий.
Предупреждение возникновения лесных пожаров осуществляется следующими методами управления охраной лесов от пожаров:
• противопожарная пропаганда;
• регулирование посещаемости лесов населением;
• лесная рекреация;
• контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, устанавливающих единые требования к обеспечению пожарной безопасности при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах. Эти требования обязательны для исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Для своевременного принятия соответствующих профилактических мер необходимо знать наиболее вероятные периоды возникновения лесных пожаров в данной местности и их источники,
Структура числа лесных пожаров в Российски
которые могут быть антропогенного, природного и смешанного происхождения.
Расчет и анализ структуры количества лесных пожаров по причинам их возникновения в Российской Федерации показал, что большая их часть возникает от антропогенных источников (табл. 2). В 1985—2008 гг. от 64 до 85 % лесных пожаров возникло по вине населения, а от всех антропогенных источников — до91 %.
От всех антропогенных факторов в Центральном регионе в 2005 г. возникло 99,7% лесных пожаров, в 2006г. - 98,15 %, 2007г. - 96,55 % (табл. 3). За 2005—2007 гг. по вине граждан в Центральном регионе возникло от 84 до 96 % лесных пожаров, Северо-Западном — от 74 до 90%, Южном — от 60 до 91 %, Приволжском — от 52 до 90 %, Сибирском — от 63 до 75 %, Уральском — от 46 до 65 %, Дальневосточном — от 40 до44 %.
Пожары от молний как естественный природный фактор не представляют столь высокой опасности для лесных экосистем, как пожары, вызванные деятельностью человека. Пожары от гроз приурочены обычно к середине лета. За рассматриваемый период в Сибирском регионе от 12 до 18 % лесных пожаров возникло в результате грозовых разрядов. В Северо-Западном регионе — от 4 до 17 %. В Приволжском — от4до 10 %, Уральском — от 6 до 27%, Дальневосточном — от 25 до 31 %. Это значит, что данный природный фактор оказывает существенное влияние на возникновение пожаров в этих регионах.
Отдельным районам присущи свои преобладающие причины пожаров. В целом по РФ основная причина возникновения лесных пожаров — нарушение правил пожарной безопасности (ППБ) населением, что свидетельствует о низкой культуре населения, недостаточных профилактической работе противопожарных служб, пожарном надзоре.
Важнейшим экономическим фактором эффективности управления пожарным риском
Таблица 2
Федерации по причинам их возникновения, %
Причины (виновники) Год
возникновения 1985 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Сельскохозяйственные 7,3 7,2 3,1 7,0 5,4 4,5 6,7 8,5 4,4 11,5 6,3 14,96
палы
Лесозаготовители 2,9 2,4 0,8 1,2 0,9 0,5 0,5 0,3 0,4 0,3 0,3 0,32
Экспедиции и другие 5,9 4,9 1,7 2,2 1,5 1,0 1,53 1,12 1,7 1,3 1,81 1,97
организации
Население 64,8 64,3 81,8 72,0 74,3 85,1 72,6 65,9 68,7 71,0 70,1 52,09
Молнии 16,0 17,5 10,7 13,6 11,4 6,0 11,8 9,7 14,9 8,8 13,2 5,96
Невыясненные 3,1 3,7 1,9 4,0 6,5 2,9 6,7 14,4 9,9 7,1 8,3 24,69
Итого... 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Таблица 3
Распределение числа лесных пожаров в федеральных округах РФ по причинам их возникновения, %
Причина возникновения лесных пожаров Год Федеральный округ
Центральный СевероЗападный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Сельскохозяйственные палы 2005 2,52 0,31 2,81 5,24 5,15 6,43 3,79
2006 12,83 4,67 2,45 23,43 15,49 9,17 10,37
2007 2,89 1,28 9,33 8,23 8,30 8,07 3,38
Лесозаготовительные организации 2005 0,72 0,81 - 0,57 0,40 0,26 0,13
2006 0,38 0,33 - 0,37 0,32 0,11 -
2007 0,78 0,49 - 0,61 0,43 0,06 0,36
Экспедиции 2005 - - - 0,12 - - 0,85
2006 - - - - - - 0,07
2007 - - - - 0,05 0,01 -
Другие организации 2005 0,84 1,88 0,63 0,49 0,58 2,68 2,81
2006 0,76 0,84 0,92 0,83 0,89 2,45 2,54
2007 0,60 1,18 0,89 0,61 0,91 2,69 3,24
Население 2005 95,61 79,34 90,63 90,05 46,40 64,86 44,02
2006 84,17 89,68 59,63 62,57 64,84 63,02 40,73
2007 92,29 73,94 74,22 52,33 50,46 74,90 40,29
Молнии 2005 0,06 11,83 0,94 3,53 23,69 17,96 28,09
2006 0,32 4,21 3,98 2,83 5,72 19,65 25,41
2007 0,95 16,58 6,00 10,26 27,21 11,49 31,44
Неустановленные причины 2005 0,24 5,83 5,00 - 23,78 7,81 20,31
2006 1,53 0,28 33,03 9,97 12,74 5,60 20,88
2007 2,50 6,52 9,56 27,95 12,64 2,78 21,29
является уровень затрат на предупредительные мероприятия, так как с их увеличением снижается ущерб от лесных пожаров, в том числе затраты на тушение пожаров. Результаты корреляционно-регрессионного анализа показывают, что затраты на противопожарную пропаганду и благоустройство территории являются наиболее эффективными [4]. Затраты на противопожарную пропаганду и благоустройство территории в структуре затрат на мероприятия по охране лесов от пожаров занимают небольшуюдолю [3].
Мероприятия по противопожарной пропаганде включают:
• организацию постоянных противопожарных выставок, агитационных витрин;
• установку противопожарных агитационных плакатов;
• проведение бесед, лекций;
• выступления в печати, по рацио и телевидению;
• издание и распространение плакатов, листовок, диафильмов, кинофильмов;
• обмен опытом работы передовых противопожарных подразделений, лучших лесничеств, проведение учений;
• осуществление контроля за соблюдением ППБ в лесах.
Противопожарная пропаганда — одно из важнейших направлений деятельности всех лесо-
хозяйственных органов, которое должно быть направлено на повышение сознания ответственности населения за сбережение лесов как важнейшего стратегического природного ресурса государства. Ее необходимо проводить дифференцированно, применительно к интересам разных групп населения, посещающих леса, привлекать общественные организации и широко использовать средства массовой пропаганды. Повышению эффективности противопожарной пропаганды способствует непрерывность ее проведения в течение года, усиление разъяснительной и воспитательной работы в пожароопасные периоды, ее своевременность и соответствие конкретным местным условиям.
Благоустройство территории предполагает устройство мест отдыхай курения, площадокдля ночлега туристов, стоянокдая автотранспорта, шлагбаумов, преград, закрывающих доступ в отдельные участки леса, что сокращает риск причинения ущерба пожарами, возникающими по вине населения.
Таким образом, необходимо увеличивать затраты намероприятия по охране лесов отпожаров, причем в большей степени на наиболее эффективные из них, т. е. формировать эффективную структуру затрат на противопожарные мероприятия, что позволит снизить ущерб, причиняемый лесными пожарами, сохранить лесные ресурсы, а следовательно, повысить устойчивость управления лесами.
Изучение работы по выявлению виновников лесных пожаров и нарушителей ППБ в регионах РФ позволяет сделать вывод о ее низкой эффективности: виновники лесных пожаров, как правило, не обнаруживаются, ущерб от пожаров практически не возмещается (табл. 4).
Низкая эффективность работы с нарушителями правил пожарной безопасности в лесах обусловлена также реформированием системы управления лесным хозяйством. С 01.01.2007 вступил в силу новый Лесной кодекс (ЛК) РФ, который вызвал негативные оценки со стороны работников лесного хозяйства, лесопромышленников, неправительственных природоохранных организаций, органов государственной власти многих субъектов Федерации.
В соответствии с ЛК РФ полномочия по управлению лесами, в том числе по охране и защите лесов были переданы с федерального уровня на региональный [6].
Для изменения негативных тенденций в области охраны лесов от пожаров необходимо восстановление централизованной системы авиационной охраны лесов, позволяющей оперативно направлять квалифицированных специалистов в определенный регион, государственной лесной охраны, для которой охрана лесов является единственной задачей. Должна быть осуществлена инвентаризация законодательства о лесе, в том числе Лесного кодекса РФ, который мог бы стать основой для успешного развития российского лесного хозяйства.
Появившаяся в последние годы тенденция роста числа лесных пожаров свидетельствует о необходимости усиления профилактических мероприятий, которые, как правило, не требуют существенных затрат, но снижают риск возникновения и распространения лесных пожаров. Особое внимание необходимо уделять совершенствованию противопожарной пропаганды с целью придания
Таблица 4
Анализ эффективности работы по выявлению виновников лесных пожаров и нарушителей ППБв лесах регионов РФ
Показатель Год Регион
Центральный СевероЗападный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Выявлено нарушений ППБ в лесах, единиц 2005 317 212 239 535 191 926 173
2006 215 174 113 491 165 795 399
2007 193 713 47 341 348 1 616 322
Взыскано штрафов, число случаев 2005 135 49 114 194 121 523 90
2006 67 58 75 130 122 338 152
2007 142 231 39 153 223 1 030 250
Взыскано штрафов, тыс. руб. 2005 136,0 128,6 43,2 174,8 89,4 509,9 242,1
2006 153,7 154,6 102,4 229,9 199,1 411,1 383,0
2007 244,6 671,9 58,7 235,8 614,6 1 185,2 790,5
Выявлено виновников лесных пожаров, единиц 2005 19 25 7 38 50 58 33
2006 13 28 5 46 53 83 11
2007 21 5 4 31 35 67 10
Направлено дел в следственные органы, единиц 2005 305 1 016 60 1 195 1492 2 926 669
2006 663 2 510 161 1287 4 202 3 782 482
2007 517 764 322 984 1 082 5 446 564
Принято дел к рассмотрению следственными органами, единиц 2005 305 889 57 1 135 1251 2 509 430
2006 632 2 361 157 1 113 3 889 3 349 427
2007 515 660 213 845 920 4 504 380
Привлечено к уголовной ответственности, человек 2005 1 2 - 4 3 13 1
2006 1 4 - 5 16 13 2
2007 1 - - 4 2 12 2
Взыскано за ущерб от лесных пожаров, тыс. руб. 2005 34,6 33,2 2,1 328,3 205,7 159,0 69,9
2006 12,5 95,5 - 56,8 888,0 148,1 58,0
2007 28,4 1,2 - 92,0 241,6 116,7 7,0
Ущерб от лесных пожаров, тыс. руб. 2005 27 761,8 4 053 891,5 12 903,7 75 769,8 3 329 203,1 5 150 920,9 11 677 129,3
2006 91 875,1 5 575 658,7 51 851,4 415 300,5 2 890 789,1 16 216 019,9 1 101 906,3
2007 1 362 215,0 351 050,9 105234,8 151 555,2 377 804,5 4283450,8 2 250 201,7
Процент возмещения ущерба 2005 0,61 0,01 0,35 0,66 0,01 0,01 0,01
2006 0,18 0,01 0,20 0,07 0,04 0,01 0,04
2007 0,02 0,19 0,06 0,22 0,23 0,03 0,04
ей главенствующей роли в профилактике лесных пожаров, контролю за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах.
Приоритетными направлениями повышения эффективности управления охраной лесов от пожаров являются увеличение уровня затрат на противопожарные мероприятия, совершенствование структуры затрат, рационализация обеспеченности кадрами, увеличение финансирования отрасли, в том числе для обновления материально-технической базы противопожарной охраны лесов. Этим проблемам должно быть уделено первоочередное внимание для обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности и минимизации потерь вследствие лесных пожаров.
Сокращение площади лесов, пройденной пожарами, улучшит поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов, сохранение продуктивной способности лесов, сохранение и поддержание защитных функций лесов, биологического разнообразия, их вклада в глобальный углеродный цикл и поддержание социально-экономических функций лесов, т. е. будет способствовать устойчивому управлению лесами.
Список литературы
1. Говорушко С.М. Экологическое значение лесных пожаров // Проблемы региональной экологии. 2009. № 5. С. 9-14.
2. ГОСТ Р 22.1.09-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. URL: http: spec-ecology?d&nd=901716335&prevDoc.
3. Каткова Т.Е. Анализ структуры затрат на управление охраной и защитой лесов в Республике Марий Эл // Актуальные проблемы современной экономики: межвузовский сб. науч. трудов. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007. С. 140-150.
4. Каткова Т.Е. Методика управления затратами на охрану и защиту лесов // Наука в условиях современности: сб. статей студ., аспирантов, докторантов и ППС по итогам науч. -техн. конф. МарГТУ в 2007 г. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007. С. 54-56.
5. Каткова Т.Е. Снижение пожарного риска как фактор повышения устойчивости управления лесным хозяйством // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия «Экономика и управление». 2010. № 1(8). С. 80-91.
6. Лесной кодекс Российской Федерации. URL: http: www. lkodeks. ru.
7. Мелехов И. С. Лесная пирология. М.: МЛТИ, 1983. 60 с.
8. Основные показатели охраны окружающей среды: Статистический бюллетень / Росстат. М., 2009. 123 с.
9. Хохлов Н. В. Управление риском. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 239 с.