Теория инновационной деятельности
УДК 159.9
Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк
Реализация компетентностного подхода в системе
инновационного образования
Аннотация
В статье анализируются возможности и значение реализации компетентностного подхода в системе инновационного образования. Предметом опытно-поискового исследования было определение взаимосвязи компетентностного подхода и инновационного образования. Цель работы заключалась в установлении факторов, инициирующих реализацию компетентностного подхода в инновационном образовании профессиональной школы.
Методологическое ядро исследования составил структурно-функциональный анализ образовательных инноваций, произведенный сквозь призму компетентностного подхода. Обобщение теоретико-моделиру-ющей части исследования позволило определить технологию разработки инновационных образовательных проектов.
Результатом работы стало создание структурной модели инновационного образования и инновационных оценочных средств общекультурных и профессиональных компетенций. Область применения названных результатов - научно обоснованное построение инновационного образования при реализации государственных образовательных стандартов нового поколения.
I Ключевые слова: компетентностный подход, модель инновационного образования, инновационность, инновационная компетентность, оценка компетенций.
Abstract
The paper analyzes the opportunities and importance of the competence approach implementation in the innovative educational system. The subject of the empirical research involves defining the relations between the competence approach and innovative education. The aim of the study was to find out the factors initiating the implementation of the competence approach to innovative education at vocational school.
The methodology is based on the structural and functional analysis of educational innovations from the perspective of the competence approach. The theoretical modeling complex provided the development technology of innovative educational projects.
The research resulted in developing the structural model of innovative education along with the assessment tools of cultural and professional competences. The application field of the research is defined as the scientifically-based development of innovative educational system in the context of new educational standards.
I Keywords: competence approach, model of innovative education, innovation, innovation competence, competence assessment.
Переход профессиональной школы на новые государственные образовательные стандарты (ГОС), разработанные на основе компетентностного подхода, обусловил необходимость поиска новых, инновационных форм и технологий инновационного образования. Чтобы определить возможность реализации новых стандартов в системе инновационного образования, необ-
ходимо уточнить его основные понятия, рассмотреть особенности инновационного образования, формы и методы его реализации, технологии оценки уровня сформированности ключевых конструктов компетент-ностно-ориентированного обучения, а также уровень развития у педагогов положительной установки на инновации в образовании.
Огромным инновационным потенциалом обладает компетентностный подход. Ссылаясь на мировую образовательную практику, авторы стратегии модернизации утверждают, что в ней «ключевые компетентности» выступают в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия. Подчеркивается, что компетентностный подход соответствует идеологии интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»). Цель этого подхода — обеспечение качества образования, которое понимается как система свойств и характеристик, отражающих соответствие образования современным потребностям и ценностям, а также представлениям о его будущем. Эти целевые ориентации отражены во ФГОСах профессионального образования.
Анализ требований ФГОС ВПО-3 к результатам освоения образовательных программ бакалавриата и магистратуры показывает, что в них отсутствуют компетенции, ориентированные на подготовку выпускников к инновационной деятельности. Однако среди общекультурных и профессиональных представлены компетенции, предполагающие развитие инновацион-ности — готовности и способностей к инновационной деятельности. В программах бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» к ним относятся владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации (ОК-8); способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) и др.
Реализация новой образовательной парадигмы обусловливает необходимость обновления содержания и технологии образования, создания новой образовательной среды, принципиально иных оценочных средств результатов обучения и, конечно, подготовки педагогов, способных осуществлять эти нововведения, или, правильнее сказать, инновации.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация предусматривает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [1].
Тематическим ядром нововведений является иннова-ционность — интегративная характеристика преобразования системы и структуры, целей и задач, содержания и технологий, а также учебно-пространственной среды, обеспечивающая получение качественно нового образовательного эффекта (результата). Инновационность — это качество всех субъектов инноваций: образовательных учреждений, педагогов и обучающихся.
Основные характеристики инновационности:
• неопределенность инновационного процесса, поскольку его результат не всегда предсказуем;
• обогащение субъектов инноваций новыми знаниями, умениями и компетенциями, актуализация креативности и профессионально-личностного потенциала;
• противоречивость нововведений, так как они связаны с необходимостью преодоления уже устоявшихся технологий выполнения деятельности;
• готовность и способность субъектов инноваций к изменению себя, перестройке личностных структур.
Под инновационной деятельностью в образовании понимается педагогическая деятельность, направленная на практическую реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, иных научно-технических достижений, а также преобразование объектов интеллектуальной собственности в новый или усовершенствованный педагогический продукт, в новый или усовершенствованный образовательный процесс. Процесс реализации должен соответствовать экономическим условиям и закономерностям развития экономико-правовой структуры общества, например актуальным условиям рынка образовательного труда, образовательных продуктов и услуг.
Согласно этому определению, инновационное образование представляет собой результат педагогической инновационной деятельности, обеспечивающий получение нового образовательного эффекта, включая его экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты.
Следует отметить, что стандарт не предусматривает подготовку бакалавров к инновационной деятельности. Вместе с тем если при подготовке магистра ключевой компетентностью является исследовательская, то при обучении бакалавра — инновационная. В основе формирования последней лежит инновационная деятельность. Бакалавр — это специалист, подготовленный к выполнению широкого круга профессиональных задач, способный к освоению новых, инновационных видов деятельности [3].
Инновационная компетентность — это интегра-тивное социально-профессиональное качество специалиста, обеспечивающее эффективную реализацию им нововведений в различных областях профессиональной деятельности. Будучи ключевой (метапрофессиональ-ной) компетентностью, она носит междисциплинарный характер, формируется и функционирует в рамках различных социальных и профессиональных видов деятельности.
Инновационная компетентность многомерна: она включает и знания (когнитивный компонент), и отношения (эмотивный компонент), и деятельность (праксиологический компонент). Ее формирование возможно при вовлечении обучающих в различные инновационно-ориентированные виды деятельности, предусматривающие развитие таких компетенций, как социально-профессиональная мобильность; динамическая профессиональность; рефлексивность; инициативность; толерантность к неопределенности и др. [2].
Инновационнные проекты и программы в образовании № 4, 2015
Таблица 1
Сравнительная характеристика педагогических инноваций и инновационного образования
8
Идентификационные признаки Педагогические инновации Инновационное образование
Целевые ориентации Создание нового образовательного продукта: образовательной системы, содержания, технологии и средств образования Освоение и использование инноваций в образовательной практике
Субъекты инновации Научные работники, педагоги-инноваторы Педагогические коллективы образовательных учреждений
Предмет инновационной деятельности Целенаправленное изменение существующей образовательной практики на основе результатов научных исследований Содержание и механизмы внедрения инновационных проектов в профессионально-образовательный процесс
Содержание деятельности Опытно-поисковая проектировочная деятельность Профессионально-образовательная деятельность
Критерии уровня инновационности Новизна, вопроизводимость, полезность, возможность внедрения, междисциплинарность Оптимальность реализации, эффективность, технологичность, отсутствие отрицательных эффектов
Масштабность реализации Федеральный и региональный уровень Локальный уровень образовательного учреждения
Таблица 2 Взаимосвязь инновационного образования и компетентностного подхода
Компоненты инновационного образования Характеристики компетентностного подхода в сфере образования
Ценности обучения Учение, инициирующее самореализацию в профессиональной жизни и самоактуализацию социально-профессионального потенциала
Мотивация Мотивы личного и профессионального развития
Целевые ориентации Овладение технологиями инновационной деятельности, формирование универсальных (общепрофессиональных), специальных компетентностей / компетенций и метапрофессиональных качеств инноватора
Ведущая деятельность Квазипрофессиональная инновационная деятельность
Содержание образования ГОСы и ФГОСы, учебные планы, программы, учебники, методические пособия, дидактические материалы, оценочные средства результатов обучения
Технологии обучения (формы, методы и средства обучения) Технологии систематизации и визуализированной презентации знаний, информационные и коммуникационные технологии, технологии контекстного и личностно развивающего обучения, технологии саморегулируемого учения, проектное обучение
Контроль и оценка Контроль и оценка качества результатов образования на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использованию системы объективных измерительных процедур
Педагогическая инновация — результат образовательной инновационной деятельности, обеспечивающий получение нового образовательного эффекта.
Педагогические инновации и инновационное образование существенно различаются (табл. 1).
Применительно к обсуждаемой проблеме инновационное образование — это образование, ориентированное на реализацию компетентностного подхода. Их взаимообусловленность отражена в табл. 2.
Для целенаправленного вовлечения обучающихся в инновационное образование, ориентированное на развитие компетенции, необходимы адекватные психолого-педагогические условия [2]. К ним относятся:
• обогащение содержания основных образовательных программ практико-ориентированными заданиями;
• использование в профессионально-образовательном процессе современных технологий развития компетенций;
• организация самостоятельной работы на основе кон-текстно-компетентностного подхода;
• систематическое отслеживание результатов обучения.
Важная роль в инновационном развитии профессионального образования отводится образовательным технологиям.
Инновационные образовательные технологии — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результатов в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии
Таблица 3
Формы и методы реализации инновационного образования на компетентностной основе
Образовательные технологии Формы и методы образовательных технологий
Технологии систематизации и визуализированной презентации знаний Лекция-визуализация, составление списка литературы по теме, заполнение таблиц-схем, подготовка рефератов, работа со схемами, чертежами, технологическими картами, систематизация литературы по теме, программируемый опрос с конструированным ответом
Информационные и коммуникационные технологии Программированное обучение, интерактивный диалог, компьютерная визуализация учебной информации, компьютерное моделирование, обучающие программы (адаптивные, линейные, разветвленные), телеконференции, мультимедийные технологии
Технологии развивающего обучения Проблемная лекция, лекция-дискуссия, анализ конкретных ситуаций, организационно-мыслительные игры, критический анализ учебно-профессиональных текстов, метод проектов, тренинги развития креативности, диагностирующий семинар-тренинг, развивающая диагностика, практико-ориентированные задания
Технологии контекстного обучения Лекция-беседа, упражнения на тренажерах, работа по заполнению производственно-технологической документации, кооперативное обучение, метод проектов, разработка рацпредложения, интерактивное обучение, попутное (событийное) научение, деловые имитационные игры, анализ конкретных производственных ситуаций, учебный эксперимент
Технологии контроля результатов обучения Собеседование, коллоквиум, тест, контрольная работа, зачет, экзамен, лабораторная, расчетно-графическая и т.п. работы, эссе и иные творческие работы, реферат, отчет (по практикам, НИРС и т.п. ), курсовая работа, выпускная квалификационная работа
обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности.
В данном определении подчеркиваются важные моменты инновационных технологий профессионального образования:
• целевая установка на развитие личности;
• интеграционное единство форм, методов и средств обучения;
• фасилитационное взаимодействие обучаемых и педагогов;
• индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Технологии реализации инновационного образования обобщены в табл. 3.
Одной из актуальнейших проблем реализации компе-тентностного подхода является оценка степени успешности освоения компетентностей, компетенций и уровня сформированности метакачеств.
Во многих современных научно-методических трудах традиционные программы высшего профессионального образования структурируются по областям научных знаний, что соответствует ориентации высшего профессионального образования на знания, умения, навыки (ЗУНы). Такой принцип структурирования называют предметным. Соответственным образом строятся и традиционные формы контроля, которые, в основном, проверяют знания (реже умения и навыки), приобретенные в результате изучения конкретных учебных дисциплин [4].
В понятие компетенции в качестве составных частей входят знания, умения, владения. Лишь в совокупности все эти компоненты формируют профессиональную готовность, означающую, что выпускник способен и готов самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решить стоящие перед ним задачи. Следовательно, для формирования и оценивания не просто ЗУНов, но именно компетентностей, компетенций и
метакачеств традиционный предметный подход далеко не всегда пригоден.
Формирование большинства компетенций не может осуществляться в рамках отдельных учебных дисциплин. Компоненты компетенций вырабатываются при изучении комплекса дисциплин, а также в процессе практической и самостоятельной работы обучающегося. Деление содержания образовательной программы по дисциплинам соответствует его предметному структурированию. Деление содержания образовательной программы по компетенциям соответствует его деятельностному структурированию.
Для контроля уровня сформированности компетенций проектируемые диагностические средства должны отвечать не только требованию структурированности включенного в них учебного материала, но прежде всего его интегративности.
Из вышесказанного следует, что необходимо создавать условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций студентов к условиям их будущей профессиональной практики. В этот процесс помимо преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно вовлекаться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели смежных дисциплин и т.п. Кроме индивидуальных оценок, следует использовать групповые, взаимо- и самооценки; рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертное оценивание группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п. В целом новая система контроля должна позволить как самому студенту, так и вузу, а также сторонним организациям получить более объективное представление о качестве приобретаемых компетенций, интенсивности и резуль-
10 Инновационнные проекты и программы в образовании № 4, 2015
тативности учебного процесса, образовательной программы, степени их адекватности условиям будущей профессиональной деятельности.
Из традиционных типов контроля к новой компетент-ностной образовательной модели наиболее адаптивна итоговая государственная аттестация — государственный экзамен, подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Частично компетентностный подход может быть реализован при оценивании курсовых работ, практик и научно-исследовательской работы студента (НИРС).
Основой проектирования образовательными учреждениями оценочных средств могут служить:
• структурные матрицы формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки;
• структурные матрицы оценочных средств для проведения текущего, промежуточного и рубежного контроля, а также итоговой оценки компетенций выпускников в соответствии с примерным учебным планом направления и профиля подготовки;
• структурные матрицы оценочных средств для проведения текущего, промежуточного, рубежного контроля и итоговой оценки компетенций выпускников (бакалавров, магистров) в соответствии с учебным планом вуза по направлению и профилю подготовки [3].
В настоящее время педагоги общеобразовательной и профессиональной школы профессионально и психологически не готовы к реализации компетентностного подхода в образовании. Сопротивление обучающего персонала инновациям обусловлено социальными, экономическими и психологическими (личностными) причинами.
Социально-экономические причины заключаются в отсутствии механизмов стимулирования инновационной деятельности педагогов. К психологическим причинам относятся сформировавшиеся в условиях традиционного образования качества личности, затрудняющие реализацию инновационного образования: утрата творческого начала, доминирование мотивов избегания неудач, отсутствие интереса к саморазвитию, «выученная беспомощность» и др.
Чтобы успешно реализовать компетентностный подход в образовании, необходимо «перепрограммировать» педагогов в режим инновационного функционирования. Эффективной формой решения этой задачи может стать научно-методический семинар «Инновационное образование как условие (основа) реализации компетентност-ного подхода».
Целевой ориентацией семинара является ознакомление педагогов с содержанием ФГОС нового поколения, социально-профессиональным достоинством их направленности на конечные результаты образования: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества, актуализация инновационного потенциала, формирование позитивной установки на образовательные инновации.
Содержание семинара предусматривает проведение лекционных занятий по стратегическим ориентирам
развития профессионального образования, овладение психолого-педагогическими основами образовательных инноваций, освоение технологий развивающего профессионального образования, знакомство с оценочными средствами реализации уровневого профессионального образования.
Практикум нацелен на выполнение компетентност-но-ориентированных инновационных проектов, актуальных для данного образовательного учреждения. Все участники семинара образуют творческие группы (3-5 чел.) из числа педагогов сопряженных учебных дисциплин. Критериями отбора тем проектов служат актуальность для данного образовательного учреждения, уровень инновационности, педагогическая эффективность, воспроизводимость, возможность внедрения в образовательную практику.
Можно выделить несколько функциональных направлений инновационных проектов:
• обеспечение эффективного профессионально-образовательного процесса: новое содержание образования, социокультурные условия, технологии обучения и воспитания, инновационная образовательная среда и т.п. продукты образования: педагогические средства, технологические образовательные проекты; оценочные средства результатов обучения и т.п..
• организационно-управленческие нововведения: новые решения в управленческих процедурах, обеспечивающих качество профессиональной подготовки.
Технология разработки инновационных проектов предусматривает следующие этапы:
• анализ исходной проблемной ситуации и формулировка (определение) темы образовательных целей;
• составление вариантов технологических способов достижения целей, выбор оптимального варианта;
• разработка выбранного варианта реализации (выполнения) проекта;
• анализ необходимых ресурсов реализации проекта;
• планирование последовательности внедрения проекта в образовательную практику;
• разработка критериев результативности проекта и определение возможных положительных и отрицательных эффектов.
Документально оформленный проект защищается перед участниками семинара и экспертной комиссией, в которую помимо руководителей образовательного учреждения входят работодатели. Итогом обсуждения становится рекомендация о внедрении проекта в профессионально-образовательный процесс учреждения.
Результатом таких научно-методических семинаров, выполнения инновационных проектов является освоение новой образовательной парадигмы — компетент-ностно-ориентированного образования и формирование психологической готовности (установки) к ее внедрению в инновационную образовательную практику. Важным итогом служит также «перепрограммирование» педагогов на реализацию инновационного образования и преодоление инерции традиционного стиля деятельности.
Резюмируя, можно утверждать, что постоянно изменяющиеся социально-экономические условия
обусловливают необходимость подготовки специалистов, способных к освоению и внедрению инноваций в социально-профессиональной деятельности. Современный специалист должен уметь адаптироваться к новым социально-профессиональным технологиям, гибко взаимодействовать с разными информационно-коммуникационными системами и их субъектами. Чтобы быть успешным и востребованным в современном обществе, человек должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, а также инновационной направленностью. Эти две
интегральные универсальные характеристики обеспечивают активность, динамическую профессиональность и готовность личности к любым изменениям в социально-профессиональной жизни. Достижение специалистом в процессе инновационного образования социально-профессиональной мобильности будет способствовать конкурентоспособности на рынке труда, свободному владению своей профессией и ориентацией в смежных областях деятельности, формированию готовности к постоянному профессиональному росту.
Литература
1. Зеер Э.Ф., Новоселов С.А., Давыдова Н.Н. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 1 (88). С. 3-21.
2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования. // Образование и наука. 2011. № 8. С.3-15
3. Козлова Н.В., Бохан Т.Г. Акмеориентированные технологии в практике инновационного образования // Психология обучения. 2010. № 12. С. 39-52.
4. Львов Л.В., Быков В.П. Оценочные средства реализации уровневого профессионального образования. Челябинск, 2011. 106 с.