Научная статья на тему 'Развитие малого предпринимательства в республике Башкортостан'

Развитие малого предпринимательства в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
987
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ / FINANCIAL SUPPORT / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / PROGRAM OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бублик Н. Д., Фасхиев Х. А.

В статье проведен анализ состояния малого предпринимательства в Республике Башкортостан, дана характеристика программы поддержки предпринимательства. Выявлены проблемы в сфере малого бизнеса и указаны пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of an analysis of small enterprise performance in the Republic of Bashkortostan, characteristic of a program for entrepreneurship support are given in this article. The problems in the small enterprise sector are exposed and the ways of to solve them are indicated.

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства в республике Башкортостан»

В статье проведен анализ состояния малого предпринимательства в Республике Башкортостан, дана характеристика программы поддержки предпринимательства. Выявлены проблемы в сфере малого бизнеса и указаны пути их решения.

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, финансовая помощь, Республика Башкортостан, программа развития

Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан

Н. Д. БУБЛИК,

доктор экономических наук, Х. А. ФАСХИЕВ,

доктор технических наук,

филиал Всероссийского заочного финансово-экономического

института,

Уфа

E-mail: [email protected]

Основные показатели

В Республике Башкортостан малые и средние предприятия в 2008 г. обеспечивали 21% республиканского оборота организаций и 16% объема отгруженных товаров. Их вклад в валовой региональный продукт республики превысил 20%. На начало 2009 г. действовало более 120 тыс. субъектов малого предпринимательства: 25 тыс. малых предприятий, 360 средних, более 93 тыс. индивидуальных предпринимателей, 4,6 тыс. фермерских хозяйств, задействованных во всех видах экономической деятельности (табл.1).

На малых предприятиях республики занято 11% экономически активной части населения, более 55% из них - в торговой и строительной отраслях. Среднемесячная зарплата работников в 2008 г. увеличилась на 36% по сравнению с 2007 г.

По основным показателям деятельности малых предприятий Республика Башкортостан в 2008 г. находилась в тройке лидеров среди регионов Приволжского федерального округа (табл. 2).

© ЭКО 2009 г.

Основные показатели деятельности малых и средних предприятий в Республике Башкортостан в 2007—2008 гг.

Показатель 2007 2008

Количество малых предприятий (без микропредприятий), ед. 23292 10143

Численность индивидуальных предпринимателей, ед. 86252 93190

Количество крестьянско-фермерских хозяйств, ед. 4448 4652 (на 1.07.)

Среднесписочная численность работников малых предприятий, тыс. чел. В том числе: 325,8 217,47

-сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7,15 17,03

-добыча полезных ископаемых 1,97 1,02

-обрабатывающие производства 57,96 24,9

-производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,96 1,57

-строительство 56,37 49,29

-оптовая и розничная торговля 126,12 70,86

-гостиницы и рестораны 7,51 6,2

-транспорт и связь 9,27 8,82

-операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 47,06 33,28

-образование 0,88 0,18

-здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,17 1,09

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ/услуг малыми предприятиями, млрд руб. 105,2 142,47

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 6316,6 13071,3

Среднемесячная заработная плата всех работников малых предприятий, руб. В том числе: 10526 14321,25

-оптовая и розничная торговля 9825,2 14536,63

-гостиницы и рестораны 6458,2 8436,46

Продано товаров несобственного производства (без НДС и акцизов) в розничной торговле, млрд руб. 31,9 49,97

Оборот общественного питания, млрд руб. 2,4 3,39

Выдано кредитов, млрд руб. 69,4 88,07

Остаток кредитов, млрд руб. В том числе доля в кредитном портфеле банков республики, % 23.8 21.9 37,7 28,7

Основные показатели деятельности малых предприятий регионов Приволжского федерального округа, 2008 г.

Субъект Количество предприятий, тыс. ед. Место в округе Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях, тыс. чел. Место в округе Среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. Место в округе Инвестиции в основной капитал, млрд руб. Место в округе

Республика Башкортостан 10,14 2 228,01 1 14,32 3 13,07 2

Республика Марий Эл 1,02 14 30,12 14 9,70 10 1,12 14

Республика Мордовия 1,06 13 43,63 13 9,73 9 1,82 12

Республика Татарстан 4,53 5 174,92 3 16,43 1 12,03 3

Удмуртская Республика 3,79 8 90,89 6 9,60 11 4,17 7

Чувашская Республика 1,51 11 48,39 12 10,28 7 3,01 10

Пермский край 4,35 6 137,08 5 12,28 4 8,37 4

Кировская область 3,98 7 68,99 8 9,52 12 2,99 11

Нижегородская область 6,85 3 147,35 4 11,17 5 16,53 1

Оренбургская область 1,89 10 64,12 10 10,10 8 3,17 9

Пензенская область 2,06 9 65,14 9 15,97 2 7,08 5

Самарская область 10,39 1 196,59 2 10,47 6 5,62 6

Саратовская область 5,70 4 73,65 7 8,85 13 1,82 13

Ульяновская область 1,48 12 51,24 11 8,36 14 4,05 8

Средними и малыми предприятиями в 2008 г. было инвестировано в основной капитал 13,1 млрд руб., что более чем в два раза превысило уровень прошлого года (6,3% республиканского объема инвестиций в основной капитал). Наиболее высокую инвестиционную активность проявляют предприятия аграрного сектора (43,4% от общего объема инвестиций), торговли (16,7%) и строительства (14,9%).

Процесс развития предприятий не линеен. Например, сокращение числа малых предприятий (без учета микропредприятий) в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом нельзя считать спадом деловой активности. Наоборот, оно означает упорядочение и оздоровление, о чем свидетельствуют остальные показатели их деятельности.

Предприятия наращивают активность в финансово-кредитной сфере. В 2008 г. 34 кредитные организации, расположенные на территории республики, выдали кредиты малому бизнесу на сумму более 88 млрд руб. (28,7% всех кредитов), что превышает показатель 2007 г. на 26,9% (табл. 3).

Таблица 3

Кредиты, выданные малому бизнесу в Республике Башкортостан в 2004—2008 гг., млрд руб.

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008

Объем выданных кредитов 24,8 37,9 54,7 69,4 88,1

Задолженность по кредитам субъектов малого предпринимательства (на конец отчетного периода) н/д 9,4 16,3 23,8 37,7

Доля в кредитном портфеле банков, % 13,5 15,6 18,5 21,9 28,7

В республике наибольшее развитие получили такие направления деятельности малого бизнеса, как «Оптовая и розничная торговля», «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», «Строительство» и «Обрабатывающие производства» (табл. 4-5).

За 2008 г. оборот средних и малых предприятий республики составил 352,5 млрд руб. Из них 50,7% приходилось на торгующие организации, 23,2% - на обрабатывающие производства. Малые предприятия отгрузили товаров собственного производства и оказали услуг на сумму 142,5 млрд руб., что более чем на треть превышает показатель 2007 г. в действующих ценах.

Отраслевая структура малых и средних предприятий в Республике Башкортостан в 2005—2008 гг., %

Отрасль 2005 2006 2007 2008

Обрабатывающие производства 11,9 12,9 12,1 12,3

Строительство 16,3 15,5 14,7 16,7

Оптовая и розничная торговля 46,8 43,8 41,1 29,6

Сельское хозяйство 2,1 2,5 2,6 8,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 12,4 14,2 16,6 17,9

Транспорт и связь 3,1 3,2 4,0 4,8

Другие виды экономической деятельности 7,4 7,9 8,9 9,9

Таблица 5

Отраслевая структура малых и средних предприятий в Республике Башкортостан по численности занятых и объему отгруженной продукции в 2008 г., %

Отрасль Численность занятых Объем отгруженной продукции

Обрабатывающие производства 11,5 44,7

Строительство 22,7 29,5

Оптовая и розничная торговля 32,6 6,1

Сельское хозяйство 7,8 4,0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 15,3 8,0

Транспорт и связь 4,1 3,1

Другие виды экономической деятельности 6,0 4,6

Поддержка малого бизнеса

Внимание государственных структур к предпринимательству меняется коренным образом. Если в 2007 г. на поддержку малого и среднего бизнеса республика выделяла 53 млн руб., в 2008 г. - 54,6 млн руб., то в 2009 г. на реализацию программы развития малого и среднего бизнеса выделено уже 1588,4 млн руб., из них 500 млн руб. - из бюджета республики.

В частности, на финансовую поддержку малого бизнеса в 2009 г. было выделено 1351,11 млн руб., в том числе:

• финансирование проектов на начальной стадии становления бизнеса (старт-ап) - 133 млн руб.;

• микрофинансирование - 166,5 млн;

• предоставление поручительства за счет средств гарантийного фонда - 56,65 млн;

• формирование лизингового фонда - 66 млн;

• субсидирование ранее понесенных затрат - 33 млн;

• субсидирование части затрат организаций инфраструктуры, связанных с реализацией проектов поддержки и развития малого бизнеса, - 5 млн руб.

Субсидии муниципальным образованиям составили 66,7 млн руб., инновационное производственное развитие -149,8 млн, создание информационной системы - 2,1 млн, на научную, образовательную и консультационную поддержку -13,7 млн, формирование позитивного имиджа предпринимательской деятельности - 7,1 млн руб.

Одно из новых направлений поддержки предпринимательства в республике - финансирование этапа «старт-ап». Субъекты малого бизнеса, у которых с момента создания прошло менее года, могут получить безвозмездно от государства субсидию до 400 тыс. руб. При этом они должны вложить в бизнес не менее 25% собственных средств от запрашиваемой суммы. Субсидии выделяются на заявительной основе. Предметом субсидирования могут быть любые обоснованные затраты, за исключением оплаты труда сотрудников, налоговых платежей, погашения кредиторской задолженности. При выделении максимальной суммы финансовую помощь могут получить более 330 предпринимателей.

Кроме того, республика выделяет через уполномоченные банки 1 млрд руб. для кредитования на срок до трех лет тех предприятий среднего и малого бизнеса, которые согласно закону от 22.07.08 № 159-ФЗ имеют право выкупа арендуемого недвижимого имущества (до 1000 м2).

С 2009 г. облегчается получение предпринимателями этих средств: вводится заявительный порядок получения финансовой поддержки взамен конкурсного. По каждому направлению разработан порядок распределения, составлен пакет необходимых документов, установлена форма отчетности.

В программе заложены средства на организацию научно-исследовательских работ, обучение начинающих предпринимателей, оказание профориентационных, образовательных и консалтинговых услуг. На создание технопарков, бизнес-инкубаторов, расширение деятельности трех действующих бизнес-инкубаторов будет направлено 133 млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприятия могут также рассчитывать на финансирование за счет республиканского Фонда венчурного финансирования, с общим объемом аккумулируемых средств до 400 млн руб. Средства выделяются на конкурсной и безвозвратной основе, а объем финансирования может составить до 40 млн руб. на одного субъекта. Но при этом бизнес должен быть прозрачным и высокоэффективным.

Большое значение в республике придается малому предпринимательству на селе. Сейчас в республике насчитывается 4,6 тыс. фермерских и 570 тыс. личных подсобных хозяйств. За ними закреплено более 670 тыс. га земли, они содержат 1,17 млн голов крупного рогатого скота, 360 тыс. свиней, 900 тыс. овец и коз, 108 тыс. лошадей, 8,5 млн голов птицы, 250 тыс. пчелосемей. Фермерские и личные подсобные хозяйства производят в республике более 65% сельскохозяйственной продукции.

Субъектам малого бизнеса в аграрном секторе в 2008 г. из бюджетов всех уровней была оказана помощь в сумме 409 млн руб., из них субсидии на приобретение дизельного топлива - 115 млн руб., на компенсацию части затрат на приобретение техники и оборудования для животноводства -73 млн руб., оплату процентов по кредитам - 35 млн руб., приобретение минеральных удобрений - 32 млн руб.

В 2009 г. из бюджета республики выделено 200 млн руб. для закупки и передачи в лизинг личным подсобным хозяйствам тракторов «Беларусь 82.1» и навесного оборудования к ним. При этом стоимость предмета лизинга установлена в размере 40% от цены приобретения сельскохозяйственной техники, а срок лизинга - шесть лет. В начале года в унитарное предприятие «Башсельхозтехника» уже поступили 230 тракторов с полным комплектом прицепного инвентаря с завода.

Нерешенные проблемы

На съезде предпринимателей республики, прошедшем 27 февраля 2009 г. в Уфе было предложено ускорить принятие законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля; замены лицензирования страхованием гражданской ответственности; снижения размеров налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков; ограничения внепроцессуальных прав милиции; замены обязательной сертификации декларированием соответствия; сокращения количества контрольных и надзорных мероприятий; однократной приватизации объектов недвижимого имущества безвозмездно; увеличения обязательной доли государственного заказа среди малых предприятий до 30%.

Вот примеры путей ликвидации административных барьеров.

В г. Стерлитамак возникло противостояние администрации и владельцев торговых киосков, установленных на улицах города. В 2008 г. у многих их владельцев закончился срок аренды земельных участков, а городская администрация не заключила договоры на следующий срок, предполагая сосредоточить все киоски «под одной крышей». По решениям суда начался процесс сноса торговых киосков, что вызвало недовольство среди предпринимателей. С учетом непростой ситуации на рынке труда (в киосках работало около 1500 чел.), исполнительным органам власти республики было дано поручение приостановить снос объектов мелкорозничной торговли и дать возможность предпринимателям продолжать свой бизнес.

В связи с экономическим кризисом доходы у многих предприятий сократились, при этом с января 2009 г. выросли арендные платежи. Особенно остро ощутили это предприниматели, работающие в промышленно развитых городах, где происходит сокращение производства, закрытие предприятий и наблюдается рост безработицы. Для многих предпринимателей, особенно в сфере торговли, стал неподъемным даже Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), предоставляющий целый ряд льгот налогоплательщикам. Предприниматели обратились в законодательный орган республики с предложением снизить коэффициент К2, применяемый при расчете

ЕНВД, дифференцировать его величину в зависимости от объекта налогообложения. Данное предложение в настоящее время рассматривается законодателями.

Администрации отдельных районов республики при назначении ставки земельного налога приняли его максимальное значение, указанное в федеральном законе, - 1,5%. В 2006-2008 гг. произошли изменения кадастровой стоимости земельных участков. Оценка была произведена в период максимальной рыночной стоимости, цена земельного участка получилась непомерно высокой, и предпринимателям приходится платить большой земельный налог. Законодательные органы муниципалитетов должны идти навстречу предпринимателям по данному вопросу, установление ставки земельного налога - это их право.

К минусам годовых программ развития и поддержки малого бизнеса можно отнести отсутствие стратегических целей, ориентированных на коренное преобразование механизмов, принципов управления, структуры данной сферы. До сих пор не решена проблема эффективного использования выделенных ресурсов, не налажен механизм отбора наиболее перспективных экономических и социальных проектов, не обозначены

приоритетные направления развития малого бизнеса.

***

В результате программно-целевого подхода к управлению малым бизнесом и реализации намеченной программы планируется увеличение вклада малого предпринимательства в валовой региональный продукт республики до 25%, численности занятых в данном секторе экономики - до 30% экономически активного населения. Будет достигнут уровень передовых регионов по количеству малых предприятий на тысячу жителей, укреплены социально-экономическая стабильность в регионе и позиции среднего класса, реализованы преимущества малого предпринимательства в инновационном развитии экономики республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.