Научная статья на тему 'Анализ развития малого предпринимательства и системы его поддержки в республике Татарстан'

Анализ развития малого предпринимательства и системы его поддержки в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1346
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ДИНАМИКА / SMALL BUSINESS / DEVELOPMENT / MECHANISM OF SUPPORT / ECONOMIC GROWTH / DYNAMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрекалова Гузэль Рафаиловна, Фаттахов Фаиль Гильмутдинович

Проведен анализ развития малого предпринимательства в Республике Татарстан. Показана положительная динамика развития субъектов малого предпринимательства. Предложено внести изменения в механизм поддержки предпринимательства, включающие новые подходы к управлению развитием малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Analysis of Development of Small Business and the System of Its Support in the Republic of Tatarstan

The paper analyzes development of small business in the Republic of Tatarstan, demonstrates the positive dynamics of development of subjects of small business. The authors suggest introduction of changes into the mechanism of entrepreneurship support, including new approaches to management of small entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Анализ развития малого предпринимательства и системы его поддержки в республике Татарстан»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1

Экономика

УДК 334.012.63

Анализ развития малого предпринимательства и системы его поддержки в Республике Татарстан

Стрекалова Г.Р.

Кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента Института социальных и гуманитарных знаний (Казань)

Фаттахов Ф.Г.

Аспирант кафедры менеджмента Университета управления «ТИСБИ»

Проведен анализ развития малого предпринимательства в Республике Татарстан. Показана положительная динамика развития субъектов малого предпринимательства. Предложено внести изменения в механизм поддержки предпринимательства, включающие новые подходы к управлению развитием малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, развитие, механизм поддержки, экономический рост, динамика.

В условиях трансформации мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития малые предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Малый и средний бизнес представляют собой важные элементы современной экономики, поскольку именно в сфере малого бизнеса осуществляется большая часть инноваций, способствующих росту экономики. Однако неустойчивость предприятий малого бизнеса высока как ни в одном другом секторе рыночной экономики.

Проведем анализ развития малого предпринимательства в Республике Татарстан. За анализируемый период в республике наблюдается рост числа малых предприятий. Так, например, в 2009 г. рост составил 5,48 %, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - 22,3 %, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. - 14,9 % (табл. 1). В этот же период рост экономически активных малых предприятий в 2008 г. по сравнению с 2007 г. соста-

вил 42,37 %, тогда как рост их числа в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составил 11,9 %. Сравнительно небольшим был рост числа малых предприятий в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 3,38 %. Однако, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. число малых предприятий выросло на 5881 единицу или на 37,0 %, что определило положительную динамику в целом. Если посмотреть на динамику, то рост числа малых предприятий за исследуемый период составил 50,2 %, а экономически активных - 74,13 %, что является следствием заинтересованности малых предприятий в экономическом росте.

Как следует из рис. 1 динамика субъектов малого предпринимательства не подлежит прогнозированию, поскольку на нее сильное влияние оказывают такие факторы внешней среды как динамизм, неопределенность и сложность. Наличие поддержки со стороны государства может сказаться на снижении негативности влияния перечисленных факторов.

Как следует из данных, представленных на рис. 2, среди малых предприятий более 39,1 % - это предприятия оптовой и розничной торговли, 21,3 %

121

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Экономика

Таблица 1

Динамика численности малых предприятий по видам деятельности Республики Татарстан с 2006 по 2010 гг. (рассчитано автором на основании данных [1])

2006 2007 2006- 2007,% 2008 2007- 2008,% 2009 2008- 2009, (%) 2010 2009- 2010,% За 2006- 2010,%

Количество субъектов малого предпринимательства, ед. 38520 44275 5755 (14,9) 54159 9884 (22,3) 57129 2970 (5,48) 57859 730 (1,28) 19339 (50,2)

Количество экономически активных малых предприятий, ед. 12400 13880 1480 (11,9) 19761 5881 (42,37) 20430 669 (3,38) 21592 1162 (5,69) 9192 (74,13)

С/х/, охота и лесное хозяйство 273 187 -86 (31,5) 154 -33 (17,65) 162 8 (5,19) 206 44 (27) -64 (24,54)

Добыча полезных ископаемых 60 49 - 11 (18,33) 49 0 (0) 49 0 (0) 68 19 (39)

Обрабатывающие производства 2412 1746 -666 (27,61) 1800 54 (3,1) 1565 -235 (13,05) 2042 477 (30)

Производство и распределение электроэнергии 90 52 - 41 - 35 -6 (14,6) 48 13 (37)

Строительство 3058 2894 - 2666 - 2165 -501 (18,79) 2683 518 (24)

Оптовая и розничная торговля 7518 7023 - 6199 - 5675 -524 (8,45) 8451 2776 (49)

Транспорт и связь 716 814 914 960 46 (5,03) 1323 363 (38)

Операции с недвижимым имуществом 3197 3457 3819 3565 -254 (6,65) 4608 1043 (29)

Образование 67 109 127 128 1 (0,78) 139 11 (9)

Здравоохранение и социальные услуги 276 246 - 220 - 217 -3 341 124 (57)

Прочие 962 1157 1234 1190 -44 (3,56) 1683 493 (41)

Рис. 1. Динамика субъектов малого предпринимательства (верхняя кривая), экономически активных малых предприятий, (нижняя кривая) единиц (построено автором на основании данных [1])

- предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, 12,4 % - строительные организации, 9,5 % -предприятия обрабатывающих производств, 6,1 % -организации транспорта, 1,6 % - здравоохранение и социальные мероприятия. Удельный вес остальных видов деятельности относительно невелик.

122

Рис. 2. Распределение малых предприятий по видам деятельности в 2010 г., % (построено автором на основании данных таблицы 1 и [1; 2])

За период 2006-2010 гг., как следует из данных таблицы 1, структура малого предпринимательства не претерпела существенных изменений. Распределение малых предприятий по видам деятельности отражает следующее: ежегодно происходит незначительное снижение доли предприятий, занятых в оптовой и розничной торговле, рост доли предприятий, осуществляющих деятельность в сферах операций с недвижимым имуществом, аренды и

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Экономика

предоставления услуг, строительства, транспорта, здравоохранения.

С увеличением количества субъектов малого предпринимательства растет численность занятых на малых предприятиях. Увеличение количества субъектов малого предпринимательства и общего числа работников, задействованных в данной сфере, происходит непропорционально, что, в среднем, говорит об укрупнении малых предприятий. Доля занятых на малых предприятиях в общей численности работников списочного состава по всем предприятиям и организациям города в 2009 г. составляет 30,2 %, в 2008 г. - 29,1 %, в 2007 г. - 23,1 %, в

2006 г. - 22 % .

В течение 2006-2010 гг. наблюдался ежегодный рост среднемесячной заработной платы в отрасли малого предпринимательства примерно на 46 %. На обследованных малых предприятиях города средняя заработная плата одного работника списочного состава малого предприятия в 2008 г. составила 20318 руб., в

2007 г. - 13888 руб., в 2006 г. - 9062 руб.

В 2009 г. обследованными малыми предприятиями всех видов деятельности было отгружено товаров (работ и услуг) собственного производства на сумму 15499 млн. руб. В 2008 г. данный показатель составил 46497 млн. руб., в 2007 г. - на 20 % меньше (37473 млн. руб.), в 2006 г. - 28102 млн. руб.

Более 30 % отгруженной продукции (товаров и услуг) по обследованным предприятиями принадлежит строительным организациям, 25 % - предприятиям, осуществляющим операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 16,4 % - обрабатывающим производствам, 12,4 % - предприятиям торговли, 4,8 % - транспортным предприятиям.

Объем отгруженной продукции в расчете на 1 работника малого предприятия (производительность труда) в 2009 г. составил 310,4 тыс. руб. (в 2008 г.

- 931,3 тыс. руб., в 2007 г. -710,8 тыс. руб., в 2006 г.

- 472,5 тыс. руб.).

Оборот малых предприятий в 2009 г. составил 73945 млн. руб. в 2008 г. - 221837,7 млн. руб., в 2007 г. - 193632 млн. руб., в 2006 г. - 99,867 млн. руб. Таким образом, темп роста объема отгруженной продукции в расчете на 1 работника малого предприятия в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составил 114 %, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. - 193 %.

Доля налоговых доходов от малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов, поступивших в бюджет города, составила в 2009 г.

17,4 %, увеличившись по сравнению со значением, зафиксированным в 2008 г., на 0,9 %. В 2007 г. данный показатель составлял 12,3 %, в 2006 г. - 17 %.

Сумма единого налога на вмененный доход, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, поступившая от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет

города, выросла в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 72 %, составив 1170,6 млн. руб. В 2009 г. данный показатель составил 267,3 млн. руб.

В целях привлечения субъектов малого предпринимательства к выполнению муниципального заказа периодически проводятся торги исключительно для субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, приведенные цифры свидетельствуют о положительной динамике развития малого предпринимательства в 2006-2010 гг.

В целях снижения затрат предпринимателей на подключение к системам водоснабжения и водоотведения Мэрией города Казани принято решение о снижении соответствующих тарифов на 50 %.

В целях поддержки малого и среднего бизнеса в условиях сложившегося экономического положения на 25 % снижены арендные ставки за пользование муниципальным имуществом.

В непростое для бюджета города время сохранены на уровне 2008 года налоговые ставки на землю и величина единого налога на вмененный доход.

Начиная с 2007 г. реализуется программа льготного кредитования на конкурсной основе социально значимых инвестиционных проектов, в рамках которой предприниматели получают льготный кредит с 5 %-ной компенсацией из городского бюджета.

Для обеспечения правовой поддержки проводятся бесплатные юридические консультации для предпринимателей.

В целях поддержки малого инновационного бизнеса состоялся конкурс «Казань - город высоких технологий».

Регулярно проводятся заседания Координационного совета по развитию малого предпринимательства Казани, на которых в режиме конструктивного диалога обсуждаются наиболее актуальные проблемы предпринимателей.

Доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте в 2009 г. составила

21.4 %, среднего предпринимательства - 2,4 %.

Средняя численность работников списочного состава малых предприятий в 2009 г. составила 287,2 тыс. человек, средних предприятий -

61.5 тыс. человек.

Оборот малых предприятий всех видов деятельности за 2009 г. составил 357,8 млрд. руб., оборот средних предприятий республики за 2009 г. -93,1 млрд. руб.

Субъектами малого предпринимательства, занятыми в торговле, в 2009 г. сформировано 66,9 % оборота розничной торговли, 30,1 % - оборота оптовой торговли. Доля малого бизнеса в общественном питании составляет 65,5 %. Для средних предприятий аналогичные показатели составили 2,1 %, 9,6 % и 3,7 % соответственно.

Грузовые автоперевозки, осуществляемые малыми предприятиями и частными предпринимателя-

123

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Экономика

ми, по оценке, составили в 2009 г. 24,1 % от общего объема перевозок грузов предприятиями всех видов деятельности, занимающихся коммерческими грузовыми перевозками, доля выполненного грузооборота - 58,7 %. Кроме того, малыми предприятиями и предпринимателями, привлеченными для автобусных перевозок пассажиров по маршрутам общего пользования, перевезено 159,1 млн. человек, что составило 43 % от общего объема перевозок по Республике Татарстан.

Около 94 % объема бытовых услуг, оказанных населению республики в 2009 г., принадлежит субъектам малого предпринимательства. Среди них: ремонт и изготовление мебели (99,9 % объема данных услуг населению республики), парикмахерские услуги (99,6 %), услуги фотографий (99,5 %), ремонт жилья (99,4 %), ремонт и пошив одежды (99,2 %), ремонт обуви (98,7 %), ритуальные услуги (94,7 %) и др. Малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями оказывается практически весь объем туристических услуг и 94,3 % услуг правового характера.

Распределение малых предприятий по экономическим зонам Республики Татарстан представлено

Рис. 3. Распределение малых предприятий по экономическим зонам Республики Татарстан (построено автором на основании данных [1])

На 10 тысяч постоянного населения Республики Татарстан приходилось в среднем 88 малых предприятий. Наибольшая концентрация отмечена в Казанской агломерации - 136 малых предприятий на 10 тысяч населения, далее следует Набережночелнин-ская агломерация - 76 предприятий, Юго-Восточная экономическая зона - 49 предприятий. Наименьшее число предприятий зафиксировано в Предволжской экономической зоне - 32 предприятия на 10 тысяч населения.

Мониторинг деятельности малых предприятий, получивших государственную поддержку (в виде грантов, кредитов, субсидирования затрат на присоединение к электросетям, предоставления бесплатных помещений или аренды помещения на льготных условиях, обучения специалистов, помощи при открытии своего дела, предоставления оборудования), зафиксировал следующие результаты их работы в 2009 г.

Объем отгруженной продукции в расчете на одного работающего обследованных малых предприятий данной категории превосходит среднее значение по всем обследованным малым предприятиям республики на 29,5 %, численность работников списочного состава в среднем на 1 предприятие - на 9 человек, среднемесячная заработная плата работников - на 110 руб.

Обследованные малые предприятия, принимавшие в 2009 г. участие в капитальном ремонте жилого фонда республики, характеризуются следующими результатами деятельности: высокий объем отгруженной продукции на 1 работника (на 36,8 % выше, чем по всем обследованным предприятиям) и численность работников (превосходит среднереспубликанский показатель на 17 человек), уровень заработной платы соответствует среднереспубликанскому.

Обследование инновационно-активных малых предприятий республики показало, что они осуществляют свою деятельность в обрабатывающих производствах, оптовой и розничной торговле, занимаются операциями с недвижимым имуществом, научными исследованиями и предоставлением услуг. Хотя численность работников в среднем на 1 предприятие данной категории находится на уровне среднереспубликанской, уровень заработной платы по итогам 2009 г. выше, чем по всем обследованным предприятиям на 25,7 %, а объем отгруженной продукции в расчете на 1 работника - в 2,9 раза.

Анализ развития малого предпринимательства и системы его поддержки в РТ позволяет сделать следующие выводы:

1. Оценка вклада малого бизнеса в валовой региональный продукт РТ свидетельствует о значительном влиянии развития малого бизнеса в экономическое развитие республики и свидетельствует о необходимости разработки мер по совершенствованию механизма поддержки предпринимательства с целью создания условий и предпосылок дальнейшего увеличения вклада малого бизнеса в процесс социально-экономического развития РТ.

2. Размер финансовой поддержки малого бизнеса в республике не отвечает его потребностям, а формы и механизмы реализации мероприятий по поддержке предпринимательства требуют существенных корректировок.

3. Увеличение объемов финансовых средств (расходов бюджета) на государственную поддержку предпринимательских инвестиционных проектов повлечет значительно большее увеличение налоговых доходов бюджета.

4. Действующий механизм государственной финансовой поддержки в РТ эффективен и востребован только для успешно функционирующих СМП. Главной причиной низкого уровня инвестиционной активности малого бизнеса является сложность привлечения заемных средств. Банковское кредито-

124

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1

Экономика

Литература:

вание малого бизнеса недоступно для многих субъектов малого предпринимательства по причине отсутствия необходимого залогового обеспечения.

5. Отсутствие возможности предоставления государственных гарантий значительно снижает возможности и эффективность государственной поддержки СМП, что наряду с отсутствием системы микрокредитования в первую очередь отражается на СМП, находящихся в стадии становления.

6. Развитие инновационного малого бизнеса требует более активного и своевременного финансирования.

7. Отсутствие мониторинга эффективности работы структур государственной поддержки предпринимательства снижает эффективность механизма поддержки предпринимательства.

8. Главным условием повышения эффективности системы поддержки предпринимательства в РТ является изменение механизма поддержки предпринимательства, включающее новые подходы к управлению развитием малого бизнеса, направленные на повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

1. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. - URL: http://www.tatstat.ru

2. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики России. - URL: http:// www.gks.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Analysis of Development of Small Business and the System of Its Support in the Republic of Tatarstan

G. Strekalova

Institute of Social and Humanitarian Knowledge

F. Fattakhov

University of Management «TISBI»

The paper analyzes development of small business in the Republic of Tatarstan, demonstrates the positive dynamics of development of subjects of small business. The authors suggest introduction of changes into the mechanism of entrepreneurship support, including new approaches to management of small entrepreneurship.

Key words: small business, development, mechanism of support, economic growth, dynamics.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.