Научная статья на тему 'Современные особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области'

Современные особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
995
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева А. С., Васильев П. А.

Статья посвящена исследованию современных особенностей развития малого предпринимательства в Архангельской области. Проведен анализ развития малого бизнеса в регионе в сравнении с другими субъектами Северо-Западного федерального округа и развитыми зарубежными странами. Рассмотрены формы государственной поддержки малых предприятий. Выявлены основные проблемы становления и развития данной сферы и определены направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области»

УДК 336.63

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

А. С. ВАСИЛЬЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования Е-mail: vasilieva_as@mail. ги Институт судостроения и морской арктической техники Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова П. А. ВАСИЛЬЕВ,

председатель правления жилищно-строительного кооператива

Е-mail: pa_vasiliev@mail. ш

Статья посвящена исследованию современных особенностей развития малого предпринимательства в Архангельской области. Проведен анализ развития малого бизнеса в регионе в сравнении с другими субъектами Северо-Западного федерального округа и развитыми зарубежными странами. Рассмотрены формы государственной поддержки малых предприятий. Выявлены основные проблемы становления и развития данной сферы и определены направления их решения.

Ключевые слова: малое предпринимательство, предприятие, микропредприятие, индивидуальный предприниматель, специальные режимы налогообложения, государственная поддержка.

Развитие малого предпринимательства—одно из условий стабильности экономики, полноценных рыночных отношений. Малый бизнес играет исключительную социально-экономическую роль в развитии современного общества и государства:

- обеспечивает значительный вклад в ВВП;

- создает существенную долю рабочих мест;

- в значительной степени способствует пополнению бюджета;

- непосредственно влияет на формирование среднего класса;

- является источником социальной и политической стабильности;

- способствует развитию инновационных технологий.

Сферами деятельности традиционного малого предпринимательства являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2207 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Основные критерии их деятельности представлены в табл. 1.

По состоянию на 01.01.2012 на территории Архангельской области осуществляли деятельность 1 733 малых предприятия, что составляет 5,5 % от всех малых предприятий Северо-Западного

Таблица 2

Структура количества малых предприятий и микропредприятий по Северо-Западному федеральному округу на 01.01.2012

Таблица 1

Показатели для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства

Категория субъекта предпринимательства Доля в уставном капитале, % Численность, чел. Выручка от реализации товаров (работ, услуг), млн руб.

Среднее предприятие Не более 25 % От 101 до 250 (включительно) До 1 000

Малое предприятие От 16 до 100 (включительно) До 400

Микропредприятие До 15 (включительно) До 60

Субъект РФ Малые предприятия Микроп >едприятия

Количество, ед. Удельный вес, % Количество, ед. Удельный вес, °%

Республика Карелия 1 555 4,9 7 526 3,3

Республика Коми 1 456 4,6 10 129 4,4

Архангельская область, всего 1 733 5,5 10 888 4,8

В том числе

Ненецкий автономный округ 62 0,2 244 0,1

Вологодская область 2 044 6,5 7 924 3,5

Калининградская область 2 116 6,7 17 090 7,5

Ленинградская область 2236 7,1 12 387 5,4

Мурманская область 1210 3,9 4 919 2,2

Новгородская область 1 175 3,7 5 988 2,6

Псковская область 1 267 4,0 4 948 2,2

г. Санкт-Петербург 16 639 52,9 146 690 64,2

Всего... 31 431 100 228 489 100

федерального округа, и 10 888 микропредприятий (4,8 %). Количество индивидуальных предпринимателей — 21,2 тыс. чел., или 0,9 % от общероссийского показателя (табл. 2).

Наибольшую долю в структуре малых предприятий региона на протяжении ряда лет занимают оптовая и розничная торговля. Наименьшую долю — сельское хозяйство, что во многом обусловлено климатическими особенностями региона (табл. 3).

Количество малых предприятий за 2009— 2012 гг. возросло в 1,7 раза (с 1,1 до 1,9 тыс. ед.). Снижение темпа прироста за последний год с 19,6 до 7,5 % соответствует общероссийской динамике (табл. 4).

Данная тенденция обусловлена в основном увеличением с 2013 г. для индивидуальных предпринимателей (ИП) размера страховых взносов. Если раньше индивидуальный предприниматель платил в Пенсионный фонд России около 14 тыс.

Таблица 3

Структура малых предприятий в Архангельской области за 2009—2012 гг.

2009 2010 2011 2012

Вид деятельности Количест- Удельный Количест- Удельный Количест- Удельный Количест- Удельный

во, ед. вес, % во, ед. вес, % во, ед. вес, % во, ед. вес, %

Сельское хозяйство, охо- 110 9,9 124 8,6 145 8,4 149 8,0

та и лесное хозяйство

Обрабатывающие 120 10,8 195 13,5 249 14,4 265 14,2

производства

Строительство 130 11,7 175 12,1 191 11,0 211 11,3

Оптовая и розничная 410 36,9 495 34,2 598 34,5 676 36,3

торговля, ремонт, быто-

вые услуги

Операции с недвижи- 195 17,6 205 14,1 261 15,1 271 14,5

мым имуществом

Прочее 145 13,1 255 17,6 289 16,7 291 15,6

Всего... 1110 100 1 449 100 1 733 100 1 863 100

Таблица 4

Динамика количества малых предприятий в Архангельской области за 2009—2012 гг.

Вид деятельности Абсолютное изменение, ед. Относительное изменение, %

2009—2010 2010—2011 2011—2012 2009—2010 2010—2011 2011—2012

Сельское хозяйство, 14 21 4 12,7 16,9 2,8

охота и лесное хозяйство

Обрабатывающие производства 75 54 16 62,5 27,7 6,4

Строительство 45 16 20 34,6 9,1 10,5

Оптовая и розничная торговля, 85 103 78 20,7 20,8 13,0

ремонт, бытовые услуги

Операции с недвижимым 10 56 10 5,1 27,3 3,8

имуществом

Прочее 110 34 2 75,9 13,3 0,7

Всего... 339 284 130 30,5 19,6 7,5

руб., то с 1 января 2013 г. эта сумма увеличилась более чем в два раза.

Как отмечают российские СМИ, в настоящее время в стране, в том числе в Архангельской области, наблюдается тенденция снятия индивидуальных предпринимателей с налогового учета. Если в 2009 г. количество индивидуальных предпринимателей в области составляло 34,3 тыс. чел., в 2010 г. — 34,7 тыс. чел., то в 2012 г. — 21,2 тыс. чел.

Наибольший отток ИП в Архангельской области, по данным ФНС России, произошел в декабре 2012 — январе 2013 гг. (975 и 946 соответственно). Это в полтора раза больше, чем за эти же месяцы годом ранее. Около половины снявшихся с учета работали на упрощенной системе налогообложения, 30 % платили единый налог на вмененный доход и 11 % были владельцами патентов.

Однако, по мнению работников налоговых служб, в основном снялись с налогового учета индивидуальные предприниматели с нулевой отчетностью либо занимающиеся бизнесом от случая к случаю и имеющие небольшие доходы. Кроме того, за этот же период на учет встали 572 ИП. Спрос на патенты не падает. Создано более 300 новых юридических лиц, в том числе, бывшими ИП. Многие предприниматели перешли на работу по найму. В результате снижения выпуска продукции малыми предприятиями практически не произошло.

Другая причина замедления темпа роста числа малых предприятий — изменения в антиалкогольном законодательстве. Это привело к массовому закрытию киосков и ларьков, торгующих спиртными напитками.

Следует отметить неравномерное распределение субъектов малого предпринимательства (в том числе микропредприятий) по городам и районам Архангельской области. Каждый второй субъект

функционирует в административном центре Архангельской области — городе Архангельске, каждый седьмой — в г. Северодвинске.

По численности занятого населения на малых предприятиях и микропредприятиях Архангельская область занимает четвертое место в федеральном округе (табл. 5). На 01.01.2012 на микропредприятиях области работали 27,5 тыс. чел., на малых — 62,2 тыс. чел.

Структура и динамика численности работников, занятых на малых предприятиях Архангельской области, соответствует структуре и динамике количества предприятий. Наибольший удельный вес составляют работники оптовой и розничной торговли — более 40 % (табл. 6). На втором месте — обрабатывающие производства и операции с недвижимым имуществом.

Численность персонала малых предприятий с 2009 по 2011 г. возросла в 1,8 раза (с 33,7 до 62,2 тыс. чел.). Однако за последний год наблюдалось ее сокращение в связи с описанными процессами в экономике. В результате за 2012 г. численность работников данной сферы сократилась на 22,9 %, или на 14,3 тыс. чел. (табл. 7).

Следует отметить, что характерной чертой малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости (по совместительству и по договорам гражданско-правового характера), предоставляющей дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы (около 10-15 % работников данной области).

По объему продукции малых предприятий и микропредприятий Архангельская область также занимает четвертое место по округу (табл. 8). На 01.01.2012 оборот малых предприятий составил 87,9 млрд руб., микропредприятий — 39,9 млрд руб.

Таблица 5

Численность работников малых предприятий и микропредприятий в Северо-Западном федеральном округе на 01.01.2012

Субъект РФ Малые предприятия Микропредприятия

Количество, чел. Удельный вес, °% Количество, чел. Удельный вес, °%

Республика Карелия 40 445 4,9 14 831 2,5

Республика Коми 51 215 6,2 23 637 4,0

Архангельская область, всего 62 234 7,5 27 538 4,7

В том числе

Ненецкий автономный округ 2 203 0,3 379 0,1

Вологодская область 73 521 8,9 30 540 5,2

Калининградская область 57 247 6,9 21 433 3,6

Ленинградская область 64 048 7,8 69 837 11,9

Мурманская область 37 413 4,5 16 530 2,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новгородская область 39 571 4,8 13 662 2,3

Псковская область 42 543 5,2 16 400 2,8

г. Санкт-Петербург 356 301 43,2 354 481 60,2

Всего... 824 538 100 588 889 100

Таблица 6

Структура численности работников, занятых на малых предприятиях Архангельской области за 2009—2012 гг.

2009 2010 2011 2012

Вид деятельности Количест- Удельный Количест- Удельный Количест- Удельный Количест- Удельный

во, чел. вес, % во, чел. вес, % во, чел. вес, % во, чел. вес, %

Сельское хозяйство, охо- 4 290 12,7 4 836 11,0 5 975 9,6 3 913 8,2

та и лесное хозяйство

Обрабатывающие про- 3 720 11,0 6 240 14,2 8 150 13,1 6 802 14,2

изводства

Строительство 2 990 8,9 4 025 9,2 6 439 10,3 3 774 7,9

Оптовая и розничная 12 300 36,5 14 850 33,8 23 861 38,3 20 609 43,0

торговля, ремонт, быто-

вые услуги

Операции с недвижи- 6 045 17,9 6 355 14,5 9 753 15,7 6 908 14,4

мым имуществом

Прочее 4 350 12,9 7 650 17,4 8 056 12,9 5 969 12,4

Всего... 33 695 100 43 956 100 62 234 100 47 975 100

Таблица 7

Динамика численности работников, занятых на малых предприятиях Архангельской области за 2009—2012 гг.

Вид деятельности Абсолютное изменение, чел. Относительное изменение, °%

2009-2010 гг. 2010-2011 гг. 2011-2012 гг. 2009-2010 гг. 2010-2011 гг. 2011-2012 гг.

Сельское хозяйство, охота 546 1 139 —2 062 12,7 23,6 —34,5

и лесное хозяйство

Обрабатывающие 2 520 1 910 —1 348 67,7 30,6 —16,5

производства

Строительство 1 035 2 414 —2 665 34,6 60,0 —41,4

Оптовая и розничная торговля, 2 550 9 011 —3 252 20,7 60,7 —13,6

ремонт, бытовые услуги

Операции с недвижимым 310 3 398 —2 845 5,1 53,5 —29,2

имуществом, аренда и предо-

ставление услуг

Прочее 3 300 406 —2 087 75,9 5,3 —25,9

Всего... 10 261 18 278 —14 259 30,5 41,6 —22,9

Таблица 8

Оборот продукции малыми предприятиями и микропредприятиями по Северо-Западному федеральному округу на 01.01.2012

Субъект РФ Малые предприятия Микропредприятия

Млн руб. Удельный вес, °% Млн руб. Удельный вес, °%

Республика Карелия 49 148 2,8 19 710 3

Республика Коми 82 187 4,7 37 720 5,8

Архангельская область, всего 87 903 5,1 39 917 6,1

В том числе 2 854 0,2 634 0,1

Ненецкий автономный округ

Вологодская область 88 162 5,1 56 381 8,6

Калининградская область 86 721 5 87 149 13,3

Ленинградская область 125 377 7,2 36 954 5,6

Мурманская область 63 881 3,7 30 892 4,7

Новгородская область 44 690 2,6 17 472 2,7

Псковская область 48 605 2,8 20 442 3,1

г Санкт-Петербург 1 055 703 60,9 309 345 47,2

Всего... 1 732 377 100 655 982 100

Анализ структуры выпуска продукции (табл. 9) показал, что наибольшую долю составляет продукция оптовой и розничной торговли — около 60 %. На втором месте среди малых предприятий обрабатывающие производства — 9,3 %, среди микропредприятий — операции с недвижимым имуществом — 13,5 %.

Как показывает мировая практика, именно малый и средний бизнес играют одну из главных ролей в обеспечении экономического роста и занятости населения. Однако роль малого бизнеса

в российской экономике по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России составляет всего около 20 %, в то время как в целом ряде стран она значительно превышает 50 %. Количество малых предприятий в различных странах в 2012 г. представлено на рис. 1.

Во многих зарубежных странах в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78 % трудоспособного населения (США — 60 %, Германии, Франции, Италии — 65—80 %, Японии — 80— 88 %). По данным Росстата, доля занятого населения

Таблица 9

Структура выпуска продукции малыми предприятиями и микропредприятиями Архангельской области в 2012 г. по видам деятельности

Малые п редприятия Микропредприятия

Вид деятельности Млн руб. Удельный вес, % Млн руб. Удельный вес, %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2 019,1 2,6 662,3 1,6

Рыболовство 2 044,6 2,6 0,4 0

Добыча полезных ископаемых 0 0 100,4 0,2

Обрабатывающие производства 7 335,2 9,3 2 694,3 6,7

Производство и распределение электроэнергии, 155,1 0,2 304,1 0,8

газа и воды

Строительство 6 442,7 8,2 2 469,6 6,1

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорт- 49 426,6 62,7 23 017,6 57

ных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов

личного пользования

Гостиницы и рестораны 1 967,3 2,5 1 176,7 2,9

Транспорт и связь 2 751,4 3,5 3 746,1 9,3

Операции с недвижимым имуществом 5 642,6 7,2 5 429,5 13,5

Образование 0 0 50,9 0,1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 507,4 0,6 378,1 0,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных 577,9 0,7 327,2 0,8

и персональных услуг

Всего... 78 869,9 100 40 357,2 100

30 -,

20-

10

20

I

США

5,7

2,3

1,6

Япония Италия Китай Великобритания Германия Франция Россия

Рис. 1. Количество малых предприятий в различных странах мира в 2012 г., млн ед.

в малом бизнесе в 2010 г. составляла 7,4 % численности экономически активного населения России.

В большинстве развитых стран малый бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования.

В России государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Формами поддержки малого предпринимательства являются:

- финансовая;

- имущественная;

- информационная;

- консультационная.

Оказание имущественной поддержки осуществляется в виде передачи во владение или в пользование государственного или муниципального имущества (земельных участков, строений, сооружений, машин, транспортных средств, инвентаря, инструментов) на возмездной или безвозмездной основе или на льготных условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационная и консультационная поддержка заключается в размещении информации для малых предпринимателей на сайтах исполнительных органов власти, контролирующих органов, публикации информации в СМИ.

Для повышения грамотности и развития управленческих навыков органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.

Оказание финансовой поддержки осуществляется преимущественно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

Однако, по мнению специалистов, все эти формы поддержки в современных экономических условиях малоэффективны. Одна из основных проблем малого бизнеса — недостаток финансовых средств для его развития. Получение же кредитов малыми предприятиями весьма затруднительно. Стандартные условия выдачи кредита для малого бизнеса у банков зарубежных стран практически не отличаются: максимальная сумма кредита, как правило, ограничивается миллионом долларов, а срок кредитования пятью годами.

В России же ставки по кредитам для малых предприятий почти в 2 раза превышают кредитные ставки для крупных компаний. Кроме того, коммерческие банки относят кредиты малому бизнесу к категории высокорискованных, следовательно, и к их предоставлению относятся весьма осторожно.

В целом же в качестве основных проблем, препятствующих получению банковских кредитов малыми предприятиями, можно выделить следующие:

- непрозрачная и недостоверная отчетность малых предприятий, отсутствие стимулов для адекватного отражения финансовых результатов в отчетности, что снижает возможность получения в банках кредитов на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели;

- незначительный масштаб бизнеса малого предприятия, затрудняющий оценку его состояния;

- низкое качество проработки бизнес-планов при привлечении кредитов;

- незначительный размер собственных средств и отсутствие ликвидных активов, которые малые предприятия могли бы использовать в качестве залога по кредиту;

- несоответствие рентабельности малых предприятий размеру процентных ставок по кредитам;

- сложность и длительность процедуры получения банковского кредита, часто усугубляющейся недостаточной квалификацией заемщика

5

3

3

0

для надлежащего оформления всех необходимых документов.

В последнее время в России активно развивается микрофинансирование малого бизнеса. В настоящее время действуют Российский микрофинансовый центр и Национальное партнерство участников микрофинансового рынка. Например, начинающие предприниматели в Архангельской области вправе рассчитывать на получение микрозайма в размере до 1 млн руб. на срок до одного года под 10 % годовых. Однако программа эта новая и недостаточно развитая.

Правительством Архангельской области в 2009—2011 гг. проводилась долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Архангельской области на 2009—2011 годы». За время ее действия были созданы областной гарантийный фонд (государственное унитарное предприятие Архангельской области «Инвестиционная компания «Архангельск»), областное автономное государственное учреждение «Архангельский региональный бизнес-инкубатор», фонд «Архангельский региональный центр микрофинансирования», а также портал малого и среднего предпринимательства в сети Интернет (www. msp29.ru) и др. Субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета была оказана финансовая поддержка в размере 403,7 млн руб.

В настоящее время правительством Архангельской области в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области и Ненецком автономном округе на 2012—2014 годы» проводится конкурс по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. Ожидаемый результат программы — прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 12,5 %, а также прирост налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на 6 млрд руб. за весь период действия программы. Размер субсидии — до 300 тыс. руб. на одного субъекта малого предпринимательства.

Однако, по мнению специалистов, объем документов, необходимых для получения субсидий, слишком велик. Кроме того, низкий уровень экономической и управленческой грамотности населения не позволяет всем желающим правильно оформить документы и получить субсидию. Да и самих выделяемых средств недостаточно — количество заявок в три раза превы-

шает количество предоставленных субсидий. Очень часто при рассмотрении заявок конкурсантов в основе лежит субъективный фактор выбора.

Важной составляющей государственной поддержки малого предпринимательства являются специальные налоговые режимы, к которым относятся упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, патентная система налогообложения.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет Архангельской области от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих при налогообложении единый налог на вмененный доход и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2009 г. составили 1,4 млрд руб., в 2010 г. — 1,7 млрд руб.

Однако введение в 2011 г. 34 %-ной ставки социальных взносов, по данным специалистов, привело к росту теневого бизнеса до 41 %. Увеличение налоговой нагрузки приводит к выходу из бизнеса мелких предпринимателей, а многие отечественные компании начинают выводить свой бизнес в соседние страны, например, в Казахстан (где ставка страховых взносов для бизнеса составляет 11 %). Для сравнения: льготная ставка для IT-компаний — резидентов «Сколково» составляет 14 %.

Во многих экономически развитых странах широко применяется более низкая ставка налога на прибыль организации для малого бизнеса по сравнению с налогом крупного бизнеса. При этом в некоторых случаях разница достаточно значительна, как например, в США (рис. 2). В России же эти ставки находятся на одном уровне.

Таким образом, в настоящее время для российского предпринимательства характерны следующие особенности:

- нестабильность экономики России делает малые предприятия многопрофильными. Постоянная изменчивость рынка заставляет предпринимателей искать источники дохода, зачастую не имеющие между собой никакой связи;

- российские малые предприятия характеризуются постоянным стремлением к независимости. На Западе малые предприятия часто работают на основе договора субподряда и франчайзинга (например, сеть ресторанов быстрого питания McDonalds и компания Coca-Cola);

- низкий уровень технической оснащенности и грамотности российских предпринимателей в управленческой сфере.

В результате среди основных 60 проблем становления и развития российского малого бизнеса можно 45 выделить:

• несовершенство нормативно- 30 правовой базы в сфере малого предпринимательства; ^

• отсутствие действенных финансово-кредитных механиз- о мов и материально-ресурсного сша обеспечения развития малого щ предпринимательства;

• несовершенство системы налогообложения;

• недобросовестная конкуренция;

• несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;

• неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

• проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Исходя из вышесказанного, основной целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства в современных условиях является создание политических, правовых и экономических основ, обеспечивающих:

- повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий — рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий;

- повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта, расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Список литературы

1. Гержа Е. Н. Малые предприятия — вопросы становления и развития // Деньги и кредит. 2011. J№ 2.

2. Информационное агентство REX — http:// www. iarex. ru.

43

Англия Франция Канада Россия

Крупные корпорации | Малый бизнес

Рис. 2. Сравнительный анализ ставок налога на прибыль для малых и крупных предприятий в России и за рубежом, %

3. Мишин А. В. Инвестиционная поддержка малого бизнеса // Российский экономический журнал. 2010. № 5.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146—ФЗ.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117—ФЗ.

6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209—ФЗ.

7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Архангельской области: областной закон от 29.10.2010 № 209-16-0З.

8. Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области и Ненецком автономном округе на 2012—2014 годы»: постановление правительства Архангельской области от 06.09.2011 № 310-пп.

9. Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса: постановление правительства Архангельской области от 20.03.2012 № 94-пп.

10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области — http://arhangelskstat. gks. ru.

11. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт — http://www. gks. ru.

12. URL: http://tpprf-byt. ucoz. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.