Первая заключается в полном отрицании подсобных промышленных производств в сельскохозяйственных организациях по причине их неэффективности, нерационального использования ресурсов и низкого качества. Вторая точка зрения: подсобные промышленные производства - это панацея от всех бед сельскохозяйственных организаций и их долю в структуре товарной продукции необходимо увеличивать.
Несомненным является то, что подсобные производства позволяют сгладить сезонный характер использования трудовых ресурсов сельской местности, ограничивают перераспределение созданного трудом селян прибавочного продуктов отрасли промышленности, а потому являются фактором роста доходности сельскохозяйственных организаций.
Следовательно, развитие подсобных промышленных производств необходимо и возможно. Во-первых, современные технологии достигли такого уровня, что позволяют иметь небольшие по размеру, но достаточно эффективные малые производства. Примером могут служить мини-пекарни, мини-молочные и ми-ни-консервные производства. Во-вторых, мелкие производства легко перестраиваются под конъюнктуру рынка. Благодаря своей мобильности диверсифицированные предприятия на практике оказались более устойчивыми и конкурентоспособными по сравнению с узкоспециализированными, так как они способны менять или существенно расширять направления работы, что способствует росту объемов производства и увеличению ассортимента выпускаемой продукции.
Раздел 19. РАЗВИТИЕ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ НА СЕЛЕ
РАЗВИТИЕ МАЛОГО НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО БИЗНЕСА НА СЕЛЕ
Л.С. Корбут, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики
им. А.А. Никонова
Для России особую значимость в последние годы приобрели проблемы социальноэкономического развития сельских территорий, являющиеся однотипными для подавляющего большинства регионов страны. Это, прежде всего, снижение качества жизни в сельской местности, высокий уровень безработицы, низкие доходы и расширение масштабов бедности сельского населения, ухудшение демографической ситуации и пр. В этой связи крайне важна выработка мер экономического воздействия органами управления различного уровня для решения указанных проблем, характерных и для многих других стран, в том числе и развитых. В частности, может быть использована диверсификация сельской экономики - развитие несельскохозяйственных видов деятельности, услуг и на этой основе расширение занятости и повышение доходов сельского населения.
В ряде стран сельским территориям оказывается разносторонняя поддержка для расширения масштабов занятости отдельных социальных групп населения (молодежи, женщин, инвалидов) в рамках социальной политики, деятельности различных финансовых фондов, имеющих целью поощрение экономической деятельности в сельской местности. Особое место в программах устойчивого развития сельской местности в развитых странах занимает стимулирование занятости в несельскохозяйственном секторе.
Для России развитие альтернативной (несельскохозяйственной) занятости, а также самозанятости различных слоев сельского населения, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и других является особенно актуальным. При этом самозанятость рассматривается нами как одно из направлений предпринимательства, разновидность малого бизнеса на селе и представляет собой достаточно эффективный способ решения таких глубоких социально-экономических проблем, как бедность и безработица.
Разработка мер, направленных на решение указанных проблем, должна происходить в рамках принятого в конце 2006 г. Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», определившего устойчивое развитие сельских территорий как составную часть государственной социально-экономической политики. В свою очередь, под устойчивым развитием сельских территорий в указанном законе понимается их «стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель».
Для определения подходов к решению проблемы достижения полной занятости сель-
ского населения целесообразным является анализ мирового опыта по сельскому развитию, прежде всего стран ЕС, в частности, Германии. В Германии в соответствии с «Национальным стратегическим планом ФРГ на 20072013 гг.» одной из целей сельской политики является «улучшение качества жизни в сельской местности и содействие диверсификации направлений деятельности в сельском хозяйстве». При этом каждая федеральная земля разрабатывает свои программы развития с указанием основных мер поддержки и их финансирования. Детально анализируется социальноэкономическая ситуация в сельской местности, процессы снижения доли занятого населения в сельском хозяйстве, другие имеющиеся и возможные направления занятости трудоспособного населения, зависимость развития сельских территорий от расширения масштабов занятости населения в промышленности, сфере услуг и туристическом бизнесе. Другой стороной сельских программ развития являются требования к необходимому уровню квалификации занятого населения, адаптация к изменяющимся экономическим условиям и требованиям рынка. Для Германии возможные направления расширения занятости на сельских территориях заключаются в инновационном использовании возобновляемых источников энергии, развитии ремесел, служб охраны природы и защиты ландшафта, сохранения водоемов, разведении лошадей, открытия мелких точек общественного питания и пр.
Однако финансовые возможности федеральных земель для развития указанных сфер деятельности ограниченны. В то же время основной мерой со стороны государства является субсидирование инвестиционных вложений в целях расширения доступа сельского населения к различным видам услуг. Объектами государственной помощи (поддержки) является также стимулирование развития несельскохозяйственных видов деятельности в целях создания малым бизнесом новых рабочих мест, внедрение инноваций, обустройство сельских территорий для развития рекреационной деятельности, туризма.
Для оценки результативности реализуемых федеральными землями программ сельского развития используются такие индикаторы (показатели), как: число программ сельского развития, число сохраненных (созданных) рабочих мест, количество лиц, занимающихся предпринимательством, объемы добавленной стоимости, созданной в рамках вторичной занятости, объемы инвестиций по различным направлениям.
В России несельскохозяйственные виды деятельности могут нередко представлять собой один из основных источников получения
дохода сельских домохозяйств. В то же время в стране пока отсутствует опыт реализации подобных программ сельского развития, а деятельность в основном сводится к ведомственному подходу различных министерств и ведомств, реализующих свои программы на сельских территориях.
Основными направлениями развития малого несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности России являются:
- переработка сельскохозяйственного сырья и продукции, за исключением производства и реализации подакцизных товаров;
- торгово-закупочная деятельность и общественное питание в сельских населенных пунктах (включая придорожные магазины и кафе);
- бытовое обслуживание сельского населения; строительство жилых и производственных построек;
- производство товаров народных промыслов;
- различные ремесла, в частности, производство шорных изделий;
- сбор и переработка дикорастущих растений, плодов и ягод; сельский туризм, в том числе охотничий и рыболовный, и др.;
- транспортные услуги и прочие виды
услуг.
В концепции «Устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации», разработанной ВИАПИ им. А.А. Никонова, отмечено, что создание на селе новых рабочих мест в несельскохозяйственном бизнесе, обучение новым профессиям и основам малого предпринимательства лиц, высвобождаемых из сельскохозяйственного производства, всякого рода содействие юридическим и физическим лицам, создающим новые рабочие места на сельских территориях, будут иметь важное значение в решении проблемы сокращения масштабов сельской безработицы и повышения доходов сельских домохозяйств.
В то же время для получения государственной поддержки развития малого несельскохозяйственного бизнеса субъекты хозяйственной деятельности (население, проживающее в сельской местности, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, малые сельскохозяйственные предприятия и пр.) должны иметь определенные предпосылки, которыми, на нашему мнению, являются: наличие рекомендации (ходатайства) сельской администрации, а также наличие навыков (положительного опыта) ведения хозяйственной деятельности соответствующего профиля или профессиональной подготовки.
Основным финансовым механизмом стимулирования развития малого несельскохо-
зяйственного бизнеса на сельских территориях, по нашему мнению, должны стать банковский кредит и средства сельских кредитных кооперативов. При этом, по оценкам, средний объем финансирования привлекаемых кредитов (включая средства по лизингу) предлагается установить в размере не более 300 тыс. р. на одного заемщика.
Субсидирование ставок по кредитам устанавливается дифференцированно в зависимости от направления деятельности малого несельскохозяйственного бизнеса (несельскохозяйственной деятельности) с учетом его социальной значимости. При этом для малого бизнеса в сфере торговли, бытового обслуживания и общественного питания предусматривается субсидирование процентной ставки по кредиту в размере не более 15% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, максимальная сумма кредита на закупку оборудования, приобретение и ремонт производственных помещений устанавливается в размере 300 тыс. р. на срок до трех лет, а при кредитах на пополнение оборотных средств максимальная сумма не должна превышать 50 тыс. р. на срок до трех месяцев.
По остальным направлениям деятельности субсидирование процентной ставки по кредитам и займам устанавливается в размере не менее 25% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора. Максимальная сумма кредита (займа) устанавливается в размере 300 тыс. р. По предварительным оценкам, эти средства для развития малого несельскохозяйственного бизнеса смогут привлечь порядка 10% действующих крестьянских (фермерских) хозяйств и 5% владельцев ЛПХ.
Кроме этого, важным аспектом является качественная и количественная характеристика (оценка) степени развития альтернативной (несельскохозяйственной) деятельности на селе, для чего целесообразна разработка ряда индикаторов (показателей). Рекомендуется оценивать: число участников программы, занимающихся несельскохозяйственной деятельно-
стью; число созданных новых рабочих мест в малом несельскохозяйственном бизнесе отдельно по направлениям; количество лиц, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) для организации малого несельскохозяйственного бизнеса; число и объемы кредитов, выданных кредитными учреждениями на развитие малого несельскохозяйственного бизнеса.
Актуальными также являются организация и проведение мероприятий органами управления различного уровня, в частности, это могут быть:
- разработка нормативной документации, рекомендации по разработке муниципальных программ развития малого несельскохозяйственного бизнеса на селе;
- предоставление гарантий со стороны государства субъектам малого несельскохозяйственного бизнеса;
- поддержка малого несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности в вопросах реализации произведенных товаров, продукции и услуг и развитие соответствующей инфраструктуры;
- поставка технических средств, машин и оборудования на условиях финансового лизинга с государственной поддержкой;
- создание общедоступных информационных ресурсов в сфере развития малого несельскохозяйственного бизнеса;
- подготовка или переподготовка лиц, желающих организовать малый несельскохозяйственный бизнес в сельской местности, и обеспечение образовательного процесса, в том числе с использованием дистанционных методов обучения.
Таким образом, развитие малого несельскохозяйственного бизнеса на селе будет содействовать: диверсификации хозяйственной деятельности в сельской экономике; расширению источников формирования доходной базы местных бюджетов; повышению устойчивости развития сельских территорий в части расширения масштабов занятости и развития самозанятости сельского населения, повышения уровня его жизни.
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
БИЗНЕСА НА СЕЛЕ
Р. Р. Юняева, к.э.н., проф., К.Ю. Королев, асп. Пензенского государственного
педагогического университета
Современная кредитная политика Россельхозбанка ориентирована на сферу сельскохозяйственного производства. При этом поддержка несельскохозяйственных видов деятельности, осуществляемых в сельской местности, не предусмотрена. Кредитование
данного направления может осуществляться банком лишь на общих основаниях, целевые кредиты или программы, а также особые механизмы, способствующие смягчению жестких бюджетных ограничений, в кредитной политике отсутствуют. В этой связи становятся акту-