УДК 332
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.И. Панарина, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен обзор нормативно-правовых документов в сфере несельскохозяйственной занятости.
Ключевые слова: альтернативная занятость, государственные программы, Орловская область.
Abstract. The article presents the review of normative legal documents in the sphere of non-agricultural employment.
Key words: alternative employment, state program, Orel region.
Одним из распространенных способом для решения народно-хозяйственных, производственных, технических, экономических и других задач является программно-целевой метод. Данный метод позволяет разрабатывать плановые решения важнейших проблем на основе выбора и обоснования приоритетных направлений социального, экономического и научно-технического развития, с целью планирования системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами. Все это позволяет увязать интересы отраслей и территорий и всего общества в целом для эффективного решения поставленных задач [4].
В настоящее время в Российской Федерации реализуется множество различных программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которые затрагивают основные направления государственной политики. Одним из таких направлений является развитие сельских территорий. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 была утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», продолжением которой стала федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Но в данных программах в полной мере не предусмотрено развитие несельскохозяйственной деятельности на сельских территориях. Тогда как именно альтернативная занятость позволяет жителям села, не занятым в сельскохозяйственном производстве - получать необходимый доход, а остальным - иметь дополнительные финансовые средства для обеспечения своего благополучия. Это направление впервые возведено в ранг приоритетов федеральной политики на национальном уровне в принятой в 2007 г. «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», которая предусматривала государственную поддержку посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого не древесного сырья) в размере 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу) [1]. Активное субсидирование несельскохозяйственной деятельности проводил ОАО «Россельхозбанк». Кредиты предоставлялись, в частности, на развитие туризма (сельский туризм), народных промыслов, торговли в сельской местности, бытового и социально-культурного обслуживания сельского населения, заготовку и переработку дикорастущих плодов и ягод, а также лекарственных растений.
Отдельных программ по развитию несельскохозяйственной сферы деятельности в настоящее время нет, хотя на сайте Министерства сельского хозяйства РФ были опубликованы методические рекомендации по подготовке экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации: «Особенности подготовки программ развития несельскохозяйственной деятельности в сельской местности» [2]. Исключением могла бы стать ведомственной целевой программы «Развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности Чувашской Республики на 2012-2015 годы» основной целью, которой являлось повышение уровня жизни сельского населения путем расширения масштабов его занятости и
самозанятости и увеличения доходов на основе развития несельскохозяйственного бизнеса (деятельности и услуг) и повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности сельского населения. Однако она не была утверждена Правительством Чувашской Республики.
Какие же виды экономической деятельности можно отнести к несельскохозяйственным? Четкого определения этому нет. Поэтому, в результате анализа имеющейся информации, были определены виды экономической деятельности, относящиеся к альтернативной сфере: обрабатывающие производства; рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях; строительство; добыча полезных ископаемых; транспорт и связь; оптовая и розничная торговля, а также ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; деятельность ресторанов, баров и столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания; деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг [3].
Какие же нормативно-правовые документы в той или иной мере затрагивают сферу несельскохозяйственной деятельности? На данный момент к ним можно отнести следующие госпрограммы, содействующие увеличению занятости населения и развитию бизнеса, а, следовательно, и повышению доходов жителей:
1. Содействие занятости населения на 2013-2020 гг. (распоряжение Правительства РФ №2149-р от 22 ноября 2012 г.) - предусматривает создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда;
2. Экономическое развитие и инновационная экономика на 2013-2020 гг. (распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2013 г. № 467-р) - предусматривает создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса; повышение инновационной активности бизнеса; повышение эффективности государственного управления;
3. Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности на 2012-2020 гг. (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №328) - предусматривает создание в РФ конкурентоспособной, устойчивой, структурно - сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету Программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны;
4. Развитие рыбохозяйственного комплекса на 2013-2020 гг. (постановление Правительства РФ №314 от 15 апреля 2014 г.) - предусматривает обеспечение перехода от экспортно -сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биологических ресурсов, внедрения новых технологий, развития импортозамещающих подотраслей; обеспечение удельного веса отечественной рыбной продукции в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120; обеспечение конкурентоспособности российской рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
5. Развитие транспортной системы России на 2010 - 2020 гг. (постановление Правительства РФ от 05.12.01 №848) - предусматривает развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы; улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте;
6. Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.) (постановление Правительства РФ 02.08.11 №644) - предусматривает повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Однако в каждом субъекте Российской Федерации разрабатываются и утверждаются различные программы с ориентацией на областную специфику. Так и в Орловской области реализуется ряд программ, способствующие развитию несельскохозяйственной сферы деятельности. Прежде всего, это долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Орловской области на 2011 - 2015 гг.» (постановление Правительства Орловской области от 12.01.2010 г. № 4), которая предусматривает создание в Орловской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса, вносящего вклад в развитие экономики и социальной сферы региона за счет поступлений налоговых платежей из сферы туризма и смежных отраслей, притока дополнительных инвестиций, образования новых рабочих мест. Общий объем средств, предназначенных на реализацию государственной программы - 4964650 тыс. руб. В результате реализации программы планируется: рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом; привлечение дополнительных инвестиций в экономику
области; рост объемов оказания туристско-экскурсионных услуг населению области, российским и иностранным гражданам; улучшение показателей, характеризующих состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона; улучшение материально-технической базы туризма.
Еще одной немало важной долгосрочной областной целевой программой является «Содействие занятости населения Орловской области до 2017 года» (постановление Правительства Орловской области от 31. 01. 2012 г. №30). Согласно которой осуществляется обеспечение государственных гарантий в сфере содействия занятости населения и социальной поддержки безработных граждан Орловской области. Общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, составляет 1416387,3 тыс. руб. В результате данной программы ожидается что: нормативы доступности государственных услуг в области содействия занятости населения будут выполнены в объеме 100% ежегодно; к 2017 г.: снизится до 1,2% уровень регистрируемой безработицы, средняя продолжительность периода безработицы - до 4,4 месяца и коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда - до 0,8 человека на вакансию; увеличатся удельный вес численности трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, - до 44,4 %, а также удельный вес численности безработных граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, в численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, - до 14% и удельный вес признанных в установленном порядке безработными граждан, получающих пособие по безработице, материальную помощь в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, в общей численности, зарегистрированных безработных граждан - до 83,2 %.
Действует также и государственная программа «Развитие промышленности Орловской области на 20132016 гг. (постановление Правительства Орловской области от 10.10.2012 г. № 363). Целью, которой является модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей, организация производства новых видов конкурентоспособной продукции, обеспечение благоприятных условий для развития промышленного комплекса. Общий объем финансирования составляет 11 223 300 тыс. рублей. В результате реализации мероприятий программы предполагается что: индекс промышленного производства по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, в 2016 г. составит: 1) в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 101%; 2) в производстве машин и оборудования - 102%; 3) в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 104%; 4) в производстве транспортных средств и оборудования - 104%; 5) в текстильном и швейном производстве - 101,5%; 6) в производстве мебели - 101%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, в 2016 г. составит 39,4 млрд. рублей. Выработка на одного работника по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, в 2016 г. вырастет по сравнению с 2012 годом в 1,3 раза.
Государственная программа «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области на 2013-2020 гг. (постановление от 8.10. 2012 г. № 353) должна способствовать созданию условий для устойчивого поступательного развития предпринимательства, деловой активности и инвестиционной деятельности как основы для повышения уровня жизни населения Орловской области. Общий объем средств, направленных на реализацию государственной программы составит 4970045,4 тыс. рублей, Ожидаемые результаты: участие в 24 мероприятиях, значимых для формирования инвестиционного имиджа Орловской области; подготовка 6 производственных площадок; оказание государственной поддержки 8339 субъектам МСП; создание 1918 новых рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП).
Сельское хозяйство - отрасль, с ярко выраженной сезонностью. Поэтому сельские жители всегда вынуждены заниматься не только сельским хозяйством, но и постоянно искать несельскохозяйственные источники дохода. Нерациональная занятость сельского населения влечет за собой неконтролируемую миграцию, крайнюю бедность и высокий уровень безработицы. В связи с этим назрела необходимость в выработке комплекса мер организационно-экономического характера, направленных на снижение негативных последствий нерациональной занятости сельского населения. Одним из способов решения этой проблемы является разработка нормативно-правового законодательства в несельскохозяйственной сфере деятельности, которое будет способствовать повышению занятости и доходов сельского населения и приостановлению миграционного процесса на сельских территориях. В частности это разработка и реализация программы развития несельскохозяйственных видов деятельности на сельских территориях РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007. № 446.
2. Особенности подготовки программ развития несельскохозяйственной деятельности в сельской местности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/2394.201.htm (дата обращения 12.03.2015).
3. Панарина В.И. Диагностика уровня развития несельскохозяйственной деятельности на сельских территориях Орловской области //Вестник сельского развития и социальной политики. 2014. №4.С. 32-35.
4. Сазонов В.Г. Планирование и прогнозирование в условиях рынка. Изд. ТИДОТ ДВГУ. 2001. 146с.
УДК 338.431.2
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ
М.Г. Полухина, научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проводится анализ состояния физической культуры и спорта в Орловской области, дается его сравнительная характеристика с другими регионами Центрально-Черноземной региона. Выявлены основные сдерживающие факторы, определены цели, задачи и точки развития физической культуры и спорта на основе проведенного стратегического SWOT-анализа.
Ключевые слова: региональная экономика, устойчивое развитие, физическая культура и спорт, социально-экономический развитие, сельские территории.
Abstract. In the article the analysis of the state physical culture and sports in the Orel region in comparison with the regions of Central black earth Region. Defined goals, objectives, and points of development ofphysical culture and sport through strategic SWOT analysis on the example of the Oryol region.
Key words: regional economy, sustainable development, physical culture and sport, socio-economic development, rural
areas.
Одним из направлений социальной деятельности государства является физическая культура и спорт, основной целью которых, выступает физического развитие граждан, укрепление их здоровья, массовая пропаганда здорового образа жизни.
Большое внимание со стороны федеральных, региональных и местных органов власти уделяется развитию физической культуры и спорта среди различных возрастных и социальных групп населения посредством реализации долгосрочных целевых программ развития, а также поддержки местных инициатив.
Ситуацию в области физической культуры и спорта на региональном уровне можно оценить посредством ряда индикаторов, таких как: обеспеченность населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта; доля граждан Российской Федерации, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы в общей численности населения, занятого в экономике; доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения. Данные индикаторы отслеживаются в государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», а обеспеченность населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта является нормируемым показателем в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1063-р от 03.07.1996 г. «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» (в ред. распоряжений Правительства РФ №923-р от 13.07.2007) и методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (с изменениями по состоянию на 23.11.2009 г.).
В таблице 1 приведены индикаторы развития физической культуры и спорта в регионах, входящих в Центрально-Черноземный регион.