Научная статья на тему 'Кредитная политика банка как фактор развития несельскохозяйственного бизнеса на селе'

Кредитная политика банка как фактор развития несельскохозяйственного бизнеса на селе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитная политика банка как фактор развития несельскохозяйственного бизнеса на селе»

зяйственного бизнеса на сельских территориях, по нашему мнению, должны стать банковский кредит и средства сельских кредитных кооперативов. При этом, по оценкам, средний объем финансирования привлекаемых кредитов (включая средства по лизингу) предлагается установить в размере не более 300 тыс. р. на одного заемщика.

Субсидирование ставок по кредитам устанавливается дифференцированно в зависимости от направления деятельности малого несельскохозяйственного бизнеса (несельскохозяйственной деятельности) с учетом его социальной значимости. При этом для малого бизнеса в сфере торговли, бытового обслуживания и общественного питания предусматривается субсидирование процентной ставки по кредиту в размере не более 15% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, максимальная сумма кредита на закупку оборудования, приобретение и ремонт производственных помещений устанавливается в размере 300 тыс. р. на срок до трех лет, а при кредитах на пополнение оборотных средств максимальная сумма не должна превышать 50 тыс. р. на срок до трех месяцев.

По остальным направлениям деятельности субсидирование процентной ставки по кредитам и займам устанавливается в размере не менее 25% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора. Максимальная сумма кредита (займа) устанавливается в размере 300 тыс. р. По предварительным оценкам, эти средства для развития малого несельскохозяйственного бизнеса смогут привлечь порядка 10% действующих крестьянских (фермерских) хозяйств и 5% владельцев ЛПХ.

Кроме этого, важным аспектом является качественная и количественная характеристика (оценка) степени развития альтернативной (несельскохозяйственной) деятельности на селе, для чего целесообразна разработка ряда индикаторов (показателей). Рекомендуется оценивать: число участников программы, занимающихся несельскохозяйственной деятельно-

стью; число созданных новых рабочих мест в малом несельскохозяйственном бизнесе отдельно по направлениям; количество лиц, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) для организации малого несельскохозяйственного бизнеса; число и объемы кредитов, выданных кредитными учреждениями на развитие малого несельскохозяйственного бизнеса.

Актуальными также являются организация и проведение мероприятий органами управления различного уровня, в частности, это могут быть:

- разработка нормативной документации, рекомендации по разработке муниципальных программ развития малого несельскохозяйственного бизнеса на селе;

- предоставление гарантий со стороны государства субъектам малого несельскохозяйственного бизнеса;

- поддержка малого несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности в вопросах реализации произведенных товаров, продукции и услуг и развитие соответствующей инфраструктуры;

- поставка технических средств, машин и оборудования на условиях финансового лизинга с государственной поддержкой;

- создание общедоступных информационных ресурсов в сфере развития малого несельскохозяйственного бизнеса;

- подготовка или переподготовка лиц, желающих организовать малый несельскохозяйственный бизнес в сельской местности, и обеспечение образовательного процесса, в том числе с использованием дистанционных методов обучения.

Таким образом, развитие малого несельскохозяйственного бизнеса на селе будет содействовать: диверсификации хозяйственной деятельности в сельской экономике; расширению источников формирования доходной базы местных бюджетов; повышению устойчивости развития сельских территорий в части расширения масштабов занятости и развития самозанятости сельского населения, повышения уровня его жизни.

КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

БИЗНЕСА НА СЕЛЕ

Р. Р. Юняева, к.э.н., проф., К.Ю. Королев, асп. Пензенского государственного

педагогического университета

Современная кредитная политика Россельхозбанка ориентирована на сферу сельскохозяйственного производства. При этом поддержка несельскохозяйственных видов деятельности, осуществляемых в сельской местности, не предусмотрена. Кредитование

данного направления может осуществляться банком лишь на общих основаниях, целевые кредиты или программы, а также особые механизмы, способствующие смягчению жестких бюджетных ограничений, в кредитной политике отсутствуют. В этой связи становятся акту-

альными вопросы увеличения уровня покрытия целевых реципиентов кредитной политикой специализированного в сельском хозяйстве банка на основе расширения объектов кредитования, не связанных непосредственно с сел ьскохозяйственн ым п роизводством.

Решение задачи расширения границ кредитной политики банка и включения в нее сфер несельскохозяйственного бизнеса, осуществляемого на селе, базируется на теории многофункциональности сельского хозяйства, поддерживаемой либерально-центристским, умеренно-центристским и радикально-левоцентристским направлениями современной отечественной агроэкономической мысли [1, 3, 4].

Так, по мнению А.В. Петрикова, гетерогенность сельского хозяйства заключается не только в обеспечении населения качественными продуктами питания, но и в воспроизводстве общественных благ - поддержании продовольственной безопасности, сохранении сельского образа жизни и культуры, в социальном контроле над территорией, в выполнении рекреационных функций, сбережении и улучшении исторически освоенного ландшафта, природопользовании, охране окружающей среды [1, с. 19].

Развитие несельскохозяйственного бизнеса - важный источник занятости и доходов сельского населения, значение которого было существенным всегда в силу сезонности аграрного труда и невозможности обеспечить интенсивную круглогодичную занятость сельского населения в сельскохозяйственном производстве. В будущем роль данного направления еще более возрастет по мере сокращения удельного веса сельхозпроизводства в местной экономике. Для увеличения числа рабочих мест, повышения доходов граждан необходима поддержка несельскохозяйственных сфер занятости на селе, в том числе с использованием механизмов кредитной политики Россельхозбанка.

В Пензенской области, с учетом природных, географических, культурно-исторических особенностей развития приоритет поддержки может быть направлен на такой вид несел ьскохозяйственного п редп рин имател ьст-ва, как сельский туризм. Еще одно преимущество региона - его культурное наследие. В области насчитывается около 200 действующих церквей, более 100 памятников истории и культуры. Среди них такие знаменитые, как лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» (Белинский район), Поимский историко-архитектурный музей (Белинский район), Государственный музей А.И. Куприна (Наровчатский район), Государственный литературно-мемориальный музей А.Н. Радищева (Кузнецкий район), Государственный музей-усадьба

В.Г. Белинского (Белинский район), Мемориальный музей А.Г. Малышкина (Мокшанский район). Однако развитие культурного туризма в области сдерживается из-за неудовлетворительной инфраструктуры отрасли (отсутствие подъездных путей либо их плохое качество, отсутствие гостиниц и гостевых домов, средств коммуникации), плохого технического состояния музеев, церквей (здания нуждаются в реставрации, текущем либо капитальном ремонте, некоторые объекты слабо приспособлены для проведения экскурсий, музеи работают только в теплое время года).

Пензенская область благоприятна для развития спортивно-охотничьего и рыболовного туризма. В многочисленных реках, озерах и прудах обитают свыше 40 видов рыб. Созданы богатые охотничьи угодья, занимающие 4 млн га лесных и открытых территорий, в которых обитают 27 видов охотничьих зверей и 29 видов птиц. Тем не менее огромный потенциал области не используется для организованного проведения охоты, рыбалки, отдыха - объекты инфраструктуры «активного» туризма отсутствуют. Требуются специальные базы, комплексы, прокат снаряжения, сфера обслуживания (питание, отдых и т.д.).

В целом туристическую деятельность в регионе ведут 72 предприятия, 44 из них занимаются внутренним туризмом (в том числе 15 санаториев, турбаз и домов отдыха). В 2006 г. область посетили более 300 тыс. туристов, из них 17 тыс. - иностранцы. Эти показатели могут быть значительно выше, если сфера сельского туризма получит финансовую, в том числе кредитную, поддержку. Однако в настоящее время рассмотренные направления находятся вне сферы действия кредитной политики Россельхозбанка. Основная причина этого, на наш взгляд, заключается в том, что несельскохозяйственные виды предпринимательской деятельности, осуществляемые на селе (в том числе сельский туризм), не рассматриваются государством в качестве приоритетных и никак не поддерживаются. Расширение границ кредитной политики должно способствовать обеспечению занятости сельских граждан, повышению их доходов на основе расширения несельскохозяйственных видов деятельности.

Для обеспечения полного доступа потенциальных заемщиков к банковскому (прежде всего, кредитному) обслуживанию в кредитной политике должны быть разработаны специальные инструменты поддержки несельскохозяйственного бизнеса на селе, учитывающие его специфику, уровень и перспективы развития.

Важным условием расширения границ кредитной политики Россельхозбанка является установление субсидий по кредитам, привле-

каемым субъектами несельскохозяйственного предпринимательства на селе. На наш взгляд, введение субсидий позволит банку рассматривать такую категорию заемщиков как потенциальных клиентов и значительно расширить сферу кредитуемых объектов.

Поддержка несельскохозяйственных сфер занятости в сельской местности будет способствовать увеличению числа рабочих мест, повышению доходов граждан, что очень существенно в силу сезонности аграрного труда и невозможности обеспечить интенсивную круглогодичную занятость сельского населения в сельскохозяйственном производстве.

Мы считаем крайне важным выделение данной сферы в качестве одной из приоритетных для кредитной поддержки в рамках национального проекта «Развитие АПК» и кредитной политики Россельхозбанка. Порядок и условия предоставления кредитов сектору несельскохозяйственного бизнеса должны быть аналогичны правилам, действующим в отношении сельхозтоваропроизводителей. Государство должно компенсировать процентную ставку за кредит в размере 95% ставки рефинансирования для субъектов малого несельскохозяйственного предпринимательства, 2/3 ставки рефинансирования для субъектов, осуществляющих деятельность как юридические лица.

Россельхозбанк, в свою очередь, должен разработать специальный кредитный продукт, направленный на удовлетворение потребностей данной категории заемщиков -

кредит на развитие несельскохозяйственных видов деятельности. Этот вид кредита должен включать в себя поддержку следующих основных направлений развития несельскохозяйственного предпринимательства:

1) хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции;

2) сельский туризм;

3) сельская торговля;

4) народные промыслы и ремесла;

5) бытовое и социально-культурное

обслуживание населения;

6) заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья;

7) заготовка древесины и деревообработка, производство строительных материалов и строительство;

8) транспортные услуги.

Разумеется, этот список не исчерпывает всех видов несельскохозяйственной занятости жителей сельской местности. Указанные направления рассматриваются как наиболее характерные. В зависимости от природных, географических, культурно-исторических особенностей развития конкретной сельской тер-

ритории приоритет поддержки может смещаться в сторону того или иного вида несельскохозяйственного предпринимательства. Например, в условиях вечной мерзлоты на первый план выдвигаются такие виды деятельности, как народные промыслы и ремесла. Эти направления и должны получать первостепенную поддержку.

В Пензенской области нашли свое развитие все указанные выше виды предпринимательства. В дальнейшем при получении определенной поддержки наиболее перспективной сферой бизнеса станет сельский туризм, выгодный как для местных предпринимателей, сельских жителей, так и для муниципальных властей, поскольку развитая туристская инфраструктура оказывает благоприятное воздействие на экономическую жизнь территорий, позволяет увеличить налоговые сборы. Для организации эффективного обслуживания туристов необходимо, чтобы результативно функционировал сервисный комплекс, включающий как минимум 12 подотраслей - это предприятия и организации питания, транспорта, торговли, связи, здравоохранения и др. Практика показывает, что для обслуживания одного туриста на стационарном маршруте требуются как минимум три рабочих места [2, с. 131]. Поэтому региональный филиал Россельхозбанка и его дополнительные офисы должны уделять значительное внимание вопросам кредитной поддержки индустрии туризма области, где в силу культурного и исторического наследия, климатических особенностей, географического местоположения может успешно сочетаться развитие следующих направлений:

- этнокультурный туризм;

- культурно-образовательный туризм;

- паломнический туризм;

- лыжный туризм;

- водный туризм;

- охота, рыбалка;

- походный туризм;

- детский, молодежный туризм;

- деловой туризм.

Таким образом, за счет включения несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности на селе в государственные программы поддержки (в том числе в национальный проект), в систему субсидирования процентных ставок по кредитам Россельхозбанк получит дополнительные стимулы для кредитования данного направления. Разработка специального кредитного продукта позволит обеспечить высокую степень покрытия кредитной политикой целевых заемщиков, которые смогут получать необходимую финансовую поддержку на паритетных с сельхозпроизводителями условиях.

Литература

1. Интервью директора Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, академика Россельхозакадемии А.В.Петрикова // Экономика сельского хозяйства России. - 2005. - № 9. - С. 18-19.

2. Механизмы устойчивого сельского развития. Ч. 1. Обеспечение занятости и повышение доходов

сельского населения: метод. пособие. - М.: ФГНУ «Росинформагротех, 2003. - 328 с.

3. Милосердое, В.В. Глобальная национальная проблема/ В.В. Милосердов // Экономика сельского хозяйства России. - 2005. - № 7. - С. 14.

4. Ушачев, И.Г. Нужна стратегия развития агропромышленного комплекса России/ И.Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2004. - № 6. - С. 2-7.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕЛЬСКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ, ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ - ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ ДОХОДОВ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА

В.И. Кудряшов, зав. сектором, д.э.н., проф. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, Е.В. Нежельченко, ст. преп. Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, О.А. Дмитриева, асп. Всероссийского НИИ экономики, труда и

управления в сельском хозяйстве

На современном этапе развития села важное значение приобретает возрождение сельской потребительской кооперации, кустарных промыслов и ремесел. В этом плане заслуживает внимания программа организационно-хозяйственных и экономических мероприятий по развитию системы заготовок продукции на селе, разработанная и реализуемая Белгородским облпотребсоюзом. В области в настоящее время функционирует 21 кооперативная организация. Центром деятельности потребкооперации на селе является магазин. В нем люди покупают все необходимое, в него же сдают произведенное в хозяйствах продовольствие, особенно скоропортящуюся продукцию: молоко, мясо, яйца, овощи. Это является положительным моментом для развития сельских территорий, отдаленных от районных и областных центров.

Проведенный в марте 2002 г. Всероссийский слет владельцев магазинов и продавцов закрепил статус кооперативного торгового работника как заготовителя и помощника селянина в развитии его хозяйства. Например, в селе Волчья Александровка Волоконовского района в магазине ведут книгу подворного учета, куда заносятся данные о размерах землепользования, о количестве животных на подворьях и др. В 2003 г. в магазине установили зернодробилку (единственную и на данный момент в районе), произвели 135 т комбикорма на 338 тыс. р. Тем самым сэкономлено немало времени и денег сельских жителей, ведь их затраты были бы значительно больше, не будь таких кооперативных услуг. Всего же в Волоконовском районе подобных магазинов 33 и 25 кооперативных участков, из них 13 в сельской местности.

Волоконовское райпо обслуживает 3 600 крестьянских подворий (всего их в районе 7 449), в которых на 1 января 2006 г. содержалось 3 400 голов КРС, в том числе 2 050 коров; 2 400 голов овец и коз; 3 840 свиней;

6 400 кроликов и 8 200 голов птицы. В 2005 г. потребкооперацией этого района сельхозпродуктов и сырья было закуплено на сумму 6 153,6 тыс. р., в том числе: картофеля 105,4 т. на 284,6 тыс. р.; мяса 25,6 т на 2 178,8 тыс. р.; яиц 348 тыс. штук на 665,8 тыс. р.; помидоров 23,7 т на сумму 474 тыс. р.; огурцов 20,7 т на сумму 386,5 тыс. р. Этим самым потребительская кооперация своими силами борется с бедностью и разрухой села. И прежде всего тем, что помогает его жителям заработать на продаже их сельхозпродукции: овощей, картофеля, мяса, яиц, молока, а также лекарственного сырья. А в целом по области в 2005 г. организациями потребкооперации закуплено 776 т мяса, 1 358,6 т молока, 4 431,7 тыс. штук яиц, 422,2 т картофеля, 712,9 т овощей, 12 411,8 кг лекарственно-технического сырья. И это лишь часть того, что можно было заготовить в такой богатой области, какой является Белгородская.

В настоящее время в сельской местности практически все работоспособные семьи имеют достаточно большие земельные участки. В силу привычки они продолжают обрабатывать весь участок, заведомо зная, что произведенная продукция превысит их потребности, а выручка от продажи ее излишка будет не такой уж высокой. Регулярно, например, сдает излишки продукции в заготконтору райпо Во-локоновского района житель села Хуторище Г.И. Гунько. На своих 70 сотках он в 2006 г. вырастил 5 600 кг картофеля, 35 кг лука, 53 кг моркови, 320 кг белокочанной капусты, 7 кг чеснока. Это в несколько раз превышает годовую норму потребления его семьи, состоящей из трех человек. Г.И. Гунько реализует продукцию частями: часть - осенью, а часть - весной, с надеждой, что закупочная цена на нее может стать повыше. От реализации 2 560 кг картофеля, 10 кг лука, 20 кг моркови, 4 кг чеснока в сентябре-октябре 2006 г. Григорий Иванович получил денежную выручку в размере 13 030 р. На ноябрь планировал сдать капусту, ну а вес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.