Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего бизнеса в новых налоговых условиях'

Развитие малого и среднего бизнеса в новых налоговых условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ / TAXES / SMALL BUSINESS AND TAXES / TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурмухаметов А. В.

Целью работы является рассмотрение нововведений в области налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, а также как предлагаемые меры будут отражаться на развитии предпринимательства и приведут ли к увеличению налоговой нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего бизнеса в новых налоговых условиях»

Нурмухаметов А.В. ©

Аспирант Кафедры маркетинга и экономики Института экономики, управления и права

(г. Казань)

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В НОВЫХ НАЛОГОВЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

Целью работы является рассмотрение нововведений в области налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, а также как предлагаемые меры будут отражаться на развитии предпринимательства и приведут ли к увеличению налоговой нагрузки.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, малый бизнес и налоги.

Keywords: taxes, tax, small business and taxes.

Введение

В статье рассматривается особенность налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Каждый хозяйствующий субъект является налогоплательщиком и в силу установленных требований закона обязан уплачивать налоги. Субъекты МСП являются одними из основных налогоплательщиков в бюджеты регионов. Однако во многом на состояние и темпы развития МСП влияет налоговая система. Автор рассматривает современное состояние малого и среднего бизнеса, также последние нововведения в области налогового законодательства, которые затронут в первую очередь предпринимателей. По итогу исследования сделаны вывод и предложены меры, а точнее альтернативный сценарий, который без повышения фискальной нагрузки на бизнес поможет решить вопрос пополнения доходной части бюджета.

Результаты исследования

Исторически известно, что налоги возникают с появлением государства. Экономическая теория на протяжении многих веков ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения. Первая основана на том, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость от размера получаемого дохода.

Предметом постоянных дискуссий экономистов является вопрос о том, каким должен быть налог (высоким или низким). Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства - с их снижением. Что именно лучше и как это влияет на экономику вопрос актуальный и до сих пор.

Экономические учения (авторы, сторонники) Источник информации Содержание точки зрения авторов (цитата)

Кейнсианство (Дж.М. Кейнс) Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник. М.: Эксмо, 2008. 608 с. Высокий уровень налога снижает покупательскую способность общества. Следовательно, цены снижаются, инфляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту совокупного спроса, увеличению цен и ускорению инфляции.

Экономика предложения (А.Лаффер, Пол Крэйг Роберт, Высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей,

©° Нурмухаметов А.В., 2014 г.

Роберт Манделл) которые перекладывают их на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. Они - за снижение

налогов.

Источник: Составлено автором с использованием [4].

Обратимся к новым налоговым изменениям, которые коснутся предпринимателей.

Субъекты МСП, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с поправками в п.2. ст.346.11 НК РФ, с 2015 года обязаны уплачивать налог на имущество, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с НК РФ.

Согласно действующему законодательству до 2015 года организации, применяющие УСН освобождаются от обязанности по уплате:

- налога на прибыль организации (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.3 и 4 ст.284 НК РФ);

- налога на имущество организации.

Новые поправки в НК РФ существенно усложнят существование субъектов МСП в стране. По данным «ОПОРА России», фискальная нагрузка на бизнес увеличится на 200 млрд.руб. В тех регионах, где была проведена кадастровая оценка земельных участков, кадастровая стоимость объектов недвижимости превышает рыночную в 18-20 раз [Error: Reference source not found]. Акцент c поправками на кадастровую стоимость беспокоит не только малый бизнес. Например, в Республике Татарстан в 2012 г. ОАО «Генерирующая компания» в арбитражном суде РТ отсудила право на снижение стоимости своих земельных участков в Казани с 6,7 млрд. рублей до 584 млн. рублей, тем самым снизив налоговую базу. Среди известных крупных компаний, которые оспаривали стоимость своих земельных участков: «Эдельвейс-груп», Казанский пивзавод Efes, завод резинотехнических изделий «Кварт», Казанский оптико-механический завод [Error: Reference source not found].

Изменения будет ощущать весь бизнес, в том числе, который не владеет имуществом, а пользуется на правах аренды. На наш взгляд, субъектам МСП пора готовиться к повышению арендных ставок. В настоящее время предприниматели не говорят о предстоящем изменении, так как продолжают платить два налога: налог на фонд оплаты труда и налог по УСН. После введения в действие поправок прибавится налог на имущество, размер которого будет оцениваться исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Ожидания государства от малого и среднего бизнеса большие. Правительство уделяет большое внимание развитию предпринимательства, возлагая большие надежды на рост и увеличение вклада субъектов МСП в ВВП страны. При этом нынешние поправки, вряд ли оправдают ожидания. Как нам представляется, бизнесу придется выживать в новых налоговых условиях. В сложившейся ситуации бизнес сознательно может пойти на повышение цен на продукцию, а также просто уйти в тень и использовать серые налоговые схемы.

Последние новшества налогового законодательства напоминают нам печальный для бизнеса 2013 год, когда из-за повышения пенсионных тарифов в два раза, предприниматели, не выдерживая столь резкого увеличения страховых взносов, решительно закрывали бизнес. Обратимся к статистике, приведенной в таблице ниже.

Таблица 1

Показатели 2012г. 2013г. Изменение, %

Количество зарегистрированных ИП, шт. 3 883 000 3 382 100 -12,9

Количество вновь зарегистрированных ИП, шт. 553,4 450,2 -18,6

Количество ИП прекративших деятельность, тыс. 702,1 932,8 +32,9

Количество ИП прекративших свою деятельность по собственному желанию, тыс. чел. 682,6 914,7 +34

Источник: Составлено автором с использованием данных Федеральной налоговой службы (ФНС http://www.nalog.ru).

На начало 2014 г. было зарегистрировано 3 млн. 382 100 индивидуальных

предпринимателей, что на 12,9% меньше, чем в начале 2013 г. Данные свидетельствуют о том, что наметилась тенденция на увеличение количества прекративших деятельность ИП, при этом число прекративших деятельность в два раза больше зарегистрированных. Несмотря на последние изменения, в структуре МСП сектор ИП пока занимает львиную долю (Диаграмма 1).

Структура субъектов малого и среднего бизнеса*

Диаграмма 1

*Источник: [Составлено автором с использованием данных Росстат http://www.gks.ru/].

Индивидуальные предприниматели, играя заметную роль в структуре МСП, своим большинством как никто другой ощущают на себе повышение налогов. В 2013 г. Торговопромышленная палата РФ впервые провела мониторинг запросов российской

предпринимательской блогосферы. Выяснилось, что больше всего представителей МСП волнует тема налогов, на втором месте в мониторинге - запросы по слову «фонд», третье место занимает тема «предприниматель» [Error: Reference source not found].

Несмотря на то, что с 1983 г. США вернулись к политике государственного регулирования, предложенного Кейнсом, в настоящее время для России точка зрения сторонников «экономики предложения», по нашему мнению, более актуальна. Американский профессор А. Лаффер в свое время сделал попытку установить связь между ставкой налога и деловой активностью.

Попробуем актуализировать взгляды А. Лаффера и дополнить их своим видением относительно современных налоговых поправок.

Начнем с того, что правительство находится в постоянном поиске бюджетных доходов. Так называемые «стратегические проекты», нашему правительству видятся как способ стимулирования и не без этого остановившего рост экономики страны. Такие инициативы напрямую приводят к росту государственных инвестиций, так как требуется наращивание или сохранение на том же уровне бюджетных расходов. Этого требует и принятые расходные обязательства такие как: социальные, оборонные и др. которых невозможно достичь без повышения доходов государства. Стоит отметить, что в настоящее время бюджет в стране социально-ориентированный. После всех затрат не остается денег на развитие инфраструктуры и приходится вести фискально-ориентированную политику. По оценкам специалистов, в текущем году из-за стагнации бюджет может рассчитывать только на нефтяную конъюнктуру и инфляционно-девальвационный эффект [Error: Reference source not found]. Но рассчитывать в дальнейшем на такого рода «бонусы» будет в первую очередь неправильным.

На лицо картина, когда постоянный рост потребностей государства несопоставим с имеющимися ресурсами. В последнее время, для устойчивого роста бюджетных доходов обсуждалась возможность возврата налога с продаж, повышение ставок НДС и НДФЛ, что по нашему мнению, не приведет к желаемому результату, а только нанесет урон институту малого и среднего предпринимательства. Такого рода заявления являются нецелесообразными, в виду того что они не несут в себе долгосрочные цели и не могут быть результатом стратегического мышления.

Во-первых, увеличение налогов, налоговых ставок, экономическому росту не способствует. Об этом свидетельствуют и рекомендации от МВФ, государствам которые нуждаются в увеличении доходов. Так, необходимо подумать о расширении налоговой базы, имеется в виду отмена льгот, и изменить структуру налогообложения, только потом при необходимости следует повышать налоговые ставки.

Во-вторых, помимо увеличения налогового бремени есть еще резервы для покрытия фискального разрыва. Те страны, которые повышают налоги, делают это в основном вынуждено и по причине больших дефицитов бюджета и высокого уровня государственного долга. Но при этом эти страны не сопоставимы с Россией. Так как Россия - это нефте и газодобывающая страна, то правительство может идти другим путем.

Свое видение по вопросу, почему нельзя увеличивать предлагаемые налоги, представлено в Таблице 2.

Таблица 2

№ п.п. Вид налога Почему нельзя увеличивать % ставку (или почему нельзя вводить)

1 Введение налога с продаж -Печальный опыт сбора налога (низкая собираемость в начале 1990-х и в 2000-х) -«Раздражительный» характер для населения.

2 Повышение НДС -«Раздражительный» характер для населения. -Снижение собираемости из-за ухода компаний «в тень» -Повышение цен -Снижение покупательской способности (потребительского спроса) -Снижение иностранных инвестиций

3 Повышение НДФЛ

Источник: Составлено автором.

Как известно, дискуссий по вышеприведенным налогам велось очень много. Пока было принято решение не трогать налог с продаж, НДС, НДФЛ. Но мы не случайно рассмотрели и привели в пример данные налоги, так как при каждом разговоре об увеличении доходной части бюджета в первую очередь предлагают внести изменения, повысить и ввести, в том числе приведенные налоги.

Как нам представляется, эффективным направлением в фискальной политике должен стать пересмотр и сокращение государственных расходов. Как отмечают эксперты из Министерства финансов для подобного рода сокращения потенциал имеется. Бюджетные деньги предлагают сэкономить за счет снижения пенсий, маткапитала, зарплаты чиновников [Error: Reference source not found]. Из этого списка мы согласимся только с последним. Но в то же время, говоря об экономии, правительство делает следующий шаг: с 1 сентября 2014 года зарплата федеральных министров, сенаторов и депутатов Госдумы повысилась до 420 тыс. рублей. Как отмечает издание Ведомости, на зарплаты 449 депутатов и 165 сенаторов бюджет будет тратить почти 156 млн. рублей ежемесячно в этом году и почти 258 млн. руб. в следующем (сейчас меньше 99 млн. руб. ).[Error: Reference source not found].

В качестве рекомендации к сокращению расходов государства и поиска резервов для его возможного снижения, предлагаем пересмотреть статью расходов на содержание спорта, а именно заработные платы спортсменов и тренеров. Все мы знаем, что Россия на последнем чемпионате мира по футболу (Бразилия, 2014 г.) не показала желаемого результата. Главный тренер сборной России Фабио Капелло выразил недовольство по случаю приглашения его на парламентские слушания, для отчета о выступлении сборной и заявил о возможном уходе в

случае дальнейшего вмешательства государственных структур в его работу. В случае досрочного расторжения контракта с главным тренером, согласно контракту, Федерация футбола России должна будет выплатить компенсацию в размере более 20 миллионов евро (при среднем курсе 46 руб. за евро 940 млн.руб.). Это огромная сумма, которой позавидует даже средний бизнес. (Например: выручка за 2012 г. ОАО «Зеленодольский фанерный завод» составила 622 млн.руб. Информация Спарк)

Помимо вышеперечисленных предложений, предлагаем следующие варианты решения проблем пополнения бюджета (Таблица 3)

Таблица 3

№ п.п. Вариант решения проблемы Ожидаемый результат / последствия / Пояснение

1 Прогрессивная шкала НДФЛ Успешный опыт / пример стран (США, Великобритания, Франция, Нидерланды, Китай), где поступления от НДФЛ составляют 40-60% в общей сумме налоговых доходов

2 Выплата дивидендов от чистой прибыли, рассчитанной по МСФО* - 25% от чистой прибыли (для государственных компаний) * Рекомендации Росимущества Пример: ОАО «Транснефть» (главный акционер - государство!)

Выплата дивидендов в 2013 г.

Чистая прибыль по РСБУ(70,26% от чистой прибыли) Чистая прибыль по МСФО (25%)

7,9 млрд.руб. 40 млрд.руб.

3 Повышение эффективности бюджетных расходов Использование бюджетных денежных средств строго по целевому назначению, а не хранение на депозитных счетах в Банках (Например, Госсубсидии для Иннополиса в размере 1,5 млрд.руб. размещены на депозите в ОАО «АК БАРС» БАНК)* *Источник: http://www.business-gazeta.m/artide/113105/

4 Сокращение государственных расходов В части роста зарплаты чиновникам

6 Снижение налогов Увеличение количества субъектов налогообложения

Источник: Составлено автором.

Если государство обратит внимание на другие источники роста доходной базы бюджета, а именно возможность применения части из предложений, приведенных выше, можно будет говорить о том, что малый и средний бизнес в данном случае не будет ощущать на себе дополнительную налоговую нагрузку. В таком случае правительство сделает шаг в сторону альтернативному варианта роста доходной части бюджета. На наш взгляд, оживлять экономику в настоящее время с помощью увеличения налогового бремени субъектов МСП нецелесообразно.

Выводы

Система налогообложения играет немаловажную роль в развитии экономики в целом. От уровня собираемости налогов будет зависеть доходная часть бюджета. По нашему мнению, в настоящее время нашему правительству необходимо предпринять ряд важных и обдуманных действий для дальнейшего роста и развития экономики. Повышение налоговой нагрузки не приведет к успеху, необходимо направить усилия в первую очередь на повышение эффективности бюджетных расходов. Здесь необходим тщательный мониторинг расходов и контроль их исполнения и доведения до экономики, чтобы выделенные средства работали, а не лежали «мертвым грузом» на счетах компаний. Экономику необходимо развивать, а не заводить ее в тупик, посредством повышения налогов для субъектов МСП, не создавая стимулы для

дальнейшего роста и развития. Повышение налогового давления на бизнес несет в себе ряд негативных последствий, среди которых повышение инфляции, снижение потребительского спроса, возможно, снижение иностранных инвестиций и др. В текущей нестабильной геополитической ситуации, считаем, что решать проблему «латания» бюджетных дыр с помощью самого быстрого и простого решения как повышение налогов не является целесообразным. Такой путь в никуда.

Литература

1. Бочарова С. Зарплаты депутатов вырастут со 161 000 до 420 000 руб. // Ежедневная деловая газета «Ведомости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/ 18435681/deputaty-zazhivut-bogache

2. Буклемишев О. Почему повышение налогов не поможет правительству // Финансовоэкономический журнал Форбс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.forbes.ru/ mneniya-column/gosplan/262231-pochemu-povyshenie-nalogov-ne-pomozhet-pravitelstvu]

3. Валиуллина Д. Казанские бизнесмены обещают судиться после новой земельной оценки // РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://http://rt.rbc.ru/tatarstan_topnews /22/07/2014/938141 .shtml

4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник. М.: Эксмо, 2008. 608 с.

5. Малый бизнес заставят платить налог на имущество // Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ» [Электронный ресурс «ОПОРА «России»]. - Режим доступа: http://new.opora.ru/about/smi/496-malyj-biznes-zastavyat-platit-nalog-na-imushchestvohttp://new.opora.ru/

6. Маркелов Р. Минфин нашел триллион // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/08/20/dengi.html

7. Микробизнес лидирует // Деловой квартал. - №09 (157) от 28.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.