№ 4 - 2010 г.
08.00.00 экономические науки
УДК 614.2:339
РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Е.П. Жаворонков
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»
(г. Новосибирск)
В статье рассматриваются варианты развития логистики в здравоохранении. Определяются основные показатели эффективности для оценки работы логистической службы и порядок наделения ресурсами для их рационального использования.
Ключевые слова: логистика в здравоохранении, логистика услуг
Жаворонков Евгений Павлович - доктор технических наук, профессор кафедры экономики и управления в здравоохранении ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», рабочий телефон: (383) 225-36-80
Отличительной особенностью настоящего этапа развития логистики является стремительное возрастание роли услуг (сервиса), что объясняется переходом от конкуренции продукции к конкуренции услуг. В связи с этим выделяются различные ветви логистики, касающиеся обслуживания населения (индивидуальных потребителей). Выделение логистики услуг позволило обозначить, например, медицинское и образовательное направления.
Целесообразность обособления ветви логистики, связанной со здравоохранением, обосновывается проникновением логистических принципов в управление отраслью и общеизвестным высказыванием К. Маркса о том, что всякая экономия в конечном итоге сводится к экономии времени, что в значительной степени проявляется, когда услуги здравоохранения связаны с услугами других отраслей и ветвей логистики [3]. Создание подразделения логистики в медико-производственных организациях (МПО) сопровождается определением зон ответственности полномочий и механизма взаимодействия с другими подразделениями МПО, лечебными и хозяйственными службами.
Определяются также основные показатели эффективности для оценки работы логистической службы и порядок наделения ресурсами для их рационального использования.
Это позволит наметить вариант и выбрать тип организационной структуры, а также порядок взаимодействия групп и отдельных исполнителей подразделения с учетом обеспечения их ресурсами для реализации бизнес-процессов. Конкретные показатели эффективности работы подразделения в целом будут основными и для индивидуальных
мотивационных показателей сотрудников. В качестве показателей эффективности могут быть издержки, качество и производительность труда. Научный подход подразумевает обязательное изучение основ технологии в каждом звене логистической цепочки МПО. Это особенно важно в условиях, когда подготовка специалистов по логистике ведется с ориентацией на отдельное конкретное звено логистического процесса. Чаще всего специалисты по логистике ориентированы на транспорт, склад или снабжение, что не позволяет им охватить всю технологию в логистической цепочке, обеспечивая рациональное взаимодействие всех участников.
Поиск рациональных технологических решений возможен при выстраивании информационных потоков, сопровождающих ресурсные и товарные потоки МПО. Этот информационный обмен участников логистической цепочки определяет качество коммуникаций между логистической службой и другими подразделениями МПО и рынком.
Опыт разработки рыночных структур управления, элементом которых являются логистические службы, свидетельствует о необходимости обратить пристальное внимание на логистические издержки. Особого внимания заслуживает оценка эффективности использования ресурсов логистическим подразделением. Необходимо принять методику расчета показателей эффективности и разграничивать зоны ответственности и закрепление исполнителей.
Естественно, поиск решений создания логистических систем в здравоохранении не обойдется без использования реинжиниринга бизнес-процессов. Бизнес-процесс является своеобразной цепочкой работ, переходящих от одного человека к другому, от одного подразделения к другому. Причем эти потоки работ имеют начало и окончание. В этих временных рамках реинжиниринг рассматривает сложившиеся процессы производства и обращения и создает новые более эффективные бизнес-процессы. Реинжиниринг требует обязательного проведения стоимостного анализа, с помощью которого назначается продолжительность и задается стоимость каждой работы по всем статьям расходов.
Как прием логистического менеджмента реинжиниринг ориентирует инновационный процесс на производство новых товаров и услуг, а также на их реализацию, продвижение на рынке. Таким образом, менеджеры логистической службы МПО системы здравоохранения работают на стыке интересов служб сбыта (продаж), производства товаров и услуг и маркетинговой службы, что заставляет их разрабатывать и применять нестандартные решения, используя инновационный подход.
Новый уровень логистической деятельности организаций в условиях рыночной экономики требует совершенствования организационной структуры управления. В связи с этим необходимо разрабатывать проект организационной структуры управления логистического подразделения предприятия или учреждения, создаваемого вновь или существующего. Основной целью проектирования оргструктуры является определение расчетного состава подразделений, уровень их специализации, характер взаимоотношений. Логистическая служба обеспечивает сочетание процессов исследования рынка и управления, которые по своей сути являются инновационными.
Создание логистической системы предприятий и учреждений здравоохранения может быть представлено двумя составляющими. Первая определяется внутренней организацией логистического подразделения и соответствием этой структуры тем задачам, которые она должна решать. Вторая - корректным встраиванием логистической
службы в структуру предприятия или учреждения и взаимодействием ее с основными функциональными подразделениями.
Возникает необходимость оценки рассмотренных инноваций логистического управления. Такая оценка необходима для того, чтобы из области теории и анализа результатов исследования перейти к практическим рекомендациям. Все рассмотренные инновационные характеристики логистики, касающиеся обучения, усвоения и использования знаний для разработки, принятия и реализации решений, безусловно, позитивны, особенно в период логистических исследований. Современные принципы логистики ориентированы на усиление внимания к процессам, методам, ресурсам и стратегическим подходам, которые позволяют обеспечивать потребителей товарами и услугами высокого качества.
Пример успешной работы логистической компании по обслуживанию клиентов «медицинской» отрасли, рассмотренный автором в работе [1, 2], свидетельствует о возможности рационального взаимодействия потоков при транспортировке, хранении, подготовке ресурсов. Компания ААА с каждым из потенциальных клиентов обсуждает операционные и юридические особенности предоставляемого сервиса, чтобы учесть все запросы и потребности клиентов, а также предложить максимально эффективное решение по упаковке, транспортировке, хранению и ответственности за материальные ценности.
Главной задачей компании ААА является оптимизированное управление потоками, так как разные области логистики предъявляют свои требования к размеру заказов, доступности и скорости движения запасов. И одной из главных задач информационной составляющей является согласование этих различий. Для эффективного управления экономическими потоками на основе информационного потока в логистической системе необходимо отражение ситуации в текущий момент времени с учетом составных ее частей.
Логистический подход в здравоохранении может быть использован на макро- и микроуровне. Он знаменует переход от управления объектами к управлению процессами. На микроуровне в здравоохранении каждое лечебно-профилактическое учреждение может рассматривать как объект материально-технического обеспечения с широкой номенклатурой материальных ресурсов (медикаментов, медицинского оборудования и т. д.). В сфере фармацевтического обеспечения логистический менеджмент может существовать как особый вид предпринимательства по закупке, хранению, доставке товаров потребителям.
Список литературы
1. Жаворонков Е. П. Эффективность логистики в здравоохранении / Е. П. Жаворонков. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2009. - 152 с.
2. Жаворонков Е. П. Логистический менеджмент в здравоохранении : учеб. пособие / Е. П. жаворонков. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2009. - 128 с.
3. Геттинг Б. Роль логистики в разделении труда / Б. Геттинг // РИСК. - 2009. - № 4. - С. 15-18.
LOGISTICS DEVELOPMENT IN HEALTHCARE
E.P. Zhavoronkov
SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth» (c. Novosibirsk)
The article shows logistics development variants in healthcare. Basic rate efficiency for logistics service work evaluation and best use recourses supply are determined here.
Keywords: logistics in healthcare, service logistics
About authors:
Zhavoronkov Evgeniy Pavlovich - doctor of technical sciences, professor of economy and management department in healthcare SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», office telephone: (383) 225-36-80
List of the Literature:
1. Zhavoronkov E.P. Logistics efficiency in healthcare / E.P. Zhavoronkov. - Novosibirsk: Sibmedizdat NSMU, 2009. - 152p.
2. Zhavoronkov E.P. Logistics management in healthcare: textbook / E.P. Zhavoronkov. -Novosibirsk: Sibmedizdat NSMU, 2009. - 128p.
3. Getting B. Logistics role in division of labor / B. Getting // RISK. - 2009. №4. - P. 1518.