А. А. Гетта
РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РАМКАХ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Аннотация
В статье представлены результаты исследования возможностей применения экоси-стемного подхода в логистике государственных закупок, охарактеризованы проблемы и перспективные направления развития прокьюремента, исследованы изменения законодательства в области закупок для государственных и муниципальных нужд. Результаты статьи могут быть использованы в научно-прикладной деятельности предприятий и организаций регионального и федерального масштаба, задействованных в процессах проектирования и реализации закупочной логистики государственными и коммерческими структурами в интересах совершенствования организационно-функционального контура профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Логистика, государственные закупки, экосистемный подход.
A. A. Getta
DEVELOPMENT OF PUBLIC PROCUREMENT LOGISTICS WITHIN ECOSYSTEM APPROACH
Annotation
Article presents the results of research into the possibilities of applying the ecosystem approach in public procurement logistics, describes the problems and perspective directions of pro-currency development, studies changes in legislation in the field of procurement for state and municipal needs. Results of article can be used in scientific-applied activities of enterprises and organizations, regional and federal scale, involved in design and implementation of procurement logistics, government and commercial structures to improve the organizational and functional contour of professional activity.
Keywords
Logistics, public procurement, ecosystem approach.
Введение
В процессе обеспечения и реализации закупок для государственных нужд с каждым годом формируется все более устойчивый потенциал самообепечения отечественной социально- экономической системы. С каждым годом государственные закупки становятся более прозрачными и эффективными. Но при этом следует отметить, что закупочные процессы, по сути имеющие исконно логистическую направленность, в государственном секторе не имеют основательной теоретико-методической и научно-прикладной
основы. В данной статье система государственного прокьюремента представлена в формате экосистемы как цикличного процесса, эффективного и самодостаточного по содержанию и функционально-организационному контуру.
Постараемся представить экоси-стемный подход к организации и осуществлению бесперебойных, стабильных процессов закупок для государственных нужд, адаптировав его с помощью логистического инструментария.
Обладая высокой социально-экономической значимостью, система
государственных закупок является наиболее востребованным механизмом обеспечения нужд общества и роста эффективности отраслей специализации. От результативности работы рассматриваемой системы зависят: стратегическая безопасность страны; системы здрав о-охранения и образования; развитие отраслей промышленности и производственных комплексов; развитие транспорта и инфраструктуры, градостроительства; практически все направления и в целом жизнедеятельность хозяйственного комплекса страны.
Нужно сказать, что коррупционные схемы, нецелевые траты и стремление быстрее освоить выделенные средства существенно усложняют функционирование системы закупок для государственных нужд, делая ее неэффективной, обеспечивая дефицит бюджетных средств и осложняя социально-экономическую ситуацию в государстве. В итоге возникает социальная напряженность в обществе, которая приводит к общему ухудшению экономической ситуации в стране и/или является ее зеркальным отражением.
Логистика, изначально возникнувшая как направление военного дела, использовалась именно для рационального обеспечения войск продовольствием, запасами вооружения и многими другими необходимыми атрибутами. И в данном направлении следует указать на то, что именно логистика, позволившая побеждать в военных действиях благодаря эффективному обеспечению войск, выступает тем краеугольным камнем, который позволит достигнуть результативной работы системы закупок для государственных нужд. Присовокупив к данному постулату экосистемный подход, мы получим значительный результат.
Цифровизация как системный регулятор социально-экономических процессов во всем мире предопределила существенный прогресс практически во всех отраслях народного хозяйства каждого государства, но в системе государственных закупок цифровизация открыла новые го-
ризонты, обеспечив прозрачность и доступность процесса организации и осуществления практически всех сложносостав-ных процедур и сделав каждого индивида по желанию участником процесса. С этой точки зрения, отметим эффективность развития информационных технологий в плане воплощения в жизнь инноваций и технологических инициатив.
Материалы и методы
«Развитие цифровых технологий усовершенствовало интернет-коммуникационные механизмы, и в первую очередь инновации глобального масштаба коснулись государственных органов, обеспечивающих социально-экономическое развитие системы. Расширяя возможности участников, но главное, исключая благодаря гласности и открытости системы закупок в рамках государственного заказа схемы и варианты растрат, хищений и многих других неблагоприятных последствий, стремительное развитие цифрови-зации экономики, таким образом, инициировало более эффективное использование потенциала закупок для государственных нужд, так как работа в данной области, идентификация товаров и услуг, представленных в качестве объектов закупки, требуют внушительного и достаточно трудоемкого участия. Информационная доступность обеспечила полноценную гласность фактов, махинаций и даже мошенничества с поставщиками товаров как со стороны формирования крупных коррупционных схем и ограничений в конкуренции, так и в демонстрации роскоши. Закупочные и распределительные процессы, в которых участвуют недобросовестные поставщики, контролируются при участии общественных онлайн-активистов» [5]. В результате цифровой трансформации и развития информационной составляющей диджитал-технологий проектирование и функционирование логистических систем государственных и муниципальных закупок на новом уровне обусловили необходимость корректировки законодательной базы и исключения барьерных процедур, введения типовых
документов и глобальной интеграции в цепях поставок. Следует отметить, что все задачи, обусловившие совершенств о-вание законодательной базы, направленные на развитие здоровой конкурентной среды, реализованные в течение последних лет, формируют условия для проведения «честных» закупок.
Результаты
С появлением санкций хозяйственный комплекс нашей страны находится в вынужденном режиме экосистемы. В это же время вступили в силу и новые правила функционирования госзаказа и контрактной системы в российской экономике. На данном этапе, на наш взгляд, вопрос только в том, чего же не хватает этой системе для полного самообеспечения. В результате санкционных ограничений недостаток продуктов питания, а именно некоторых деликатесов существенно не ощутим, но недостаток лекарственных средств существенно отражается на возможностях реализации экосистем-ного подхода.
Технологические инициативы и инновации, которые могут и должны быть эффективно реализованы, но не получают существенного развития из-за присутствия коррупционных схем, также могут получить должное развитие в рамках экосистемного подхода.
Сложность закупочной деятельности с целью обеспечения государственных нужд в отношении развития инновационных проектов и технологических инициатив является неотъемлемой частью самого логистического процесса.
Следует отметить, что в современных реалиях система государственных закупок не в полной мере обеспечивает атмосферу правомерной здоровой конкуренции и тем самым препятствует развитию инновации в стране в целом. Коррупционные схемы не позволяют развиваться действительно эффективным проектам, и все механизмы государственного обеспечения находятся под угрозой потери эффективности. В такой ситуации экосистемный подход невозможен, так как самообеспе-
чение находится под угрозой. На любом уровне организации системы государственных закупок, на уровне муниципалитетов, регионального или федерального управления эта деятельность предполагает формирование, мониторинг и постоянное совершенствование механизма, функционирующего в качестве отрасли, обеспечивающей деятельность всей социально-экономической системы. Но при этом важно именно с точки зрения логистического и экосистемного подходов сформировать механизм самообеспечения.
Обсуждение
«Государственные органы Российской Федерации устанавливают требования ко всем претендентам в отношении реализации государственной закупки в одинаковом формате. Министерство финансов разработало ряд типовых контрактов, с полноценными разъяснениями относительно их применения, которые помогут и существенно упростят работу контрактной системы. Развитию системы закупок в формате цифровизации способствует ряд нововведений, которые предусматривают изменение законодательства в области закупок для государственных и муниципальных нужд, что позволит:
- постепенно отойти от составления плана закупок и перейти на работу только с планами-графиками (при этом план-график будет иметь унифицированную форму, с едиными требованиями и стандартами относительно кодов закупок, процедур обязательного общественного обсуждения контрактов, размеров финансирования и сроков фактической реализации, включая периодичность, а также минимизацию изменений и сроков возможной корректировки самого плана-графика);
- не указывать зафиксированный размер штрафных санкций, а перейти на возможность определения процентной ставки от всей стоимости контракта в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий;
- предусматривать ограничения относительно выплаты авансовых платежей
по участникам, которые предлагают стоимость контракта на 25 % и более, ниже максимальной стоимости;
- упростить процедуру заключения контракта с исполнителем, по факту вторым в списке, если первый в силу определенных причин отказывается от выполнения работ и услуг, и в итоге происходит расторжение контракта. Теперь нет необходимости проводить торги и осуществлять всю системную работу еще раз, что существенно облегчает процедурную связь и уменьшает время обработки заказа;
- осуществить комплексные изменения, которые коснулись процедур проведения торгов и заключения контрактов в отношении строительства и реставрации объектов культурного наследия;
- обеспечить возможность закупать товары, оплачивая их партиями исходя из цены за единицу;
- осуществить изменение условий проведения электронных аукционов, обязанностей и действий операторов электронных площадок (при этом все участники должны быть обязательно аккредитованы);
- упростить процедуры работы с единственным поставщиком» [5].
Выводы
Потоки финансов, воплощенные в процессе реализации государственных закупок в формат товаров и услуг, обеспечивающих общественное потребление социально-экономических благ, содержат фундаментальную основу экосистемного подхода. Единство разносоставных потоковых процессов в формате функционального подхода, свойственного с научно-институциональной точки зрения исследованию развития экосистем, применимо к объектам логистического контура достаточно эффективно. В первую очередь, данная ситуация касается триады устойчивого развития (социо- эколого-экономи-ческий аспект), в соответствии с которой должно, на наш взгляд, выстраиваться дальнейшее развитие логистической системы закупок для государственных нужд.
Библиографический список
1. Альбеков, А. У., Кушнарёв, В. В. Логистическая трансформация системы управления закупками для государственных нужд // Коммерция и логистика : сб. науч. трудов. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2013. — Вып. 11. — С. 14-21.
2. Коррупция в сфере государственных закупок [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://rusjurist.ru.
3. Оптимизация системы государственных закупок на основе развития диджитал-технологий // Технологические инициативы в достижении целей устойчивого развития : материалы междунар. науч.-практ. конф. XV Южно-Российский логистический форум. — Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2019.
4. Введение в конкурсы и тендеры [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// zakupki. gov.ru.
5. Гетта, А. А. Цифровизация логистических закупок для государственных нужд // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы : уч. зап. — Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2019. — Вып. 25.
6. Эмпирический анализ системы госзакупок в России / ред. А. А. Яковлева, О. А. Демидовой, Е. А. Подколзиной. — М. : Высшая школа экономики, 2015.
Bibliographic list
1. Albekov, A. U., Kushnariov V. V. Logistic transformation of procurement management system for state needs // Commerce and logistics : comp. of scientific works. — SPb. : Publishing house of SPbSUEF, 2013. — Vol. 11. — P. 14-21.
2. Corruption in Public Procurement [Electronic resource]. — Mode of access : https ://rusjurist.ru.
3. Optimization of public procurement system through the development of digital technology // Technological initiatives in achieving sustainable development goals : proceedings of international scient.-pract. conf XV South-Russian Logistics Forum. — Rostov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2019.
4. Introduction to tenders and contests [Electronic resource]. — Mode of access : http ://zakupki.gov.ru.
5. Getta, A. A. Digitalization of logistics procurement for government needs // Market Infrastructure: Problems and Pros-
pects. — Rostov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2019. — Vol. 25.
6. Empirical analysis of public procurement system in Russia / ed. A. A. Yakov-leva, O. A. Demidova, E. A. Podkolzina. — M. : Higher School of Economics, 2015.
Т. Е. Евтодиева, А. А. Полуботко ЛОГИСТИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
Современная экономика представляет собой динамично развивающуюся систему, для которой характерно повсеместное применение информационно-коммуникационных технологий и цифровых решений стимулирующих глобальные изменения. В результате формируется новая экономика, получившая название цифровой экономики, или Индустрия 4.0. Логистическая деятельность в рамках Индустрии 4.0 требует серьезного переосмысления к поиску подходов, методов и технологий ее реализации. В связи с этим становится актуальным изучение возможности применения цифровых технологий, определение перспектив и условий их развития.
В статье представлены результаты исследования основных тенденций в области применения цифровых технологий в логистике. Обозначены факторы, стимулирующие и сдерживающие цифровизацию логистической деятельности. Приведены примеры и обобщен опыт использования цифровых технологий в процессе реализации логистических операций в деятельности передовых предприятий.
Ключевые слова
Логистика, Индустрия 4.0, логистика 4.0, цифровые технологии, цифровизация
T. E. Evtodieva, А. А. Polubotko
LOGISTICS IN DIGITAL ECONOMY Annotation
Modern economy is dynamically developing system, which is characterized by widespread use of information and communication technologies and digital solutions that stimulate global change. Result is new economy called the digital economy, or Industry 4.0. Logistic activities within the framework of Industry 4.0 it requires a serious rethinking of search for approaches, methods and technologies for its implementation. In this regard, it becomes relevant to study the possibility of using digital technologies, determining the prospects and conditions for their development.
Article presents the results of study of the main trends in application of digital technologies in logistics. Factors stimulating and constraining the digitalization of logistics activities are identified. Examples are given and experience of using digital technologies in implementation of logistics operations in activities of advanced enterprises is summarized.
Keywords
Logistics, Industry 4.0, Logistics 4.0, digital technology, digitalization.