В. В. Борисова, Цзя Сюедун
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОКЬЮРЕМЕНТ В КИТАЕ И ЕДИНСТВО ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы организации государственных закупок правительством Китая. Исследованы особенности товаропотоков, циркулирующих на рынке государственных закупок Китая. Показано, что правительство Китая выстраивает целостную систему развития государственного прокьюремента, направленную на решение инновационных и социальных задач, поддержку малого и среднего предпринимательства, сокращение безработицы, уменьшение зависимости национальной экономики от иностранного капитала. Предложено расширить взаимодействие правительственных закупок с логистическими компаниями. Рекомендовано применение логистического инструментария с целью повышения конкурентоспособности китайской системы государственных закупок.
Ключевые слова
Китайский прокьюремент, логистические потоки, рынок государственных закупок, стимулирование национального предпринимательства, цифровые технологии.
V. V. Borisova, Czja Sjuedun STATE PROCUREMENT IN CHINA AND UNITY OF LOGISTIC FLOWS
Annotation
Article considers the organization of public procurement by Chinese government. Features of commodity flows circulating in public procurement market of China are investigated. It is shown that Chinese government is building an integrated system of development of state procurement aimed at solving innovative and social problems; supporting small and medium enterprises, reducing unemployment, reducing the dependence of national economy on foreign capital. It is proposed to expand the interaction of government procurement with logistics companies. Use of logistic tools was recommended in order to increase the competitiveness of Chinese public procurement system.
Keywords
Chinese procurement, logistics flows, public procurement market, stimulation of national entrepreneurship, digital technologies.
Введение
В последние годы бурно развивается китайский рынок государственных закупок. По данным Министерства финансов Китайской Народной Республики, за 2018 г. объем государственных закупок составил 3,59 трлн юаней (507 млрд долл.). Динамика прироста по сравнению с 2017 г. составила 11,7 %. При этом закупки товаров от общего объема закупок составляют 22,5 %, услуг — 33,7 %, проектов — 43,8 %. Значительный прирост
наблюдается в закупках услуг: по сравнению с 2017 г. этот сектор показал прирост на 35,7 % в 2018 г. [1]. Вектор этого развития направлен на решение инновационных и социальных задач, поддержку малого и среднего предпринимательства, сокращение безработицы, уменьшение зависимости национальной экономики от иностранного капитала. Китайский про-кьюремент активно использует цифровые технологии.
Цифровые преобразования в сфере прокьюремента Китая напрямую связаны с изменениями в коммерции. Основным направлением изменений является появление «подрывных» инноваций, переход на функционирование цифровых платформ, трансформирующих параметры конкуренции в торговле. В условиях трансформации конкуренции важнейшим фактором при осуществлении закупок является время. «Например, такие лидеры рынка, как Alibaba и Amazon, концентрируют свое внимание на оперативном выполнении заказа потребителя при нулевом товарном запасе» [2]. Этому вопросу в Китае уделяется большое внимание со стороны государственных органов управления и частного предпринимательства. Электронная торговля активно развивается и охватывает широкий диапазон отраслей китайской экономики, включая развитие такого вида коммерции в масштабах глобального цифрового пространства.
Особенностью китайской системы государственных закупок является тесное взаимодействие с логистическими компаниями. Это особый вид государственно-частного партнерства, действующего в первую очередь в интересах государства. На фоне цифровизации китайской коммерции и развития электронной торговли возникает проблема повышения конкурентоспособности китайского рынка государственных закупок. Это возможно реализовать на основе применения логистического инструментария, принципов и методов логистики.
Адаптация логистического инструментария к организации и планированию китайского рынка государственных закупок является актуальной и недостаточно изученной проблемой.
«В Китае разработана стратегия развития цифровой экономики, в которой есть самостоятельный раздел, связанный с цифровизацией торговли — электронная торговля [2]. Стратегия развития цифровой экономики Китая реализуется посредством регулирования материаль-
ных, информационных, сервисных и финансовых потоков. Финансовые потоки оптимизируются через цифровизацию налоговых платежей и банковских операций. В настоящий момент циркулирующие между субъектами рынка кредитные и налоговые взаимоотношения действуют в цифровом режиме. Цифровой формат приобретают также товародвижение и управление материальными потоками. Данная мера установлена законодательством Китая, согласно которому все производители обязаны создавать сайт предприятия и электронную картотеку производимых товаров. С целью оптимизации организационных и экономических отношений между участниками торговой сделки при интернет-торговле в Китае созданы цифровые торговые площадки — маркетплейсы. Развитию маркет-плейсов в Китае уделяется большое внимание как со стороны государства, так и со стороны коммерческих организаций.
Правительство Китая уделяет значительное внимание развитию рынка государственных закупок. В прошлом государственные закупки в Китае осуществлялись правительственными учреждениями и местными органами власти за счет средств из их бюджетов без привязки к унифицированному набору правил государственных закупок. Эта система страдала от недостатка прозрачности, не закрепленных правил и стандартов, коррупции и отсутствия механизмов разрешения споров. В связи с этим для унификации, организации, планирования и исполнения государственных закупок в Китае были приняты законы: Bidding Law, Government Procurement и CPCatalogue.
Обсуждение
Учитывая широкое развитие китайского рынка государственных закупок и значительную степень его охвата логистикой, возникает необходимость адаптации логистического инструментария к китайским условиям выполнения государственных контрактов.
Государственные закупки играют ключевую роль в повышении эффектив-
ности макроэкономического регулирования хозяйственных процессов в Китае. Использование инструментария логистики позволит повысить эффективность этой деятельности.
Построение логистической системы государственных закупок Китая должно быть направлено на обеспечение экономии государственных средств при удовлетворении национальных нужд, способствовать формированию международных конкурентных преимуществ Китая на рынке государственных закупок, расширению выпуска инновационных товаров и услуг, ресурсосбережению.
«Эффективно организованные государственные закупки приносят пользу всему обществу, всем гражданам, которые предоставили средства на осуществление закупочной деятельности. Реформирование государственных закупок становится частью мер по усовершенствованию деятельности государственных органов управления. Год от года повышается интерес общества к проблеме эффективного использования бюджетных средств. Эффективная организация, планирование и управление государственным прокьюрементом играет важную роль в том, чтобы правительство добросовестно удовлетворяло потребности населения страны. Об этом граждане страны заявляют на выборах органов власти» [3, с. 9].
Международный прокьюремент как совокупность методов организации и распределения государственных заказов между поставщиками (исполнителями) на конкурсной основе базируется на принципах прозрачности, подотчетности, открытой и эффективной конкуренции, справедливости. «Данные общепринятые принципы государственного прокьюре-мента находят отражение в законодательных актах разных стран и зафиксированы в различных международных документах. К ним относятся: директивы о закупках для государственных нужд Евросоюза; многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках Все-
мирной торговой организации (ВТО); документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и др. Общепринятыми международными способами закупок признаны: конкурсные процедуры, в том числе: открытые, закрытые, селективные, двух-этапные; закупки на основе переговоров с поставщиками; закупки у торгового предприятия, в том числе запрос котировок; закупки у единственного поставщика» [3, с. 17].
Конкурсные процедуры стали приоритетным способом осуществления государственных закупок. Правительство Китая старается устранить иностранную конкуренцию на рынке государственных закупок. Прежде всего, это относится к рынку высоких технологий и инноваций. Таким способом китайское правительство воздействует на развитие национального сектора инновационной продукции и содействует повышению спроса на инновационные товары национальных производителей. Однако китайский рынок открыт для поставки энергоресурсов, сырья, материалов.
Развитие китайского рынка государственных закупок направлено на решение социальных задач, поддержку малого и среднего предпринимательства, сокращение безработицы, уменьшение зависимости национальной экономики от иностранного капитала.
Организация, планирование и исполнение государственных закупок в Китае осуществляется на основе следующих законов:
1) Bidding Law (BL, 2000) — это закон «О торгах Китайской Народной Республики». Закон был принят с целью регулирования деятельности по приглашению к участию в торгах и проведению торгов, защиты прав государства, общественности и заинтересованных сторон в процессе проведения торгов, повышения экономических показателей и обеспечения качества проектов на рынке строительных материалов и строительных работ;
2) Government Procurement (GPL, 2002) — «Закон о государственных закупках Китайской Народной Республики». Целью GPL является обеспечение справедливости, прозрачности и целостности государственных закупок в Китае. Хотя Китай начал вводить правила прозрачной и конкурентоспособной системы государственных закупок в середине 1990-х гг., принятие этого закона считалось важным шагом в создании всеобъемлющей системы регулирования государственных закупок правительством Китая. «В законе разъясняется понятие «отечественный товар». Если у товара менее 50 % добавленной стоимости, то такой товар признается импортным. Отечественный товар — это товар, который произведен в границах страны, и его себестоимость в размере около 50 % формируется на китайских предприятиях» [3, с. 19];
3) CP Catalogue, каталог централизованных закупок, — обновляемый перечень товаров, работ и услуг, подлежащих государственной закупке [3, с. 20]. Указанный в каталоге перечень товаров, работ и услуг ежегодно обновляется Министерством Финансов КНР на центральном уровне, а на местном уровне — местными правительственными органами.
Начиная с 2012 г. в Китае работает «Китайская сеть государственных закупок» (www.china-cpp.com) — национальный портал государственных закупок, размещенный Федерацией логистики и закупок Китая (China Federation of Logistics & Purchasing, CFLP). Портал введен в действие на основе программы «Совершенствование системы государственных закупок Китая». Китайская сеть государственных закупок публикует последние разработки в области государственных закупок, политику и правила закупок, объявления о закупках и статистику транзакций закупок, предоставляя участникам закупок информацию, серти-фи каты безопасности, кредитную отчетность и оценку кредитоспособности. Китайская сеть государственных закупок
предоставляет онлайн-услуги по электронным закупкам на торгах, а ее субплатформа — полный спектр услуг по электронным закупкам для государственных закупочных агентств, а также на ее основе выстроены электронные торговые центры, которые содействуют центральным закупкам предприятий, международным закупкам и оказанию финансовых услуг. Цель портала состоит в том, чтобы добиться открытых и справедливых закупок, повысить доверие к партии и правительству Китая, способствовать формированию единого национального рынка государственных закупок, повысить эффективность и результативность государственных закупок и достичь цели государственной политики правительства. Сеть государственных закупок Китая также является внешней платформой связи для Сектора государственных закупок Китайской федерации логистики и закупок [4].
Китайская система государственных закупок ориентирована на тесное взаимодействие с логистическими компаниями. Запуск сайта позволил реализовать принципы открытости, прозрачности, конкурентности госзакупок и обеспечил доступ общественности к информации о предстоящих закупках и совершенных сделках.
Рассмотрим способы осуществления государственных закупок в Китае:
1. Открытые торги — этот способ закупок предполагает обязательное открытое информирование потенциальных поставщиков (исполнителей) о предстоящих закупках, а также публикацию уведомлений о закупках в средствах массовой информации, перечень которых определяется государством.
2. Селективные торги — применяются при ограниченном количестве поставщиков, способных выполнить поставку товаров (работ), услуг. При этом публикация уведомлений о проведении торгов не предусмотрена. Законодательством о закупках в Китае регламентировано применение селективных торгов в
двух случаях: когда предмет закупки является уникальным и может быть закуплен у ограниченного числа участников; когда стоимость закупки через открытые торги несравнима с общей стоимостью закупки.
3. Закупки у единственного поставщика — в этом случае может использоваться единственный источник закупки. Порядок и условия применения этого способа установлены в законе: закупки могут быть произведены только у единственного поставщика; невозможно совершить закупку у иных поставщиков вследствие форс-мажорных обстоятельств; ранее совершенные закупки у того же поставщика требуют дополнительных работ, при этом стоимость дополнительной закупки ограничивается 10 % первоначального договора.
Среди особенностей государственной закупочной практики Китая выделим также либерализацию законодательства на местном уровне. В провинциях Китая участники рынка государственных закупок пользуются дополнительными льготами и свободами. Правительство Китая уделяет значительное внимание информационной безопасности и усовершенствованию в этом направлении программного обеспечения процедур государственных закупок. Ориентир информационных технологий на безопасность социально-экономического развития Китая стал частью национальной стратегии развития страны.
С точки зрения китайской стратегии социально-экономического развития, торговый сектор страны должен функционировать на основе коммуникационных взаимодействий партнеров в сети Интернет. Экономическая политика Китая в полной мере направлена на цифро-визацию отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли, финансов, здравоохранения, образования, государственных услуг. В этом смысле государственные закупки не стали исключением. Как мы уже указывали в данной статье, в Китае активно развивается формат элек-
тронных государственных закупок. Понимание того, что цифровизация мировой экономики открывает безграничные возможности для товаров, побуждает руководство Китая развивать национальную логистику, которая нацелена на доставку китайских товаров в нужное место, в требуемое время и с наименьшими затратами. С целью оптимизации организационных и экономических отношений между участниками торговой сделки при интернет-торговле в Китае созданы цифровые торговые площадки — маркетплейсы.
Маркетплейс можно назвать классическим примером цифрового посредника, который способствует заключению безопасной, взаимовыгодной и честной торговой сделки. Очевидно, что в условиях информированности потребителя, он всегда может обойтись и без посредника; приобрести самостоятельно товар у производителя. Но если оператор мар-кетплейса сделает взаимодействие покупателя с производителем более удобным, быстрым и доступным, то предпочтение клиента будет отдано цифровому посреднику [2].
Наряду с маркетплейсами к электронной коммерции подключаются кросс-бордеры. Эти сервисы реализуют качественные товары по низким ценам через интернет-витрины трансграничной торговли. Сейчас направление кросс-бординга характерно для торговли в секторах готовой одежды для взрослых и детей, обуви, сувенирной продукции. Опыт применения кросс-бординга демонстрирует преимущества цифровизации, по-китайски, которые проявляются в поддержке местных производителей, инноваций и удобстве продвижения национальных товаров во всем мире [2].
На универсальных электронных торговых площадках (маркетплейсах) можно приобрести широкий ассортимент товаров и услуг. Сервис предлагает разработку онлайн-каталогов продукции, логистические услуги, ведение электронного документооборота и консалтинговые услуги.
Маркетплейсы дифференцируются на вертикальные, горизонтальные и смешанные. Такая классификация цифровых торговых площадок обусловлена принятыми формами интеграции и кооперации партнеров. Вертикальные маркетплейсы интегрируют поставщиков по определенным номенклатурным группам. Здесь представлена информация о ценах, остатках товаров, конкурентные предложения поставщиков. Горизонтальные маркет-плейсы объединяют разные категории товаров. Фактором взаимодействия участников такого маркетплейса может быть, например, обслуживание его участников в одном банке. Операторы смешанных маркетплейсов предлагают потребителям широкий ассортимент товаров разной категории. Во всех случаях главным преимуществом маркетплейсов является высокая конкуренция и рыночное саморегулирование цен.
В нынешних условиях расширяются возможности алгоритмов, роботов и иных цифровых активов, обеспечивающих автоматизацию торговли. Именно поэтому компании, работающие электронной коммерции, вкладывают много сил и средств в оптимизацию рабочих мест в рамках мероприятий по передаче работ сторонним организациям, их выводу за пределы страны и переводу работы в статус удаленной деятельности. Это происходит, например, через сервис Mechanical Turk, или MTurk, когда компания Amazon создает коллективный рынок краудсорсинга в сети Интернет. Такая оптимизация рабочих мест означает предоставление дополнительных возможностей по замене людей роботами [5, с. 65].
С учетом ускоряющегося развития цифровых и информационных технологий претерпевают изменения и традиционные определения понятия «квалифицированный труд». Особое внимание работодатели концентрируют на способности работников к постоянной адаптации и усвоению новых навыков и подходов в разнообразных контекстах. В условиях
цифровой экономики профессиональная деятельность расчленяется на точные задания и конкретные проекты, которые затем выносятся в виртуальное облако готовых исполнителей, расположенных в любой стране мира.
«Это новая «экономика по требованию», где поставщики труда (наемные работники) больше не являются сотрудниками в традиционном смысле. По сути, они становятся независимыми исполнителями конкретных заданий. Экономика по требованию кардинально меняет производственные отношения; взаимоотношения с работой и общественной структурой, в которую она встроена. В цифровой коммерции все чаще используют «человеческое облако» и беспрецедентную мобильность работников, которую они получают, являясь частью глобальной виртуальной сети. Некоторые исследователи считают это идеальным сочетанием большой степени свободы, отсутствия стресса и повышенной удовлетворенности от работы. Хотя «человеческое облако» находится в стадии зарождения, его уже называют негласным выводом работы в офшор. Объясняют это тем, что платформы человеческого облака нигде не числятся и не обязаны раскрывать своих данных. Возможно, это явление станет началом новой гибкой революции труда, которая обеспечит независимость и новые возможности любому человеку, подключенному к сети Интернет» [6, с. 35].
Таким образом, цифровые технологии в прокьюременте повышают темпы и масштаб изменений в мировой торговле. Происходит существенный сдвиг временного интервала и сроков, которые требуются новым участникам для того, чтобы занять доминирующее положение на рынке и достичь высокой нормы прибыли.
Выводы
В мировой практике прокьюремента множество крупных компаний ведут конкурентную борьбу за право выполнить государственный заказ. Направленность
китайского прокьюремента на победу в международной конкурентной борьбе обусловлена целым рядом фактором, и прежде всего возможностью обеспечения национальным участникам рынка государственных закупок прочной основы для разработки и реализации собственных перспективных планов развития.
Внедрение электронного формата государственных закупок и активное использование цифровых технологий расширяет возможности субъектов хозяйствования в этом направлении и создает предпосылки для проведения государственных закупок в рамках электронных торговых площадок. Электронный формат проведения государственных закупок предоставляет условия для реализации преимуществ для заказчика и исполнителя. Эти преимущества связаны с оптимизацией времени полного цикла закупок, что положительно отражается на трудозатратах сторон и рационализирует трансакции. Для всех участников государственных закупок и заинтересованных сторон это проявляется в том, что: сокращается период и повышается прозрачность цикла закупки; оптимизируется порядок проведения предварительного квалификационного отбора и оценки поставщиков; повышается уровень прозрачности и ясности цикла закупок, их мониторинга и аудита; расширяется географический доступ участия в тендерах; рационализируются трансакционные расходы, включая консультирование, оформление, отправку документов.
Развитие электронных торгов способствует повышению конкуренции, экономии времени, ресурсов, обеспечивает прозрачность и открытость процесса государственных закупок, минимизирует риски невыполнения контракта.
Библиографический список
1. Окончательный отчет Министерства финансов за 2018 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министер-
ства финансов Китайской Народной Республики. — Режим доступа : http ://bgt. mof.gov.cn.
2. Борисова, В. В., Цзя Сюедун. Развитие цифровой коммерции: опыт Китая // Цифровая революция в логистике : материалы междунар. науч.-практ. конф. XIV Южно-Российский логистический форум. — Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2018. — С. 237-240.
3. Борисова, В. В. Международный прокьюремент. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ,
2017.
4. Китайская сеть государственных закупок. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http ://www.china-cpp.com.
5. Афанасенко, И. Д., Борисова, В. В. Цифровая логистика. — СПб. : Питер,
2018.
6. Шваб, К. Четвертая промышленная революция. — М. : Изд-во «Э», 2017. — С. 35.
Bibliographic list
1. Final report of Ministry of Finance for 2018 [Electronic resource] / Official site of Ministry of Finance of People's Republic of China. — Mode of access : http ://b gt. mof gov.cn.
2. Borisova, V. V., Czja Sjuedun. Digital Commerce Development: China's Experience // Digital Revolution in Logistics : proceedings of International scientific and practical conf. XIV South-Russian Logistics Forum. — Rostov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2018. — P. 237-240.
3. Borisova, V. V. International Procurement. — SPb. : Publishing house of SPbGEU, 2017.
4. Official site of Chinese public procurement network [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.china-cpp.com.
5. Afanasenko, I. D., Borisova, V. V. Digital Logistics. — SPb. : Peter, 2018.
6. Schwab, K. Fourth Industrial Revolution. — M. : Publishing House «E», 2017. — P. 35.