ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ КИТАЯ КАК ОБЪЕКТ ЛОГИСТИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается специфика государственных закупок в Китае в контексте логистического знания; проведён анализ объема закупок для государственных нужд в Китае с позиции централизации, методов проведения торгов и приоритетности закупаемых товаров, работ и услуг для государственных нужд; исследовано развитие цифрового потенциала рынка государственных закупок Китая, использование информационных технологий для содействия закупкам в электронной торговле. В процессе исследования установлено, что цифровая трансформация процессов в области государственных закупок позволит оптимизировать логистические информационные потоки, а также рационализировать весь процесс проведения закупок для государственных нужд в Китае.
Ключевые слова. Государственные закупки, Китай, объем закупок для государственных нужд, приоритетные товары, методы государственных закупок, логистизация, цифровые трансформации.
Czja Sjuedun
PUBLIC PURCHASES OF CHINA AS AN OBJECT OF LOGISTICS
Abstract. The article discusses the specifics of public procurement in China in the context of logistics knowledge; analysis of the volume of purchases for state needs in China from the perspective of centralization, bidding methods and the priority of purchased goods, works and services for state needs; development of the digital potential of China's public procurement market, the use of information technology to facilitate procurement in electronic commerce. The study found that the digital transformation of public procurement processes will optimize logistics information flows, as well as the entire procurement process for government needs in China.
Keywords. Public procurement, China, procurement for public use, priority goods, public procurement methods, logistics, digital transformation.
Введение
Построение цифровой экономики приводит к глобальным сдвигам в различных отраслях и сферах жизнедеятельности, изменяются производственные отношения, структура хозяйства и образование, а также возникают новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам. Это касается и государственного сектора экономики. В системе государственных закупок всё шире применяется логистический инструментарий. В свою очередь, логистиза-ция государственных закупок реализуется на базе цифровых технологий.
Новизна логистического подхода к осуществлению государственных закупок заключается в интеграции логистики со смежными видами деятельности, касающимися процесса государственных закупок. Интеграция логистики и государственных закупок позволит добиться при минимальных временных и финансовых затратах закупки качественной продукции точно в срок, в единой системе управ-
ГРНТИ 06.71.17 © Цзя Сюедун, 2020
Цзя Сюедун - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 192007, Санкт-Петербург, ул. Прилукская, д. 3 (Russia, St. Petersburg, Prilukskaya str., 3). Тел.: +7 962 707 1341. E-mail: 649051566@qq.com. Статья поступила в редакцию 14.05.2020.
ления материальными и информационными потоками. Основой объединения является логистический информационной поток, пронизывающий все этапы государственных закупок, который позволяет доступно, оперативно и своевременно совершать и контролировать государственные закупки. Целесообразность применения логистического инструментария к закупкам для государственных нужд Отметим, что объёмы данных, с которыми приходится работать государству и бизнесу, постоянно растут, а сроки принятия решений существенно сокращаются. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость инновационных преобразований и становления новой формы организации рынка государственных закупок. Оценить размер рынка государственных закупок Китая сложно, поскольку он достаточно сильно фрагментирован. Официальные источники Министерства финансов Китая указывают, что темпы роста государственных закупок в стране замедлились в 2019 году, и объем закупок достиг 3586,14 млрд юаней, увеличившись на 11,7% по сравнению с предыдущим годом (см. рис. 1).
4000 3000 2000
3586,14
2823,56
3166,56
1000
2017 2018 2019
Рис. 1. Объем государственных закупок в Китае, млрд юаней
0
При этом, объем закупок товаров и техники для государственных нужд в 2019 году рос медленнее, чем объем закупок услуг для государственных нужд. Объем закупок товаров, техники и услуг составил 806,53 млрд юаней, 1571,42 млрд юаней и 1208,19 млрд юаней, соответственно, что составляет 22,5%, 43,8% и 33,7% от общего объема государственных закупок (см. рис. 2), увеличившись на 0,8%, 3,3% и 35,7% по сравнению с 2018 годом [1]. Что касается закупок услуг, то услуги, требуемые правительством, государственные услуги и предоставляемые услуги правительством населению, составляют 570,55 млрд юаней и 637,64 млрд юаней соответственно, что составляет 47,2% и 52,8% от общего объема закупок услуг.
□ Товары
□ Техника
□ Услуги
Рис. 2. Объем закупок товаров, услуг и техники для государственных нужд в 2019 году, %
В 2019 году доля централизованных закупок продолжала снижаться, а доля децентрализованных закупок - расти. Объемы централизованных государственных закупок, ведомственных централизованных закупок и децентрализованных закупок составили 1 576,78 млрд юаней, 521,11 млрд юаней и 1 488,25 млрд юаней, соответственно, что составляет 44,0%, 14,5% и 41,5% от общего объема государственных закупок (см. рис. 3). Объем децентрализованных закупок увеличился с 15,2% в 2015 году до 41,5% в 2019 году, увеличившись на 26,3 процентных пункта за 5 лет [1].
□ Централизованные закупки (44%)
□ Ведомственные закупки (14,5%)
□ Децентрализованные закупки (41,5%)
Рис. 3. Доли централизованных, ведомственных и децентрализованных закупок в общем объеме закупок для государственных нужд, 2019 г., %
Объемы закупок посредством открытых торгов по-прежнему доминируют, при этом объемы закупок у единственного поставщика сократились. На открытые торги, селективные торги, конкурсные переговоры, запросы предложений, закупки у единственного поставщика приходилось 71,1%, 1,9%, 11,9%, 2,3% и 12,8% от общего объема государственных закупок, соответственно (см. рис. 4) [1].
□ Открытые торги (71,1%)
□ Селективные торги (1,9%)
□ Конкурсные переговоры (11,9%)
□ Запросы предложений (2,3%)
□ Закупки у единственного поставщика (12,8%)
Рис. 4. Доли различных типов торгов в общем объеме закупок для государственных нужд, 2019 г., %
Одним из приоритетных направлений государственной политики центрального правительства Китая является реализация функций в области государственных закупок энергосберегающих и экологически чистых продуктов. Закупки для государственных нужд энерго-, водосберегающих и экологически чистых продуктов являются общенациональными и приоритетными. Так, в 2019 году объем государственных закупок энерго- и водосберегающих продуктов составил 165,38 млрд юаней, что составляет 90,1% от объема закупок аналогичных продуктов, национальный приоритетный объем закупок экологически чистых продуктов составил 164,74 млрд юаней, что составляет 90,2% аналогичных продуктов.
Одной из форм поддержки центральным правительством Китая национального предпринимательства является выделение квот на проведение закупок для государственных нужд малым и средним предприятиям. Так, в 2019 году общий объем закупок для государственных нужд малыми и средними предприятиями составил 2748,86 млрд юаней, что составляет 76,7% от общего объема государственных закупок. Значительный процент государственных закупок у малых и средних предприятий отводится местным авиакомпаниям. В 2019 году 367 тыс. бюджетных организаций закупили 10 028 тыс. авиабилетов по всей стране на сумму 13,79 млрд юаней, объем закупок увеличился на 18% и 20,1%, соответственно, по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует об эффективной поддержке местных авиакомпаний.
Таким образом, проведенная экономическая диагностика государственных закупок в Китае показала, что объем рынка государственных закупок достаточно обширный, разнообразный, на его развитие влияет большое количество факторов, именно поэтому целесообразно использовать логистические инструменты для оптимизации, оценки доступности, прозрачности и ускорения существующих процессов.
Логистизация процессов закупок для государственных нужд
Развитие цифрового потенциала рынка государственных закупок Китая активно стимулируется государством в части мотивации местных компаний к использованию цифровых сервисов и программных продуктов. Публикации по этому вопросу свидетельствуют, что цифровизация экономики носит революционный характер. По данным 13-го пятилетнего плана развития национальной науки и техники Китая [2], средний расход на НИОКР на человека к 2020 году вырастет на 35% - до 78 тыс. долларов, что сокращает разрыв между Китаем и США по данному показателю. Уже сейчас по числу самых быстрых суперкомпьютеров Китай обогнал США [3].
Сектор китайского рынка государственных закупок достаточно быстро адаптируется к революционным преобразованиям в цифровой среде. Основой этого может стать логистическая система государственных закупок платформенного типа.
Применение логистического инструментария на рынке государственных закупок Китая позволяет рационализировать управленческие функции в данном секторе экономики. Установлено, что современный китайский рынок государственных закупок характеризуется достаточно жесткими требованиями к иностранным партнерам, желающим выступить на этом рынке в качестве поставщиков. Государством применяются меры поддержки местных поставщиков путем дискриминации иностранных компаний методами: ценовых преференций (20%); установления дополнительных выгод (передача технологий); предпочтений местной инновационной продукции.
Для наиболее рационального и эффективного проведения государственных закупок в Китае, с целью достижения большей информированности потенциальных поставщиков товаров, работ, услуг и исключения возможных коррупционных правонарушений, целесообразно использовать принципы логистики. Логистическое обеспечение процесса государственных закупок необходимо для повышения эффективности процесса закупок, в частности - максимизации результата при фиксированных издержках, главным образом, путем информационной поддержки, способствующей рационализации трансакций. Логистика процессов государственных закупок представляет собой подсистему макрологистики Китая, обладающую собственной организационной структурой с упором на цифровую поддержку и управление информационными потоками [4].
Логистическое обеспечение процесса государственных закупок путем цифровизации процессов позволит также обеспечить повышение прозрачности процесса государственных закупок в Китае. Создание платформ для публикации информации и электронных торговых платформ позволит получать информацию о проводимых государственных закупках более своевременным, точным и удобным способом. Прозрачность проведения государственных закупок приведет к повышению прозрачности исполнения бюджетного плана в части государственных закупок.
В настоящий момент в Китае активно начинает внедряться система раскрытия информации о государственных закупках в различных регионах. Так, в провинциях Пекин, Фуцзян, Гуандун, Тяньцзин разрабатываются платформы для предоставления информации о государственных закупках, позволяющие не только способствовать раскрытию информации о государственных закупках, но и в целом усилить контроль за выпуском информации о проектах по закупкам.
В Китае в полной мере используются информационные технологии для содействия закупкам в электронной торговле, государственные закупки официально вступили в эру «Интернет+». Эти изменения предназначены главным образом для переключения основных поставок товаров, использования преимущества открытых и прозрачных цен на платформах электронной коммерции, продажу всех видов товаров, применение унифицированных национальных закупок, низких затрат и обеспечение полноценного надзора. Информационные технологии в государственных закупках в большей степени характерны для 5 из 20 категорий, которые входят в перечень централизованных каталогов закупок (товары, включая оборудование для автоматизации, делопроизводства, сетевое оборудование, кондиционеры, оборудование для фотоаппаратов, офисную бумагу и т.п.).
Чтобы отразить особые свойства товаров, приобретаемых государством, крупные компании электронной торговли, такие как JD.com, отметили логотип государственных закупок в Тяньцзине на упаковке товаров, обеспечивая доставку на дом, ввод в эксплуатацию и установку, а также послепродажное обслуживание. Кроме того, покупатель и поставщик оценивают друг друга в режиме онлайн. Весь процесс закупок отмечен, открыт и стандартизирован, и действительно обеспечивает универсальные закупки. Таким образом, покупатель может сравнить эффективность затрат и весь процесс закупки, такой как размещение заказа, принятие его к исполнению, регистрация контракта.
Другим примером является железнодорожная отрасль: Шанхайское железнодорожное бюро разработало программу прямых закупок для государственных нужд посредством электронной торговли и разработало первую партию из 14 категорий каталогов прямых закупок электронной торговли для канцелярских товаров, расходных материалов низкой стоимости и компьютерных расходных материалов на общую сумму 33 788 млн юаней. В пилотном проекте участвуют следующие субъекты: Сюйчжоу Электроэнергетическое депо, Сюйчжоу Локомотивное депо, Сюйчжоу Электро Депо, Хэфэй Автовокзал, Станция Хэфэй, Мост Нанкин, Центр грузовых перевозок Наньцзин, Шанхай Пассажирское депо, Huatie Travel Service Company, Шанхайская железнодорожная компания материалов, Хранилище энергоснабжения Ханчжоу, Zhejiang Tiefa Group и другие 12 бюро в качестве первой группы пилотных единиц прямой покупки электронной коммерции [5].
Логистизация процессов государственных закупок позволит достигнуть указанные положительные изменения путем улучшения конструкции веб-сайта, что позволит охватить все местные отделения сети государственных закупок Китая в городах и округах, а также улучшить пользовательский интерфейс. В настоящий момент менее половины регионов Китая используют оптимизированные функции публикации объявлений о закупках в режиме онлайн, бесплатного получения документов о закупках и представления документов о закупках в ответ. Некоторые регионы создали собственные электронные торговые платформы или применяют в своей практике другие платформы электронной торговли для осуществления онлайн-транзакций.
Необходимым элементом логистизации государственных закупок являются стандартизация и обеспечение своевременности обработки информации [6]. Информация о государственных закупках имеет характеристики полной информации и полных информационных элементов. Некоторые регионы Китая разработали шаблоны раскрытия информации в свете реальной ситуации в провинции и считают раскрытие информации незаменимым процессом для электронных закупок.
Начиная с 2012 года, в Китае работает «Китайская сеть государственных закупок» (www.ccgp.gov.cn). Это национальный портал государственных закупок, размещенный Федерацией логистики и закупок Китая (China Federation of Logistics & Purchasing, CFLP). Портал введен в действие на основе программы «Совершенствование системы государственных закупок Китая». Китайская сеть государственных закупок публикует последние разработки в области государственных закупок, политику и правила закупок, объявления о закупках и статистику транзакций закупок, предоставляя участникам закупок информацию, сертификаты безопасности, кредитную отчетность и оценку кредитоспособности.
Китайская сеть государственных закупок предоставляет онлайн услуги по электронным закупкам на торгах, а ее субплатформа - полный спектр услуг по электронным закупкам для государственных закупочных агентств, а также на ее основе выстроены электронные торговые центры, которые содействуют центральным закупкам предприятий, международным закупкам и оказанию финансовых услуг. Цель портала состоит в том, чтобы добиться открытых и справедливых закупок, повысить доверие к партии и правительству Китая, способствовать формированию единого национального рынка государственных закупок, повысить эффективность и результативность государственных закупок и достичь целей государственной политики правительства. Сеть государственных закупок Китая также является внешней платформой связи для Сектора государственных закупок Китайской федерации логистики и закупок [1].
Китайская система государственных закупок ориентирована на тесное взаимодействие с логистическими компаниями. Запуск сайта позволил реализовать принципы открытости, прозрачности, конкурентности госзакупок и обеспечил доступ общественности к информации о предстоящих закупках и совершённых сделках.
Среди особенностей государственной закупочной практики Китая выделим также либерализацию законодательства на местном уровне. В провинциях Китая участники рынка государственных закупок пользуются дополнительными льготами и свободами. Правительство Китая уделяет значительное внимание информационной безопасности и усовершенствованию в этом направлении программного обеспечения процедур государственных закупок. Ориентир информационных технологий на безопасность социально-экономического развития Китая стал частью национальной стратегии развития страны.
Проблемы и перспективы логистизации государственных закупок
С точки зрения китайской стратегии социально-экономического развития, торговый сектор страны должен функционировать на основе коммуникационных взаимодействий партнёров в сети Интернет. Экономическая политика Китая в полной мере направлена на цифровизацию отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли, финансов, здравоохранения, образования, государственных услуг. В этом смысле государственные закупки не стали исключением. В Китае активно развивается формат электронных государственных закупок. Понимание того, что цифровизация мировой экономики открывает безграничные возможности для товаров, побуждает руководство Китая развивать национальную логистику, которая нацелена на доставку китайских товаров в нужное место, в требуемое время и с наименьшими затратами.
Существующий уровень логистизации государственных закупок в Китае позволяет делать выводы о существующих проблемах в этой области:
1. Неравномерное региональное развитие. Работа по размещению информации о государственных закупках в восточных и центральных регионах проводится гораздо эффективнее, чем в западных и северо-восточных регионах.
2. Информационное обеспечение локальной сети филиалов. Информация о проводимых государственных закупках на уровне города и округа является неполной и несвоевременной. В некоторых регионах Китая передача информации о местных проектах по закупкам с бюджетом более 5 млн юаней не была осуществлена в центральную сеть государственных закупок Китая. Информация о государственных закупках на уровне городов и округов своевременно не публиковалась в местных отделениях. В некоторых проектах закупок невозможно открыть функцию информационного запроса, поиск информации может быть осуществлён только по дате и ключевым словам.
3. Несоблюдение правил размещения информации о проводимых государственных закупках. Не полностью и/или с нарушением сроков предоставляется информация об объявлении закупки, победителе закупки, заключенном государственном контракте и др.
4. Отсутствие обучения должностных лиц государственных предприятий и агентств по закупкам. Анализ отчетов по надзору и руководству за государственными закупками показал, что в некоторых регионах в установленные сроки не проводилось обучение должностных лиц государственных предприятий, отвечающих за закупки для государственных нужд, а также сотрудников агентств по закупкам.
Решение указанных проблем путем применения логистического инструментария приведет к реализации государственных закупок с наименьшими временными, финансовыми, трудовыми и информационными затратами.
Заключение
Логистизация государственных закупок Китая подразумевает применение цифровых технологий в закупочной деятельности. С целью дальнейшего распространения логистизации и укрепления прозрачности государственных закупок органам, осуществляющим закупки для государственных нужд, необходимо осуществлять контроль за проведением государственных закупок, систематизировать процесс наполнения сайта государственных закупок. Для наибольшей эффективности закупочной практики целесообразно создать единую платформу логистики государственных закупок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Китайская сеть государственных закупок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ccgp.gov.cn/
р1ш/М_Ш_34.^ш1 (дата обращения 22.04.2020).
2. Гудошникова Л.М., Трощинский П.В. Современное право Китайской народной республики // Обзор законодательства. 2003. Часть 2. С. 4-6.
3. Жученко М.В., Цзя Сюедун. Цифровые инновации в логистике государственных закупок // Научно-практическая конференция: сборник маткериалов. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. С. 135-139.
4. Борисова В.В., Цзя Сюедун. Развитие цифровой коммерции: опыт Китая // Цифровая революция в логистике: материалы международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2018. С. 237-240.
5. Wang P. China's Evolving Legal Framework on Public Procurement // Public Procurement Law Review. 2004. № 6. P. 285-318.
6. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Цифровая логистика. СПб.: Питер, 2018. 272 с.