УДК 378.2
И.Б.Бичева, А.В.Хижная, М.О.Сундеева
Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора
В данной работе исследуется актуальность развития самостоятельности обучающихся как необходимого качества становления педагога-новатора в современных условиях модернизации образования. Показано, что самостоятельность отражает процесс непрерывного личностно-профессионального развития личности; выражается в необходимом уровне развития профессионально важных характеристик, приводящих к достижению требуемой профессиональной квалификации и мастерства. Определены качества, присущие педагогу как самостоятельной личности. Особое значение авторы уделяют видам образовательной деятельности, при которых обучающиеся вынуждены проявлять свою самостоятельность. Выделены условия и обучающие ситуации, формирующие осознанную потребность к познанию; стимулирующие творческую активность в использовании разнообразных источников познания и приобретении необходимых компетенций; учитывающие особенности индивидуальных возможностей/ограничений обучающихся; способствующие проявлению ими опыта самообразовательной деятельности. Сделан вывод, что развитие самостоятельности обучающихся предполагает их целенаправленное сопровождение в разных видах деятельности, на разных этапах обучения и основывается на принципах осознанной перспективы, индивидуально-личностного и деятельностного подходов.
Ключевые слова: самостоятельность, профессиональное образование, самообразование, педагог-новатор
I.B.Bicheva, A.V.Khizhnaya, M.O.Sundeeva
Features of formation of independence as qualities of the teacher innovator
In this work the relevance of development of independence of students as necessary quality of formation of the teacher innovator in modern conditions of modernization of education is investigated. It is shown that the independence reflects process of continuous personal and professional development of the personality; is expressed in the necessary level of development of professionally important characteristics leading to achievement of the required professional qualification and skill. The qualities inherent in the teacher as independent personality are defined. Authors pay special attention to types of educational activity at which students are forced to show the independence. Conditions and the training situations forming conscious requirement to knowledge are allocated; the knowledge stimulating creative activity in use of various sources and acquisition of necessary competences; the considering features of individual opportunities / restrictions of students; promoting manifestation of experience of self-educational activity by them. The conclusion is drawn that development of independence of students assumes their purposeful maintenance in different types of activity, at different grade levels and is based on the principles of conscious prospect, individual and personal and activity approaches.
Keywords: independence, professional education, self-education, teacher innovator.
The State Counsellor, 2018
С^Г) амостоятельность личности в со-£ временных условиях общественного развития становится одним из основополагающих качеств, обеспечивающим ее профессиональное становление, развитие и совершенствование.
Самостоятельность исследуется как сущностная характеристика и обобщенное свойство личности, в котором проявляются инициативность, критичность, адекватная самооценка, чувство личной ответственности за свою деятельность и поведение. По мнению А.А. Бодалева, личность принимает предъявляемые к ней требования, трансформируя их соответственно особенностям своего характера и степени субъективности, что зависит от уровня сформированности потребностей, развития сознания, способностей, воспитанности характера [10].
Следовательно, самостоятельной личность становится, когда проявляет способность к осознанному выбору целей, демонстрирует ответственность за принятие решений и самоконтроль в деятельности; продумывает и отбирает средства и способы достижения результатов.
Исследования ученых доказывают, что самостоятельность может быть отнесена к ключевым компетенциям личности, поскольку способствует развитию умений приобретать необходимую информацию и актуальные знания на основе критического анализа; определять проблему, продумывая рациональные и эффективные способы ее решения; принимать осознанные решения и инициативно действовать, др. (Н.А. Алексеев, С.Я. Баты-шев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, др.).
Учеными (М.Г. Гарунов, П.И. Пидкаси-стый, Фридман Л.М., др.) подчеркивается, что самостоятельность характеризует личность в различных сферах деятельности, оказывая влияние на процесс ее самообразования, и зависит от уровня развития особых компонентов познавательной деятельности:
- осознание личностью персональной необходимости познания нового;
- необходимый уровень интеллектуального развития;
- способность видеть и формулировать проблемы;
- готовность актуализировать имеющиеся знания и усвоенные способы деятельности для решения проблем;
- умение последовательно планировать поиск вариантов ответа и решения, используя разнообразные источники;
- активность и стремление найти ответ на возникший вопрос;
- способность формулировать выводы на основе изученных фактов; др.
Все вышесказанное подтверждает акту-
альность развития самостоятельности как актуального качества становления педагога-новатора в современных условиях модернизации образования и позволяет сделать следующие выводы, связанные с профессиональной подготовкой обучающихся.
Во-первых, самостоятельность - качество, отражающее процесс индивидуального непрерывного личностно-профессионально-го развития, что выражается в необходимом уровне сформированности профессионально важных свойств и способностей, приводящих личность к достижению требуемой профессиональной квалификации и мастерства. В данном контексте самостоятельность характеризует потребность личности достигнуть необходимой эффективности своей жизнедеятельности в конкурентных условиях посредством формирования представлений о себе как целеустремленной и развивающейся личности, способной самоопределяться в профессии, преодолевать стереотипы, осваивать и реализовывать инновационные способы профессиональной деятельности, др.
Следовательно, развитие самостоятельности будущих педагогов является важным условием их профессионального становления, развития, потенциального творческого совершенствования и достижения необходимых конкурентных преимуществ в профессии.
Во-вторых, самостоятельность - инте-гративное свойство личности, в котором отражается совокупность определенных характеристик:
- духовно-нравственная устремленность, устойчивая мотивация к профессиональному самопознанию и самореализации;
- готовность к изменениям и осознание важности целенаправленного и профессионального самообразования с целью достижения качественного результата;
- стремление осуществлять профессиональную деятельность без посторонней помощи, проявляя особый педагогический стиль, самоуправление, творчество на различных этапах ее осуществления и с учетом меняющихся условий (внешних и внутренних);
- способность к целеполаганию, планированию и организации деятельности на основе объективного анализа ситуации и систематизации исследуемых данных;
- инициативность в поиске актуальной информации, способов ее нахождения и оригинальность используемых методов профессиональной деятельности;
- независимость и объективность суждений на основе уважения иного мнения и нравственно-волевой саморегуляции;
государственный СоВет-ник, 2018
- демонстрация персональной ответственности при принятии решений и готовность отвечать за последствия своих действий; др.
Степень развития данных характеристик обеспечивает качество реализации разных видов деятельности (исследовательской, проектировочной, исполнительской, коммуникативной, рефлексивной) на разных этапах обучения в соответствии с целями и индивидуальным темпом развития обучающихся и оказывает влияние на способы осуществления образовательной деятельности.
В-третьих, для развития самостоятельности будущих педагогов необходимы специально организованные условия и ситуации, формирующие осознанную потребность к познанию; стимулирующие творческую активность в использовании разнообразных источников познания и приобретении необходимых компетенций; учитывающие особенности индивидуальных возможностей/ ограничений; способствующие проявлению опыта самообразовательной деятельности.
Особое значение приобретают такие виды образовательной деятельности, при которых обучающиеся вынуждены проявлять свою самостоятельность.
Например, выполнение разноплановых (дифференцированных) заданий и упражнений в процессе тренингов, игрового моделирования, решения педагогических кейсов и других способов освоения учебного материала на аудиторных и внеаудиторных видах деятельности обеспечивает самостоятельное осмысление решаемой ситуации в том числе, в электронной системе Mood. В процессе обучения нами успешно реализуются различные активно-преобразующие задания: разработка схемы (модели) построения карьеры; составление сравнительной таблицы современных концепций воспитания; подготовка презентаций для сопровождения выступления по исследуемой проблеме; определение цели творческого саморазвития по результатам диагностики и подбор упражнений для достижения желаемого результата; составление прогноза своей профессиональной деятельности; др.
Участие в составлении индивидуального портфолио и рейтинге студентов с одной стороны, поощряют обучающихся к самостоятельному поиску новых знаний, публикационной активности, а с другой - являются одной из форм самоконтроля и контроля.
Участие обучающихся в исследовательских и проектных видах деятельности придают образовательному процессу профессионально-творческую направленность, развивая культурные и активные способы самостоятельной работы: от постановки целей до овладения способами достижения
качественных результатов. Так, исследовательская деятельность с различными источниками информации (словарями, научными статьями, др.) позволяет в индивидуальном и групповом режиме развивать способности и личностные характеристики, необходимые для качественного и осмысленного усвоения содержания предметной области учебной дисциплины: индивидуальный стиль мышления, убежденность, способность анализировать, постигать и сопоставлять смыслы и значения, размышлять, обобщать познанное, делать умозаключения. Каждый обучающийся усваивает разные смысловые аспекты в зависимости от силы своих целей и потребности в познании, обеспечивая, тем самым, индивидуальный вектор своего развития.
Подготовка реферативных обзоров, тезисов по исследуемой проблеме предполагает самостоятельный поиск источников научной, методической, библиографической литературы; развивает способность к точной формулировке мыслей, умение составлять схемы, презентации, др.
Важно подчеркнуть, что гибкое применение разнообразных обучающих приемов позволяет обучаемым найти именно тот, который является для них наиболее подходящим, поддерживает их учебные и профессиональные цели, приучает размышлять, осознавать возникающие ассоциации, открывать новые для себя образцы поведения.
Для преподавателя выбор обучающимися способов обучения является диагностическим инструментом, с помощью которого определяется уровень развития их самостоятельности. Низкий уровень развития самостоятельности проявляется в стремлении обучающихся действовать по образцу. Средний уровень предполагает, что обучающиеся выборочно проявляют самостоятельность, прежде всего, в знакомых ситуациях. Высокий уровень развития самостоятельности характеризуется системной, интенсивной и творческой работой обучающихся.
Таким образом, развитие самостоятельности будущих педагогов предполагает их целенаправленное сопровождение в разных видах деятельности, на разных этапах обучения и основывается на принципах осознанной перспективы, индивидуально-личностного и деятельностного подходов. Это обеспечивает приобретение знаний как процесс динамичного и творческого самопознания, самоуправления и предоставляет широкие возможности для проектирования индивидуального образовательного маршрута в соответствии с базовым уровнем подготовленности и видением будущей профессиональной перспективы.
литература
1. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Т. 38. № 25. С. 9.
2. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 73-77.
3. Бичева И.Б. Информационная культура как фактор социокультурного развития будущего педагога // Нижегородское образование. 2017. № 1. С. 118-122.
4. Бичева И.Б., Старикова А.Ю. Развитие информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в образовательном процессе вуза. В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всерос. науч.-практ. конф. (заочной) с международным участием, отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 300-303.
5. Бичева И.Б., Хижная А.В., Емелина А.В., Баскакова Н.В. Кейс-задача как инновационный способ подготовки будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56 (8). С. 35-41.
6. Бичева И.Б., Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-5
7. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 188.
8. Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 815-817.
9. Ваганова О.И., Хижная А.В., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Лунева Ю.Б. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-5. С. 968-970.
10. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.
1. Belinova N. V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. T. 38. no 25. p. 9.
2. Bicheva I.B., Desyatova S.V., Tsareva I.A. Development of pedagogical creativity of the future teacher // Vocational education in Russia and abroad. 2017. No. 1 (25). pp. 73-77.
3. Bicheva I.B. Informational Culture as a Factor of Sociocultural Development of the Future Teacher // Nizhny Novgorod Education. 2017. No. 1. P. 118-122.
4. Bicheva I.B., Starikova A.Yu. Development of information and communication competence of future teachers in the educational process of the university. In the collection: Actual problems of modern education: experience and innovations: materials of the all-Russian scientific-practical conference (correspondence) with international participation, responsible. Ed. A.Yu. Nagornov. Ulyanovsk, 2016. pp. 300-303.
5. Bicheva I.B., Khizhnaya A.V, Emelina A.V, Baskakova N.V. Case-problem as an innovative way of preparing future teachers // Problems of Modern Pedagogical Education. 2017. no. 56 (8). Pp. 35-41.
6. Bicheva I.B., Filatova O.M. Formation of the teacher-leader in the educational process of the university // Bulletin of the University of Minin. 2017. No. 3 (20). S. 5. DOI: 10.26795 / 2307-1281-2017-3-5
7. Bodalev A.A. Psychology about personality. Moscow: Izd-vo MGU, 1988. p. 188.
8. Vaganova O.I., Khizhnaya A.V, Kostyleva E.A., Kostylev D.S. Portfolio as a tool for assessing the achievements of students / / International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. no. 4-4. pp. 815-817.
9. Vaganova O.I., Khizhnaya A.V, Trutanova A.V, Gladkova M.N., Luneva Yu.B. Sillabus as a means of organizing independent work of students // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 11-5. Pp. 968-970.
10. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of the educational results of the bachelor's program students // IEJME: Mathematics Education. 2016. P. 11. 10. 10. 3469-3475.
references
информация об авторах Бичева ирина Борисовна
(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: irinabicheva@bk.ru
Information about the authors
Bicheva Irina Borisovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of preschool and primary education Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: irinabicheva@bk.ru
Хижная Анна Владимировна
(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук доцент кафедры профессионального образования и
управления образовательными системами Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: xannann@yandex.ru
Hizhnaya Anna Vladimirovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences associate professor of the Department of professional education and management of educational systems Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: xannann@yandex.ru
Сундеева Марина Олеговна
(Россия, г. Нижний Новгород) Магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: ms.marinasundeeva@mail.ru
Sundeeva Marina Olegovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Magistrant, Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: ms.marinasundeeva@mail.ru