УДК 51
Мартова А.С.
Учитель математики, ОГАОУ «Шуховский лицей», г. Белгород, Российская Федерация Медведева Т.А.
Учитель математики, ОГАОУ «Шуховский лицей», г. Белгород, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ
Аннотация
В данной статье рассматривается опыт использования методики ТРИЗ для развития креативных способностей учащихся на уроках математики и во внеурочное время.
Ключевые слова
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ); креативность; система 4К
Одним из трендов современного образования является непрерывное обучение. Знания выпускников ВУЗов и школ к окончанию обучения являются уже устаревшими. Рынок труда изменяется. Появляется новые технологии, работу человека выполняет робот, растет спрос на неизвестные профессии. Все это вынуждает нас постоянно обучаться, чтобы поддерживать нужные компетенции. Работодателей интересуют навыки, которые невозможно заменить алгоритмами. Востребованный сотрудник должен будет уметь обладать такими навыками, как критическое мышление, креативность, коммуникация, колоборация. Эти навыки способствуют нахождению алгоритма решения проблемы без выполнения проб, опираясь на оптимальный вариант, отбросив менее качественные. Это и является одной из задач ТРИЗ.
Теория решения изобретательских задач представляет собой комплексный набор методов, направленных на поиск эффективных решений и улучшение работоспособности систем. Эта теория основывается на принципах креативности и инноваций и является одной из наиболее системных теорий обучения творчеству. Создатель теории, Генрих Саулович Альтшулер, считал, что ТРИЗ - это область знаний о механизмах технических систем и методах решения изобретательских задач.
Г.С. Альтшулер был уверен, что необходимо учить творчеству. Технология ТРИЗ призвана организовывать творческий потенциал личности, помогая в саморазвитии и поиске решений творческих задач в различных областях. Для этого мы разработали программу по внеурочной деятельности «ТРИЗ», которая включает курс продолжительностью 17 часов для учащихся 5-х и 6-х классов. Он помогает углубить знания школьных предметов и научиться решать творческие и изобретательские задачи. В спецкурс также включены элементы исследовательской деятельности, и использование технологий ТРИЗ в обучении помогает повысить собственный творческий потенциал.
Авторами разработана авторская игра под названием «ТРИЗатлон», которая является новым форматом общеинтеллектуального мероприятия в рамках программы курса. Данное мероприятие продолжительностью 45 минут включает в себя различные этапы, такие как разминка, рассмотрение новых принципов ТРИЗ, примеры, работа в командах, презентация результатов командной работы и общее обсуждение. На каждом из этих этапов участники могут использовать свои навыки, основанные на концепции 4К: креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации. Эти навыки помогают успешно действовать в любой сфере.
В ходе одного из туров команды обсудили несколько вопросов. Вопрос о том, существует ли быстрый способ нахождения бракованных таблеток на производстве. Можно ли с минимальными
затратами контролировать работу сотрудников крупной обувной компании, чтобы не уйти в убыток от краж? Как владельцам ювелирной фирмы получить пользу от энергетического кризиса? И, что нужно сделать, что бы сосульки не приносили вред? Данные творческие задачи можно найти в одном из мобильных приложений, которое называется ТРИЗЛЭНД. Технология ТРИЗ сделает необыкновенно интересным, увлекательным любой школьный предмет, поможет быстро освоиться в новой, еще незнакомой области.
В процессе преподавания уроков математики можно применять учебные задачи ТРИЗ, такие как:
- Задача «Почему пожарное ведро имеет форму конуса?» была рассмотрена при изучении геометрических тел;
- На уроке по теме «Масштаб. Измерения длины» мы разобрали задачу «Как измерить змей в открытом серпентарии?», чтобы продемонстрировать, как можно использовать полученные знания.
Технология ТРИЗ многогранна. На этой основе формируется стиль мышления, направленный не только на приобретение готовых знаний, но и на самостоятельную генерацию новых знаний, умение видеть, ставить и решать проблемные задачи. Список использованной литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997
2. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. - 1999. - № 5
3. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ // Школьные технологии. - 2000. - № 5.
4. Ширяева В.А. Методология изобретательства в педагогике: ТРИЗ-педагогика как креативная технология образования: Учеб. Метод. Пособие. - Саратов, 2003.
© Мартова А.С., Медведева Т.А., 2023