Мамшанова И.М. ©
Учитель физики, Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №7
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТРИЗ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (из опыта работы)
Аннотация
В данной работе представлен опыт использования алгоритма изучения явлений, процессов и объектов в педагогической деятельности, созданный Валентиной Ивановной Бояркиной в рамках образовательной системы ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшулер.
Ключевые слова: инструменты ТРИЗ.
Педагогическая деятельность всегда понималась мною не только как процесс передачи готовых знаний учащимся, но и как побуждение школьников к деятельности, креативности. А для этого учителю самому необходимо постоянно учиться, повышать уровень своего педагогического мастерства.
Моя педагогическая деятельность, как и деятельность многих учителей, - это поиск новых интересных и эффективных методик и приёмов. За двадцать лет педагогической деятельности мною освоены технология педагогической мастерской, технология критического мышления, технология модульного обучения. Кроме того, систематически использую на уроках различные формы информационно-коммуникационного обучения: слайд-презентации, виртуальные эксперименты, обучающие и диагностические электронные материалы.
В процессе инновационных поисков я поняла, что самой любимой для меня стала образовательная модель ТРИЗ. Именно она стала наиболее приемлемым вариантом технологии обучения в соответствии с поставленными передо мною образовательными задачами.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Автором концепции ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшулер. В нашем городе данное направление возглавляет Валентина Ивановна Бояркина, которой я очень благодарна за то, что на городских методических семинарах она познакомила меня с этой образовательной системой, буквально «заразила» меня ТРИЗ-педагогикой.
В ТРИЗе заключен универсальный инструментарий, включающий в себя различные составляющие. Наиболее широко в своей педагогической практике мною используются:
1. Курсы РТВ (развитие творческого воображения) и «железная ТРИЗ». Если первый курс включает в себя приёмы и методы для генерирования фантастических, сказочных идей, то второй представляет собой набор законов, правил, приемов для решения технических изобретательских задач.
2. Метод гирлянд ассоциаций.
3. Приёмы: моделирование, МАТХЭМ, Системный оператор.
Все приемы и методы ТРИЗ позволяют найти новые идеи и в уже знакомом, найти необычное и неизведанное, сделать свое маленькое открытие, порой незакономерное и нестандартное как на уроках и во внеурочной деятельности.
ТРИЗ на уроках
Достаточно часто используемым мною в практике изучения физики является метод гирлянд ассоциаций, автор которого - Генрих Язепович Буш. В соответствии с этим
© Мамшанова И.М., 2012 г.
методом составляется цепочка - «гирлянда» - от любого слова по выбору участников, а затем поочередно слова соединяют с исследуемым объектом. Результат возникновения идей может оказаться просто уникальным. Необходимо помнить, что ассоциация даётся на последнее слово в цепочке.
Так, при изучении темы «Испарение» в 8 классе можно организовать следующий учебный диалог.
Сначала составляется гирлянда. Первым выступает слово «стул», предложенное одним из учеников. В результате опроса гирлянда выглядит так: стул - шуруп - резьба -дерево - вещество - химия - осадок - зима - холод.
Далее учитель предлагает соединить предложенные в гирлянде слова с основным понятием учебной темы - «испарение». Интересной ассоциацией в итоге были признаны испаряющиеся шурупы. Такие шурупы, по мнению учащихся, нужны для соединения деталей на время, например, зимой будут держать конструкцию, а летом испарятся. Также были предложены универсальные шурупы-гвозди. Резьбу на таких шурупах можно сделать испаряющуюся. Нужен гвоздь, возьми шуруп, нагрей до определенной температуры, резьба испарится. И гвоздь к вашим услугам.
Учащиеся пришли к выводу, что данный прием расширил обычные рамки понимания темы испарения, позволил преодолеть инертность мышления и лучше запомнить изучаемые процессы. Использование приёмов ТРИЗ-педагогики позволяет не только активизировать психические процессы, такие, как восприятие, ощущения, но и повысить мотивацию школьников к учебе и внеурочной деятельности, пробудить интерес к предмету и главное - сделать их непосредственными участниками познавательного процесса.
Так, например, в 7 классе на уроке по теме «Плотность» рассматривается вопрос о плотности железа в разных агрегатных состояниях. Ответ на данный вопрос демонстрируется учащимися через приём моделирования.
В данный момент я по отношению к Вам - демонстрация моделирования плотности железа в газообразном состоянии. Если я сделаю к Вам два шага, создам демонстрацию жидкого состояния железа. А если я подойду очень близко к кому-то из Вас - тем самым я продемонстрирую плотность твердого железа.
После демонстрации учащиеся составляют схемы, на которых при помощи схематических человеческих фигурок зарисовывают итоги демонстрации и указывают вид агрегатного состояния железа.
Приём моделирования позволяет наглядно представить частицы вещества, по-своему заглянуть внутрь тела.
Все вышеизложенные фрагменты уроков выстраиваются не стихийно, а в определенной последовательности - по алгоритму, автором которого является Валентина Ивановна Бояркина. Вот его основные шаги: обнаружение - ресурсы - связи - границы -вопросы - объяснения - модель - управление - применение - экологическая экспертиза -развитие идеи.
Применяя этот алгоритм, учитель понимает, чувствует, что урок становится интереснее, познавательнее; детям интереснее на таких уроках, у них повышается мотивация к изучаемому, так как ТРИЗ способствует расширению границы нашего сознания. Самое ценное в ТРИЗе - это новые идеи. Это первые шаги к изобретениям. В результате дети начинают иначе воспринимать действительность и изучаемый предмет, учатся в обычном видеть необычное, ищут нестандартные (креативные) решения поставленной задачи.
ТРИЗ вне урока
Моим педагогическим кредо я не случайно выбрала слова Максима Горького: «Нужно любить то, что ты делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». ТРИЗ для
меня и является олицетворением творческого подхода к работе, предмету. И я рада, что не только для меня, но и для моих учеников.
В своей профессиональной деятельности я всегда уделяла немало внимания развитию творческих способностей учеников.
Несколько лет продолжалось наше сотрудничество с поэтическим клубом «Радуга» при детской библиотеке «Первоцвет». Учащиеся не раз создавали творческие работы по физике в форме сказок, рассказов, стихотворений. Произведения Данилевич Марии, Пономарёва Олега, Ивановой Алёны в 2009 году победили в конкурсе и были включены в поэтический сборник. Физика видна уже в названиях стихотворений ребят: «Сказка об Усть-Илимской ГЭС», «Джоуль и вода», «Секреты давления».
В 2008 году на школьной конференции ученица Светлана Рак защитила исследовательскую работу по теме «Может ли физика быть творческой?» В реферате Светлана рассуждала о красоте физических явлений и процессов, приводила в качестве примеров свои стихотворения и смогла дать на этот вопрос положительный ответ.
Направления для исследовательской работы может подсказать любая тема курса физики. Так на заключительном уроке в 11 классе по теме «Фотоэффект» в процессе совместной работы учителем и учащимися были сформулированы вопросы: Все ли тела приобретают заряд при освещении? Влияет ли магнитное поле на фотоэффект? Есть ли другие вещества, которые станут излучать электроны при освещении лампой накаливания и инфракрасным источником? Полезен или вреден поток вырываемых электронов? и другие.
Каждый из этих вопросов может стать предметом исследовательской работы для научно-практической конференции. Для этого необходимо будет выдвинуть собственную гипотезу и спроектировать эксперименты по её проверке. А помогут в этой работе инструменты ТРИЗ.
Ещё я горжусь и тем, что в 2011 году приняла участие в заочном первом Российском конкурсе «С ТРИЗ по жизни» и в номинации «Уроки и методики преподавания ТРИЗ и РТВ» одержала победу и получила диплом I степени.
Физика не может быть скучной. И осознать это мне помогает образовательная система ТРИЗ. А я в свою очередь рада познакомить с этой системой своих учеников и коллег.