выставочного пространства в профессиональном образовании дизайнера в совокупности имеет следующие цели и задачи:
— формирование единого культурного пространства;
— обеспечение культурного обмена;
— поддержка талантливых учеников, студентов, художников;
— мотивация участников к экспериментальным поискам, освоение новых техник и материалов;
— пробуждение творческих сил;
— формирование у молодежи активной позиции.
Так, в последние годы на базе творческих вузов
региона начинает активно формироваться не только индивидуальное выставочное пространство, но и площадка для культурного обмена. Это обстоятельство еще раз обращает нас к вопросу о необходимости формирования выставочного пространства как важнейшего атрибута профессионального образования студентов художественных специальностей в целом и дизайнера в частности.
Новизна и прагматическая востребованность статьи заключается в анализе специфики экспозиционного пространства не только в контексте становлении профессионального образования студента-дизайнера, но и в контексте студенческой среды. В последние несколько лет многие выставочные площадки творческих вузов, на базе которых проходят выставки-конкурсы творческих работ студентов, значительно активизировали свою выставочную деятельность. Автор статьи обобщает их опыт, а также указывает место и значимость выставочной площадки не только в структуре профессионального обра-
зования дизайнера, но и пытается определить их место в художественной жизни региона.
Библиографический список
1. Медведев, В. Ю. Арт-дизайн в мире дизайна [Электронный ресурс] / В. Ю. Медведев. — Режим доступа: http:// design-union.ru/authors/theory/345-artdesign-in-desihworld (дата обращения: 15.01.2014).
2. Ильина, Е. А. Пространственное решение выставок и восприятие выставочной информации / Е. А. Ильина // Молодой ученый. - 2009. - № 4. - С. 85-88.
3. Богородский, С. В. Художественная выставка в условиях современной культуры : дис. ... канд. искусствовед./ С. В. Богородский. - СПб., 2007. - 157 с.
4. Добробабенко, Е. В. Выставка «под ключ»: готовые маркетинговые решения / Е. В. Добробабенко, Н. С. Добробабенко. -СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
5. Музейная экспозиция: на пути к музею XXI века : сб. науч. тр./ под ред. М. Т. Майстровской. - М.: Российский университет культурологии, 1997. - 216 с.
6. Калугина, Т. П. Музей и «музеефикаторский» тип музея/ Т. П. Калугина// В диапазоне гуманитарного знания: сб. к 80-летию профессора М. С. Кагана. Сер. Мыслители. Вып. 4. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.- С. 54
БОБРОВА Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн, рисунок, живопись».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2014 г. © Е. В. Боброва
удк 7 01:37 Г. В. ТОЛМАЧЕВА
А. Ш. АМИРЖАНОВА
Омский государственный институт сервиса
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ
(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА)
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной подготовки современных дизайнеров, развития их эстетической культурой во взаимодействии с такими качествами, как креативность и новизна идеи. Также авторы выявляют сферы профессиональных интересов дизайнеров и их специфику.
Ключевые слова: дизайн-проектирование, эстетическая культура, креативность, идея, эргономичность, восприятие.
В начале XXI века, воспринимается как самоочевидный факт, влияние дизайна на развитие предметного мира всей материально-художественной культуры XX века. Формируя предметную среду в разных сферах жизнедеятельности людей, дизайн одновременно влияет на изменение их ценностных ориентаций, установок, идеалов, что обусловлено активным воздействием вещей и предметной среды на человеческое сознание.
Способствуя расширению пространства художественного освоения самых разных сторон человеческого бытия, внедрения продукции художественно-технического творчества во многие области жизни общества, дизайн служит удовлетворению не только материальных, но и духовных (в том числе эстетических) потребностей людей. Тем самым он содействует формированию и возвышению различ-
ных сторон духовной культуры человека: эстетических ценностных ориентации, эстетического и художественного вкуса, гуманизации социально-культурных отношений, ценностей стиля и образа жизни людей [1].
Однако на ранних этапах становления формирования дизайна и его самоопределения как профессии, вызванной к жизни потребностью в художественно значимом формообразовании продукции машинного производства, ориентированной на ее массовое потребление, культурологический аспект дизайнерской деятельности многими не осознавался и поэтому почти не рассматривался в литературе о дизайне.
Внимание дизайнеров акцентировалось на отказе от декорирования проектируемых вещей (свойственного ремесленному творчеству), на пренебрежении традициями формообразования объектов в пользу новаторства, на функциональности, конструктивной рациональности и экономичности изделий, а также на унификации и типизации не только продукции машинного производства, но и потребностей людей, не учитывающей реального различия запросов и предпочтений разных групп общества и индивидов.
Со временем дизайн (вместе с архитектурой) смог определять формирование и развитие большей части предметной среды, в процессе художественного освоения объектов которой стали отражаться и воплощаться не только достижения научно-технической и социально-экономической сторон прогресса, но и социально-культурной.
В связи с этим возросло внимание дизайнеров и исследователей дизайна к вопросам преемственности в развитии разных областей материально-художественной культуры, процессам стилеобразования в дизайне, взаимосвязи изобразительных и архитектонических искусств, особенностям национальных традиций. Появилась дифференциация потребительских запросов и предпочтений людей разных социальных групп, специфика формирования художественной образности произведений дизайна. Определился очень важный аспект в развитии дизайна — это подготовка специалиста, владеющего определенными компетенциями, имеющего не только профессиональные навыки, но и обладающего, в большей степени, эстетической культурой [2].
Что касается последнего, то в данной статье это станет основной проблемой для рассмотрения. Итак, профессиональная подготовка дизайнеров — это относительно молодая область профессионального образования. Дизайн сегодня рассматривается как область профессиональной деятельности по проектированию промышленных изделий — машин, мебели, одежды — и организации предметно-пространственной среды. Все эти виды деятельности носят проектный характер и подчиняются эстетическим требованиям, отвечают критериям качества, предъявляемым к продуктам дизайна.
Таким образом, дизайнер — это специалист, занимающийся творчеством в сфере материального производства, которое направлено на одновременное решение социальных, экономических и эстетических задач. В мире динамично развивающейся экономики система образования должна формировать у будущего дизайнера такие универсальные качества, как способность менять сферы и способы деятельности, готовность решать проблемы различной степени сложности на основе использования уже имеющихся знаний. Креативная составляющая дизайн-образования требует от студента гибкости и мобильности в большей степени, чем это необходимо в других об-
ластях образования. Сфера профессиональных интересов дизайнера включает освоение достижений различных видов человеческой деятельности — техники, экономики, социологии, психологии и искусства. Умение интегрировать полученные знания и вырабатывать гибкую стратегию действий в процессе постоянного саморазвития должно быть неизменным приоритетом в профессиональной подготовке будущего дизайнера. При этом эстетическая составляющая занимает все более важную роль в ряду профессиональных качеств дизайнера.
Дизайн как вид профессиональной деятельности чрезвычайно разнообразен, но в любой его области необходимы такие качества, как гибкое, творческое мышление, умение отойти от стереотипа и посмотреть на проблему с различных сторон. Таким образом, дизайнер — творческая личность, обладающая способностью создавать форму объекта, решая проблемы художественно-функционального, эргономического, прикладного характера, все они при этом подчиняются эстетическим требованиям.
Профессиональная подготовка дизайнеров в современных условиях характеризуется противоречиями между потребностью в творческих, обладающих гибким мышлением профессионалах и консервативностью обучающих технологий. Это объясняется тем фактом, что подготовкой дизайнеров в нашей стране в основном занимаются специалисты, получившие в свое время традиционное художественное образование. А всем известно, что специфика работы дизайнера основана на умении следовать требованиям заказчика, с одной стороны, и профессиональным критериям (среди которых эстетические играют одну из главных ролей) — с другой. Результат творчества дизайнера должен соответствовать требованиям моды, отличаться новизной и оригинальностью. Для этого дизайнеру, особенно студентам направления «Дизайн костюма», т.е. выпускникам нашего вуза, прежде всего, необходимы такие качества, как креативность и новизна идеи. Эти понятия не являются синонимом понятия «творческие способности». Художественно-творческие способности, на которые традиционно ориентируются художественное образование, предполагают наличие таких составляющих, как воображение и зрительное восприятие, особая умелость руки (техника), а также высокая эмоциональная нагрузка, что позволяет успешно работать в области искусства и таким образом создавать художественные образы.
Креативность предполагает легкость, гибкость, оригинальность, точность при достижении решения, а также умение оформить результат работы в законченный продукт, отвечающий определенным эстетическим тенденциям. Креативность и новизна идеи — это универсальные качества личности, которые носят индивидуальный характер, но которые не получат должного развития без «базы» или «платформы», которые формирует дизайн-образование.
Если традиционное художественное образование ориентирует на академический образец, то дизайн-образование требует умения выбирать каждый раз принципиально новые подходы, используя инновационные технологии, при этом опираясь на художественно-эстетический опыт. Творчество художника — это сплав мастерства, эмоциональных переживаний, отражение мира в форме художественных образов.
Креативность у дизайнера — это умение гибко строить профессиональную деятельность, опережать или работать в русле тенденций моды, формировать эстетические предпочтения у потребителей продук-
та дизайна. В соответствии, в нашем случае, с тенденциями моды, с требованиями заказчика и наличием вкуса и понимания красоты, способности к созданию оригинального продукта, обладающего не только новизной, но и отвечающего определенным эстетическим критериям, к нахождению оптимального результата между функциональностью и оригинальностью — это основные требования, которые предъявляются к дизайнеру по костюму и не только [3].
Как уже было отмечено выше, принципы подготовки художников для промышленности, т.е. дизайнеров, отличны от профессиональной подготовки художников, как это и подтверждает история дизайн-образования (Веркбунд, Баухауз, Ульмская школа дизайна). Но, в то же время, эти процессы имеют и много общего, а именно, в изучении достижений мировой культуры:
1. Единство ремесла и искусства. Изучение материалов (стекло, керамика, дерево, текстиль, металл и т. д.) и технологий их художественной обработки.
2. Единство работы с натуры и творческих упражнений формального характера, позволяющих экспериментировать с выразительными средствами: композицией (симметрия-ассимметрия, ритм), линией, точкой, пятном, тоном, цветом, фактурой и т. д.
3. Стремление использовать мировой художественный опыт в поиске авторской идеи, тем самым выступая как проводник эстетических знаний.
В основе всех этих требований лежит понятие эстетической культуры, ведь креативность не имеет смысла в том случае, когда результатом деятельности дизайнера становится объект, лишенный эстетической ценности.
Понятие эстетической культуры дизайнера (тесно связанное с понятием визуальной культуры) означает наличие у специалиста этого профиля развитого эстетического вкуса (способности к созданию красоты и ее объективной оценке).
Одним из наиболее действенных средств формирования эстетической культуры и вкуса студентов направления «Дизайн» является искусство, которое влияет на понимание эстетических и художественных ценностей в жизни человека. Эстетическим вкусом должен обладать, прежде всего, сам создатель произведения искусства или костюма, который формирует эстетическую культуру и вкус зрителя и потребителя. Эти же требования выдвигаются к создателю предметного мира — дизайнеру среды, так как его творчество является определяющим фактором в формировании облика предметно-пространственной среды.
Стоящие перед дизайнером задачи может решить только специалист высокого класса, имеющий глубокие профессиональные знания, умеющий донести эти знания до потребителя в доступной форме. Работа дизайнера специфична, так как объектом его творчества в конечном итоге является человек, причем разных возрастов и разного социального статуса.
Перед студентами дизайнерских направлений стоит задача — развивать эстетическую культуру и вкус через восприятие произведений искусства, уметь использовать общекультурные компетенции в процессе создания предметного мира. В большей степени решение данной проблемы найдет отражение в курсе дисциплин «Дизайн-проектирование» и «Проектирование в материале». В идеале дизайн-проектирование — это процесс создания и разработки концептуальной вещи с заданными свойствами и параметрами. Процесс проектирования состоит из нескольких этапов:
— формирование концепции, замысла, идеи, образа будущего проекта (костюма);
— создание фор-эскизов;
— создание творческих эскизов;
— выполнение технических (спец)рисунков;
— выполнение проекта в материале.
Процессу проектирования предшествует пред-
проектный анализ, который опирается не только на исследование рынка, эстетические и ценовые предпочтения потребительской группы, но и на поиск концептуально-художественной идеи, который в большей степени проходит в недрах культуры и искусства, естественно, с учетом актуальных мировых тенденций. В процессе проектирования проявляются особенности мышления дизайнера, способного перейти от поисков образа, образных решений к облику конкретной вещи. В этом процессе закладывается объективные критерии для оценки качества изделия не только с точки зрения утилитарности, но и с точки зрения красоты, гармонии, выразительности, стиля, то есть с эстетической позиции [3].
Можно привести в качестве примера сотрудничество Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля и кафедры «Дизайн костюма» ОГИС. Ежегодно, формируя выставку «Костюм как искусство», искусствоведы, сотрудники музея оценивают и характеризуют представленные студентами и преподавателями экспонаты как произведения искусства, где костюм является не только предметом одежды, а несет больше эстетические функции, являя собой образы высокохудожественной вышивки, плетения, формообразования или использования других уникальных технологий. Это совсем не значит, что будущие выпускники будут работать все в этом направлении, высокохудожест-венность костюма нужна скорее в специальных областях театрального или зрелищного костюма. Но воспользоваться уникальным шансом, спроектировать костюм как произведение искусств является частью эстетического воспитания дизайнера.
Таким образом, главная задача профессиональной подготовки состоит в том, чтобы развить и воспитать у будущих студентов-дизайнеров чувство стиля, которое формируется в процессе изучения мировой художественной культуры, изменения стилей эпох, творчества ведущих дизайнеров. Продукт деятельности дизайнера только тогда получит высокую оценку потребителя, когда помимо функционального значения вещи она будет являться проводником и эстетического вкуса.
Выразительно, образно решенная вещь способствует адаптации человека в среде. Эстетическая культура, вкус выражаются не только в том, как человек использует вещь, но и в том, как он позиционирует себя в обществе. Сегодня дизайнер не всегда дает готовые рецепты, а скорее помогает заказчику самостоятельно найти верное решение.
В современном обществе основная масса людей обладает достаточно хорошим вкусом, и связь образа с внешней средой проходит вполне гармонично. Задача дизайнера состоит в том, чтобы выявить красоту, богатство, гармонию, индивидуальность внутреннего мира человека.
Говоря о развитии эстетической культуры средствами таких дисциплин, как «Дизайн-проектирование» и «Проектирование в материале», необходимо помнить о соответствии вещи общей концепции среды, в которой данное произведение (костюм) будет жить. Объект дизайна не может быть красивым и соответствовать назначению, если в нем нарушена
внутренняя логика строения формы, если его части не составляют единое целое по принципу эстетической целесообразности.
При этом следует помнить, что красота в дизайне неразрывно связана с функциональной стороной — удобством, целесообразностью формы, эргономич-ностью изделия. То есть она не является красотой в чистом виде, как мы наблюдаем это в искусстве.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс обучения, в котором изучение и погружение в мировую художественную культуру формирует эстетическую культуру дизайнера. Эстетическая культура дизайнера требует от него умения создавать не только прекрасные, но и удобные, практичные, экономически оправданные объекты и вещи.
Библиографический список
«Дизайн» : учеб. пособие / А. Ш. Амиржанова. — Омск : ОГИС, 2013. — 109 с.
2. Лидвелл, У. Универсальные принципы дизайна/ У. Лид-велл, К. Холден, Дж. Батлер. — СПб. : Питер, 2012. — 114 с.
3. Толмачева, Г. В. Система перспективного проектирования костюма : учеб. пособие/ Г. В. Толмачева. — Омск: ОГИС, 2004. - 24 с.
ТОЛМАЧЕВА Галина Васильевна, профессор (Россия), заведующая кафедрой «Дизайн костюма», член Союза дизайнеров РФ, заслуженный работник культуры РФ, лауреат национальной премии в области индустрии моды.
Адрес для переписки: [email protected] АМИРЖАНОВА Аина Шугаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн костюма». Адрес для переписки: [email protected]
1. Амиржанова, А. Ш. Традиционное народное искусство в развитии художественного восприятия студентов направления
Статья поступила в редакцию 10.02.2014 г. © Г. В. Толмачева, А. Ш. Амиржанова
Информация
Гранты 2014-2015 г. для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, научных сотрудников и работников в сфере искусства (Национальная стипендиальная программа
Словацкой Республики)
Национальная стипендиальная программа (НСП) Словацкой Республики поддерживает мобильность иностранных студентов вузов, аспирантов, преподавателей вузов, научных сотрудников и работников в сфере искусства на стажировки в вузах и научно-исследовательских организациях в Словакии. На стипендию в рамках НСП могут претендовать: а) студенты, которые являются студентами иностранных вузов и будут проходить учебную стажировку в Словакии в рамках своего высшего образования второй степени (магистратура), проходящего за рубежом, (или будут проходить в Словакии минимально седьмой семестр своего высшего образования — это в случае, если высшее образование не делится на первую и вторую степень) и которых какой-нибудь общественный, частный или государственный вуз в Словацкой Республике согласен принять для целей учебной стажировки в Словацкой Республике; продолжительность стажировки: 1-2 семестра (т. е. 4-5 или 9-10 месяцев) или 1-3 триместра, если учебный год делится на триместры (т. е. 3-4, или 6-7, или 9- 10 месяцев); б) аспиранты, высшее образование или научно-исследовательская подготовка которых проходят за рубежом и которых какой-нибудь общественный, частный или государственный вуз или научно-исследовательская организация в Словакии, имеющая право осуществлять программу аспирантуры (например, Словацкая академия наук), согласны принять для целей академической стажировки, для обучения/проведения научных исследований в Словацкой Республике (продолжительность стaжировки: 1-12 месяцев); в) иностранные преподаватели вузов, научные сотрудники и работники в сфере искусства, которых пригласит какая-нибудь организация, расположенная в Словакии, имеющая право выполнять научно-исследовательские и опытно-констукторские работы (НИОКР), не являющаяся коммерческой организацией, на преподавательскую/научно-исследовательскую/художественную стажировку в Словацкой Республике (продолжительность стажировки: 1-12 месяцев).
На стипендию в рамках НСП могут претендовать граждане следующих стран: а) государства-члены Европейского Союза; б) государства, подписавшие Болонский процесс (указанные только государства вне Евросоюза) - Албания, Андорра, Армения, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Ватикан, Грузия, Исландия, Казахстан, Лихтенштейн, Македония, Молдавия, Норвегия, Российская Федерация, Сербия (включая Косово), Турция, Украина, Черногория, Швейцария; в) Беларусь, Узбекистан; г) Канада, Мексика, США, страны Латинской и Центральной Америки; д) Австралия, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Китай (включая Тайвань), Новая Зеландия, Республика Корея, Таиланд, Южно-Африканская Республика, Япония. Стипендия предназначена для покрытия расходов на проживание (питание, проживание и т. п.) стипендиатов из-за рубежа во время стажировки в вузах, научно-исследовательских и неправительственных организациях в Словакии. Что касается обеспечения жильем и административных обязанностей, связанных с въездом стипендиатов на территорию Словацкой Республики, они могут попросить о помощи свою принимающую организацию или решить эти вопросы сами. В случае претендентов на стипендию из-за рубежа, стипендия в рамках НСП не покрывает транспортные расходы, связанные с поездкой в Словакию и обратно. и
Крайний срок подачи заявок: 30 апреля до 16.00 часов СЕТ — стажировки в течение следующего учебного > года, 31 октября до 16.00 часов СЕТ — стажировки в течение летнего семестра текущего учебного года. .
-а
Заявки на стипендию подаются он-лайн на www.scholarships.sk Полный текст объявления о конкурсе на ё сайте Программы: http://www.stipendia.sk |
Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/297/236126.php (дата обращения: 07.04.2014).