ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
*
обучения, педагог дошкольного образования должен посвятить этому много времени и раздумий. При этом он должен контролировать результаты своих действий, делать выводы, более тщательно изучать проблему, с которой он пытается справиться, и тем самым оценить эффективность применяемых стратегий, тактик и приемов в ходе педагогической коммуникации.
Библиографический список
1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика : учеб. пособие. — М .: ТЦ Сфера, 2007. - С. 36.
2. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для вузов. — М. : Просвещение, 2003. — С. 54.
3. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. М.А. Василика. — М. : Гардарики, 2005. — С. 11 — 12, 230 — 231.
4. Панфилова А.П. Теория и практика общения : учеб. пособие для студентов. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — С. 88, 52 — 53.
ЛАШКОВА Лия Луттовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования.
E-mail! [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 18.02.2009 г.
© Лашкова Л.Л.
УДК 37121 С. В. РАТУШНАЯ
Омский государственный педагогический университет
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ______________________________________________
В данной статье рассматривается современный взгляд на термин «креативный продукт», созданный дошкольником в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Предложенная мультимодальная технология создания креативного продукта включает разработку критериев, показателей, типов креативного продукта и возможности его использования в образовательном процессе.
Ключевые слова: креативность, креативный продукт, образовательный процесс, модальность.
В настоящее время в обществе повысился спрос на гармонично развитую, социально активную личность, возникли предпосылки для раскрытия интеллектуальных и художественных способностей человека.
Креативность является свойством личности, которое актуализируется лишь тогда, когда позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как качество, формирующееся по принципу «если.., то...». Дошкольный возраст обладает благоприятными предпосылками для раскрытия творческих способностей. Формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде. Данные вопросы разработаны в работах российских исследователей В.Н. Дружинина, Н.В. Хазратовой, а также зарубежных ученых: Е.П. Торренс, Р. Хесс, Дж. Гаритсон и др. Чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, ее формирование должно происходить под влиянием условий среды. Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, а затем на продуктивном поведенческом уровне [1].
Опираясь на концепцию В.Н. Дружинина,
Н.В. Хазратова установила формирующее влияние специально созданных условий (параметров среды) на уровень креативности:
— низкая степень регламентации поведения, предполагающая отсутствие не только каких-либо санкций, но и любых жестко фиксированных эталонов поведения.
— предметно-информационная обогащенность: доступность предметов в данной микросреде (наличие физического доступа и возможность любого их использования), разнообразие предметов по величине, форме, цвету, тактильной структуре и ответоспособ-ность предмета (наличие обратной связи: степень легкости, с которой ребенок может произвести в предмете различные изменения).
— наличие образцов креативного поведения педагога [2]. Н.В. Хазратова подчеркивает важность не только наличия креативных образцов в микросреде, но и способов их предъявления, которые должны соответствовать требованиям актуальности; доступности для понимания; равенству в позициях объекта подражания и субъектов подражания; важности эмоционального отношения объекта подражания к
совершаемому поведенческому акту; плотности нахождения индивидуумов в некотором помещении; приватности [3].
Мотивационный показатель креативности, по мнению В.Н. Дружинина, предполагает личностную значимость для ребенка проблемной ситуации, которая возникает в игре, включенность самой игры в систему личностных смыслов ребенка [1].
Признаками творческих способностей личности являются способность генерировать новые идеи, оригинальность, нестандартность. Интуиция, интерес к неосвещенным проблемам, поглощенность деятельностью, гибкость и самостоятельность мышления также характеризуют творческого человека, каким должен быть преподаватель. Главная задача педагога в процессе обучения — не утратить творческий заряд, уметь вдохновлять детей, поддерживать их интерес к занятиям.
Анализу позитивного образца педагога в формировании креативных способов поведения посвящены труды современных исследователей: А.В. Запорожца, Г.В. Ожигановой, В.Н. Дружинина, Н.В. Хазратовой. Эта проблема достаточно теоретически разработана.
Следующим важным фактором, влияющим на формирование креативного образца педагога, являются установившиеся отношения между педагогом и ребенком. Л.Д. Лебедева отмечает, что вмешательство воспитателя в творчество ребенка, группы нередко снижает психологические и творческие эффекты занятия, особенно в случае авторитарного стиля взаимодействия. При гуманистической позиции педагога быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия [4]. Как показывают наши наблюдения, в повседневной ситуации педагогу нужно следить за психологическим комфортом на уроке, создавать ощущение безопасности и уметь правильно оценивать проблемные ситуации.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач, в результате чего происходят изменения в знаниях, умениях, воспитанности и развитости учащихся. Изменяется в этом процессе и преподаватель, ставя для себя новые задачи на основе рефлексии проведенной деятельности. В процессе обучающей деятельности педагога и учения дошкольника идет процесс последовательной смены задач. Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как последовательную, целенаправленную смену состояний и видов деятельности его участников. В своей работе педагог должен учитывать основные компоненты образовательного процесса: стимулирующе-мотивационный, целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольнорегулировочный, рефлексивный. Необходимой чертой любого образовательного процесса в настоящее время является новизна, творческий подход [5].
Как утверждает Г.К. Селевко, самая лучшая программа, даже при условии, что воспитатель владеет личностно-ориентированным общением с ребенком, не может быть полноценно реализована без создания для ребенка развивающей среды. Развивающая среда дошкольного учреждения должна предоставить возможности для развития видов деятельности, свойственных дошкольному возрасту: игре, речевому общению, изобразительной деятельности, конструированию, музыкальной деятельности [6].
Экспериментальной базой нашего исследования стал НОУ «Центр образования и развития», где используются творческие методики обучения иностран-
ному языку. Дети начинают изучать английский язык в средней группе. Процесс изучения иностранного языка продолжается в старшей и подготовительной группах. В каждой группе обучаются по 16 детей. На занятиях английским языком дети подразделяются на 2 группы по 8 человек в каждой. Возраст детей от 4 до 7 лет. Занятия по иностранному языку проводятся в утреннее время. Все исследование проводилось в естественных условиях и было посвящено выявлению функции креативного продукта, создаваемого детьми в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Под креативным продуктом мы понимаем создание дошкольником нового материала, отличающегося оригинальностью, нестандартностью. Данный тип работы можно разделить на следующие виды: словесный; изобразительный; предметный: бумаго-пластиковый, скульптурный (лепка, глина), конструированный, костюмированный; дигитальный.
В дошкольном возрасте происходит неравномерное развитие аудиальной, кинестетической и визуальной систем, что во многом определяет способы восприятия информации, особенности запоминания, воспроизведения навыков и знаний, а в конечном итоге, мышления и коммуникации у детей. В результате для сознательной обработки информации используется, как правило, одна или две сенсорных системы, а еще одна, внесознательная, становится проводником преимущественно подсознательных импульсов. При этом ребенок в определенной мере теряет способность сознательно оперировать в такой системе, и доступ к процессам, которые в ней происходят, утрачивается. Как подчеркивает А.Ф. Ремеева, полисенсорное обучение подкрепляет запоминание, усиливает сенсорные каналы [7]. Для эффективности процесса обучения, по мнению Р.Бендлер и Д.Гриндер, необходимо не только преподавать, используя ведущую модальность ученика, но и расширять его способности к обучению, развивая другие репрезентативные системы [8]. В данном процессе особую роль играет организация педагогического взаимодействия в направлении свободы творчества (создание позитивных образцов творческого мышления, поведения, отношений). Помимо аудиальной, кинестетической и визуальных систем выделяют четвертый тип — дигитальный, основанный на использовании информационных (компьютерных) технологии, результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме [9]. В нашем исследовании данный уровень может применяться только педагогом.
С учетом современных теоретических положений, нами была разработана мультимодальная технология создания креативного продукта, которая основывается на психологических исследованиях процесса становления и развития личности.
Данная технология включает многоаспектное взаимодействие педагога и обучающегося, осуществляемое последовательно и поэтапно.
Первый этап достаточно традиционен, он включает определение темы блока занятий, конкретного урока и его цели. Следующий этап, так же как и предыдущий, осуществляемый педагогом, это определение особенностей группы и выработка стиля общения с детьми. Далее в диалоге с обучающимися происходит определение типов креативного продукта, создание которого будет происходить на занятии. Следует отметить, что у детей и педагога несколько разные возможности, и при создании одних креативных продуктов дети полностью самостоятельны и выступают в роли творца, в других они скорее помощники педагога.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
%
п
е
д
а
г
о
г
Формирование ценностного отношения к креативному продукту
Т
Возможности креативного продукта
Многоразовое использование в образовательном процессе (по ходу урока, в конце темы)
Выставка Презентация Портфолио Открытые занятия с участием родителей Театрализованное представление
Выражение креативности на вербальном и невербальном уровнях
Г
Процесс создания
Средовые факторы
Формы работы на уроке (индивидуальная, групповая, участие родителей)
Материальное обеспечение
П
Критерии креативного продукта
Содержательный Мотивационный Игровой Рефлексивный --------7%-------------
Тип креативного продукта
• Словесный
• Изобразительный
• Предметный (бумаго-
пластиковый, скульптурный,
конструированный,
костюмированный)
• дигитальный
ЗЕ
Особенности группы дошкольного возраста ( средняя, старшая, подготовительная)
Взаимодействие педагога с детьми (творческая атмосфера, стиль, ценность творческой деятельности)
Ведущие каналы восприятия Темп работы
А
д
о
ш
к
о
л
ь
н
и
к
Рис. 1. Мультимодальная технология создания креативного продукта в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Следующий этап нашей технологии — определение критериев и показателей креативного продукта. Эти компоненты взаимосвязаны, но если для педагога важны оба компонента, детей привлекают именно показатели: новизна, сюжетность, возможность проявления активности. Далее следуют три технологических этапа, в ходе которых педагог и обучающиеся активно взаимодействуют и достигают основной цели — формирование креативности. Это процесс создания креативного продукта, выражение творческой активности, желание создавать что-то новое и, наконец, определение возможностей креативного продукта. Эти возможности инициируются педагогом и используются обучающимися. Сюда
входят многоразовое использование креативного продукта в образовательном процессе, организация выставок работ, презентаций, создание портфолио и другие формы работы. Все этапы нашего технологического процесса постепенно и последовательно ведут к созданию ценностного отношения к креативному продукту и формированию активной творческой личности.
Данная технология может быть представлена схематически (рис. 1). Следует подробнее указать разработанные нами критерии креативного продукта, используемого в образовательном процессе:
а) содержательный, включающий разработку блока занятий по определенной теме и изготовление
вида креативного продукта, соответствующего теме и цели урока.
б) мотивационный, позволяющий педагогу привлечь внимание дошкольника к изучаемому материалу, предмету. На каждом уроке педагогу необходимо представлять новую оригинальную ситуацию, включая эффект новизны.
в) игровой, учитывающий ведущий тип деятельности дошкольного возраста. Использование игровой деятельности дошкольника на уроках вносит оживление в занятия, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей, усиливает их мотивацию. Это позволяет педагогу учесть индивидуальные особенности детей, сделать занятия творческими и увлекательными, и в то же время дает преподавателю возможность незаметно для детей осуществлять полный контроль над процессом обучения.
г) рефлексивный, показывающий повышение самооценки дошкольника в процессе создания и использования креативного продукта в образовательном процессе. Этот критерий касается педагога, который следит за развитием детей и учитывает специфику группы, возможный темп и форму работы, индивидуальные особенности каждого ребенка в дальнейшей работе. А также необходимо подробнее рассмотреть различные типы креативного продукта.
К предметным креативным продуктам можно отнести:
бумаго-пластиковые:
— картину дома, с открывающимися окнами и дверью; постер-автобус; фоторамку; макет фермы; пальчиковые куклы-животные; числовую машину;
— украшения для комнаты на Новый год: колокольчик, шар, носок; поздравительную открытку на Новый год;
— пасхальный цыпленок на веревочке; наклейки на пасхальные яйца;
— коллаж лица из разных кусочков журнальных страниц; постер с любимыми цветами.
К скульптурным: пасхальный заяц; пасхальное яйцо.
К костюмированным: маски героев; маски, выражающие одобрение или негодование.
При выполнении изобразительных заданий, таких как «Нарисуй себя, своего друга», в начале обучения дети рисуют животных, неодушевленные предметы, такие как забор, танк, несуществующих животных. Здесь можно говорить о положении ребенка в семье, выражении своего «Я», о том, как он соотносит себя с миром. Еще интереснее наблюдать палитру использованных красок. В семье, где царит дружеская атмосфера взаимопонимания между родителями и детьми, рисунки детей красочны, и, наоборот, ребенок из семьи, где нет такой атмосферы, рисует черным карандашом или темными тонами.
В процессе создания креативного продукта педагогу отводится ведущая роль. Он организует материальное обеспечение урока. Это может быть различная бумага: цветная, двусторонняя, наклейки, природные материалы, пластилин и др. Педагог выбирает материал для создания творческого продукта в зависимости от цели урока. Формы работы могут быть как групповыми: картина дома, новогодние украшения, так и индивидуальными: например, коллаж лица с использованием газетных вырезок.
Мы согласны с утверждением Т. Амабиль, К. Тейлор, Е.П. Торранс, Р. Вайзберг, что креативный продукт является ценимым. Сделанное своими руками всегда важно для человека, особенно — для ребенка. В изделиях проявляется творческая фантазия,
оригинальность мышления. Поэтому пройденный творческий материал сохраняется в специальных папках (в учебниках они называются «My language portfolio») и в конце года представляется родителям в виде выставки-отчета. Как правило, данная папка содержит проекты или другие примеры письменных заданий, видеокассеты с записью любимой истории, представления, а также сертификаты, комментарии учителя или даже коллекцию предметов или картин. Кроме того, периодически происходят выставки детских работ в фойе группы. Это позволяет детям продемонстрировать свои достижения, а родителям — почувствовать гордость за них. Один раз в полгода проводятся открытые занятия по пройденному материалу, после которых происходит беседа с родителями с целью корректировки учебного процесса и налаживания взаимопонимания.
В ходе изучения иностранного языка родители привлекаются к выполнению творческих домашних заданий. Соавторство детей и родителей приветствуется, это способствует созданию доверительной атмосферы в семье, в такие моменты, раскрепощаясь, ребенок раскрывается родителям с необычной стороны. Минуты сотворчества сближают детей и взрослых, приносят удовлетворение от результатов совместной деятельности. В процессе домашнего коллективного творчества изменяется социальный статус ребенка в семье: к его мнению прислушиваются, его ценят, креативные идеи ребенка вызывают уважение у других членов семьи. Кроме того, преподаватель дает рекомендации по осуществлению индивидуальной работы с детьми дома. В личных беседах педагог подчеркивает положительные черты характера ребенка, проявившиеся в ходе занятий, рассказывает о его достижениях, об интересных идеях. Так как данная работа происходит систематически, налаживается контакт между семьей и педагогом, позволяющий эффективнее вести обучение.
Как отмечает Р.С. Немов, в данном возрасте ведущим является стремление ребенка к самоутверждению. В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и стремится одержать в нем победу. Каждый ребенок считает, что его работа лучше всех, но это высказывание порождает негативные эмоции среди других учащихся. В ходе занятия педагог подчеркивает, что каждая работа хороша и интересна. Он учит детей толерантности, корректности, уважительному отношению к другим.
В процессе самостоятельного творчества под руководством опытных, позитивных, личностно-ориентированных педагогов происходит разностороннее развитие личности ребенка. Занятия в малых группах развивают коммуникабельность, активность, способствует выработке и усвоению норм общения и поведения. Создание различных видов креативного продукта позволяет каждому дошкольнику проявить фантазию, нестандартность мышления, творческие способности. При этом наличие ценимого не только самим ребенком, но и окружающими объекта, результата труда повышает самооценку и самоуважение обучающихся. Работа с различными материалами задействует все сенсорные системы, развивая и совершенствуя уровень восприятия и осмысления окружающего мира. Создание креативного продукта, таким образом, является важной составляющей образовательного процесса в дошкольном учреждении, ведущей к становлению гармонически развитой личности.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
Библиографический список
1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2007.
— 368 с: ил. — (Мастера психологии)
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. — Т.14. — №4. — С. 83-93.
3. Хазратова, Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Хазратова. — М, 1994. — 169 с.
4. Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании [Текст] / Л.Д. Лебедева. — СПб. : ЛОИРО, 2001. - 318 с.
5. Шамова, Т.П. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Педагогика» / Т.Н. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. — 4-е изд., стер.
— М. : Академия, 2007. — 384 с.
6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных тех-
нологий [Текст] : Т.2 / Г.К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2006. — 815 с. — (Энциклопедия образовательных технологий) (Народное образование).
7. Ремеева, А.Ф. Индивидуально-типологические особенности познавательной деятельности подростков, обусловленные функциональной асимметрией мозга, и процесс обучения [Текст] : автореф. дис ... канд. психол. наук / А.Ф. Ремеева. — М.,1998. — 23 с.
8. Бендлер, Р. Из лягушек — в принцы: нейролингвистическое программирование [Текст] / Р. Бендлер, Д. Гриндер. — Воронеж : НПО «МОДЕК», 1994. — 240 с.
9. Википедия [Электронный ресурс] : свободная энциклопедия. — Режим доступа: http: // www.Wikipedia.ru
РАТУШНАЯ Светлана Владимировна, ассистент межфакультетской кафедры иностранных языков, соискатель кафедры социальной работы.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 29.12.2008 г.
© Ратушная С.В.
УДК 37.01+371.125.8 Е. В. КАДОЛА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА______________________________________________
В статье анализируются различные подходы к проблеме готовности к школьному обучению. Рассматриваются психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, предпосылки учебной деятельности, общеучебные умения как одно из приоритетных направлений современного российского образования. Реальная потребность в формировании предпосылок умений учиться обусловливает актуальность данного исследования. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста в детских садах, в сфере дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дошкольники, психологическая готовность к школе, универсальные психологические предпосылки учебной деятельности, общеучебные умения и навыки.
Проблема психологической готовности к школе придерживались Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. очень популярна среди исследователей разных специ- Люблинская [2, 3, 4]. Они включают в понятие готов-альностей. Л.С. Выготский одним из первых сформули- ности к обучению понимание смысла учебных задач, ровал мысль о том, что готовность к школьному обуче- их отличие от практических, осознание способов вы-нию со стороны интеллектуального развития ребенка полнения действия, навыки самоконтроля и самооцен-заключается не столько в количественном запасе пред- ки, развитие волевых качеств. Кроме того, ребенку ставлений, сколько в уровне развития познавательных необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, процессов. «По мнению Л.С. Выготского, быть готовым добиваться решения поставленных задач. к школьному обучению значит прежде всего обобщать В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев пишут: «К числу
и дифференцировать в соответствующих категориях фундаментальных слагаемых школьной готовности предметы и явления окружающего мира» [1]. (наряду с умением действовать по заданному образ-
Концепции готовности к школьному обучению цу и интенцией к проявлению самостоятельности как комплексу качеств, образующих умение учиться, в сотрудничестве со взрослым) мы относим также