ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
Библиографический список
1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2007.
— 368 с: ил. — (Мастера психологии)
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. — Т.14. — №4. — С. 83-93.
3. Хазратова, Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Хазратова. — М, 1994. — 169 с.
4. Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании [Текст] / Л.Д. Лебедева. — СПб. : ЛОИРО,
2001. - 318 с.
5. Шамова, Т.П. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Педагогика» / Т.Н. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. — 4-е изд., стер.
— М. : Академия, 2007. — 384 с.
6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных тех-
нологий [Текст] : Т.2 / Г.К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2006. — 815 с. — (Энциклопедия образовательных технологий) (Народное образование).
7. Ремеева, А.Ф. Индивидуально-типологические особенности познавательной деятельности подростков, обусловленные функциональной асимметрией мозга, и процесс обучения [Текст] : автореф. дис ... канд. психол. наук / А.Ф. Ремеева. — М.,1998. — 23 с.
8. Бендлер, Р. Из лягушек — в принцы: нейролингвистическое программирование [Текст] / Р. Бендлер, Д. Гриндер. — Воронеж : НПО «МОДЕК», 1994. — 240 с.
9. Википедия [Электронный ресурс] : свободная энциклопедия. — Режим доступа: http: // www.Wikipedia.ru
РАТУШНАЯ Светлана Владимировна, ассистент межфакультетской кафедры иностранных языков, соискатель кафедры социальной работы.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 29.12.2008 г.
© Ратушная С.В.
УДК 37 01+371 125 8 Е. В. КАДОЛА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА______________________________________________
В статье анализируются различные подходы к проблеме готовности к школьному обучению. Рассматриваются психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, предпосылки учебной деятельности, общеучебные умения как одно из приоритетных направлений современного российского образования. Реальная потребность в формировании предпосылок умений учиться обусловливает актуальность данного исследования. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста в детских садах, в сфере дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дошкольники, психологическая готовность к школе, универсальные психологические предпосылки учебной деятельности, общеучебные умения и навыки.
Проблема психологической готовности к школе придерживались Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. очень популярна среди исследователей разных специ- Люблинская [2, 3, 4]. Они включают в понятие готов-альностей. Л.С. Выготский одним из первых сформули- ности к обучению понимание смысла учебных задач, ровал мысль о том, что готовность к школьному обуче- их отличие от практических, осознание способов вы-нию со стороны интеллектуального развития ребенка полнения действия, навыки самоконтроля и самооцен-заключается не столько в количественном запасе пред- ки, развитие волевых качеств. Кроме того, ребенку ставлений, сколько в уровне развития познавательных необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, процессов. «По мнению Л.С. Выготского, быть готовым добиваться решения поставленных задач. к школьному обучению значит прежде всего обобщать В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев пишут: «К числу
и дифференцировать в соответствующих категориях фундаментальных слагаемых школьной готовности предметы и явления окружающего мира» [1]. (наряду с умением действовать по заданному образ-
Концепции готовности к школьному обучению цу и интенцией к проявлению самостоятельности как комплексу качеств, образующих умение учиться, в сотрудничестве со взрослым) мы относим также
такую всеобщую психическую способность, как воображение» [5].
В отечественной психологии рассмотрение проблемы готовности к школьному обучению начинается с трудов Л.С. Выготского и содержится в работах Л.И. Божович [1], Д.Б. Эльконина [6, 7], Н.Г. Салминой [8], Е. Е. Кравцовой [9], Н.В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова [10], Н. Ф. Гуткиной [11] и др . Эти авторы вслед за Л.С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие.
Н.Ф. Гуткина пишет, что «традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:1) интеллектуальный;
2) эмоциональный; 3) социальный» [11].
Исследуя проблему психологической готовности к школе, Л.И. Божович рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. Основным критерием психологической готовности к школе в трудах данного автора выступает новообразование «внутренняя позиция школьника» [1].
«Работы Д. Б. Эльконина, его сотрудников и учеников выделяют основные стороны психологической готовности ребенка к школе: позицию, включающую положительное отношение к учению, осознанию его смысла, отношение к учителю как представителю общества и к сверстникам как товарищам по совместной учебной деятельности; овладение элементами учебной деятельности (принятие учебных задач, внимание к способу выполнения учебных действий, навыки самоконтроля и самооценки); развитие произвольности познавательных процессов и логических форм мышления» [2].
Н. Г. Салмина выделяет три показателя психологической готовности к школе:1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2) уровень сформированности семиотической функции;
3) личностные характеристики, включающие особенности общения [8].
В работах Е.Е Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка [9].
Н.В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК) [10].
Во всех вышеперечисленных исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что залог успешного перехода дошкольника к школьному обучению — полноценное, развернутое прохождение этапа дошкольного детства с характерными для него видами деятельности и особенностями психического развития. Эти виды деятельности и психологические особенности могут быть с успехом использованы в целях постепенного формирования качеств, необходимых для систематического обучения в школе.
В современном образовании на первый план выходят общеучебные и универсальные умения. А.В. Усова определяет умение как «возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится ориентироваться субъекту» [12].
Существует несколько оснований для классификации общеучебных умений: по уровню познавательной самостоятельности [13, 14], по характеру учебной деятельности [15], по компонентам учебной деятельности [16], по наиболее значимым сторонам учебнопознавательной деятельности [17] и др.
Существуют как различные подходы к классификации общеучебных умений, так и разночтения в их наименовании: «познавательные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», «универсальные способы получения и применения
знаний», «умения и навыки учебного труда», «интеллектуальные, или умственные умения», «умения учиться» и т.п.
Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков под общеучебными умениями и навыками понимают «универсальные для многих школьных дисциплин способы получения и применения знаний» [16].
В.В. Краевский и А. В. Хуторский дают следующее определение общеучебным умениям и навыкам: «Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности являются деятельностным воплощением в стандарте изучаемых объектов и знаний, элементами общего механизма взаимодействия ученика с социальным опытом человечества» [18].
Учитывая вышеуказанные определения, можно заключить, что специфика общеучебных умений и навыков состоит в том, что они способствуют развитию межпредметных связей, стимулируют гибкость познавательных процессов, рациональность мышления, развитие самостоятельности учащихся.
Новые требования системы начального обучения выдвигают новые задачи в дошкольном воспитании. Одной из важнейших задач обучении и воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них способностей, т. е. психических качеств, необходимых для овладения разными видами деятельности и их успешного выполнения. Среди многих видов способностей значительное место занимают познавательные способности.
Многолетние исследования, проведенные под руководством Л. А. Венгера, показали, что «основная общая познавательная способность, формируемая в дошкольном возрасте, — опосредованное решение познавательных задач; способность к использованию сенсорных эталонов и к наглядному моделированию выступает в качестве ее более наглядных форм» [2].
Значимость процесса учения в дошкольном детстве невозможно отрицать. Эти процессы естественным образом протекают в рамках различных видов деятельности ребенка — дошкольника (игры, продуктивной деятельности и др.). Невозможно также отрицать целесообразность организованного обучения детей-дошкольников в контексте того, чем они призваны заниматься в соответствии с социокультурным, психологическим и физиологическим статусом своего возраста [19]. По мнению В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, «цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных психологических предпосылок» [5].
Основной предпосылкой учебной деятельности в развитом ее виде может выступать овладение общими способами действий, т. е. такими, которые позволяют детям решать практические и познавательные задачи, выделять основные существенные связи и отношения между явлениями и фактами окружающего мира.
По данным анализа литературы по дошкольной педагогике и психологии по темам готовности к школьному обучению [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11] и формирования предпосылок учебных умений у детей старшего дошкольного возраста [7, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26], нами были выявлены следующие основные общеучебные умения:
I. Учебно-организационные умения.
II. Учебно-информационные умения.
III. Познавательные умения.
Представляется логичным привести ниже определения каждой группы умений:
Учебно-организационные умения — умения принимать и намечать задачи деятельности, рационально
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
планировать деятельность, создавать благоприятные условия деятельности [27].
Учебно-информационные умения — умения работать с устным текстом [27].
Мы рассматриваем познавательные умения как «достижения в способах познания» [24].
Можно выделить следующие составляющие в каждой группе:
I. Учебно-организационные умения
1) учиться воспроизводить задание по образцу;
2) учиться понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;
3) учиться понимать последовательность действий, предъявляемую по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи;
4) учиться сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации;
5) овладевать средствами различных форм самоконтроля, взаимоконтроля;
6) учиться проверять свою работу по образцу, контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом;
7) учиться правильно оценивать свою работу;
8) учиться внимательно слушать, вникать и выполнять указания воспитателя;
9) учиться сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого, и выполнить ее;
10) учиться планировать свои действия;
11) учиться осознавать способы выполнения действия.
II. Учебно-информационные умения
1) умения работать с устными текстами:
а) воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказывать, о чем слушали: давать простейшую оценку прослушанному; расчленять слышимый текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится, составлять простой план устного текста;
б) подробно связно пересказывать содержание небольшого рассказа, сказки; составлять связный текст на основе картинки (иллюстрации) или вопросов воспитателя; давать простейшее описание одного, двух растений, животных.
III. Познавательные умения
1) Интеллектуальные умения:
— классификация;
— анализ;
— сравнение;
— обобщение.
2) Умения моделирующей деятельности:
— понимать смысл наглядных моделей (схемы, чертежи, планы, графики), самостоятельно их создавать и использовать;
3) Перцептивные умения:
— использовать сенсорные эталоны для того, чтобы проводить наблюдение, анализ, сравнение, обобщение наблюдаемых явлений и на их основе делать определенные выводы и умозаключения.
В настоящее время происходят кардинальные изменения приоритетов в российском образовании. Одним из ориентиров образовательного процесса сегодня является развитие общеучебных умений и навыков учащихся. Новые требования системы начального обучения выдвигают новые задачи в дошкольном воспитании. Особенно остро встают проблемы обеспечения преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Формирование предпосылок учебно-организационных, учебно-информационных, познавательных умений учебного труда позволит дошкольнику успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования, а также найти свое место в быстро меняющемся мире высокоинтеллектуальных технологий. Реальная потребность в формировании предпосылок умений учиться обусловливает актуальность данного исследования. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста в детских садах, в сфере дополнительного образования детей.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). — М. : Просвещение, 1968. — 464 с. (Акад. пед. наук СССР).
2. Венгер Л.А. Достижения в изучении психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. — 1987. — № 11. - С. 57-60.
3. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, формы и методы) // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 8. - С. 30-34.
4. Люблинская А.А. Детская психология : учеб. пособие для студентов педагогических ин-тов - М. : Просвещение, 1971. - 415 с.
5. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. — 1997. — № 1 — С. 3-18.
6. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М., 1981. — 152 с.
7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с. : ил. — (Труды д. чл. и чл.-корр. АПН СССР). — ISBN 5-7155-0035-4. Анищенко О. Некоторые стороны учебной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 6. — С. 36-37.
8. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 288 с. — ISBN 5-211-00024-2.
9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1991. — 152 с. : ил. — ISBN 5-7155-0381-7.
10. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологопедагогическая готовность ребенка к школе : пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с. : ил. — (подготовка детей к школе). — ISBN 5-69-00672-Х.
11. Гуткина Н.Ф. Психологическая готовность к школе. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2004. — 208 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). — ISBN 5-94723-625-7.
12. Усова А.В. Совершенствование методики формирования учебных умений — необходимое условие повышения эффективности учебного процесса // Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников : сб. науч. тр. ; под ред. В.В. Краевского, А.В. Усовой. — М., 1981. — 80 с.
13. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. — М. : Просвещение, 1983. — 144 с.
14. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М. : Педагогика, 1990. — 192 с. — ISBN 5-71550285-3.
15. Усова А.В. Формирование у учащихся общеучебных умений / А.В. Усова, А.А. Бобров. — М. : Знание, 1987. — 80 с.
16. Татьянченко Д.В. Организационно-методические
условия развития общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Школьные технологии. —
2002. - № 5. - С. 42-55.
17. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников // Народное образование. — 1982. — № 10. — С. 106-111.
18. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
B.В. Краевский, А.В. Хуторский. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-7695-2928-3.
19. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 12. — С. 61-68.
20. Анищенко О. Возможность формирования контроля у дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 11. — С. 48-50.
21. Анищенко О. Некоторые стороны учебной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 6. —
C. 36-37.
22. Анищенко О. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 5. — С. 39-41.
23. Бугрименко Е. Ролевая игра как средство организации самоконтроля // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 10. — С. 35-37.
24. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Начальное образование. — 2008. — № 2. — С. 3-9.
25. Цеханская Л. О некоторых особенностях усвоения обобщений // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 7. — С. 31-34.
26. Щербакова Е. О формировании умения учиться // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 4.- С. 49-52.
27. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с. — (Труды д. чл.-кор. АПН СССР).
КАДОЛА Елена Владимировна, преподаватель кафедры английского языка.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 24.12.2008 г.
© Кадола Е.В.
Информация
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Немецкое научно-исследовательское сообщество (DFG) в соответствии с заключенным между ними соглашением о сотрудничестве договорились провести в 2010 г. совместный конкурс научных проектов РГНФ — DFG
Основная цель конкурса — консолидация усилий РГНФ и DFG для финансирования гуманитарных научных исследований, выполняемых совместно учеными Российской Федерации и Германии.
В 2010 г. проводится конкурс проектов по организации российско-германских научных мероприятий (конференций, семинаров и т.д.) на территории России или Германии (вид конкурса — г) по следующим областям знаний гуманитарных наук:
(01) история; археология; этнография;
(02) экономика;
(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение;
(04) филология; искусствоведение;
(06) комплексное изучение человека; психология; педагогика; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Условия совместного конкурса научных проектов РГНФ — DFG, правила оформления заявок, формы заявок и образцы их заполнения опубликованы:
на веб-сайте РГНФ: http://www.rfh.ru Телефон для справок (495) 683-54-20
веб-сайте DFG: http://www.dfg.de Kontaktperson: Martina van Detten-Mies,
Tel.: 49 0228 885 - 2463. Fax: 49 0228 885 - 2550
E-mail: [email protected]
Источник информации: www.rsci.ru
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
163