УДК 378.147.88
Витвицкая Л.А.1, Мирошникова Д.В.2
1Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия 2Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected] ; [email protected]
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БАКАЛАВРА В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Потребность современного общества в новом учителе, готовом к освоению инновационных образовательных технологий, к постоянному поиску новых форм обучения, актуализирует важность развития креативности как профессионально значимого качества личности учителя, которое определяет его успешность, востребованность, конкурентоспособность и потенциал профессионального развития. Поиск условий развития креативности обучающегося высшей школы начинается с содержания Профессионального стандарта педагога и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3+, в которых определена творческая деятельность и творческие компетенции бакалавра.
Креативность учителя проявляется в профессиональной деятельности, основанной на различных видах педагогического взаимодействия, решении творческих задач на методическом, педагогическом, воспитательном, образовательном и инновационном уровнях.
Потенциал педагогической практики в развитии креативности определяется: во-первых, содержанием компетенций, которыми необходимо овладеть бакалавру в процессе педагогической практики; во-вторых, исследовательской, проектной и аналитической деятельностью, реализуемой бакалавром в педагогической практике; в-третьих, развитием педагогического мышления и познавательной творческой активностью бакалавров за счет получения первичного опыта профессиональной педагогической деятельности.
Развитие креативности бакалавра в процессе педагогическое практики обеспечивают следующие составляющие: организационная, профессионально-мотивационная, методико-теоретическая, методико-практическая, целенаправленного взаимодействия, креативная, рефлексивная и деятельностная. Они в совокупности создают комплекс условий для развития когнитивного, деятельностного и мотивационного показателей креативности бакалавра в педагогической практике.
Одним из средств развития креативности бакалавра является решение творческих методических и профессионально ориентированных задач, направленных на развитие методического мышления и актуализацию профессионального самосознания, которые в комплексе обеспечивали развитие креативности бакалавра в процессе педагогической практики.
Ключевые слова: креативность, педагогическая практика, высшее образование, профессиональное развитие, профессиональное взаимодействие, творческое развитие.
Современные условия развития социума, культуры и образования определяют потребность общества в инновационном и креативном учителе, способном осознать важность обновления системы образования, теории и практики организации образовательного процесса, создавать, осваивать и использовать инновационные и креативные педагогические идеи. Кроме того, непрерывное изменение состава учебных программ требует от учителя постоянного поиска новых альтернативных форм и технологий обучения.
В связи с этим актуализируется потребность будущего учителя в осознанном развитии своих профессионально значимых качеств, для достижения карьерных, профессиональных и личностно-профессиональных целей. Стремление к постоянному развитию и самосовершенствованию учителя определяет его успешность и конкурентоспособность на рынке
образовательных услуг. Современному педагогу необходимо быстро приспосабливаться к новым условиям, а это требует от него таких качеств, как мобильность, креативность, инновацион-ность, эрудированность и пр.
В настоящее время происходит интенсивный поиск условий развития креативности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки, анализ негативных факторов, тормозящих его профессиональное становление и осмысление этапов обучения в системе непрерывного образования как среды для развития творческого потенциала, профессиональной направленности, инновационности и креативности студента.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [8] и Профессиональный стандарт педагога [9] ориентирует подготовку будущего учителя на развитие умения решения творческих педа-
Витвицкая Л.А., Мирошникова Д.В._
гогических задач, способности выдвижения новых решений и воплощения их в практику. Современный педагог должен быть активен в творческой, исследовательской и аналитической деятельности, что определяет его творческую готовность, зависящую от эмоционального и мотивационного состояния, по мнению В.Г. Рындак [11], и креативность.
Креативность понимается как качество или способность, присущая личности. Согласно В.В. Мороз, креативность - это основа для открытий и инноваций, а ее характеризуют два качества: новизна и полезность [5]. Креативность учителя проявляется в профессиональной деятельности, основанной на различных видах взаимодействия [2] и решения творческих задач на методическом, педагогическом, воспитательном, образовательном и инновационном уровнях. Кроме того, как отмечает Н.В. Кузьмина, креативность учителя проявляется в проектировании личности ученика, принятии самостоятельных решений в неожиданных ситуациях, построении учебного процесса в соответствии с особенностями детей [4]. Креативный учитель способен развивать и поддерживать креативность, творческие способности и творческий потенциал учеников.
Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как отечественные (Д.Б. Богоявленская, А.В. Морозов, Я.А. Пономарев,
B.Г. Рындак), так и зарубежные исследователи (Т. Амабайл, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс,
C. Медник, Р. Мэй, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Робинсон)
Понятие «креативность» тесно связано с понятием «творчество», однако творчество понимается как процесс, приводящий к созданию нового, а креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека, его способность отказаться от стереотипных способов мышления, а также способность обнаруживать новые варианты решения проблем [6]. Так, Н.А. Степаненко представляет творчество как процесс, который характеризуется прагматизмом, спонтанной деятельностью; а креативность -как личностное качество, которому присущ прагматизм и целенаправленная организованная деятельность [13].
В.Г. Рындак и А.В. Москвина рассматривают креативность как диалектическое единство
_Развитие креативности бакалавра...
потенциального и актуального, системного взаимодействия авторского потенциала с его исполнением. Креативность, с позиции авторов, определяется как способность порождать новые идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации [12].
Потенциал педагогической практики в развитии креативности бакалавра определяется компетенциями, заложенными в содержание Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и основной образовательной программой подготовки бакалавра.
Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, с позиции формирования готовности к творческой деятельности представляют интерес такие компетенции как способность порождать новые идеи, способность применять знания на практике, способность к организации и планированию, исследовательские навыки, способность адаптироваться к новым ситуациям, способность к критике и самокритике, навыки межличностных отношений [7].
Студенческий возраст - наиболее плодотворный для формирования знаний, профессионального развития, формирования культуры мыслить [10], что дает оптимальные условия для усвоения системы профессиональных ролей, видов деятельности в новых условиях. Первостепенная задача педагогической практики - обеспечить бакалавру первичный опыт профессионально-творческой деятельности, который позволит определить жизненную ориентацию и профессиональную идентификацию будущего учителя [3].
Мы считаем, что развитие креативности бакалавра в процессе педагогической практики должно обеспечиваться с учетом следующих составляющих:
- организационной, где определенный разработанный образовательный маршрут студента позволяет рационально распределить его виды деятельности для достижения положительных результатов в приобретении и развитии профессиональных навыков;
- профессионально-мотивационной, заключающейся в идентификации значимых
Педагогические науки
мотивов и эмоций для сознательного управления профессиональной действительностью и проектировании будущего профессионального пути;
- методико-теоретической, т.е. накопленного базиса теоретических знаний и общих интеллектуальных ресурсов личности студента;
- методико-практической, включающей первичные умения и навыки проектирования урока с соблюдением принципов методики обучения предмету;
- целенаправленного взаимодействия, организованного путем сочетания индивидуальной и групповой работы с применением методических средств профессионально-педагогического взаимодействия, в результате которого у студента формируется критическое мышление, аналитические способности и умение «видеть со стороны» процесс и результат своей деятельности;
- креативной, позволяющей комфортно ориентироваться в вариативном образовательном пространстве, вносить необходимые изменения в свою профессиональную деятельность и ее содержание;
- рефлексивной, определяющей самоанализ собственной деятельности, позволяющий скорректировать направление педагогической и методической работы, а также пути саморазвития;
- деятельностной, заключающейся в дея-тельностном подходе к развитию креативности в процессе педагогической практики, где студенты выполняют три вида деятельности - исследовательскую (педагогическая диагностика, психологическая диагностика, исследования в области методов, приемов и средств обучения, исследования в сфере целей и содержания обучения, исследования в области методов, приемов и средств оценки достижений учащихся, педагогическая рефлексия [16]), проектную (проектирование уроков с обязательным использованием креативных форм, методов и технологий обучения) и аналитическую (анализ собственной педагогической деятельности, деятельности практикантов-однокурсников, учителей баз практики; анализ передового педагогического опыта).
Как отмечает Е.Е. Щербакова, позитивные ценностные ориентации студентов вуза в усло-
виях профессиональной подготовки можно развить, формируя педагогическую креативность как интегративное образование. Автор утверждает, что развитие педагогической креативности сопряжено с ценностной ориентацией на творческий труд, стремлением к повышению профессиональной квалификации, пополнению и изучению опыта [15].
Одним из средств развития креативности бакалавра в процессе педагогической практики стало решение творческих методических задач. Творческая задача - это задача, при решении которой необходимо найти новый алгоритм. Творческая методическая задача направлена на решение стандартной методической задачи с использованием нестандартных форм, приемов и методов [1].
Творческая задача, согласно словарю Т. А. Барышевой, это задача, «включающая недостаточное количество условий для ее решения, содержащая поле неопределенности, параметры которой вызывают необходимость активизации воображение для ее вероятностного достраивания с целью решения» [14, с. 41].
Нами были сконструированы творческие методические задачи, для решения которых бакалавру необходимо было применить как знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения методики обучения иностранному языку, так и собственную креативность.
Пример упражнения:
Назовите любой предмет. Приведите пример использования предмета в четырех видах речевой деятельности на уроке.
Вариант, предложенный одним из практикантов: предмет - перчатка.
Использование на уроке:
Аудирование: при прослушивании текста учащимся необходимо надевать перчатку каждый раз, когда они слышат определенное грамматическое явление и снимать, если слышат другое - упражнение в дифференциации на слух.
Говорение: составить диалог «Я потерял перчатку» («I've lost my glove»).
Письмо: упражнение, где учащимся необходимо выйти к доске и вставить пропущенное слово или букву в слове, перчатка используется как эстафетная палочка. Можно выполнять в командах.
Витвицкая Л.А., Мирошникова Д.В._
Чтение: при чтении текста загибать палец перчатки при совершении ошибки, можно выполнять в духе соревнования.
В исследовании проблемы развития креативности остается большое количество нерешенных вопросов, связанных с определением
_Развитие креативности бакалавра...
места креативности в системе компетенций бакалавра, технологических аспектов ее развития, потенциала образовательной системы для развития творческих способностей студентов, возможностей креативности в профессиональном развитии будущего учителя.
22.08.2017
Список литературы:
1.Авакянц, С. Ю. Фрактальный подход к процессу развития творческого потенциала будущих педагогов (на примере специальности «профессиональное обучение (дизайн)» / С. Ю. Авакянц // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №10. - с. 101-104.
2. Витвицкая, Л. А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета : монография / Л. А. Витвицкая. - М.: Дом педагогики,2009. - 284 с.
3. Кетриш, Е.В. Формирование проектировочной компетенции будущих педагогов в процессе непрерывной педагогической практики :автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Кетриш. - Екатеринбург, 2013 - 24с.
4. Кузьмина Н.В. Акмеология — теория фундаментального образования // Акмеолопя — наука XXI стол1ття: развитокпрофесюнал1зму: Матер1али 2-й межнар. науково-практичной конф. К.: КМПУ им. Б.Д. Гршченка. - 2008. - С. 13-27.
5. Мороз, В. В. Развитие креативности студентов : монография / В. В. Мороз. - Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ОГУ, 2011. - 183 с.
6. Никитин, О. Д. Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Д. Никитин. - М., 2009. - 22 с.
7. Попов, А. И. Инновационные образовательные технологии творческого развития студентов. Педагогическая практика: учебное пособие. - Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. - 80 с.
8. Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогической образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)».
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 554н.
10. Рогов, Е. И. Личность учителя : теория и практика / Е. И. Рогов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 512 с.
11. Рындак, В. Г. Педагогика креативности : монография / В. Г. Рындак. - Москва: Университетская книга, 2012. - 284 с.
12. Рындак, В. Г., Москвина, А. В. Личность. Творчество. Развитие / В. Г. Рындак, А. В. Москвина. - М.: Педагогической вестник, 2001. - 290 с.
13. Степаненко, Н. А. Технология развития креативного потенциала будущего учителя в творческой учебно-профессиональной деятельности : учебно-методическое пособие / Н. А. Степаненко. - Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала ОГУ), 2014. - 155 с.
14. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ.ред. Т. А. Барышевой. СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. - 380 с.
15. Щербакова, Е.Е. Педагогическая креативность как фактор профессионального развития студентов / Щербакова Е.Е. :дисс. ... д.п.н. : автореферат - Чебоксары, 2006. - 37 с.
16. Щуринова И. А., Тарантей В. П. Педагогическая практика в рамках сетевого взаимодействия «школа-вуз» как фактор развития исследовательских компетенций у студентов - будущих педагогов: проблемы и перспективы реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 34. - С. 166-170. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95716. htm.
17. Richards, R. Frank Barron and the Study of Creativity: A Voice That Lives on / R. Richards // Journal of Humanistic Psychology. -2006. - Vol. 46. - № 3. - P. 352-370.
18. Simonton, D. K. Quantifying creativity: can measures span the spectrum? / D. K. Simonton // Dialogues Clin Neurosci. - 2012. - № 14 (1). - P. 100-104.
Сведения об авторах:
Витвицкая Лариса Антоновна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор [email protected];
Мирошникова Дарья Викторовна, старший преподаватель Оренбургского государственного педагогического университета, Россия; [email protected]
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13