Научная статья на тему 'Проблема формирования креативности педагога в системе высшего педагогического образования'

Проблема формирования креативности педагога в системе высшего педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ПЕДАГОГ-НОВАТОР / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM / АНДРАГОГИКА / ANDRAGOGY / INNOVATIVE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриляка Наталья Леонидовна

В статье рассматривается вопрос формирования креативности педагогических кадров в образовательном учреждении высшего профессионального образования. Целевые установки образования Донецкой Народной Республики требуют изменения в содержании и структуре повышения квалификации преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the question of developing the creativity of pedagogical staff in pedagogical educational institution of higher professional education The target settings for the education of the Donetsk People's Republic require changes in the content and structure of teacher training.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования креативности педагога в системе высшего педагогического образования»

Гавриляка Наталья Леонидовна

начальник отдела по воспитательной работе ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.2

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE PROBLEM OF FORMING THE TEACHER'S CREATIVITY IN THE SYSTEM OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

В статье рассматривается вопрос формирования креативности педагогических кадров в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Целевые установки образования Донецкой Народной Республики требуют изменения в содержании и структуре повышения квалификации преподавателей.

Ключевые слова: креативность, педагог-новатор, система высшего педагогического образования, андрагогика.

The article deals with the question of developing the creativity of pedagogical staff in pedagogical educational institution of higher professional education

The target settings for the education of the Donetsk People's Republic require changes in the content and structure of teacher training.

Key words: creativity, innovative teacher, higher pedagogical education system, andragogy.

Несмотря на тяжелую социально-экономическую ситуацию в Донецкой Народной Республике, на продолжающуюся четвертый год гражданскую войну, власти ДНР уделяют особое внимание построению системы образования, центром которой является личность с ее интересами, потребностями и способностями. Решать стоящие перед Республикой задачи в образовательной сфере предстоит учительскому корпусу Донбасса.

Именно педагог-профессионал способен создать необходимые условия для всестороннего развития личности. А личность, ее знания, способности и компетенции - это важнейший интеллектуальный ресурс, наличие которого обеспечит стабильное экономическое развитие молодой Республики.

Учитывая острую потребность в квалифицированных педагогических кадрах, в апреле 2016 года руководством Донецкой Народной Республики было принято решение о создании государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Донецкий педагогический институт».

Социальный заказ современного динамично развивающегося общества - это в первую очередь развитие творческой личности, и поэтому будущее Донбасса однозначно в руках профессионального педагога.

Сложившиеся социально-экономические условия указывают на необходимость реформирования сложившейся концепции массово-репродуктивного педагогического образования в концепцию индивидуально -творческого подхода к подготовке будущего учителя, способного к творческому саморазвитию.

Ситуация в образовательной системе ДНР диктует новые требования к подготовке студентов педагогических специальностей, заключающиеся в том, что приобретение ими специальных знаний не достаточно для того, чтобы быть конкурентноспособными специалистами на рынке труда, и поэтому необходимо развивать индивидуальность каждой личности, её внутренний потенциал и творческие способности.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденному приказом МОН ДНР от 10.06.2016 № 608, в образовательной организации высшего профессионального образования должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности [1].

Таким образом, педагогу в системе высшего педагогического образования Донецкой Народной Республики необходимо владеть не только психолого-педагогической компетентностью и высоким уровнем общей культуры, но и уметь нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических задач, организовывать свою деятельность на творческой основе.

По нашему мнению, в условиях формирования системы высшего педагогического образования в ДНР возникает необходимость активного поиска профессионально-компетентных, креативно мыслящих, творческих преподавателей и резервов их качественной подготовки.

Проблему формирования креативности педагога в отечественной науке изучали Д.Б. Богоявленская, Ч.К. Борисов, А.В. Брушлинский, Н.Ф. Вишнякова, М.С. Каган, АТ. Ковалев, А.Д. Лук, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Г. Рындак, И.Э. Стрелкова и другие ученые, а также зарубежные авторы, такие как Г.Ю. Айзенк, Ф. Баррон, Д. Векслер,

М. Вертхаймер, Дж. Гилфорд, Х. Грубер, Р. Крачфилд, А. Маслоу, С. Медник, Р. Стенберг, Р.Е. Тафель, Е. Торренс, М. Уоллах, Дж. Хеслруд, Э. Шехтель.

Основная цель креативной системы педагогического образования -пробудить в личности творца, развить её творческий потенциал, с целью дальнейшей продуктивной и эффективной работы в обществе.

Будущему педагогу владение творческим мастерством позволит моделировать возможные изменения в структуре, содержании и организации учебно-воспитательного процесса, формировать цели обучения и воспитания, своевременно вносить коррективы по внедрению инноваций и использованию педагогических технологий, реализовать личностно-ориентированный подход к обучающимся на основе их потенциальных творческих способностей, планировать свою дальнейшую профессиональную деятельность.

Сегодняшним студентам Донецкого педагогического института завтра предстоит не только на практике осуществлять руководство образовательным процессом в Донецкой Народной Республике, но и самостоятельно двигать вперед отечественную педагогическую науку.

Поэтому для становления нового поколения педагогического корпуса Донбасса необходима не только передача готовых знаний и ценностно-нормативных представлений в процессе обучения средствами репродуктивной педагогики, но и обязательная выработка новых креативных психолого-педагогических технологий обучения и воспитания, так как только творческий педагог может воспитать творческого ученика.

Это предполагает поиск нового содержания и организационных форм образования и воспитания будущего педагога, при этом особое значение имеет методологическая составляющая, компонентом которой является творчество и способность к его саморазвитию.

Высокий уровень креативности преподавателя высшей школы обеспечивает успешную и продолжительную творческую деятельность. Педагог не только участвует в системе непрерывного образования, но и сам формирует её и внедряет в практику.

Проблему креативности педагогов высшей школы Донецкой Народной Республики необходимо вывести на концептуальный комплексный уровень.

Согласно Типовому временному положению об осуществлении дополнительного профессионального образования научных, научно-педагогических работников (утвержденному Приказом МОН ДНР от 27.08.2015 № 437) в Донецкой Народной Республике установлен единый порядок и основные требования к организации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации,

профессиональной переподготовки и стажировки) специалистов с высшим профессиональным образованием [4].

По нашему мнению, правильно организованный процесс повышения квалификации педагогов поможет в решении проблемы формирования креативности педагога высшей школы.

С этой целью предлагаем в программы дополнительного профессионального образования ввести квалификацию по креативной педагогике и психологии, разработать рабочую программу по предмету, форму аттестации, оценочные материалы, иные компоненты. Также с целью формирования творческой зрелости специалиста, работающего в области креативной андрагогики целесообразно основать «Центр креативной педагогики и психологии» с открытием новой специализации либо дополнительной профессиональной программы «Креативная педагогика и психология», где по специальности «Педагог высшей школы» осуществлять переподготовку педагогов-новаторов, психологов, педагогов-организаторов, других специалистов по специализации «Креативная педагогика и психология».

Для совершенствования профессиональной переподготовки в предлагаемом Центре необходимо разработать учебный план дополнительных профессиональных программ по курсам: «Психология креативности», «Психология и педагогика», «Основы педагогического мастерства педагога высшей школы», «Основы педагогического творчества», «Психология общения», «Конфликтология», «Мастерство публичного выступления», «Основы художественных искусств» и т.д.

В заключении необходимо отметить, что выявленные проблемы в формировании креативности педагога в системе высшего педагогического образования Донецкой Народной Республики и некоторые пути их решения, предложенные в статье, не являются исчерпывающими. Необходимо дальнейшее обсуждение и определение путей решения данной проблемы со стороны работников высшей школы и Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утв. Приказом МОН ДНР от 10.06.2016 № 608 [Электронный ресурс]. - режим доступа http://mondnr.ru/dokumenty/standarty-vpo/bakalavriat/send/14- bakalavriat/2129-gos-44-03-01-akademikheskiy-bakalavr (Дата обращения: 21.07.2017).

2. Давыдов А. В. Проблемы обновления профессиональной квалификации педагогов в условиях информатизации образования [Текст] / А.В. Давыдов // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы четвертой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) /под науч. ред. М. В. Новикова - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 384 с.

3. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В., Шивякова Е.В. Мотивационный потенциал курсов повышения квалификации в вузе [Текст] / О.А. Коряковцева, Т.В. Бугайчук, Е. В. Шивякова // Роль современного университета в технической и кадровой модернизации российской экономики: сборник трудов IX Международной научно-методической конференции. -Кострома: Костромской государственный технологический университет, 2015. - С. 191 -192.

4. Типовое временное положение об осуществлении дополнительного профессионального образования научных, научно-педагогических работников (утв. Приказом МОН ДНР от 27.08.2015 № 437)

Уманец Сергей Федорович

кандидат педагогических наук, докторант ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 371.39

О СУТИ ЭВОЛЮЦИОННО-ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE ESSENCE OF THE EVOLUTIONARY-ONTOLOGICAL CONCEPT OF PREPARING FUTURE TEACHERS TO PROGNOSTIC ACTIVITY

Суть эволюционно-онтологической концепции состоит в том, что она позволяет объединить вместе более тридцати пяти разрозненных между собой педагогических подходов.

Ключевые слова: эволюция, онтология, концепция, теория, прогностическая деятельность.

The essence of the evolutionary-ontological concept is that it allows you to bring together more than thirty-five different pedagogical approaches.

Key words: evolution, ontology, concept, theory, predictive activity.

Любой научно-педагогический поиск, если он претендует на статус фундаментального исследования, естественно, первоначально должен иметь

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.