Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании'

Теоретические аспекты развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА / КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА / ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / THE POTENTIAL OF GIFTED TEENS / CREATIVE EDUCATION / PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF CREATIVE EDUCATION / ACTIVITIES OF THE TEACHER IN DEVELOPING THE POTENTIAL OF GIFTED TEENAGER / THE EXPERIENCE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна, Михалева Екатерина Сергеевна

В современной системе образования возрастает спрос среди молодежи с высоким уровнем развития потенциала, следовательно, приоритетным направлением становится развитие потенциала одаренных обучающихся, а изучением их проблемных зон и перспектив развития является важнейшей задачей современного образования. Следовательно, появляется необходимость в создании новой образовательной парадигмы в современной системе образования, приоритетом которой является креативное образование, предоставляющее возможность для развития потенциала одаренных подростков, и ориентированность в новых задачах, поиске жизненной перспективы, рождении множества нестандартных идей. Важная роль в развитии потенциала одаренного подростка в креативном образовании отводится педагогу, а более успешно будет развит потенциал обучающегося креативным педагогом. Именно такой педагог в работе с одаренными подростками сможет увидеть нечто новое, нестандартное. Деятельность креативного педагога направлена на творческое решение профессиональных нестандартных задач, созидание качественно новых ценностей, формирование опыта генерирования идей. Ему свойственны такие личные качества, как коммуникабельность, принимать нестандартные решения, способность активно участвовать в разработке новых идей, правильно действовать в условиях неопределенности и повышенного риска. Продуктивное развитие потенциала одаренного подростка в креативном образовании возможно при реализации структурно-функциональной модели, базирующейся на персонифицированном подходе, принципах и функциях (обучающая, воспитательная, организационная, коммуникативная, диагностико-прогностическая, рефлексивная, адаптивно-средовая, креативно-развивающая), отражающее оптимальную совокупность педагогических условий: проектирование индивидуального маршрута, основанного на диагностике уровня развития потенциала одаренного подростка при партнерской позиции подростка и педагога; включение одаренного подростка в креативно-рефлексивное обучение; внедрение в процесс креативного образования социально-педагогических ситуаций отношений и общения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна, Михалева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the modern education system is increasing the demand for young people with a high level of development potential, therefore, the priority is the development of potential of gifted students, and a study of their problem areas and prospects of development is the most important task of modern education. Consequently, there is a need to create a new educational paradigm in modern education system with the priority of creative education, providing an opportunity for the development of potential of gifted adolescents, and orientation to the new tasks, finding a life perspective, the birth of many innovative ideas. An important role in the development of the potential of a gifted teenager in the creative education is given to the teacher, and more successfully developed the creative potential of the student teacher. That’s the teacher in working with gifted teenagers will be able to see something new, unusual. Activities creative teacher focused on the creative solution of professional of unusual tasks, creation of new values, the formation of the experience of generating ideas. He is characterized by such personal qualities as sociability, to make unconventional decisions, ability to participate actively in the development of new ideas, to act correctly in the face of uncertainty and high risk. Productive development potential of a gifted teenager in a creative education possible with the implementation of structural-functional models based on personalized approach, principles and functions (educational, educational, organizational, communicative, diagnostic, prognostic, reflective, adaptive environmental, creative and developmental), reflecting the optimal set of pedagogical conditions: planning an individual route, based on the diagnosis of the level of development of potential of gifted teenagers in partnership positions teen and teacher; the inclusion of a gifted teenager in the creative-reflective learning; the implementation of creative education socio-pedagogical situations, relations and communication.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании»

УДК 37.032

Рындак В.Г., Михалева Е.С.

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА В КРЕАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В современной системе образования возрастает спрос среди молодежи с высоким уровнем развития потенциала, следовательно, приоритетным направлением становится развитие потенциала одаренных обучающихся, а изучением их проблемных зон и перспектив развития является важнейшей задачей современного образования. Следовательно, появляется необходимость в создании новой образовательной парадигмы в современной системе образования, приоритетом которой является креативное образование, предоставляющее возможность для развития потенциала одаренных подростков, и ориентированность в новых задачах, поиске жизненной перспективы, рождении множества нестандартных идей. Важная роль в развитии потенциала одаренного подростка в креативном образовании отводится педагогу, а более успешно будет развит потенциал обучающегося креативным педагогом. Именно такой педагог в работе с одаренными подростками сможет увидеть нечто новое, нестандартное. Деятельность креативного педагога направлена на творческое решение профессиональных нестандартных задач, созидание качественно новых ценностей, формирование опыта генерирования идей. Ему свойственны такие личные качества, как коммуникабельность, принимать нестандартные решения, способность активно участвовать в разработке новых идей, правильно действовать в условиях неопределенности и повышенного риска. Продуктивное развитие потенциала одаренного подростка в креативном образовании возможно при реализации структурно-функциональной модели, базирующейся на персонифицированном подходе, принципах и функциях (обучающая, воспитательная, организационная, коммуникативная, диагностико-прогностическая, рефлексивная, адаптивно-средовая, креативно-развивающая), отражающее оптимальную совокупность педагогических условий: проектирование индивидуального маршрута, основанного на диагностике уровня развития потенциала одаренного подростка при партнерской позиции подростка и педагога; включение одаренного подростка в креативно-рефлексивное обучение; внедрение в процесс креативного образования социально-педагогических ситуаций отношений и общения.

Ключевые слова: потенциал одаренного подростка; креативное образование; педагогические возможности креативного образования, деятельность педагога в развитии потенциала одаренного подростка, опыт деятельности образовательных организаций.

Трансформация социально-экономической, политической и культурной сферы российского общества, переориентация задач и тенденций современной образовательной системы на формирование содержания образования, обусловлена выявлением, поддержкой, сопровождением и развитием одаренных подростков, которое способствует реализации их потребностей и интересов, повышению мотивации обучения. В первые десятилетия XXI века эти процессы приобрели глобальный характер, поэтому сегодня востребован обучающийся с высоким уровнем развития потенциала.

Данные позиции обусловили переход к новой образовательной парадигме, отражающей необходимость совершенствования потенциала обучающегося, при котором он будет готовым к решению новых образовательных задач с помощью нестандартных креативных приемов и способов. Приоритетным направлением при этом выступает креативное образование, создающее условия для выявления механизмов и путей развития потенциала одаренного подростка.

Подтверждение этому мы находим в международном журнале Nature, в котором определен инновационный путь в работе с одаренными подростками в России, где конкретизируется цель работы с одаренными обучающимися в образовательных организациях - создание необходимых условий и средств, направленных на выявление, поддержку и развитие потенциала одаренного подростка [14].

Исходными при определении педагогической сущности понятия «потенциал одаренного подростка» явились концептуальные основания исследуемого феномена в междисциплинарных научных исследованиях, трактующих изучаемую дефиницию как: совокупность интеллектуальных, творческих, лидерских способностей (Е.М. Азарко); одаренность, включающая мотивацию, интеллект, креативность (В.Ю. Шадрин) [1], [11]. Отметим, что единая точка зрения относительно сущности понятия «потенциал одаренного подростка» отсутствует.

Теоретический анализ и анализ опыта позволяет выделить следующую структуру по-

тенциала одаренного подростка: собственно-потенциальную составляющую (индивидуально выраженные возможности (умственные, творческие, социальные) и способности (интеллектуальные, дивергентные, коммуникативные и организаторские)); мотивационную составляющую (потребность как социально-психологическая установка на овладение оценочной деятельностью в контексте своих индивидуально выраженных способностей и возможностей); когнитивную составляющую (приобретенные знания, умения, способы деятельности, отношения и самовыражения в результате креативного образования и включения их в процесс социализации).

Отметим, что одаренный подросток как особая социальная группа является сензитив-ным для развития потенциала, а именно: становление самосознания, активное формирование системы ценностей как осознаваемых смыслов жизни; потребность в активности, поиске близкого друга; поиск своего места в реалиях социальной действительности; формирование «чувства взрослости» (Л.С. Выготский) в контексте становления собственной точки зрения по социально-значимым проблемам современности [3]. В подростковом возрасте наиболее сложно переживаются проблемы одаренности (В.И. Краснова), прежде всего, в социально-психологических проблемах общения и выстраивания доверительных отношений [5].

Исследуя данную проблему, мы учитывали возможности проявления влияния креативного образования на развитие потенциала одаренных подростков. «Креативное образование», согласно исследованиям Е.В. Бугаковой, М.М. Зинов-киной, В.Г. Рындак - это процесс творческого и социального взаимодействия педагога и одаренного подростка, в ходе которого его интересы и ценность являются доминирующей компонентой организации и смысла развития потенциала [2], [4], [9].

В исследовании определено, что дефиниция «возможности» трактуется как внутренние ресурсы, силы, способности; природные способности, задатки человека (В.В. Лопатин); средства, условия и обстоятельства, которые необходимы для осуществления чего-нибудь, а иметь возможность - значит владеть, пользоваться необходимыми условиями, средствами

(В.А. Митрахович) [7], [6]. Мы рассматриваем понятие «возможности» как средства осуществления деятельности. Именно креативное образование является средством развития потенциала, направленного на творческое и социальное взаимодействие педагога и одаренного подростка.

К педагогическим возможностям креативного образования в развитии потенциала одаренного подростка мы относим следующие: метаиндивидуализированность (сотворчество, сотрудничество, самообразование), самоорганизация (саморегуляция, самопрезентация, самореализация), вариативность (креативные технологии, конкурсы, проектная деятельность), обогащающие личностные (личностные качества) и внешние (совместная деятельность) ресурсы. Таким образом, креативное образование позволит обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса, исходя из их индивидуальных особенностей и требований государственного образовательного стандарта.

В целом, на основе обзора исследований по данной проблеме, мы сконструировали структурно-функциональную модель развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании, которая базируется на персонифицированном подходе, принципах (психологической комфортности, творческой активности, коллективности, самостоятельности, уважения к личности одаренного подростка, потенциальности, доступности, диалогизации, позитивности), функциях (обучающей, воспитательной, организационной, коммуникативной, диагностико-прогностической, рефлексивной, адаптивно-средовой, креативно-развивающей), отражает совокупность взаимосвязанных блоков (методологического, содержательного, деятельностно-оценочного) и связей между структурными и функциональными характеристиками исследуемого процесса, способствующих достижению потенциала одаренного подростка.

Процесс развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании разворачивается в соответствии с образовательными стратегиями: проблематизации (с одной стороны, не требует внешней стимуляции подростка, с другой - обеспечивает яркое проявление

Рындак В.Г., Михалева Е.С._

его возможностей и способностей), индивидуализации (обеспечивается продуктивность взаимоотношений подростка с социумом), обогащении (направлено на расширение знаний о своем потенциале, формирование умений и навыков, развивающих способностей, познавательных и эмоциональных процессов) (по В.И. Слиньковой). Мы не ставили задачи в экспериментальной работе - раскрытие отечественного, зарубежного опыта выявления и развития потенциала одаренных подростков, но проведенный анализ изученного материал позволил обогатить структурно-функциональную модель изучаемого феномена и использовать наиболее значимый для нашего исследования опыт деятельности образовательных организаций. Так, отечественный опыт - реализуют образовательную, социально-педагогическую, научно- и учебно-исследовательскую деятельность, подготовку для участия в олимпиадах, конкурсах и используют теоретические и практические активные методы обучения в работе с одаренными подростками. Выявление и развитие потенциала одаренного подростка за рубежом реализует: поиск талантливой молодежи в соответствии с их опытом; программы профессионального развития для педагогов, курсов повышения квалификации и семинаров; поиск одаренного подростка с помощью летних программ, онлайн-программ, курсов и ресурсов; обучение и развитие одаренного подростка с помощью углубленного изучения онлайн-программирования, учебных программ и ресурсов [12, 16, 17].

Содержательный блок демонстрирует креативное взаимодействие педагога и одаренного подростка, в основе которого лежит система целей и мотивов обучающихся, обусловливающая цели и мотивы преподавателя с помощью креативных методов, конкурсов, проектной деятельности; средств (диалог, ассоциации, логические задачи и головоломки). Предложенная модель отражает основные групповые формы взаимодействия (сотрудничество, самообразование, сотворчество), выраженные в приобретении подростком личностных новообразований («Я-актуальное», «Я-потенциальное», «Я-перспектива») в ходе индивидуального образовательного маршрута соответственно его личностным потребностям, способностям, воз-

Теоретические аспекты развития потенциала...

можностям и интересам. В результате реализации авторской модели обеспечивается развитие потенциала одаренного подростка. Структурно-функциональная модель развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании свидетельствует о том, что не только процесс креативного образования, но и потенциал одаренного подростка находится в состоянии взаимного изменения.

Следовательно, возрастает необходимость в профессиональной подготовке педагогов в системе креативного образования по развитию потенциала одаренного подростка. Педагог в ходе развития потенциала одаренного подростка обращается к «готовым знаниям» как продукту исследовательской или преобразовательной деятельности; находит оптимальные способы решения социальных проблем и альтернативных доказательств. В деятельности одаренного подростка наблюдается освоение методологии; опыт творческой деятельности, проявляющийся в самостоятельном и творческом применении когнитивного и практического опыта в новой ситуации; развитии инициативы, самостоятельности, ответственности; навыках рефлексии, оценивании результатов своего творчества; готовности к творческому преобразованию действительности.

В современной системе образования поднимается вопрос о возможностях педагога в развитии потенциала одаренного подростка. В этом случае педагоги не передают знания в готовом виде, а помогают одаренным подросткам развиваться и учиться, создавая проблемные ситуации, где они сами формируют понятие об интересующем их явлении. На основе результатов исследования Е.Л. Мельниковой нами разработана модифицированная модель подготовки педагога к развитию потенциала одаренного подростка в креативном образовании (рис. 1).

В данной модели определены: цель, задачи, педагогические ориентиры, специфика профессиональной подготовки педагога к работе с одаренными подростками, которая заключается в обучении технологиям, обеспечивающим развитие творчества одаренного подростка.

Зарубежные исследователи, считают, что выявление и развитие одаренных обучающихся может представлять проблему для педагогов и специалистов в области образования, пред-

ставляя одаренного подростка как трудолюбивого ученика, который старательно завершает свою учебную работу, но на самом деле это не всегда так. Среди одаренных обучающихся есть те, которые не успевают в учебной программе из-за собственной скуки и отсутствия интереса. Итак, следует отметить следующие предложения в работе с одаренными подростками: интересоваться об интеллектуальных характеристик и социально-эмоциональных проблемах одаренного подростка, стараться понять, как их максимализм, чувствительность, может быть полезен или вреден для них; узнавать самочув-

ствие подростка, особенно, когда он становится напряженным из-за перегруженности в учебе.

Результаты зарубежных исследований (D. Sisk, W. Bishop) позволяют отметить, что педагогам в работе с одаренными подростками необходимо руководствоваться знаниями природы одаренности, пониманием их потребностей; умением применять тесты в работе с одаренными подростками и интерпретировать их данные, разрабатывать уроки по развитию творческого мышления, применять технику конструирования, моделирования, устанавливать связь познавательных процессов, давать мастер-классы

ЦЕЛЬmin: поддержать творческую активность одаренного подростка

Задачи

Тип общения Личное принятие педагогом проявлений творческой активности одаренного подростка

Тип деятельности (преимущественно внеклассной) Коррекция не принимающих реакций родителей и сверстников одаренного подростка, коллег-педагогов

Создание необходимых материально-информационных условии

Коррекция негативных общих факторов развития

Специфика -

Необходимость -

Психолого-педагогические ориентиры —

обучение технологиям:

• технологии общения как принятия проявлений творческой активности обучающихся;

• технология проблемно-диалогического обучения;

• внеклассная деятельность

О

Несоответствие реального обучающей и внеклассной деятельности технологиям поддержания и развития творческой активности школьников

О

О

Критерий подготовки —

применение на практике

формирования направленности педагога на технологии поддержания и развития творческой активности:

• превращение научных представлений

о творческой активности обучающихся в личностную ценность педагога в условиях проблемно-диалогического обучения;

• оценивание педагогом технологий поддержания и развития творческой активности школьников в условиях их применения специалистом, осуществляющим подготовку

диалог

ЦЕЛЬmax: поддержать творческую активность одаренного подростка

Рисунок 1. Модель подготовки педагога к развитию потенциала одаренного подростка (по Е. Л. Мельниковой) 142 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2017 № 10 (210)

Рындак В.Г., Михалева Е.С._

и проводить самостоятельные исследования по проблеме одаренности [15, 13].

Следовательно, деятельность педагога в развитии потенциала одаренного подростка интегрирует: знания понятий «одаренность», «одаренный подросток», способы их выявления, в чем состоят особенности, методы, средства обучения и развития потенциала; формирование отношения к одаренному подростку как к субъекту совместно-конструируемого взаимодействия, посредством которого происходит развитие потенциала.

В заключении отметим: актуальность исследования обусловлена социальным заказом общества и требованиями, предъявляемыми к образовательным организациям, в которых сделан акцент на выявлении, поддержке и раз-

Теоретические аспекты развития потенциала...

витии одаренных обучающихся; установлено, что потенциал одаренного подростка - инте-гративная характеристика личности, включающая мотивационный, когнитивный, деятель-ностный, креативный критерии и отражающая совокупность познавательных возможностей, способностей и повышенной избирательной увлеченности определенной деятельностью; педагогическими возможностями креативного образования в развитии потенциала одаренного подростка являются метаиндивидуализиро-ванность, самоорганизация и вариативность; структурно-функциональная модель развития потенциала одаренного подростка в креативном образовании в совокупности взаимосвязанных структурных блоков способствует достижению проектируемого результата.

24.08.2017

Список литературы:

1. Азарко, Е. М. Психофизиологические и психологические характеристики потенциально одаренных подростков с различными смыслообразовательными стратегиями : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. М. Азарко. - Ростов-на-Дону, 2003. - 22 с.

2. Бугакова, Е. В. Творческое саморазвитие старшеклассника в креативном образовании: монография / Е. В. Бугакова. - Оренбург: Экспресс-Печать, 2013. - 220 с.

3. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо - Пресс, 2012. - 994 с.

4. Зиновкина, М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века: монография / М. М. Зиновкина. - М.: МГИУ 2007. - 306 с.

5. Краснова, В. И. Самореализация одаренного подростка во внеучебной деятельности сельской школы : автореф. дис. ... кан. пед. наук / В.И. Краснова. - Оренбург, 2013. - 27 с.С.В. Лезина

6. Митрахович, В. А. Потенциал как педагогическая категория / В. А. Митрахович // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. -2008. - №9 (33). 1. - С. 16-20.

7. Русский орфографический словарь: более 35000 слов, около 70000 устойчивых словосочетаний / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - М.: Эксмо, 2007. - 923 с.

8. Мельникова, Е. Л. Психологическая модель подготовки учителя в работе с одаренными школьниками : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Л. Мельникова. - М., 1998. - 23 с.

9. Рындак, В. Г. Педагогика креативности: монография / В. Г. Рындак. - М.: Университетская книга, 2012. - 284 с.

10. Слинькова, В. И. Образовательные стратегии поддержки детской одаренности / В. И. Слинькова // Одаренный ребенок. -2013. - № 1. - С. 28 -44.

11. Шадрин, В. Ю. Развитие математической одаренности подростка в процессе дополнительного образования : автореф. дис. ... кан. пед. наук / В.Ю. Шадрин. - Оренбург, 2015. - 26с.

12. Benbow, С.Р. When lightning strikes twice: profoundly gifted, profoundly accomplished / С.Р. Benbow, H.J. Kell, D. Lubinski, M.C. Makel, M. Putallaz // Psychological Science. - 2016. - Vol. 27 (7). - Р. 1004-1018

13. Bishop, W. E. Successful teachers of the gifted in J. S. Renzulli, E.P. Stoddard / W. E. Bishop // Under One Cover: Gifted and Talented Education in Perspective. - Reston: Proquest Academic. - 1980. - P. 152-160.

14. Schiermeier, Q. Russia: Positive policy, poor productivity / Schiermeier, Q. // Nature. - L.: Nature Publishing Group. - 2016. -Vol537. - 22 september. - 152-155 p.

15. Sisk, D. Teaching Gifted and Talented Students for Today and Tomorrow / D. Sisk // Tempo. - Austin: Cambridge University Press. -2004. - Vol. XXIV. - Р. 1.

16. Stanley, J. C. Helping students learn only what they don't already know / J. C. Stanley // Psychology, Public Policy and Law. - New York: American Psychological Association, 2000. - №6. - Р. 216-222.

17. Vanderbilt University [Электронный ресурс] [официальный сайт]. Эктрон. дан. [Нашвилль, Б.Г.]. - Режим доступа: https:// my.vanderbilt.edu/smpy/. - Загл. с экрана.

Сведения об авторах:

Рындак Валентина Григорьевна, заведующий кафедрой педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]

Михалева Екатерина Сергеевна, аспирант кафедры педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета, Россия E-mail: [email protected] 460014, г.Оренбург, ул.Советская, 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.