УДК 316.423.2
Зверева Т.В.
РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРАКТИКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МЧС РОССИИ
Статья посвящена анализу особенностей развития элементов концептуальной модели корпоративной культуры в организациях МЧС Российской Федерации, позитивно влияющей на совершенствование служебно-профессиональной деятельности сотрудников МЧС России.
Ключевые слова: корпоративная, культура организаций МЧС России, корпоративная, философия, корпоративный дух, миссия организации, имидж сотрудника МЧС России, информирование и оповещение, перечень церемоний и ритуалов.
Zvereva Т. V.
DEVELOPMENT OF CORPORATE CULTURE IN THE PRACTICE OF THE FUNCTIONING OF EMERCOM OF RUSSIA ORGANIZATIONS
This article analyzes the characteristics of the elements of the conceptual model of corporate culture in the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation, organizations, positively affecting the improvement of service and professional work of the Russian Emergencies Ministry employees.
Keywords: corporate culture organizations of EMERCOM of Russia, corporate philosophy, corporate spirit, the mission of the organization, the image of the employee of EMERCOM of Russia, information and notification, the list of ceremonies and rituals.
Анализ ситуаций последних лет показывает, что риски крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера постоянно возрастают. Об этом свидетельствуют аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, шахте Гаспадская, природные и техногенные пожары на всей территории Госсии. Напряженной остается и военно-политическая обстановка, что подтверждают события на Украине, в Сирии, Ливии, Ираке, Турции и др. Кроме того, возрастает количество людей, которые хотят посетить горы самостоятельно. По данным Швер-царского Альпийского клуба (Клуб Club Alpin Suisse) с января по сентябрь 2015 года в горах Шверцайских Альп погибло 150 человек [10]. Деятельность по спасению людей является важнейшей и наиболее ответственной и социально ориентированной частью государственной работы. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях — важная государственная задача, решение которой возложено на организации Министерства Госсийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий-
ных бедствий (МЧС Госсии).
«Корпоративная культура выступает как система характерных образов мыслей, представлений, знаний и ценностей ... организации социальной жизни людей, ... она выступает способом духовно-практического освоения действительности на ценностно-нормативной основе» [11].
Газвитие корпоративной культуры организаций МЧС Госсии осуществляется в направлении формирования ее основных элементов. Модель корпоративной культуры организаций общеизвестна, в организациях МЧС Госсии она может иметь следующий вид (рисунок 1).
Корпоративная философия — комплекс принимаемых организацией и разделяемых ее сотрудниками концептуальных и смысловых принципов, доминирующих ценностей, понятий и убеждений, методологические принципы, лежащие в основе политики фирмы. Корпоративная философия задает глобальное направление и ценностные рамки для реальной деятельности организации. В данном случае ядром корпоративной культуры является идея важности служения народу и государству.
Рисунок 1 Концептуальная модель корпоративной культуры организаций МЧС России
Корпоративную философия организации МЧС России формирует культура участия, которая включает в себя всю совокупность норм, ценностей и принципов, которыми руководствуются военнослужащие, служащие и сотрудники организаций. Корпоративная философия организаций МЧС России связывает миссию и видение. В отличие от миссии корпоративная философия это подробное изложение морально-этических и деловых норм, личностных принципов, которые разделяются сотрудниками организации. Взаимодействие, основанное на командно-административном управлении, несет в себе множество противоречий как со стороны объекта управления, так и со стороны субъекта. Цели, интересы, задачи и ожидания авторов данного процесса по отношению друг к другу могут быть прямо противоположными, взаимоисключающими, более того, каждая из сторон может считать себя абсолютно правой, причем с разных точек зрения. С точки зрения морали, с точки зрения законодательства, с точки зрения справедливости и т.д. Возможностей в процессе взаимодействия пойти по пути противоречий оказывается много. Наиболее рациональным вариантом выхода из данной ситуации является развитие корпоративной культуры в организациях МЧС России.
Корпоративный дух это некие «духовные узы», скрепляющие в одно целое активную ор-
ганизационную жизнь, придающие ей определенную форму и формирующие корпорацию. Это совокупность духовных свойств и функций, сопровождающих функциональную деятельность: основные идеи, приоритетные ценности, мотивы, ожидания, которыми управляется поведение сотрудников и обуславливается сотрудничество в коллективной работе. Корпоративный дух объединяет сотрудников всех уровней системы МЧС России вокруг миссии обеспечения безопасности российских граждан. Корпоративный дух, являясь духовным ориентиром, становится основным управленческим инструментом, создавая единую систему ценностей, мотивации и правил поведения, объединяющих сотрудников для реализации общей цели, это осуществление помощи людям, с которыми произошла беда, а также сохранение их жизни и здоровья. Корпоративный дух формирует корпоративную концепцию. Корпоративная концепция объединяет внутреннюю культуру, цели управления и внешнее позиционирование для конструирования единого видения целей организации. Корпоративный дух это душа и вера, связывающие сотрудников МЧС вокруг возложенной на них миссии.
Описание миссии организаций МЧС России изложено в докладе «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обо-
роны, чрезвычайным ситуациям и .ликвидации последствий стихийных бедствий на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», суть заявленной миссии состоит в следующем: «Подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» [1|.
Уникальность миссии состоит в том, что она подлежит декларированию, ее можно определять как краткое целеполагание, следовательно, миссия определяет цели организации.
Для публичной декларации миссии организаций МЧС России необходимо организовать работу в следующих стратегических направлениях.
1. Развитие коммуникаций с целевыми группам«. Внутри этого направления следует обо-
значить решение следующих задач:
во-первых, определение целевых групп и проведение политики информирования: учет особенностей восприятия информации различными группами населения и подача информации, востребованной конкретной целевой группой, аудиторией;
во-вторых, информационные кампании, которые, используя все каналы коммуникаций, позиционируют деятельность организаций МЧС как организации, работающей для реализации программ обеспечения безопасности российских граждан. Например, МЧС России использует множество каналов для информирования населения, в том числе и социальную рекламу (рисунок 2). Информационная деятельность в этом случае направлена на формирование чувства личной ответственности в обществе за обеспечения предупреждения и ликвидации ЧС.
Рисунок 2 Социальная реклама МЧС России, распространяемая в социальных сетях
Важным направлением развития информирования является принятие Концепции информационной политики МЧС России до 2020 года и Концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций [2|.
Кроме того, в системе МЧС разработана Концепция построения и развития аппаратно-
программного комплекса технических средств «Безопасный город» на период 2016 2020 гг. Данная концепция объединяет и координирует деятельность сил и служб, ответственных за решение задач обеспечения безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, пре-
дупреждение и .ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений [3].
В-третьих, широкое использование печатных информационных материалов МЧС России (рисунок 3).
КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ
Гроза — самое опасное для человека природное явление..{(о количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнение приводит к большим людским потерям
НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ в НЕБОЛЬШИЕ СТРОЕНИЯХ [НАвЕСДК;, ИЛИ ПОД ДЕРЕВОМ
не лОЖНТЕСЬ НА землю, СЯДЬТЕ НА КОРТОЧКИ
НЕ £ВОНИ ¥ Е
го Телефону
В ПОМЕЩЕНИЕ НЕ ШЯПЕСЬ НЕТАЛЛиЧЕСКиХ ÜCTAHOGllTE МАШИНУ, НЕ ПОДХОДИТЕ к ОКНАМ, СООРУЖЕНИЙ, ПЮ&ОЛ0ЧНЫХ ЗДКВОЙТЕ ВСЕ ОКНА ЭЛЕКРОПРИБОРАМ. МЕТАЛ- ЗАБОРОВ ИЛИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ И НЕ КАСАЙТЕСЬ ЛИЧ ЕС КОЙ САН т Е К НИКЕ П POBO Л К И ДЛЯ СУШКИ БЕЛЬЯ МЕТА ЛЛИЧ ЕСКИЯ ДЕТА Л Е Й
i | Если вас гроза застала в лесу или на природе, укройтесь среди невысоких i деревьев, & яме или траншее, чтобы меньше соприкасаться с землей, подложит« полиэтилен, ветки, камни или одежду.
Рисунок 3 Плакат о поведении во время грозы
Следует отметить, что существующие каналы коммуникации в исследуемом ведомстве используются не только для осуществления информирования населения, но и для реализации отдельной важной стратегической задачи оповещения населения в случае возникновения ЧС. Существующая в системе МЧС России Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массовохх) пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой мощную организационно-техни ческую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио- и видеоинформации. Данная система была создана с целью подх'отовки и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, организации евоевре-меннохх) оповещения и оперативно!^ информирования 1'раждан о ЧС и угрозе террористических акций, проведения мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах маееово-
!'о пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий
М-
В качестве эффективно!^ канала коммуникации следует отметить такие ведомственные СМИ, как журнал «Противопожарный спасательный сервис» [19], который является изданием, освещающим деятельность МЧС по противопожарным и аварийно-спасательным работам. Информационный кластер журнала объединяет как пожарных и спасателей, которые осуществляют практическую деятельность по спасению людей, так и руководителей, осуществляющих стратегическое руководство предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Реализация неотложных и внеплановых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайное гуманитарное реагирование. Миссия организаций МЧС «исклю-
чительно гуманитарная. Заключается она в оказании номощи .людям вне зависимости от национальности, вероисповедания, политических убеждений и взглядов. В конечном итоге, о какой бы стороне деятельности министерства мы ни говорили, главный объект заботы конкретный человек» [18].
3. Развитие культуры сервисного взаимодействия с внешней средой, постоянное повышение квалификации и коммуникационных компетенций сотрудников организаций МЧС России, создание мотивирующих условий работы.
4. Экстерриториальность обслуживания граждан. Экстерриториальность свобода гражданина в получении необходимой
номощи, а также доступ к информации в любой точке места нахождения обеспечивается на официальном сайте МЧС России. Исходя из принципа клиентоориен-тированности, сайт организован для удобства как юридических, так и для физических лиц [12].
5. Дальнейшее развитие дистанционного информирования граждан. Необходимо задействовать такие инструменты, как использование простых клиентоориентиро-ванных форм информирования граждан, развитие культуры безопасности. Например, в 2016 году в Интернете была организована креативная серия акций но информированию населения на постерах изображены с детства знакомые сюжеты «Love Is...» (рисунок 4).
Рисунок 4 Сюжеты о безопасности, «вирусно» распространяемые в Интеренете
Положительным моментом в этом направлении развития корпоративной этики стало принятие Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих организаций МЧС России [7], который представляет собой систему моральных норм, обязательств и требований добросовестного поведения служащих в организациях МЧС России.
Начало ритуальной составляющей корпоративной культуры организаций МЧС России было положено еще в конце XV века, при Иване III, когда возникла пожарная служба, начиная с момента создания пожарной служ-
бы и во все времена, пожарные были героями. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь людям. Приверженность традициям является отличительной чертой ведомства и в наши дни.
Решением коллегии МЧС России одобрен перечень церемоний и ритуалов, связанных с соблюдением традиций, сложившихся в системе МЧС России [6].
Основные из которых: приведение к присяге, посвящение молодых сотрудников в профессию, принятие молодого офицера в коллектив,
Зверева T.B.
наставничество, сохранение памяти о сотрудниках МЧС России, погибших при исполнении служебного долга, династии и т.д.
Еще одним элементом корпоративной культуры является проведение работы по формированию позитивного имиджа организаций МЧС России, повышение престижа данной структуры в глазах общественности и массовой аудитории. Известно, что внешние условия существования организации не менее важны для нее, чем внутренние компоненты и ресурсы [17].
Устойчивый положительный имидж формируется на основании корпоративной философии, реализованной в декларации миссии организации, опирающейся на социальные технологии, обеспечивающие реализацию социальных ожиданий внешней среды. Эффективным средством формирования имиджа являются средства массовой информации. «Благоприятные черты имиджа МЧС России носят «стратегический», принципиальный характер, отражая содержательное наполнение общественного восприятия образа министерства» [9]. Подводя итоги работы МЧС России за прошедшие 25 лет, В.А. Пучков отметил: «Очень важно, что мы сумели дать уверенность нашим гражданам в том, что, окажись они в беде, к ним придут спасатели и помогут [14].»
Результаты исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2011 году, показали, что уровень внимания СМИ к деятельности МЧС стабильно растет; показатель доверия россиян к министерству составляет 85%, каждый третий участник опроса выразил готовность работать в ведомстве, а добровольно помогать МЧС готово почти 40% российских граждан [7]. Но после 2011 года подобного рода исследований не проводилось, между тем в последнее время в СМИ все чаще звучат сообщения о чрезвычайных ситуациях, приводящих к гибели людей, в частности, пожар на складе ЗАО «Виктория» в г. Москве, в результате которого погибли восемь пожарных, боровших-
ся с огнем [16]. Крушения вертолета МЧС Ми-8 близ населенного пункта Октябрьский Люберецкого района Московской области, в результате которого погибли три члена экипажа [8]. Информация, транслируемая СМИ сквозь призму гибели людей, сопряжена с восприятием российскими гражданами деятельности ведомства с повышенной эмоциональностью, что может способствовать необъективной реакции со стороны социума, когда даже незначительный промах одного из сотрудников ведомства может вызвать негативную реакцию средств массовой информации и населения по отношению к службе в целом. Поэтому работа по формированию имиджа должна содержать систематические действия по формированию позитивного общественного мнения о деятельности министерства, транслировать информацию, направленную на повышение престижа деятельности сотрудников МЧС России. Важным направлением рекламной кампании является размещение рекламы профессиональной деятельности сотрудников МЧС, популяризация примеров героизма сотрудников МЧС России. Периодический социологический мониторинг общественного мнения о деятельности МЧС, его руководителей и сотрудников как механизм обратной связи позволит судить об эффективности реализуемых мероприятий.
Исследование степени развитости корпоративной культуры организаций МЧС России позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне развития всех элементов концептуальной модели корпоративной культуры организаций МЧС России, но вместе с тем следует обратить внимание, что такое направление, как формирование положительного имиджа, требует постоянной работы, организованного взаимодействия со СМИ, регулярного информирования журналистов, чтобы в погоне за сенсацией последние не исказили героическую деятельность сотрудников МЧС России.
Литература
1. О результатах и основных направлениях деятельности МЧС России на 2014 год и плановый период 2015-2016г.г.: доклад [Электронный ресурс] URL. http://www.mchs.gov. ru/activities/results/2013_god/Doklad_
o_rezultatah_i_osnovnih_napravlen (дата обращения 30.09.2016).
2. Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населе-
ния при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. 18 июля 2013г. [Электронный ресурс] URL. http://www.mchs. gov.ru/document/3591452. (дата обращения 30.09.2016).
3. Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р) [Электронный ресурс] URL. http://government.ru/media/ files/0apBppc8jyA.pdf. (дата обращения 30.09.2016).
4. Временный регламент организации функционирования и развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН) в местах массового пребывания людей. . [Электронный ресурс] URL. http://ic-oksion.ru/ news/06_08_2013/vremenniy.pdf. (дата обращения 30.09.2016).
5. Приказ МЧС РФ от 7 июля 2011 г. N 354 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [Электронный ресурс] URL. http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55071973/(flaTa обращения 30.09.2016).
6. Решение коллегии МЧС России от 6 февраля 2013г. № 1 /VIII «О одобрении Перечня церемоний и ритуалов, связанных с соблюдением традиций, сложившихся в системе МЧС России» [Электронный ресурс] URL. goo.gl/ НиОХ4Б.(дата обращения 30.09.2016).
7. МЧС представило общественности отчет [Электронный ресурс] URL. http:// www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/ 230536. (дата обращения 30.09.2016).
8. МЧС подтвердило гибель трех человек при крушении вертолета в Подмосковье. // Новая газета. 2016. 21 сентября.
9. Баркова И.Л,. Веремчук В.И. Имидж МЧС России: научные подходы и исследовательская практика. / / Научные и образователь-ныв проблемы гражданской защиты. 2012. №2. С. 62-67.
10. Зверев А.П., Морозов Е.М., Озроков И.А. Предложение по совершенствованию системы
информирования и оповещения на туристических кластерах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. Nü7. С. 58-60.
11. Зверева Т.В. Корпоративное взаимодействие российских граждан в налоговой сфере: концептуальная модель и средства ее реализации как инновационного способа управления налоговыми отношениями: монография. Ростов-н/Д.: Ростиздат, 2012 — 324 с.
12. Микрюков В.О. Интерактивные коммуникации как технология информирования общественности. [Электронный ресурс] / / Электронный научный журнал «ГосРег» [Сайт]. Химки: АГЗ МЧС России, 2015. № 3. URL: http://www.gosreg.amchs.ru/ pdffiles/13number/articlesl3/Mikryukov_ 13.pdf (дата обращения: 01.10.2016.).
13. Опыт МЧС: как спасатели и пожарные используют соцсети goo.gl/jvJbWL(flaTa обращения: 01.10.2016.).
14. Пучков В.А. Итог работы МЧС России за 25 лет — это миллионы спасенных жизней [Электронный ресурс] URL. goo. gl/bhvxBd. (дата обращения 30.09.2016).
15. Сорокин В.И. Об основах формирования корпоративной культуры в системе МЧС России. [Электронный ресурс] URL. goo.gl/rteBCl. (дата обращения 25.08.2016)
16. Сослуживец погибших в Москве пожарных заявил о гибели спасателей из-за «преступного приказа» [Электронный ресурс] URL. http://vz.ru/news/2016/9/28/835033.html, (дата обращения 27.09.2016).
17. Фролов С.С. Связи с общественностью в работе фирмы: стратегии, коммуникации, имидж, брендинг. М., 2011. С. 69.
18. Шойгу С.К. Миссия МЧС России. [Электронный ресурс] URL. http://izmaylowo.mos. ru/presscenter/news/detail/2043208.html. (дата обращения 30.09.2016).
19. Государственные услуги МЧС России [Электронный ресурс] URL. http://www.mchs.gov. ru/activities/Licenzirovanie/gosuslugi. (дата обращения 30.09.2016).
20. Противопожарный спасательный сервис. [Электронный ресурс] URL. http ¡//service. mchsmedia.ru. (дата обращения 30.09.2016).
Рецензент: доктор социологических наук, профессор Веремчук В.И.