і W ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Д А ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
УДК 614.8.084
Обеспечение безопасности в период проведения XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани
С. В. Сергеев
Рассматриваются различные вопросы обеспечения комплексной безопасности во время проведения крупных международных мероприятий. Подробно описана работа по обеспечению безопасности во время подготовки и проведения летней универсиады в г. Казани, в том числе работа сотрудников МЧС, опыт межведомственного взаимодействия и привлечения к работе волонтеров.
Ключевые слова: МЧС России, межведомственное взаимодействие, предотвращение чрезвычайных ситуаций, помощь, универсиада, туристы, волонтеры, учения.
Введение. В прошедшей 6—17 июля 2013 года Всемирной летней универсиаде приняли участие более 10 000 спортсменов из 162 стран мира, более 4 000 представителей стран-участниц, 1 500 представителей средств массовой информации, 30 000 волонтеров и около 300 000 туристов и болельщиков. Мероприятия универсиады посетили более
1 млн человек. Для проведения универсиады было задействовано 50 спортивных сооружений, в том числе стадион «Казань-Арена» — место проведения церемоний открытия и закрытия — и жилой комплекс «Студенческая деревня» на 13 500 мест.
Ответственность за безопасность гостей и участников универсиады было возложена в том числе и на сотрудников МЧС России.
1. Регламентирующие документы. В основу выполнения задачи по обеспечению безопасности в период подготовки и проведения универсиады был заложен «План мероприятий МЧС России по обеспечению пожарной безопасности, вопросам
Сергеев Сергей Валентинович,
зам. начальника, Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, полковник внутренней службы, Республика Татарстан, г. Казань, e-mail: [email protected]
© Сергеев С. В., 2013
гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также разработанный на его основе план мероприятий Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан. Для реализации планов между федеральными органами исполнительной власти Татарстана было заключено восьмистороннее соглашение о взаимодействии по обеспечению безопасности и создано 15 рабочих групп по направлениям деятельности. В четыре из них вошли представители ГУ МЧС России по Республике Татарстан:
1) рабочая группа по подготовки Деревни универсиады;
2) по подготовке системы управления спортивной программой;
3) по обеспечению размещения клиентских
групп;
4) по обеспечению комплексной безопасности в период проведения универсиады.
Территориальным органом МЧС России было инициировано принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан постановления № 361 от
14.05.2010 «Об обеспечении безопасности объектов XXVII Всемирной летней универсиады в период их строительства, реконструкции и эксплуатации», которое позволило в полной мере осуществить функции по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности, не отступая от действующего за-
4б
конодательства. Так, в рамках реализации этого постановления к началу проведения универсиады собственниками объектов были разработаны и представлены на утверждение паспорта безопасности на 52 объекта универсиады, отдельным разделом в паспорта включена информация о соответствии объектов требованиям пожарной безопасности.
В целом наиболее значимые аспекты обеспечения безопасности универсиады были отражены в «Комплексном плане по обеспечению безопасности», утвержденном распоряжением Правительства РФ № 469 от 16.04.2012 г. (рис. 1—2).
УКАЗ
Президента Российской Федерации «О подготовке к проведению Универсиады 2013 г. в г. Казани» от 23.12.2008 г. № 1810
План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани», утвержденный заместителем Министра МЧС России генерал-полковником внутренней службы А.П. Чуприяном от 5 февраля 2010 г.
Комплексный план по обеспечению безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. № 469
План мероприятий Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан по обеспечению пожарной безопасности, вопросам гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани»,
утвержденный приказом начальником Главного управления МЧС России по Республике Татарстан от ______от 03 марта 2010 г. № 133 / 102
Рис. 1. Регламентирующие документы федерального уровня
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об обеспечении безопасности объектов Универсиады в период их строительства, реконструкции и эксплуатации» от 14.05,2010 г. № 361
Восьмистороннее Соглашение №МУВ/С-5/11//4498//2бб0/Т//25сог.//МС-1/2069//5852//5799// от 23 мая 2011 года о взаимодействии между органами федеральной исполнительной власти в период подготовки и проведения Универсиады (МВД по РТ, УФСБ России по РТ, ГУ МЧС России по РТ, УФСКН по РТ, УФМС России по РТ, УФСИН России по РТ, Татарстанская таможня, Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу)
Рис. 2. Регламентирующие документы республиканского уровня
Межведомственный план
ь мероприятии по подготовке и
проведению Универсиады,
утвержденный Распоряжением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 28.05.2012 г. № 871-р
2. Материально-техническое обеспечение. Особое внимание в процессе подготовки уделялось разработке и реализации плана материально-технического обеспечения сил, задействованных в обеспечении безопасности в период универсиады.
Так, было построено пожарное депо в г. Казани в районе Деревни универсиады на 4 выезда, введено в эксплуатацию здание ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Татарстан» (рис. 3—4).
Рис. 3. Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС Россиии по Республике Татарстан
На сумму более 614 млн рублей из федерального бюджета приобретены:
- 27 пожарных автоцистерн нового поколения с улучшенными тактико-техническими характеристиками,
- 3 автолестницы,
- 1 штабной автомобиль,
- 1 автомобиль газодымозащитной службы,
- 1 автомобиль дымоудаления,
- 3 мобильных комплекса радиационнохимического мониторинга окружающей среды,
- 13 служебных легковых автомобилей,
- 137 дыхательных аппаратов,
- 3 компрессора высокого давления,
- пожарный катер КС-110,
- многофункциональный пожарно-спасательный катер «Лидер»,
- 2 мотолодки.
- 12 комплектов гидравлического инструмента и др. (рис. 5).
Рис. 5. Образцы современной пожарной техники, поступившей на вооружение Казанского гарнизона пожарной охраны
Рис. 5 (окончание). Образцы современной пожарной техники, поступившей на вооружение Казанского гарнизона пожарной охраны
Также для укрепления материально-технической базы Деревни универсиады были закуплены и переданы в добровольную пожарную команду Деревни пожарно-спасательный автомобиль быстрого реагирования и мотовездеход «Полярис», укомплектованный мобильными средствами пожаротушения (рис. 6).
Рис. 6. Техника добовольной пожарной команды «Деревня универсиады»
3. Подготовка к проведению универсиады.
Общую координацию работы по реализации плана мероприятий осуществлял штаб Главного управления, на заседаниях которого, помимо вопросов планомерной подготовки, решались проблемы налаживания взаимодействия МЧС с министерствами и ведомствами республики, вопросы разработки принципиальной схемы организации управления и связи МЧС и др. (рис. 7).
Рис. 7. Заседание штаба Г лавного управления
Начиная с 2011 года планами профессиональной подготовки было предусмотрено изучение оперативно-тактических характеристик объектов универсиады в системе служебной подготовки. Были организованы занятия по тактике тушения пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на спортивных объектах, объектах проживания и транспортной инфраструктуры, пожарно-строевой подготовке и т.д. Также в рамках подготовки личного состава было проведено 12 тренировочных, 2 показательных пожарно-тактических учения и 82 пожарно-тактических занятия (рис. 8—9).
Рис. 8. Дополнительные занятия с личным составом
Рис. 9. Пожарно-тактические учения
Главным мероприятием по подготовке стало межведомственное комплексное учение с органами управления территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан на стадионе «Казань-Арена». В ходе учения отработаны действия при
обрушении кровли западной трибуны футбольного стадиона с последующим возгоранием кабелей в кабельном тоннеле, а также кромки поликарбонат-ной конструкции покрытия стадиона, вследствие чего большое количество людей погибли или получили травмы (рис. 10).
Рис. 10. Учения
Был отработан целый комплекс практических задач:
- проверка применения систем автоматической противопожарной защиты стадиона;
- оцепление места ЧС;
- тушение пожара;
- использование при эвакуации людей установок для искусственного создания избыточного давления воздуха на путях эвакуации, в том числе использование дымососов;
- поиск пострадавших с использованием кинологических расчетов;
- обеспечение беспрепятственного передвижения техники по территории объекта;
- создание сортировочных пунктов для отправки пострадавших;
- оказание пострадавшим психологопсихиатрической помощи;
- организация работы группы дознания;
- организация питания участников ликвидации ЧС;
- обеспечение транспортировки тел погибших в судебно-экспертные учреждения города;
- осуществление радиационной, химической и биологической разведки при вводной и воз-
можном поражении личного состава вследствие применения боевых отравляющих веществ;
- применение вертолета для тушения условного пожара с использованием водосливного устройства;
- экстренная доставка пострадавших в лечебные учреждения, в том числе с использованием вертолета авиационно-спасательного центра МЧС России.
В последующем эти навыки были применены в дни универсиады, когда сотрудникам МЧС пришлось проводить операцию по доставке двух пострадавших в ДТП граждан Китая с помощью вертолета МИ-8 МЧС России из больницы г. Ма-мадыш в Республиканскую клиническую больницу.
Завершающим этапом учения стала тренировка по отработке действий при эвакуации зрителей. Проведенная работа позволила убедиться в эффективности принятых инженерно-технических решений на стадии разработки специальных технических условий и дальнейшего проектирования в части правильного выбора распределения людских потоков, протяженности путей эвакуации и необходимого количества эвакуационных выходов, а также собственно конструктивного исполнения выходов.
Так, по требованию FISU (фр. Federation Internationale du Sport Universitaire) — Международной федерации студенческого спорта — максимальное время эвакуации из сооружений подобного типа не должно превышать восьми минут, в нашем случае время эвакуации составило 6 минут 15 секунд, что позволяет сделать вывод о том, что расчетная величина индивидуального пожарного риска оправдана и соответствует требованиям «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
В целях координации деятельности всех сил МЧС и организации взаимодействия с другими ведомствами были назначены ответственные должностные лица из числа руководителей управлений и отделов Главного управления и подразделений Казанского гарнизона. Каждый ответственный вел контрольно-наблюдательное дело на закрепленный объект, содержащее пожарно-техническую характеристику объекта, паспорт безопасности, планы расстановки сил и средств, схему организации радиосвязи на объекте, прогноз возможных рисков и алгоритмы действий при них, контактную информацию о дежурных в коммунальных службах, обслуживающих объект, и т.д.
В рамках исполнения комплексного плана подготовки к универсиаде были определены 10 приоритетных направлений деятельности:
1) организация и осуществление государственного пожарного надзора на объектах универсиады, а также объектах инфраструктуры;
2) организация управления и взаимодействия органов управления территориальной подсистемы РСЧС Республики Татарстан, организация связи;
3) управление силами и средствами с расстановкой по объектам с учетом календаря соревнований;
4) обеспечение безопасности на воде;
5) организация питания и проживания привлекаемых сил;
6) транспортное обеспечение привлекаемых сил;
7) подготовка и проведение тестовых соревнований;
8) информирование населения о соблюдении мер безопасности через общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения (ОКСИОН);
9) оповещение населения о возникновении ЧС в Республике Татарстан, развитие системы «Глонасс+112», подготовка диспетчерской службы для работы в центре обеспечения вызовов «112»;
10) медицинское обеспечение сотрудников
МЧС.
В ходе работы по обеспечению безопасности в период проведения универсиады приходилось решать и незапланированные задачи. Например, 20 декабря 2012 года председателем оргкомитета по подготовке к универсиаде И.И. Шуваловым было принято решение о переносе чаши огня универсиады с территории, прилегающей к футбольному стадиону, непосредственно на стадион «Казань-Арена». В связи с этим возникла проблема изменения проектного решения. Ввиду отсутствия норм и требований пожарной безопасности к подобным сооружениям президент Республики Татарстан обратился с просьбой подключить специалистов ВНИИПО МЧС России к разработке специальных технических условий установки и размещения чаши. Сотрудники ВНИИПО успешно справились с этой задачей; в последующем разработанные требования пошли установленную законодательством процедуру согласования и были направлены проектной и подрядной организациям для работы при проектировании и строительстве (рис. 11—12).
Рис. 11. Проект конструкции чаши огня универсиады
2‘S.iM
И.і№
worm south
Вид топлива Давление газа Высота пламени
Природный гаэ 0,2 МПа 6 м
Рис. 12. Проект стадиона «Казань-Арена» с чашей огня
В целом же в ходе организации и проведения надзорных мероприятий был проведен огромный комплекс мероприятий. В работе универсиады было задействовано 52 спортивных объекта (из них 36 объектов нового строительства), 116 объектов проживания и размещения клиентских групп универсиады, 18 объектов транспортной инфраструктуры, 194 объекта питания, 19 объектов жизнедеятельности. В связи с тем, что ряд объектов являются уникальными, для них отсутствовали нормативные требования пожарной безопасности, поэтому для 6 объектов универсиады были разработаны специальные технические условия.
Для всех объектов спланированы и проведены надзорные мероприятия; так, в рамках Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 осуществлено 253 мероприятия, в ходе работы Антитерро-ристической комиссии — 45 обследований, работы Межведомственной рабочей группы — 101. В результате сотрудниками Г осударственного пожарного надзора было предложено к исполнению 4709 противопожарных мероприятий. Информация о выявленных нарушениях направлялась в Кабинет Министров и прокуратуру республики, на основании этого вынесено 31 предупреждение, возбуждено 18 административных дел, также к административной ответственности привлечено 44 юридических и 350 должностных лиц, по решению суда приостановлена деятельность трех спортивных
объектов. В целом проведенная работа позволила добиться стопроцентного выполнения требований пожарной безопасности.
На всех спортивных объектах смонтирован программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг», позволяющий передавать сигнал от системы автоматической противопожарной службы о пожаре или неисправности в ближайшее подразделение пожарной охраны по выделенному радиоканалу без участия персонала объекта.
В процессе подготовки к универсиаде Главным управлением была развернута кампания по обучению пожарно-техническому минимуму руководителей объектов, проведению инструктажей с обслуживающим персоналом объектов, представителей дирекции универсиады, сотрудников частных охранных организаций и обучение мерам пожарной безопасности волонтеров. Всего с 2011 года было проведено более 3 000 инструктажей с охватом более 40 000 человек (рис. 13).
Большой объем работ проведен и по аккредитации личного состава и автотранспорта. В течение трех месяцев анкетные данные каждого сотрудника вручную вводились в специальную автоматизированную информационную систему, разработанную специалистами ФСБ России. В результате собраны сведения на 2859 сотрудников МЧС России, аккредитовано 433 транспортных средства (рис. 14).
Рис. 13. Подготовка волонтеров и сотрудников объектов универсиады
Для этих целей было предусмотрено круглосуточное дежурство в акватории речного порта боевого расчета на пожарном корабле «Вьюн-8». Учитывая тот факт, что основные объекты универсиады располагаются на набережной реки Казанка и озер Нижний, Средний и Верхний Кабан, было инициировано принятие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан об ограничении движения маломерных судов на период универсиады (рис. 15—17).
Рис. 15
Рис. 14. Внешний вид аккередитационного бейджа
Рис. 16
Ввиду того, что соревнования проводились в летний период, не менее актуальным являлся вопрос обеспечения безопасности на воде. Помимо дежурства на озере Кабан, где проходили соревнования по гребным видам спорта, сотрудниками Г осударственной инспекции по маломерным судам исходя из расположения мест массового пребывания людей на воде осуществлялось патрулирование по 9 маршрутам, для чего были сформированы сводные группы в составе 1 государственного инспектора, 1 сотрудника МВД и 1 спасателя сводного отряда МЧС России.
В процессе подготовки к универсиаде дополнительно возник вопрос об обеспечении безопасности «плавучих гостиниц», в качестве которых использовались 9 туристических теплоходов, на которых проживало около 2 000 сотрудников МВД, судей и гостей универсиады.
Еще одним серьезным вопросом стала организация транспортного обеспечения личного состава. Была проделана кропотливая работа, которая позволила органично вписать план транспортного обеспечения Главного управления в принципиальную схему транспортной логистики города, строившуюся на основе внедренной в городе автоматизированной системы управления дорожным движением. Планом предусматривалось 14 маршрутов доставки личного состава и 7 маршрутов доставки продуктов питания, разработанных с учетом размещения личного состава на девяти рассредоточенных по городу объектах вблизи спортивных сооружений универсиады.
Не оставлен без внимания и вопрос информирования и оповещения населения: в
период подготовки к универсиаде было построено
28 объектов ОКСИОН, это региональный информационный центр, 8 терминальных комплексов пунктов уличного информирования и оповещения населения на основе светодиодного экрана (ПУОН)
и 19 терминальных комплексов пунктов информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН).
Рис. 17
Для взаимодействия с гостями и участниками универсиады из зарубежных стран был разработан краткий русско-английский и англо-русский словарь-разговорник специальной лексики. Кроме того, 317 сотрудников, непосредственно дежуривших на объектах проведения соревнований, прошли обучение английскому языку по интенсивной программе. Обучение проводили волонтеры из числа преподавателей английского языка учебных заведений республики. Также в соответствии с требованиями FISU силами дежурнодиспетчерской службы «112» был организован прием вызовов иностранных граждан на английском, немецком и испанском языках. Дополнительно в состав службы «112» были включены 13 волонтеров-переводчиков, владеющих в совокупности пятью иностранными языками. При необходимости диспетчер имел техническую возможность организовать аудиоконференцию с привлечением переводчика.
Вообще необходимо отдельно отметить огромную помощь волонтеров, сопровождавших
иностранных участников универсиады на всех этапах их пребывания в городе.
Например, только за медицинской помощью обратилось 1837 граждан, и благодаря действиям волонтеров был преодолен языковой барьер между гостями универсиады и медицинским персоналом. Также волонтеры (более 400 человек) были привлечены к дежурству на всех спортивных объектах, в их обязанности входил осмотр помещений, выявление нарушений пожарной безопасности, а в случае возникновения ЧС, в том числе пожаров, оказание содействия по эвакуации людей.
Эффективность работы волонтеров была доказана еще в ходе комплексного межведомственного учения, когда волонтеры успешно справились с задачей распределения и направления людских потоков на территории стадиона «Казань-Арена» с целью минимизации помех для вводимой в случае чрезвычайной ситуации группировки сил и средств (рис. 18).
Рис. 18. Распределение и направление людских потоков волонтерами при эвакуации
Большая работа была проведена в части мониторинга и прогнозирования ЧС на объектах универсиады. Так, были созданы трехмерные модели более чем 1 200 зданий на территории Казани (в том числе 50 спортивных сооружений и
2 объектов особого статуса).
На созданной комплексной трехмерной модели г. Казани (рис. 19) отработаны типовые сценарии ЧС на социально значимых, потенциально опасных объектах и объектах транспортной инфраструктуры. Таким образом было выявлено распределение наиболее опасных и вероятных рисков для каждого объекта по разным показателям. Результатом этой работы стали мероприятия по усилению и техническому дооснащению служб объектов, а также переработка планирующей и распорядительной документации.
Рис. 19. Трехмерные модели зданий г. Казани
На рис. 20—21 представлены фрагменты 3D-модели развития ЧС при выборе аварийнохимически опасных веществ в случае аварии на предприятии «Казаньоргсинтез», расположенном в непосредственной близости (500 метров) от спортивного объекта «Форвард», а также ЧС на стадионе «Мирас», связанной с обрушением навеса из поликарбоната вследствие увеличения ветровой нагрузки.
В результате анализа риска ЧС на объектах универсиады наиболее вероятными и опасными для большинства объектов признаны риски возникновения пожара и терракта. Поэтому проводились расчеты по определению последствий этих рисков, что позволило подтвердить необходимость создания временных постов на объектах и определить необходимое количество сил
и средств для дежурства. Рассчитанная численность сил и средств МЧС составила 2 245 человек и 285 единиц техники. Группировка, в свою очередь, была распределена на 2 эшелона и резерв. Силами 1-го эшелона являлись личный состав и техника, обеспечивающие безопасность непосредственно на объектах, реагирование сил 2-го эшелона в случае ЧС предполагалось из мест постоянной дислокации.
В течение 2012—2013 года на объектах универсиады было проведено 37 тестовых соревнований по 15 видам спорта, в ходе которых отрабатывался механизм применения сил и средств Главного управления и МЧС Республики Татарстан. Опыт проведения тестовых соревнований помог выявить ряд проблем, которые были учтены в дальнейшей работе.
Оперативный штаб МЧС (рис. 22—23) осуществлял свою деятельность в общей системе управления летней универсиадой в соответствии с утвержденной концепцией системы безопасности. Общее руководство играми осуществлял Генеральный штаб управления играми, структура которого показана на рис. 24. Для обеспечения
Рис. 22. Оперативный штаб ГУ МЧС России по Республике Татарстан
безопасности непосредственно на местах проведения спортивных мероприятий были созданы объединенные пункты безопасности в составе представителей различных министерств и ведомств (ФСБ, МВД, МЧС, ФСКН, Минздрав, функциональные менеджеры).
Рис. 23. Оперативно-дежурная смена ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Татарстан
Рис. 23. Структура Генерального штаба универсиады
Основу системы связи и управления силами и средствами МЧС России во время универсиады составила сеть цифровой транкинговой радиосвязи стандарта «Тетра». Для работы в сетях «Тетра» были разработаны позывные и радиоданные, сформированы справочники ведомственной связи по сети «Тетра» и межведомственного
взаимодействия. Это позволило обеспечить
устойчивое и непрерывное управление силами и средствами МЧС. Также для организации межведомственного взаимодействия на базе ЦУКС был развернут стационарный узел закрытого канала
связи, работу которого обеспечивал Центр специальной связи и информации ФСО России в Республике Татарстан.
Заключение. Проведенный комплекс мероприятий и выработанная структура и модель оперативного управления позволили успешно выполнить задачу по обеспечению безопасности гостей и участников универсиады. Полученный опыт будет использован при подготовке и проведении Олимпиады в г. Сочи в 2014 году.
ENSURING SAFETY IN THE PERIOD OF THE XXVII WORLD SUMMER UNIVERSIADE IN KAZAN
Sergeev S. V.,
Deputy head,
Main Department of EMERCOM of Russia on Republic Tatarstan,
The Republic of Tatarstan, Kazan, e-mail: [email protected]
Addresses various aspects of the complex security during major international events. Detail the work to ensure safety during preparation and holding summer Universiade in Kazan, including the work of the staff of the Ministry, the experience of interdepartmental interaction and engagement of volunteers.
Keywords: EMERCOM of Russia, interagency cooperation, prevention of emergency situations, assistance, Universiade, tourists, volunteers, teaching