Государственный контроль
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ
К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЗНАЧЕЙСКИМИ РИСКАМИ
В статье предложен концептуальный подход к созданию комплексной системы управления казначейскими рисками в процессе функционирования органов Федерального казначейства. Исследованы факторы, условия проявления казначейских рисков, процесс их идентификации. Предложены структура реестра казначейских рисков и методика оценки уровня риска в Управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и его структурным подразделениям.
Ключевые слова: концептуальный подход, казначейские риски, методика оценки уровня риска, механизмы идентификации и анализа казначейских рисков
В современных условиях в органах Федерального казначейства происходит трансформация технологии управления от структурно-функциональной к процессно-ролевой. При этом в основу перехода от традиционной к риск-ориентированной модели должны быть положены не только определения контрольных объектов, разработка методик их проверки, но и механизмы идентификации и анализа казначейских рисков.
Сегодня понятие «риск» присуще любой организации, включая Казначейство России. Под «казначейским риском» понимается вероятность наступ-
Н.И. ДАНИЛЕНКО, кандидат экономических наук, доцент, Заслуженный экономист России, проректор по общим вопросам и режиму, Магнитогорский государственный технический университет, Магнитогорск, Российская Федерация
ления событий, которые могут негативно отразиться на всех процессах, проводимых казначейскими органами при осуществлении полномочий, или повлиять на достижение целей и привести к потере финансовых и материальных ресурсов [1, 2].
В процессе реализации новых инновационных подходов по развитию Казначейства России принципиально новую роль должен играть внутренний казначейский контроль, который, развиваясь и расширяя сферу своего приложения, превращается, с точки зрения автора, в инструмент контроля за казначейскими рисками, где его функции тесно переплетаются с функцией управления данными рисками [5, с. 43].
В этой связи вопрос построения эффективной комплексной системы управления казначейскими рисками предполагает разработку научных основ ее организации, реализацию мер методологического и организационного характера.
В настоящее время осуществляется формирование нормативной и методической базы управления казначейскими рисками в деятельности федерального ведомства.
Проблема управления рисками существует в любом секторе экономики - это объясняет ее постоянную актуальность. Интерес к управлению
рисками у организации возникает по различным причинам. Во-первых, это переход к новым методам и повышению качества управления организацией. И, во-вторых, с введением санкций в современных условиях определенного рода проблемы возникли даже у надежных и устойчивых организаций.
Управление рисками, как и всякая управленческая деятельность, имеет свою процедуру (последовательность действий). Если быть точнее, то управление рисками можно определить как деятельность, направленную на экономически эффективную защиту организации от нежелательных, сознательных и случайных обстоятельств, препятствующих достижению намеченных целей.
Система управления рисками - это новый, более совершенный подход, который охватывает все процессы, происходящие в организации, повышая их эффективность и результативность.
Целью внедрения комплексной системы управления рисками в органах Федерального казначейства является наиболее раннее выявление возможных нарушений и недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении ими своей деятельности.
Основными задачами создания эффективной комплексной системы управления казначейскими рисками в деятельности Федерального казначейства являются:
- совершенствование и развитие на основе лучшей мировой практики нормативно-правовой и методической базы;
- системный подход к обеспечению мониторинга процедур выявления, идентификации и оценки казначейских рисков, минимизации их негативных последствий;
- создание единой информационной базы казначейских рисков по всем направлениям деятельности ведомства;
- разработка и внедрение механизмов оценки и управления казначейскими рисками, учитывающих изменчивый характер ведения финансово-хозяйственной деятельности в рыночных условиях;
- совершенствование программного обеспечения по основным направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита;
- организация регулярного, системного обучения и повышения квалификации персонала ведомства.
В процессе управления важна идентификация риска, т.е. процесс нахождения и описания эле-
ментов риска. Идентификация риска может также отражать интересы причастных сторон. Элементы риска включают в себя источники или опасности, события, последствия или вероятность.
При внедрении процедуры управления рисками необходимо учитывать следующие факторы:
- возможность наступления риска (низкая, средняя, высокая) - оценивается вероятность того, что процесс реализации задачи содержит ошибки;
- частоту наступления риска - анализируется, с какой частотой могут происходить нежелательные события (например, нарушение сроков оплаты обязательств);
- последствия наступления риска;
- риск потенциальных потерь - оцениваются последствия воздействия определенного вида риска на экономический объект;
- значимость каждого вида риска относительно других возможных рисков.
Следует иметь в виду, что не все риски одинаковы, т.е. некоторые играют более важную роль, чем остальные. Например, риск может иметь высокую вероятность наступления и небольшие последствия. Возможна и обратная ситуация (низкая вероятность наступления риска, но серьезные последствия).
Значимость риска оценивается с учетом определенных правил (критериев), например, законодательные требования, социально-экономические аспекты.
Концептуальный подход к комплексной системе управления казначейскими рисками в процессе функционирования органов Федерального казначейства представлен на рис. 1.
Теория и практика управления риском выработали ряд основополагающих принципов, которыми следует пользоваться субъекту управления. При управлении казначейскими рисками необходимо руководствоваться такими основными принципами, как:
- комплексность;
- непрерывность;
- интеграция;
- приоритетность.
Реализация первого принципа предполагает взаимодействие всех органов Федерального казначейства в процессе выявления и оценки казначейских рисков, возникающих при реализации ими своих полномочий. Принцип непрерывности требует построения необходимой информационной среды с механизмом постоянного мониторинга и контроля
Система управления казначейскими рисками в органах Федерального казначейства
Осуществление комплекса мер по выявлению и минимизации возможных нарушений, недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении органами Федерального казначейства своей деятельности
_г
1
Формирование нормативной базы управления казначейскими рисками
Осуществление процедур выявления, оценки и минимизации казначейских рисков, возникающих при осуществлении Федеральным казначейством своих полномочий
Процессы, процедуры и операции, проводимые органами Федерального казначейства в
установленной сфере деятельности
Идентификация казначейских рисков
Оценка казначейских рисков
Анализ казначейских рисков
Мониторинг казначейских рисков
Комплексность
Непрерывность
Интеграция
Приоритетность
Примечание: Составлено автором.
Рис. 1. Концепция развития комплексной системы управления казначейскими рисками в органах Федерального казначейства
за казначейскими рисками для принятия эффективных управленческих решений. Реализация третьего принципа дает возможность оценить воздействие казначейских рисков на результаты деятельности казначейских органов. Последний принцип означает приоритетность мер по управлению казначейскими рисками по степени их критичности.
Необходимо отметить, что ключевые составляющие управления риском - это выявление, идентификация, количественное определение риска. Главные задачи, которые должны быть решены при управлении казначейскими рисками, заключаются в их выявлении, оценке и процедурах минимизации. Для достижения качественного процесса
Рис 2. Процесс управления рисками активов
управления казначейскими рисками необходимо, чтобы он представлял собой непрерывный процесс управления всеми видами казначейских рисков, интегрировался в действующую систему управления и являлся ее дополнением.
В отношении всей совокупности рисков в структурных подразделениях органов Федерального казначейства должна проводиться единая политика управления, требующая комплексного и одновременного управления всеми рисками. При принятии управленческих решений учитываются все риски и возможности с двух сторон:
- по отдельности, создавая условия для понимания сотрудниками особенностей рисковой ситуации;
- в целом, позволяя установить общее влияние рисков на организацию.
Процесс управления казначейскими рисками должен носить динамичный характер, связанный с непрерывным характером принятия решений,
касающихся управления казначейскими рисками. Сбор данных и анализ казначейских рисков, выработка, претворение в жизнь и пересмотр решений о реализации методов управления казначейскими рисками должны происходить постоянно, быть частью общей процедуры управления рисками.
В экономической литературе встречаются различные взгляды авторов на разграничение этапов управления рисами и их наименования. На рис. 3 представлены укрупненные этапы процесса управления рисками, разработанные совместно Институтом риск-менеджмента, Ассоциацией страховых и риск-менеджеров и Национальным форумом риск-менеджеров государственного сектора экономики (Великобритания)1.
Анализ рис. 3 показывает, что процесс управле-
1 Стандарт управления рисками. Институт риск-менеджмента, Ассоциация страховых и рисковых менеджеров и Национальный форум по управлению рисками в общественном секторе экономики. 2002. URL: www.theirm.org/publications/.
Рис. 3. Этапы управления казначейскими рисками
ния рисками является цикличным. Цикл процесса, как правило, составляет 1 год. Однако отдельные шаги процесса являются непрерывными, например, проведение мероприятий по снижению рисков.
Раскрывая процесс управления рисками, следует начать с того, что первым шагом здесь является идентификация рисков. Идентификация казначейских рисков включает проведение следующих мероприятий:
- выявление казначейских рисков и сбор информации о них;
- определение источников возникновения казначейских рисков;
- определение объектов казначейских рисков;
- установление факторов казначейских рисков;
- выявление условий проявления казначейских рисков;
- классификацию выявленных казначейских рисков;
- определение владельцев казначейских рисков. Для выявления казначейских рисков, определения источников возникновения и объектов казначейских рисков, установления факторов и условий проявления этих рисков используются данные казначейских органов, результаты внутрен-
него казначейского контроля и внутреннего аудита, результаты проверок контрольных и надзорных органов и другая документально подтвержденная информация, а также результаты анализа осуществления казначейскими органами процессов, процедур и операций.
Анализ казначейских рисков осуществляется на основании данных, полученных по результатам идентификации и оценки казначейских рисков. По результатам анализа можно определить уровень казначейского риска, используя следующие критерии:
- приемлемые - казначейские риска, рассматриваемые к принятию;
- оправданные - казначейские риски с отложенным сроком реагирования;
- недопустимые - казначейские риски, требующие немедленного реагирования. Планирование мероприятий по управлению
казначейскими рисками заключается в разработке и утверждении руководством органа Федерального казначейства мероприятий, направленных на предупреждение наступления обстоятельств, которые могут негативно отразиться на проводимых данным органом процессах, процедурах и операциях, а также в составлении и утверждении руководством
казначейского органа перечня принимаемых казначейских рисков, подготовленного по предложениям владельцев казначейских рисков.
Мероприятия по управлению казначейскими рисками разрабатываются в отношении оправданных и недопустимых казначейских рисков. Результаты проведенной идентификации, оценки и анализа казначейских рисков, а также иные мероприятия по управлению казначейскими рисками отражаются в реестре казначейских рисков, который может иметь следующую структуру:
- наименование казначейского риска;
- источник информации о казначейском риске;
- источник возникновения казначейского риска;
- объект казначейского риска;
- факторы казначейского риска;
- классификация казначейского риска по направлениям и критериям;
- текущие меры по управлению казначейским риском (меры, предпринимаемые в настоящее время для минимизации последствий казначейского риска);
- наименование владельца казначейского риска;
- оценка казначейского риска;
- уровень казначейского риска;
- мероприятия по управлению казначейским риском, предпринятые казначейским органом в отношении данного риска и прогнозируемые результаты повторной оценки казначейского риска.
По результатам проведенных мероприятий по управлению казначейскими рисками критерии казначейских рисков, отраженные в реестре, уточняются.
Кроме того, в реестре фиксируются возможные причины возникновения казначейских рисков, ожидаемые последствия, меры по контролю и снижению рисков, а также лица, ответственные за их своевременное выполнение. Таким образом, реестр казначейских рисков является инструментом сбора и систематизации рисков казначейского органа и своего рода базой данных всех идентифицированных казначейских рисков.
Пересмотр и обновление реестра казначейских рисков должны проводиться регулярно. При повторении данного шага осуществляется проверка уже внесенных рисков на соответствие текущей ситуации. После того, как основные казначейские риски идентифицированы, проводится оценка величины каждого риска, которая заключается в определении вероятности возникновения отдельного
риска и величины влияния впоследствии в случае его появления.
Мониторинг казначейских рисков заключается в систематическом наблюдении за ними в целях оценки вероятности их наступления и своевременной подготовки управленческих решений по их минимизации либо по включению в перечень принимаемых казначейских рисков.
Контроль за выполнением мероприятий по управлению казначейскими рисками осуществляется уполномоченным структурным подразделением органа Федерального казначейства и включает проверку правильности отражения результатов, проведенных мероприятий по управлению казначейскими рисками в реестре казначейских рисков.
Существует целый ряд методов оценки рисков, которые укрупненно можно разделить на две группы: качественные методы оценки рисков («древо причин», «древо последствий» и т.д.) и количественные методы оценки рисков (функция плотности распределения вероятности) [3, с. 77; 4, с. 72].
Результаты оценки вероятности влияния по каждому выделенному казначейскому риску фиксируются в реестре казначейских рисков. Автором предлагается методика оценки уровня риска в Управлении Федерального казначейства (УФК) по субъекту РФ и его структурным подразделениям. Данная методика оценки рисков единая - от УФК до соответствующего подразделения. Все факторы риска рассматриваются с двух позиций, с точки зрения УФК и подразделения. Единая схема построения дает возможность автоматического сведения результатов. Итоговый риск в деятельности территориального Управления Федерального казначейства рассчитывается по следующей формуле:
УР = ТУР х СО : СО ,
УФК ^ 7 7 УФК'
где УРуфК - уровень риска УФК в целом;
УР { - уровень риска 7-го подразделения УФК;
СО , СОуфк, - соответственно сумма операций по УФК и 7-му подразделению.
Риск по отдельным направлениям деятельности у УФК рассчитывается по аналогичной формуле
УР = УР х СО : СО ,
уУФК 77 7 УФК'
где УРрш - уровень риска УФК по 7-му направлению;
УРу - уровень риска 7-го подразделения УФК;
СО., СОуш - соответственно сумма операций по УФК по -му подразделению.
Риск по подразделению рассчитывается по следующей формуле на основе оценки уровня риска по основным направлениям деятель-
ности, в %:
УР. = ТУР . х К : У УР х К,
] ^ умак ]
где УРумак - максимально возможный уровень риска в -м подразделении по ]-му риску;
К] - коэффициент значимости данного риска. Уровень риска по направлению деятельности подразделения определяется по следующей формуле:
УР. = У УР.х К../ У УР. х К.,
1 ]ф ]ф ^ уфмак ]ф'
где УР]фмак - максимально возможный уровень риска по заданному фактору ф по ]-му риску;
К]ф - коэффициент значимости данного риска в ]-м риске.
Приведенная методика может служить инструментом для оценки уровня деятельности как отдельного структурного подразделения, так и территориального Управления Федерального казначейства в целом, а также является основой для принятия решений относительно способов управления казначейскими рисками: необходимо ли предпринимать какие-либо действия по оптимизации или достаточно осуществлять мониторинг и контроль за рисками.
Таким образом, построение комплексной системы управления казначейскими рисками позволит руководству казначейских органов:
- обеспечить качественное оказание государственных услуг и выполнение государственных функций;
- рационально использовать имеющиеся средства;
- повысить эффективность бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов и их соответствие установленным требованиям;
- вести системный мониторинг движения к поставленным целям и снижения вероятности возникновения непредвиденных рисков;
- осуществить своевременное и качественное
выполнение поставленных Федеральным казначейством задач;
- избегать риска потери финансовых и материальных ресурсов при осуществлении своей функциональной деятельности;
- обеспечить эффективность и результативность принимаемых управленческих решений по минимизации казначейских рисков;
- стать превентивной мерой устранения нарушений и недостатков в установленной сфере деятельности.
Существующая практика свидетельствует о наличии значительного потенциала в сфере применения процедур управления казначейскими рисками в органах Федерального казначейства.
Список литературы
1. Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006-2011 годах (с изменениями, утвержденными решением Коллегии Федерального казначейства от 27.04.2009 № 16/1). URL: http://www.roskazna. ru/store/20082009con.doc.
2. Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе: приказ Федерального казначейства № 19 от 25.01.2011 № 19.
3. Костина Ю.А. Особенности формирования системы риск-менеджмента в инфраструктурных компаниях // Финансы и кредит. 2010. № 4. С. 75-80.
4. Даниленко Н.И. Методологические аспекты управления казначейскими рисками. М.: Максс Групп, 2012. 250 с.
5 . Даниленко Н.И. Методологические аспекты построения эффективной модели ведомственного контроля в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации. Магнитогорск, 2011. С. 25-29.