Научная статья на тему 'Казначейские риски в современных условиях: теория, методология, практика'

Казначейские риски в современных условиях: теория, методология, практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
736
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗНАЧЕЙСКИЙ РИСК / ФАКТОР РИСКА / ФИНАНСОВЫЙ РИСК / РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниленко Н. И.

В статье исследуется экономическая категория «казначейский риск», теоретически обосновывается содержание данной дефиниции. Сформированы основные характеристики и общее представление о специфике и природе «казначейского риска». Выявлены факторы, влияющие на степень казначейского риска, предложены методологические подходы по классификации основных казначейских рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казначейские риски в современных условиях: теория, методология, практика»

Риск-менеджмент

Удк 336.114

казначейские риски В современных условиях: теория, методология, практика

н. И. ДАНИЛЕНКО, заслуженный экономист России, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления E-mail: danilenko-nikolay@mail. ru Магнитогорский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В статье исследуется экономическая категория «казначейский риск», теоретически обосновывается содержание данной дефиниции. Сформированы основные характеристики и общее представление о специфике и природе «казначейского риска». Выявлены факторы, влияющие на степень казначейского риска, предложены методологические подходы по классификации основных казначейских рисков.

Ключевые слова: казначейский риск, фактор риска, финансовый риск, риски в деятельности органов Федерального казначейства.

Усиленное внимание к вопросам развития финансово-правовых механизмов управления государственными финансами обусловлено усложняющимися социально-экономическими отношениями, преобразованиями в бюджетной сфере, а также негативным влиянием мирового финансового кризиса, вызвавшим острую необходимость экономии бюджетных средств.

В условиях казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации особую важность приобретает проблема формирования такой системы внешнего и внутреннего казначейского контроля, которая позволила бы оперативно и адекватно подтверждать достоверность операций по

исполнению бюджетов, осуществляемых органами Федерального казначейства, делать доступной информацию о суммах поступающих доходов и произведенных расходов в любой момент времени, а также обеспечить необходимую экономическую эффективность функционирования Федерального казначейства.

Современная практика свидетельствует о том, что базовым уровнем системы контроля является внутренний контроль, основы которого формируются на эффективном управлении рисками. Именно на систему этого контроля ложится основная нагрузка в части соблюдения субъектом проверки законодательных, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов Федерального казначейства, своевременного выявления и предупреждения казначейских рисков в целях осуществления необходимых превентивных мероприятий по минимизации вероятности наступления связанных с ними негативных последствий для деятельности ведомства.

В этой связи теоретически и методологически востребованными являются научные исследования природы и специфики казначейских рисков, разработка и внедрение соответствующей методологии и методических инструментов по управлению ими в практической деятельности органов Федерального казначейства.

В данном аспекте представляется целесообразным:

1) систематизировать и развить теоретические положения, обосновывающие категорию «казначейский риск», трансформацию его видов, исследовать сущность, специфику понятийного аппарата на базе генезиса этимологии слова;

2) выявить причинно-следственные характеристики проявления казначейских рисков;

3) систематизировать классификационные признаки зоны казначейского риска каждого вида деятельности органов Федерального казначейства;

4) классифицировать факторы, влияющие на степень казначейского риска;

5) разработать методики оценки казначейских рисков и способы их идентификации в процессе внутреннего казначейского контроля;

6) разработать и внедрить стандарт комплексной системы управления казначейскими рисками в органах Федерального казначейства;

7) определить направления совершенствования методологических и методических положений внутреннего казначейского контроля в связи с оптимизацией структуры органов Федерального казначейства, приемов и способов его осуществления.

Для понимания сущности казначейского риска следует разобраться прежде всего в том, что такое риск вообще в хозяйственной практике экономического субъекта, сравнить казначейский риск с другими видами рисков.

Применительно к экономике в отечественных и зарубежных источниках риск в общем смысле определяется иногда как «опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами» [8, с. 35]. Кроме того, риск считают «элементом неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведении какой-либо экономической операции» [2, с. 115]. В то же время риск - это потенциальное влияние случайного события или взаимосвязи (последовательности) событий, наносящих ущерб (вред) материальным объектам, оказавшимся или находящимся в зоне их воздействия [4, с. 56]. Всякий конкретный риск представляет собой возможность наступления определенного события. По своей сущности риск является событием

с отрицательными, невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в будущем в какой-то момент в неизвестных размерах.

С точки зрения автора, указанные определения риска наиболее подходят для микроуровня - ведь речь в них идет о потерях только какого-то хозяйствующего субъекта, вызванных в значительной мере действиями других хозяйствующих субъектов.

Общепризнанным определением «риска» в теории управления является его характеристика как «уровня неопределенности в предсказании результата» [6, с. 44]. Это означает, что под риском подразумевается не опасность, а степень неопределенности системы, мера неопределенности состояния или поведения системы в данных условиях.

Для установления степени неопределенности необходимо наличие релевантной информации, которая позволяет объективно оценить вероятность ожидаемого результата.

Степень выявления объективного характера вероятности возрастает, когда ее определяют математическими методами с применением теории вероятности, закона больших чисел, с проведением актуарных расчетов или на базе статистического анализа накопленного опыта. В условиях риска вероятность результата от реализации какого-нибудь решения можно определить с известной достоверностью.

Под казначейским риском в ведомственных документах понимается вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на всех процессах, проводимых органами Федерального казначейства при осуществлении полномочий, и/или повлиять на достижение целей и привести к потерям финансовых и материальных ресурсов [3, 5].

С точки зрения автора, данное определение не раскрывает сущность, специфику и основные характеристики, присущие категории «казначейский риск», не показывает его отличия от других видов риска.

Автор полагает, что содержанием понятийного аппарата «казначейский риск» применительно к органам Федерального казначейства является его понимание в качестве одной из функций процедур внутреннего казначейского контроля и фактора события или действия, которое является источником данного риска и может повлечь отклонение от прогнозируемого состояния объекта (процесса, процедуры, операции).

Проведенное автором исследование позволяет сформулировать основные характеристики и общее представление о специфике и сущности казначейского риска.

При осуществлении своих полномочий органы Федерального казначейства находятся в условиях объективного существования риска и связанной с этим вероятностью наступления определенных негативных последствий.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что категория «казначейский риск» обладает объективно-субъективной природой и имеет вероятностный характер проявления. Этот риск возникает в финансовой сфере, т. е. является разновидностью категории «финансового риска». Казначейский риск по своему характеру может иметь разные исходы. Однако вероятность ожидаемого результата можно установить, поскольку способы получения релевантной информации позволяют объективно рассчитать риск. Например, в настоящий момент времени накоплен огромный массив данных, позволяющих получить представление о механизме взаимосвязанных процедур по приему, учету, распределению и зачислению доходов в бюджеты различных уровней, а также о правоприменительной практике и противоречиях в бюджетном законодательстве. Причем благодаря регулярной систематизации накопленной информации о казначейской системе, о бюджетной политике государства повышаются и оценка вероятности казначейского риска, и достоверность результата.

Учитывая изложенное, можно констатировать, что категория «казначейский риск» является разновидностью категории «финансовый риск» и имеет субъективно-объективную природу. Эта категория характеризуется вероятностью отклонения качественных характеристик произведенного продукта (предоставленных услуг) органами Федерального казначейства от заданных параметров вследствие нарушений и недостатков, возникающих при исполнении установленных процессов и процедур, административных и иных регламентов, а также при отражении их в отчетности и при соблюдении полномочий при их санкционировании.

Все возможные в практической деятельности факторы риска подразделяются на две группы: предвидимые (известные из экономической теории или хозяйственной практики) и непредвидимые (выявить которые на определенной стадии нереально).

Возникновение казначейских рисков на практике обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы казначейских рисков не связаны непосредственно с деятельностью органов Федерального казначейства, они зависят от экономической и социально-политической ситуации

в стране (например, изменение политической ситуации или политических решений в Российской Федерации). При анализе внешних факторов обращается внимание на тенденции экономического развития государства и его бюджетную политику.

Внутренние факторы возникновения казначейских рисков связаны непосредственно с деятельностью системы органов Федерального казначейства: с возможными негативными обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера (например, невыполнение или некачественное выполнение установленных процедур сотрудниками органов Федерального казначейства, неполная (неправильная) регламентация процедур и операций, несовершенство информационных систем, используемых органами Федерального казначейства и т. д.).

Классификация факторов казначейских рисков в деятельности органов Федерального казначейства представлена на рис. 1.

Следует отметить, что трансформация технологии управления от структурно-функциональной к процессно-ролевой требует изменений в организации внутреннего казначейского контроля: появляются специфические требования, корректируется процесс планирования, актуализируется саморегулирование деятельности. При этом в основу перехода от традиционной к риск-ориентированной модели казначейского контроля, с точки зрения автора, должны быть положены не только определения контролируемых объектов, разработка методик их проверки, но и механизмы идентификации и анализа казначейских рисков.

Любая деятельность казначейских органов происходит одновременно в двух системах. С одной стороны - это операционная организационная система, направленная на достижение конкретных целей. С другой - система, обеспечивающая контроль за установленными параметрами операционной системы и предоставляющая объективную информацию руководству для своевременного принятия управленческих решений.

Операционные казначейские риски подлежат определению, обобщению и классификации.

В настоящее время нет единого универсального определения операционного риска, под которым обычно понимается риск прямых или косвенных убытков вследствие недостатков в системах и процедурах управления, поддержки и контроля [1, с. 68].

Некоторые исследователи предпочитают определять операционный риск как любой риск, не относящийся к категории рыночного или кредитного [7, с. 11],

Факторы казначейских рисков

Внешние факторы - находятся вне системы органов Федерального казначейства

Внутренние факторы - находятся внутри системы органов Федерального казначейства

Государственное регулирование - совокупность централизованного административного влияния на сферу деятельности органов Федерального казначейства посредством формирования нормативно-законодательной базы

Политико-правовые факторы - изменение политической ситуации или политических решений в РФ

Экономические факторы - изменение экономической ситуации или законодательства РФ

Возможность сбоя функционирования различных систем - форс-мажорные обстоятельства

Невыполнение (частичное/некачественное выполнение) установленных процедур сотрудниками органов Федерального казначейства

последовательность действий для управления операционными казначейскими рисками, а также методы управления.

Рациональная организация контроля в значительной степени зависит от научно обоснованной классификации его видов. Обобщение отечественного и зарубежного опыта позволило систематизировать классификационные признаки и предложить расширение классификации основных казначейских рисков (рис. 2).

классификация видов казначейских рисков

Неполная (неправильная) регламентация процедур и операций, несовершенство информационных систем, используемых органами Федерального казначейства

Отсутствие необходимого уровня квалификации сотрудников органов Федерального казначейства

Невыполнение требований по осуществлению внутреннего контроля и аудита в структурном подразделении органа Федерального казначейства

Примечание: авторская разработка.

рис. 1. Классификация факторов казначейских рисков в деятельности органов Федерального

казначейства

другие идентифицируют его как риск потерь, связанных с различными типами человеческих и технических ошибок. Операционный риск ассоциируется с риском расчетов и административными рисками.

Под операционным казначейским риском следует понимать возможность возникновения нарушения установленных процессов, процедур, должностных и других регламентов в ходе исполнения органами Федерального казначейства государственных функций и/или предоставления государственных услуг.

Виды операционных казначейских рисков, систематизированных и объединенных по классификационным признакам, представлены в таблице.

В основе управления операционными казначейскими рисками лежат два процесса: выявление операций или процессов внутри организации, которые подвержены операционным рискам, и оценка данных рисков. На основе анализа необходимо провести ранжирование операционных казначейских рисков по уровню и выделить наиболее рискованные группы операций. Такое ранжирование поможет определить

Вид операционного риска содержание

Административный Возникновение нарушений, связанных с ошибками при принятии решений и (или) совершении действий, а также при несоблюдении работниками установленных полномочий, при их недостаточной квалификации и (или) численности

Технологический Возникновение нарушений нормативных правовых актов, связанных с ошибками в процессах проведения операций, расчетов по ним, их учета и отчетности

Технический Возникновение нарушений при функционировании и администрировании большого количества технических средств

Финансовый Возникновение нарушений нормативных правовых актов в бюджетно-финансовой сфере, связанных с ошибками при проведении операций и их отражении в бюджетном учете и отчетности

Примечание: авторская разработка.

Классификация рисков в органах Федерального казначейства

По направлениям деятельности

Учет поступлений и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ.

Кассовое исполнение федерального бюджета.

Ведение сводного реестра участников бюджетного процесса и реестра государственных контрактов.

Кассовое обслуживание бюджетов субъекта РФ и муниципальных бюджетов.

Ведение бюджетного учета, составление и представление отчетности по операциям бюджетов бюджетной системы РФ.

Осуществление финансовых и хозяйственных операций и их отражение в бюджетном учете.

Осуществление правового обеспечения деятельности.

Организация и осуществление внутреннего контроля и аудита.

Осуществление информационно-технического обеспечения деятельности.

Осуществление кадровой работы.

Осуществление мероприятий по обеспечению режима секретности и безопасности информации.

Осуществление инвестиционной деятельности.

Осуществление мероприятий по охране труда и технике безопасности.

Ведение административно-хозяйственной деятельности.

Осуществление нормативно-методического сопровождения деятельности

По критериям

По генезису, характеру возникновения:

- преднамеренные;

- не преднамеренные

По вероятности возникновения:

- слабовероятные (исключительные случаи);

- маловероятные (низкая степень вероятности);

- вероятные (достаточная степень вероятности)

- высоковероятные (высокая степень вероятности);

- почти возможные (практически неизбежные -очень высокая степень вероятности)

По степени воздействия:

- игнорируемые (не отражаются на процессах, процедурах, операциях и не влияют на результаты);

- незначительные (не отражаются на процессах, процедурах, операциях, но приводят к увеличению плановых сроков их выполнения, не влияют на результаты);

- умеренные (отражаются на процессах, процедурах, операциях, но не влияют на результаты);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- существенные (отражаются на процессах, процедурах, операциях, приводят к увеличению плановых сроков их выполнения и влияют на результаты);

- критические (существенно отражаются на процессах, процедурах, операциях, оказывают критическое воздействие на результаты)_

По уровню потерь:

- низкие (не приводят к потере денежных средств (иного имущества) и не влияют на результаты);

- средние (приводят к потере денежных средств (иного имущества), не оказывают существенного влияния на результаты);

- высокие (приводят к потере денежных средств (иного имущества) и оказывают существенное влияние на результаты);

- максимальные (приводят к потере денежных средств (иного имущества), крайне негативно воздействуют на результаты)

По степени устранимости:

- устранимые (возможно предотвратить, заранее спрогнозировать ситуацию);

- неизбежные (невозможно предотвратить или спрогнозировать)

рис. 2. Классификация казначейских рисков по критериям и направлениям деятельности органов

Федерального казначейства

Предложенная классификация (см. рис. 2) не является полной и окончательной. Она отражает точку зрения автора на классификацию казначейских рисков и требует дальнейшей разработки и детализации.

Таким образом, исследования природы и специфики казначейских рисков, разработка теоретико-методологической базы и методического инструментария управления данными видами рисков позволят минимизировать количество ошибок, эффективно управлять казначейскими рисками, повысить качество государственных услуг, оказываемых органами Федерального казначейства, результативно расходовать бюджетные средства.

Список литературы

1 . Балашова Н. Управление операционным риском: анализ современных тенденций // Рынок ценных бумаг. 2001. № 7. (190). С. 68.

2 . Бернар И., Колли Ж. -К. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2 т. М.: Междунар. отношения, 1994. 500 с.

3. Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006-2011 гг. (с изм., утв. решением Коллегии Федерального казначейства от 27.04.2009 № 16/1). URL: http://www. roskazna. ru/store/20082009con. doc.

4. Никулина Н. Н., Суходеева Л. Ф. Риск-менеджмент в страховом предпринимательстве // Страховое дело. 2012. № 4. С. 56.

5. Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе: приказ Федерального казначейства от 25.01.2011 № 19 (с изм. от 01.06.2011). URL: http//ulyanovsk. roskazna. ru/file/fs89.29882.19.htm.

6 . Пинская М. Р. Налоговый риск: сущность и проявления // Финансы. 2009. № 2. С. 44.

7 . ПрокоповичД. А. Проблемы сочетания централизованного управления холдингом со стремлением снизить риски // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. С. 11.

8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 358 с.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего звена, экономистов, финансистов,

преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»

ISSN 2073-039X

Выпускается с 2002 года. Включен в перечень ВАК.

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 64 - 80 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34142 81287 83874

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.