РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА Дранишникова К.Е.
Дранишникова Ксения Евгеньевна - магистрант, направление: практическая психология в образовании, кафедра социальной психологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,
г. Красноярск
Аннотация: в статье рассматривается вопрос развития коммуникативных способностей младших школьников на уроках английского языка. Описание технологий развития коммуникативных способностей, применяемых на уроках английского языка.
Ключевые слова: коммуникативные способности, английский язык, преподавание.
Перемены, которые охватывают все сферы жизни нашего общества, предъявляют высокие требования к выпускникам школы. ФГОС второго поколения актуализируют задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя к организации деятельности обучающихся по достижению новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных), освоению ими учебных универсальных действий и ключевых компетенций [4].
Следует отметить, что речь идет не только о новых технических средствах, но и новых формах и методах преподавания, новых подходах к процессу обучения. Основной целью в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком, а также мотивация у учеников к обучению иностранного языка.
В процессе обучения иностранному языку учащихся школы важную роль играет реализация принципа коммуникативной направленности, так как этот принцип признается ведущим, поскольку результатом обучения учащихся становится формирование умений и навыков пользования языком как средством общения.
Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, соблюдающих принцип коммуникативной направленности, а это предполагает обязательное внедрение в обучающий процесс современных образовательных технологий.
Особое место в процессе обучения иностранному языку занимают игровые технологии.
Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению английского языка. Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым приобретать определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.
Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью
коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы [5].
Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.
Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.
Коммуникативные игры являются необходимыми упражнениями при обучении иностранному языку, так как они приближают процесс активизации лексико-грамматического материала к условиям реального общения. Кроме того, данные упражнения способствуют повышению мотивации и активности учащихся на уроках. А это значит, что ученики смогут овладеть новым средством коммуникации, то есть приобрести навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.
Дети уже с дошкольного возраста находятся в оковах персональных компьютеров, смартфонов, планшетов, следовательно, использование информационных технологий является не просто требованием, установленным Федеральным государственным образовательным Стандартом, но и требованием современного ученика.
Для педагога информационные технологии являются инструментом, который позволяет решать задачи развития познавательных, языковых, коммуникативных способностей младшего школьника, повышать мотивацию и качество собственной работы, делать занятия современными, продуктивными, увлекательными, интересными для учеников [3].
Чтобы улучшить и оптимизировать весь учебный процесс, педагогу необходимо дополнять и сочетать привычные методики с новейшими технологиями в преподавании иностранного языка.
Когда учителя в начальной школе используют информационные технологии в процессе обучения иностранному языку, то они развивают высокую учебную мотивацию к овладению иностранным языком; обеспечивают высокие качественные показатели успеваемости обучающихся; комплексному решению задач образования и воспитания.
Работа с информационными технологиями способствует повышению интереса к учебе, дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, позволяет полностью устранить главную причину отрицательного отношения к учебе - неуспех, который обусловлен незнанием или непониманием материала, боязнью дать неправильный ответ, быть критикованным публично.
Войтко С.А. выделяет такие направления использования информационных технологий на уроках иностранного языка: применение компьютерных обучающих систем и уже готовых мультимедийных продуктов; создание собственных обучающих и мультимедийных презентаций и программ; применение ресурсов Интернета.
Обучение разным видам речевой деятельности (письмо, говорение, аудирование, чтение) является основным компонентом содержания обучения иностранному языку. Использование информационных технологий при развитии навыков в данных видах речевой деятельности помогает решить такие дидактические задачи, как: обогащение словарного запаса, развитие произносительных, грамматических и лексических навыков, обучение диалогической речи, письму, чтению, контроль за сформированностью навыков обучающихся.
Учителя могут применять информационные технологии на всех ступенях обучения [2. С. 109-112]. В начальной школе необходимо организовать работу так, чтобы современные информационные технологии стали сильным психолого-педагогическим средством развития мотивации младшим школьникам, средством поддержания и развития устойчивого интереса к изучению иностранного языка.
С младшими школьниками также можно использовать все направления информационных технологий на более сложном материале: интерес у обучающихся, как правило, вызывает работа с Интернет-ресурсами. Среди неопровержимых преимуществ сети Интернет выделяется доступность и актуальность материалов по каждой программной теме и за ее пределами. Эти ресурсы выступают в роли реальных носителей информации, а также помогают создать реальную языковую среду для реализации межкультурной коммуникации [1].
На уроках в начальной школе необходимо активно применять такие Интернет -ресурсы, как: поисковые системы, информационные ресурсы, электронная почта, справочники, онлайн тестирования, конкурсы, исследовательские и творческие проекты, викторины, олимпиады, программа Скайп, дистанционное обучение.
Программа Скайп дает возможность общения с реальными собеседниками и носителями иностранного языка, что просто незаменимо для практики общения на иностранном языке, а также дает возможность для организации самостоятельной работы младших школьников, для их самореализации и саморазвития.
Использование информационных технологий также способствует развитию творческой, интеллектуально развитой личности, которая способна ориентироваться в информационном пространстве на сегодняшний день, готовой к беспрерывному развитию и самообразованию. Практикой многих учителей начальной школы подтверждается, что информационные технологии на уроках иностранного языка позволяют младшим школьникам прочно овладеть всеми видами речевой деятельности в увлекательной для них форме, а это существенно отражается на качестве знаний, сильно повышает интерес учеников, мотивацию к изучению иностранного языка.
Исходя из вышесказанного в своей программе развития коммуникативных способностей, мы предлагаем использовать следующие приемы и технологии:
- коммуникативные игры, как учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи;
- информационные технологии, т.е. создание собственных мультимедийных презентаций и программ; применение ресурсов Интернета.
Экспериментальное изучение развития коммуникативных способностей, обучающихся 2-х классов на уроках английского языка проводилось нами на базе школы МКОУ «Сухобузимская средняя школа».
В эксперименте приняли участие 33 обучающихся.
Эксперимент проводился в течение двух месяцев. На изучение английского языка в школе отводилось 2 часа в неделю.
Программа состоит из 2 разделов по 8 часов и 2 часа для итоговой заключительной работы.
Исходя из примерной программы английского языка начальной школы, нами были включены в программу следующие темы:
1. «Джим в зоопарке» («Jim in the zoo») (8 часов). Животные в зоопарке.
2. «Джим и его семья» (« Jim and his family») (8 часов). Названия членов семьи.
3. Проект «Мой друг» (Project «My friend») (2 часа).
В рамках данных тем на уроках применялись выделенные нами приемы и технологии.
Наше исследование проходило, как отмечалось ранее, в три этапа:
- На констатирующем этапе эксперимента для получения объективной и полной информации об уровне развития коммуникативных способностей обучающихся оценивался уровень развития коммуникативных способностей обучающихся.
На формирующем этапе эксперимента, в течение двух месяцев мы проводили реализацию программы развития коммуникативных способностей обучающихся 2-х классов на уроках английского языка.
На контрольном этапе эксперимента по окончании экспериментальной работы мы вновь замеряли уровень развития коммуникативных способностей. Результаты этих диагностик представлены в таблице 1.
Таблица 1. Оценка коммуникативных умений обучающихся
Уровни коммуникативных умений Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Динамика
Высокий 7 15 8
Средний 14 13 -1
Низкий 12 5 -7
Как видно из таблицы, разработанная нами программа развития коммуникативных способностей обучающихся 2-х классов на уроках английского языка дает положительную динамику развития коммуникативных способностей, количество детей с высоким уровнем коммуникативных умений увеличилось.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что внедрение в программу обучения младших школьников таких технологий, как коммуникативные игры и информационные технологии, дает положительную динамику развития коммуникативных способностей обучающихся.
Список литературы
1. Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты. / М.Г. Евдокимова. // Телекоммуникация и информатизация образования, 2013. № 4. 67 с. С. 47-57.
2. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. / Н.В. Иванова. // Красноярск. Материалы I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы, 2014. 125 с. С. 109-112.
3. Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку. Учебное пособие. / А.С. Карпов. // Пермь, Пермский государственный университет, 2015. 238 с. С. 3-5.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения. / Министерство образования и науки Российской Федерации. // М.: Просвещение, 2011. 48 с. С. 33-38.
5. Якупова Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестник ЮУрГУ, 2006. № 3. С. 146-147.