Научная статья на тему 'Формирование навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка'

Формирование навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4110
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МОДЕЛЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ГОВОРЕНИЕ / АУДИРОВАНИЕ / ЧТЕНИЕ / ПИСЬМО / ENGLISH LANGUAGE / LANGUAGE COMPETENCE / MODEL / PSYCHOLOGICAL PEDAGOGIC EXPERIMENT / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / SPEAKING / LISTENING / READING / WRITING / PRIMARY SCHOOL PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Александра Юрьевна, Манджиева Елена Владимировна

В данной статье показаны результаты психолого-педагогического эксперимента одной из немаловажных проблем формирование навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка. Предложена краткая характеристика целей, задач и принципов эксперимента, раскрыты основные структурные компоненты модели, а также подходы, которые мы взяли за основу при ее создании. Также на одном из этапов опытно-экспериментальной работы мы использовали национально-региональный компонент, что способствовало развитию культурной и духовно богатой личности, укреплению уважения к национальной культуре и культуре другого народа. В процессе изучения возникло уважение к национальным традициям своего народа, к народу той республики, в которой они проживают. Полученные результаты подтверждают, что на уроках английского языка необходимо использовать наглядный раздаточный материал, карточки, просмотр мультфильмов на английском языке, прослушивание аутентичного текста, подвижные игры. Использование таких приемов привело к продвижению учеников на более высокий уровень овладения навыками языковой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимова Александра Юрьевна, Манджиева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of linguistic competence’ skills in primary school pupils in the English lesson

This article shows the results of psychological pedagogic experiment of one important problem the problem of formation skills of linguistic competence of primary school pupils at English lessons. Every year the demand for people, who speak foreign languages, is increasing. A modern specialist should not only speak a foreign language, but also to be able to effectively apply it in everyday and professional communication. Language competence of primary school pupils is the ability of the individual adequately to use the acquired knowledge of the language system (phonetics, grammar, vocabulary) as a means of communication in the receptive and productive kinds of speech activity. In order to investigate the levels of the formation skills of language competence of primary school pupils’ the model has been developed and described. The article gives a brief description of the goals, problems and principles of the experiment. It discloses the main structural components of the model, as well as the approaches that we have taken as a basis for its creation. Also, at one stage of the experimental work, we have used the national-regional component, which contributed to the development of the rich cultural and spiritual identity, strengthening the respect for national culture and other cultures. In the process of learning there arose the respect for national traditions of the people of the republic in which they live. The results confirm that during the lessons of the English language the teacher must use visual and hands-out material, cards, watching cartoons in English, listening to the authentic texts, outdoor active games. The use of these techniques has led to the promotion level of mastery of the skills of the language competence of primary school pupils.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка»

обще чем больше делаешь набросков, тем лучше. Особенно для художника на начальном этапе развития, потому что ставишь глаз и руку и это, прежде всего, за счет набросков и их количества. Когда я учился, я делал очень много набросков. Во время учебы с нас требовали по 50 набросков в неделю. Мы постоянно ездили на вокзал, ходили на базар. Все это требовали преподаватели, теперь я сам понимаю их значимость».

Со временем у художника появляется опыт в выполнении зарисовок и этюдов, и поэтому меняется взгляд на то, какую роль они играют в творчестве художника. Во время обучения это процесс спонтанный, которым чаще всего руководят преподаватели. В процессе собственного творчества появляется понимание того, что дают скицы и потребность в их постоянном выполнении. Формируется профессиональный взгляд на вспомогательные рисунки.

Выполнение скицев помогает шлифовать мастерство владения изобразительными средствами, отра-

батывать практические навыки рисования. Процесс создания набросков и этюдов вызывает у художника состояние приподнятости, заинтересованности делать работу творческой созидательной. Важно и то обстоятельство, что рисующие тут же видят результаты своего труда, могут быстро выполнить несколько набросков одного и того же объекта. Поиски художественного решения можно осуществлять незамедлительно и многократно. У художника имеется возможность экспериментировать, искать, осуществлять интересную и продуктивную творческую работу.

Библиографический список

1. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. -М.: Просвещение, 1984. - 240 с.

2. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. -М.: Просвещение, 1986. - 159 с.

3. Унковский А.А. Рисунки - наброски. - М.: Просвещение, 1982. - 40 с.

УДК 373.5.016:811.111 ; 37. 091.3

Трофимова Александра Юрьевна Манджиева Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент Калмыцкий государственный университет, г. Элиста sasha.trofimova. [email protected], [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье показаны результаты психолого-педагогического эксперимента одной из немаловажных проблем — формирование навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка. Предложена краткая характеристика целей, задач и принципов эксперимента, раскрыты основные структурные компоненты модели, а также подходы, которые мы взяли за основу при ее создании. Также на одном из этапов опытно-экспериментальной работы мы использовали национально-региональный компонент, что способствовало развитию культурной и духовно богатой личности, укреплению уважения к национальной культуре и культуре другого народа. В процессе изучения возникло уважение к национальным традициям своего народа, к народу той республики, в которой они проживают. Полученные результаты подтверждают, что на уроках английского языка необходимо использовать наглядный раздаточный материал, карточки, просмотр мультфильмов на английском языке, прослушивание аутентичного текста, подвижные игры. Использование таких приемов привело к продвижению учеников на более высокий уровень овладения навыками языковой компетентности.

Ключевые слова: Английский язык, языковая компетентность, младший школьник, модель, психолого-педагогический эксперимент, национально-региональный компонент, говорение, аудирование, чтение, письмо.

С развитием культурных и экономических отношений между странами и народами повышается роль изучения иностранных языков. С каждым годом возрастает спрос на людей, которые владеют иностранными языками. От современного специалиста требуется не только владение иностранным языком, но и то, насколько эффективно он сумеет использовать его в сфере повседневной и профессиональной коммуникации. Но это невыполнимо без знания общественных норм, духовных ценностей и традиций других народов.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования главным назначением предмета «Иностранный язык» является формирование навыков

языковой компетентности [6, с. 8]. Термин «языковая компетентность» означает совокупность языковых знаний, навыков и умений, освоение которыми позволяет реализовывать иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в различных сферах деятельности, а также способствует развитию языковых способностей обучаемых [2, с. 362]. Учащиеся начинают изучать иностранный язык со 2 класса, потому что именно в этом возрасте они наиболее восприимчивы к усвоению языка, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. В свою очередь, изучение иностранного язы-

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Трофимова А.Ю., Манджиева Е.В., 2014

ка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, развитию их познавательных способностей, формированию общеучебных умений учащихся [5, с. 19].

Для формирования навыков языковой компетентности у учащихся начальных классов нами была разработана соответствующая модель. В качестве цели мы определили: повышение уровня сформи-рованности навыков языковой компетентности учащихся начальных классов. Для ее достижения следовало решить ряд задач: 1) осознание значимости изучения иностранного языка в процессе формирования навыков языковой компетентности; 2) приобретение системы знаний и опыта познавательной деятельности в области иностранного языка, необходимых для осуществления коммуникации; 3) развитие и применение сформированных ключевых компетенций в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. При проектировании модели за основу были взяты следующие принципы: научности, доступности и прочности знаний, единства теории и практики, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, индивидуального подхода. Основными структурными компонентами модели выступили содержательный, операционный и оценочно-результативный. Содержательный - раскрывается через основные направления деятельности по формированию навыков языковой компетентности: фонетическая, грамматическая и лексическая компетентность. Операционный - включает в себя описание этапов, задач, методов, средств и результатов обучения по формированию навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка. В состав операционного компонента входят три этапа: информационно-ориентировочный, преобразовательно-корректирующий, а также деятельностный. Оценочно-результативный компонент модели включает в себя интегративный критерий сформированности навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка, уровни сформированности навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка и результат функционирования модели. Для эффективного формирования навыков языковой компетентности младших школьников были определены следующие педагогические условия: 1) управление познавательной деятельностью учащихся начальных классов посредством индивидуальной и групповой совместной работы; 2) повышение интереса и мотивации к изучению иностранного языка; 3) отбор культу-роведческого материала [4, с. 16-17].

При создании модели за основу были взяты целостный, деятельностный и личностно-ориентиро-

ванный подходы. Целостность воспитательного процесса носит поэтапный и целостный характер, постепенность, непрерывность и преемственность, соответствует объективной логике становления и развития навыков языковой компетентности. Мы выбрали деятельностный подход к построению модели формирования навыков языковой компетентности у младших школьников по причине установленных в отечественной психологии данных о том, что неизменным основанием развития человека как личности выступает деятельность. Процесс формирования навыков языковой компетентности невыполним без ориентации в процессе воспитания на потребности и возможности личности, без формирования личностного опыта. Эти позиции реализует личностно-ориентированный подход, где основной процессуальной характеристикой является педагогическая ситуация, актуализирующая личностные функции обучаемых [3, с. 13-17].

Разработанная модель была апробирована в ходе психолого-педагогического эксперимента (20112015г.) Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ЧОУ ОШ «Перспектива». В эксперименте принимали участие учащиеся 4-х классов. 4 «А» класс - 15 человек: 9 девочек и 6 мальчиков. 4 «Б» класс - 17 человек: 11 мальчиков и 6 девочек.

Цель нашего эксперимента состояла в том, чтобы сформировать навыки языковой компетентности у младших школьников на уроках английского языка. Психолого-педагогический эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе мы определили контрольную и экспериментальную группы. Целью первого этапа являлось исследование и определение уровня сформированности навыков языковой компетентности младших школьников. На начальном этапе проводилось собеседование, которое показывало уровень первоначальной подготовки учеников. Проверялся запас знаний по английскому языку: алфавит, название цветов, диких и домашних животных, счет. Чтобы проверить уровень знаний в четырех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо) учащимся были предложены задания и упражнения. Вследствие обработки заданий и упражнений мы выявили первоначальные уровни владения учащимися вышеперечисленных аспектов языковой компетентности.

На втором - формирующем этапе эксперимента была реализована модель формирования навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка. Целью данного этапа явилось оптимальное общее развитие каждого ученика, формирование навыков языковой компетентности, творческих способностей и нравственной ответственности. На этом этапе активизировалась учебная деятельность младших школь-

Таблица 1

Первоначальный уровень знаний учащимися четырех видов речевой деятельности (в %)

Аспекты языковой компетентности Контрольная группа Экспериментальная группа

Чтение 50,2 48,9

Говорение 49,7 53,3

Аудирование 51,6 49,5

Письмо 52,5 47,3

ников по формированию навыков языковой компетентности. Нами систематично проводились уроки, в которые мы включили подвижные игры, наглядный и раздаточный материал, песни и зарядки, диалоги и монологи на английском языке. Для того чтобы учащиеся овладели навыками говорения мы неоднократно ставили мини-спектакли на английском языке. В течение нашего эксперимента мы разучивали с ребятами песенки, узнавали новые слова, словосочетания и предложения, небольшие стихотворения, которые потом воссоздали в нашем мюзикле. Например, в процессе постановки спектакля «Puff-the-ball» мы вместе с учащимися готовили костюмы и декорации. Благодаря совместному делу они сдружились, научились слушать, прислушиваться и помогать друг другу. Мы старались сделать так, чтобы ребята понимали речь, не боялись допустить ошибку, чтобы они заговорили. Также происходила тренировка правильного произношения фраз и реплик. Учащиеся были полностью погружены в работу. Для них это было очень увлекательное, интересное и необычное занятие. Для того чтобы развить навыки аудирования нами был показан ряд познавательных и обучающих мультфильмов на английском языке. Вместе с динозавриком GoGo и свинкой Pepe дети не только смотрели красочный и интересный мультфильм, но и воспринимали иноязычную речь на слух. С целью развития навыков письма мы разработали комплекс упражнений с использованием национально-регионального компонента. Это оказало благоприятный результат на обучение письму и развитие учеников в целом. Например, заканчивая изучение темы «еда», ребятам предлагалось выполнить упражнения: Составьте предложения: Пример: I like cheese. - Мне нравится сыр.

I don't like milk. - Мне не нравится молоко.

Kalmyk tea

I cheese

We like potato

You don't like bortsogs

They apple juice

milk

Посмотри на картинки и скажи, что ты обычно ешь на завтрак, обед, ужин (даются картинки блюд, в том числе блюда калмыцкой кухни).

I have__,___and___for

breakfast.

I don't have____for breakfast.

For lunch I have___and___.

I don't have___for lunch.

For dinner I have__,__and__.

I don't have___for dinner.

Так же, учащимся давались упражнения, в которых они должны были рассказать о праздниках Калмыкии и Британии, сравнить их. Выполняя такие задания на региональном материале, у школьников создается наиболее полное представление о культуре разных стран, они видят пользу в изучении английского языка, и впоследствии у них повышается интерес к предмету. Школьники начинают понимать, что английский язык актуален не только для общения в англо-говорящих странах, но это еще и язык, на котором можно думать, выказывать свое мнение и отношение, возражать, приводить аргументы и просто общаться в классе.

Включение регионального компонента в изучение иностранного языка способствует развитию культурной и духовно богатой личности, укрепляет уважение к национальной культуре и культуре других народов. В процессе изучения возникает уважение к национальным традициям своего народа, к народу той республики, в которой они проживают.

Основы тем и ситуаций для устной монологической и диалогической речи были собраны с учетом жизненного опыта школьников. Это способствовало их активности на занятиях. Учащимся всегда хочется рассказать о том, что им близко, что они хорошо знают, о том, что их окружает. Ведь всегда можно легко собрать материал о своем городе. Этим мы не только расширили их словарный запас, но и заложили элементарные знания, которые свободно запоминаются и всплывают в нужном месте и в нужный час. Например: составьте предложения по образцу, используя слова под картинками:

Образец: We get up early at Zul (Мы встаем рано на праздник Зул)

1) boil Kalmyk tea (варить калмыцкий чай)

2) make bortsogs (делать борцоги)

3) invite relatives and friends (приглашать родственников и друзей)

4) go to the Buddhist temple (ходить в Буддистский Храм)

5) light up icon lamps (зажигать лампадки)

34

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Таблица 2

Результаты опытно-экспериментальной работы (в %)

Аспекты языковой компетентности Начало эксперимента Конец эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

Чтение 50,2 48,9 37,2 64,8

Говорение 49,7 53,3 41,7 57,3

Аудирование 51,6 49,5 35,6 67,5

Письмо 52,5 47,3 33,4 65,2

6) read a prayer (читать молитву)

7) dance (танцевать)

8) play the dombra (играть на домбре)

Проверь себя:

1. We boil Kalmyk tea at Zul.

2. We make bortsogs at Zul.

3. We invite relatives and friends at Zul.

4. We go to the Buddhist temple at Zul.

5. We light up icon lamps at Zul.

6. We read a prayer at Zul.

7. We dance at Zul.

8. We play the dombra at Zul.

Национально-региональный компонент можно

применять при прохождении многих тем, сравнивая при этом американскую и английскую жизни с нашей.

На контрольном этапе нами повторно были применены задания и тесты, которые были направлены на выявление уровня знаний учащихся в четырех видах речевой деятельности. Анализ тестов в начале и конце опытно-экспериментальной работы позволил нам установить, что результаты сформированности навыков языковой компетентности младших школьников в экспериментальной группе превосходят результаты в контрольной группе.

Итоги проведенной работы позволяют зафиксировать качественные и количественные изменения по степени сформированности у младших школьников языковых навыков.

Таким образом, реализация модели формирования навыков языковой компетентности младших школьников, показала необходимость использова-

ния на уроках наглядного раздаточного материала, карточек, зарядок с элементами иноязычной речи, просмотр мультфильмов на английском языке, прослушивание аутентичного текста, подвижные игры, что в свою очередь, привело к продвижению учеников на более высокий уровень овладения навыками языковой компетентности.

Библиографический список

1. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy English для 2-11 классов общеобраз. учрежд. / М.З. Биболето-ва, Н.Н. Трубанева. - Обнинск: Титул, 2012. - 49 с.

2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

3. Мугуев Г.И. Моделирование целостного образовательного пространства // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 3. - С. 13-17. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rae.ru/use/?section=content&op = show_article&article_id=7782756 (дата обращения: 25.09.2014).

4. Пенская З.П. Формирование языковой компетентности студентов технического колледжа средствами мультимедиа: Автореф. ... канд. пед. наук. -Астрахань, 2010. - 23 с.

5. Примерные программы начального общего образования: в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2010. - 26 с.

6. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). - 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.