УДК 159.95 ББК 88.8
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10181 © С.Н. Федотов, Ю.В. Чуманов, Д.В. Русецкая, Ю.Д. Милюкова, 2019
Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КОМАНДИРОВ УЧЕБНЫХ ВЗВОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Сергей Николаевич Федотов, начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, доктор психологических наук, профессор
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: fedotovsn@mail.ru
Юрий Викторович Чуманов, преподаватель-методист факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров, кандидат психологических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: yvc90@mail.ru
Дарья Вячеславовна Русецкая, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров, кандидат психологических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: yvc90@mail.ru
Юлия Дмитриевна Милюкова, курсант института психологии служебной деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: milyukova.jd@mail.ru
Аннотация. Ввиду совершенствования процесса профессиональной подготовки сотрудников МВД России и процесса морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, особую актуальность приобретают знания, накопленные в психологии труда. В статье рассматриваются психологические особенности развития коммуникативной компетентности младших командиров учебных взводов образовательных организаций МВД России. Определена значимость коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности младшего начальствующего состава и ее роль в урегулировании отношений в служебном коллективе. Представлено опытно-экспериментальное исследование по изучению коммуникативной компетентности у младших командиров учебных взводов и апробирована авторская программа социально-психологического тренинга, направленная на развитие коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, служебный коллектив, младшие командиры, профессиональная подготовка, общение, коммуникативная компетентность.
THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE COMMANDERS TRAINING PLATOONS EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
Sergey Nikolaevich Fedotov, head of educational and scientific complex psychology of performance, doctor of psychology, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: fedotovsn@mail.ru
Yuri Viktorovich Chumanov, teacher-Methodist of the faculty of training scientific-pedagogical and scientific personnel, candidate of psychological sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: yvc90@mail.ru
Daria Vyacheslavovna Rusetskaya, adjunct of the faculty of training scientific-pedagogical and scientific Personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: dasha_rusik@mail.ru
Julia Dmitrievna Milyukov, Cadet of the Department of the Institute of performance psychology Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: milyukova.jd@mail.ru
Annotation. In view of improvement of process of professional training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia and process of moral and psychological providing quickly-office activity, the knowledge gained in psychology of work acquire actual importance. In the present work psychological features of development of communicative competence of Junior commanders of educational platoons of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia are considered. The importance of communicative competence in the professional activity of Junior officers and its role in the regulation of relations in the service team is determined. Experimental research on the study of communicative competence of Junior commanders of training platoons is presented and the author's program of socio-psychological training aimed at the development of communicative competence is tested.
Keywords: professional activity, service staff, Junior commanders, professional training, communication, communicative competence.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Федотов С.Н., Чуманов Ю.В., Русецкая Д.В., Милюкова Ю.Д. Развитие коммуникативной компетентности командиров учебных взводов образовательных организаций МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):276-83.
Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации определила основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Их значимость и важность объясняются тем, что от уровня профессионализма и компетентности сотрудников органов внутренних дел, их профессиональной мотивации, готовности и способности стоять на страже закона в решающей степени зависят укрепление государственности, правопорядка, общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью.
При этом следует отметить, что профессиональная деятельность сотрудников полиции предполагает тесное взаимодействие как с коллегами по службе, так и с гражданами России. Так, например, ст.10 ФЗ «О полиции» гласит, что в своей деятельности полиция взаимодействует «с общественными объединениями, организациями, гражданами»1. Цель этого взаимодействия определяется основным предназначением полиции — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, а также обеспечение общественной безопасности [1].
На сегодняшний день психологическая служба МВД России уделяет особое внимание коммуникативной компетентности сотрудника полиции (умение грамотно и корректно общаться является одним из факторов позитивного имиджа сотрудника полиции). Это также нашло своё отражение в работе сотрудников отдела организации психологической работы управления по работе с личным составом Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя с младшими командирами учебным взводов. Это связано с тем, что психологическое знание становится все более необходимым средством достижения профессиональной цели специалиста, работающего в сфере «человек —
человек», к которой относятся профессии правоохранительной деятельности. Повышенный интерес к проблеме особенностей и возможностей коммуникации в профессиональной деятельности младших командиров обусловлен стремлением овладеть ее механизмами и средствами, способствующими успешному выполнению учебно-служебных задач в процессе взаимодействия с подчинёнными, а также вышестоящим руководством.
При назначении на должность младших командиров учебных взводов, сотрудники психологического отдела изучают уровень сформированности следующих коммуникативных качеств: грамотно взаимодействовать с руководством курса и факультета, профессорско-преподавательским составом, а также с рядовыми курсантами; устанавливать психологический контакт с подчинёнными; создавать и поддерживать благоприятную обстановку в процессе общения с подчинёнными; уметь визуально психологически диагностировать личностные особенности личного состава и использовать их в процессе общения с ними; оказать психологическое влияние на курсанта; психологически проанализировать и оценить обстановку процесса общения и др. Вышеуказанные действия составляют основу профессионального общения младшего начальствующего состава, которые ежедневно вступают во взаимодействие с подчинённым личным составом учебных взводов.
Следует признать, что уровень коммуникативной компетентности курсантов находится на различном уровне. Но именно наличие данного качества, как одного из важнейших, способствует успешному взаимодействию курсантов в коллективе и между собой, а также приводит к взаимопониманию, сплочённости в группе и эффективному выполнению поставленных
служебных задач.
Вопросами общения занималось большое количество зарубежных и отечественных ученых. Многие подходы к рассмотрению данной проблемы схожи между собой и дополняют друг друга, но также имеют и различия.
Под коммуникативной компетентностью мы понимаем определённую готовность и умение строить контакт с людьми на разной психологической дистанции. Коммуникативная компетентность включает в себя технологический (знания, умения, навыки) и личностный (личностные качества) потенциал. Также она обеспечивает эффективное общение, реализуя за счет вербальных и невербальных действий гибкие коммуникативные стратегии.
Один из первых в отечественной психологии, кто рассмотрел в своих научных трудах понятие «коммуникативная компетентность», был А.А. Бодалев, который трактовал его как способность индивида устанавливать и поддерживать эффективный контакт с людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний, навыков и умений)[2].Подобного мнения, связанного с концентрацией внимания на ресурсах, придерживается и отечественный социальный психолог Г.М. Андреева, она понимает под коммуникативной компетентностью систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия[3].
Через призму коммуникативных навыков и умений и связь с деятельностью рассматривают коммуникативную компетентность и многие другие ученые. Так, например, Л.А. Петровская раскрывает содержание коммуникативной компетентности в рамках деятельностного подхода. По её мнению коммуникативная компетентность представляет собой совокупность умений и навыков, которые необходимы для построения эффективного коммуникативного действия в определенной ситуации межличностного общения[4]. Соотношение компетентности и навыков общения предполагает готовность и умение строить контакт на различных психологических дистанциях (отстраненной и близкой). Одним из главных показателей компетентности в общении, является гибкость в адекватной смене психологических позиций и пр.
Кроме того, проведенный анализ научной литературы позволил сформировать перечень профессионально важных качеств младших командиров образовательных организаций МВД России, как сотрудников полиции: профессионально-психологическая ориентированность личности курсанта; развитые волевые качества (умение в сложных и критических ситуациях владеть собой и контролировать эмоции); хорошо развитые коммуникативные качества (устанавливать и поддерживать контакт и доверительные отношения с личным составом учебного взвода); способность оказывать психологическое воздействие на курсантов в случае необходимости выполнения особого поручения.
В процессе взаимодействия с личным составом эффективность деятельности младших командиров учебных взводов в значительной степени зависит от грамотного владения и применения ими различных приёмов и техник профессионального общения.
Под профессиональным общением А.М. Столя-ренко понимает «вид деятельности, направленный на решение профессиональных задач и состоящий из «профессионально-психологических действий, которые отличаются «наличием психологических задач и осуществляются психологическими средствами, приемами и методами»»[5].
Указанные выше профессионально-психологические действия носят вспомогательный характер при решении различных служебных задач, но результативность их решения возрастает, если командир психологически грамотно осуществляет следующие профессионально-психологические действия:
• создаёт и поддерживает благоприятный климат в учебном взводе;
• устанавливает доверительные отношения с личным составом;
• анализирует и оценивает способности подчинённого по выполнению тех или иных служебных задач;
• оказывает психологическую и моральную поддержку личному составу [6].
Совокупность перечисленных выше профессионально-психологических действий не только условно структурирует профессиональное общение, но и обеспечивает его эффективность. Более того, указанные действия являются фундаментом для развития и совершенствования коммуникативных навыков младшего начальствующего состава.
Соответственно, одной из значимых функций профессорско-преподавательского состава и сотрудников отдела организации психологической работы является обучение командиров учебных взводов грамотному владению профессионально-психологическими действиями, тем самым развивать у них навыки профессионального общения с личным составом.
Центральное место в деятельности младшего начальствующего состава занимает непосредственно работа с подчинёнными, в рамках которой и командир учебного взвода, и курсанты выступают в качестве субъектов совместной деятельности в системе «человек-человек». Соответственно, успешность такой деятельности во многом определяется умением грамотно и профессионально строить своё общение. Нормативные правовые документы МВД России подчеркивают недопустимость высокомерного тона, грубости, заносчивости, иронического или невежливого изложения замечаний, выражений и реплик, оскорбляющих человеческое достоинство, предъявления незаслуженных обвинений в процессе взаимодействия и т.д.[7].
В соответствии с Приказом от 02 сентября 2013 г. №660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутрен-
них дел Российской Федерации»2, одной из функций психолога является проведение занятий по развитию коммуникативной компетентности как сотрудников, так и руководителей подразделений и служб [8].
Соответственно, ниже остановимся более подробно на организации и проведении дополнительных занятий с младшим начальствующим составом.
Деятельность командиров обусловлена следующим рядом факторов:
• противоречия между взглядами командиров и подчинённых на ту или иную проблему (уровень значимости, её актуальность для личности курсанта в отдельности);
• отказ курсантов от выполнения поставленных задач (по состоянию здоровья, по собственному нежеланию, халатности);
• неподготовленность личного состава к учебным занятиям и т.д.
Психологическая насыщенность выполнения должностных обязанностей требует формирования у командиров особых коммуникативных навыков: умение настроить личный состав на слаженную и эффективную работу, грамотное объяснение перераспределение нагрузки по объективным причинам (дополнительное несение службы в суточном наряде, по охране общественного порядка и в иных мероприятиях), поощрение курсантов за особый вклад в деятельность учебного взвода, разрешение конфликтной ситуации, сложившейся в учебном взводе и др.
Одним из ведущих способов совершенствования умений и навыков общения младшего начальствующего состава с подчинёнными является социально-психологический тренинг.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что в процессе социально-психологического тренинга у младшего начальствующего состава развиваются и совершенствуются навыки грамотного применения психотехник профессионального общения, которые способствуют эффективному выполнению учебно-служебных задач.
В проведённом нами исследовании приняли участие 28младших командиров пяти факультетов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя: факультета подготовки сотрудников для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, факультета подготовки сотрудников в области информационной безопасности, Международно-правового факультета, института психологии служебной деятельности и института судебной экспертизы (7 учебных взводов -4 командира на взвод), разделённые на две группы. В ходе опроса личного состава учебных взводов указанных факультетов было выявлено наличие факторов некомпетентности во взаимоотношений между командирами и подчинённым по различным причинам, например, в силу возрастных и личностных особенностей, сложности социальной и профессиональной адаптации младших командиров к руководящей должности и др.
Первая группа — экспериментальная (14 человек) — исследовалась перед началом социально-психологического тренинга и сразу после проведения серий занятий. Вторая группа — контрольная (14 человек) — исследовалась вместе с экспериментальной группой перед проведением социально-психологического тренинга и после занятия психологическим тренингом с экспериментальной группой. То есть контрольная группа не принимала участия в социально-психологическом тренинге.
Возраст испытуемых от 19 до 22 лет.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап: Констатирующий эксперимент. На данном этапе проводилась первичная диагностика уровня коммуникативной компетентности у всей выборки курсантов до проведения социально-психологического тренинга.
2 этап: Формирующий эксперимент. На данном этапе проводился социально-психологический тренинг в экспериментальной группе.
3 этап: Контрольный эксперимент. На данном этапе проводилась повторная диагностика уровня коммуникативной компетентности в экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга и контрольной группе. Оценка различий в группах до и после проведения социально-психологического тренинга, составление рекомендаций.
Комплекс методов для оценки эффективности совершенствования коммуникативной компетентности младшего начальствующего состава:
• 16-факторный опросник Кеттелла, для получения общего профиля личности младшего командира, а так же сочетание факторов А и Н, которое отражает способность умения общаться и потребность личности в общении;
• Тест-опросник КОС, для исследования коммуникативных способностей;
• Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко — для исследования умений сопереживать и понимать мысли и чувства партнера по общению.
Целью тренинга является развитие коммуникативной компетентности у младших командиров учебных взводов образовательных организаций МВД России для успешного выполнения учебно-служебных задач.
Задачи социально-психологического тренинга:
1) развитие умений, помогающих осознавать наличие проблемных профессиональных ситуаций;
2) развитие способности анализировать данную ситуацию и своё поведение в ней;
3) совершенствование навыков общения и поведения, способов разрешения психологически сложных ситуаций.
Структура программы социально-психологического тренинга: За основу структуры тренинга взяты традиционные для социальной психологии три компонента процесса общения (коммуникативная, интерактивна и перцептивная стороны общения). Тренинг коммуникативной компетентности состоит из четырех
основных разделов.
Первый раздел тренинга направлен на совершенствование умений и навыков коммуникативной стороны общения, где каждый командир совершенствует психотехники обмена, получения и передачи информации, мнений, переживаний.
Второй раздел тренинга нацелен на совершенствование навыков интерактивной стороны общения, а именно обмен ролями и действиями.
Третий раздел тренинга направлен на совершенствование умений и навыков перцептивной стороны общения. Успешность протекания процесса общения зависит от правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнёров по общению.
Четвертый раздел тренинга обращен на развитие навыков грамотного применения ранее освоенных психотехник в различных ситуациях взаимодействия с подчинённым личным составом.
Общая продолжительность социально-психологического тренинга: 28 часов — 14 встреч продолжительностью по 2 часа, в течении месяца.
Итак, на первом этапе исследования была проведена диагностика двух групп младших командиров: контрольной и экспериментальной, у которых оценивался уровень коммуникативной компетентности до проведения социально-психологического тренинга. Результаты по методике 16-факторного опросника Кеттелла были следующие: фактор «А» у экспериментальной группы — 4,1 стен, фактор «Н» — 4 стена; у контрольной группы — фактор «А» — 4,2 стена, фактор «Н» — 4,1 стен. (в диапазон от 4 до 7 входят результаты средних значений)
Фактор «А» — дает показатель степени общительности, фактор «Н» — смелость, сочетание двух факторов отражает способность умения общаться и потребность личности в общении.Существенных различий между группами не наблюдается, можно сказать, что младшие командиры имеют сравнительно одинаковые показатели и нуждаются в развитии коммуникативных способностей, которые помогут им эффективно выполнять поставленные оперативно-служебные задачи.
По результату теста-опросника КОС, мы выявили следующие результаты: экспериментальная группа — коэффициент коммуникативных склонностей (ККС) — 0,60; у контрольной группы — 0,58. В обоих случаях шкала оценки равна 3 (диапазон коэффициентов 0,5-0,65), что входит в средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Командиров можно характеризовать, как общительных, активных людей, которые не ограничивают круг знакомств, но потенциал коммуникативных склонностей не отличаются устойчивостью. Данные командиры нуждаются в формировании и развитии коммуникативных навыков и способностей. Различий между экспериментальной и контрольной группах не наблюдается (полученные результаты находятся в одном диапазоне).
На втором этапе исследования, с экспериментальной группой младших командиров был проведен со-
циально-психологический тренинг, в ходе которого мы использовали кроме эксперимента следующие методы исследования: включенное наблюдение, анализ процесса и результатов коммуникативной деятельности и взаимодействия командиров в рамках выполняемых упражнений и заданий.
За время проведения занятий социально-психологического тренинга были зафиксированы следующие особенности динамики проявления коммуникативной компетентности внутри группы:
На протяжении первых двух занятий у курсантов наблюдалась закрытость, состояние подозрения и испытывали сложность в «открытии» себя перед другими участниками группы. Нередко возникали ситуации соперничества, установления лидерства, нежелание вести конструктивный диалог.
Благодаря заинтересованности участников группы в достижении успеха при выполнении тренинговых упражнений и заданий, а также осознании необходимости в развитии своих коммуникативных способностей, у командиров были зафиксированы следующие психологические особенности: открытость, доброжелательность, желание устанавливать контакт друг с другом, а также рефлексия собственных действий, осознание собственных ошибок, допускаемых в общении и поиск способов их решения.
Общее эмоциональное состояние после каждого занятия приподнятое. По словам участников тренинга, все задания были полезными, помогли найти проблемы, над которыми необходимо работать для достижения желаемого результата в общении. С помощью занятий командиры лучше узнали друг друга, повысили свою готовность к эффективному профессиональному общению, так же справились с некоторыми барьерами общения. Научились рефлексировать свои и действия партнёра по общению.
На третьем этапе исследования была проведена повторная диагностика коммуникативной компетентности в экспериментальной и контрольной группах, оценка изменений в результатах экспериментальной группе в результате проведения социально-психологического тренинга. (Результаты диагностики предоставлены в таблицах).
Изменения изучаемых параметров коммуникативной компетентности у экспериментальной и контрольной группы младших командиров были проверены на достоверность с помощью G-критерия знаков, который позволяет определить изменение значения переменной при переходе от одного измерения к другому в сторону улучшения или ухудшения (таблица 1).
Как мы видим из таблицы в экспериментальной группе младшего начальствующего состава произошли позитивные изменения. Так, у 82 % младших командиров (10 чел.) повысились показатели фактора А (общительность), и у всей группы 100% (12 чел.) повысились показатели по фактору Н (смелость), но остались в пределах среднего значения этого фактора. На основании чего можно сделать вывод, что доказана достовер-
ность сдвигов в положительную сторону по факторам А и Н в экспериментальной группе. Это означает, что после проведения занятий в форме социально-психологического тренинга в экспериментальной группе у значительной части младших командиров отмечается более высокий уровень общительности, что позволили им эффективно выполнять поставленные оперативно-служебные задачи. Более развитые коммуникативные навыки сотрудников способствуют установлению кон-
тактов с гражданами, а также снижению уровня напряженности при общении с большой группой людей.
В контрольной группе доказана достоверность отрицательных сдвигов по факторам А и Н. Это означает, что за время проведения социально-психологического тренинга с экспериментальной группой, у 25% младших командиров (3 чел.) произошли изменения коммуникативной компетентности в положительную сторону (таб. 2).
Таблица № 1
Достоверность изменений по G-критерию в экспериментальной и контрольной группах младших командиров по методике 16- факторного опросника Кеттелла
Экспериментальная группа Контрольная группа
А н А н
N 12 12 12 12
0 2 0 8 9
N 10 12 4 3
+ 10 12 1 0
- 0 0 3 3
Gкр — р<0,05 (Оэмп=2)
Таблица № 2
Достоверность изменений по G-критерию в экспериментальной и контрольной группах младших командиров по тесту-опроснику КОС
Экспериментальная группа Контрольная группа
N 12 12
0 4 10
N 8 2
+ 7 1
- 1 1
Gкр — р<0,05 (Оэмп=2)
Как мы видим из таблицы в контрольной группе младших командиров достоверность сдвигов не доказана, т.е. не произошло статистически значимых сдвигов. В экспериментальной группе доказана достоверность положительных сдвигов у 58% из числа младших командиров (7 чел.). Это означает, что у данных командиров отмечается положительная тенденция в развитии коммуникативных склонностей, которые принимали участие в социально-психологическом тренинге.
Таблица № 3
Достоверность изменений по G-критерию в экспериментальной группе младших командиров по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко
Шкалы N 0 п + -
Рациональный канал эмпатии 12 11 2 1 1
Эмоциональный канал эмпатии 12 5 7 7 0
Интуитивный канал эмпатии 12 7 5 3 2
Установки, способствующие/препятствующие эмпатии 12 10 2 2 0
Проникающая способность в эмпатии 12 9 3 2 1
Идентификация в эмпатии 12 7 5 4 1
Gкр — р<0,05 (Оэмп=2)
Таблица № 4
Достоверность изменений по G-критерию в контрольной группе младших командиров по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко
Шкалы N 0 п + -
Рациональный канал эмпатии 12 10 10 1 1
Эмоциональный канал эмпатии 12 12 0 0 0
Интуитивный канал эмпатии 12 10 2 1 1
Установки, способствующие/препятствующие эмпатии 12 12 0 0 0
Проникающая способность в эмпатии 12 9 3 1 2
Идентификация в эмпатии 12 10 2 1 1
Gкр — р<0,05 (Оэмп=2)
Оценив полученные данные в таблице по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, в экспериментальной группе младших командиров статистически доказана достоверность положительных сдвигов по шкалам: эмоциональный канал эмпатии — у 58% из числа младших командиров (7 чел.); интуитивный канал эмпатии — 25% командиров (3 чел.); установки, способствующие/препятствующие эмпатии у 17% командиров(2 чел.); проникающая способность в эмпатии — 17% командиров(2 чел.); и идентификация в эмпатии у 33% командиров(4 чел.). Показатели по шкалам — эмоциональный канал эмпатии; установки, способствующие/препятствующие эмпатии и идентификация в эмпатии остались в диапазоне средних показателей, показатели по шкале проникающая способность в эмпатии стали высокими. Показатели по шкале интуитивный канал эмпатии остался в диапазоне высоких значений, но количество ответов младших командиров с высокими результатами увеличилось. Это говорит о том, что командиры экспериментальной группы научились сопереживать и эмоционально подстраиваться под партнера по общению. В отличие от экспериментальной группы в контрольной группе младших командиров статистически не доказана достоверность сдвигов, за исключением отрицательного сдвига по шкале проникающий способности в эмпатии у 17% командиров (2 чел), показатели остались в среднем диапазоне значений. Уровень эмпатии у командиров контрольной группы остался прежний.
Обобщив вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что применение социально-психологического тренинга оказало позитивное влияние на развитие коммуникативной компетентности младшего начальствующего состава. Проведенная психологом работа с младшим начальствующим составом, которая носила целенаправленный и систематический характер в виде тренинговых упражнений и элементов деловой игры оказала влияние на развитие коммуни-
кативной компетентности у командиров, что в свою очередь способствовала повышению эффективности выполнения учебно-служебной деятельности.
Проанализировав полученные данные в обеих группах, можно сделать вывод, что социально-психологический тренинг изменил уровень коммуникативной компетентности в экспериментальной группе. До проведения тренинга показатели говорили о необходимости развития коммуникативной компетентности младшего начальствующего состава учебных взводов, после проведения тренинга — о положительных показателях, которые необходимы для эффективного и грамотного взаимодействия с личным составом.
Данные полученные в настоящей статье будут способствовать дальнейшим экспериментальным исследованиям, с целью совершенствования морально-психологического обеспечения и оптимизации процесса профессионального обучения курсантов образовательных организаций МВД России.
1 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
2 Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».
Литература
1. Султанова Р.М., Чуманов Ю.В. Роль имиджа сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых мероприятий // Прикладная юридическая психология. 2018. №4. С. 102-108.
2. Бодалев А.А.Психология общения: энциклопедический словарь / Российской акад. образования, Психологический ин-т; под общ. ред. А.А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Когито-Центр, 2015. 671 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.:
Аспект-пресс, 2004. 375 с.
4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2001. 639 с.
6. Русецкая Д.В. Использование психофизического тренинга в рамках морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №6. С.301-305.
7. Камасова А.Г., Чуманов Ю.В. Правовое регулирование морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД как направление кадровой работы в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 51-53.
References
1. Sultanova R.M., Chumanov Yu.V. the Role of the image of police officers in ensuring public safety during mass events // Applied legal psychology. 2018. No. 4. P. 102-108.
2. Bodalev A. A. Psychology of communication: encyclopedic dictionary / Russian Academy of
Sciences. of education, Psychological Institute; under the General editorship of A. A. Volumes. 2-e Izd., Rev. and EXT. Moscow : Kogito-Tsentr, 2015. 671 p.
3. Andreeva G. M. Social psychology. Textbook for higher education. M.: Aspect-press, 2004. 375 p.
4. Petrovskaya L. A. Competence in communication. — Moscow: Moscow state University Publ., 1989. 216 p.
5. Stolyarenko A. M. Applied legal psychology. Textbook for universities. M.: Unity-Dana, 2001. 639 p.
6. Rusetskaya D. V. the Use of psychophysical training in the framework of moral and psychological training of employees of internal Affairs // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2019. No. 6. P. 301-305.
7. Kamasova A. G., Chumanov Yu. V. Legal regulation of moral and psychological support of operational and service activities of the ATS as a direction of personnel work in the internal Affairs bodies // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2017. No. 5. P. 51-53.
Психология служебной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Цветков В.Л. и др. 2019 г. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.
Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.