Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭРГАТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭРГАТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивность / эргатическая образовательная среда / взаимодеятельность / ситуационно-функциональный подход / cognition / ergatic educational environment / interaction / pedagogical support / situational and functional approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И И. Макашина

В работе рассматриваются вопросы, касающиеся когнитивности как целостного внутреннего свойства личности, благодаря которому происходит её дальнейшее развитие и трансформация в профессиональную компетенцию. Обосновано, что построение процесса обучения на основе ситуационно-функционального подхода способствует выполнению сущностных действий субъектов автономных функциональных систем – системы преподавателя и системы обучающегося. Показано, что взаимодеятельность субъектов эргатической образовательной среды обеспечивает не только принятие и понимание поставленной педагогом задачи, но и развитие когнитивности обучающихся. В статье представлен процесс образования нового знания – когнитивности, который происходит постепенно и определяется целью, а именно – повышением текущего уровня освоения учебной и/или квазипрофессиональной деятельности и информационными ресурсами, представленными тренажерами с актуальным программным обеспечением и предлагаемыми для решения поставленными педагогом задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COGNITION IN CONDITIONS OF INTERACTION OF SUBJECTS OF THE ERGATIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The paper examines issues related to cognition as an integral internal feature of a personality, due to which its further development and transformation into professional competence takes place. The work proves that the construction of the learning process based on a situational and functional approach contributes to the performance of the essential actions of the participants of autonomous functional systems – the teacher’s system and the student’s system. The research shows that the interaction of participants of the ergatic educational environment provides not only acceptance and understanding of the task set by the teacher, but also the development of students’ cognition. The article presents the process of formation of new knowledge – cognition, which occurs gradually and is determined by the goal, namely, increasing the current level of mastering educational and/or quasi-professional activities and information resources provided by simulators with actual software and proposed tasks set by the teacher.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭРГАТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

- уменьшение стоимости приобретаемого образования;

- возможности цифровизации обеспечить доступность и качество образования [7; 8] и др.

Содержание терминов «цифровое обучение» и «цифровой продукт» опирается на дистанционные технологии, где роль преподавателя, с одной стороны, расширяется, но, с другой, требует дополнительных компетенций [9; 10].

Когда мы говорим о цифровых продуктах, следует иметь в виду следующее:

- программы ДПП должны создаваться с учётом запроса рынка труда;

- целесообразно применение технологий адаптивного и гибридного обучения;

- нужны решения для системного управления образовательным процессом в ДПО;

- необходимо использование опыта применения цифровых образовательных продуктов и др.

Целесообразно при разработке цифрового продукта опираться на следующие принципы:

- принцип наглядности, обеспечивающий наполнение продукта различным контентом, включающим тексты, графику, тестовый материал, мультимедиа и др.;

- принцип систематичности, предполагающий создание логической структуры при наполнении контента;

- принцип последовательности, нацеленный на получение учебной информации, составляющей часть единой смысловой структуры продукта (курса);

- принцип доступности, учитывающий уровень базовых знаний и разные уровни трудности выполнения заданий;

Библиографический список

- принцип связи теории с практикой, предполагающий практическое применение полученных знаний в профессиональной деятельности.

Учёт перечисленных принципов для создания цифрового образовательного продукта позволяет не только расширить теоретические представления о развитии в этом направлении, но и упорядочить понимание и действия при реализации этого образовательного продукта в системе ДПО. Образовательный продукт не появляется на ровном месте. Это результат изучения потребностей рынка труда, позволяющий разрабатывать или собирать из готовых модулей актуальные образовательные программы.

Несмотря на то, что использование цифровизации в организациях дополнительного профессионального образования стало характеристикой современного образования, следует учитывать, что этот процесс изменяющийся, поэтому требует постоянного внимания и модернизации. Плюсы использования цифровизации очевидны, но необходимо помнить о важности регулярного повышения квалификации разработчиков, методистов и преподавателей, занимающихся реализацией программ ДПО. Применение цифровизации в системе профессионального дополнительного обучения соответствует потребностям государства и общества и требует постоянного бережного внимания к процессам, связанным с широким внедрением цифровых технологий. Привычные виды традиционных занятий никуда не исчезли. Они в условиях цифровой среды просто постепенно трансформируются в другой формат, позволяющий выстраивать образовательный процесс в более привлекательном для слушателя виде - с учётом потребностей, способностей, интересов и материальных возможностей обучающегося.

1. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ президента от 09.05.2017 № 203. Available at: https://www. garantru/products/ipo/prime/doc/71570570/?ysclid=lymxgb5wsu335702735

2. Приоритет 2030. Available at: https://priority2030.ru/analytics

3. Ибрагимова О.В., Кузнецова Н.В. Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании. ОТО. 2015; № 3: 421-435.

4. Серякова С.Б., Кравченко В.В. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ: монография. Москва: Прометей, 2016.

5. Трегубова Л.Б. Развитие системы маркетинговых технологий в дополнительном педагогическом образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2014.

6. Makashina I., Filatova E. E-learning environment for self-studies in maritime education and training. Global perspectives in MET: Towards Sustainable, Green and integrated Maritime Transport: 18th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings. Varna: Nikola Vaptsarov Naval Academy, 2017; Vol. 1: 45-53.

7. Приоритеты и модели цифровизации педагогического образования. Казань: Издательство Казанского университета, 2022.

8. Биленко П.Н. и др. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва, 2020.

9. Золотарёва Н.М., Рябко Т.В. О приоритетах государственной политики в развитии непрерывного образования взрослых в Российской Федерации. Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016; Т. 8, № 2: 7-11.

10. Зинченко В.О. Цифровизация как приоритетное направление развития дополнительного профессионального образования. Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. 2019; № 2 (7): 160-167.

References

1. O strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody. Ukaz prezidenta ot 09.05.2017 № 203. Available at: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71570570/?ysclid=lymxgb5wsu335702735

2. Prioritet2030. Available at: https://priority2030.ru/analytics

3. Ibragimova O.V., Kuznecova N.V. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii. OTO. 2015; № 3: 421-435.

4. Seryakova S.B., Kravchenko V.V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v Rossii i stranah Zapadnoj Evropy: sopostavitel'nyj analiz: monografiya. Moskva: Prometej, 2016.

5. Tregubova L.B. Razvitiesistemymarketingovyh tehnologij vdopolnitel'nompedagogicheskomobrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.

6. Makashina I., Filatova E. E-learning environment for self-studies in maritime education and training. Global perspectives in MET: Towards Sustainable, Green and integrated Maritime Transport: 18th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings. Varna: Nikola Vaptsarov Naval Academy, 2017; Vol. 1: 45-53.

7. Prioritety i modeli cifrovizaciipedagogicheskogo obrazovaniya. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2022.

8. Bilenko P.N. i dr. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya iobucheniya. Moskva, 2020.

9. Zolotareva N.M., Ryabko T.V. 0 prioritetah gosudarstvennoj politiki v razvitii nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossijskoj Federacii. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2016; T. 8, № 2: 7-11.

10. Zinchenko V.O. Cifrovizaciya kak prioritetnoe napravlenie razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Luganskoj akademii vnutrennih del imeni 'E.A. Didorenko. 2019; № 2 (7): 160-167.

Статья поступила в редакцию 22.07.24

УДК 37.01:371 (075)

Makashina I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Foreign Languages, Full Member of APSC, Admiral F. F. Ushakov State Maritime University

(Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITION IN CONDITIONS OF INTERACTION OF SUBJECTS OF THE ERGATIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. The paper examines issues related to cognition as an integral internal feature of a personality, due to which its further development and transformation into professional competence takes place. The work proves that the construction of the learning process based on a situational and functional approach contributes to the performance of the essential actions of the participants of autonomous functional systems - the teacher's system and the student's system. The research shows that the interaction of participants of the ergatic educational environment provides not only acceptance and understanding of the task set by the teacher, but also the development of students' cognition. The article presents the process of formation of new knowledge - cognition, which occurs gradually and is determined by the goal, namely, increasing the current level of mastering educational and/or quasi-professional activities and information resources provided by simulators with actual software and proposed tasks set by the teacher.

Key words: cognition, ergatic educational environment, interaction, pedagogical support, situational and functional approach

И.И. Макашина, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭРГАТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В работе рассматриваются вопросы, касающиеся когнитивности как целостного внутреннего свойства личности, благодаря которому происходит её дальнейшее развитие и трансформация в профессиональную компетенцию. Обосновано, что построение процесса обучения на основе ситуационно-функционального подхода способствует выполнению сущностных действий субъектов автономных функциональных систем - системы преподавателя и системы обучающегося. Показано, что взаимодеятельность субъектов эргатической образовательной среды обеспечивает не только принятие и понимание поставленной педагогом задачи, но и развитие когнитивности обучающихся. В статье представлен процесс образования нового знания - когнитивности, который происходит постепенно и определяется целью, а именно - повышением текущего уровня освоения учебной и/или квазипрофессиональной деятельности и информационными ресурсами, представленными тренажерами с актуальным программным обеспечением и предлагаемыми для решения поставленными педагогом задачами.

Ключевые слова: когнитивность, эргатическая образовательная среда, взаимодеятельность, ситуационно-функциональный подход

Тенденции развития разных отраслей производства, внедрение в них информационных технологий, автоматизация процессов управления обусловили необходимость обращения исследователей к проблемам формирования личностных и профессиональных качеств в эргатических образовательных средах, которые призваны воссоздать возможные условия труда человека-оператора в системе «человек - машина» с учётом гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических требований. Целью статьи является обоснование возможности развития когнитивности обучающихся в условиях взаимодеятельности субъектов эргатической образовательной среды, наполненной новыми информационными технологиями. Задачи представленной работы охватывают анализ понятия когнитивности как основы личностных характеристик и профессиональных компетенций, выявление специфики работы в эргатической образовательной среде и описание условий её функционирования. Научная новизна заключается в расширении представления организации учебного процесса в эргатических образовательных средах на основе ситуационно-функционального подхода как наиболее оптимального для обеспечения взаимодеятельности субъектов этих сред. Теоретическая значимость выражается в расширении знания о структурной организации эргатической образовательной среды, где взаимодеятельность их участников является решающим условием её функционирования и развития.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью применения представленных выводов для использования в образовательном процессе тренажерного оборудования, позволяющего улучшить эффективность профессиональной подготовки обучающихся.

1. Развитие когнитивности обучающихся как педагогическая задача

Вопросы развития когнитивности как способности к умственному восприятию и переработке внешней информации рассматриваются в работах учёных, занимающихся философией (А.А. Бордов, ПД. Воскобойник, С.М. Зимин); психологией (М.Н. Чаркова и др.); психолингвистикой (А.П Баранов, ПЯ. Яныбаева и др.); социологией (А.Ю. Смирнов); педагогикой (Н.И. Алмазова, В.Н. Сороко-умова, И.В. Третьякова) и др. Этот интерес актуален особенно сегодня, когда вопросы развития искусственного интеллекта охватывают все перечисленные направления, и даже шире.

Если представители философии (В.М. Селезнев, С.В. Лещев и др.) рассматривают когнитивность как феномен, позволяющий концептуально обосновать конструктивность процесса познания, то специалисты по искусственному интеллекту (Л.М. Веккер, Р. Парднер, О.Н. Клименченко и др.) используют эту парадигму для понимания того, каким образом человеческий мозг осуществляет функции принятия и переработки информации. Представим позиции некоторых учёных, рассматривающих понятие когнитивности в табл. 1.

Таблица 1

Определение термина «когнитивность»

№ Авторы Определение термина

1. Алмазова Н.И. свойство, связанное с познавательной ценностью, с социализацией, с необходимостью принять решение [1]

2. Сорокоумова В.Н. познавательный процесс порождения и восприятия профессиональной речи [2]

3. Усманова М.П это свойство, которое отражает процесс восприятия и осмысления действительности, реализуемой в определенной языковой системе [3]

4. Хуторской А.В. свойство личности, выступающее в качестве основания эвристических способностей обучаемого [4]

5. Чаркова М.Н. психические процессы личности, влияющие на изучение и понимание «психических состояний» [5]

6. Яныбаева ПЯ. знание, лежащее в основе построения двуязычного активного словаря [6]

Практически все авторы рассматривают «когнитивность» как общий термин, характеризующий приобретение знаний. В ранней работе мы рассматривали полипрофильную когнитивность как целостное внутреннее свойство, бла-

годаря которому происходит дальнейшее развитие личности [7]. В настоящее время этот интерес связан с изучением вопроса проектирования и создания и функционирования образовательных эргатических сред, основной целью которых является как раз активизация познавательной деятельности обучающихся в системе «человек машина» (оператор - тренажёр), что, несомненно, относится к педагогическим задачам.

2. Взаимодеятельность субъектов эргатической образовательной среды как условие её функционирования

Любая образовательная деятельность в очном, заочном, дистанционном и др. форматах осуществляется в конкретных условиях, предполагающих присутствие и коммуникацию участников образовательной деятельности и ее средства. Другими словами, речь идёт о взаимодеятельности, и именно понимание ролей исполнителей - ведущей, предполагающей деятельность педагога, и решающей, означающей деятельность обучающегося, влияет на положительный конечный результат процесса обучения.

Далее речь пойдёт об эргатических образовательных средах, поэтому целесообразно отталкиваться от нашего понимания этого феномена. Эргатическая образовательная среда рассматривается нами как совокупность условий для выполнения образовательной деятельности, где основными отношениями являются отношения «человек - машина», в нашем случае - «человек - тренажер». Условия для этой деятельности можно подразделить на внешние (компоненты образовательной среды) и внутренние (сам процесс образования). Указанная совокупность условий создаётся непосредственно образовательными действиями и используется для их же выполнения [8].

Эргатическая образовательная среда не существует и тем более не работает самостоятельно, и при её проектировании понимание сложной структуры, взаимосвязей включённых компонентов и их назначение играет решающую роль. Эргатическая образовательная среда всегда динамична и функционирует только как системный конструкт, определяемый педагогической целью, так как основное и единственное назначение компонентов структуры эргатической образовательной среды заключается именно в предоставлении возможностей для осуществления образовательных действий, из чего следует вывод об обусловленности структуры и содержания целью и задачами образовательного процесса. Оптимальность эргатической образовательной среды должна быть обеспечена адекватностью её компонентов условиям (не статичным и изменчивым в зависимости от внешних и внутренних факторов, но устойчивым к случайным и/ или запрограммированным изменениям) функционирования конкретного образовательного процесса.

Рассмотрение условий проектирования эргатических образовательных сред на примере подготовки судоводителя позволило нам ранее выделить две группы условий их успешного функционирования [8], которые актуальны в контексте данной работы:

- условия выполнения ведущего действия (педагога), включающие присутствие субъекта наведения; объекта наведения; объекта изучения; наличие средств образовательной деятельности; организационных условий для наведения; возможностей оценивания результатов;

- условия выполнения решающего действия (обучаемого), включающие присутствие решающего субъекта; наличие возможностей принятия наводящей информации; объекта изучения; инструментария преобразования объекта изучения; возможностей выявления изменений объекта изучения; возможностей правильного оценивания результатов действий [8].

Взаимодеятельность субъектов любых образовательных сред, включая эр-гатические, предполагает выполнение обучающимися двух ролей, а также объекта обучения, так как они выполняют задачи, поставленные перед ним педагогом, и субъекта собственного действия. Педагогическое сопровождение действий обучающихся (либо регулярное, либо эпизодическое, в зависимости от текущей подготовленности обучающегося), особенно тех, кто испытывает затруднения, позволяет сделать взаимодеятельность более результативной, гармонизируя выполняемую обучающимися деятельность, повышая её эффективность. Рассмотрим этот процесс подробнее.

При проектировании эргатических образовательных сред целесообразно опираться на ситуационно-функциональный подход, разработанном Э.П Мали-ночкой [9] и получившем развитие в работе И.И. Макашиной, И.В. Маричева,

Синицина Ю.Н. и др., позволяющий так спроектировать учебный процесс, чтобы информация, поступающая в сознание обучающегося, накапливалась постепенно и превращалась в новое качество, обогащая имеющиеся знания и опыт обучающегося.

В эргатической образовательной среде процесс образования нового знания - когнитивности - происходит постепенно и определяется условиями среды, наполненной тренажерами, программным обеспечением и др. и предлагаемыми для решения поставленными педагогом задачами. В процессе выполнения задач обучающиеся воспринимают любую полезную информацию, влияющую на внутреннюю структуру самой эргатической образовательной среды (предметно-информационное и межличностное взаимодействие) и представляющуюся возможность не только корректировать процесс обучения в случае необходимости или перехода на другой уровень сложности, но и инициировать наиболее приемлемый путь оптимизации самой эргатической образовательной среды. Здесь уместно вспомнить концепцию информации Н. Винера, согласно которой информация представляет собой отрицательную энтропию, т. е. уменьшение энтропии в процессах, ведущих к увеличению информации. Энтропия рассматривается учёным как функция состояния системы, определяющая степень упорядоченности системы, т. е. чем больше информации заложено в системе, тем более высок уровень ее упорядоченности [10, с. 144-146]. Таким образом, когнитивность, выступающая как сущность первого порядка, получает дальнейшее ее развитие, постепенно превращается в профессиональную компетентность. Знания, формируемые в эргатических образовательных средах, превращаются в основу для принятия правильных решений, что приводит к развитию и когнитивности, и компетентности отдельного специалиста. Также меняются индивидуальные качества или стороны личности студента - когнитивная (трансформация информации в знание), эмоциональная (появляется устойчивое положительное отношение к изучаемой деятельности), ценностная (осознанность приобретаемого знания для дальнейшего личностного и профессионального развития) и коммуникативная в процессе действия учения под управлением педагога. Коммуникативная сторо-

Библиографический список

на при этом выступает доминирующим компонентом, что объясняется простым фактом рассмотрения личности как субъекта системы социальных отношений, реализующихся в деятельности и общении. Б.Ф. Ломов писал «... психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения, но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту -общественному индивиду - личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе не существуют. Но этими качествами обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности, и проблема общения «замыкаются» на проблеме личности. через анализ деятельности и общения психология раскрывает ... психический склад личности, ее внутренний духовный мир» [11, с. 289]. В любом случае действия учения, реализуемые при общении, рассматриваются как решающая деятельность обучающегося, в которой происходят основные психические изменения личности.

Происходит приспосабливание обучающегося к новым требованиям, задаваемым преподавателем и образом выбранной специальности, в процессе освоения которых с помощью средств действия, предлагаемых педагогом, обучающийся превращает общественный опыт в индивидуальный способ деятельности, способствуя постоянному повышению уровня подготовки, т. е. накоплению новых свойств, важных для выполнения будущей профессиональной деятельности. Что касается педагога, то, осуществляя сопровождение и поддержку, он задает цели, отбирает необходимые средства и формы и методы обучения, что ведет к запланированному результату - обогащению текущей когнитивности обучаемого.

Организация обучающих эргатических образовательных сред предполагает наличие тренажерного оборудования и соответствующего программного обеспечения; квалифицированного персонала для работы именно в таких средах и многое другое. К условиям организации таких сред относятся не только перечисленные выше, но и взаимодеятельность участвующих в них субъектов. Правильное понимание ролей субъектов и согласованность их действий обеспечивает развитие когнитивности обучающихся и результативность всего процесса обучения.

1. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003.

2. Сорокоумова В.Н. Когнитивность и коммуникативность при формировании у студентов-филологов профессионально-педагогических навыков. Орел, ОГУ, 2004.

3. Усманова М.Г. Функционально-семантическая классификация глаголов башкирского языка. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Уфа, 2002.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

5. Чаркова М.Н. Мотивация когнитивного развития личности. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Новосибирск, 2005.

6. Яныбаева Г.Я. Принципы составления русско-башкирского учебного функционально-ситуативного словаря. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Уфа, 2004.

7. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота. Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2011.

8. Makashina I. Conditions for designing training and professional environments in the ergatic system. The European proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Freedom and responsibility inpivotal times: International Forum. 2022.

9. Малиночка Э.Г., Макашина И.И. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торговогофлота. Новороссийск,РИОМГАим. адм.Ф.Ф. Ушакова, 2005.

10. Винер Н. Творец и будущее. Москва: АСТ, 2003.

11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1984.

References

1. Almazova N.I. Kognitivnyeaspekty formirovaniya mezhkul'turnojkompetentnostipriobucheniiinostrannomuyazyku vneyazykovom vuze. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2003.

2. Sorokoumova V.N. Kognitivnost'i kommunikativnost'pri formirovanii u studentov-filologov professional'no-pedagogicheskih navykov. Orel, OGU, 2004.

3. Usmanova M.G. Funkcional'no-semanticheskaya klassifikaciya glagolov bashkirskogo yazyka. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Ufa, 2002.

4. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

5. Charkova M.N. Motivaciya kognitivnogorazvitiya lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2005.

6. Yanybaeva G.Ya. Principy sostavleniya russko-bashkirskogo uchebnogo funkcional'no-situativnogo slovarya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Ufa, 2004.

7. Makashina I.I. Sistema pedagogicheskogo obespecheniya poliprofil'nojpodgotovkimenedzherov dlya morskogo torgovogo flota. Novorossijsk: MGA im. adm. F.F. Ushakova, 2011.

8. Makashina I. Conditions for designing training and professional environments in the ergatic system. The European proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Freedom and responsibility inpivotal times: International Forum. 2022.

9. Malinochka 'E.G., Makashina I.I. Situacionno-funkcional'nyjpodhod vpodgotovke menedzherov morskogo torgovogo flota. Novorossijsk, RIO MGA im. adm. F.F. Ushakova, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Viner N. Tvorec i buduschee. Moskva: AST, 2003.

11. Lomov B.F. Metodologicheskiei teoreticheskieproblemy psihologii. Moskva: Nauka, 1984.

Статья поступила в редакцию 22.07.24

УДК 378

Gutnik I.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Kandaurova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Luchnikov V.A., teaching assistant, Department of Theory and Methods of Continuous Pedagogical Education, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Molodtseva Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Piskunova E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE TRANSFOMATION OF THE PEDAGOGICAL MAGISTRACY IN THE CONTEXT OF SOVEREIGNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION. The article shares a theoretical and empirical analysis of the problem of research on reorganization of pedagogical master's degrees, taking into account the current state of this stage of education and the reforms being implemented in education. The objective of the study is to identify the key areas of modernization of the pedagogical magistracy, which allow for the training of highly qualified teaching staff corresponding to the guidelines of the sovereignization of national education. The analysis of current trends

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.