17. Wilcox Sh., Wilcox Ph. Learning to See: American Sign Language as a Second Language. New Jersey: Prentice Hall Regents, 1991.
18. Schembri A., Cormier K., Johnston T. Sociolinguistic variation in British, Australian and New Zealand Sign Languages. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/297174899_Sociolinguistic_variation_in_British_Australian_and_New_Zealand_Sign_Languages
19. The British Sign Language (BSL) report 2022. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/the-british-sign-language-bsl-report-2022/the-british-sign-language-bsl-report-2022#:~:text=According%20to%20current%20statistics%2C%20there,BSL%20as%20their%20main%20language
20. Hoffmeister R., Fish S., Benedict R., Henner J., Novogrodsky R. & Rosenburg P. American Sign Language Assessment Instrument (ASLAI): Revision 4. Boston: University Center for the Study of Communication and the Deaf, 2013.
21. Hoffmeister R., Henner J., Caldwell-Harris C., Novogrodsky R. Deaf Children's ASL Vocabulary and ASL Syntax Knowledge Supports English Knowledge. The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2022; Vol. 27 (1): 37-47.
22. Novogrodsky R., Caldwell-Harris C., Fish S., & Hoffmeister R. The development of antonym knowledge in American sign language (ASL) and its relationship to reading comprehension in English. Language Learning. 2014; № 64: 749-770. https://doi.org/10.1111/lang.12078
23. Emmorey K. Language, Cognition, and the Brain: Insights From Sign Language Research. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2002.
24. Stokoe W.C. Sign language structure: An outline of the visual communication system of the American deaf. New York: University of Buffalo, 1960.
25. Gejl'man I.F. Daktilologiya. Leningrad: Leningradskij vosstanovitel'nyj centr VOG, 1981.
26. Gerankina A.G. Praktikum po daktil'nojrechi. Moskva: Prosveschenie, 1972.
27. Smith C., Lentz E.M., Mikos K. Signing Naturally: Student Workbook, Units 1-6. San Diego: DawnSignPress, 2008.
28. Verbs in American Sign Language. Handspeak. Available at https://www.handspeak.com/learn/31/
Статья поступила в редакцию 10.07.24
УДК 37.01:371 (075)
Makashina I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Foreign Languages, Full Member of APSC, Admiral F. F. Ushakov State Maritime University
(Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
DIGITALIZATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. The paper discusses issues of organizing training in the system of professional retraining related to the digitalization of education. The trends in the development of additional professional education are described. The success factors of digitalization implementation in this system are highlighted. It is justified that the use of human-oriented technologies in the implementation of the educational process guarantees development of activity in the structure of professional retraining. The paper highlights risks of digitalization implementation at any level of education, including additional professional education. The author shows and justifies the ways of support in the creation of service support for the digitalization of additional professional education. The work helps to reveal principles for the development of a digital product.
Key words: digitalization, additional professional education, professional retraining
И.И. Макашина, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе рассматриваются вопросы организации обучения в системе профессиональной переподготовки, связанные с цифровизацией образования. В работе описаны тренды развития дополнительного профессионального образования и выделены факторы успеха внедрения цифровизации в эту систему Обосновано, что использование человеко-ориентированных технологий при реализации образовательного процесса приведет к развитию деятельности в структуре профпереподготовки. В статье представлены риски внедрения цифровизации на любом уровне образования, включая дополнительное профессиональное образование. Показаны и обоснованы способы поддержки при создании сервисного сопровождения цифровизации дополнительного профессионального образования. Выделены принципы для разработки цифрового продукта.
Ключевые слова: цифровизация, дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка
Актуальность реализации программ дополнительного профессионального образования на современном этапе развития подтверждается постоянным спросом на рынке труда на специалистов, обладающих дополнительными компетенциями и способными активно и продуктивно работать в новых технологических условиях, что подтверждается рядом государственных программ (например, «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы») и научных трудов, посвященных данной проблеме.
Особое значение приобретает развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО), так как существующая система уже не в состоянии обеспечить требуемую интенсивность и качество профессионального образования, соответствие образовательным потребностям взрослых обучающихся. В этих условиях быстрое развитие информационных технологий раскрывает перспективы перед образованием, а для ДПО особенно.
Целью статьи является анализ существующего положения, связанного с возможностями цифровизации в системе дополнительного профессионального образования, в частности профессиональной переподготовки.
Задачи представленной работы охватывают анализ трендов развития дополнительного профессионального образования; стратегических задач развития системы дополнительной профессиональной переподготовки с учётом цифровизации; факторов её развития и рисков внедрения цифровизации на уровне дополнительной профессиональной переподготовки.
Научная новизна заключается в расширении представления сервисного сопровождения цифровизации дополнительного профессионального образования.
Теоретическая значимость выражается в обосновании внедрения челове-ко-ориентированных технологий в процесс создания и реализации цифрового продукта для ДПО
Практическая значимость результатов исследования определяется формулированием принципов разработки цифрового продукта для ДПО.
1. Тренды развития дополнительного профессионального образования
Динамичные изменения на рынке труда, кадровый дефицит, потребность в квалифицированных кадрах для достижения технологической независимости -это только часть факторов, влияющих на выбор слушателей в пользу дополни-
тельного профессионального образования. Существуют разные способы реализации дополнительного профессионального образования: очно; частично очно, частично дистанционно; полностью дистанционно. Программы дополнительного профессионального образования (ДПО) включают программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. В данной работе акцент сделан на дополнительной профессиональной переподготовке (ДПП). Связан этот выбор с тем, что Институт повышения квалификации в ФБГОУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова переживает расцвет своей деятельности и по оснащению, и по кадровому обеспечению, и по объёму предлагаемых курсов, и по количеству проходящих обучение слушателей. Что касается Центра дистанционной профессиональной переподготовки в нашем университете, то это структура относительно новая, и её развитие зависит от ряда условий, которые ещё предстоит изучить и выполнить, принимая во внимание ряд факторов (внешних и внутренних), определяющих успех решения поставленных задач. Рассматриваемые в предлагаемой статье проблемы функционирования центров профессиональной переподготовки и способы их разрешения могут быть полезны для теории и практики функционирования подобных центров.
К основным факторам развития ДПО относятся следующие: внедрение новых технологий практически во все сферы жизни и производства; постоянный рост требований общества и рынка образовательных услуг к профессионализму и компетентности разных специалистов; уровень готовности педагогических кадров к работе в условиях цифровизации; продолжающиеся процессы реформирования системы образования России и поиск инновационных путей ее совершенствования; недооценка роли и места информационных ресурсов в жизни общества и каждого человека; практика реализации многочисленных проектов и программ информатизации образования, часто незавершенных и не приносящих реальных результатов и многое другое.
Рынок ДПО сегодня очень многообразен и включает образовательные платформы; корпоративные университеты (например, СБЕРуниверситет); образовательные центры и др. Такая популярность объясняется рядом причин: возможностью дистанционного получения образования, относительно небольшой стоимостью за образовательные услуги, широким выбором курсов и др.
Что сегодня продаётся на рынке дополнительной профессиональной переподготовки? Прежде всего, это актуальный контент, включающий анализ реальных кейсов; предложение востребованных рынком компетенций; экспертизу от лидеров конкретной отрасли. Благодаря своей мобильности у профессиональной переподготовки существует перспектива дальнейшего развития. Среди трендов развития ДПП можно отметить следующие:
- реформирование ДПП происходит в соответствии с национальными программами [2];
- идёт разработка программ, способных продемонстрировать содержательные успехи конкретного университета и его экспертную нишу для массового рынка потребителей;
- ДПП выступает дополнительным инструментом для апробации гипотез и пилотирования нестандартных образовательных решений.
Рассмотрим эти тренды более подробно.
1. Реформирование ДПП в соответствии с национальными программами [2] предполагает оптимизацию структуры ДПП с целью обеспечения непрерывного потока обучающихся за счёт детального понимания потребностей целевой аудитории, создания и продвижения реально востребованных программ обучения, использования современных технологий и методов обучения, обеспечения высокого качества клиентского сопровождения на каждом этапе образовательного процесса. Здесь также уместно говорить о трансформации портфеля программ под стратегические задачи и рынки труда.
2. Второй тренд предполагает разработку программ, способных продемонстрировать содержательные успехи конкретного университета и его экспертную нишу для массового рынка потребителей выступает продвижение образовательного продукта. ДПП можно рассматривать как дополнительный канал такого продвижения. Плюсов здесь много. Это и короткие сроки обучения; меньшая стоимость получения образования; удобное время занятий для слушателя; возможность доступа к профессиональному сообществу и др.
Существует мнение, что специалисты сегодня не востребованы. Нужны фрилансеры. И основным фактором, влияющим на такое положение вещей, выступает быстрое развитие технологий и их внедрение в разные сферы производства. Многие профессии исчезают с появлением инноваций, а специалисты должны приспосабливаться к новым условиям и часто переучиваться. Часты и ситуации, когда специалист, который не смог быть востребован по своей основной специальности, переходит в группу тех, кто работает только по частичной занятости. Для того чтобы не терять работу и конкурировать на рынке труда, сохраняя свой уникальный профиль компетенций, человеку нужно постоянно переучиваться, самосовершенствоваться и самоактуализироваться. Такие вопросы решаются во многом благодаря ДПП, так как такие структуры, чтобы быть конкурентоспособными, вынуждены постоянно проводить мониторинг требуемых компетенций и создавать конкурентные программы, реализующие цели их достижения.
Третьим выделенным нами трендом выступает тот факт, что ДПП можно рассматривать дополнительным инструментом для апробации гипотез и пилотирования новых образовательных решений. Новое образование требует других форматов, содержания и скорости. Работодатели рады появившейся возможности готовить кадры внутри производственных цепочек, не отвлекая специалиста от его основной деятельности.
Вузы, в структуре которых создаются центры профессиональной переподготовки, могут использовать их в качестве инструмента решения стратегических задач развития вуза. В данном аспекте целесообразно говорить о:
- разработке моделей корпоративных программ для реального сектора экономики;
- формировании имиджа вуза как центра передовых компетенций для решения задач технологического суверенитета;
- внедрении подходов, нацеленных на создание образовательного продукта в сфере ДПО;
- изменении набора программ под стратегические задачи и рынка труда;
- разработке и внедрении дистанционных программ обучения, наиболее востребованных сегодня среди потребителей;
- популяризации программ ДПО (и повышения квалификации, и профессиональной переподготовки) на международном уровне и др.
В решении перечисленных задач большую роль играет цифровизация процесса обучения.
2. Цифровая трансформация дополнительного профессионального обучения
Политика внедрения цифровых технологий реализуется практически во всех учебных заведениях, но на разном уровне качества и с достижением разного результата.
Для этого на всех ступенях идёт процесс цифровизации. Но при этом часто упускается важный фактор успеха этого процесса. Суть данного фактора заключается в том, что цифровизацией должны заниматься профессионалы, а не любители. Преподаватели, обеспечивающие реализацию образовательных программ ДПП, должны пройти обучение и желательно не за свой счёт. Они должны быть мотивированы.
Что касается ДПП, оно обязательно должно быть встроено в архитектуру цифрового университета. Факторами успеха в данном случае могут выступать:
- цифровой двойник преподавателя;
- цифровой помощник для слушателя;
- цифровой маркетинг;
- автоматически формируемые отчёты и цифровые протоколы.
Цифровизация даёт возможность подбирать оптимальную образовательную и профессиональную траекторию. Для достижения целей цифровой трансформации необходимо оптимизировать кадровую политику вуза, учитывая ряд факторов: высокую нагрузку на преподавателя, возрастной контингент; несоответствие квалификации заказанным программам; большую трудоёмкость разработки учебно-методического материала; отсутствие финансовой заинтересованности. С учётом указанных факторов организаторам дополнительной профессиональной переподготовки необходимо:
- создавать личный бренд (центра как структуры вуза);
- способствовать методической самостоятельности, предполагающей право самостоятельного выбора программ;
- опираться на реальный опыт в конкретной отрасли, привлекая специалистов разных организаций;
- привлекать специалистов высокой квалификации, не ограничиваясь профессорско-преподавательским составом вуза;
- сократить нормативные и организационные препятствия и др.
В данном случае речь, скорее, идёт о создании цифровой экосистемы, в которой работают и люди, и цифровые агенты. Любую образовательную среду расширяют за счёт цифровых инструментов, хранилищ, помогающих управлять средой и функционировать в условиях цифровой трансформации. Но только технические решения не помогают. Целесообразно говорить о внедрении челове-ко-ориентированных технологий, которые способны обеспечить:
- системность и эргономичность;
- оптимизацию ресурсов;
- интеграцию с электронной средой образовательного учреждения;
- использование современных инструментов создания образовательных продуктов;
- проектирование образовательных решений;
- цифровой маркетинг;
- клиентский путь (цифровые документы, личный кабинет и др.);
- мониторинг и др.
Внедрение цифровизации на любом уровне образования, включая ДПП, несёт в себе и определенные риски, среди которых можно выделить следующие:
- неготовность работников к освоению новых функций;
- классическое понимание процесса продажи образовательных продуктов;
- сложность быстрой стандартизации и автоматизации некоторых процессов;
- более сложные условия оформления и работы с корпоративными клиентами или юридическими лицами;
- вероятность технических сбоев;
- скорость и качество технической поддержки и др.
Для преодоления указанных рисков целесообразна более активная поддержка руководства этого вида деятельности, а именно - действия, нацеленные на создание сервисного сопровождения цифровизации дополнительного профессионального образования и, в частности, профессиональной переподготовки. Такие действия могут включать следующее:
- обучение и регулярные консультации сотрудников;
- обеспечение руководства по созданию, размещению и функционированию образовательных программ ДПП;
- обеспечение технологической экспертизы образовательных программ
ДПП;
- мониторинг работы образовательной платформы, её обновление с целью максимального использования сервисов и функций;
- возможность переноса курсов на другие цифровые платформы в случае смены провайдера;
- методическая поддержка и проведение индивидуальных консультаций с провайдерами ДПП и др.
Для дальнейшего развития ДПП немаловажным является обеспечение возможности участия организаторов, разработчиков, методистов и преподавателей в различных научных, методических конференциях, дискуссиях, круглых столах, а также поощрение повышения квалификации в этом направлении.
Цифровые образовательные продукты
Цифровые образовательные продукты сегодня популярны во всех видах образования. Реализация дополнительных профессиональных программ с использованием цифрового обучения стала быстрее и более рентабельна благодаря появившейся возможности обучаться дистанционно, экономя время, ресурсы и деньги. К причинам развития цифрового обучения в системе ДПО относят:
- постоянное совершенствование информационного общества [3];
- стремление приспосабливаться к изменениям внешней среды с учётом потребностей субъектов, формирующих рынок труда [3; 4];
- повышение спроса на обучение по программам ДПО в рамках концепции непрерывного образования [5; 6];
- территориальная независимость обучающегося в организации ДПО;
- уменьшение стоимости приобретаемого образования;
- возможности цифровизации обеспечить доступность и качество образования [7; 8] и др.
Содержание терминов «цифровое обучение» и «цифровой продукт» опирается на дистанционные технологии, где роль преподавателя, с одной стороны, расширяется, но, с другой, требует дополнительных компетенций [9; 10].
Когда мы говорим о цифровых продуктах, следует иметь в виду следующее:
- программы ДПП должны создаваться с учётом запроса рынка труда;
- целесообразно применение технологий адаптивного и гибридного обучения;
- нужны решения для системного управления образовательным процессом в ДПО;
- необходимо использование опыта применения цифровых образовательных продуктов и др.
Целесообразно при разработке цифрового продукта опираться на следующие принципы:
- принцип наглядности, обеспечивающий наполнение продукта различным контентом, включающим тексты, графику, тестовый материал, мультимедиа и др.;
- принцип систематичности, предполагающий создание логической структуры при наполнении контента;
- принцип последовательности, нацеленный на получение учебной информации, составляющей часть единой смысловой структуры продукта (курса);
- принцип доступности, учитывающий уровень базовых знаний и разные уровни трудности выполнения заданий;
Библиографический список
- принцип связи теории с практикой, предполагающий практическое применение полученных знаний в профессиональной деятельности.
Учёт перечисленных принципов для создания цифрового образовательного продукта позволяет не только расширить теоретические представления о развитии в этом направлении, но и упорядочить понимание и действия при реализации этого образовательного продукта в системе ДПО. Образовательный продукт не появляется на ровном месте. Это результат изучения потребностей рынка труда, позволяющий разрабатывать или собирать из готовых модулей актуальные образовательные программы.
Несмотря на то, что использование цифровизации в организациях дополнительного профессионального образования стало характеристикой современного образования, следует учитывать, что этот процесс изменяющийся, поэтому требует постоянного внимания и модернизации. Плюсы использования цифровизации очевидны, но необходимо помнить о важности регулярного повышения квалификации разработчиков, методистов и преподавателей, занимающихся реализацией программ ДПО. Применение цифровизации в системе профессионального дополнительного обучения соответствует потребностям государства и общества и требует постоянного бережного внимания к процессам, связанным с широким внедрением цифровых технологий. Привычные виды традиционных занятий никуда не исчезли. Они в условиях цифровой среды просто постепенно трансформируются в другой формат, позволяющий выстраивать образовательный процесс в более привлекательном для слушателя виде - с учётом потребностей, способностей, интересов и материальных возможностей обучающегося.
1. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ президента от 09.05.2017 № 203. Available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/?ysclid=lymxgb5wsu335702735
2. Приоритет 2030. Available at: https://priority2030.ru/analytics
3. Ибрагимова О.В., Кузнецова Н.В. Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании. ОТО. 2015; № 3: 421-435.
4. Серякова С.Б., Кравченко В.В. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ: монография. Москва: Прометей, 2016.
5. Трегубова Л.Б. Развитие системы маркетинговых технологий в дополнительном педагогическом образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2014.
6. Makashina I., Filatova E. E-learning environment for self-studies in maritime education and training. Global perspectives in MET: Towards Sustainable, Green and integrated Maritime Transport: 18th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings. Varna: Nikola Vaptsarov Naval Academy, 2017; Vol. 1: 45-53.
7. Приоритеты и модели цифровизации педагогического образования. Казань: Издательство Казанского университета, 2022.
8. Биленко П.Н. и др. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва, 2020.
9. Золотарёва Н.М., Рябко Т.В. О приоритетах государственной политики в развитии непрерывного образования взрослых в Российской Федерации. Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016; Т. 8, № 2: 7-11.
10. Зинченко В.О. Цифровизация как приоритетное направление развития дополнительного профессионального образования. Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. 2019; № 2 (7): 160-167.
References
1. O strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody. Ukaz prezidenta ot 09.05.2017 № 203. Available at: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71570570/?ysclid=lymxgb5wsu335702735
2. Prioritet2030. Available at: https://priority2030.ru/analytics
3. Ibragimova O.V., Kuznecova N.V. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii. OTO. 2015; № 3: 421-435.
4. Seryakova S.B., Kravchenko V.V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v Rossii i stranah Zapadnoj Evropy: sopostavitel'nyj analiz: monografiya. Moskva: Prometej, 2016.
5. Tregubova L.B. Razvitiesistemymarketingovyh tehnologij vdopolnitel'nompedagogicheskomobrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.
6. Makashina I., Filatova E. E-learning environment for self-studies in maritime education and training. Global perspectives in MET: Towards Sustainable, Green and integrated Maritime Transport: 18th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings. Varna: Nikola Vaptsarov Naval Academy, 2017; Vol. 1: 45-53.
7. Prioritety i modeli cifrovizaciipedagogicheskogo obrazovaniya. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2022.
8. Bilenko P.N. i dr. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya iobucheniya. Moskva, 2020.
9. Zolotareva N.M., Ryabko T.V. 0 prioritetah gosudarstvennoj politiki v razvitii nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossijskoj Federacii. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2016; T. 8, № 2: 7-11.
10. Zinchenko V.O. Cifrovizaciya kak prioritetnoe napravlenie razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Luganskoj akademii vnutrennih del imeni 'E.A. Didorenko. 2019; № 2 (7): 160-167.
Статья поступила в редакцию 22.07.24
УДК 37.01:371 (075)
Makashina I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Foreign Languages, Full Member of APSC, Admiral F. F. Ushakov State Maritime University
(Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITION IN CONDITIONS OF INTERACTION OF SUBJECTS OF THE ERGATIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. The paper examines issues related to cognition as an integral internal feature of a personality, due to which its further development and transformation into professional competence takes place. The work proves that the construction of the learning process based on a situational and functional approach contributes to the performance of the essential actions of the participants of autonomous functional systems - the teacher's system and the student's system. The research shows that the interaction of participants of the ergatic educational environment provides not only acceptance and understanding of the task set by the teacher, but also the development of students' cognition. The article presents the process of formation of new knowledge - cognition, which occurs gradually and is determined by the goal, namely, increasing the current level of mastering educational and/or quasi-professional activities and information resources provided by simulators with actual software and proposed tasks set by the teacher.
Key words: cognition, ergatic educational environment, interaction, pedagogical support, situational and functional approach
И.И. Макашина, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: [email protected]