УДК 004:528.91
РАЗВИТИЕ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
Антон Викторович Гордеев
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-42-39, e-mail: [email protected]
В статье сформирован комплекс рекомендаций по совершенствованию кадастровой оценки земель промышленности и транспорта на основе учёта экологических факторов.
Ключевые слова: кадастровая оценка, объективные результаты, земли промышленности и транспорта, экологические факторы.
DEVELOPMENT OF A CADASTRAL ASSESSMENT OF LANDS OF THE INDUSTRY AND TRANSPORT TAKING INTO ACCOUNT ECOLOGICAL FACTORS
Anton V. Gordeev
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., graduate student of chair of the inventory and territorial planning, tel. (383)344-42-39, e-mail: [email protected]
In article the complex of recommendations about improvement of a cadastral assessment of lands of the industry and transport on the basis of the accounting of ecological factors is created.
Key words: kadastrovy assessment, objective results, earth of the industry and transport, ecological factors.
Законодательство Российской Федерации, основанное на Конституции Российской Федерации, гарантирует право гражданина на благоприятную экологическую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также определяет необходимость возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением и, соответственно, ограничивает собственников в пользовании земельными и другими природными ресурсами требованием не нанесения ущерба окружающей среде. Однако, любая промышленная деятельность связана с использованием природных ресурсов и изменением естественного состояния окружающей среды. [1]
Государственная кадастровая оценка земель проводится в целях определения кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель для внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения эффективности использования земель. [2]
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения на основе его кадастровой стоимости. [3]
Промышленные предприятия являются основными плательщиками земельного налога в Российской Федерации, но наряду с этим оказывают макси-
мальное негативное воздействие на окружающую природную среду посредством выбросов и сбросов вредных веществ, а также их компонентов.
Наибольшее влияние на формирование стоимости земли оказывает её местоположение и установленный законодательно вид её разрешенного использования. Следует отметить, что согласно западным методикам при проведении оценки, особое внимание уделяется также и экологической безопасности земель промышленности и транспорта. [4]
Методологической основой проведения оценки объектов недвижимости для целей налогообложения служат стандарты и рекомендации профильных министерств, ведомств, а также некоммерческих саморегулируемых организаций. Однако фактическое отсутствие методологической базы для объективного учета экологических факторов при проведении кадастровой оценки земель промышленности и транспорта не позволяет рационально использовать земельные участки в качестве пространственного базиса, что создает экономико-правовой вакуум, способный отразиться не только на технологическом развитии опасного производственного объекта, но и вызвать рост уровня техногенного риска.
Федеральный стандарт оценки №7 «Оценка недвижимости» исходит из презумпции экологической чистоты участка, если документально не доказано иное. Соответственно экологическая компонента процесса оценки полностью лежит в компетенции оценщика в виду того, что именно исполнитель должен определить структуру образования стоимости конкретного объекта. [5]
Это является основной предпосылкой сопряженности двух процессов: кадастровой оценки земель промышленных предприятий и экологической оценки территории, прямо или косвенно подвергающейся негативному воздействию технологических процессов опасного производственного объекта. Речь не идет об объединении двух институтов, а лишь о взаимосвязи между ними. Причем отражение экологической составляющей стоимостной оценки земель для целей налогообложения требует разделения полученных результатов отдельно по каждому виду загрязнения. При этом платежи за землю и плата за выбросы и сбросы вредных веществ преимущественно поступают в местные бюджеты.
Экологическая компонента кадастровой оценки (для целей налогообложения) не подменяет собой институт экологических платежей. Они имеют разные задачи, но одну цель - стимулирование рационального использования природных ресурсов и повышение эффективности мероприятий в области охраны окружающей среды, элементом которой являются земельные ресурсы.
Процесс повышения объективности результатов кадастровой оценки земель промышленности и транспорта на основе оценки экологической ситуации направлен на максимальное снижение уровня негативного воздействия хозяйствующих субъектов на земельные участки.
Оценка уровня воздействия производств на экологическую безопасность при кадастровой оценке земель промышленности и транспорта требует изучения специфических отраслевых аспектов промышленных предприятий и анализа образующихся в результате функционирования опасного производственного
объекта вредных веществ. Основой такого способа является норматив загрязнения окружающей среды.
Норматив загрязнения окружающей среды - это рассчитанные, установленные и утвержденные уполномоченными органами показатели предельно допустимого выброса, временно согласованного выброса, предельно допустимого сброса. Нормативы в Российской Федерации устанавливаются согласно постановления Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы во-доотведения, размещение отходов производства и потребления». При этом предприятия платят как в пределах норматива, так и сверх него. [6]
Объективный учёт экологических факторов при проведении кадастровой оценки для целей налогообложения земельных участков способен обеспечить оперативное решение экологических проблем, а также выстроить на уровне муниципалитетов систему импактного мониторинга природной среды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Носов С. И., Бондарев Б. Е. Кадастровая оценка земельных участков: методология расчетов и экспертиза результатов // Имущественные отношения в РФ . 2013. №7 (142). С.6-17.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016)
4. Никитина Е. Н. Применяемые в Российской Федерации методики кадастровой оценки земель месторождений // Имущественные отношения в РФ . 2014. №10 (157). С.32-44.
5. Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611 Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)».
6. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 24.12.2014) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»
© А. В. Гордеев, 2016