Научная статья на тему 'Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды'

Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19404
1960
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ШКОЛЬНЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ / DIGITAL LITERACY / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / SCHOOL COURSE IN COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Кайсина Анна Владимировна, Федотова Вера Сергеевна

Введение. Нарастающие темпы цифровизации опережают развитие умений и навыков школьников основной массы интернет-пользователей. В школьном курсе информатики учитель формирует у обучающихся метапредметные образовательные результаты. К сожалению, существующие учебно-методические комплексы и учебники по школьной информатике не могут в полной мере отразить все составляющие цифровой грамотности. По этой причине авторами статьи предлагается скорректировать и расширить содержание школьного курса информатики за счет создания электронного образовательного ресурса «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности» на платформе дистанционного обучения Blackboard. Цель корректировка содержания школьного курса информатики, направленная на повышение уровня цифровой грамотности обучающихся общеобразовательных школ с учетом тенденции создания и использования в педагогической практике цифровой образовательной среды. Методология и методики исследования. Методологическую основу изысканий авторов составили идеи средового и личностно-ориентированного подходов. Основными методами исследования выбраны теоретический анализ учебно-методической, научной литературы и интернет-контента по вопросам цифровой грамотности, обобщение практического опыта формирования цифровой грамотности. Результаты. Цифровая грамотность позиционирована как способность человека использовать в собственных целях всё многообразие цифрового инструментария, комфортно и творчески работать в технологических оснащенных средах. Обладание цифровой грамотностью предполагает развитие четырех компонентов: технические аспекты, информация в Интернете, коммуникация в Интернете, цифровое потребление. Не все ее компоненты отражены в школьном курсе информатики. Предложенная в статье разработка электронного образовательного ресурса «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности» основана на использовании активных и интерактивных технологий при установлении уровня формирования цифровой грамотности школьников и отвечает всем компонентам цифровой грамотности. Научная новизна. Исследовано содержание цифровой грамотности обучающихся, научно обосновано тематическое содержание учебных разделов электронного образовательного ресурса по формированию цифровой грамотности школьников, соответствующее основным компонентам цифровой грамотности: технические моменты, работа с информацией, общение, потребление. Обоснована необходимость формирования цифровой грамотности параллельно с изучением основного курса школьной информатики в формате самостоятельной работы обучающихся. Практическая значимость. Использование разработанного электронного образовательного ресурса по цифровой грамотности будет способствовать повышению компетентности школьников в этой области, позволит работать в удобном для каждого обучающегося режиме соизмеримо своим возможностям и интересам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of digital literacy of schoolchildren in conditions of creating a digital educational environment

Introduction. The increasing rate of digitalization is ahead of the development and skills of schoolchildren, the main users of the Internet. The teacher forms meta-subject educational outcomes in the students within the school course in computer science. Unfortunately, the existing educational and methodological complexes and textbooks on school computer science are not able to reflect all components of digital literacy in full. For this reason, the authors of the paper proposed to adjust and expand the content of the school course in computer science by creating an electronic educational resource "Fundamentals of Digital Literacy and Cyber Security" on the platform of distance learning Blackboard. The aim is to adjust the content of the school course in computer science, aimed at improving the level of digital literacy of students of secondary schools, taking into account the trend of creation and use of the digital educational environment in teaching practice. Methodology and methods of research. The methodological basis of the authors' research was the idea of environmental and personality-oriented approaches. The main methods of research are a theoretical analysis of educational and methodological, scientific literature and Internet content on issues of digital literacy, the generalization of practical experience in the formation of digital literacy. Results. Digital literacy is positioned as a person's ability to use all the variety of digital tools for its own purposes, to work comfortably and creatively in technologically equipped environments. Digital literacy involves the development of four components: technical aspects, information on the Internet, communication on the Internet, and digital consumption. Not all of these components are reflected in the school course in computer science. The development of the electronic educational resource "Fundamentals of Digital Literacy and Cyber Security" proposed in the paper is based on the use of active and interactive technologies in establishing the level of formation of digital literacy of schoolchildren and it meets all components of digital literacy. Scientific novelty. The content of digital literacy of schoolchildren is investigated, the thematic content of educational sections of an electronic educational resource on the formation of digital literacy of schoolchildren, which is relevant to the main components of digital literacy, is scientifically proved: technical aspects, work with information, communication, and consumption. The necessity of formation of digital literacy in parallel with the study of the basic course of school computer science in the format of independent work of students. Practical significance. The use of the designed electronic educational resource on digital literacy will enhance the competence of students in this field; will allow working in a convenient mode for each student corresponding to their capabilities and interests.

Текст научной работы на тему «Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Дата публикации: 30.04.2019 УДК 37.02

Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова

Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды

Введение. Нарастающие темпы цифровизации опережают развитие умений и навыков школьников -основной массы интернет-пользователей. В школьном курсе информатики учитель формирует у обучающихся метапредметные образовательные результаты. К сожалению, существующие учебно-методические комплексы и учебники по школьной информатике не могут в полной мере отразить все составляющие цифровой грамотности. По этой причине авторами статьи предлагается скорректировать и расширить содержание школьного курса информатики за счет создания электронного образовательного ресурса «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности» на платформе дистанционного обучения Blackboard.

Цель - корректировка содержания школьного курса информатики, направленная на повышение уровня цифровой грамотности обучающихся общеобразовательных школ с учетом тенденции создания и использования в педагогической практике цифровой образовательной среды.

Методология и методики исследования. Методологическую основу изысканий авторов составили идеи средового и личностно-ориентированного подходов. Основными методами исследования выбраны теоретический анализ учебно-методической, научной литературы и интернет-контента по вопросам цифровой грамотности, обобщение практического опыта формирования цифровой грамотности.

Результаты. Цифровая грамотность позиционирована как способность человека использовать в собственных целях всё многообразие цифрового инструментария, комфортно и творчески работать в технологических оснащенных средах. Обладание цифровой грамотностью предполагает развитие четырех компонентов: технические аспекты, информация в Интернете, коммуникация в Интернете, цифровое потребление. Не все ее компоненты отражены в школьном курсе информатики. Предложенная в статье разработка электронного образовательного ресурса «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности» основана на использовании активных и интерактивных технологий при установлении уровня формирования цифровой грамотности школьников и отвечает всем компонентам цифровой грамотности.

Научная новизна. Исследовано содержание цифровой грамотности обучающихся, научно обосновано тематическое содержание учебных разделов электронного образовательного ресурса по формированию цифровой грамотности школьников, соответствующее основным компонентам цифровой грамотности: технические моменты, работа с информацией, общение, потребление. Обоснована необходимость формирования цифровой грамотности параллельно с изучением основного курса школьной информатики в формате самостоятельной работы обучающихся.

Практическая значимость. Использование разработанного электронного образовательного ресурса по цифровой грамотности будет способствовать повышению компетентности школьников в этой области, позволит работать в удобном для каждого обучающегося режиме соизмеримо своим возможностям и интересам.

Ключевые слова: цифровая грамотность, дистанционные образовательные технологии, электронный образовательный ресурс, школьный курс информатики

Ссылка для цитирования:

Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 167-193. doi: 10.32744^.2019.2.14

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Accepted: 12 January 2019 Published: 30 April 2019

T. A. Boronenko, A. V. Kaysina, V. S. Fedotova

The development of digital literacy of schoolchildren in conditions of creating a digital educational environment

Introduction. The increasing rate of digitalization is ahead of the development and skills of schoolchildren, the main users of the Internet. The teacher forms meta-subject educational outcomes in the students within the school course in computer science. Unfortunately, the existing educational and methodological complexes and textbooks on school computer science are not able to reflect all components of digital literacy in full. For this reason, the authors of the paper proposed to adjust and expand the content of the school course in computer science by creating an electronic educational resource "Fundamentals of Digital Literacy and Cyber Security" on the platform of distance learning Blackboard.

The aim is to adjust the content of the school course in computer science, aimed at improving the level of digital literacy of students of secondary schools, taking into account the trend of creation and use of the digital educational environment in teaching practice.

Methodology and methods of research. The methodological basis of the authors' research was the idea of environmental and personality-oriented approaches. The main methods of research are a theoretical analysis of educational and methodological, scientific literature and Internet content on issues of digital literacy, the generalization of practical experience in the formation of digital literacy.

Results. Digital literacy is positioned as a person's ability to use all the variety of digital tools for its own purposes, to work comfortably and creatively in technologically equipped environments. Digital literacy involves the development of four components: technical aspects, information on the Internet, communication on the Internet, and digital consumption. Not all of these components are reflected in the school course in computer science. The development of the electronic educational resource "Fundamentals of Digital Literacy and Cyber Security" proposed in the paper is based on the use of active and interactive technologies in establishing the level of formation of digital literacy of schoolchildren and it meets all components of digital literacy.

Scientific novelty. The content of digital literacy of schoolchildren is investigated, the thematic content of educational sections of an electronic educational resource on the formation of digital literacy of schoolchildren, which is relevant to the main components of digital literacy, is scientifically proved: technical aspects, work with information, communication, and consumption. The necessity of formation of digital literacy in parallel with the study of the basic course of school computer science in the format of independent work of students.

Practical significance. The use of the designed electronic educational resource on digital literacy will enhance the competence of students in this field; will allow working in a convenient mode for each student corresponding to their capabilities and interests.

Keywords: digital literacy, distance learning technologies, electronic educational resource, school course in computer science

For Reference:

Boronenko, T. A., Kaysina, A. V., & Fedotova, V. S. (2019). The development of digital literacy of schoolchildren in conditions of creating a digital educational environment. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 38 (2), 167-193. doi: 10.32744/pse.2019.2.14

_Введение

е последние несколько лет наблюдается тенденция цифровизации практически всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и образования. В настоящее время цифровые технологии выступают в роли высокотехнологичного средства коммуникации, инструмента развития российского цифрового образовательного пространства, способствуют поддержке сотрудничества и творчества, обучению навыкам, необходимым для жизни в оцифрованном мире. Цифровые медиа-платформы, тексты и технологии набирают популярность в образовании, так как облегчают и поддерживают современные гибкие образовательные возможности для обучающихся, позволяют использовать педагогические методы, которые ставят обучающихся и педагогов в центр сетевого социального мира [1, с. 401]. В условиях позиционирования Интернета не просто технологией, а средой обитания, источника развития, культуры, порождающей новые формы деятельности, культурные практики, феномены, знания и смыслы, критически важной и неоспоримой необходимостью является «цифровая грамотность» [2, с. 293]. С принятием программы «Цифровая экономика» в августе 2017 года понятие «цифровая грамотность» вводится особенно активно. Однако темпы компьютеризации и дигитализации (цифровизации) достаточно сильно опережают «цифровые умения и навыки» основной массы россиян и сегодня активно поднимается вопрос о повышении цифровой грамотности населения. В особенности это касается школьников, как наиболее интенсивных пользователей интернета. В аспекте умений безопасной работы в интернет и несения ответственности за совершенные действия [3] следует признать достаточно большим «цифровой разрыв» между обучающимися и взрослыми. Наблюдается несоответствие между «восприятием молодежи своих цифровых навыков и способностью перемещаться по этому сложному сетевому ландшафту по безопасному и осмысленному пути» [4, с. 77.].

Цифровой разрыв - это разрыв между теми, кто обладает цифровой грамотностью и не обладает, теми, кто имеет доступ к цифровой среде и не имеет такой возможности. Последствия такого разрыва для электронной безопасности детей и подростков исследованы зарубежными учеными. «Отсутствие или ограниченный доступ к цифровой среде приводит к отсутствию навыков электронной безопасности и снижению компьютерной грамотности. В результате эти дети подвергаются более высокому риску кибербуллизма, чем дети с доступом к цифровой среде и те, кто обладает лучшими навыками электронной безопасности» [5, с. 20].

Несмотря на то, что поколение современных школьников определяется как «цифровые аборигены», «сетевое поколение», т.е. молодые люди, которые выросли в мире, где доминирует интернет, существует необходимость дополнительного ознакомления их с новыми возможностями и угрозами сетевого пространства. Школьники нуждаются в дополнительных навыках для удовлетворения своих информационных потребностей и лучшего понимания норм онлайн-среды.

Цифровая грамотность занимает приоритетное место в перечне базовых навыков, востребованных в XXI веке практически на любой должности. Отмечается, что цифровая грамотность будет столь же востребована, как способность писать и читать [6, с. 64].

За формирование широкого спектра метапредметных образовательных результатов в области информационной и электронной безопасности, отвечающих реалиям времени и непрерывно изменяющимся в соответствии с этими требованиями отвечает школьный курс информатики. Но, к сожалению, если говорить о формировании цифровой грамотности обучающегося, существующие учебно-методические комплексы по информатике не могут в полной мере отразить все ее составляющие. Об этом свидетельствует проведенный авторами статьи анализ содержания рекомендованных к использованию в обучении учебников по информатике и ИКТ.

Проблема удовлетворения желания обучающихся использовать арсенал цифровых технологий для более широкого и разнообразного доступа к учебным ресурсам, обеспечения информационной и электронной безопасности обучающихся, обеспокоенность их неготовностью к работе в цифровой образовательной среде стали ключевыми катализаторами для пересмотра содержания курса информатики. В контексте эпохи цифровых технологий предоставление образования должно сопрягаться не только с навыками функционального уровня - использованием программных средств и пакетов программ, просмотром и поиском информации, способностью различать качество информации, найденной в Интернете, но и охватывать более широкий набор навыков, отражающих социокультурное участие обучающихся в сетевом обществе, их самовыражение, формирование сетевой идентичности и активное осознанное участие в онлайн-мире.

Стоит предположить, что расширение содержания школьного курса информатики учебным контентом, связанным с развитием их цифровой грамотности, позволит сформировать у обучающихся новые компетенции, в полной мере отвечающие требованиям XXI века безопасного и продуктивного интернет-взаимодействия. Такое обновление содержания школьного курса информатики позволит обеспечить и даст возможность школьникам свободно и в тоже время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.

Расширение школьного курса информатики в аспекте формирования цифровой грамотности школьников возможно за счет стратегического встраивания в образовательную деятельность специально разработанного в дополнение к основному курсу школьной информатики электронного образовательного ресурса «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности» при организации самостоятельной деятельности обучающихся, основанной на активном использовании материалов электронного образовательного ресурса в самостоятельной работе.

Цель исследования состоит в корректировке содержания школьного курса информатики, направленной на повышение уровня цифровой грамотности учащихся общеобразовательных школ с учетом тенденции создания и использования в педагогической практике цифровой образовательной среды.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: сформулировать определение понятия «цифровая грамотность»; выявить образовательный потенциал школьного курса информатики в формировании цифровой грамотности обучающихся; осуществить отбор содержания школьного курса информатики в условиях цифровизации образования; разработать электронный образовательный ресурс «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности» в дополнение к основному курсу школьной информатики в аспекте формирования цифровой грамотности обучающихся.

_Материалы и методы

Объектом исследования стал процесс обучения информатике в школе на образовательной ступени 7-9 классов общеобразовательной школы. Предмет исследования - сущность цифровой грамотности школьника, уточнение ее содержания, а также выявление необходимых для ее формирования условий.

Методологическую основу изысканий авторов составили идеи средового и лич-ностно-ориентированного подходов. Основными методами исследования выбраны теоретический анализ учебно-методической, научной литературы и интернет-контента по вопросам цифровой грамотности, обобщение практического опыта формирования цифровой грамотности, анкетирование для выявления динамики формирования цифровой грамотности у обучающихся.

_Обзор источников в области цифровой грамотности

Обзор многочисленных научных источников по вопросам глобализации и информатизации образовательного процесса, использования ИКТ в профессиональной подготовке, так называемой «Цифровизации» отечественного образования показал, что понятие цифровой грамотности (digital literacy) является широко применяемым в отечественной и зарубежной педагогике.

В начале XXI века с развитием Интернета зарубежными учеными (П. Гилстер, Г. Дженкинс, М. Варшавер и Т. Матучняк, А. Мартин, Е. Харгитай и др. была сформулирована концепция «цифровой грамотности» как системы когнитивных, социальных и технических навыков, которые гарантируют качественное существования человека в информационной среде. В последующем цифровая грамотность стала рассматриваться как более сложное понятие, которое характеризуется комплексом составляющих, среди которых:

• компьютерная грамотность как эффективное использование электронных устройств и программного обеспечения;

• информационная грамотность - навыки самостоятельного поиска, анализа, критического осмысления информационных данных;

• компетентное пользования социальными медиа;

• использование сетевых технологий с пониманием основ сетевой безопасности и стандартов нетикета.

Современное понимание цифровой грамотности зарубежными исследователями обязательно содержит экологическое отношение к цифровым технологиям как особой среды жизни человека, требует соблюдения норм гигиены и ответственности пользователя.

Г. Дженкинс и др. считают, что цифровая грамотность зависит от сформированно-сти трех типов навыков:

• навыки взаимодействия с компьютером и любыми другими устройствами, с помощью которых можно выйти в Сеть или создавать цифровые артефакты;

• навыки взаимодействия с программным обеспечением, которые обеспечивают возможность работы с контентом;

• универсальные навыки работы с цифровыми технологиями, в том числе конструирования, разработки цифрового онлайн или офлайн среды.

Остановимся на толковании цифровой грамотности Д. Белшоу в книге «Основные элементы цифровой грамотности» [7], который свидетельствует о наличии различных моделей этого феномена и выделяет восемь ключевых компонентов как основу качественного взаимодействия человека с «цифрой» (культурный, когнитивный, конструктивный, коммуникативный, критический, гражданский, а также уверенное использование и креативность). Компоненты наглядно представляются автором в виде таблицы 1.

Таблица 1

Компоненты цифровой грамотности по Д. Белшоу

Культурный компонент Когнитивный компонент Конструктивный компонент Коммуникативный компонент

Компоненты цифровой грамотности (по Д. Белшоу

Уверенное использование Креативность Использование аналитических умений и навыков оценивания цифрового контента Гражданский компонент

Детализируем каждый из представленных компонентов.

1. Культурный компонент, по мнению Д. Белшоу, предполагает соблюдение не-тикета (сетевого этикета) - правила поведения в Сети, культуры интернет-общения, понимание специфических интернет-артефактов (интернет-мем, эмодзи, анимиро-ванные gif-файлы и т.д.); понимание истории, языка, обычаев и ценностей цифровых сред, уважение к принципам конфиденциальности и защиты информации; признание разницы между личным и профессиональным использованием цифровыми средствами и др.

2. Когнитивный компонент, по Д. Белшоу, это понимание ключевых понятий компьютерной грамотности, владения ИТ-навыками, осознание общих функций (навигационных меню настроек, профилей), тегов, хэш-тегов в цифровых средствах, в общем обеспечивает возможность пользования цифровыми устройствами, программными платформами и интерфейсами.

3. Конструктивный компонент - знание условий корректного использования контента во время «конструирования» в цифровой среде, соблюдения авторских прав.

4. Коммуникативный компонент предполагает знание возможностей общения в цифровых средах, понимание специфики понятий «идентичность», «доверие», «обмен», «влияние» в цифровом пространстве.

5. Выделенный Д. Белшоу компонент «Уверенное использование» предусматривает ощущение себя частью онлайн-сообщества, понимание и использование преимуществ онлайн-пространства по сравнению с офлайн-миром, а также отражает обучение в цифровом среде.

6. Креативность в составе цифровой грамотности указывает на ценность творчества в цифровом пространстве, освоение новых способов использования онлайн-ин-струментов и сред, создание нового знания с помощью цифровых технологий.

7. Использование аналитических умений и навыков оценивания цифрового контента, инструментов и программ, выделение надежных источников характеризует критический компонент цифровой грамотности по Д. Белшоу.

8. Гражданский компонент характеризует лиц, использующих цифровые среды для самоорганизации, а также отстаивают цифровые права и обязанности, участвуют в

социальных движениях в Интернете, готовят себя и других к участию в реальной общественной жизни [19].

Зарубежными учеными особенно отмечается необходимость оказания помощи обучающимся стать более осторожными потребителями информации, которую они видят в Интернете [8, с. 27], научить их действовать в ситуациях неопределенности, обладать «грамотностью личных данных» [9, с. 419].

Цифровая грамотность определяется как «осведомленность, отношение и способность надлежащим образом использовать цифровые инструменты и средства для идентификации, доступа, управления, интеграции, оценки, анализа и синтеза цифровых ресурсов, конструирования новых знаний, создания медиа-сообщений и общения с другими в контексте конкретных жизненных ситуаций, для обеспечения конструктивного социального действия и размышления над этим процессом» [10, с. 255].

Цифровая грамотность как концепция обсуждалась и критиковалась многими авторами в отечественной научной литературе последних лет [11-13 и др.].

Анализ существующих исследований в области цифровой грамотности позволил сделать вывод, что при большой распространенности трактовка понятия «цифровая грамотность» достаточно неоднозначна. Различные источники определяют цифровую грамотность как способность, набор знаний, умений, навыков и т.п. (см. табл. 2):

Таблица 2

Определение понятия «цифровая грамотность» в различных источниках

Определение Источник

Цифровая грамотность - это...

Способность использовать и создавать контент на основе цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование Новое видение образования. Доклад Всемирного экономического форума (2015 г.)

Совокупность знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Состоит из цифровой безопасности, цифровых компетенций и цифрового потребления) Цифровая грамотность.рф (Проект Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий», направленный на измерение индекса цифровой грамотности россиян и проведение мероприятий по повышению уровня знаний и компетенций населения в этой области)

Другими словами можно сказать, что в самом широком смысле цифровая грамотность - это способность продуктивно использовать цифровые инструменты в достижении поставленных целей. Цифровая грамотность включает в себя личностные, технические и интеллектуальные навыки, необходимые для комфортной жизни в цифровом мире.

Синонимичными по семантическому полю к понятию «цифровая грамотность», являются «компьютерная и информационная грамотность», а также более общее -ИКТ-компетентность. Однако авторы предлагают различать данные понятия. Так в электронном научном журнале «Современные исследования социальных проблем» в статье «К вопросу о цифровой грамотности» Берман Н.Д. рассматривая понятие «цифровая грамотность» отмечает ее отличие от компьютерной грамотности (англ. computer literacy), под которой понимает «умения и навыки работы на компьютере,

управление файлами и папками, знание основ информатики, минимальные знания основных офисных программ, а цифровая грамотность (англ. digital fluency) - это «набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета» [14, с. 36].

По мнению С.В. Гайсиной [15, с. 1] «отличием цифровой грамотности от ИКТ-компетентности является кибербезопасность и безопасность в сети Интернет, как умение оценить достоверность информации, как умение сохранить свои личные и персональные данные, умение защитить свои и не нарушить чужие авторские и интеллектуальные права. Об этом мы говорили и раньше, но в условиях цифровизации образования эта компетентность становится более значимой, чем ранее, составляющей цифровой грамотности и цифровой компетентности».

Феномен цифровой грамотности изучается и российскими учеными. Генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО А. Кондаков в своем докладе «Цифровое образование: матрица возможностей» говорит о том, что «Цифровая грамотность как важнейший навык XXI века - это основа безопасности в информационном обществе. Формированию цифровой грамотности должно уделяться особое внимание наравне с читательской, математической и естественнонаучной грамотностью. Цифровая грамотность - готовность и способность личности применять цифровые технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно во всех сферах жизнедеятельности»1.

Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Шариков А.В. в статье «О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности» [16, с. 87] предлагает четырехкомпонентную модель названной дефиниции, которая состоит из двух конструктов-оппозиций, с одной стороны технико-технологической / социогуманитарной, с другой стороны - возможностей (полезного) / угроз (опасного). Содержательных поля цифровой грамотности - «технико-технологические возможности (утилитарные, прагматические, инструментальные компетенции), содержательно-коммуникативные возможности (развитие способностей по созданию медиатекстов, их оценки, интерпретация другими пользователями, общение в Сети), технико-технологические угрозы (безопасность в Сети) и социопсихологические угрозы (социальные, этические, психологические аспекты работы в цифровой среде)» [16, с. 92] позиционированы как биполярные семантические конструкты. Такое структурирование цифровой грамотности, по мнению автора, может стать основой для мониторинга состояния ее сформированности. Отмечается также о зарождении «Интернет-культуры» и «Интернет-грамотности» в связи с широким распространением Интернета, о появлении новой концепции - «электронной культуры» - e-culture или «цифровой культуры». Это стало причиной появления в современном обществе концепции «электронной грамотности» и «цифровой грамотности». Автор ссылается на зарубежного писателя и журналиста Пола Гилстера, который одним из первых в 1997 году опубликовал монографию, посвящённую проблеме цифровой грамотности. Так Пол Гилстер полагает, что «цифровая грамотность включает в себя медиаграмотность, для которой характерно восприятие информации, выраженной в разных семиотических системах: от печатных до аудиовизуальных» [16, с. 90]. Также к цифровой грамотности можно отнести осторожность, «навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умения быстро освоить эти инструменты, умение общаться с другими пользователями, производить информацию в ее разнообразных формах и форматах» [16, с. 91].

1 http://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/2.pdf

Вслед за А. Шариковым близко по содержанию, но в то же время еще более конкретно представлено понимание цифровой грамотности в концепции Г.У. Солдатовой (см. рис. 1). Автор обобщает большое количество подходов к определению цифровой грамотности и рассматривает две условные оси-оппозиции.

Со держательно-коммуникативные подходь 1: Полезное Технико-коммуникационные подходы:

общение о Интермете, соц.сетях, умение создавать тексты разного типа дли различных адресатов сообщении, умение создавать фотографии, аудио- и видеоматериалы на компьютере и пересылать их другим и т.п. Социогуманитарно е умение пользоваться инструментами поиска,хранения и передачи информации, е том числе браузерами, облачными технологиями, умение использовать технические каналы коммуникации (эл.почта, 5гщ, $куре и т.п,) и др. Технико-технологическое

Соииипсимол отческая безопасность, соблюдение норм поведения: не выкладывать в Интернет компрометирующую информацию, не провоцировать других и не поддаваться на провокации и т.п., г о ии мэть опасность компьютерной, игрозой и Интернет-аддикции, соблюдение этическими правовых норм ит.п Техническая безопасность: умение использовать программы защиты информации, избавляться от спама, кукис, бороться с вирусами, трояками и т.п., понимать опасность тех или иных деистами для работы компьютера и другой цифровой техники и др, Опасное

Рисунок 1 Содержание концепции цифровой грамотности Г.У. Солдатовой

Рисунок 2 Структура цифровой грамотности по Н.Д. Берман

Л.Г. Гаврилова отмечает, что «цифровая грамотность свидетельствует об идеальном использовании электронных инструментов, формировании умений и навыков для работы с «цифрой», а учеными цифровая грамотность нередко позиционируется как составная ИКТ-компетентности и связана с проблемами интернет-безопасности» [17, с. 1].

В новом срезе представляет понимание содержания цифровой грамотности Берман Н.Д., выделяя в ее структуре три составляющие: цифровые компетенции, цифровое потребление, цифровая безопасность [14, с. 37] (см. рис. 2). Автором отмечается, что формирование цифровой грамотности должно носить междисциплинарный характер.

Проректор по научной и международной деятельности Пермского государственного института культуры Лисенкова А.А. пишет о том, что в настоящее время огромной проблемой является самостоятельное открытие и овладение новыми технологиями. Практика показывает, что каждый новый «пользователь Сети Интернет - самоучка, который действует там неосознанно, на свой страх и риск. Все поступки таких пользователей обусловлены низкой цифровой грамотностью и во многом зависят от личных ценностных установок, уровня воспитания, модели культуры, преобладающей в обществе, общественных трендов и запросов» [13, с. 89]. Сегодня человек попадает в лавину информационного контента. В состоянии информационного пресыщения не всегда удается быстро и осознанно обработать, проанализировать, понять его содержание. Одной из базовых компетенций современной личности становится умение критически мыслить и оценивать информацию. В этой связи цифровая грамотность понимает под собой не только «умение работать с большими информационными потоками и развитие критического мышления, но и умение оперировать семантическими системами, интерпретировать, оценивать и определять достоверность и качество получаемой информации извне» [13, с. 89].

Цифровая компьютерная грамотность - овладение минимальным набором

Грамотность знаний и навыков работы на персональном компьютере:

информационная щ?ал\отность — >мекие формулировать информационный запрос, т.е. адекватно выражать сеою информационную потребность; умение вести поиск в автоматизированном режиме, а также осуществлять анаши и синтез информации, на основе которой создаётся новый информационный продукт;

мультимедийная грамотность - умение создавать материалы с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио- и видео);

грамотность компьютерной коммуникации — способность к онлайновой коммуникации в устной и письменной формах (электронная почта чаты, блоги, видеоконференции п т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3 Структура цифровой грамотности по Авдееву А.Ю.

Старший преподаватель кафедры возрастной и социальной психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета Авдеев А.Ю. вслед за зарубежными исследователями в свой статье «Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект» [18, с. 67] рассматривает четыре аспекта цифровой грамотности (см. рис. 3).

Коллективом авторов факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова предлагается собственный подход к определению и диагностике цифровой компетентности личности в сетевом обществе, синонимично понимая под ней цифровую грамотность школьников: «основанную на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуника-ционные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности» [19, с. 4]. Рассматриваются такие компоненты цифровой компетентности как знания, умения, мотивация и ответственность в разных сферах деятельности в интернете (работа с контентом, коммуникация, техносфера, потребление); показывается необходимость учета как отношения человека к интернету, так и особенностей его деятельности». Нам представляется более правильным и точным относительно школьников говорить, прежде всего, о цифровой грамотности, на основе которой будет формироваться цифровая компетентность обучающегося.

В поддержку тенденции развития цифровой грамотности сегодня появилось множество тематических информационных порталов, некоторые крупные интернет-компании стремятся донести до масс доступным языком основы информационной безопасности в мировом пространстве, правильные способы организации деятельности.

Блог edutainme.ru (будущее образования и технологии, которые его меняют) рассказывает о новых разработках, исследованиях, сервисах, концепциях и идеях, которые уже сейчас влияют на образование освещает вопросы «как развить цифровую грамотность?». Здесь отмечается, что компанией Mozilla разработана карта цифровой грамотности, обращение к которой позволяет находить ответы на интересующие вопросы по цифровой грамотности в аспекте трёх ее составляющих: письмо (создание и изменение контента в интернете), чтение (поиск, анализ и критическое осмысление информации), участие (взаимодействие с другими людьми онлайн).

Организацией ЮНЕСКО размещена инфографика, отражающая основные принципы и правила информационной и медиа-грамотности.

Высшей школой экономики реализован интернет-проект «Проект «Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования: цифровая грамотность» (https://ioe.hse.ru), характеризующий лучшие практики по развитию компетенций XXI века и цифровой грамотности.

На повышение цифровой грамотности обучающихся общеобразовательных школ ориентирован и сайт «Разбираем Интернет» (http://www.razbiraeminternet.ru), где в научно-популярным стиле освещаются вопросы об устройстве сетевого пространства. Школьникам предлагаются общие подходы к способам получения новых знаний в интернете, поиска нужной информации, алгоритмы критической оценки контента, создания собственных интернет-проектов, онлайн-общения, соблюдая правила безопасности. Для удобства навигации учебные материалы классифицированы в четыре содержательных модуля.

Таким образом, отечественные исследователи рассматривают цифровую грамотность как феномен в пределах культурологии, социологии, процессов информатизации

в образовании. Все авторы едины в одном: цифровая грамотность - это способность человека использовать с пользой для себя всё многообразие цифрового инструментария.

Освещая различные аспекты цифровой грамотности, следует отметить, что исследователи бессистемно подходят к изучению данного вопроса и лишь декларативно объявляют о необходимости и важности формирования цифровой грамотности, при этом не предлагают конкретных способов развития ее у школьников в контексте основной школьной программы.

Критическая потребность в развитии цифровой грамотности обучающихся, развития цифровой образовательной среды проявляется в стратегических приоритетах, выраженными как на национальном, так и на международном уровнях. Отмечается, что «цифровая грамотность признана одной из восьми ключевых компетенций для обучения на протяжении всей жизни, это уверенное, критическое и творческое использование ИКТ для достижения целей, связанных с работой, трудоустройством, обучением, отдыхом, социальной сферой. Обучающиеся, которые развивают цифровую грамотность как неотъемлемую часть своего обучения более эффективны в учебе, более востребованы в трудоустройстве, а педагоги, владеющие цифровой информацией свободно сочетают инновационные педагогические практики, такие как перевернутое обучение, цифровое курирование, технологии мобильного обучения, использовать открытые образовательные ресурсы с максимальной пользой» [20, с. 131].

Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования необходимо:

1) внедрить на уровнях основного общего и среднего общего образования новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений и повышающие их мотивацию к обучению;

2) создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования всех видов и уровней в формате единого федерального образовательного пространства.

В научной литературе отмечается, что «до недавнего времени преподавание информатики было ориентированно на изучении алгоритмизации и программирования, освоения определенных информационных технологий. Этот подход, несомненно, важен в освоении компьютерной грамотности, как часть общей информационной культуры личности, но есть так же важная проблема, формирования в личности черты, которая определяет информационную деятельность, как социально значимую, этическую грамотность при взаимодействии в информационном пространстве» [21, с. 166]. В данном контексте автор имеет в виду цифровую грамотность.

Обоснуем возможность формирования цифровой грамотности школьников в составе школьного курса информатики на примере уровня 7-9 классов общеобразовательной школы. В составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1 зафиксированы основные результаты освоения образовательной программы, выраженные в составе следующих обязательных результатов изучения предметной области «Математика и информатика», контекстно связанных с цифровой грамотностью обучающихся:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 14.12.2018).

!) формирование умений формализации и стру курирования информации, умения выбирать способ прел ста влення данных в соответствии с поставленной задачей в виде таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программные средств обработки данных;

2) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

В примерной образовательной программе основного общего образования перечислены основные результаты освоения основной образовательной программы, которые позволяют сделать вывод, что цифровая грамотность школьника объединяет в единое целое личностные, технические и интеллектуальные навыки, наличие которых - неотъемлемая черта обучающегося в цифровой образовательной среде.

Обобщенно понятие «цифровая грамотность школьника», учитывая различные авторские представления о цифровой грамотности, можно представить четырьмя составляющими: технические аспекты (техническая безопасность и базовую техническую грамотность, включающую в себя знания о безопасном подключении к Интернету, умения создавать надёжные пароли, защищать компьютер от вирусов, а также навыки по защите личных данных от хищения); информация в Интернете (умения организовывать контент в Сети, знания о средствах и правилах поиска информации, а также проверка полученной информации на достоверность); коммуникация в Интернете (наличие умений создавать, развивать и поддерживать здоровые отношения с людьми, умения презентовать себя и поддерживать свою репутацию); цифровое потребление (умение использовать онлайн-сервисы для получения услуг и товаров). Для овладения личностью цифровой грамотностью необходимо комплексно сочетать все четыре компонента.

К сожалению, на данном этапе не все компоненты полноценно отражены в школьном курсе информатики. Сравнительная характеристика существующих линий учебно-методических комплексов и учебников по информатике, отвечающих требованиям ФГОС, представлена в таблице 3:

Авторами статьи выбраны наиболее популярные и используемые в учебном процессе учебники и учебные пособия. По итогам анализа содержания таблицы 2 можно заметить, что понятие «цифровая грамотность» наиболее полным образом раскрывается в линии УМК Н.Д. Угриновича: здесь представлены все четыре компонента цифровой грамотности и даны практические работы к каждой теме. Остальные авторы не уделяют достаточного внимания проблеме формирования цифровой грамотности школьников, односторонне освещают ее отдельные аспекты. В связи с этим остро стоит вопрос о развитии содержания школьного курса информатики в аспекте усиления внимания к цифровой грамотности обучающихся, что особенно важно в условиях циф-ровизации образования.

Таблица 3

Сравнительная характеристика существующих линий УМК по информатике,

отвечающих требованиям ФГОС

Автор Класс Темы

5 Материалы, направленные на формирование цифровой грамотности обучающихся, в явном виде отсутствуют

6 Материалы, направленные на формирование цифровой грамотности обучающихся, в явном виде отсутствуют

Босова Л.Л., 7 Всемирная паутина (что такое WWW, поисковые системы, поисковые запросы, полезные адреса Всемирной паутины);

Босова А.Ю. [22] 8 Материалы, направленные на формирование цифровой грамотности обучающихся, в явном виде отсутствуют

9 Локальные и глобальные компьютерные сети; Всемирная компьютерная сеть Интернет; Информационные ресурсы и сервисы Интернета; Создание web-сайта

Быкадоров Ю.А. [23] 8 Вирусы и антивирусы; Защита информации от компьютерных вирусов; Информационная безопасность и этика; Поиск информации в некомпьютерных источниках и информационных ресурсах компьютера; Подключение и доступ в компьютерную сеть Интернет; Всемирная паутина; Поиск в информационных ресурсах Интернета; Передача информации в Интернете; Общение в Интернете

9 Мультимедийные технологии

7 Мультимедиа и компьютерные презентации

Семакин И.Г. [24] 8 Как устроена компьютерная сеть; Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей; Аппаратное и программное обеспечение сети; Способы поиска в Интернете

9 Информационные ресурсы современного общества; Проблемы формирования информационного общества; Информационная безопасность

7 Информационные ресурсы Интернета; Поиск информации в Интернете; Электронная коммерция в Интернете + практические работы: Путешествие по Всемирной паутине; Работа с электронной почтой; Загрузка файлов из Интернета; Поиск информации в Интернете

8 Передача информации; Локальные компьютерные сети; Глобальная компьютерная сеть Интернет; Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML + практические работы: Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённом к локальной сети; «География» Интернета; Разработка сайта

9 Информационное общество; Информационная культура; Правовая охрана программ и данных

_Результаты и обсуждение

По мнению авторов, инновационным и эффективным решением в повышении цифровой грамотности школьников может стать электронный образовательный ресурс «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности», размещенный на одной из платформ дистанционного обучения, например, Blackboard, и его реализация в основном курсе школьной информатики при организации самостоятельной работы обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий. Это будет соответствовать современным запросам школьников и соответствовать общей динамике создания цифровой образовательной среды в школе.

Остановимся более подробно на раскрытии потенциала электронных образовательных ресурсов в системах дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий в целом.

За последние десять лет в системе образования России всё большую популярность стала набирать форма дистанционного обучения или смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Активизации широкого использования дистанционных образовательных технологий способствовало развитие Сети Интернет и web-технологий, которые смогли предоставить новые идеи и возможности для развитии данной формы обучения.

В статье 16 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» приводятся определения понятий «дистанционные образовательные технологии» и «электронного обучения»1. Любая форма обучения, где педагог и обучаемые разделены между собой временем и пространством, может считаться дистанционным обучением. Для обеспечения функционирования информационной образовательной среды дистанционного обучения могут быть использованы сетевые системы дистанционного обучения, платформы дистанционного обучения, интегрированные среды разработки и использования сетевых курсов, платформы электронного образования.

При использовании данных средств возникают следующие проблемы: стоимость организации и эксплуатации, большой объём аппаратного и программного обеспечения, умение работать. Тем не менее, все эти средства обеспечивают целостность учебного процесса и преемственность между его этапами.

Сетевая система дистанционного обучения как образовательная система обеспечивает, прежде всего, условия дистанционного обучения: организацию целостного процесса обучения и управление процессом группового или индивидуального обучения под управлением педагога через веб-интерфейс, преемственность этапов обучения. При этом в процесс обучения вовлекается большое количество обучающихся без ограничения территориальной удаленности и временной ограниченности.

Примеры различных систем дистанционного обучения представлены ниже в таблице 4:

Мировым лидером в сфере дистанционных образовательных технологий является компания Blackboard. Это связано с ее возможностями централизованного хранения учебной информации в рамках единого файлового хранилища (репозитарий учебных материалов), успешное автоматизированное решение задачи контроля и анализа

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 25.12.2018) "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1401 74/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4 (дата обращения: 1.04.2019)

результатов обучения, гибкая система настройки учебного контента под конкретного обучаемого (построение индивидуального образовательного маршрута), развитая система учебной коммуникации через форумы, блоги, журналы, вики и другие средства взаимодействия. Материалы электронных учебных ресурсов, размещенных на Blackboard, доступны обучающимся в любое время и в любом месте.

Таблица 4

Сетевые системы дистанционного обучения

Зарубежные Российские

WebCT ПРОМЕТЕЙ

Sakai Elearning

Moodle Mirapolis LMS

BlackBoard

Desire2Learn

Рассмотрим электронный образовательный ресурс «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности», созданный в целях развития цифровой грамотности школьников на платформе дистанционного обучения Blackboard1 . Данный образовательный ресурс ориентирован на организацию самостоятельной работы обучающихся 7-9 классов и является дополнением к основному курсу учебника Н.Д. Угриновича, но может также успешно использоваться и при обучении информатике по учебникам других авторов после построения педагогом соответствующего индивидуального образовательного маршрута. В рамках этого ресурса школьники могут ознакомиться со всеми компонентами цифровой грамотности, поразмышлять над поставленными кейсовыми задачами и потренироваться в выполнении практических заданий по теме.

Цель электронного образовательного ресурса: повышение уровня цифровой грамотности обучающихся общеобразовательных школ, расширение их представлений о возможностях Интернета, образе жизни и особенностях цифрового мира.

Задачи электронного образовательного ресурса:

1. Помочь учащимся осознать влияние Интернета на общество в целом и образ жизни отдельного человека в частности.

2. Изучить основные правила технической безопасности при работе в Интернете.

3. Помочь учащимся осознать наличие в Интернете негативной, вредной и опасной информации, а также научить проверять информацию на достоверность.

4. Изучить способы представления себя в Интернете, расширить представления о правилах личной безопасности в Сети.

5. Помочь осознать учащимся основные возможности и риски, связанные с удовлетворением потребностей в товарах и услугах с помощью различных онлайн-технологий.

6. Сформировать у учащихся способности к ответственному использованию интернет-ресурсов.

7. Сформировать у учащихся способности оценивать риски, связанные с фишинго-выми сообщениями.

1 В разработке электронного образовательного ресурса принимала участие студентка 5 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Информатика и математика ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» Шапочка Юлия Юрьевна.

Весь курс «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности» разбит на четыре тематических блока, соответствующих представлению о содержании цифровой грамотности: 1) кибербезопасность, фишинг и спам; 2) информация в Интернете; 3) коммуникация в Интернете; 4) цифровое потребление.

Каждый блок содержит теоретическую информацию и задание для выполнения. Общая схема представления материалов для изучения представлена на рисунке 4.

Содержание

I С И 0

- Й КнЛ^рвазспасхастк. фныынг и спаи

^ ОгЩнКчти 1) Интернет«

¡5 Инструменты безопасности

В Парой»

Д Задание. КИОерОеэоласность

- Й Информации а Я итерпете

О Информация е Интернете

Реакции на негативную ннфориацнчэ

^ Задание. Информащл» в Интернете

Кйииунньаф«л 6 Сети

3 К0И31ИМИЦ"9П6Н«!* В сет

3 Задание. Клмиунмки^ип и нн:ерис-е

.-. ^ Цифроиоо "Огр^ггнкг

Интернетщрипинг

Ц Права потребители

[5 Реклама в интернете

ОнлаНн-нгры

Задание. Цифровое потребление

т Э Нтетыый прост

ОПрмет

о ит«ц»е т«тироит!е

Рисунок 4 Структура материалов электронного образовательного ресурса для

самостоятельного изучения

Для промежуточного контроля знаний учащихся использованы лабораторные работы. Итоговый контроль знаний представлен в виде итогового тестирования и выполнением учащимися итогового проекта.

Для более вдумчивого и ответственного отношения учащихся к обучению реализовано такое средство взаимодействия, как Форум. Благодаря ему обучаемые смогут задавать вопросы преподавателю и активнее помогать другим участникам курса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержимое материалов курса имеет следующую структуру (см. рис. 5):

1

Материалы н ыцэвьичч | £КЙЛИМ(К1 ШКП*1ЧЫЯ ссылок

^^ Оаявдляда

Рисунок 5 Материалы курса электронного образовательного ресурса

Инструкции для обучающихся характеризуют последовательность действий при работе с учебными материалами. В них дано подробное описание их деятельности и обозначен конечный результат, к которому школьники должны прийти.

Материалы и задания представлены лекционными материалами, материалами для самостоятельной работы, подключёнными через инструмент «Задание» и итоговым тестированием.

В библиотеке полезных ссылок можно найти новую, интересную, полезную для себя информацию. Например, узнать про историю возникновения слова «спам» или открыть для себя сервис для автоматической генерации паролей.

Описание результатов выполнения учащимися лабораторных работ с указанием критериев оценки, а также описание возможного количества баллов за каждый вид работы с переводом этих баллов в конкретную оценку, - всё это содержится в разделе «Балльно-рейтинговая система».

В глоссарии представлены основные определения по курсу «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности», которыми должны овладеть учащиеся.

В литературе указан список источников, на основании которых был построен электронный образовательный ресурс.

Рассмотрим подробнее материалы и задания для учащихся.

Лекционный материал представлен в виде файлов в формате PDF, подключённых средствами Blackboard. Все файлы с теоретическими сведениями выдержаны в едином стиле - единая цветовая схема, вверху расположен заголовок изучаемого блока, после идёт цель изучения материала и список основных понятий, с которыми могут познакомиться учащиеся при изучении конкретной темы. Далее идёт непосредственно текст для самостоятельного освоения. Например, лекционный материал по теме «Опасности в Интернете» из раздела «Кибербезопасность, фишинг и спам» имеет следующий вид (см. рис. 6):

■•j" rite^r—"г

J МйППЯНГ

^ »kfc-yi-4-Ч

HMitJiBfWnjCrtllCT^ флшинг пегим

mf ..............if t fl

nwmrt. беки HOW гккЬиючгниг, ope^MiKwr ПО,

мат 1 hJXhj

Ожмштм i HWiWpftUfftf 3k> lk-r-ык^Чс.й t'tlH Mil IcjULcl iirtipHi I ikX I H Ltfltyi iiiMiftH: иль НЖ EipiKIKfTCKH RCUCi HIipHNCp. ПШ ЧН ПВДСШХМ ПЙШ. 4ШЙ1

щ 311 ц-ьимниц-н ЛЯЧННС УШ*Г* Н£К МИгГиЭЦ! !'■ I — I ЧЧИ ЛДОГИРС СКЛПОЙ feUC UKfyr LЛIIIU. ЬШОрЫ* 4U OrKfUUttJ. .1 ЮЛЯ. ГЮ.1&.1№ЧСИИЬК К ТОЙ Ж-t Li П1. i№ И ыы, ИЛМ ipc IbJI L-Г-Iip.мы.

Kof.U ЧН ПрАЫЩр*! меч пАт ■ Нигер*«?!?. 1Жф11ШМП1МП "ЩМ JT ■МрОПЬ .1*4 HUf D НК ГМ ЭСС. КН И« ЛСЛ-flW? Ироыкигрм Ч1 ttill ня&лкагь мйбвдршй i'ltpUUlb •. jkI u ГчЬЖИй ч£рс i f^kiliiikv ецдщвмсмйс. Mmw льманисл fliprmnifc лвпярмскл», мл [ишиг

МлфорЧЫ ВИС ШИСШй№П1 ОТ IfflTX K1KL*C ШкЗПНПК11№ ИСГЪМЫ^чГКН. Чги£ы воСрИЪ 1>.ЧЫ1К юфефЧЫШН О «1КШП. СНН IIUTlftFKI (WMOUIirk HI нф, hcvhh hi 'Лсвк, я ТЛКЯЛ TiiiL4 lt .i|i|i I i*c Sufu, ЧГи ihih . Lum.-1 i

Hwnpwnv

Рисунок 6 Пример лекционного материала электронного образовательного ресурса

вопросы для самоконтроля:

1. Кик нм думает^ кто может у вндо ь нашу персональную ннфорчлнпо,

ХОТОрЦЯ IU1DXO SiLllllMUKHj".'

2. Зачем шюумы шинщикам нужен доступ к информации о вас? Чю олн хотят вывенить? Почему некоторые ойш, где &ы не выполнили вход, пытаются следить ш ванн?

3. Что такое вредоносное ПО? Каково ею предназначение?

4. Как tLiutn inj iiL'H ит Dpc,TO>ioci[oi о ПО л;ш спсжкп?

РСШИТС ДЛЯ CCUHh IOTOBU ЛИ НЫ К тому. ЧТО КТО-ТО iiiy/JCT CJieAi11 Ер "fLL нами? EI:h.'ko.[lko важна для Вас конфнДснцнаЛЬНОСТЬ?

Рисунок 7 Вопросы для самоконтроля школьников

После изучения каждого раздела обучающимся предлагается выполнить лабораторную работу. Лабораторная работа подключена через специальный инструмент «Задание», позволяющий отправлять файлы с компьютеров учащихся преподавателю на проверку.

Рассмотрим практическую работу по разделу «Кибербезопасность, фишинг и спам». В самом начале дано описание цели работы, умений, которые оцениваются преподавателем, а также указано необходимое оборудование для выполнения конкретного задания. Далее идёт описание хода работы (см. рис. 8):

Кнбербемласнмть, фишинг и щам

Цепь работы-. занреапение оснмны* правил безопасного поведения при Сп>йпкнОбении С рамочными видами империей мошенничества.

Оцениваются умения;

* д-н зли älapobiltb ситуации. И рээмьшлйть над пост^вленными

проблемами;

■ Применять правила беязпасногп поввде-ння длн защиты личных

дэнны*.

Обеспечение;

1) Программное обеспечение; Microsoft Office wofd, аркмвлор WirtRar

2) Учебнс-методическое обеспечение; инструменты.pdf, önaCHOtTH.pdf, пароли.pdf

Ход работы: 1. Определите, является ли ка>нд№-и? ^тиж сообщений епдмом и ыОжнО ли поделиться информациЕЙ с 5тим чёлй№кРм. Какие действия необходимо предпримпть? Ответ поясните. Создайте отчет в Формате .doex. в котором будут уписаны в.31ли ответы н# eonpcibi и поставленные ситуации. 1 Дйбньте соадэииуй ОГ#ёт « ару Hfl t вашей фамилией 3. Добавьте в арлнв файл б формате ..da« ей всеми отй-Етами на вопросы для самоконтроля.

Рисунок 8 Описание лабораторной работы

Большинство лабораторных работ выполнено с использованием кейс-технологии -интерактивной технологии обучения, направленной на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности,

W W л W f

представленной в виде кейса. Суть кейс-технология состоит в том, что обучающимся предлагается для анализа проблемная ситуация, которая может спровоцировать дискуссию и активное обсуждение. На основе имеющихся знаний, опыта и с использованием дополнительных источников необходимо разобраться в ситуации, определить проблему, возможные варианты её решения и выбрать лучший из них.

Проблемная ситуация представляет из себя такое соотношение обстоятельств и условий, которое порождает некое противоречие и не имеет единственно верного решения. Таким образом, обучающиеся вовлекаются в деятельность, которая требует от них развития знаний, а также открытия нового в уже известном.

Кейс-технология предназначена для организации проблемного обучения, для оценки умения обучаемых к самообразованию, к поиску, обработке и анализу информации, полученной из различных источников. Пример такого задания представлен на рисунке 9:

Ситуации для энализА:

1, Eïij иолучипи imptmH« лжМгЧО oí зджжзта о том, что дальний рОДСТКШШК LiiK'IIJJ-t Р4Ч деньги. "ЭТО IIIKU» ГЛ4СИ7: "Чтобы получить деньги, еообшнтс чне и^чср ¿коего бзмкоккосо счст« и км (^ш Толь» t¡uí чн сипнем отправить мч дяьпГ.

2. lía* 11 и ПК" i :[pyi H luwphT, 4Го ПьГгясГс* н-аГпи фшо. tuivpoc иЫ i iiwu ifaJ tullí- № Не iiHorl ,i(vi>iM к нему, СсС[Ч» bti Не У КиыНккчсра. ШПТйНу Не Mcnkclc onrfuaHi ь фиТо .ipVí \. дру! ulK'ioct; Тог» Дд»аЙ я uíj;i\ м аккауш из чииутку и ckjhju фею- — <:ыжи чи: cioii ПЛрОЛЬ".

J. Itu |К)Лрш1И CT (Uffl unciviu >.h:h"]|x>Hiwi: иисьчц) о том, что atkjvnibj УЧЫИЛКЯ GW-UI ST-V4JÍ1M. iï IHIlI.SIl- ilhulifilml"!. "tlvlnhklLh

l.loj-mhjjit.lijijhljkh hi юм j. iii .lkfc.ltlectj hjijjiix yi jlli.h ven. мршнклисмн

и iniiiiciiin Mjj [uTioiicm над noii iiptVi.il'utiii ЧтоЛи holvi ыеоднтъ (h>JÍ аш^и. » отрет Mhl Л» шм.чи мч* IIL»-M-. whiK. t* н

JlípO.lb".

4, HiJ Пвяучнлн шпрмжк 1Ж№ m Ert-HKÍ. ft КОТОр«Ч у Ил. «СП счет. IÏ ПОМ ПНсьчс ГМЬрФГга. ЧЛо Cclb бзика вгеочлнз II нн муж Ни кзк можно скортс MiMtiiiiiii 1-кЙ iiipwibul vjiiKuhkmv JK kíi> и i j. а гзкже

№aier 1 жлшк^еш ilOI же ЛфшИ>.

Рисунок 9 Проблемные ситуации для анализа

По итогам изучения курса обучающемуся также предстоит выполнить итоговый проект - творческую работу, направленную на обобщение и систематизацию всего изученного материала, формулировку собственных выводов и вынесение предложений по развитию цифрового мира и цифровых технологий. Следует заметить, что проектный метод и кейс-технология дополнительно образовательному эффекту способствуют актуализации междисциплинарных знаний обучающихся, так как «поиск решения стоящей перед участниками задачи требует применения всех имеющихся и доступных учащимся и учителям (преподавателям) ресурсов из разных областей знания» [26, с. 37].

Пример итогового задания представлен на рисунке 10.

Цифровал грамотность

Цель работы: оср знание рллгт цифрдвьм ОбМНМий я Срврсм?ни{?й жизни и их влияние ни рсиаитиг оЬщсстоа.

Проектная работа «Технологии буду щею*:

Раэряйстдйте проект на те-ыу «ТсШЛОШ вудушот чсреэ 50 лпй.

1. СНиерЕЕге матерЕМ! гю развит» «тнкгий » предположите, кливе^ее булут цифровые пипш тереч 50 лет. какие новые устройств* и

функЕЩЕЕ будут рлсп]ин:тране[[ы. :: т.д.

2. При разработке проеиа ответив мл следующие вопроси:

• Изменятся ли с и 1ИИИ1 и кивых кгашпВ жюкь. цшшкш нолей*

• Пояьятсл .ш т>аые специфические цройнш? Какие?

* От чего булет нвксегь успешность к счастье че.товск! в мире будуешазе гехно.тагвЕЙ?

* Кч1ышн ынеяммя ее нлиделнн нужно обладать. чтобы бы*ь успешны^ в обществе чсрс! НеСНО.ЕЬКО Д«КТК£>В лет'.'

Представьте результаты своей работы сье=1 баш виоорк ь шис

Рисунок 10 Пример формулировки заданий итогового проекта электронного

образовательного ресурса

Выполнение итогового проекта предполагает его последующее направление на проверку педагогу (см. рис. 11).

Содержание

1 □ V

< у

Ц Е:

71] Ипстотисчти ¿иопенг

Ц Парок*

I"1] Зздоние. ИсрЬоэ^х

- а а

Ипфгрилцил I №гсрпс ¡5 Ч МНЦО

Г4] I

- Кошту «ШДО ■

| [5 Кдыиуыжги» ■ С*" 7*1 Кипфит^чпьчхтъ с

□ Задачиг.Исмлтаци

- йчвеем пв-трйпвн*

3 Ин^вОчгг-икГПшг Д ПраипсичХтепп О 1**£Л*1Ч (А(ЧМЦ о Снчт нтм О Эвдьы». 1НСПИ 41

■ 3

Ипиши

Пэйсг.юг р-ъ-ь задание ге.эед отправкой: проект

Страчл*а 22 из 22

СВЕДЕНИЯ О ЗАДАНИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БОМКТОЬК Iмое

Ним

1. -Сочи»"» и«ю Ф^г.1

2. Вилгп-гтс рябату.

Я. т.мты рл&ати смр*ыт* п лрь.'п л передает* (чь прнкщаплтй-мх

ОТПРА.ВКДЗАДАНИЯ

Ъцяшкй

•ГП.Ть!

ООП Ь1«ГЭ

■■рлги^с^.НЛ

Рисунок 11 Отправка итогового проекта педагогу на проверку

Контроль знаний учащихся предусматривает прохождение учащимися итогового тестирования, которое направлено на проверку понимания и усвоения материала по всем темам в рамках курса «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности». Тест содержит 25 вопросов, составленных на основе всего материала по курсу. Перед началом тестирования обучаемым даны следующие инструкции (см. рис. 12):

ИНСТРУКЦИИ

Описание

Задания теста направлены па п рсеерку понимания и усвоения материала по тыл* "Основы цифровой грамотности н км бе рбезол а снгхти

Инструкции

1. Внпыательнп прснитэнте поставленный вопрос.

2. Ответа.1 на вопрос может быть как один, так и несколько ва[»щнтов ответа.

3. В заданиях со свободным ответом Вам необходимо записать ответ на вопрос в предполоенном поле.

4. Будьте внпь*ательны, подниму и тому же вопросу нельзя вернуться дважды.

Принудительное завершение

Этот тест мшкно сохранить. чтобы дернуться к нему позже.

Нажмите кнопку Начать, чтобы начать оцеяну Итоювое тестирование, нажмите кнопку Отмена, чтобы вернуться назад.

Рисунок 12 Инструкции перед прохождением теста Пример тестового задания представлен на рисунке 13:

¿Ь посте гар^оде х следующему «хчксу изменение этхс ответа сдоен вопрос 1 на 25

ваплы

В миом спучяе нлрушлегея з-в-тореш» прз-во?

При ПрОС-.М01ре ПИПМВИИПйЦ №НТгМТЛ Б СЛЦМИЛИТ 111Ш

При НСПР-ТЪ>ПРЛН"П1 ШЛЮПОМ ЗИНЕТкЗю! ДЛЯ подтлтлрКИ фсрптл «1 «и-твпй МП ШКЧШИ1 При ра ане шенюс не.инкн шокного >:^нтент-* в сошильльг;

При рНЖОЯШ1| ИЗ УфиТиЬс с4к1ескпр№ видеоролика с П добВНвА Группы

При чтсннн ромзнл ,1 Е[ То к ■■•Войня и мири в-1 Ьгтсрюте

Рисунок 13 Пример тестового задания

В рамках реализации представленного электронного образовательного ресурса в педагогической практике обучения школьной информатике проводился опрос обучающихся относительно тех эффектов, которые были получены после взаимодействия с ним. Опрос учащихся был проведен в виде анкетирования по вопросам цифровой

грамотности. В ходе исследования к ознакомлению с материалами ресурса было подключено 127 обучающихся 7-9 классов. Учащимся предлагалось в качестве самостоятельной работы ознакомиться с материалами ресурса, выполнить практические задания и пройти итоговое тестирование.

На основании данных статистики сетевой системы дистанционного обучения Blackboard авторами статьи проведён ряд исследований, результаты которых позволили: определить активность использования электронного образовательного ресурса учащимися в процессе обучения (93% подключенных к ресурсу школьников проявили интерес к материалам предложенного контента), среди которых 81% выполнили полный комплекс заданий и итоговое тестирование; степень заинтересованности обучающихся в повышении своей цифровой грамотности: высокий интерес к ресурсу подтверждает востребованность такого формата внедрения в программу школьной информатики ориентированного на повышение цифровой грамотности обучающихся контента и подтверждает гипотезу исследования;

Формат представления заданий с использованием кейс-технологии, а также проектной технологии позволил сформировать у обучающихся новые компетенции, в полной мере отвечающие требованиям XXI века безопасного и продуктивного интернет-взаимодействия. Каждое предложенное в рамках ресурса задание предполагает не безмолвное его выполнение по образцу, а заставляет обучающегося задуматься над проблемной ситуацией и разрешить ее исходя из тех знаний и умений, которые у него сформированы, с использованием всего имеющегося арсенала приемов и средств, допускает при необходимости онлайн обсуждение правильного решения с педагогом.

Полученная в результате проведенного анализа анкет информация позволила сделать оценку эффективности использования разработанного электронного образовательного ресурса школьниками. Сами обучающиеся отмечают, что стали более осознанно относиться к сетевому контенту, освоили правила поведения в Сети, культуру интернет-общения, понимания специфических интернет-артефактов, повысили уровень компьютерной грамотности, стали понимать особенности соблюдения авторских прав и необходимости предоставления достоверной информации, освоили различные возможности общения в цифровых средах и их особенности, стали осознанно и уверенно позиционировать себя частью онлайн-сообщества, освоили новые способы использования онлайн-инструментов и сред, узнали способы создание нового знания с помощью цифровых технологий, приобрели навыки критической оценки цифрового контента, приобрели навыки безопасного подключения и работы в сети Интернет, существенно расширили и дополнили знания школьного курса информатики.

_Выводы

Цифровые технологии обогащают обучение различными способами и предлагают возможности, ранее недоступные для всех, открывают доступ к огромному количеству информации и ресурсов.

Проведённое исследование показало, что вопрос формирования цифровой грамотности школьников стоит достаточно остро. На данном этапе школьному курсу информатики не хватает материалов, направленных на формирование цифровых компетенций обучающихся. Содержание существующих линий УМК по информатике для среднего звена общеобразовательных школ нуждается в корректировке. Существую-

щие разработки по теме исследования не отражают все аспекты развития цифровой грамотности. Для обеспечения целостности учебного процесса и преемственности ее формирования при изучении информатики на разных этапах школьного образования возникает необходимость создать электронный образовательный ресурс на платформе дистанционного обучения для целенаправленного развития цифровой грамотности обучающихся в процессе организации самостоятельной работы обучающихся.

Целью исследования являлась корректировка содержания школьного курса информатики, направленная на повышение уровня цифровой грамотности учащихся общеобразовательных школ с учетом тенденции создания и использования в педагогической практике цифровой образовательной среды. В соответствии с поставленной целью был отобран необходимый материал для формирования цифровой грамотности школьников, который впоследствии стал основой для создания электронного образовательного ресурса. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что цифровая грамотность является одним из важнейших навыков в современном мире. Цифровая компетентность включает в себя не только знания и умения, но и ещё один важный компонент: мотивацию человека на развитие и его ответственность как гражданина цифрового мира. В этой связи задача учителя информатики - создать все условия для успешного развития этого качества у учеников, что подтверждается как рекомендациями Министерства просвещения, так и международной практикой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Hobbs R. & Coiro J. Design features of a professional development program in digital literacy // Journal of Adolescent and Adult Literacy. 2019. Vol. 62(4). P. 401-409. D0l:10.1002/jaal.907.

2. Nogueira-Frazao A.G. & Martínez-Solana Y. Digital infographics: The key to information paradigm // Studies in Systems, Decision and Control. 2019. Vol. 154, P. 293-312.

3. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Лебешева М.А., Шляпников В.Н. Интернет: Возможности, компетенции, безопасность. Москва: Google, 2013. 137 с.

4. Connolly N. & McGuinness C. Towards digital literacy for the active participation and engagement of young people in a digital world // Young people in a digitalised world. 2018. Vol. 4. P. 77.

5. Zilka G.C. The digital divide: Implications for the eSafety of children and adolescents // International Journal of Technology Enhanced Learning. 2019. Vol. 11(1). P.20-35.

6. Пешкова Г.Ю., Самарина А.Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 50-75. DOI: 10.17853/19945639-2018-10-50-75.

7. Belshaw D. The Essential elements of digital literacies [Электронный ресурс]. URL: http://digitalliteraci. es (дата обращения: 7.01.2019)

8. Breakstone J. et al. Why we need a new approach to teaching digital literacy // Phi Delta Kappan. 2018. Vol. 99(6). P. 27-32.

9. Pangrazio L. & Selwyn N. Personal data literacies': A critical literacies approach to enhancing understandings of personal digital data // New Media and Society. 2019. Vol. 21(2). P. 419-437.

10. Martin A. & Grudziecki J. DigEuLit: Concepts and tools for digital literacy development // Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. 2006. Vol. 5(4). P. 249-267, DOI: 10.11120/ ital.2006.05040249.

11. Потупчик Е.Г. Сетевое взаимодействие как условие формирования цифровой грамотности младших школьников на уроках информатики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. Т. 4. № 42. С. 178-185.

12. Розина И.Н. Цифровая грамотность в курсе «Академическое письмо» (на русском языке) // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 21. № 4. С. 538-556.

13. Лисенкова А.А. Цифровая грамотность и экология глобального сетевого пространства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. Т. 5. №79. С. 87-94.

14. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. №6-2. С. 35-38.

15. Гайсина С.В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы [Электронный ресурс]. URL: https://spbappo.ru (дата обращения: 7.01.2019)

16. Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. №1. С. 87-98.

17. Havrilova L.H. & Topolnik Ya.V. Digital culture, digital literacy, digital competence as the modern educational phenomena // Information Technologies and Learning Tools. Theory, Methods and Practice of Using ICT in Educationhttps. 2017. Vol. 61, No. 5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: journal. iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1744.

18. Авдеев А.Ю. Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. Т. 18(3). С. 67-72.

19. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.

20. Emejulu A., Mcgregor C. Towards a radical digital citizenship in digital education //Critical Studies in Education. 2019. Т. 60. №. 1. С. 131-147. DOI: 10.1080/17508487.2016.1234494.

21. Кизелев П. А. Computer literacy // Эпоха науки. 2017. №. 9. С. 166-168.

22. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5-9 классов. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 184 с.

23. Быкадоров А.Ю. Информатика и ИКТ учебник для 8-9 классов. Москва: Дрофа, 2012. 286 с.

24. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. Информатика: учебник для 7-9 классов. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 168 с.

25. Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 7-9 классов. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 168 с.

26. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука, 2018. Т. 20. №2. С. 32-59. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-32-59.

REFERENCES

1. Hobbs R. & Coiro J. Design of the Professional Development Program in Digital Literacy. Journal of Adolescent and Adult Literacy. 2019. vol. 62 (4). pp. 401-409. DOI: 10.1002/jaal.907

2. Nogueira-Frazäo A.G. & Martínez-Solana Y. Digital infographics: The key to information paradigm. Studies in Systems, Decision and Control. 2019. vol. 154, pp. 293-312.

3. Soldatova G.U., Zotova E.Yu., Lebesheva MA, Shlyapnikov V.N. Internet: Opportunities, competencies, security. Moscow, Google Publ., 2013. 137 p. (in Russian)

4. Connolly N. & McGuinness C. Towards Digital Literacy. Young People in A Digitalized World. 2018. vol. 4. p. 77.

5. Zilka G.C. The digital divide: Implications for children and adolescents. International Journal of Technology Enhanced Learning. 2019. vol. 11 (1). pp. 20-35.

6. Peshkova G.Yu., Samarina A.Yu. Digital economy and human resources: a strategic relationship and prospects. Education and Science. 2018. vol. 20. no. 10. pp. 50-75. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1050-75.

7. Belshaw D. The Essential elements of digital literacies [Electronic resource]. Available at: http:// digitalliteraci.es (accessed 7 January 2019)

8. Breakstone J. et al. Why we need a new approach to teaching digital literacy. Phi Delta Kappan. 2018. vol. 99 (6). pp. 27-32.

9. Pangrazio L. & Selwyn N. Personal data literacies ': A critical literacy approach to personal digital data. New Media and Society. 2019. vol. 21 (2). pp. 419-437.

10. Martin A. & Grudziecki J. DigEuLit: Concepts and tools for digital literacy development. Innovation in Teaching and Learning in Information and Computer Sciences. 2006. vol. 5 (4). pp. 249-267, DOI: 10.11120/ital.2006.05040249.

11. Potupchik E.G. Network interaction as a condition for the formation of digital literacy of younger schoolchildren in computer science lessons. Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. 2017. vol. 4. no. 42. pp. 178-185. (in Russian)

12. Rosina I.N. Digital literacy in the course "Academic Writing". Educational technologies and society. 2017. vol. 21. no. 4. pp. 538-556. (in Russian)

13. Lisenkova A.A. Digital Literacy and Ecology of the Global Network Space. Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2017. vol. 5. no. 79. pp. 87-94. (in Russian)

14. Berman N.D. On the issue of digital literacy. Modern research of social problems. 2017. vol. 8. no. 6-2. pp. 35-38.

15. Gaysina S.V. Digital literacy and digital educational environment of the school [Electronic resource]. Available at: https://spbappo.ru (accessed 7 January 2019) (in Russian)

16. Sharikov A.V. On the four-component model of digital literacy. Journal of Social Policy Studies. 2016. vol. 14. no. 1. pp. 87-98.

17. Havrilova L.H. & Topolnik Ya.V. Digital culture, digital literacy, digital competence, and the modern educational environment. Information Technologies and Learning Tools. Theory, Methods and Practice of Using ICT in Educationhttps. 2017. vol. 61, no. 5 [Electronic resource]. Available at: journal.iitta.gov. ua/index.php/itlt/article/view/1744. (accessed 7 January 2019)

18. Avdeev A.Yu. Modern teenager in the space of information technology: the psychological aspect. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2012. vol. 18 (3). pp. 67-72. (in Russian)

19. Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Yu. Digital competence of adolescents and parents. The results of the All-Russian study. Moscow, Internet Development Foundation Publ., 2013. 144 p. (in Russian)

20. Emejulu A., Mcgregor C. Towards Digital Citizens in Digital Education. Critical Studies in Education. 2019. vol. 60. no. 1. pp. 131-147. DOI: 10.1080/17508487.2016.1234494.

21. Kizelev P. A. Computer literacy. Epoch of science. 2017. no. 9. pp. 166-168. (in Russian)

22. Bosova L.L., Bosova A.Yu. Informatics: a textbook for grades 5-9. Moscow, BINOM. Laboratory of Knowledge Publ., 2013. 184 p. (in Russian)

23. Bykadorov A.Yu. Informatics and ICT textbook for grades 8-9. Moscow, Drofa Publ., 2012. 286 p. (in Russian)

24. Semakin I.G., Zalogova L.A., Rusakov S.V. Informatics: a textbook for grades 7-9. Moscow, BINOM. Laboratory of Knowledge Publ., 2012. 168 p. (in Russian)

25. Ugrinovich N.D. Informatics: a textbook for grades 7-9. Moscow, BINOM. Laboratory of knowledge Publ., 2015. 168 p. (in Russian)

26. Kazun A.P., Pastukhova L.S. Practices of application of the project method of teaching: the experience of different countries. Education and Science, 2018. vol. 20. no. 2. pp. 32-59. DOI: 10.17853/1994-56392018-2-32-59. (in Russian)

Информация об авторах Бороненко Татьяна Алексеевна

(Россия, г. Санкт-Петербург) Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и информационных систем Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина E-mail: kafivm@lengu.ru ORCID ID: 0000-0003-2265-3531

Кайсина Анна Владимировна

(Россия, г. Санкт-Петербург) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных систем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина E-mail: kafivm@lengu.ru ORCID ID: 0000-0003-2259-114X

Федотова Вера Сергеевна

(Россия, г. Санкт-Петербург) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных систем

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина E-mail: vera1983@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-1974-5809

Information about the authors Tatyana A. Boronenko

(Russia, St. Petersburg) Doctor of Education, Professor,

Head of the Department of Informatics and Information Systems

Leningrad State University named after A.S.Pushkin E-mail: kafivm@lengu.ru ORCID ID: 0000-0003-2265-3531

Anna V. Kaysina

(Russia, St. Petersburg) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Informatics

and Information Systems Leningrad State University named after A.S.Pushkin E-mail: kafivm@lengu.ru ORCID ID: 0000-0003-2259-114X

Vera S. Fedotova

(Russia, St. Petersburg) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Informatics

and Information Systems Leningrad State University named after A.S.Pushkin E-mail: vera1983@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-1974-5809

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.