14 (203) - 2013 УДК 330.352
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
развитие интеграционных процессов в инновационной сфере на постсоветском пространстве с учетом зарубежного опыта
к. в. павлов,
доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе E-mail: kvp_ruk@mail. ru Ижевский институт управления
н. р. асадуллина,
кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник E-mail: rasadullina@mail. ru
Институт Академии наук Республики Узбекистан
В статье анализируется развитие интеграционных процессов в инновационной сфере на постсоветском пространстве в целом и в Республике Узбекистан в частности. Исследуется позитивный зарубежный опыт. Характеризуются роль и значение международных институтов в эффективной реализации интеграционно-инновационных процессов.
Ключевые слова: инновационная сфера, интеграционные процессы, развитие, постсоветское пространство, Республика Узбекистан, международные институты.
Развитие интеграционных процессов в инновационной сфере на постсоветском пространстве было и остается важным индикатором общей социально-экономической ситуации в странах СНГ и одновременно важнейшим механизмом улучшения этой ситуации. Международное сотрудничество и развитие институтов в инновационной сфере должны стать важнейшим фактором целенаправленной и скоординированной политики стран СНГ в целях улучшения социально-экономической ситуации, создания институциональной основы национальной инновационной системы.
Необходимо отметить, что за последние несколько десятилетий международная экономическая система приобрела новые транснациональные характеристики, накопила существенный опыт проведения инновационной политики. В настоящее время в экономически развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта [11]. Они концентрируют у себя более 90 % мирового научного потенциала и контролируют 80 % глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 2,5-3 трлн долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Предполагается, что через 15 лет он может достигнуть 4 трлн долл.
Прибыль, получаемая от реализации наукоемкой продукции, огромна. Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США около 700 млрд долл., Германии - 530 млрд долл., Японии -400 млрд долл., причем наиболее динамично развивается обмен технологиями и услугами [15]. Если в начале 1990-х гг. годовой объем мировой торговли
- 41
патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами оценивался в диапазоне 20-50 млрд долл., то к настоящему времени он достиг примерно 500 млрд долл., а экспорт услуг удвоился в значительной мере за счет услуг интеллектуального содержания.
Развитые страны, по существу, уже «оккупировали» быстрорастущий и наиболее перспективный (с точки зрения экспортных доходов) инновационно-технологический сегмент мирового рынка, где главными игроками являются транснациональные корпорации ведущих индустриальных стран. Например, процесс централизации и регулирования сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в Японии состоит из следующих слагаемых:
• финансирование науки через государственные министерства и создание гигантских постоянно действующих национальных лабораторий;
• развитие централизованных научных комплексов крупных корпораций, получающих крупные государственные заказы;
• формирование международных институтов, программ, проектов.
В Японии государственная экономическая политика тесно увязана с инновационной политикой, что представляется чрезвычайно важным применительно к НИОКР [1]. Характерной особенностью японской системы управления инновационной политикой является наличие развитых интеграционных горизонтальных связей, что обеспечивает широкое участие всех государственных и частных организаций, заинтересованных в формировании государственной экономической политики путем ее всестороннего обсуждения [8]. Еще одной важной особенностью и отличием японской системы управления является то, что она позволяет формировать интегрированную инновационную политику, охватывающую все направления развития науки и техники, определяет набор экономических и других инструментов государственного управления, благодаря которым инновационный процесс может быть обеспечен необходимыми ресурсами.
Государственное регулирование отношений конкуренции и интеграции между субъектами рынка является одним из методов косвенного воздействия государства на инновационную деятельность и важнейшим рычагом повышения ее эффективности [6]. Оно оказывает влияние на формирование всех ресурсов инновационного процесса. Основным
инструментом государственного регулирования в этой области является антимонопольное законодательство.
В современных условиях развитие производительных сил в обществе сопровождается углублением и расширением международного разделения труда, а следовательно, развитием не только политических, экономических и правовых, но и научно-технических связей между государствами, которые составляют основу международного научно-технического сотрудничества. Уровень развития государств во многом определяется степенью развития их научно-технического потенциала [7]. Учитывая процессы интернационализации жизнедеятельности государств, очевидным является факт развития межгосударственного сотрудничества, в том числе в сфере науки и техники. Тем более что принцип сотрудничества является одним из основополагающих принципов международного права. Наиболее актуальный аспект происходящих перемен - трансформация самой среды хозяйствования и видов международных экономических отношений [4], причем среди основных трансформаций можно назвать следующие:
• интернационализация деловых и экономических элит, появление новой социальной экономической общности;
• усиление роли международных регулирующих институтов в экономической деятельности;
• слияние политических и экономических функций, формирование на их основе системы стратегических взаимодействий;
• развитие транснациональных сетей хозяйствования, сотрудничества, кооперации и сетевой культуры в целом.
В настоящее время используют такую форму сотрудничества и кооперации в наукоемких секторах в мировой практике, как международное инновационно-технологическое сотрудничество (МИНТС). Это форма международных экономических отношений, представляющая собой международную научно-техническую, инновационную, производственную и сбытовую деятельность, основанную на двух- и многосторонней основе и направленную на выпуск и коммерциализацию товара, услуги или получение иного полезного эффекта [5]. Роль государства в стимулировании международного сотрудничества в инновационно-технологической сфере заключается в создании механизмов и обеспечении благоприятных условий для международной коммерциализа-
ции результатов научно-технической деятельности, отвечающих взаимным интересам отечественных и зарубежных партнеров, адаптации национальной нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности к мировой практике [9].
Государственная политика Узбекистана в области МИНТС ориентирована на стимулирование привлечения зарубежных фирм и иностранных инвесторов для коммерциализации национальных гражданских технологий на мировом рынке технологий, наукоемких товаров и услуг. Потенциал узбекской науки в настоящее время позволяет участвовать в международном инновационно-технологическом взаимодействии путем создания свободных экономических зон, логистических центров или зон коммерциализации национальных технологий.
В республике к настоящему времени уже предприняты шаги по организации логистических центров. Так, в 2008 и 2012 гг. вышли указы президента Республики Узбекистан о создании свободной индустриально-экономической зоны (СИЭЗ) в Навоийской области и в г. Ангрене Ташкентской области, где предусмотрены предоставление особого таможенного, валютного и налогового режима, упрощенный порядок въезда, пребывания и выезда, а также получения гражданами разрешения на осуществление трудовой деятельности. Вся территория, на которой создана свободная индустриально-экономическая зона «Навои», предоставляется в пользование и управление Административному совету на весь период существования СИЭЗ.
Завершено строительство и введен в эксплуатацию Международный центр логистики в Ангрене, который призван обеспечивать гарантированную круглогодичную транспортную связь между регионами республики и областями Ферганской долины. В 2011 г. активизировалась деятельность созданных логистических центров. Так, через интермодальный центр логистики «Навои» перевезено 50 тыс. т грузов. Объем перевозок через перевал «Камчик» компанией ЗАО «Центр логистики Ангрен» составил 4,2 млн т грузов, что в 1,3 раза больше, чем в 2010 г. [12].
В 1994 г. от Республики Узбекистан (РУз) поступила заявка на вступление в ВТО. В настоящее время Узбекистан, выбравший путь интеграции в мировую торговую систему, ведет многосторонние переговоры о вступлении в ВТО. В октябре 2005 г. Узбекистан подал первоначальные предложения по доступу на рынок товаров и услуг, начав процесс
двухсторонних переговоров. Интеграция Узбекистана во Всемирную торговую организацию выдвигает серьезные требования. Для вхождения в ВТО стран с трансформирующимися экономиками первостепенную важность приобретает создание правовой базы по всем видам объектов международной торговли. Это требует совершенствования тарифной структуры, сертификации, а также принятия различных международных норм, среди которых значительное место занимает правовая защита интеллектуальной собственности. Понятие «интеллектуальная собственность», согласно Стокгольмской конвенции (14.07.1967), учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), включает в себя: промышленную собственность; патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также товарные знаки, наименования мест происхождения товаров (НМПТ), фирменные наименования; все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной сфере, (секреты производства, производственные знания, специфические навыки, знания и опыт персонала, методы и приемы управления, результаты и опыт рекламы и др.); авторское право и смежные права; произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ, базы данных.
С 25 декабря 1991 г. Узбекистан является членом Всемирной организация интеллектуальной собственности и участником двенадцати важнейших международных договоров, устанавливающих международно-правовую систему охраны интеллектуальной собственности и способствующих формированию цивилизованного рынка новых знаний, в том числе Конвенции, учреждающей ВОИС, Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договора о патентной кооперации, Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и Договора о законах по товарным знакам.
В настоящее время в Узбекистане динамично формируются правовые и экономические отношения в сфере создания, охраны и использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, селекционных достижений, объектов информационных технологий [10]. Эти отношения регулируются международными договорами и соглашениями, Гражданским кодексом РУз, содержащим самостоятельный раздел «Интеллектуальная собственность», состоящим из 7 глав и 80 статей, а также 6 законами прямого
действия и более 140 нормативными актами. В законодательных актах закреплены положения и нормы, по которым устанавливаются условия обеспечения выполнения заявленных решений, предоставление, передача и защита исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности, соответствующие законодательству промышленно развитых стран.
Для сравнения отметим, что, согласно данным Всемирного патентного отчета за 2010 г., подготовленным ВОИС, Беларусь резко улучшила свои позиции в мировых рейтингах, при составлении которых изобретательская активность в стране соотносится с объемами валового внутреннего продукта и затрат на финансирование научных исследований и разработок. По числу поданных в 2010 г. национальными заявителями патентных заявок в расчете на 1 млрд долл. ВВП среди 69 стран мира Беларусь заняла 4-е место (63,91 заявки) против 13-го в 2005 г. (15,36 заявки). По числу же патентных заявок на изобретения в расчете на 1 млн долл. затрат на НИОКР Беларусь стала мировым лидером (12,34 заявки).
В развитых странах государство в значительной мере контролирует и определяет развитие новых форм НТП, причем его функции не сводятся только к микроэкономическому регулированию рынка, хотя и это весьма важная сфера его деятельности. Именно контролирующие функции центральных органов власти уберегают секторы экономики от чрезмерной монополизации, способствуя тем самым более быстрому развертыванию НТП [14]. Особенно велика роль государства в поддержке и стимулировании развития сферы НИОКР, причем в последнее время это проявляется в формировании государственной научно-технической политики, основанной на учете приоритета общеэкономических целей развития и включающей систему определенных мероприятий (таких, как прямое финансирование НИОКР, развитие инфраструктуры обеспечения этой сферы, использование контрактной системы для осуществления крупных научных проектов и программ, ряд других).
Представляется, что особенно большие возможности в системе регулирования и государственного стимулирования НТП имеются в осуществлении разумной налоговой и амортизационной политики. Так, в Японии промышленным компаниям, осуществляющим капиталовложения в передовое оборудование, используемое для исследований и разработок новой технологии, налоговое законо-
дательство предоставляет право вычесть из налога на прибыль 7 % от величины таких инвестиций. В Великобритании еще 50 лет назад были введены налоговые скидки по инвестициям, которые предоставляются компаниям в первый год эксплуатации машин и оборудования. В Ирландии размер скидок, получаемых компаниями в первый год эксплуатации оборудования, достигает 100 %. Следует сказать, что налоговые льготы по инвестициям в новые производственные фонды в той или иной форме используются почти во всех развитых странах. Правда, в таких странах, как Великобритания, Франция, ФРГ решающую роль в стимулировании инвестиций в ряде секторов промышленности играют не налоговые скидки, а амортизационная политика. В Великобритании, например, многим компаниям разрешено списание полной стоимости технически передового оборудования в первый год его функционирования.
В настоящее время государственная научная и техническая политика Республики Узбекистан направлена на концентрацию усилий, доступных научно-техническому потенциалу республики, для решения социально-экономических проблем Узбекистана в условиях постепенного перехода к формам организации, соответствующих социально ориентированной рыночной экономике. Предложены подходы к развитию науки и технологий, присущие переходному периоду. Рассмотрены государственные научные и технические программы по развитию приоритетных направлений научно-технического прогресса. В последнее время была трансформирована основа национальной законодательной системы, функционирующей в сфере науки и технологий: одобрены и вступили в силу законы о правовой защите научных и технических результатов и целей интеллектуальной собственности, разработаны нормативные документы, регулирующие определенные области государственной поддержки и стимуляцию научной, технической и инновационной деятельности [13]. Была также сформирована национальная патентная система: основано Государственное патентное ведомство; республика подписала международные соглашения и контракты в сфере правовой защиты промышленной собственности; выданы ценные бумаги РУз по промышленной собственности.
Комитет по координации развития науки и техники при Кабинете министров РУз (ККРНТ) является главным государственным органом, от-
ветственным за осуществление государственной политики в сфере науки и технологий. ККРНТ был основан указом президента Узбекистана от 07.08.2006 N° 436. Под руководством комитета были разработаны приоритетные направления развития науки и технологий в обозримой перспективе. В состав комитета входят Координационный совет (общественный орган) и Исполнительный аппарат (государственный орган). В свою очередь, Исполнительный аппарат включает пять отделов:
1) отдел по регулированию научно-исследовательских программ по фундаментальным и прикладным исследованиям;
2) отдел анализа и координации инновационных работ;
3) отдел развития международного научно-технического сотрудничества;
4) отдел финансирования Фонда инновационной научно-технической деятельности;
5) общий отдел.
Приоритетные направления развития науки и технологий на 2012-2020 гг.:
1) духовно-нравственное и культурное развитие демократического и правового общества, формирование инновационной экономики;
2) энергетика, энерго- и ресурсосбережение;
3) развитие использования возобновляемых источников энергии;
4) развитие информатизации и информационно-коммуникационных технологий;
5) сельское хозяйство, биотехнологии, экология и охрана окружающей среды;
6) медицина и фармакология;
7) химические технологии и нанотехнологии;
8) науки о земле (геология, геофизика, сейсмология).
Основными задачами ККРНТ являются следующие:
• разработка приоритетных сфер в развитии науки и техники с учетом задач социально-экономического развития страны и достижений современной науки и технологий;
• координация исследовательских программ, инновационная деятельность министерств, управлений, университетов, институтов и дизайнерских организаций в рамках приоритетных областей науки и технологий;
• мониторинг и осуществление исследовательских и инновационных проектов, эффективность использования фондов, предназначенных
для определенных проектов и применение результатов проектов в промышленности; • разработка взаимовыгодного интеграционного научно-технического сотрудничества, привлечение иностранных инвестиций в научную сферу страны, содействие исследовательским институтам, университетам, ученым и инженерам Узбекистана в широком участии в международных программах по науке и технологиям. В ноябре 2008 г. была создана информационная платформа в области науки и технологий между Европейским научным сообществом и странами Восточной Европы и Средней Азии (incrEAST). Информационная платформа создана для укрепления международного сотрудничества в области науки и технологий. Ее цель состоит в содействии развитию сотрудничества между научными организациями и учреждениями в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ЕЕСА) и Европейского Союза, а также в поддержке научного диалога между странами ЕЕСА, государствами - членами ЕС и Европейским исследовательским пространством.
Страны ЕС и ЕЕСА имеют огромный потенциал в обширном диапазоне научных дисциплин. К странам Восточной Европы и Средней Азии относятся: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Туркмения, Таджикистан, Украина и Узбекистан. Проект incrEAST обеспечивает краткий обзор стратегических разработок в области научных исследований и технологических стратегий данных стран. В дополнение к общей информации веб-сайт предлагает подробное описание научно-исследовательской среды целевых стран, их организаций и программ сотрудничества на основе надежных и конкретных для каждой страны источников. Законодательная основа международного сотрудничества по науке и технологиям РУз включает в себя более чем 50 межгосударственных и межправительственных соглашений. Установление международных научных связей обусловливается необходимой поддержкой научных исследований страны, созданием благоприятных условий для интеграции Узбекистана в мировое научное сообщество. Республикой Узбекистан подписано 42 двухсторонних соглашения по научно-технологическому сотрудничеству на государственном уровне.
Комитетом по координации развития науки и техники при Кабинете министров Республики Узбекистан в сотрудничестве с Американским фондом
гражданских исследований и развития (CRDF) были осуществлены два проекта в рамках программы «Узбекистан - CRDF 2011», которые были реализованы согласно постановлению президента Республики Узбекистан от 11.01.2010 № ПП-1258 «Об исполнении планов по укреплению двухстороннего сотрудничества с Соединенными Штатами Америки в 2010 г». В 2012 г. были продолжены исследовательские работы по данным проектам.
По двухсторонним международным программам «Узбекистан - Корея 2010» в сфере исследовательских проектов были осуществлены шесть совместных научно-исследовательских проектов. Ученые Узбекистана активно участвовали в совместных проектах с зарубежными партнерами в рамках многосторонних международных программ и конкурсов в 2011 г. В рамках данных программ были осуществлены научные работы по 61 проекту. Реализация данных проектов также была продолжена в 2012 г.
В рамках программ Американского фонда гражданских исследований и развития осуществляются научные работы в 13 проектах. По VII Рамочной программе ЕС исследователи Узбекистана участвуют в 10 проектах, 5 проектов - по CNCP, 8 проектов -по Южно-Корейским международным программам, 3 проекта - по ЮНЕСКО, 4 проекта - по НАТО, 2 проекта - по ПРООН, 1 проект - по программе INSPIRE Британского консульства. Также по другим международным программам проводятся исследовательские работы в рамках 21 проекта.
С 1 января 2007 г. вступила в действие VII Рамочная программа научно-технологического развития Европейского Союза (РП7), рассчитанная на период 2007-2013 гг. с общим бюджетом более 50 млрд евро [2]. Ее стратегическая цель - создание единого научного пространства Европы (European Research Area, ERA), что приведет к повышению конкурентоспособности европейской промышленности путем поддержки инновационной деятельности, технологического развития, усиления связи между научными исследованиями и экономической деятельностью.
Основные цели работы данного проекта Евросоюза в Центральной Азии - улучшение обмена информацией, создание лучшей почвы для плодотворного научно-технического диалога Евросоюза с данным регионом, предоставление возможности центрально-азиатским ученым (и, в частности, узбекским) принять участие в VII Рамочной программе
Евросоюза, поскольку Республика Узбекистан является одним из партнеров ЕС по международному сотрудничеству. Одним из основных проектов VII Рамочной программы ЕС в Узбекистане являются CICA (Специальные мероприятия по международному сотрудничеству).
Таким образом, участие вышеуказанных международных институтов в развитии интеграционных процессов в инновационной сфере в современных условиях становится все более необходимым, существенным и эффективным. Государственная заинтересованность поддержки инновационной деятельности показывает, что государство должно принимать самое активное и существенное участие в разработке такой инновационной политики, которая обеспечивала бы эволюционный, эффективный путь к современной экономике рыночного типа. Вместе с тем необходимо совершенствовать государственную политику в области инновационной сферы деятельности, в том числе в аспектах нормативно-правовой защиты изобретений, а также обеспечения государственных интересов и национальной безопасности [3]. При этом необходимым условием развития инновационной политики должна стать дальнейшая интеграция в этой области. Многие из предложенных рекомендаций могут быть использованы при разработке стратегии развития экономики также и в других странах СНГ, в том числе и в России.
Таким образом, процесс глобализации национальных экономик является важнейшей тенденцией мирового развития и доминирующим фактором формирования, функционирования и развития национальных хозяйствующих структур. В условиях локальных и глобальных финансово-экономических кризисов Узбекистан для успешной интеграции в мировое сообщество должен следовать собственным курсом эволюционных экономических изменений, а именно - путем создания национальной инновационной конкурентоспособной экономической системы.
Создание современной эффективной экономики Узбекистана осуществляется в условиях взаимозависимости национальных рыночных экономических систем. Такие тенденции на фоне переустройства мирового порядка выдвигают на передний план проблемы использования конкурентных преимуществ национальной экономики.
В Узбекистане темп роста ВВП в 2011 г. фактически составил 8,3 %, а за весь период 2000-2011 гг.
объемы ВВП увеличились в 2,1 раза - по этому показателю Узбекистан находится среди наиболее динамично развивающихся экономик мира. Устойчиво высокими темпами в 2011 г. росло промышленное производство - 6,3 %, производство продукции сельского хозяйства - 6,6, объем розничного товарооборота - 16,4, реализация платных услуг населению - 16,1 %. Показателем серьезных структурных сдвигов и качественных изменений является следующее обстоятельство: если в 2000 г. на долю индустриального производства в формировании валового внутреннего продукта страны приходилось всего 14,2 %, то в 2011 г. эта доля уже составила 24,1 %.
Примечательно, что около 70 % общего прироста промышленной продукции внесли секторы, ориентированные на выпуск готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Опережающими темпами в 2011 г. развивались секторы машиностроения и автомобилестроения (12,2 %), химической и нефтехимической промышленности (9,4 %), пищевой промышленности (13,1 %), промышленности строительных материалов (11,9 %), фармацевтической и мебельной сфер (18 %), которые, по существу, стали сегодня локомотивами роста узбекской экономики. При этом объем производства потребительских товаров в 2011 г. возрос на 11,2 %, а по отношению к 2000 г. этот показатель вырос более чем в 4 раза.
Пристальное внимание, которое уделяется руководством республики структурным сдвигам и диверсификации ведущих секторов экономики, положительно сказалось также на объемах, номенклатуре и качестве экспорта. Объем экспортной продукции в 2011 г. по сравнению с 2010 г. возрос почти на 15,4 % и составил более 15 млрд долл., а
14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0
-2 000
1991
2000
2002
2004
2006
—ф— Экспорт —■— Импорт Сальдо
Источник: составлено по данным Государственного комитета РУз по статистике.
Динамика внешнеторгового оборота Республики Узбекистан в 1991-2010 гг., млн долл.
по сравнению с 2000 г. увеличился в 4,6 раза (см. рисунок). Положительное сальдо внешнеторгового оборота превысило 4,5 млрд долл. Удельный вес готовой продукции в объеме экспорта вырос до 60 %, тогда как в 2000 г. он составлял всего 46 % [10, 13].
Одним из основных факторов экономического роста за этот период стало стабильное продуктивное усиление внешнеэкономических связей Республики Узбекистан, что конкретно выразилось в следующем:
• за указанный период структура экспорта значительно улучшилась за счет повышения объемов готовой продукции, а также продукции промежуточного назначения (полуфабрикатов);
• наблюдался высокий рост экспорта по продовольственным товарам, где большую долю занимает плодоовощная продукция. Сохраняется тенденция роста вывоза готовой продукции по товарной группе «машины и оборудование» за счет экспорта легковых автомобилей и электротехники, а также по текстилю и текстильным изделиям;
• в номенклатуре экспорта страны появились новые виды продукции - это изделия с использованием редких металлов, различные пищевые консервации, насосы центробежные, оборудование нефтегазовое, буровое и запчасти к ним.
В структуре внешнеэкономических связей Республики Узбекистан наиболее крупными партнерами являются страны Азии, в частности Китай. Доля стран Азии в экспорте в 2010 г. составила 37,7 %, или рост по сравнению с 2000 г. на 10,6 пункта. Наблюдается тенденция снижения доли стран Евро-зоны и Америки, соответственно на 9,3 и 1,4 пункта.
В импорте отмечен рост стран Азии, составивший 14,6 пункта, доля стран Еврозоны и Америки снизилась на 9,8 и 4,9 пункта (см. таблицу).
Влияние экономического положения США на мировую конъюнктуру идет по двум основным каналам. Во-первых, через торговый баланс. Замедление роста американской экономики означает существенное за-
2008
2010
Структура внешнеэкономических связей Республики Узбекистан, %
Страна Год Изменения, (+, -)
2000 2005 2010
Экспорт
Европа 70,8 59,4 61,5 -9,3
Америка 1,9 2,5 0,5 -1,4
Азия (Китай) 27,1 37,8 37,7 10,6
Импорт
Европа 54,5 54,5 44,7 -9,8
Америка 9,3 6,5 4,4 -4,9
Азия (Китай) 35,9 38,7 50,5 14,6
Источник: The Global Competitiveness Report 2000-2010 (World Economic Forum).
медление возможностей экспорта в страну. А США -это все-таки почти 20 % мирового экспорта. И второе - влияние этой страны на мировые финансовые рынки. США - это 40 % капитализации мировых финансовых рынков, поэтому все, что происходит на этом рынке, отражает настроения инвесторов и неизбежно распространяется на другие рынки. Капитализация рынка акций влияет на уверенность инвесторов, на общее состояние финансовой системы, а через это - на общую экономическую ситуацию.
В настоящее время экономика Узбекистана объективно зависит от мировой конъюнктуры. Отсюда необходимость своевременного и адекватного реагирования на изменения тенденций мировой экономики, и, в особенности, на ситуацию на сырьевых рынках. Снижение спроса на этих рынках может привести к снижению мировых цен. Часть экспорта, особенно такие товары, как газ, металлы и хлопок, очень сильно реагируют на изменения конъюнктуры мировой экономики. Имеет место быстрый рост притока капитала, причем никто не гарантирует, что в условиях ухудшающейся мировой конъюнктуры эта тенденция будет продолжаться.
Стратегия роста конкурентоспособности национальной экономики строится прежде всего с учетом межгосударственных, региональных и отраслевых особенностей, которые в совокупности с другими соответствующими факторами являются источниками конкурентных преимуществ. В условиях Узбекистана с учетом территориально-отраслевых особенностей необходимо выделить конкурентный потенциал следующих секторов национальной экономики:
• агропромышленный комплекс: особенно плодоовощная и виноградарская сферы. С учетом
особенностей природно-климатических усло-
вий АПК республики имеет уникальную по свойствам сельскохозяйственную продукцию, поставляемую на экспортные рынки, а также развитую систему инфраструктуры, исследовательскую базу, систему подготовки кадров, исторический опыт земледелия и другие компоненты кластерной структуры;
• химическая промышленность: формой повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности химической сферы является перевод ее на кластерный тип развития. Следует полнее использовать сырьевую базу для развития производства минеральных удобрений и ресурсы газо-химического производства в комплексе с географически близкими рынками сбыта;
• информационно-коммуникационные технологии: с точки зрения роста конкурентоспособности национальной экономики важное значение будет иметь развитие сектора информационно-коммуникационных технологий, где наряду с ростом парков компьютерной техники, развитием телекоммуникационной инфраструктуры, снижением стоимости ее услуг к приоритетным следует отнести также решение социально-экономических задач информатизации, рост спроса на услуги в секторе электронной коммерции, рост экспорта услуг в области аутсорсинга и разработки программного обеспечения. В поддержке развития кластеров в секторе информационно-коммуникационных технологий ключевое значение имеет влияние государства в области развития инфраструктуры (вложения в телекоммуникационные каналы, предоставление недвижимости под строительство технопарков и инкубаторов, доступные средства финансового содействия - налоговые инвестиционные кредиты, страхование рисков по кредитам, софинансирование маркетинговой деятельности предприятий, активная политика по привлечению инвестиций и др.);
• туризм: устойчивое развитие экономики отдельных регионов республики, равно как и их конкурентные позиции на национальном и глобальном уровнях предопределяются состоянием и эффективностью использования уникального историко-культурного и природно-ресурсного потенциала. Формирование межотраслевых туристических и рекреационных зон на базе. Самарканда, Бухары и Хивы предполагает ре-
ализацию национальной программы развития туризма и инициатив местных органов власти, направленных на реализацию стратегии повышения конкурентоспособности экономики соответствующего региона (при государственной поддержке развития инфраструктуры, нормативно-правовой базы и др.). Вместе с тем успех в реализации стратегии роста конкурентоспособности зависит от правильной комбинации главных составляющих внутренней экономической политики, которые должны взаимно дополнять и усиливать друг друга. Они включают, в частности:
• поддержание устойчивого макроэкономического роста и управляемой инфляции путем проведения эффективной фискальной и монетарной политики;
• формирование стратегии экспортно ориентированной индустриализации, которая подразумевает эффективную модернизацию и углубление структурных реформ, обеспечивающих рост эффективности использования и распределения ресурсов в экономике;
• обеспечение высокого качества государственного регулирования экономики;
• эффективное функционирование естественных монополий, производственной и социальной инфраструктуры;
• внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности;
• обеспечение системы законодательного регулирования экономики, которая гарантировала бы защиту прав частной собственности и исполнение контрактов;
• обеспечение социального консенсуса и развития институтов гражданского общества, сотрудничество и партнерство между основными экономическими группами и слоями населения.
Список литературы
1. Александрова Е. Н., Брижань А. В. Современные тенденции развития инновационных систем // Современные направления теоретических и практических исследований: сб. науч. трудов. Серия «Экономика». Одесса, 2006.
2. Балацкий Е. В., Раптовский А. В. Инновационно-инвестиционные факторы эффективности
производства // Общество и экономика. 2007. № 1. C.53-68.
3. Беккер Е. Г. Концепция интеллектуального капитала в экономической теории. М.: Изд-во «Экономика», 2008.
4. Василенко Н. В. Институциональная среда организаций: характеристики и уровни регулирования. СПб: Изд-во «Наука», 2010.
5. Внедрение инноваций - неотъемлемая составляющая обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий / Государственное агентство по инвестициям и инновациям. URL: http://www. in. gov. ua/index. php?lang=ru&get=1&i d=1056.
6. Гелбрейт Дж. К. Кризис глобализации // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6. С. 8-12.
7. Гельман В. Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике // Политические исследования. 2003.№ 4. С. 26-33.
8. Глухов В. В., Коробко С. Б., Маринина Т. В. Экономика знаний М.: Изд-во «Приор», 2003.
9. Гохберг Л. М., Кузнецова Т.Е. Новая инновационная политика в контексте модернизации экономики. URL: http://2020strategy. ru/21c/g5c/doc.
10. Доклад президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 г. и приоритетам социально-экономического развития на 2012 г. Ташкент: Узбекистон, 2012.
11. Думная Н. Новая экономика - экономика знаний? М.: Изд-во «Наука», 2009.
12. О создании специальной индустриальной зоны «Ангрен»: указ президента Республики Узбекистан от 13.04.2012 № УП-4436.
13. О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции: постановление президента Республики Узбекистан от 26.03.2012 № ПП-1731.
14. Павлов К. В. Интенсификация экономики в условиях неопределенности рыночной среды. М.: Магистр, 2007.
15. Соловьев Б. А. Инновационные процессы в современных условиях. М.: Изд-во «Экономика», 2010.