ПРОБЛЕМЫ СНГ
А.Ф. Расулев, К.В. Павлов, Н.Р. Асадуллина
ЭКОНОМИКА УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Расулев Алишер Файзиевич - доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики Академии наук Республики Узбекистан.
Павлов Константин Викторович - доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе Ижевского института управления, зав. кафедрой экономики Камского института гуманитарных и инженерных технологий.
Асадуллина Наиля Рамильевна - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института экономики Академии наук Республики Узбекистан.
Главной особенностью современного этапа развития мировой экономической системы является преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса и реформирование мировой финансовой архитектуры, что требует, в свою очередь, внесения антикризисных корректив в монетарную политику отдельных государств.
Эффективное осуществление программы антикризисных мер связано с решением ряда принципиальных вопросов. Первый связан с характером и целями антикризисной политики по отношению к стратегии развития национальной экономики и конечной цели экономической политики. Если антикризисная программа носит временный характер, то каким образом такая финансовая политика и ее риски отразятся на посткризисной экономике? Если же она носит долговременный характер и выступает в качестве «новой экономической политики», то как ее задачи соотносятся с целями построения инновационной постиндустриальной экономики и задачами повышения
качества жизни? Само возникновение этих вопросов в определенной степени указывает на неэффективность существующей системы методов государственного регулирования экономики. Сейчас, когда приняты экстренные меры по выходу из кризиса, самое время определить приоритеты макроэкономической политики.
Другой важной особенностью экономической политики становится устранение противоречия между национальной политикой (интересами) и глобальными ценностями. Решение этой задачи затрудняется сложившейся спецификой международного сотрудничества в сфере экономики.
Меняется роль государства как основного актора глобального управления [1]. Если раньше можно было четко разделить формы участия государства в глобальном управлении на непосредственную и опосредованную, то в условиях формирования нового миропорядка и возрастания значения международных союзов и региональных интеграционных группировок превалирует опосредованная форма участия государства в глобальном управлении. В то же время государство расширяет свои полномочия, делегируя часть их транснациональным инстанциям.
Рассматривая функции государства как регулятора экономики, нужно учитывать принципиально новую парадигму, с которой оно столкнулось. Его позиции во многих традиционных сферах существенно уступают наднациональным регуляторам. Ставка рефинансирования национальных банков, курс национальной валюты, импортные барьеры, экспортные субсидии, налогообложение, социальная политика, образование, профессиональная подготовка кадров - это те рычаги экономического регулирования, влияние государства на которые (и многие другие) смещается в пользу внешних регуляторов. По сути, речь идет о том, что впервые в истории правительство должно частично отказаться от своих суверенных прав контроля на собственной территории над экономикой и другими сферами общественной жизни.
Мировой финансово-экономический кризис (2008), его глубина и динамика продемонстрировали рост влияния глобальных процессов на национальные экономики. Нарастающая тенденция глобализации практически всех сфер жизнедеятельности, особенно экономической, укрупнила масштабы интеграции и кооперации, и в то же время усилила международную конкуренцию. За всем этим стоит жесткая конкурентная среда, представляющая собой серьезное испытание для реализации национальных интересов. Ситуация усугубляется тем, что многие зарубежные государства в посткризисный период будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров.
Все это показывает со всей очевидностью бесперспективность выстраивания различного рода барьеров и защитных механизмов, а равно и преодоления рецессии за счет вливания в экономику исключительно внутреннего 158
капитала. Движущиеся в данном направлении государства утратят возможность влиять на формирование нового экономического порядка, что в конечном счете обречет их на периферийные позиции в мировой экономической иерархии.
В нынешней ситуации единственный путь для ускоренного развития национальных экономик - это расширение взаимодействия с мировыми рынками при активной политике по защите и продвижению интересов национальных производителей. В этих условиях развитие конкурентной среды приобретает первостепенное значение, поскольку обостряется борьба предприятий за финансовые ресурсы, за удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги.
Мировой финансово-экономический кризис выявил подготовленность институциональной структуры Узбекистана к адекватным ответам на внешние вызовы [2]. Эффективное государственное регулирование социально-экономических процессов явилось базисом для устойчивого роста экономики и ее высокой адаптации к условиям быстро изменяющейся внешней среды. В республике созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики.
В целом по основным макроэкономическим индикаторам национальная экономика характеризуется позитивными тенденциями. Так, темпы роста ВВП в 2012 г. составили 8,7%, а за период 2000-2012 гг. объем ВВП увеличился в 2,2 раза. Конкретным подтверждением устойчивого и сбалансированного развития экономики Узбекистана является то, что, начиная с 2005 г., государственный бюджет исполняется с профицитом. Расходная часть его выросла по сравнению с 2000 г. в 17,8 раза. Почти 59% расходов госбюджета направлены на финансирование социальной сферы и поддержки населения. По состоянию на 1 января 2012 г. величина совокупной внешней задолженности Узбекистана не превышала 17,5% от ВВП и 53,7% от объема экспорта, что по международным критериям экономической безопасности ниже пороговых значений. Это обусловлено проводимой в республике политике внешнего заимствования как на уровне государства, так и на уровне коммерческих банков, компаний и предприятий.
Устойчивыми темпами роста характеризуются промышленное производство, производство продукции сельского хозяйства, розничный товарооборот и реализация платных услуг населению. Около 70% прироста объема промышленного производства обеспечили предприятия, ориентированные на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Если в 2000 г. на долю индустриального производства в формировании валового внутреннего продукта Узбекистана приходилось 14,2%, то в 2012 г. она составила 24,6%.
Структурные сдвиги и диверсификация базовых отраслей экономики оказали позитивное влияние на объем, номенклатуру и качество экспорта. Объем экспортной продукции в 2012 г. увеличился по сравнению с 2000 г. в 4,7 раза и превысил 15,6 млрд долл. США, положительное сальдо внешнеторгового оборота достигло более 4,5 млрд долл. США. Удельный вес готовой продукции в объеме экспорта увеличился до 62% против 46% в 2000 г. При этом необходимо отметить, что объем производства потребительских товаров вырос за данный период более чем в 4 раза.
В республике осуществлляются масштабные институциональные преобразования в рамках реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ. Это позволяет в области реформ обеспечивать необходимую правовую среду и институты, ответственные за осуществление конкурентной политики на соответствующем уровне. При этом мы исходим из того принципа, что рыночные механизмы будут работать только тогда, когда рынок не будет чрезмерно зарегулирован. В противном случае есть опасность того, что конкуренция будет заменена государственным регулированием [3], ограничивающим свободу деятельности предприятий. Такая политика может привести, во-первых, к подавлению настоящей рыночной конкуренции, а во-вторых, ослабить потенциально сильных национальных производителей в их конкурентной борьбе на внешних рынках. Что противоречит основным принципам «узбекской модели», признанной мировым сообществом.
Расширение масштабов воздействия процессов глобализации обусловливает необходимость создания дополнительных условий для дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем и внешнем товарных рынках.
При совершенствовании антимонопольного законодательства в республике исходили из основного принципа конкурентной политики - перейти от жесткого регулирования деятельности предприятий-монополистов, к предупреждению их неконкурентного поведения на рынке. При этом принималось во внимание, что доминирующее положение предприятия может свидетельствовать о его эффективном функционировании, а также, что оно может быть важной предпосылкой конкурентоспособности на внешнем рынке [4]. Принятие нового Закона «О конкуренции» позволило консолидировать нормы, регулирующие отношения в сфере конкуренции, что повысило прозрачность и эффективность правового регулирования отношений в этой области, а также обеспечило равные условия для деятельности субъектов предпринимательства. Это является важнейшим аспектом развития конкуренции и ее защиты на рынках товаров и услуг республики.
Структурным преобразованиям экономики, повышению деловой активности и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов способствовала 160
проводимая рациональная налоговая политика, направленная, в первую очередь, на сокращение налогового бремени. Так, в 2012 г. совокупное налоговое бремя по сравнению с 1991 г. снизилось почти в 2 раза - с 41,2 до 21,3% к ВВП. Росту инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов способствовало снижение в 2011 г. с 7 до 6% ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, что позволило направить около 80,3 млрд сум высвободившихся средств, в первую очередь, на технологическое обновление производства и внедрение новой современной техники.
В 2012 г. были освоены капитальные вложения за счет всех источников финансирования на сумму свыше 11,4 млрд долл. США, что на 11,9% больше, чем в 2010 г. Доля инвестиций в ВВП составила 24,1%, что свидетельствует о высокой активности инвестиционного процесса в стране. В реальный сектор нашей экономики привлечено иностранных инвестиций в объеме почти 2,9 млрд долл. США, из которых 78,8% составляют прямые иностранные инвестиции (ПИИ).
Кардинально меняется качественная структура кредитного портфеля банков. Если в 2000 г. структура кредитного портфеля на 54% была сформирована за счет внешних заимствований, то в 2012 г. 86,4% кредитного портфеля сформировано за счет внутренних источников - депозитов юридических и физических лиц. Растет инвестиционная активность коммерческих банков. При этом свыше 75% вложений коммерческих банков - это долгосрочные инвестиционные кредиты сроком свыше трех лет. В целом за последние десять лет кредитование реального сектора экономики нашими банками возросло в 7 раз.
Были предприняты дополнительные меры по увеличению кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. С этой целью доходы коммерческих банков, получаемые от предоставления кредитов за счет ресурсов специального Фонда льготного кредитования, освобождены от уплаты налога на прибыль юридических лиц при условии целевого направления высвобождаемых средств на увеличение ресурсной базы указанного фонда до 1 января 2016 г. Коммерческим банкам при выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства предоставлено право учитывать в общей сумме кредита расходы, связанные с оформлением залогового обеспечения заемщика. Кроме того, в республике создан Фонд финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам при Ассоциации банков Узбекистана, основные задачи которого - конкурсный отбор проектных идей и финансирование разработки их проектной документации в приоритетных направлениях развития экономики, а также содействие в организации финансирования инвестиционных проектов кредитными организациями республики.
Для формирования максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства счета субъектов малого бизнеса в национальной валюте открываются без взимания платы, а их кредитные заявки рассматриваются коммерческими банками в течение трех банковских дней.
В Узбекистане последовательно и целенаправленно реализуются меры по дальнейшей капитализации банков, повышению их устойчивости и ликвидности. На протяжении последних пяти лет показатель достаточности капитала банковского сектора находится на уровне, в 3 раза превышающем международный норматив в размере 8%, установленный Базельским комитетом по банковскому надзору.
Особого внимания заслуживает тот факт, что в Узбекистане, в условиях всемирного финансово-экономического кризиса политика государства была направлена, прежде всего, на недопущение снижения уровня жизни населения. При этом социальная составляющая поддержания уровня жизни населения в кризисный период была выведена за рамки антикризисных программ. Создание рабочих мест в результате развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, обеспечения надомного труда на базе кооперации с промышленными предприятиями, а также ввода новых объектов, реконструкции и расширения действующих производств встало мощным заслоном на пути обвального роста безработицы и усиления пессимизма в социальных настроениях общества, наблюдавшегося в ряде других стран СНГ. Четкая социальная направленность программных мер также выражена во всесторонней государственной поддержке науки, образования, здравоохранения и культуры. Особое внимание уделяется вопросам реализации мер по увеличению внутреннего спроса за счет мобилизации и дальнейшего стимулирования участия банковских структур, хозяйствующих субъектов и населения в инвестиционных процессах. Примером реализации подобных проектов может стать Программа по ускоренному развитию и строительству жилья и социальной инфраструктуры на селе, призванная коренным образом переустроить и обновить облик села на современной архитектурной и индустриальной основе, повысить уровень жизни населения на селе и приблизить его к городским условиям. Для реализации этой крупнейшей программы, рассчитанной на длительную перспективу, создан мощный проектный, индустриально-строительный, инженерно-технический потенциал, созданы необходимые организационные структуры, стимулирующие меры и преференции.
Развитие интеграционных процессов в инновационной сфере на постсоветском пространстве было и остается важным индикатором общей социально-экономической ситуации в этих странах, в том числе и в Республике Узбекистан и, одновременно, важнейшим механизмом улучшения этой ситуации. Международное сотрудничество и развитие институтов в иннова-162
ционной сфере должно стать важнейшим фактором целенаправленной и скоординированной политики государств СНГ с целью как улучшения социально-экономической ситуации, так и создания институциональной основы новейшей национальной инновационной системы.
Необходимо отметить, что за последние несколько десятилетий международная экономическая система приобрела новые транснациональные характеристики, накопила существенный опыт проведения инновационной политики. В настоящее время в экономически развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта [11]. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 2,5-3 трлн долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов [8]. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн долл.
Государственное регулирование отношений конкуренции и интеграции между субъектами рынка является одним из методов косвенного воздействия государства на инновационную деятельность и важнейшим рычагом повышения ее эффективности [6]. Оно оказывает влияние на формирование всех ресурсов инновационного процесса. Основным инструментом государственного регулирования в этой области является антимонопольное законодательство.
В современных условиях развитие производительных сил в обществе сопровождается углублением и расширением международного разделения труда, а следовательно, развитием не только политических, экономических и правовых, но и научно-технических связей между государствами, которые составляют международное научно-техническое сотрудничество. Уровень развития государств во многом определяется степенью развития их научно-технического потенциала [7].
В настоящее время используют такую форму сотрудничества и кооперации в наукоемких отраслях в мировой практике как «международное инновационно-технологическое сотрудничество» (МИНТС). Это форма международных экономических отношений, представляющая собой международную научно-техническую, инновационную, производственную и сбытовую деятельность, основанную на двух- и многосторонней основе и направленную на выпуск и коммерциализацию товара, услуги или получение иного полезного эффекта [9]. Роль государства в стимулировании международного сотрудничества в инновационно-технологической сфере заключается в создании механизмов и обеспечении благоприятных условий для международной коммерциализации результатов научно-технической деятельности, отвечающих взаимным интересам отечественных и зарубежных партнеров, адаптации
национальной нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности к мировой практике [10].
Государственная политика Узбекистана в области МИНТС ориентирована на стимулирование привлечения зарубежных фирм и иностранных инвесторов для коммерциализации национальных гражданских технологий на мировом рынке технологий, наукоемких товаров и услуг. Потенциал отечественной науки в настоящее время позволяет участвовать в международном инновационно-технологическом взаимодействии путем создания свободных экономических зон, логистических центров или зон коммерциализации национальных технологий.
В республике к настоящему времени уже предприняты шаги по организации логистических центров. Так, в 2008 и 2012 гг. вышли Указы Президента Республики Узбекистан (РУ) о создании свободной индустриально-экономической зоны (СИЭЗ) в Навоийской области и в г. Ангрен Ташкентской области, где предусмотрены предоставление особого таможенного, валютного и налогового режимов, упрощенный порядок въезда, пребывания и выезда, а также получения гражданами разрешения на осуществление трудовой деятельности. Наряду с этим вся территория, на которой создана свободная индустриально-экономическая зона «Навои», предоставляется в пользование и управление Административному совету на весь период существования СИЭЗ.
Завершено строительство и введен в эксплуатацию Международный центр логистики в Ангрене, который призван обеспечивать гарантированную круглогодичную транспортную связь между регионами республики и областями Ферганской долины. В 2011 г. активизировалась деятельность созданных логистических центров. Так, через интермодальный центр логистики «Навои» перевезено 50 тыс. т грузов. Объем перевозок через перевал «Камчик» компанией ЗАО «Центр логистики Ангрен» составил 4,2 млн т грузов, что в 1,3 раза больше, чем в 2010 г.
В 1994 г. Узбекистан подал заявку на вступление в ВТО. В настоящее время ведутся многосторонние переговоры по вступлению в эту организацию.
С 25 декабря 1991 г. Узбекистан является членом Всемирной организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и участником 12 важнейших международных договоров, устанавливающих международно-правовую систему охраны интеллектуальной собственности и способствующих формированию цивилизованного рынка новых знаний. В том числе Конвенции, учреждающей ВОИС, Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договора о патентной кооперации, Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, Договора о законах по товарным знакам и др.
В настоящее время в Узбекистане динамично формируются правовые и экономические отношения в сфере создания, охраны и использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, селекционных достижений, объектов информационных технологий [1]. Эти отношения регулируются международными договорами и соглашениями, Гражданским кодексом, содержащим самостоятельный раздел «Интеллектуальная собственность», состоящий из семи глав и 80 статей, шестью законами прямого действия и более 140 нормативными актами. В законодательных актах закреплены положения и нормы, по которым устанавливаются условия охраноспособности заявленных решений, предоставление, передача и защита исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности соответствующих законодательству промышленно развитых стран.
Таким образом, процесс глобализации национальных экономик является важнейшей тенденцией мирового развития и доминирующим фактором формирования, функционирования и развития национальных хозяйствующих структур. В условиях локальных и глобальных финансово-экономических кризисов Узбекистан для успешной интеграции в мировое сообщество должен следовать собственным курсом эволюционных экономических изменений, а именно - путем создания национальной инновационной, конкурентоспособной экономической системы. Создание современной эффективной экономики Узбекистана осуществляется в условиях взаимозависимости национальных рыночных экономических систем. Такие тенденции на фоне переустройства мирового порядка выдвигают на передний план проблемы использования конкурентных преимуществ национальной экономики.
Показателем серьезных структурных сдвигов и качественных изменений является следующее обстоятельство: если в 2000 г. на долю индустриального производства в формировании валового внутреннего продукта страны приходилось всего 14,2%, то в 2012 г. эта доля уже составила 24,6%.
Причем важно, что около 70% общего прироста промышленной продукции внесли отрасли, ориентированные на выпуск готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Опережающими темпами к 2012 г. развивались отрасли машиностроения и автомобилестроения (12,2%), химической и нефтехимической промышленности (9,4%), пищевой промышленности (13,1%), промышленности строительных материалов (11,9%), фармацевтической и мебельной отраслей (18%), которые по существу стали сегодня локомотивами роста узбекской экономики. При этом объем производства потребительских товаров в 2012 г. возрос на 11,6%, а по отношению к 2000 г. этот показатель вырос более чем в 4 раза.
Одним из основных факторов экономического роста за период с 2000 г. стало стабильное продуктивное усиление внешнеэкономических связей Республики Узбекистан. Конкретно это выразилось в следующем:
- за указанный период структура экспорта значительно улучшилась за счет повышения объемов готовой продукции, а также продукции промежуточного назначения (полуфабрикатов);
- наблюдался высокий рост экспорта по продовольственным товарам, где большую долю занимает плодоовощная продукция. Сохраняется тенденция роста вывоза готовой продукции по товарной группе «машины и оборудование» за счет экспорта легковых автомобилей и электротехники, а также по текстилю и текстильным изделиям;
- в номенклатуре экспорта страны появились новые виды продукции -это изделия с использованием редких металлов, различные пищевые консервации, насосы центробежные, оборудование нефтегазовое, буровое и запчасти к ним и мн. др.
Сегодня, в условиях возможной рецессии в мировой экономике становится вполне очевидной необходимость строгого научного анализа проблем взаимосвязей конкурентоспособных экономик в условиях рыночной трансформации с совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих конкурентные преимущества национальной экономики, а также реальных аспектов повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана. Стратегия роста конкурентоспособности национальной экономики строится, прежде всего, с учетом межгосударственных, региональных и отраслевых особенностей, которые в совокупности с другими соответствующими факторами являются источниками конкурентных преимуществ [12]. В условиях Узбекистана с учетом территориально-отраслевых особенностей необходимо прежде всего выделить конкурентный потенциал следующих секторов национальной экономики:
- агропромышленный комплекс: особенно текстильную, плодоовощную и виноградарскую отрасли. С учетом особенностей природно-климатических условий АПК республики имеет уникальную по свойствам сельскохозяйственную продукцию, поставляемую на экспортные рынки, а также развитую систему инфраструктуры, исследовательскую базу, систему подготовки кадров, исторический опыт земледелия и другие компоненты кластерной структуры;
- химическая промышленность: формой повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности данной отрасли является перевод ее на кластерный тип развития. Следует полнее использовать сырьевую базу для развития производства минеральных удобрений и ресурсы газохимического производства в комплексе с географически близкими рынками сбыта;
- информационно-коммуникационные технологии: с точки зрения роста конкурентоспособности национальной экономики важное значение будет иметь развитие этого сектора, где наряду с ростом парков компьютерной тех-166
ники и развития телекоммуникационной инфраструктуры, снижения стоимости ее услуг, к приоритетным следует отнести также решение социально-экономических задач информатизации, рост спроса на услуги в секторе электронной коммерции, рост экспорта услуг в области аутсорсинга и разработки программного обеспечения. В поддержке развития кластеров в секторе информационно-коммуникационных технологий ключевое значение имеет влияние государства в области развития инфраструктуры (вложения в телекоммуникационные каналы, предоставление недвижимости под строительство технопарков и инкубаторов, доступные средства финансового содействия -налоговые инвестиционные кредиты, страхование рисков по кредитам, софи-нансирование маркетинговой деятельности предприятий, активная политика по привлечению инвестиций и др.);
- туризм: устойчивое развитие экономики отдельных регионов республики, равно как и их конкурентные позиции в национальном и глобальном уровнях предопределяются состоянием и эффективностью использования уникальных историко-культурного и природно-ресурсного потенциалов. Формирование межотраслевых туристических и рекреационных зон на базе Самарканда, Бухары и Хивы предполагает реализацию национальной программы развития туризма и инициатив местных органов власти, направленных на реализацию стратегии повышения конкурентоспособности экономики соответствующего региона (при государственной поддержке развития инфраструктуры, нормативно-правовой базы и др.).
Вместе с тем успех в реализации стратегии роста конкурентоспособности зависит от правильной комбинации главных составляющих внутренней экономической политики, которые должны взаимно дополнять и усиливать друг друга. Они включают:
- поддержание устойчивого макроэкономического роста и управляемой инфляции путем проведения эффективной фискальной и монетарной политики;
- формирование стратегии экспортоориентированной индустриализации, которая подразумевает эффективную модернизацию и углубление структурных реформ, обеспечивающих рост эффективности использования и распределения ресурсов в экономике;
- обеспечение высокого качества государственного регулирования экономики;
- эффективное функционирование естественных монополий, производственной и социальной инфраструктуры;
- внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности;
- обеспечение системы законодательного регулирования экономики, которая гарантировала бы защиту прав частной собственности и исполнение контрактов;
- обеспечение социального консенсуса и развития институтов гражданского общества, сотрудничество и партнерство между основными экономическими группами и слоями населения.
Литература
1. Доклад Президента Республики Узбекистан И. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 г. и приоритетам социально-экономического развития на 2012 г. - Ташкент: Узбекистон, 2012. - 18 с.
2. Постановление Президента РУз «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции» от 26 марта 2012 года № ПП-1731. - Ташкент: Узбекистон, 2012. - 12 с.
3. Булыга Р.П., Беккер Е.Г. Концепция интеллектуального капитала в экономической теории. - М., 2008. - 224 с.
4. Балацкий Е.В., Раптовский А.В. Инновационно-инвестиционные факторы эффективности производства // Общество и экономика. - 2007. - № 1. - С. 53-68.
5. Беккер Е.Г. Концепция интеллектуального капитала в экономической теории. - М., 2008. - 224 с.
6. Гелбрейт Дж.К. Кризис глобализации / Проблемы теории и практики управления. -1999. - № 6. - С. 8-12.
7. Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике // Политические исследования. - 2003. - № 4. - С. 26-33.
8. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. - М., 2003. - 424 с.
9. Государственное агентство по инвестициям и инновациям. - Внедрение инноваций -неотъемлемая составляющая обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий Ьир://шшш.т.§оу.иа/тёех.рЬр?1ап§=ги&§е1=1&1ё=1056
10. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е.. Новая инновационная политика в контексте модернизации экономики // Интернет-источник http://2020strategy.ru/21c/g5c/doc
11. Думная Н. Новая экономика - экономика знаний? - М., 2009. - 360 с.
12. Павлов К. В. Интенсификация экономики в условиях неопределенности рыночной среды. - М., 2007. - 346 с.