Научная статья на тему 'Формирование инновационной инфраструктуры в индустриальном комплексе Узбекистана'

Формирование инновационной инфраструктуры в индустриальном комплексе Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СВОБОДНАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЗОНА / ТЕХНОПАРКИ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ПЕРЕХОД ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / INDUSTRIAL COMPLEX / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / FREE INDUSTRIAL ECONOMIC ZONE / A SPECIAL INDUSTRIAL AREA / INDUSTRIAL PARKS / BUSINESS INCUBATORS / THE TRANSITION OF THE ECONOMY TO AN INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тростянский Дмитрий Валерьевич, Исламова Омила Амануллаевна

Дан анализ институциональных основ формирования инновационной инфраструктуры в индустриальном комплексе Узбекистана. Особое внимание уделяется критериям отбора и основным направлениям деятельности хозяйствующих субъектов, а также предоставляемым льготам и преференциям в свободной индустриальной экономической зоне «Навои» и специальных индустриальных зонах «Ангрен» и «Джизак». Раскрываются факторы, снижающие эффективность инновационной деятельности, и даются предложения по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of innovative infrastructure in the industrial complex of Uzbekistan

The analysis of the institutional foundations of building an innovative infrastructure in the industrial complex of Uzbekistan. Particular attention is paid to the selection criteria and basic activities of business entities, as well as incentives and preferences in the free industrial economic zone «Navoi» and special industrial zones «Angren» and «Dgizak». Reveal factors that reduce the effectiveness of innovation and offers suggestions for overcoming them.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной инфраструктуры в индустриальном комплексе Узбекистана»

Тростянский Д.В.

доктор экономических наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете, Узбекистан, г. Ташкент

Исламова О.А.

^арший научный сотрудник, соискатель Научно-исследовательского центра «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете, Узбекистан, г. Ташкент

УДК 332.146.2

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ УЗБЕКИСТАНА

Дан анализ институциональных основ формирования инновационной инфраструктуры в индустриальном комплексе Узбекистана. Особое внимание уделяется критериям отбора и основным направлениям деятельности хозяйствующих субъектов, а также предоставляемым льготам и преференциям в свободной индустриальной экономической зоне «Навои» и специальных индустриальных зонах «Ангрен» и «Джизак». Раскрываются факторы, снижающие эффективность инновационной деятельности, и даются предложения по их преодолению.

Ключевые слова: индустриальный комплекс, инновационная инфраструктура, свободная индустриальная экономическая зона, специальная индустриальная зона, технопарки, бизнес-инкубаторы, переход экономики на инновационный путь развития.

FORMATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE IN THE INDUSTRIAL COMPLEX OF UZBEKISTAN

The analysis of the institutional foundations of building an innovative infrastructure in the industrial complex of Uzbekistan. Particular attention is paid to the selection criteria and basic activities of business entities, as well as incentives and preferences in the free industrial economic zone «Navoi» and special industrial zones «Angren» and «Dgizak». Reveal factors that reduce the effectiveness of innovation and offers suggestions for overcoming them.

Key words: industrial complex, innovative infrastructure, free industrial economic zone, a special industrial area, industrial parks, business incubators, the transition of the economy to an innovative way of development.

В индустриальном комплексе посредством инновационной инфраструктуры формируются отношения между хозяйствующими субъектами, обеспечивающие его конкурентоспособность путем коммерциализации новых знаний при минимальных трансакционных издержках. К основным элементам инновационной инфраструктуры индустриального комплекса Узбекистана относятся:

- свободная индустриальная экономическая зона (СИЭЗ) - ограниченная территория, на которой создаются благоприятные условия для осуществления приоритетных видов деятельности;

- специальная индустриальная зона (СИЗ) -территория, обеспеченная коммуникациями, предоставляемая государством субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов промышленности;

- технологический парк - юридическое лицо или консорциум, обладающие на правах собственности единым материально-техническим комплексом, основной деятельностью которых является предоставление работ и услуг, необходимых для реализации инновационного проекта;

- бизнес-инкубатор - юридическое лицо, создаваемое для поддержки субъектов малого предпри-

нимательства на этапе их становления путем предоставления производственных помещений, оборудования, организационных, правовых, финансовых, консалтинговых и информационных услуг.

В Узбекистане институциональные основы формирования инновационной инфраструктуры были заложены в 1996 году Законом «О свободных экономических зонах». В 2008 году в целях повышения производственного потенциала, ускорения внедрения инновационных технологий и освоения новых видов продукции, востребованной на мировом рынке, в г. Навои была организована первая в Узбекистане свободная индустриально-экономическая зона. Основным направлением деятельности хозяйствующих субъектов на территории СИЭЗ «Навои» было определено производство высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировых рынках продукции за счет внедрения современного зарубежного высокопроизводительного оборудования и техники [4].

Зарегистрированным в ней хозяйствующим субъектам был предоставлен целый ряд льгот и преференций. Так, они освобождены от уплаты земельного налога, налога на имущество, прибыль, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа (для малых предприятий), обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Республиканский фонд школьного образования от 7 до 15 лет в зависимости от объема внесенных прямых инвестиций:

- от 3 до 10 млн. евро - на 7 лет;

- от 10 до 30 млн. евро - на 10 лет, со снижением в последующие 5 лет установленных ставок налога на прибыль и единого налогового платежа на 50 %;

- свыше 30 млн. евро - на 15 лет, со снижением в последующие 10 лет установленных ставок налога на прибыль и единого налогового платежа на 50 %.

Также зарегистрированные предприятия освобождаются от уплаты таможенных платежей (кроме сбора за таможенное оформление) на завозимое оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия для производства продукции на экспорт на весь период деятельности СИЭЗ. За сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для производства продукции, реализуемой на внутреннем рынке Узбекистана, таможенные платежи взимаются в размере 50 % от установленных ставок (за исключением сборов за таможенное оформление) с предоставлением отсрочки их уплаты сроком до 180 дней.

С момента организации СИЭЗ «Навои» на ее территории введены в эксплуатацию производства по 19 инвестиционным проектам на общую сумму свыше 100 млн. долл. США. На основе высоких технологий организовано производство таких видов продукции, как модемы и ТВ-приставки, электронные счетчики электроэнергии, силовые кабели, ото-

пительные и водонагревательные котлы, мобильные и стационарные телефонные аппараты, готовые лекарственные средства и др. В 2013 году предприятиями зоны произведено продукции на сумму свыше 100 млрд. сум [8].

В целях формирования благоприятных условий по привлечению иностранных и отечественных инвестиций для создания современных высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала Ташкентской области, создания на этой основе новых рабочих мест и повышения доходов населения в апреле 2012 года была создана СИЗ «Ангрен» [5]. За короткий срок была проведена масштабная работа по организации всех необходимых правовых и институциональных условий для начала работы нового объекта. Для привлечения отечественных и иностранных инвесторов на территории зоны был установлен особый налоговый и таможенный режим. В частности, компании, реализующие здесь проекты, были освобождены от налога на прибыль, имущество, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Кроме того, при ввозе в страну оборудования, комплектующих изделий и материалов для собственных нужд они получили освобождение от таможенных платежей. Эти льготы и преференции предоставлены сроком от 3 до 7 лет в зависимости от объема внесенных средств. В частности, при инвестировании от 300 тыс. до 3 млн. долл. США - на 3 года, свыше 3 млн. до 10 млн. долл. США - на 5 лет, свыше 10 млн. долл. США - на 7 лет.

На территории СИЗ «Ангрен» за короткий срок уже налажено производство высокотехнологичной продукции по 5 проектам на общую сумму около 44 млн. долл. США - энергосберегающих светодиодных ламп, медных труб различного диаметра, брикетного угля, а также завершено строительство нового завода по производству сахара и других предприятий [8].

В целях формирования благоприятных условий по привлечению иностранных и отечественных инвестиций для создания современных высокотехнологичных промышленных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала Джизакской и Сырдарьин-ской областей в 2013 году была организована специальная индустриальная зона «Джизак». Основными направлениями ее деятельности являются [6]:

- привлечение прямых инвестиций для создания и эффективной деятельности современных высокотехнологичных и инновационных производств по выпуску конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках продукции с высокой добавленной стоимостью;

- обеспечение комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала регионов, входящих в специальную индустриальную зону, создание новых производств по более глубокой переработке минерально-сырьевых ресурсов и сельскохозяйственного сырья;

- углубление процессов локализации производства высокотехнологичной продукции на базе местного сырья и материалов на основе установления тесных кооперационных связей и развития промышленной кооперации между организациями специальной индустриальной зоны и в целом республики;

- обеспечение опережающего развития и эффективного использования транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры на территории СИЗ «Джизак».

Критериями отбора хозяйствующих субъектов для предоставления им статуса участника СИЗ «Джизак» являются:

- создание современных или проведение глубокой модернизации действующих производств, с оснащением их высокотехнологичным оборудованием и технологиями, прежде всего, по глубокой переработке местных минерально-сырьевых ресурсов и сельскохозяйственного сырья;

- соответствие профиля деятельности основным задачам СИЗ «Джизак», без включения организаций по добыче и первичной переработке стратегических природных сырьевых ресурсов;

- осуществление инвестиций за счет собственных средств учредителей и кредитов, привлеченных ими без предоставления гарантии Республики Узбекистан;

- поэтапное формирование в СИЗ «Джизак» технологических цепочек по производству импортозамещающей и экспортно ориентированной конкурентоспособной продукции;

- принятие инвесторами обязательств по реинвестированию в организацию не менее 50 % дохода, полученного от применения льгот, в течение срока их действия.

Правительство Узбекистана одобрило Программу опережающего развития транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры СИЗ «Джизак», согласно которой планируется в 2013-2018 годах реализовать 17 проектов на общую сумму 48,3 млн. долл. США [7]. Из них пять проектов по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог на сумму 20,3 млн. долл. США,

три проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры на сумму 2,3 млн. долл. США и пять проектов по развитию водоснабжения, ирригации и канализации на сумму 24,8 млн. долл. США. Кроме того, планируется реализовать два проекта по строительству и реконструкции сетей электроснабжения на сумму 406,7 тыс. долл. США и два проекта по развитию газоснабжения - на 507,1 тыс. долл. США.

Основной целью организации технопарков является активизация инновационной деятельности в Узбекистане в целом и отдельных регионах в особенности, а также обеспечение потребности экономики в инновационных продуктах. Создание и дальнейшее развитие технопарков призвано решить главную задачу в формировании конкурентоспособного перерабатывающего сектора на основе укрепления связи науки с производством, внедрения современных технологий, повышения производительности труда в промышленности и, как следствие, производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

Так, в соответствии с меморандумом на территории СИЗ «Джизак» создается Узбекско-Китайский промышленный парк. В настоящее время подписано 54 соглашения с китайскими инвесторами на совместную реализацию проектов в сфере электротехнической, машиностроительной, фармацевтической, легкой и пищевой промышленности, производства современных строительных материалов и изделий из полимеров на сумму 300 млн. долл. США. В 2013 году на территории СИЗ «Джизак» реализованы три проекта с участием китайских компаний на общую сумму около 6 млн. долл. США по производству мобильных телефонов, а также продукции АПК.

В Намангане на базе бывшего АО «Атлас» реализуется проект создания технопарка, специализирующегося на производстве шелка. Производственный цикл технопарка начинается с плантаций тутовых деревьев. На данном этапе реализации проекта под них отвели 60 га территории, 10 га из них в Наманганском районе и 50 га в Папском районе. До конца проекта территорию тутовых плантаций планируется довести до 200 га. В качестве инвестора выступает сингапурская компания, которая в 2012-2015 годах намерена вложить более 10 млн. долл. США в полную модернизацию технопарка. В результате здесь будет перерабатываться до 240 т шелковых нитей и выпускаться до 2 млн. п. м шелковых тканей в год. При выходе технологических линий на полную мощность экспорт готовой продукции составит порядка 9 млн. долл. США.

В г. Паркент (Ташкентская область, Узбекистан) создается технопарк по возобновляемым источникам энергии и экологии. Цель проекта - создание достаточного научно-технического потенциала для освоения возобновляемых источников энергии и охраны

окружающей среды, привлечение отечественных и зарубежных инвесторов, экспорт наукоемкой высокотехнологичной продукции. Заинтересованность в формировании технопарка уже проявили представительство ЮНЕСКО в Узбекистане и ряд служб ООН.

Основной задачей действующих в настоящее время в Узбекистане более тридцати бизнес-инкубаторов является практическая помощь субъектам предпринимательства на первом этапе деятельности - организация бизнес-процесса, оказание информационно-консультационных услуг, содействие в реализации инвестиционных и инновационных проектов. Важными программными документами, обуславливающими развитие данного института инфраструктуры, стали Постановления Президента Узбекистана [1, 2]. В республике создана Ассоциация бизнес-инкубаторов и технопарков Узбекистана, которая служит дальнейшему развитию в стране малого бизнеса и частного предпринимательства, расширению сферы сервиса.

Помимо этого, основными направлениями деятельности бизнес-инкубаторов также являются оказание предпринимателям маркетинговых и консалтинговых услуг, повышение их экономической и правовой культуры, формирование навыков ведения делопроизводства. В результате эффективных мер и созданных условий ежегодно оказывается практическая помощь в финансировании более ста инвестиционных проектов субъектов предпринимательства.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы - системы институтов, механизмов и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности во всех сферах экономики. Для создания эффективной национальной инновационной системы необходимо:

- увеличить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики: в настоящее время инновационная активность сконцентрирована в узком числе секторов, а технологическое обновление производства преимущественно опирается на импорт технологий, а не на отечественные разработки;

- повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки): в настоящее время в отдельных НИИ произошло снижение качества научных исследований, отсутствует ориентация на потребности экономики;

- преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры: многие элементы инновационной инфраструктуры созданы, но они пока не поддерживают инновационный процесс на протяжении всей цепочки генерации, коммерциализации и внедрения инноваций.

Одним из объяснений невысокой эффективности действующей инновационной политики может служить слабость ее институциональной базы. В общественном сознании сегодня отсутствует понимание важности науки, использования научных знаний для технологической модернизации как главного в современном мире фактора национальной конкурентоспособности и безопасности. Это понимание не до конца сформировалось и на многих уровнях отраслевого и территориального управления.

Невысокий уровень востребованности наукоемкой продукции со стороны ее потенциальных потребителей объясняется, с одной стороны, их низкой платежеспособностью, заинтересованностью импортом техники и технологий извне, а с другой - незавершенностью до уровня внедрения или производства разработок, а также недостаточно активной работой по совместному продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 07.2008 г. № ПП-916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» в Узбекистане стали проводиться ежегодные республиканские ярмарки инновационных идей, технологий и проектов [3]. За 2008-2013 годы научные учреждения и вузы заключили с производственными организациями сотни контрактов и договоров намерений о внедрении различной отечественной инновационной продукции. Примером успешной интеграции науки и производства стали тесные связи научных организаций Академии наук РУз, университетов и вузов республики с НХК «Узбекнефтегаз», ГАК «Узкимёсаноат», ГАК «Узфармсаноат», ГАК «Узбек-энерго», АК «Узбекуголь», НГМК, АГМК и др.

Укреплению этих связей способствовало принятие в мае 2009 года Положения о фонде модернизации и новых технологий органов хозяйственного управления и предприятий. Это позволяет отечественным товаропроизводителям активнее модернизировать технологические процессы не только своими силами, но и привлекать к этой работе специалистов Академии наук, вузов, министерств и ведомств. Кроме того, инновационному развитию способствовал принятый в республике комплекс льгот и преференций. Так, научным организациям, занимающимся разработкой инновационных проектов, предоставляются налоговые льготы, причем средства, направляемые на эти цели, освобождены от уплаты практически всех налогов, кроме единого социального платежа.

Активизации инновационной деятельности в республике будет способствовать принятие Закона Республики Узбекистан «Об инновациях и инно-

вационной деятельности». В проекте данного Закона предусматривается дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры (инновационных и венчурных фондов, инновационных предприятий и др.), совершенствование системы налогообложения и кредитования, а также стимулирование участников инновационной деятельности, выполняющих приоритетные высокотехнологичные инновационные проекты и внедряющих их в отраслях экономики в целом и индустриальном комплексе в частности.

Список литературы:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.04.2006 г. № ПП-325 «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 16.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.05.2007 г. № ПП-640 «О дополнительных мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в период до 2010 года» // Собрание законодательства Республики Узбекистан,

2007 г., № 21, ст. 213; 2008 г., № 14-15, ст. 99, № 52, ст. 515; 2011 г., № 52, ст. 561.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.07.2008 г. № ПП-916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» // Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

2008 г., № 7, ст. 387.

4. Указ Президента Республики Узбекистан от 02.12.2008 г. № УП-4059 «О создании свободной индустриально-экономической зоны в Навоийской области»// Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 49, ст. 478.

5. Указ Президента Республики Узбекистан от 13.04.2012 г. № УП-4436 «О создании специальной индустриальной зоны «Ангрен» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 16, ст. 177.

6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15.05.2013 г. № 130 «О мерах по организации деятельности специальной индустриальной зоны «Джизак»» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 20, ст. 256.

7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.07.2013 г. № 190 «О мерах по опережающему развитию транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры СИЗ «Джизак» на 2013-2015 годы» //Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 27, ст. 353.

8. Каримов И.А. Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.press-service.uz.

List оf literature:

1. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated 17.04.2006, № PP-325 «On measures to accelerate the development of the service sector in the Republic of Uzbekistan in 2006-2010» // Collection of Laws of the Republic of Uzbekistan, 2006, № 16.

2. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated 21.05.2007, № PP-640 «On additional measures to accelerate the development of the service sector in the Republic of Uzbekistan in the period up to 2010» // Collection of Laws of the Republic of Uzbekistan, 2007, № 21, аИ. 213; 2008, № 14-15, аИ. 99, № 52, art. 515; 2011, № 52, art. 561.

3. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated 15.07.2008, № PP-916 «On additional measures to stimulate innovative projects and technologies in the production of» // Sheets chambers of the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan, 2008, № 7, аИ. 387.

4. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated 02.12.2008, № UP-4059 «On creation of the free industrial economic zone in Navoi region» // Collection of Laws of the Republic of Uzbekistan, 2008, № 49, аП. 478.

5. Edict of the President of the Republic of Uzbekistan dated 13.04.2012, № UP-4436 «On creation of a special industrial zone «Angren» // Collection of Laws of the Republic of Uzbekistan, 2012, № 16, art. 177.

6. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated 15.05.2013, № 130 «On Measures for the Operation of the special industrial zone «Namangan» // Collection of Laws of the Republic of Uzbekistan, 2013, № 20, art. 256.

7. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated 01.07.2013, № 190 «On measures on accelerated development of the transport, industrial and engineering infrastructure PPE «Namangan» 20132015» // Collected Legislation of the Republic of Uzbekistan, 2013, number 27, art. 353.

8. Karimov I.A. Report on the meeting of the Cabinet of Ministers, dedicated to the socio-economic development in 2013 and the most important priorities of economic program for 2014 [Electronic resource]. - URL: www. press-service.uz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.