ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ТИПОВ КЛАСТЕРОВ С ВЫСОКИМ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ
ФИНАШИНА С.А.,
аспирант,
Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье приведены основные результаты обзора эволюции кластерной концепции. Показаны теоретические истоки кластерного подхода, а также описаны некоторые новые типы кластеров в российской экономике. Обсуждается проблема инновационного развития и модернизации образования и науки на основе кластерного подхода.
Ключевые слова: кластерный подход; инновационный кластер; образовательный кластер; образовательно-научный кластер; университет; модернизация образования.
The paper presents the main results of the review of the evolution of the cluster concept. The theoretical origins of the cluster approach are showed and some of the new types of clusters in the Russian economy are described. The problem of innovation development and modernization of education & science, based on the cluster approach, is considered.
Keywords: cluster approach; innovative cluster; education cluster; research and education cluster; university; modernization.
Коды классификатора JEL: H75, I22, I23, O32.
В современной экономической литературе сформировался подход, в соответствии с которым успеха в конкурентной борьбе достигают предприятия, генерирующие инновации в сотрудничестве с другими близкорасположенными рыночными и нерыночными контрагентами, зачастую из одного региона. В мировой практике университеты активно занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями и нередко выступают ядрами кластеров. Интерес к рассмотрению университетов как базовых элементов кластера возник в связи с подтверждением гипотезы о влиянии соседства и взаимодействия агентов на производительность, а также о важности научно-образовательного ядра для инновационной деятельности. В последние годы в России также стала возрастать роль университетских исследований, и наметились тенденции к сближению науки, образования и бизнеса. Вкупе с процессами реформирования образования, в частности, созданием федеральных университетов, это обуславливает внимание к проблеме формирования и модернизации образовательно-научных кластеров.
Методологической основой теории развития кластеров выступила теория размещения производства, представленная в трудах И.Г. фон Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера, Т. Паландера, А. Леша. В своей книге «Изолированное государство» (1826) Тюнен был первым, кто использовал для исследования территорий пространственные методы анализа. В отличие от Кантильона, Стюарта и Смита, которые лишь слегка коснулись вопросов расстояния и площади, Тюнен постулировал абстрактную географическую модель, в основе которой лежали такие характеристики, как удаленность от центра и площадь [1, с. 568]. Но классическая теория размещения была поглощена «региональной наукой».
Большая часть авторов считают основоположником кластерной теории М. Портера и связывают ее возникновение с периодом 1970-1980-х гг. Другая часть авторов в изучении процессов кластеризации восходит еще к работам А. Маршалла, обозначившего причины и выгоды локализации специализированных производств в отдельных районах [7].
Л.С. Марков и М.А. Ягольницер обобщают многочисленные трактовки понятия «кластер» до следующей: «Кластер — это система взаимосвязанных экономических агентов в условиях рыночной экономики» [4, с. 21]. Использование такой трактовки представляется целесообразным, поскольку в последние 30 лет появились новые типы и виды кластеров, кластерная теория развилась и получила широкое распространение по всему миру, стала выступать обобщающей основой для ряда моделей пространственной и функциональной интеграции.
Идеи М. Портера получили свое развитие в трудах многих экономистов. Например, А.Э. Бергман и Э. Фезер выделяют следующие направления развития кластерной теории:
— внешние экстерналии;
— инновационное окружение;
— кооперативная конкуренция;
© С.А. Финашина, 2012
— предшествующий путь развития [10].
Отечественные экономисты С.Н. Бочаров и С.В. Лобова [2] выделили подходы российских экономистов, соответствующие этим направлениям. Направления кластерной теории Бергмана и Фезера, а также соответствующие им концепции отечественных и зарубежных экономистов обобщены в табл. 1.
Таблица 1
Направления и концепции кластерной теории
Направление развития кластерной теории Концепция Представители
Внешние экстерналии Концепция совокупной причинной обусловленности: организации стремятся в концентрированное экономическое пространство, а пространство концентрируется в местах наибольшего скопления организаций. Основные принципы формирования кластеров: общность интересов потенциальных участников; взаимодействие М. Кругман С. Валдайцев, О.В. Мотилов
Инновационное окружение Концепции обучающейся экономики и развития и инновационной среды. Формирование инновационной среды связано с развитием неформальных взаимосвязей в ограниченной географической области. Инновационная среда генерирует новые технико-производственные комбинации. Четыре формы «кластерного капитала»: структурный, когнитивный, взаимосвязывающий, инновационный R. Camagni D. MaiLLat В.И. Вагизова
Кооперативная конкуренция Кластер выступает основой для усиления конкурентных преимуществ через создание связей и увеличение внутренней экономии Г. Хекен
Предшествующий путь развития Кластер выступает как результат исторически сложившейся эволюции отраслей B. Arthur
При рассмотрении классификаций кластеров можно отметить наличие как одномерных, так и многомерных подходов к их систематизации [4]. Одномерные подходы опираются лишь на одну характеристику кластера, в свою очередь, многомерные — на несколько (табл. 2).
Таблица 2
Классификации кластеров по одному или большему количеству признаков
Одномерный подход (автор, признак классификации) Многомерный подход (автор, признак классификации)
С. Эзкан, отраслевая специализация или диверсификация Т. Андерссон, тип доминирующих взаимосвязей, географическая концентрация фирм
Организация экономического сотрудничества и развития, уровень промышленного охвата кластера Э. Маркусен, размер компаний взаимодействия между фирмами, внутренняя/внешняя ориентация
М. Энрайт, динамика Я. Гордон, Ф. МакКэнн, трансакционные издержки, размер участников, характер взаимосвязей, открытость/закрытость членства в кластере, средства доступа в кластер и др.
Р. Педерсен, характер обслуживаемого рынка С. Яммарино. Ф. МакКэнн, характер технологического знания: технологическая траектория и ее динамика, источники инноваций и способность использовать отдачу от них, характер базы знаний, способы координации знаний
Традиционная модель, по которой создавались конкурентные преимущества, предусматривала разработку прикладных продуктов и процессов в отделах корпораций из результатов фундаментальных исследований университетов. В соответствии с современной моделью для получения конкурентных преимуществ осуществляется большое количество нелинейных взаимодействий компаний, университетов и научно-исследовательских организаций, а именно таким образом взаимодействуют участники кластера. В то же время инновационная активность в кластерах неодинакова, что определяет особое внимание к кластерам с высоким инновационным потенциалом — инновационным и научно-образовательным кластерам.
Несмотря на наличие большого числа публикаций, посвященных проблеме инновационных кластеров в России, а также употребление этого понятия в государственных документах, общепринятого определения кластера нет. Согласно Методическим рекомендациям по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, инновационный территориальный кластер — это совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием: объединяющей участников кластера научно-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
78
С.А. ФИНАШИНА
производственной цепочки, механизма координации деятельности и кооперации участников кластера, синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации [5].
Участие в кластерах оказывает влияние на различные результирующие показатели деятельности фирмы и кластера в целом. Выделяют следующие виды инновационных кластерных эффектов:
эффект агломерации — экономия на масштабе производства, снижение барьеров для обмена знаниями, идеями и проч.;
эффект обучения — тесное сотрудничество, обмен информацией и знаниями в рамках сети участников кластера (позитивные внешние эффекты в управленческой и технологической сферах);
эффект кооперативной конкуренции. Существуют области, где конкурирующие производители могут сотрудничать (лоббирование интересов, торговые выставки, инвестиции в инфраструктуру и др.) [3].
Описанные кластерные эффекты повышают показатели эффективности, инновационной активности и конкурентоспособности организаций инновационного кластера, и, как следствие, способствуют повышению конкурентоспособности и инновационного потенциала региона. Однако только наличие элементов не является достаточным условием для образования инновационного кластера. Необходимо, чтобы между агентами установились результативные связи, сложилась особая инновационно-предпринимательская среда, которая способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
Инновационное развитие напрямую зависит от деятельности систем генерации знаний, однако в российском образовании наблюдается неэффективное использование ресурсов: диспропорция в подготовке специалистов. Вкупе с низким уровнем коммерциализации знаний и разобщенностью образования, науки и бизнеса это отрицательно влияет на инновационное развитие страны. Одним из направлений по решению этих проблем, а также увеличению доли средств, получаемых за счет выполнения НИОКР, в структуре доходов университетов является объединение вузов в кластер с другими учебными заведениями, бизнесом и научными организациями.
1990-е гг. характеризуются острой нехваткой финансирования и размежеванием науки и образования, что отрицательно сказалось на уровне образования и социально-экономической ситуации. Первое десятилетие XXI в. характеризуется усилением централизации управления российской системой высшего образования, а также поиском путей обеспечения взаимодействия образования и науки.
Одним из направлений улучшения качества образования и сближения интересов работодателя и студента стало формирование образовательных кластеров. Считается, что образовательный кластер эффективно стимулирует развитие профессионального образования и позволяет произвести высококвалифицированные кадры. Образовательный кластер — это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных как по отраслевому признаку, так и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли [8, с. 10]. К важным отличительным чертам отраслевого образовательного кластера относят создание условий для формирования специалистов с разным уровнем образования, в том числе высококвалифицированных рабочих, упрочение связей с производством и наукой. В отличие от учебно-производственных комплексов, создававшихся в советское время по командно-отраслевому принципу, образовательные кластеры создаются по инициативе самих образовательных учреждений и предприятий и имеют рыночный механизм управления.
Для процессов кластеризации в Российской Федерации характерно, что в высокотехнологичных отраслях центральными партнерами в кластере выступают вузы, при этом в традиционных отраслях вузы редко являются ключевыми партнерами. В этом ряду занимают особое место научно-образовательные, инновационные и кластеры в высокотехнологичных отраслях, где вуз может быть ядром. Так, «вузы, как правило, выступают либо источником инноваций, либо катализатором, либо кузницей новых идей, либо кузницей кадров, повышения их квалификации, без которых инновационный путь развития для местного бизнеса затруднителен» [6].
Образование кластеров уже признают общероссийским трендом, поскольку кластеры обеспечивают положительные эффекты как в отраслевом, так и в региональном развитии. Но несмотря на употребление термина «научнообразовательный кластер» и «инновационно-образовательный кластер», не существует общепринятой дефиниции научно-образовательного кластера, а также указания на его особые черты по сравнению с инновационным кластером, который уже достаточно давно и широко обсуждается в экономической литературе.
В условиях формирующейся экономики знаний представляется целесообразным развитие кластеров с высоким инновационным потенциалом и таких направлений кластерной теории как инновационное окружение и кооперативная конкуренция, поскольку в условиях инновационной модернизации страны кластеры обеспечивают необходимые в организации научного, образовательного и производственного процесса неформальные связи в инновационной среде, которая формирует новые технико-производственные комбинации. В связи с необходимостью упрочения связей в триаде «наука-производство-образование» и современными процессами в образовании, можно предложить применение кластерного подхода для организации взаимодействия и извлечения выгод для всех упомянутых участников на основе проявляющихся инновационных кластерных эффектов. Кластерами, отвечающими поставленным задачам, могут быть образовательно-научные кластеры. В нашем понимании, образовательно-научный кластер — это совокупность связанных образовательно-инновационным процессом образовательных, научных, государственных организаций и предприятий, способствующая развитию потенциала каждой организации, кластера в целом, а также социально-экономического, кадрового и научно-технического потенциала региона на основе эффектов агломерации, обучения и кооперативной конкуренции.
Ключевым отличием образовательно-научного кластера от образовательного кластера выступает нацеленность не только на качество обратной связи «работодатель-учебный процесс-студент», отвечающей требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов, но и научно-инновационная направленность самого обучения, обеспечивающая высокое качество образовательных услуг.
Главной целью инновационного кластера является воспроизводство инноваций и получение взаимных выгод для участников кластера. Соответственно, концепции образовательно-научного и инновационного кластера различаются. Несмотря на то, что участниками, а в некоторых случаях ядрами инновационных кластеров, выступают университеты, их роли в образовательно-научном и инновационном кластере разнятся. Спектр выгод и целей, преследуемых университетом в рамках образовательно-научного кластера, шире и реализуется в трех блоках его деятельности: образовательном, научном и инновационном.
Научная деятельность вузов испытывает положительное воздействие в рамках кластера, так как предприятия, входящие в кластер, чаще участвуют в формировании проектов НИОКР и заинтересованы в положительном результате научно-технической деятельности, способны осуществлять финансирование исследований. Это касается не только создания прорывных технологий, но и инноваций, необходимых конкретным предприятиям региона. Ввиду того, что спектр интересных для регионального бизнеса научных разработок довольно широк, сами предприятия заинтересованы в сотрудничестве в самой непосредственной близости: это позволяет достичь особой атмосферы, доступа и контроля над процессом исследований.
Вузы часто предоставляют участникам кластера элементы инновационной инфраструктуры, такие как центры трансфера технологий, центры компетенций и экспертизы, центры коллективного пользования оборудованием. К функциям вуза внутри кластера можно отнести:
- проведение фундаментальных и прикладных исследований;
- консалтинговая поддержка инновационной деятельности;
- коучинговая поддержка инновационной деятельности;
- предоставление инновационной инфраструктуры участникам кластера;
- развитие механизмов коммерциализации разработок.
Проведение научных исследований и коммерциализация инноваций обеспечивает взаимодействие различных региональных контрагентов, социально-экономические выгоды как для университета, так и для других участников кластера, что также положительно влияет на качество и актуальность оказываемых образовательных услуг.
Со времен выхода первой статьи М. Портера о кластерах прошло более 30 лет, за которые кластерная теория распространилась по всему миру, вошла в практику и изменилась. К современным тенденциям относят возникновение новых типов кластеров, «размытие» территориальных и политических границ, необязательность территориальной близости агентов кластера. В то же время кластеры по-прежнему признаются эффективными для обеспечения территориального развития. Опираясь на существующие структуры, они позволяют стимулировать согласованное развитие промышленного, научно-исследовательского и образовательного потенциала региона.
Смещение акцентов инновационного развития с федерального на региональный уровень вызвано возможностью оперативной реакции на изменения внешней и внутренней среды, более быстрой адаптацией и гибкостью региона. Возрастает роль регионов как определяющих конкурентоспособность страны, конкуренция между ними и их инновационный потенциал выступают фундаментом развития всей экономики. Это связано с возрастающей ролью инноваций и знаний в российской экономике, что обуславливает развитие таких направлений кластерной теории как кооперативная конкуренция и инновационное окружение.
Россия находится сейчас в начале кластерного процесса, когда экономическое сообщество вырабатывает пути развития кластеров с высоким инновационным потенциалом, существенно влияющим на ход технологического развития, и критерии оценки развития таких кластеров. Особенно актуальными стали аспекты деятельности инновационных, образовательных и образовательно-научных кластеров. Инновации, возникающие в образовательно-научном кластере, синергетические эффекты внутрикластерного и межкластерного взаимодействия для науки и образования, а также высокая производительность, появляющаяся в результате параллельных процессов конкуренции и кооперации, выступают определяющими факторами в долгосрочном развитии территории.
ЛИТЕРАТУРА
1. БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. М.: «Дело Лтд», 1994.
2. Бочаров С.Н., Лобова С.В. Межрегиональные кластеры: теоретические предпосылки и перспективы развития // Вестник Алтайской академики и права, 2012. № 2 (25). С. 45-48.
3. Быкова А.А. Исследование инновационных кластерных эффектов на примере предприятий Пермского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nisse.ru.
4. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Мезоэкономические системы: проблемы типологии // Регион: экономика и социология, 2008. № 1. С. 18-44.
5. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.
6. Роль кластеров с участием ведущих инженерных вузов в отраслевом развитии в контексте модернизационных приоритетов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu-clusters.ru/node/27.
7. Шерешева М.Ю. Проблемы создания инновационных кластеров в регионах России // Наука. Инновации. Образование. / Вып. 7. Кластеризация предприятий: состояние и перспективы, 2008. С. 213-230.
8. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.
9. Bergman E.M., FezerE.J. Industrial and Regional Clusters: Concept and Comparative Applications. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rri.wvu.edu/WebBook.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2