УДК 61:331.108; 614.253
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА НА КЛИНИЧЕСКИХ БАЗАХ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБЫ
Баратова Е.
Высшего многопрофильного медицинского колледжа «Туркестан», заместитель директора по учебной работе, Туркестан, Казахстан
Развитие института наставничества на клинических базах по подготовке специалистов сестринской службы играет важное значение в свете реформы сестринского дела в Республике Казахстан для подготовки специалиста сестринского дела новой формации в соответствии с современными вызовами общества и международными стандартами к сестринской профессии. В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медсестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской документации. Сейчас партнерство врача и медсестры заключается в том, что врач оказывает пациенту врачебную помощь, а медсестра - сестринскую помощь, работая в рамках мультипрофессиональной команды специалистов здравоохранения для повышения эффективности качества медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения.
В Высшем многопрофильном медицинском колледже «Туркестан» институт менторства начал работу с 2014 года на основе «Положения о менторе/менторстве», регулирующего условия труда, нагрузку и оплату менторов.
Менторская работа осуществляется на платной основе. В ходе клинической практики проводятся промежуточные и итоговые оценочные собеседования с участием ментора, тьютора и студента по методу CLES+T, коммуникативные компетенции студентов развиваются путем проведения дискуссии, обсуждений на различные темы. При проведении мониторинга работы медсестры - ментора/наставника учитывается мотивационный компонент медсестры-ментора, который включает также и премиальную дополнительную оплату труда по результатам образовательной деятельности. Внедрение института менторства в клиническом, а также симуляционном обучении является важным элементом повышения эффективности образовательной программы.
Первые результаты осуществления проекта менторства показали заинтересованность медсестер-менторов в реализации менторства и удовлетворенность ими условиями труда, нагрузкой и оплатой труда менторов согласно «Положения о менторе/менторстве» в Высшем многопрофильном медицинском колледже «Туркестан».
В рамках реализации пилотного проекта по разработке и внедрению новой модели сестринской службы в организациях практического здравоохранения - клинических базах высших медицинских колледжей Республики Казахстан институт менторства был развернут в 2018 году также и для внедрения универсальной-прогрессивной системы патронажного обслуживания беременных и детей. По этой программе национальными экспретами ЮНИСЕФ обучены трое медсестер-менторов, которые впоследствии каскадным методом обучили всех медсестер поликлиники.
Большой интерес к патронажной службе проявили и волонтеры из числа студентов прикладного бакалавриата и выпускных курсов медсестер технического и профессионального образования, которые связывают свое будущей с реализацией менторства в своей будущей профессиональной деятельности.
Выводы. Для поддержки реформы сестринского дела в Казахстане необходимо развивать методологическое партнерство медицинского колледжа и медицинской организации в реализации института менторства согласно доказательным практикам сестринского дела, и это сейчас имеет первостепенное значение.
Ключевые слова: сеестринское дело, институт наставничества, Казахстан.