Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА БАЛХАШ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА БАЛХАШ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА БАЛХАШ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»»

обучения?», «Как вы воспринимаете своих менторов?», «Какие темы вы обсуждали со своими наставниками?». Также мы проследили процесс обучения с ментором и показатели трудоустроиства выпусников.

Результаты. Более 95% респондентов хотели, чтобы их наставник был высококвалифицированным специалистом с высшим сестринским образованием, 78% студентов желают иметь одного и того же наставника в период своего обучения. Большинство опрошенных воспринимали своих наставников как консультанта (88,9%), лидера (85,0%) и организатора (73,3%). Больше половины студентов с наставником чаще всего обсуждают вопросы планирования карьерной траектории. Также студенты отметили, что под руководством одного ментора не должно быть большого количества студентов, так как это снижает эффективность процесса обучения.

Так в Городской поликлинике №5 г Уральска студенты проходили практику в 3 семестре по модулю «Сестринский уход на дому» и в 4 семестре по модулю «Сестринское дело в ПМСП». На 22 студента приходилось по 4 ментора. Трудоустроились в поликлинику 6 человек.

В Областной клинической больнице (ОКБ) студенты проходили практику в 1 семестре по модулю «Безопасный уход и инфекционный контроль» и 2 семестре по модулю «Сестринское дело в терапии и хирургии». В ОКБ студентов сопровождали 15 менторов, то есть на 1 ментора приходилось по 1-2 студента. Трудоустроились в ОКБ 10 человек.

Практику по модулю «Сестринский уход за пациентами разных возрастных категорий» бакалавры проходили в Областном перинатальном центре (12 человек) и в Областной детской многопрофильной больнице (10 человек). В этих лечебных учреждениях на 12 студентов приходилось по 5 менторов. Таким образом, 73% выпускников устроились в стационар и 27% в поликлинику.

Одним из вопросов, которая очень важна для наших студентов, является исследовательская деятельность. Помощь наставников в написании дипломных работ получили только 27% выпускников, что говорит о проблеме сестринских исследований в практическом здравоохранении.

Выводы. Менторинг является ключевым фактором, способствующим успешной карьере в медицине и приобретению клинических и исследовательских навыков. Есть необходимость продолжить работу по усовершенствованию программы наставничества, для создания «универсальной модели менторства» в соответствии с потребностями студентов-медиков.

В связи с начилием проблемы организации и проведения сестринских исследований в практическом здравоохранении необходимо включить в Советы медицинских сестер медицинских организаций - сектор «Сестринские исследования» для их развития в практическом здравоохранении.

Ключевые слова: сестринское дело, институт наставничества, сестринские исследования, Казахстан.

УДК 61:37; 615.1:37

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА БАЛХАШ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

Байсеитова Р.Т.

Медицинский колледж города Балхаш, заведующая практическим обучением, Карагандинская область, Казахстан

Практическое обучение в колледже является основой подготовки компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов для медицинских организации.

Практикориентированность подготовки студентов в колледже является приоритетным направлением образовательной деятельности, более 70% учебного времени студентов отводится на практическое обучение.

Руководством медицинского колледжа для обеспечения качественной подготовки специалистов проводится формирование преподавательского состава, планирование и оснащение учебных кабинетов и лабораторий. Учебные кабинеты оснащены современными учебными пособиями и приборами, фантомами и тренажерами. Количественный и квалификационный состав преподавателей соответствует данной образовательной программе. Учебный процесс специальности «Сестринское дело» осуществляют 26 преподавателей, в том числе 2 преподавателя имеют почетное звание «Отличник здравоохранения» и «Ветеран труда».

Практическое обучение медицинского колледжа города Балхаш можно разделить на три этапа:

- первый этап - практические занятия. Она направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта;

- второй этап - практика по профилю получаемой специальности. На этом этапе практика дополняется производственным обучением. Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта;

- третий этап - профессиональная практика, стажировка на потенциальных рабочих местах. Она направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности;

Администрации колледжа и базовых МО несут совместную ответственность за организацию и проведение практики, создание необходимых условий для успешного прохождения студентами практического обучения, представления им рабочих мест, отвечающих содержанию программ практики.

Такая совместная деятельность медицинского колледжа с работодателями способствует высокому проценту трудоустройства выпускников. Анализ трудоустройства показывает, что в среднем 93% выпускников трудоустроены, поступили в ВУЗы 0,4% от общего количества выпускников.

Выводы. Эффективное сотрудничество с работодателями, изучение их требований к выпускникам, оценка качества подготовки студентов и то, насколько выпускники востребованы сегодня учреждениями здравоохранения, позволяет нам делать выводы о профессиональной конкурентоспособности выпускаемых специалистов.

Ключевые слова: сестринское дело, практическое обучение, профессиональная практика.

УДК 61:001.92

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Жолдыбаева С.А.

Талгарский медицинский колледж, преподаватель русского языка и литературы,

Алматинская область, Казахстан

Введение. Профессиональная направленность на занятиях русского языка и литературы в системе среднего профессионального образования способствует становлению будущего специалиста, способного адаптироваться в современных рыночных условиях. Именно обучение студентов медицинского колледжа адекватному восприятию и нормированному употреблению медицинской лексики является социальной потребностью и обосновано условиями их профессиональной подготовки.

Профессиональное обучение в процессе преподавания русского языка и литературы осуществляется, в основном, через межпредметные связи и организацию внеклассной работы. Цель преподавания профессионального русского языка и литературы - расширить и углубить знания по дисциплине и профессии в совокупности, показать их практическое применение в жизни, развить речевую профессиональную культуру, мотивировать студентов к творчеству, вырабатывать умения логически мыслить. Дисциплина «Профессиональный русский язык» формирует систему ценностей, представлений и взаимоотношений, которые необходимы современному человеку, специалисту, профессионалу. Практический выход: участие студентов в театральной студии колледжа, организация и проведение творческих вечеров, литературных гостиных, экскурсий. Важно, что после каждого проведенного мероприятия обучающийся имеет возможность рассказать о своих эмоциях, чувствах от увиденного и услышанного и выразить их через стихотворение, эссе или рисунок, фотографию.

Выполнение домашних самостоятельных работ по русскому языку с учетом профессиональной направленности мотивируется через термины, понятия, определения, изучаемые на следующих курсах, это позволяет выявить одаренных в лингвистическом отношении студентов, а также воспитывать у слабоуспевающих веру в свои силы.

Практическая направленность уроков профессионального русского языка должна помочь студентам лучше познакомиться с будущей профессией фельдшера, акушера, помочь овладеть профессиональной лексикой, способствовать обогащению словаря специальными словами и терминами, которыми придется пользоваться в процессе теоретического и производственного обучения.

Например, на уроке по теме «Научный стиль речи» студентам отделения «Лечебное дело» предлагается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.