обучения?», «Как вы воспринимаете своих менторов?», «Какие темы вы обсуждали со своими наставниками?». Также мы проследили процесс обучения с ментором и показатели трудоустроиства выпусников.
Результаты. Более 95% респондентов хотели, чтобы их наставник был высококвалифицированным специалистом с высшим сестринским образованием, 78% студентов желают иметь одного и того же наставника в период своего обучения. Большинство опрошенных воспринимали своих наставников как консультанта (88,9%), лидера (85,0%) и организатора (73,3%). Больше половины студентов с наставником чаще всего обсуждают вопросы планирования карьерной траектории. Также студенты отметили, что под руководством одного ментора не должно быть большого количества студентов, так как это снижает эффективность процесса обучения.
Так в Городской поликлинике №5 г Уральска студенты проходили практику в 3 семестре по модулю «Сестринский уход на дому» и в 4 семестре по модулю «Сестринское дело в ПМСП». На 22 студента приходилось по 4 ментора. Трудоустроились в поликлинику 6 человек.
В Областной клинической больнице (ОКБ) студенты проходили практику в 1 семестре по модулю «Безопасный уход и инфекционный контроль» и 2 семестре по модулю «Сестринское дело в терапии и хирургии». В ОКБ студентов сопровождали 15 менторов, то есть на 1 ментора приходилось по 1-2 студента. Трудоустроились в ОКБ 10 человек.
Практику по модулю «Сестринский уход за пациентами разных возрастных категорий» бакалавры проходили в Областном перинатальном центре (12 человек) и в Областной детской многопрофильной больнице (10 человек). В этих лечебных учреждениях на 12 студентов приходилось по 5 менторов. Таким образом, 73% выпускников устроились в стационар и 27% в поликлинику.
Одним из вопросов, которая очень важна для наших студентов, является исследовательская деятельность. Помощь наставников в написании дипломных работ получили только 27% выпускников, что говорит о проблеме сестринских исследований в практическом здравоохранении.
Выводы. Менторинг является ключевым фактором, способствующим успешной карьере в медицине и приобретению клинических и исследовательских навыков. Есть необходимость продолжить работу по усовершенствованию программы наставничества, для создания «универсальной модели менторства» в соответствии с потребностями студентов-медиков.
В связи с начилием проблемы организации и проведения сестринских исследований в практическом здравоохранении необходимо включить в Советы медицинских сестер медицинских организаций - сектор «Сестринские исследования» для их развития в практическом здравоохранении.
Ключевые слова: сестринское дело, институт наставничества, сестринские исследования, Казахстан.
УДК 61:37; 615.1:37
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ГОРОДА БАЛХАШ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
Байсеитова Р.Т.
Медицинский колледж города Балхаш, заведующая практическим обучением, Карагандинская область, Казахстан
Практическое обучение в колледже является основой подготовки компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов для медицинских организации.
Практикориентированность подготовки студентов в колледже является приоритетным направлением образовательной деятельности, более 70% учебного времени студентов отводится на практическое обучение.
Руководством медицинского колледжа для обеспечения качественной подготовки специалистов проводится формирование преподавательского состава, планирование и оснащение учебных кабинетов и лабораторий. Учебные кабинеты оснащены современными учебными пособиями и приборами, фантомами и тренажерами. Количественный и квалификационный состав преподавателей соответствует данной образовательной программе. Учебный процесс специальности «Сестринское дело» осуществляют 26 преподавателей, в том числе 2 преподавателя имеют почетное звание «Отличник здравоохранения» и «Ветеран труда».
Практическое обучение медицинского колледжа города Балхаш можно разделить на три этапа:
- первый этап - практические занятия. Она направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта;
- второй этап - практика по профилю получаемой специальности. На этом этапе практика дополняется производственным обучением. Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта;
- третий этап - профессиональная практика, стажировка на потенциальных рабочих местах. Она направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности;
Администрации колледжа и базовых МО несут совместную ответственность за организацию и проведение практики, создание необходимых условий для успешного прохождения студентами практического обучения, представления им рабочих мест, отвечающих содержанию программ практики.
Такая совместная деятельность медицинского колледжа с работодателями способствует высокому проценту трудоустройства выпускников. Анализ трудоустройства показывает, что в среднем 93% выпускников трудоустроены, поступили в ВУЗы 0,4% от общего количества выпускников.
Выводы. Эффективное сотрудничество с работодателями, изучение их требований к выпускникам, оценка качества подготовки студентов и то, насколько выпускники востребованы сегодня учреждениями здравоохранения, позволяет нам делать выводы о профессиональной конкурентоспособности выпускаемых специалистов.
Ключевые слова: сестринское дело, практическое обучение, профессиональная практика.
УДК 61:001.92
ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Жолдыбаева С.А.
Талгарский медицинский колледж, преподаватель русского языка и литературы,
Алматинская область, Казахстан
Введение. Профессиональная направленность на занятиях русского языка и литературы в системе среднего профессионального образования способствует становлению будущего специалиста, способного адаптироваться в современных рыночных условиях. Именно обучение студентов медицинского колледжа адекватному восприятию и нормированному употреблению медицинской лексики является социальной потребностью и обосновано условиями их профессиональной подготовки.
Профессиональное обучение в процессе преподавания русского языка и литературы осуществляется, в основном, через межпредметные связи и организацию внеклассной работы. Цель преподавания профессионального русского языка и литературы - расширить и углубить знания по дисциплине и профессии в совокупности, показать их практическое применение в жизни, развить речевую профессиональную культуру, мотивировать студентов к творчеству, вырабатывать умения логически мыслить. Дисциплина «Профессиональный русский язык» формирует систему ценностей, представлений и взаимоотношений, которые необходимы современному человеку, специалисту, профессионалу. Практический выход: участие студентов в театральной студии колледжа, организация и проведение творческих вечеров, литературных гостиных, экскурсий. Важно, что после каждого проведенного мероприятия обучающийся имеет возможность рассказать о своих эмоциях, чувствах от увиденного и услышанного и выразить их через стихотворение, эссе или рисунок, фотографию.
Выполнение домашних самостоятельных работ по русскому языку с учетом профессиональной направленности мотивируется через термины, понятия, определения, изучаемые на следующих курсах, это позволяет выявить одаренных в лингвистическом отношении студентов, а также воспитывать у слабоуспевающих веру в свои силы.
Практическая направленность уроков профессионального русского языка должна помочь студентам лучше познакомиться с будущей профессией фельдшера, акушера, помочь овладеть профессиональной лексикой, способствовать обогащению словаря специальными словами и терминами, которыми придется пользоваться в процессе теоретического и производственного обучения.
Например, на уроке по теме «Научный стиль речи» студентам отделения «Лечебное дело» предлагается