государственной и региональной научно-технической, иннова- формирования инновационной системы, что приведет к конку-
ционной и экономической политики. Именно развитие деятель- рентоспособности, экономическому росту и улучшению уровня
ности малых инновационных предприятий создает условия для жизни страны.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации № 219 от 9 апреля 2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
2. Федеральный закон №217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
3. Федеральный закон №310-Ф3 от 27.11.2010 г. «О внесении изменения в статью 346.12 части второй налогового кодекса Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru/12179503/ (24.05.2012 г.)
5. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/8869. html. (24.05.2012г.)
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия-2020» http://www. economy.gov.ru (25.05.2012)
7. http://edu.inovat.ru (26.05.2012 г.)
8. Савеленок Е.А. Инновационная инфраструктура вуза: «Чтобы были студенты и школы» http://www.hse.ru/data/2012/01/20/12 63715237/vst.pdf (30.06.2012 г.)
9. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования) http://bffsa.com/science/innovations/nauka_mip.aspx (30.06.2012 г.)
10. Из доклада Институт экономики переходного периода (ИЭПП) «Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы» (25.06.2012г.) http://www.finansy.ru/publ/zmt/markets/031innov.htm
11. Рыкова И.Н., Юрга В.А., Привалов А.И., Зимина Е.С. Оценка научно-исследовательской и инновационной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации: Научный доклад. — М.: Финансовый ун-т, 2011. — 116 с.
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.К. АММОСОВА
Р.Р. Ноговицын,
директор Арктического инновационного центра Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск), доктор экономических наук, профессор [email protected]
В статье рассматриваются вопросы организационно-управленческого механизма инновационной структуры СВФУ. Дается анализ достижений и перспектив развития инновационной инфраструктуры федерального вуза.
Ключевые слова: инновации, инфраструктура, федеральный университет, структура вуза, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
УДК 338.266.4 ББК 65.05
Качественные позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) возможны только при переходе ее экономики на инновационную модель развития. Положительный опыт наиболее развитых стран показывает, что залогом успехов и достижений в социальной и экономической жизни общества является построение эффективной национальной инновационной системы. История также доказывает, что значительную роль в формировании инновационной системы государства играют университеты, которые являются основными точками роста. Особенности социально-экономического и геополитического устройства Российской Федерации обусловливают необходимость создания инновационных систем на уровне региона или группы регионов. Следствием должно стать формирование инновационного каркаса страны. В этом контексте задача Северо-Восточного федерального университета
(СВФУ) состоит в содействии формированию инновационной модели развития Республики Саха (Якутия). Развитие СВФУ и его инновационных программ имеет ключевое значение для нашей республики.
В рамках Программы развития федерального университета инновационный потенциал сконцентрирован в форме созданного в 2010 г. Арктического инновационного центра (АИЦ), который должен стать многоотраслевым научно-образовательным внедренческим комплексом.
Структура центра находится на стадии формирования и включает следующие подразделения (прил. 1 и 2):
• Инновационный технопарк (создание малых инновационных предприятий технико-внедренческого типа, совместных предприятий, развитие студенческого бизнес-инкубатора);
• Центр коллективного пользования (создание и эффективное использование парка уникального научно-исследовательского оборудования);
• Центр прикладных вычислительных технологий (создание и развитие базы электронно-вычислительной техники, оснащенной одним из мощнейших суперкомпьютеров России для выполнения прикладных и фундаментальных исследований);
• Центр интеллектуальной собственности (эффективное развитие и использование результатов интеллектуальной деятельности, обеспечение патентно-лицензионной базы университета);
• Центр программ и грантов (обеспечение участия университета в конкурсах по финансовой поддержке инновационной деятельности, а также привлечение ведущих зарубежных и отечественных ученых).
Одним из направлений деятельности Арктического инновационного центра является содействие внедрению инноваций в образовании. В этом плане сотрудничество с другими структурными подразделениями университета должно обеспечить обновление образовательных методик и программ с использованием современных технологий, прежде всего, в информационной и коммуникационной областях.
Приложение 1
Организационная структура Арктического инновационного центра
Приложение 2
Структуры, обеспечивающие работу АИЦ СВФУ
Венчурная
структура
Диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность, региональная экономика, АПК и сельское хозяйство).
Экспозиционный зал (для МИПов)
40 1
Приложение 3
АРКТИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР СВФ У
ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА И ИННОВАТИКИ
Важной основой функционирования инновационных структур является необходимость подготовки в условиях конкурентной рыночной среды высококвалифицированной и жизнеспособной кадровой смены — молодых специалистов, способных с минимальным сроком адаптации подключиться к исследованиям и разработкам самого современного уровня, обеспечивая тем самым своему региону, стране достойное место в региональном и мировом разделении и кооперации труда.
В связи с этим, в Программе развития инновационной инфраструктуры СВФУ, предусмотрено создание отдельной образовательной структуры — Высшей школы менеджмента и инноватики на базе кафедры «Менеджмента», кафедры «Менеджмента горногеологической отрасли», кафедры «Маркетинга», Мастер-бизнес администрирования Финансово-экономического института.
В 2013-2014 учебном году необходимо открыть кафедру «Инноватики». На сегодняшний день проведены предварительные работы по подготовке документов к открытию направления бакалавриата «Инноватика» и направления магистратуры «Инновационный менеджмент».
Таким образом, для открытия Высшей школы менеджмента и инноватики в 2013-2014 учебном году, как отдельного структурного подразделения СВФУ, имеются все основания.
Второй основной составляющей Арктического инновационного центра может стать присоединение к нему ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», что непременно повысит статус и эффективность работы Центра. Это подразделение должно обеспечить научно-методическую базу развития инновационного потенциала СВФУ с учетом региональной специфики, участвовать в совершенствовании нормативно-правовой базы инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях и проводить постоянный и системный мониторинг развития этой нормативно-правовой базы.
Институт сможет обеспечить комплексное научно-методологическое сопровождение в сфере экономических и нормативно-правовых вопросов всего инновационного процесса от идеи до промышленного производства и, тем самым, стать одним из основных направлений деятельности АИЦ, способствующим активному становлению СВФУ, как основы инновационной системы Северо-Востока России.
При этом возможно наделение частичной самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности АИЦ на основании доверенности СВФУ. В этом случае АИЦ станет более самостоятельной структурной единицей, и иметь больше возможностей для реализации Программы развития СВФУ.
Приложение 4
Проект организации научно-инновационного подразделения АИЦ Институт региональной инновационном
экономики Севера (ИРИЭС) СВФУ
Основные цели
• Научно-исследовательская деятельность (фундаментальные и прикладные исследования) по заказам органов государственной власти, некоммерческих и иных организаций;
• предоставление консультационных и аналитических услуг для органов государственной власти, некоммерческих учреждений, организаций и иных структур;
• организация научных конференций;
• издание научных трудов;
• подготовка высококвалифицированных научных кадров через аспирантуру и докторантуру.
Направления деятельности
• Инновационная экономика регионов Северо-Востока России;
• Экономика региональной инфраструктуры;
• Разработка и внедрение инновационных технологий.
• Экспертно-консалтинговые услуги.
Институт ведет научные исследования совместно с кафедрами Университета и выполняет заказы федеральных, региональных и местных органов законодательной и исполнительной власти (участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, готовит информационно-аналитические материалы и т.п.). Институт выполняет работы по заказам заинтересованных учреждений и организаций на договорных условиях.
Структура:
• Отдел региональной инновационной экономики;
• Отдел экономики социальной сферы и народонаселения (образование, культура, здравоохранение, экология, соц. обеспечение);
• Отдел экономики промышленности и ТЭК (по отраслям народного хозяйства);
• Информационно-аналитический центр (ИАЦ — создание базы данных, анализ, моделирование, мониторинг инновационных процессов, экспертиза инновационных проектов и программ и т.п.);
• Отдел региональных финансовых систем;
• Отдел экономики природопользования и охраны окружающей среды.
Высшую школу менеджмента и инноватики (ВШМИ) необходимо создавать как подразделение АИЦ, она будет готовить управленцев для региона, предприятий и специалистов по инновационной деятельности. При этом ВШМИ будет реализовывать программы как бакалавриата, так и магистратуры. Будут четыре выпускающие кафедры, имеющие достаточное количество докторов наук. Кроме того, на базе ВШМИ возможно открытие диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность).
Третья основная составляющая часть, кроме образовательного и научного, является внедрение и коммерциализация результа-
тов научно-образовательной деятельности федерального университета, которая обеспечивается инновационным технопарком.
Таким образом, Арктический инновационный центр станет учебно-научно-внедренческим структурным подразделением университета, который будет заниматься образовательной деятельностью (бакалавриат, магистратура, переподготовка и повышение квалификации), научными исследованиями (выполнение НИР, аспирантура, докторантура, проведение научных семинаров, конференций, выпуск научной литературы, Вестника АИЦ) и внедрением инновационных разработок (производственной деятельностью).
В идеале Арктический инновационный центр должен стать ядром разработки современных технологий, знаний об инновациях, а также школой по выпуску конкурентоспособных специалистов и менеджеров в области инноваций. Это позволит осуществить эффективную интеграцию науки, образования и бизнеса, которая так необходима для современной экономики России. Это позволит внедрить новые эффективные технологии в создании транспортной инфраструктуры, в строительстве и производстве в условиях Севера, в медицине, фармацевтике, биотехнологии, обеспечить устойчивое развитие северо-восточных регионов России путем перехода на рациональную и экологически эффективную реализацию природно-ресурсного потенциала.
Литература
1. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» на 2010-2019 годы / Утв. распоряжением Правительства РФ №1694-р от 07.10.2010 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 222000 «Инноватика» / Утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 97 от 25.01.2011 г.
3. Положение об Арктическом инновационном центре СВФУ / Утв. приказом ректора № 130 от 09.11.2009 г.
4. Ноговицын Р.Р., Миронов В.С. Влияние инновационной инфраструктуры университетов на социально-экономическое развитие северных регионов // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. — 2012. — № 20 (161).
5. Ноговицын Р.Р., Миронов В.С., Попова Т.С. Инновационное развитие экономики и модернизация системы образования на Севере-Востоке России // Сб. докладов Межрегиональной науч.-практ. конф., Якутск, 5-6 августа 2011 г. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. — 448 с.
ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.К. АММОСОВА
С.С. Неустроев,
первый проректор по финансово-экономической и коммерческой деятельности Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат экономических наук [email protected]
С.П. Иванова,
помощник первого проректора Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат педагогических наук [email protected]
В статье рассмотрены направления внебюджетной деятельности вузов на примере СВФУ, а также механизмы повышения эффективности коммерческой деятельности вуза.
Ключевые слова: внебюджетная деятельность, многоканальное финансирование, финансовая устойчивость, интеграция в рыночную экономику, коммерциализация, интеллектуальная собственность, предпринимательское управление.
УДК 378.4.014.543 (571.56) ББК 65.497.4 (2Рос. Яку)
В последние годы экономические условия функциониро- С одной стороны, происходящие преобразования в системе вания учреждений высшего профессионального образования ВПО связаны с переходом России на новый этап социально-эко-претерпевают существенные изменения. номического развития общества, переходом на инновационную