Учет интересов стейкхолдеров в управлении развитием образования
В.М. Саввинов, В.Н. Стрекаловский
Саввинов Василий Михайлович — к.пед.н., директор Департамента стратегического развития СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова; E-mail: [email protected] Стрекаловский Василий Николаевич — руководитель Центра мониторинга и оценки развития высшего образования Департамента стратегического развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова; E-mail: [email protected]
На основе анализа предварительных результатов комплексных исследований, проведенных СевероВосточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова, представлены подходы к учету интересов и требований стейкхолдеров в управлении развитием образования. На примере федеральных университетов показано, как решение задач инновационного развития, учет требований и интересов основных стейкхолдеров предполагают значительные институциональные изменения и трансформацию роли вузов в развитии региона.
Ключевые слова: развитие образования, управление, федеральные университеты, оценка, социальная функция, стейкхолдеры, регион.
Key words: education development, institutional governance, federal universities, evaluation, social function, stakeholders, region.
Введение
Реализация стратегий и программ развития образовательных учреждений, в том числе и университетов, предполагает активное взаимодействие с многочисленными организациями, группами и индивидами, учет разнообразных интересов и требований различных стейкхолдеров. Все заинтересованные стороны можно рассматривать как единое, иногда противоречивое целое, равнодействующая целей, мотивов и интересов частей которого будет влиять на траекторию развития вуза. Как отмечают эксперты ОЭСР, учет интересов и требований основных стейкхолдеров позволяет университетам получать устойчивые конкурентные преимущества, реализовывать свою социальную функцию [7]. Более того, исследование Центра изучения образовательной политики Университета Твенте по программе «Высшее образование и заинтересованное общество (stakeholder society)» показывает, что усиление «третьей роли» ведет к тому, что представители местного сообщества, бизнеса, этнических общин и органов власти входят в состав университетского управления [14]. Одновременно расширяется число задач, решаемых вузом.
Данный тезис подтверждается результатами комплексных исследований, проведенных Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова (СВФУ) совместно с ведущими научно-образовательными центрами страны:
— проекта «Анализ и оценка роли и потенциала Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в региональном развитии», реализованного
совместно с Институтом международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и направленного на оценку роли и потенциала участия университета в развитии территории на основе методики ОЭСР для выработки рекомендаций по усилению влияния СВФУ в инновационном, научно-образовательном и социокультурном развитии территории;
— исследования «Оценка состояния региональной системы образования Республики Саха (Якутия) и прогнозирование ее развития с учетом различных сценариев», проведенного в рамках проекта «Форсайт Республики Саха (Якутия) до 2050 г.» и направленного на выявление территориальных диспропорций в обеспечении доступности и качества образования;
— исследования «Прогноз и сценарии развития высшей школы в России — института, интегрирующего науку, образование и инновации, в горизонте до 2030 г., как основа государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере», реализованного Сибирским федеральным университетом с участием ведущих специалистов в области высшего образования.
В статье, основываясь на предварительных результатах указанных исследований и анализе программ развития федеральных университетов, рассматривается изменение роли университетов под влиянием внешних стейкхолдеров и учета их мнений в управлении.
Социальная ответственность университета и учет интересов стейкхолдеров
На уровне субъекта Российской Федерации принято выделять шесть основных групп стейкхолдеров по отношению к вузу: региональные органы власти; образовательные учреждения различного уровня, в том числе и другие вузы, расположенные в регионе; крупные промышленные предприятия; предприятия малого и среднего бизнеса; рынок труда; институты гражданского общества [7]. Данный список заинтересованных сторон можно дополнить еще одним, наиболее крупным стейкхолдером — государством, осуществляющим нормативно-правовое регулирование деятельности вуза и основной заказ на подготовку специалистов [10, с. 47]. Реализация антропологического подхода предполагает также учет интересов таких заинтересованных сторон, как абитуриенты и родители, студенты и научно-педагогические работники, этнические и другие социальные группы.
В целом можно выделить две группы основных стейкхолдеров, чьи интересы и требования влияют на функционирование и развитие университетов. Первая группа — внешние стейкхолдеры:
— государство, осуществляющее нормативно-правовое регулирование деятельности вуза и основной заказ на подготовку специалистов через распределение контрольных цифр бюджетного приема;
— региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления;
— работодатели (крупные промышленные предприятия; предприятия малого и среднего бизнеса, учреждения социальной сферы), заинтересованные в получении компетентных специалистов;
— школьники, абитуриенты и их родители, находящиеся на стадии выбора образовательного учреждения;
— образовательные учреждения разных типов и видов, расположенные в регионе;
— различные общественные организации и объединения, непосредственно не связанные с системой образования (политические партии, этнические и другие социальные группы, творческие союзы, научные учреждения и т.д.), но заинтересованные в социальном партнерстве.
Вторая группа — внутренние стейкхолдеры:
— обучающиеся разных ступеней образования (бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры) и их родители;
— научно-педагогические работники, учебно-вспомогательный и административно-управленческий персонал.
Многообразие целей, мотивов и оснований стейкхолдеров действует как единое целое и играет важную роль в управлении развитием университетов.
Управление развитием образования, в том числе и в системе высшего образования, должно соответствовать мировым стандартам эффективного государственного управления. Данные стандарты означают повышение ответственности за предоставление образовательных услуг / подотчетности (или укрепление учета и контроля) таким образом, чтобы основные стейкхолдеры могли судить об эффективности образования и оказывать влияние на учет их интересов.
При использовании механизмов выявления и учета интересов стейкхолдеров целесообразно использовать международные стандарты социальной ответственности [17]. В этом случае, чтобы механизмы были эффективными, им следует быть:
— легитимными: должны существовать ясные, прозрачные процедуры по оценке результативности проводимых мероприятий;
— доступными: предоставление всем стейкхолдерам возможности доступа к материалам отчетности и оценки эффективности деятельности университета;
— предсказуемыми: должны существовать ясные и известные процедуры, содержащие четкие временные рамки для каждой стадии учета требований стейкхол-деров, и прозрачные, закрепленные в договорах и соглашениях, меры по оценке выполнения учета их требований;
— справедливыми: всем группам стейкхолдеров должна быть доступна информация о деятельности университета, предоставлена возможность участвовать в их обсуждении;
— совместимыми с правами: результаты и механизмы должны соответствовать международно признанным стандартам социальной отчетности и законодательству Российской Федерации;
— ясными и прозрачными: данные о результативности деятельности университета и качестве образовательного и научно-инновационного процессов должны быть открыты для общественного изучения и должны придавать должный вес интересам стейкхолдеров;
— основанными на диалоге и посредничестве: всем стейкхолдерам нужно обеспечить право использовать альтернативные, независимые механизмы для оценки результативности деятельности университета и оценки мероприятий по их обсуждению.
Понятно, что стейкхолдеры могут сформулировать свои интересы и требования в том случае, если создана система их учета. При этом данная система должна работать, начиная от этапа стратегического планирования деятельности университета до мониторинга и оценки образовательного и научно-инновационного процессов. Основными элементами системы являются:
1. Мониторинг и оценка позиций стейкхолдеров.
2. Информирование и просвещение стейкхолдеров (рассылка информационных материалов, публичные презентации, выступления на «круглых столах», конференциях).
3. Консультирование и учет позиций и интересов стейкхолдеров при планировании деятельности университета.
4. Совместная работа на основе регламентируемых соглашений договоров, активный обмен информацией в пределах, определенных нормативными актами.
5. Сотрудничество: совместное обучение, участие в планировании, в том числе на уровне принятия решений.
Трансформация роли университетов
Экспертный опрос, проведенный в рамках проекта «Анализ и оценка роли и потенциала Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в региональном развитии», подтверждает наблюдаемый в настоящее время рост социальной активности федеральных университетов, многосторонний и многоуровневый характер их взаимодействия с внешним окружением, усиление мер по своему позиционированию как региональных центров развития.
В соответствии со своей миссией федеральные университеты решают следующие задачи регионального развития:
— развитие человеческого капитала в регионе;
— обеспечение национальных интересов региона;
— развитие региональной инновационной системы;
— сохранение и развитие культуры и языков народов региона;
— поддержка и развитие научно-исследовательской деятельности в регионе;
— развитие ресурсов для обеспечения экологической безопасности региона;
— формирование региональной научно-технической политики;
— участие в реализации региональных программ социально-экономического развития региона;
— повышение благосостояния и качества жизни в регионе [9, с. 228]. Решение указанных задач инновационного характера, учет требований и интересов основных стейкхолдеров предполагают значительную трансформацию роли федеральных университетов в развитии региона:
— университеты как центры генерирования новых знаний, идей и инициатив, аккумулирования научно-технического потенциала регионов;
— университеты как основная база проведения фундаментальных научных исследований, позволяющих создать условия для научно-технического, технологического, социально-экономического развития регионов;
— университеты как центры проведения прикладных исследований: для промышленной реализации их результатов создаются промежуточные структуры, такие как технопарки и бизнес-инкубаторы;
— университетские исследования как составная часть процесса подготовки научных кадров и накопления научно-педагогического потенциала региона;
— университеты как центры притяжения наукоемких отраслей экономики в регион [11, с. 228].
Далее рассмотрим подробнее отдельные направления трансформации роли федеральных университетов под воздействием интересов и требований внешних стейкхол-деров.
Университеты как институты развития регионов
Миссия, определенная Концепцией создания и государственной поддержки развития федеральных университетов, накладывает на них ответственность за превращение в центры регионального развития, формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах [6, с. 42].
Таблица 1. Цели создания федеральных университетов
Федеральные университеты Стратегическая цель создания университета
1 Сибирский федеральный университет Развитие интеллектуального капитала и опережающего наукоемкого образования, обеспечивающее устойчивое повышение качества жизни населения Сибири на основе подготовки высококвалифицированных кадров, способных к творческой и практической деятельности, и генерации глобально значимых знаний и технологий, направленных на расширение экономического потенциала и мировой конкурентоспособности базовых отраслей региональной экономики
2 Южный федеральный университет Развитие университета как исследовательского университета инновационно-предпринимательского типа, центра образования, науки, культуры и просвещения Юга России
3 Балтийский федеральный университет Формирование конкурентоспособного человеческого капитала для опережающего социально-экономического развития Калининградской области и Северо-Западного федерального округа
4 Уральский федеральный университет Формирование в Уральском федеральном округе научно-образовательного и инновационного центра, ядром которого станет университет, что обеспечит лидерство университета в области естественных, гуманитарных и технических наук, его вхождение в число ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров
5 Казанский (Приволжский) федеральный университет Становление как ведущего научно-образовательного и методического центра, осуществляющего следующие виды деятельности: - реализация инновационных образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования и поддержка системной модернизации высшего и послевузовского профессионального образования регионов Приволжского федерального округа; - выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук, а также доведение результатов интеллектуальной деятельности до практического применения на основе интеграции науки, образования и производства; - удовлетворение потребностей формирующейся инновационной экономики округа в кадрах, конкурентоспособных на глобальном рынке знаний и технологий, а также обеспечение научных, технических и технологических решений комплексных задач территориального развития и реализации крупных программ социально-экономического развития
6 Северный (Арктический) федеральный университет Обеспечение инновационной научной и кадровой поддержки защиты геополитических и экономических интересов России в Арктике путем создания системы непрерывного профессионального образования, интеграции образования, науки и производства, а также путем стратегического партнерства с бизнес-сообществом
7 СевероВосточный федеральный университет Признание университета к 2020 г. на российском и международном уровнях современным научно-образовательным и культурным центром Северо-Востока России с развитой инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктурой, осуществляющим качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона
Федеральные университеты Стратегическая цель создания университета
8 Дальневосточный федеральный университет Становление университета как ведущего научно-образовательного и инновационного центра региона и России, содействующего решению стратегических задач в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2009 г. № 2094-р
9 СевероКавказский федеральный университет Формирование человеческого и интеллектуального капитала, способного обеспечить конкурентное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа
При анализе программ развития федеральных университетов выявляется определенная связь между социальной функцией вузов и их вкладом в развитие региона (табл. 1) В целом, как отмечает Д.Г. Сандлер, проректор Уральского федерального университета, сегодня ведущие отечественные вузы оказывают влияние на социально-экономическое развитие региона за счет реализации четырех функций:
1. Образование. Усиление кадрового потенциала региона. Подготовка квалифицированных специалистов для отраслей экономики региона и обеспечение доступа населения к качественному высшему профессиональному образованию.
2. Наука. Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований.
3. Инновации. Коммерциализация результатов научных исследований и содействие модернизации промышленности региона.
4. Социальное развитие. Поддержка социальных проектов по поддержке талантливой молодежи, обеспечению открытого доступа к знаниям, развитию гражданского общества, популяризации спорта и др. [12].
По результатам анализа программ развития также можно определить, какие задачи регионального развития призваны решать федеральные университеты (табл. 2).
Университеты как институты урбанистики
Одной из перспективных задач развития федеральных университетов становится идентификация социально-экономических тенденций и анализ потенциально перспективных рынков, среднесрочное и долгосрочное прогнозирование развития регионов.
В свое время крупное исследование Гудзоновского института «Рабочая сила 2000» предсказало изменения американского рынка труда, произошедшие в начале XXI в., а в 1997 г. появилось его продолжение — «Рабочая сила 2020». Аналогичное исследование Северо-Восточного федерального университета, проведенное в рамках государственного заказа правительства Республики Саха (Якутия), выявило прогноз потребности экономики региона в трудовых ресурсах на 2010—2016 гг. и основные направления до 2025 г. в разрезе инвестиционных проектов, укрупненных групп специальностей и уровней образования. Прогнозируется, что к 2016 г. в инвестиционных проектах будет занято более 175,4 тыс. человек, а в 2025 г. — 64,6 тыс. человек. Для реализации инвестиционных проектов в полном объеме к 2016 г. потребуется привлечение внешних трудовых ресурсов численностью более 130 тыс. человек. В 2016 г. будут необходимы дополнительно 44,6 тыс. человек местных трудовых ресурсов для строительства и эксплуатации объектов перечня инвестиционных проектов [8]. Прогноз потребности в трудовых ресурсах в разрезе укрупненных групп специальностей и уровней образования показал существенное снижение доли лиц без специального образования по всем
Таблица 2. Механизмы влияния федеральных университетов на развитие региона (задачи программ развития университетов)
№ Индикаторы ЮФУ СФУ БФУ КФУ УрФУ ДВФУ С(А)ФУ СВФУ
1 Развитие партнерства университета с субъектами рынка труда, органами государственной власти и органами местного самоуправления, бизнес-структурами, общественными и профессиональными объединениями + + + + +
2 Поддержка и развитие научно-исследовательской деятельности в регионе + + + + + +
3 Развитие региональной инновационной системы + + + + + + +
4 Формирование региональной научно-технической политики + + + +
5 Развитие человеческого капитала в регионе, насыщение регионального рынка высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями + + + + + + + +
6 Участие в реализации региональных программ социально-экономического развития региона + + + + + + + +
7 Повышение благосостояния и качества жизни в регионе + + +
8 Обеспечение национальных интересов региона + + +
9 Создание в регионе системы всестороннего развития и самореализации студенческой молодежи в разных видах деятельности + + +
10 Создание совместно с органами управления образованием механизмов мониторинга качества и модернизации региональных систем общего образования региона + +
11 Развитие работы с перспективными школьниками региона +
12 Сохранение развития, культуры и языков народов региона +
13 Развитие ресурсов для обеспечения экологической безопасности региона +
видам экономической деятельности. При этом будет сохранен прирост численности занятых в экономике пропорционально приросту общей численности населения республики, в том числе прогнозируется увеличение численности выпускников школ, начиная с 2011 г. Выявлены также проблемы, характеризующие региональный рынок труда республики:
— в структуре занятого населения высока доля лиц, не имеющих никакого профессионального образования — 24,7%, что на 3,8% выше среднероссийского показателя и на 2,1% выше среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу;
— в структуре экономики треть активного населения, занятого в таких видах деятельности, как образование, здравоохранение, транспорт и связь, производство электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство, находится в предпенсионном возрасте (44—54 года); 25—28% работающих являются пенсионерами. На основании разработанного баланса и потребности в трудовых ресурсах университетом представлен проект республиканской целевой программы обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы на 2011—2016 гг. и на период до 2025 г.
Широкое распространение получило производство и продвижение идей в проектной форме, которая может быть воспринята публичной политикой и интегрирована в социальную практику.
Обобщая деятельность федеральных университетов, можно отметить следующую особенность: активное участие в разработке стратегии развития регионов, построении моделей развития экономики с учетом различных сценариев. По мнению И.Р. Гафурова, ректора Казанского федерального университета, «федеральному университету отведена роль разработки и внедрения общих стратегических принципов развития федерального округа как территориально-пространственной экономической системы» [4]. Подтверждения этому находим в реальной деятельности федеральных университетов. Проект «Форсайт сибирских городов» Сибирского федерального университета направлен на поиск образа контуров «идеального сибирского города». Южный федеральный университет стал победителем открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по корректировке «Стратегического плана социально-экономического развития г. Ростова-на-Дону на период до 2025 г.» [1]. Один из разрабатываемых в настоящее время продуктов деятельности СевероВосточного федерального университета — Стратегия социально-экономического развития городского округа «город Якутск» на период до 2030 г., которая разрабатывается по инициативе Главы городского округа. Стратегия ориентирована на устойчивое развитие столицы республики, достижение баланса между природой, обществом, экономикой и социальной сферой в целях повышения качества жизни населения. Ее основной целью является достижение высокого качества и уровня жизни горожан на основе развития экономического, научно-образовательного, культурного и инновационного потенциалов, комплексной модернизации городской среды. В настоящее время сформированы рабочие группы по разработке приоритетов и основных направлений социально-экономического развития городского округа, целевых ориентиров и программных мероприятий.
Вузы и бизнес: формирование предпринимательских университетов
Как отмечает Г. Ицковиц, «регион с предпринимательским университетом на хороших основаниях имеет возможность перешагнуть за переделы отдельно взятой технологической парадигмы и обновиться благодаря новым технологиям и предприятиям, возникшим на его научной базе... Такой университет должен охватывать весь калейдоскоп новых возможностей науки и техники, чтобы быть на передовых позициях в области перспективных наук и технологий, из которых только некоторые обладают краткосрочным потенциалом. Если же университет сосредоточится лишь на развитии какого-то одного направления. то потеряет способность разрабатывать альтернативные источники экономического развития» [5, с. 145].
Изучение программных документов федеральных университетов показывает, что вузы ориентируются на разработку и реализацию модели предпринимательского университета. В связи с этим одним из приоритетных направлений их деятельности является создание условий развития инновационных предприятий внутри региона и вокруг него.
Так, СВФУ активно работает над формированием инновационно-технологического ядра региональной инновационной системы Республики Саха (Якутия), выполняя функцию системного интегратора исследований и разработок, обеспечивающего институциональную и инфраструктурную поддержку инновационной деятельности. Идет создание университетского пояса малых инновационных предприятий. Основным инструментом реализации этого важного направления стал Арктический инновационный центр (АИЦ) — многоотраслевой научно-инновационный образовательный комплекс. Основная цель АИЦ — коммерциализация и практическое внедрение в реальное производство результатов интеллектуальной деятельности ученых и студентов СВФУ, создание малых инновационных предприятий технико-внедренческого типа и развитие студенческого бизнес-инкубатора. АИЦ обеспечивает малым инновационным предприятиям (МИП) необходимую поддержку на всех этапах инновационного цикла, осуществляет взаимодействие между разработчиками, реальным производством и инвесторами. Создано 19 МИПов, из них только в 2011 г. — 12, в создание и развитие которых университет вложил более 250 млн руб. Региональным социальным эффектом от внедрения результатов деятельности МИПов будет не только решение проблем востребованности собственных научных кадров, занятости населения и создания новых рабочих мест, но и интеграция инновационных достижений в экономику обширных северо-восточных территорий России. Например, МИПом «Стройкомпозит» разработан технологический регламент и составлены рецептуры автоклавного ячеистого бетона на основе местного минерального сырья. Строится завод по производству автоклавных пенобетонных блоков с современным автоматизированным оборудованием [8].
Многие эксперты отмечают, что «в основе современных отношений между университетом и бизнесом лежат:
1) фундаментальные исследования, которые финансируются исследовательским советом или подобными структурами;
2) промышленные проекты, которые требуют вклада фундаментальных исследований;
3) совместные исследовательские программы, имеющие общие фундаментальные и прикладные цели при участии множественных источников финансирования» [23, с. 72].
Анализ деятельности федеральных университетов показывает также расширение связей с промышленными предприятиями, организациями, учреждениями. В СВФУ проводится совместная работа в области образования и научно-исследовательской деятельности с 42 иностранными партнерами. В 2011 г. подписано 13 соглашений с зарубежными организациями и учебными заведениями (в 2010 г. — восемь). Крупные, бюджетообразующие предприятия республики налаживают продуктивное сотрудничество с СВФУ. Так, АК «АЛРОСА» ведет с университетом совместный проект «Создание комплексной инновационной экологически безопасной технологии добычи и переработки алмазоносных руд в условиях Крайнего Севера» стоимостью 300 млн руб., половина суммы выделяется из собственных средств компании. Проект получил поддержку на федеральном конкурсе и софинансирование в размере 150 млн руб. из федерального бюджета. В ходе его реализации создается инновационная технология вскрытия и
разработки месторождений, обогащения руд, новых методов активизации поверхности минералов, внедрение которой приведет за два года к снижению себестоимости и энергоемкости при производстве алмазов на 3%, снижению нагрузки на экосистемы на 2,5%. Надо отметить, что АК «АЛРОСА» создаются условия для быстрого доведения результатов научных исследований до производства. Так, на рудниках «Айхал» и «Интернациональный» внедрены рекомендации ученых СВФУ по использованию очистных выработок увеличенного сечения и комбинированной отбойки руды и др. Выполнение проекта способствует тому, что СВФУ становится центром горно-геологических исследований по проблемам освоения месторождений полезных ископаемых в крио-литозоне. Поэтому особая роль в запланированном долгосрочном сотрудничестве отводится СВФУ в рамках разрабатываемой Программы инновационного развития АК «АЛРОСА» на 2011-2018 гг.
В Южном федеральном университете формирование инновационной инфраструктуры региона осуществляется за счет имеющихся элементов инновационной инфраструктуры вуза: технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, центров коммерциализации технологий, центров прототипирования, центров коллективного пользования, центров кластерного развития, инновационно-технологических центров и инжиниринговых центров. В настоящее время в структуру ЮФУ входит 70 научно-инновационных подразделений, в состав которых включены два опытных производства, два технопарка, 11 научно-исследовательских институтов, шесть конструкторских бюро, два научно-технических центра, 20 центров коллективного пользования, девять инновационно-технологических центров, шесть бизнес-инкубаторов, более 80 малых инновационных предприятий, 150 лабораторий [1].
Университеты как институты сохранения языкового и культурного разнообразия
Комплексная оценка роли и потенциала Северо-Восточного федерального университета в региональном развитии по методике ОЭСР показала, что новым и значимым направлением развития СВФУ является сохранение и развитие языков и культуры народов Севера, которое включает не только образовательную, научно-исследовательскую, но и просветительскую деятельность в области истории и культуры, многоязычного поликультурного образования, социальной инженерии и культурной политики [9]. В сфере гуманитарных научно-инновационных разработок СВФУ особую значимость для республики имеет проект внедрения научно-образовательной информационной системы по сохранению и распространению якутского героического эпоса «Олонхо», который в 2005 г. был номинирован как общефедеральный проект и признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Университет активно занимается сохранением, изучением и распространением эпоса на основе современных информационных и коммуникационных технологий. Создан НИИ Олонхо, специальный телеканал, портал информационной системы. Для ведения научно-исследовательской и просветительской деятельности в области изучения и сохранения классического художественного и нематериального наследия народов Северо-Восточного региона РФ, для интеграции науки и образования, обеспечения динамического развития языков, литературы и культуры коренных народов Северо-Востока РФ (якутов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей, коряков, алеутов) и развития билингвистического образования открыты Институт языков и культуры народов Северо-Востока, Центр многоязычия.
Университеты как «фабрики мысли» региона
Результаты исследования «Прогноз и сценарии развития высшей школы в России — института, интегрирующего науку, образование и инновации, в горизонте до 2030 г., как основа государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере» показывают, что среди новых функций высшей школы, достаточно востребованных обществом, выделяются такие функции, как «фабрики мысли», «каркас когнтитивного общества», «площадка будущего в настоящем», «гуманитарное конструкторское бюро» и др. [2, с. 53].
Функции разработки подходов и технических решений для экономического, технологического, социокультурного развития регионов, формирования «фабрик мысли» являются достаточно новыми для университетов. Традиционно «фабриками мысли» принято называть организации, занимающиеся аналитической и исследовательской работой в самых различных областях государственной и международной жизни, результаты деятельности которых позволяют политикам и обществу принимать решения на основании предоставленной этими институтами информации. Действительно, бенчмаркинг деятельности федеральных университетов показывает рост крупномасштабных комплексных исследований, реализуемых в этих вузах и направленных на модернизацию социально-экономической, научно-технической, общественно-политической сфер в регионе и стране и влияющих на действия органов исполнительной власти регионов.
Прежде всего университеты начинают работать над глобальными проблемами будущего, производством идеологий и футурологических работ, основанных на долгосрочном глобальном прогнозировании. Так, среди исследований с целью прогнозирования тенденций развития и разработки решений для органов государственной власти, деловых кругов и широкой общественности, осуществляемых в Северо-Восточном федеральном университете, можно выделить проект «Форсайт Республики Саха (Якутия)», который представляет собой комплексное изучение социально-экономических, демографических, социально-культурных аспектов воспроизводства и развития северных народов, разработки системных принципов политики сохранения и воспроизводства культуры и языков народов Якутии в долгосрочной перспективе. Как и любой продукт фабрики мысли, проект ориентирован на принятие взвешенных решений по социально-экономическому, культурному развитию республики. Основной целевой аудиторией являются следующие стейкхолдеры:
— правительство Республики Саха (Якутия) и других субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы
Севера;
— органы местного самоуправления муниципальных образований Республики
Саха (Якутия) и других субъектов России;
— руководители учреждений профессионального и общего образования, учреждений здравоохранения, культуры республики и других регионов;
— политические партии и общественные организации;
— представители бизнеса в сфере образования, культуры и медицины [14, с. 13].
Сибирский федеральный университет также реализует несколько крупномасштабных исследовательских проектов, основанных на методологии форсайта.
1. Проект «Форсайт-исследование возможностей и перспектив развития человеческого капитала Красноярского края до 2030 г.: концепция, технологии, форматы управления» направлен на расширение временных горизонтов «видения» проблем и возможностей развития человеческого капитала региона до 15—20 лет за счет при-
влечения широкого круга квалифицированных российских и зарубежных экспертов, на определение предметного содержания ключевых проектов развития человеческого капитала в области здравоохранения, образования, креативных индустрий, организационно-управленческих и общественно-гражданских инноваций. Основные стейкхолдеры:
— правительство Красноярского края и органы власти других субъектов РФ;
— органы власти муниципальных образований Красноярского края и других субъектов Российской Федерации;
— руководители учреждений профессионального и общего образования, учреждений здравоохранения, культуры Красноярского края и других регионов России;
— политические партии и общественные организации края и России;
— представители бизнеса в сфере образования, культуры и медицины;
— кадровые службы и учебные центры предприятий Красноярского края [16].
2. Цель проекта «Форсайт сферы образования Красноярского края на период до 2030 г.» — исследование ключевых изменений в сфере образования и создание научно обоснованной системы согласования целей и координации деятельности органов власти, бизнеса и общества по развитию сферы образования Красноярского края с использованием технологии форсайта. Центром стратегических исследований и разработок СФУ на основе анализа существующих организационных механизмов и стратегий развития сферы образования в России и Красноярском крае оформлен проект дорожной карты развития сферы образования в Красноярском крае до 2030 г. [15].
Заключение. Институциональные вызовы и изменения в управлении развитием российских вузов
Предварительные результаты комплексной оценки роли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в развитии территории Дальневосточного федерального округа показывают, что федеральные университеты могут стать социально значимыми интеллектуальными центрами обсуждения проблем развития регионов, институтами междисциплинарного и широкого общественного диалога, центрами долгосрочного прогнозирования. Указанные тенденции, в свою очередь, приводят к значительным институциональным изменениям и трансформации роли вузов в развитии региона. Университеты начинают выполнять новые роли как центры генерирования новых знаний, идей и инициатив, аккумулирования научно-технического потенциала регионов, как институты урбанистики и «фабрики мысли», институты сохранения языкового и культурного разнообразия.
Такие изменения значительно повышают социальную ответственность вузов и предполагают расширение сотрудничества университетов с внешними и внутренними стейкхолдерами в решении долгосрочных задач развития и учет их интересов в управлении, начиная со стратегического планирования и заканчивая мониторингом и оценкой эффективности деятельности вуза.
Литература
1. Боровская М.А. Роль федеральных университетов в интеграции социально-экономического пространства территорий. URL: http://www.forumstrategov.ru/rus/program/stol21.html (дата обращения: 12.12.2012).
2. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд // Форсайт-исследование — 2030: аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012.
3. В ЮФУ обсудят Стратегический план социально-экономического развития Ростова. URL: http://sfedu.ru/www/sfedu$news$.show_full?p_nws_id =43205 (дата обращения: 10.12.2012).
4. Гафуров И.Р. Роль федерального университета в развитии и реализации стратегий федерального округа: опыт и перспективы. URL: http://www.forumstrategov.ru/rus/program/stol21. html (дата обращения: 12.12.2012).
5. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство // Инновации в действии / пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010.
6. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / под ред. А.А. Климова. М.: Дело, 2010.
7. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для взаимодействия // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4. C. 60—86.
8. Неустроев С.С. Главный ресурс развития региона — интеллектуальный. URL: http://www. forumstrategov.ru/rus/program/stol21.html (дата обращения: 12.12.2012).
9. Оценка позиционирования университета в международном и отечественном образовательном пространстве // Отчет о научно-исследовательской работе. Якутск: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 2012.
10. Попова Е.С. Механизм взаимовлияния направлений регионального развития и стратегий вузов // Ars Administrandi (Искусство управления). 2012. № 2. С. 47—54.
11. Саввинов В.М. Позиционирование университета в образовательном пространстве региона // Наука и образование в XXI в.: роль университета в инновационном развитии региона: тезисы докладов международной конференции. Якутск, 25—26 октября 2012 г. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2012. С. 227-229.
12. Сандлер Д.Г. Роль федерального университета в развитии инновационной экономики. URL: http://www.forumstrategov.ru/rus/program/stol21.html (дата обращения: 12.12.2012).
13. «Третья роль» университетов — новый вектор университетского развития? URL: http:// rabers.ru/obrazovanie_za_rubezhom/sistema_ obrazovaniya_finlyandii/rol_universitetov.html (дата обращения: 10.12.2012).
14. Форсайт Республики Саха (Якутия) — 2050: Концепция проекта и карта работ: концептуальная разработка / под ред. Е.И. Михайловой, В.С. Ефимова. Якутск : Изд. дом СВФУ, 2012.
15. Форсайт-сферы образования Красноярского края на период до 2030 г. URL: http://foresight. sfu-kras.ru/node/89 (дата обращения: 12.12.2012).
16. Форсайт-исследование человеческого капитала Красноярского края до 2030 г. URL: http:// foresight.sfu-kras.ru/node/44 (дата обращения: 12.12.2012).
17. Guidance on Social Responsibility // Офис по авторским правам ИСО. URL: http://www.iso. org (date of access: 12.12.2012).