УДК 338. 245
doi: 10.52135/2410-4124_2022_3_16
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE AND HUMAN RESOURCES FOR INCREASE THE TECHNOLOGICAL INDEPENDENCE OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX
r СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ДОВГУЧИЦ
генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института "Центр", доктор экономических наук, доцент, заслуженный экономист Российской Федерации, член-корреспондент РАРАН, член Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6095-8315
Sergey I. Dovguchits — General Director of VNII "Center" Doctor of Economic Sciences, docent, Honored economist of the Russian Federation, Corresponding Member of the Russian Academy of Missile and Artillery Sciences, Member of the Marine Board under the Government Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6095-8315
ДЕНИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ЖУРЕНКОВ
руководитель Центра диверсификации организаций ОПК Всероссийского научно-исследовательского института "Центр", Москва, Россия, [email protected] Н , https://orcid.org/0000-0002-3968-5815
Denis A. Zhurenkov — Head of the Diversification Center of defense-Industrial complex organizations of VNII "Center', Moscow, Russia, [email protected]®, https://orcid.org/0000-0002-3968-5815
■J4 АННОТАЦИЯ
В настоящей статье проводится анализ отдельных административных мер и проектов по обеспечению технологической независимости оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в условиях внешнего санкционного давления. Предложен комплекс мероприятий по совершенствованию имеющейся организационно-технологической и инновационной инфраструктуры развития ОПК для решения задач обеспечения его технологического суверенитета и опережающего развития.
ABSTRACT
This paper discusses some administrative measures and projects to ensure the technological independence of the defense-industrial complex under the conditions of external sanctions pressure. A set of measures has been proposed to improve the existing organizational, technological and innovative infrastructure for the development of the defense-industrial complex to meet the challenges of ensuring its technological sovereignty and advanced development.
Q КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
технологический суверенитет, научно-техническое развитие, инновационная инфраструктура, оборонно-промышленный комплекс
KEYWORDS:
technological sovereignty, scientific and technological development, import substitution, innovative infrastructure, defense-industrial complex.
16 © Довгучиц С.И., Журенков Д.А., 2022
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК ОПК РОССИИ №3, 2022
^ ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Довгучиц С.И., Журенков Д.А. Создание инновационной инфраструктуры для повышения технологической независимости оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2022, № 3. С. 16-24.
FOR CITATION:
Dovguchits S.I., Zhurenkov D.A. The development of innovative infrastructure and human resources for increase the technological independence of the defense-industrial complex. Scientific Bulletin of the military-industrial complex
of Russia. 2022;3:16-24. (In Russ.).
ВВЕДЕНИЕ
В условиях усиливающегося санкцион-ного давления и значительного обострения мировой напряженности, вызванных открыто провокационными действиями недружественных стран Запада и их военно-политических блоков, вопрос качественного повышения эффективности государственной научно-технической политики приобретает первостепенное значение. В современных условиях обеспечить внешнюю безопасность без надежного технологического суверенитета невозможно. Решение этой задачи требует разработки и реализации новых механизмов обеспечения опережающего технологического развития страны и оборонной промышленности как наиболее конкурентоспособной и наукоемкой части российской индустрии.
Для эффективной реализации мероприятий по обеспечению технологической независимости ОПК и отечественного промышленного сектора экономики в целом необходимо в первую очередь решить вопросы в части своевременного и полного обеспечения российских производств отечественными комплектующими изделиями, сырьем, материалами и оборудованием, используемыми при производстве оборонной и высокотехнологичной гражданской продукции.
В этой связи для повышения технологической независимости ОПК представляется актуальным создать дополнительные механизмы развития действующей инновационной инфраструктуры для реализации программ замещения импортной продукции на отечественные аналоги в полном объеме и в кратчайшие сроки.
ФГУП "ВНИИ "Центр" на системной основе обеспечивает информационно-аналитическое сопровождение решения задач в области развития производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК в интересах обороны страны и безопасности государства, развития инновационного потенциала и совершенствования организационно-тех-
нологической и инновационной инфраструктуры ОПК. Так, в ходе соответствующих мероприятий при участии ФГУП "ВНИИ "Центр" был сформирован комплекс первоочередных мер Минпромторга России, направленных на обеспечение технологической независимости ОПК на 2022-2023 годы.
ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ОПК
Внешние вызовы технологической независимости ОПК на современном этапе обусловлены усиливающимся давлением со стороны недружественных стран Запада и их союзников, что выражается в кардинальном ускорении гонки вооружений, характеризующимся не только и не столько линейным соперничеством с Россией в вопросах повышения технического превосходства обычных вооружений, но и возникновением радикальных военно-технических вызовов стратегической обороноспособности нашей страны.
Следует отметить наличие двух значительных этапов проведения политики импортоза-мещения в России в период до 2022 года.1
Первый этап (до 2014 г.), закончившийся введением санкций в связи с событиями на Украине, характеризуется достаточно низкими темпами проведения политики импорто-замещения. Резкое увеличение импорта закрепило сырьевую ориентацию российской экономики, а приватизация значительно снизила стабильность технологической базы отечественных производств.
Второй этап (2014-2022 гг.) характеризуется разработкой целенаправленных мер противодействия санкционному давлению, постановкой и реализацией конкретных задач по вытеснению импортной продукции и ее замещению на внутреннем рынке. Особенно успешно политика замещения импорта была реализована в оборонном и сельскохозяйственном секторах экономики. Также стоит отметить, что для оборонного сектора экономики стратегически важным является увеличение финансирования инноваци-
онных разработок и выпуска реализуемой продукции. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что одним из перспективных источников финансирования оборонных заказов и проектов, а также способов их привлечения и практического использования становится коммерческое распространение изделий и технологий двойного применения, реализуемых одновременно в гражданском и в оборонном секторах промышленности.
Отечественный ОПК является наиболее технологичным сегментом нашей экономики и мощным локомотивом качественных изменений в отраслях промышленности. В этой связи в рамках реализации первостепенных мероприятий по развитию отечественной промышленности необходимо предусмотреть решение двух ключевых задач:
1. Наращивание инновационного ресурса российского промышленного сектора на основе результатов фундаментальных и прикладных исследований, в том числе полученных в ОПК;
2. Ускоренная модернизация производственно-технологического потенциала организаций ОПК для разработки и производства современной оборонной продукции, конкурентоспособной высокотехнологичной гражданской продукции.
Несмотря на значительные успехи проводимой промышленной политики в оборонном и в некоторых гражданских секторах экономики (например, в агропромышленном комплексе), по ряду направлений зависимость от импорта все еще остается на значимом уровне. Так, в станкостроении зависимость сохраняется на уровне 70-80%, в области тяжелого машиностроения - 60-80% по различным направлениям, в легкой промышленности доходит до 90%, в электронной промышленности - до 40%.2
Также важно отметить влияние санкци-онного давления США и стран Евросоюза на радиоэлектронную, включая электронную промышленность, которое выражается во множестве отказов, а именно:
- отказы в поставках изделий микроэлектроники;
- отказы поставок технологического (производственного) оборудования, запасных частей, инструмента и приборов, в том числе отказы в обслуживании ранее поставленного оборудования;
- отказы в предоставлении высоких технологий проектирования и производства изделий микроэлектроники;
- отказы поставок исходного кода и новых версий программного обеспечения, включая отказы в поддержке лицензий программного обеспечения, находящегося в пользовании;
- отказы по вопросам обмена опытом в рамках подготовки персонала.
В настоящее время можно обозначить третий этап реализации политики импор-тозамещения, характеризующийся резким ужесточением санкций в отношении России.2 В этой связи создание действенного механизма мотивации необходимых преобразований,3 обеспечивающих эффективность выполнения заданий гособоронзаказа (ГОЗ), полную загрузку производственных мощностей, а также повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции гражданского и двойного назначения остается ключевой задачей, призванной обеспечить развитие оборонного сектора в среднесрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе эффективное преодоление экономических угроз технологической независимости ОПК может быть обеспечено посредством создания надежных источников внутреннего научно-технического развития, расширения сети кооперационных связей, а также реализации различных видов и типов диверсификации.4
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ОПК: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ЗАМЕЩЕНИЮ ИНОСТРАННОЙ ПРОДУКЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИЯ КООПЕРАЦИОННЫХ ЦЕПОЧЕК
В настоящее время Минпромторгом России реализуется комплекс мероприятий по созданию условий для стимулирования развития производственно-технологической базы ОПК, обеспечивающей выпуск приоритетной высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения. Это позволит не только существенно сократить закупки иностранного оборудования и комплектующих, но и заместить их не уступающими по качеству российскими аналогами за счет трансформации кооперационных цепочек.
В целях сопровождения стратегических программ развития ОПК Минпромторгом России совместно с корпоративным сектором и организациями ОПК во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. № Пр-2423 сформирован ежегодно пополняемый Реестр проектов (программ) производства продукции гражданского назначения организациями ОПК
(Реестр проекта).
В настоящее время в Реестр включено 877 проектов (количество проектов увеличилось почти на 13% по сравнению с 2021 годом), из них 288 - НИОКР; 83 проекта по техническому перевооружению; 506 проектов по серийному производству.
Во второй половине 2022 года по 118 проектам организаций ОПК, включенным в Реестр проектов, планируется освоить производство продукции, используемой в 32 рыночных сегментах. Наибольшее число таких проектов приходится на производство оборудования для летательных аппаратов, судового и медицинского оборудования,
материалов различного назначения, автокомпонентов, оборудования для обеспечения безопасности, оборудования для транспортной и энергетической инфраструктуры, телекоммуникаций и др.
Анализ кооперации по высокотехнологичным продуктам Реестра проектов показал, что при производстве таких продуктов в 2021 году закупались импортные комплектующие в объеме 40 746 млн руб. Наибольшая доля закупок импортных комплектующих в 2021 году в денежном выражении пришлась (см. рисунок 1) на авиаэлементы и приборы (37%), бытовое оборудование и мебель (17%), металлические изделия (7%), электротехнику
Соединительные изделия (2%) Электронные компоненты (2%) Двигатели (2%) Системы очистки Панели управления 3% Регулирующая фурнитура
Гидравлические изделия
Электротехника
Металлические изделия
Авиаэлементы и приборы
Бытовое оборудование и мебель
Рисунок 1. СТРУКТУРА ЗАКУПОК ИМПОРТНЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОПК В 2021 ГОДУ ПО ТИПАМ ПРОДУКЦИИ*
(5%), подшипники (4%), гидравлические изделия (4%) и регулирующую фурнитуру (4%).
При этом в физическом выражении (в ед. продукции) наибольшая потребность в импортных комплектующих в 2021 г. пришлась на электронные компоненты (63%), полупроводниковые изделия (10%), крепежные изделия (6%), электротехнику (5%), металлические изделия (4%), химические материалы (3%).
Перечислим ключевые направления замещения импортных комплектующих:
- авиаэлементы и приборы: авионика, системы двигателя, системы шасси, системы двери, системы генерирования электрического тока и аварийного ветродвигателя, топливные системы;
* Составлено авторами по материалам ФГУП "ВНИИ "Центр".
- бытовое оборудование и мебель: интерьер, кресла, электрокипятильник, камбуз-ное оборудование;
- металлические изделия: листы из нержавеющей стали, сплавы, трубы, рамы, профили;
- электротехнические изделия: адаптеры, контроллеры, моточные изделия, предохранители, преобразователи, разъемы, редукторы, реле, розетки, трансформаторы;
- подшипники: для авиационной техники, вагонов, компрессорных установок;
- гидравлические изделия: насосы, компрессоры, гидравлические системы, поршни, шланги;
- регулирующая фурнитура: клапаны, краны, рычаги, вентили;
- электронные компоненты и устройства: микросхемы, усилители, варисторы, дешифраторы, компанаторы.
В 2021 году объем закупаемых иностранных комплектующих у недружественных стран составил 39 388 млн руб. Ожидается, что в 2022 году он снизится до 26 741 млн руб.,
26 614
2021 2022 2023
Страны ЕС, Великобритания, Швейцария, Норвегия, Австралия
11 123
2021 2022 2023
США, Канада, Мексика
а в 2023 году - до 21 816 млн руб. (в сопоставимых ценах 2021 года).
По оценке ФГУП "ВНИИ "Центр" совокупное снижение закупок организаций ОПК из недружественных стран в 2023 году может составить 45% от уровня 2021 года (см. рисунок 2), в том числе:
857 861
441
2021 2022 2023
Япония, Южная Корея
794 60 59 2021 2022 2023 Украина
Рисунок 2. ОБЪЕМ ЗАКУПОК ИМПОРТНЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОПК ИЗ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН В 2021 - 2023 ГОДАХ (В СОПОСТАВИМЫХ ЦЕНАХ 2021 ГОДА), МЛН РУБ.*
- объем закупок комплектующих у стран Европейского союза (ЕС), а также ряда стран Европы и Австралии снизится на 40%;
- объем закупок комплектующих у североамериканских производителей - на 52%;
- объем закупок комплектующих у Японии и Южной Кореи - на 48%;
- объем закупок комплектующих у Украины - на 92%.
С целью замещения иностранных комплектующих Минпромторгом России в 2021 году разработаны и утверждены 24 отраслевых плана по импортозамеще-нию. В настоящее время организации ОПК разрабатывают импортозамещающую продукцию в рамках 214 приоритетных проектов, включенных в 17 таких планов.
Наибольшее количество указанных проектов приходится на судостроительную отрасль промышленности (43 проекта - 20%), гражданское авиастроение (40 проектов -19%), радиоэлектронную отрасль (35 проектов - 16%), энергетическое машиностроение
(19 проектов - 9%), химическую (14 проектов - 6%) и автомобильную (10 проектов - 5%) отрасли промышленности (см. рисунок 3).
Предполагается сценарий, что будущее развитие гражданских производств оборонных организаций будет заключаться в его активном участии ОПК в обеспечении технологической независимости России и импортозамещении, повышении темпов технологического развития страны.
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ОПК
В современных экономических условиях основной стратегической задачей, стоящей как перед российским промышленным сектором экономики в целом, так и перед организациями ОПК, является обеспечение производственно-технологической готовности к разработке и производству конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.
* Составлено авторами по материалам ФГУП "ВНИИ "Центр".
Радиоэлектронная промышленность
Автомобильная промышленность
Станкоинструментальная промышленность
Сгроител ьно-дорожн ая и коммунальная техника
Гражданское авиастроение
Судостроение
2% Тяжелое машиностроение
2% Сельскохозяйственное машиностроение
1% Железнодорожное машиностроение
1% Обычные вооружения Черная металлургия
0,5%
0,5% Машиностроение
для пищевои и
перерабатывающей
промышленности
Рисунок 3. СТРУКТУРА ПРОЕКТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ОТРАСЛЕВЫЕ ПЛАНЫ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ
МИНПРОМТОРГА РОССИИ*
В этой связи в рамках реализации мероприятий по совершенствованию элементов организационно-технологической и инновационной инфраструктуры для повышения технологической независимости ОПК особое внимание предлагается уделить следующим направлениям:
- формирование целевого заказа со стороны государства в сфере научно-технического развития;
- координация приоритетных межвидовых, междисциплинарных и межотраслевых научно-технических исследовательских проектов;
- поддержка исследований и разработок на самых сложных и уязвимых этапах инновационного цикла, в том числе на этапах перехода от научных разработок к полноценной технологии.
Развитие предлагаемых направлений позволит качественно усовершенствовать методологию и практику постановки научно-технических и отраслевых задач по обеспечению технологической независимости ОПК и российского промышленного сектора экономики в целом.
Одновременно в рамках комплекса мер по обеспечению технологической независимости ОПК предлагается реализация мероприятий в части:
- обеспечения производственно-технологической готовности организаций ОПК к разработке и производству вооружения, во-
* Составлено авторами по материалам ФГУП "ВНИИ "Центр".
енной и специальной техники в соответствии с заданиями ГОЗ на среднесрочный период;
- использования альтернативных материалов и комплектующих в готовой высокотехнологичной продукции;
- повышения научной и методологической обоснованности принятия управленческих решений о включении инвестиционных проектов на основе оценки производственно-технологических возможностей организаций ОПК;
- приоритизации создания новых производственных мощностей;
- создания условий для заказа материалов, комплектующих изделий и оборудования как альтернативы продукции компаний, покидающих российский рынок, параллельный импорт которых существенно затруднен или имеются значительные временные разрывы между заказом и поставкой.
Также для эффективной реализации мероприятий по переходу на отечественные аналоги и снижению зависимости от импортных изделий, сырья, материалов и оборудования, используемых при производстве российской высокотехнологичной продукции, целесообразно рассмотреть возможность формирования инновационной инфраструктуры по модернизации технологических процессов в ОПК, которая будет включать в себя элементы различных секторов экономики: научные организации и вузы; малые и средние предприятия; центры инженерных
разработок; отраслевые научно-технологические центры в авиационной, судостроительной, радиоэлектронной промышленности, промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии (см. рисунок 4).
Также в качестве одной из первостепенных задач по укреплению технологической независимости ОПК необходимо существенно повысить научно-технический и производственно-технологический потенциал
Рисунок 4. СХЕМА СОЗДАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОИЗВОДСТВА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПК
отраслей ОПК. В этой связи стоит отметить новую инициативу по созданию в России 35 индустриальных центров компетенций (ИЦК), сформированную в рамках поручения Правительства Российской Федерации "О решениях по итогам конференции "Цифровая индустрия промышленной России"*, формирование и координация которых возложена на 16 отраслевых комитетов по укрупненным отраслевым направлениям по развитию общесистемного прикладного программного обеспечения. ИЦК предстоит объединить заказчиков и разработчиков в вопросах замещения критически важного иностранного программного обеспечения (ПО) и систем автоматизированного проектирования. Инициативу по созданию ИЦК можно с уверенностью назвать потенциальным инструментом решения комплексных задач повышения технологической независимости и ускорения модернизации произ-
* О решениях по итогам конференции "Цифровая индустрия промышленной России": поручение Правительства Российской Федерации от 18 июня 2022 г.-URL: http:// government.ru/orders/selection/401/45763/
водственно-технологического потенциала организаций ОПК в части разработки и производства современной оборонной продукции и конкурентоспособной гражданской продукции. В то же время необходимо осознавать, что успех развития ИЦК и реальная эффективность их работы в современных условиях, в том числе и с учетом требований по обеспечению технологической независимости ОПК, возможны только за счет качественного усиления взаимодействия между ключевыми участниками реализации современной государственной научно-технической политики": Правительством Российской Федерации, профильными комитетами Государственной Думы Российской Федерации, коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, ответственными федеральными органами исполнительной власти, интегрированными структурами и организациями ОПК.
В этой связи представляется актуаль-
** О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.09. 1996 № 127-ФЗ
ным, кроме собственно задач замещения иностранного ПО, придать ИЦК характер сетевых площадок координации (согласования) основных направлений разработки для непрерывной кооперации и взаимного трансфера технологий между отраслевыми организациями, научными и академическими институтами, а также технологическими компаниями. Взаимодействие отраслевых комитетов и ИЦК повысит "точность" и объективность принимаемых решений по перспективным технологиям, сократит сроки реализации и внедрения их в производство, укрепит связность отраслевой структуры, снизит издержки и избавит от дублирова-
ния исследований и разработок. Особую роль в этом могут играть государственно-частные партнерства и консорциумы в сфере науки и наукоемкой промышленности. Под эгидой ИЦК может быть развернуто постоянное межведомственное и межотраслевое взаимодействие различных по своим компетенциям субъектов научно-технической политики Российской Федерации в рамках единой среды, представленной проектами, обладающими перспективой укрепления технологической независимости ОПК, высокой окупаемостью и возвратностью инвестированных средств (см. рисунок 5).
Решение задачи повышения технологиче-
Контур государственного регулирования
Научно-производственный контур
.1
Рисунок 5. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОПК
ской независимости ОПК в новых экономических условиях предъявляет дополнительные требования к квалификации работников оборонных предприятий. Поэтому целесообразно рассмотреть возможность практической реализации следующих мероприятий:
1) адресное стимулирование работников организаций ОПК за достигнутые результаты в разрешении проблемных вопросов ("узких мест"), обеспечивающих технологические прорывы, и в определении "техноло-
гических развилок" отдельных направлений развития высокотехнологичной продукции;
2) обеспечение ускоренного формирования требуемых профессиональных компетенций работников, направленных на обеспечение технологической независимости ОПК;
3) повышение в соответствии с современными требованиями квалификации работников стратегических организаций ОПК в области кибербезопасности в целях обеспечения защиты сведений, устройств и ре-
сурсов организаций ОПК;
4) создание условий для назначения на руководящие должности в ОПК наиболее квалифицированных кадров, обладающих необходимым набором компетенций для обеспечения принятия и реализации эффективных управленческих решений, направленных на безусловное выполнение возложенных на ОПК государственных задач;
5) обеспечение внедрения эффективных моделей воспитательной и профориентаци-онной деятельности в целях мотивирования перспективной молодежи к творческому ответственному труду, ее вовлечения в деятельность по развитию ОПК, создания условий для ее закрепления и самореализации в организациях ОПК.
Необходимо отметить, что развитие высококвалифицированного кадрового потенциала и приток дополнительных кадров, обладающих новым видением решения задач по обеспечению технологической независимости, является одним из важнейших факторов дальнейшего развития ОПК. В этой связи вопросы развития и стимулирования притока дополнительных кадров для сферы ОПК следует считать одними из наиболее приоритетных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отечественный ОПК обладает высоким научным и инновационным потенциалом, который особенно востребован в условиях необходимости технологического суверенитета России. Перспективными направлениями развития данного потенциала представляются: совершенствование имеющейся инновационной инфраструктуры ОПК в направлении координации приоритетных междисциплинарных и межотраслевых НИР, создание встроенной в общую систему технологического развития инфраструктуры стимулирования импортозамещающих технологий и производства критически важных
комплектующих изделий для организаций ОПК, включение практик ГЧП в рамках инициативы создания индустриальных центров компетенций, расширение кооперационных цепочек и связей.
Необходимо подчеркнуть, что научно-техническое развитие критически зависимо от кооперации между всеми участниками экономической деятельности. Речь идет не только о конкретных исполнителях по ГОЗ и научно-исследовательских организациях, непосредственно занятых в НИОКР военного, двойного и гражданского назначения, но и о включении в межотраслевые кооперационные связи организаций всего имеющегося научного и производственного потенциала страны. В этой связи в вопросе повышения технологической независимости ОПК и выработке первоочередных мер по его обеспечению необходимо ставить во главу угла совместное и взаимообусловленное развитие гражданских и оборонных отраслей промышленности с опорой на непрерывный взаимный трансфер технологий, знаний, кадров и организационно-управленческих решений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Чичканов В.П., Сухарев О.С. Импортозаме-щение: перспективные решения // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2022, №2. С. 81-88.
2. Довгучиц С.И., Хрусталев Е.Ю. Методы анализа и оценки эффективности изделий и технологий двойного применения // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2022, №1. С. 5-13.
3. Довгучиц С.И., Журенков Д.А. Проблемы диверсификации оборонно-промышленного комплекса и пути их решения // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2017. №4. С. 7-17.
4. Згруев А.А. Исследование препятствий расширению выпуска гражданской продукции на оборонных предприятиях // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2022. №2. С. 13-21.