ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-5-61-71 УДК 338.266.2;338.262.7;65.012.7(045) JEL M42, H56, G38, L52
(CC) ]
Стратегический контроль эффективности мер государственной поддержки оборонно-промышленного комплекса в условиях санкционных ограничений
И. Ф. Ветрова
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
В условиях военного конфликта и жесткого санкционного давления оборонно- промышленный комплекс (ОПК) обеспечивает национальную безопасность России за счет выпуска современных видов вооружения, военной и специальной техники и оснащения ими Вооруженных Сил, воинских формирований, находящихся в зоне проведения специальной военной операции (СВО). Одной из задач, стоящей перед организациями отрасли, является достижение технологической независимости, ее инновационное развитие, сохранение лидерства в разработке и производстве новых, перспективных образцов, комплексов и систем вооружений, военной и специальной техники. Представляется, что решение этой задачи возможно при активном участии государства. Цель исследования заключается в развитии методического инструментария стратегического контроля эффективности мер государственной поддержки организаций ОПК на основе анализа Государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». В процессе работы использовались такие общенаучные методы познания, как наблюдение, анализ, обобщение; системный анализ и синтез. В данной статье обоснована необходимость переориентации контроля с последующего на стратегический. Предложен авторский подход к дефиниции «стратегический контроль». Определены направления развития стратегического контроля эффективности мер государственной поддержки организаций ОПК в условиях санкционных ограничений. Рекомендована авторская система индикаторов, дополняющих уже встроенные в анализируемую государственную программу, которые могут использоваться при проведении стратегического контроля мер государственной поддержки в условиях санкций. Результаты исследования предназначены для широкого круга читателей, в том числе представителей уполномоченных органов исполнительной власти при разработке нормативного, методического и информационно-аналитического обеспечения стратегического контроля эффективности мер государственной поддержки ОПК для достижения определенных соответствующими документами целей. Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс; меры государственной поддержки; стратегический контроль; аналитические процедуры
Для цитирования: Ветрова И. Ф. Стратегический контроль эффективности мер государственной поддержки оборонно-промышленного комплекса в условиях санкционных ограничений. Учет. Анализ. Аудит = Accounting. Analysis. Auditing. 2023;10(5):61-71. DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-5-61-71
ORiGiNAL PAPER
Strategic Control over the Effectiveness of State Support Measures for the Defense industry under Sanctions Restrictions
I. F. Vetrova
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
Under the conditions of military conflict and severe sanctions pressure, the defense industrial complex (DIC) ensures Russia's national security by producing modern weapons, military and special equipment and equipping the Armed Forces and military formations located in the zone of special military operation (SMO). One of the tasks facing the organizations of the industry is to achieve technological independence, its innovative development, preservation of leadership in the development and production of new and advanced models, complexes and systems of weapons, military and special
© Ветрова И. Ф., 2023
WWW.ACCOUNTiNG.FA.RU
BY 4.0
62
методики и практический опыт / methods and practical experience
equipment. It seems that this task can be solved with the active participation of the state. The purpose of the study is to develop a methodological toolkit for strategic control of the effectiveness of measures of state support of the defense industry organizations based on the analysis of the State Program "Development of the defense industry complex". In the process of work such general scientific methods of cognition as observation, analysis, generalization; system analysis and synthesis were used. This article substantiates the necessity of reorientation of control from subsequent to strategic. The author's approach to the definition of "strategic control" is proposed. The directions for the development of strategic control over the effectiveness of measures of state support of defense industry organizations in the conditions of sanctions restrictions are defined. The author's system of indicators, supplementing those already built into the analyzed state program, which can be used in the strategic control of state support measures under sanctions, is recommended. The results of the study are intended for a wide range of readers, including representatives of authorized executive authorities in the development of normative, methodological, and information-analytical support of strategic control of the effectiveness of measures of state support of the defense industry in order to achieve the goals defined by the relevant documents.
Keywords: defense industry complex; state support measures; strategic control; analytical procedures
For citation: Vetrova i. F. Strategic control over the effectiveness of state support measures for the defense industry under sanctions restrictions. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2023;10(5):61-71. (in Russ.). Doi: 10.26794/24089303-2023-10-5-61-71
введение
С началом специальной военной операции (СВО), начавшейся в феврале 2022 г., существенным образом изменились условия деятельности одной из важнейших отраслей российской экономики — оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Для обеспечения военной и экономической безопасности страны организации исследуемой отрасли в условиях СВО должны наращивать объемы выпуска продукции военного назначения, но при этом они оказались в числе первых, попавших под санкци-онное давление стран Западной Европы и США, так как либо напрямую были включены в сан-кционный список недружественных стран, либо введенные против России санкции оказали влияние на уровень выпускаемой ими продукции военного и двойного назначения через сложности с поставками материалов, электронных компонентов, запчастей для технологического оборудования, других комплектующих, необходимых для производства изделий. В сложившихся условиях жесткого санкционного давления организации ОПК нуждаются в постоянном содействии со стороны государства, которое, в свою очередь, совершенствует и расширяет меры поддержки отрасли, четко определяя их целевое назначение и контролируя эффективность их использования экономическими субъектами. При этом следует отметить, что последующий контроль в данных условиях менее эффективен, чем стратегический. Представляется, что развитие методического обеспечения направлений стратегического контроля мер го-
сударственной поддержки является актуальным и своевременным.
материалы исследования и их обсуждение
Оборонно-промышленный комплекс России — это уникальная отрасль ее экономики, включающая интегрированные структуры с научно-исследовательскими, производственными, испытательными и другими организациями, выполняющими разработку, производство и реализацию различных видов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), продукции и технологий двойного и гражданского назначения, включенные в реестр организаций ОПК и имеющие существенное значение для обеспечения военной, технологической и экономической безопасности страны.
Научных исследований и публикаций, связанных с учетно-контрольным и аналитическим обеспечением деятельности ОПК, представленных в открытом доступе, относительно немного. Так, в работе А. Н. Акжигитовой, посвященной совершенствованию методов оценки эффективности мер государственной поддержки организаций ОПК, рассматриваются показатели, характеризующие эффективность преимущественно с позиции достижения организациями ОПК финансовой устойчивости, а также те, что определяют специфику их деятельности; в частности такие, как «доля государственного оборонного заказа (ГОЗ) в валюте баланса, рентабельность собственных затрат, прибыль (убыток) до налогообложения без сумм субсидий, уровень рентабельности без субсидий,
■
учет. анализ. аудит • т. 10, № 52023
сравнение коэффициента соотношения уставного капитала и чистых активов с суммами докапита-лизации предприятий оборонного комплекса...» [1, с. 127]. В статье Т. Г. Ананьевой исследуются вопросы, связанные с проблемами организаций ОПК в части государственной финансовой поддержки. Труды ряда ученых [3-6] посвящены проблемам и перспективам диверсификации ОПК. В работах [7-9] предлагаются пути повышения добавленной стоимости продукции ОПК [7] и совершенствования механизмов управления развитием научно-технологического потенциала организаций ОПК [8, 9]. Развитие учетно-аналитических и контрольных направлений в деятельности экономических субъектов изучается в комплексе работ ученых научной школы Финансового университета под руководством проф. Р. П. Булыги. Особый интерес вызывают подходы к модернизации учетно-ана-литических и контрольных процессов в условиях цифровизации экономики, описанные в статье М. В. Мельник и А. Е. Суглобова [10], однако авторы не касаются специфики деятельности организаций ОПК. Основываясь на анализе открытых научных публикаций, можно сделать вывод о том, что, с учетом специфики деятельности, комплексных исследований в отношении учетно-аналитического и контрольного обеспечения организаций ОПК недостаточно. Представляется, что изучение одного из его направлений применительно к экономическим субъектам, входящим в контур ОПК, позволит в определенной степени устранить этот пробел.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ объемов бюджетных ассигнований государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса»
Стратегическая цель государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2016-2027 годы» — это «.повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции военного, гражданского и двойного назначения на основе стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающее к 2027 г. рост объемов промышленного производства продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, в 1,59 раза к уровню 2015 г.»1. Реализация программы разделена на
1 Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 425-8 (ред. от 28.12.2021) «Об утверждении государственной про-
два этапа: 1-й — с 2016 по 2020 г., 2-й — с 2021 по 2027 г. Объем бюджетного финансирования, выделенный на осуществление первого этапа, составил 34 107 134 тыс. руб. В настоящее время выполняется второй этап с суммой бюджетных ассигнований в 61 400 917,6 тыс. руб. Финансирование государственной программы в ежегодном разрезе представлено на рис. 1.
Анализ темпов роста бюджетных ассигнований показывает, что минимальное значение показателя было зафиксировано в 2019 г. на уровне 66,85%, максимальное наблюдалось в 2020 г. и составляло 435,53%. Столь значительное увеличение во многом связано с пандемией, вызванной коронавирусной инфекцией. В этот период государство осуществляло беспрецедентные меры по поддержке не только организаций ОПК, но и других отраслей, а также граждан, попавших в сложные экономические условия. В 2022 и 2023 гг. бюджетное финансирование имеет тенденцию к снижению, и, несмотря на начало СВО и необходимость увеличения связанных с возникшей ситуацией объемов производства военной продукции, составляет 114,74 и 112,2% соответственно.
На период 2024-2027 гг. запланировано дальнейшее его уменьшение до уровня 8 637 430 тыс. руб., хотя темп роста за указанный период должен будет находиться на уровне 110,3% (рис. 2).
В условиях, связанных, с одной стороны, со снижением бюджетного финансирования мероприятий государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса», а с другой — с необходимостью наращивания объемов производства продукции военного назначения, организациям отрасли необходимо обеспечить поиск имеющихся у них резервов, а также стратегический контроль эффективности мер государственной поддержки, предусмотренных этим важным для повышения обороноспособности страны документом.
НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Стратегический контроль — это направление контрольной деятельности, связанное с дости-
граммы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса"». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_198364/
WWW.ACCOUNTING.FA.RU
■
Рис. 1 /Fig. 1. Финансирование мероприятий государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» / Financing of the activities of the state program "Development of the military-
industrial complex"
Источник/Source: разработано автором по данным паспорта государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198364/ / developed by the author according to the passport of the state program of the Russian Federation "Development of the military-industrial complex. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198364/
жением установленных стратегических целей и задач, а также индикаторов и показателей, встроенных в соответствующие документы как на уровне экономического субъекта, так и на уровне государства. Специфика данного вида контроля заключается в том, что в ходе его проведения необходимо проверить и подтвердить возможность достижения заданных планируемых результатов с учетом имеющегося ресурсного обеспечения, а это требует использования различных аналитических процедур, учитывающих специфику проверяемого объекта.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» «...применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности осуществляется для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стра-
тегического планирования»2. В связи с этим представляется, что контроль использования и оценки эффективности мер государственной поддержки должен осуществляется именно в направлении, указанном в вышеприведенном законе.
Миссию ОПК и ее целевую модель следует выражать в системе целевых индикаторов и показателей, которая должна позволить справиться с рядом вызовов, пройдя такие развилки, как:
• относительно незначительная доля ОПК в ВВП страны;
• уникальность российского опыта создания вертикально интегрированных структур как формы организации производственных процес-
2 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О промышленной политике в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_173119/?ysclid=lnu759piab509560633
■
УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 10, № 5'2023
Рис. 2 / Fig. 2. Темпы роста финансирования мероприятий государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» / The growth rate of funding for the activities of the state program
"Development of the military-industrial complex"
Источник/Source: разработано автором по данным паспорта государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198364/ / developed by the author according to the passport of the state program of the Russian Federation "Development of the military-industrial complex". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198364/
2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 Период реализации ГП «Развитие оборонно-промышленного комплекса»
сов и обеспечения маневра за счет финансовых ресурсов;
• низкий уровень конкуренции в отраслях и кооперационных цепочках сферы ОПК, без-альтернативность единственных поставщиков и превалирование административных регламентов над рыночными стимулами;
• стратегическая ориентированность стран — международных лидеров в области ОПК — в управлении национальными сферами ОПК, наличие у них высокой глубины планирования (вплоть до 2049 г.);
• наличие в отечественной сфере ОПК технологических развилок при выборе приоритетных технологий;
• незавершенность построения институциональной инфраструктуры для обеспечения реализации документов стратегического планирования и достижения ключевых индикаторов;
• необходимость согласования методологических подходов, реализованных в различных документах стратегического планирования;
• «старение» капитала организаций ОПК и связанные с этим демографические, социальные, образовательные, технологические и иные проблемы;
• негативные тенденции в производственном цикле у экономических субъектов ОПК, в частности, замедление оборота капитала и накопление товарно-материальных запасов;
• имеющийся потенциал использования методов бухгалтерского учета в управлении бизнес-процессами организаций ОПК;
• перспективность кибернетических подходов к планированию и динамических моделей расчета межотраслевого баланса;
• перспективность трансфера технологий как способа диверсификации продукции в организациях ОПК.
Основной программой, цели и задачи которой должны быть выполнены к 2027 г. за счет определенных в ее паспорте мероприятий, является Государственная программа вооружений (ГПВ) как увязанная по целям, задачам, направлениям развития, заказчикам, ресурсам и срокам выполнения комплекса мероприятий, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации. В ГПВ, согласно открытым источникам, предусмотрены мероприятия, направленные на модернизацию различных видов воору-
WWW.ACCOUNTING.FA.RU
■
1. Индикаторы достижения цели ГП
2. Индикаторы кадрового потенциала
применения продукции и технологий ВВСТ
5. Индикаторы масштабности использования продукции и технологий ВВСТ
6. Индикаторы экономической безопасности
Рис. 3/Fig. 3. Система индикаторов эффективности деятельности и эффективности выполнения стратегических программных документов для организаций ОПК / System of indicators of efficiency of activities and efficiency of implementation of strategic program documents for organizations
of the military-industrial complex
Источник/Source: разработано автором / developed by the author.
жений и техники, внедрение инновационных технологий, что в свою очередь обусловливает разработку государственных программ в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства и следующий, более высокий уровень реализации мероприятий, определенных в ГПВ и ГП в виде государственного оборонного заказа (ГОЗ), выполняемого предприятиями ОПК. Кроме основного направления, связанного с обеспечением обороноспособности и безопасности страны, в Государственной программе «Развитие
оборонно-промышленного комплекса»3 в качестве одной из задач названо «создание условий для диверсификации и развития производства высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения». Таким образом, разрабатываемые целевые индикато-
3 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О промышленной политике в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_173119/?ysclid=lnu759piab509560633
■
УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 10, № 5'2023
ры и показатели, характеризующие эффективность деятельности и использования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение обороноспособности и безопасности России, должны быть взаимоувязаны на уровнях ГПВ, ГП и ГОЗ. Из вышесказанного можно сделать вывод, что эти показатели выполнения ГПВ-2027 и ГП-2027 организациями ОПК (по отраслям), позволяющие осуществлять контроль достижения целей ГПВ организациями ОПК (по отраслям), предполагают теснейшую взаимосвязанность.
Рассмотрим систему индикаторов эффективности деятельности и выполнения стратегических программных документов для организаций оборонно-промышленного комплекса. Цели и задачи ГПВ и ГП как объекты индикативного управления позволяют выделить в ней шесть важнейших уровней целевых индикаторов (рис. 3).
Исходя из сути и общего вектора развития ГП, интегральным целевым индикатором может выступать «Уровень производственно-технологической готовности предприятий ОПК для обеспечения выпуска приоритетных образцов ВВСТ», который к 2027 г. для оборонной промышленности должен достичь установленного значения,%. В мировой и отечественной теории и практике управления несущественным считается отклонение величины данного показателя на 5% и менее. Следовательно, если степень отклонения запланированного значения индикатора не превысит минимально допустимого уровня существенности — цель будет достигнута.
В настоящее время стратегия развития ОПК России направлена на:
• технологическую модернизацию с целью повышения качества и конкурентоспособности продукции ОПК в обеспечении реализации государственной программы вооружения, комплексного плана военно-технического сотрудничества РФ с дружественными зарубежными странами, решения социально-экономических задач страны;
• совершенствование организационно-технологической и институциональной структуры оборонно-промышленного комплекса, системы управления, государственного регулирования и контроля деятельности ОПК;
• обеспечение инновационного развития оборонно-промышленного комплекса, реализацию его конкурентных преимуществ, продвижение технологий и продукции на высокотехнологич-
ные рынки товаров и услуг, развитие современных форм международного сотрудничества;
• развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала ОПК, и обеспечение социальной защищенности его работников4.
В качестве индикаторов достижения целей верхнего уровня, установленных стратегическими документами — Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»5, ГП «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и другими документами в области обороны, законодательно утвержденными в РФ, предлагается применять такие интегральные индикаторы целей ГП, как «Уровень производственно-технологической готовности предприятий ОПК для обеспечения выпуска приоритетных образцов ВВСТ» (Иц) ^ установленное значение,% и «Удельный вес предприятий ОПК, в общей численности организаций, внесенных в реестр, полностью готовых к выпуску перспективных ВВСТ с требуемым уровнем тактико-технических характеристик» (Иц1) ^ установленное значение, %.
Перечислим группы, на которые подразделяются целевые индикаторы более низких уровней.
Индикаторы кадрового потенциала:
• удельный вес ученых, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников в общей численности персонала;
• удельный вес специалистов и молодых работников (до 35 лет включительно) в общей численности персонала;
• количество выдающихся достижений ученых, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников, отмеченных в процессе создания прорывных технологий и разработки современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
4 Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 № 1540-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_119764/906d9d10fa7bdbabac5d1a6 81f0bec702b7e9ef5/?ysclid=lnu71b6zbx823802380
5 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О промышленной политике в Российской Федерации», ст. 21. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173119/
www.AccouNTING.FA.Ru
• количество выдающихся достижений специалистов и молодых (до 35 лет включительно) работников, отмеченных в процессе создания прорывных технологий и разработки современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Индикаторы жизненного цикла продукции:
• количество перспективных образцов ВВСТ на стадии НИОКР, в размере установленного значения, ед.;
• количество завершенных разработок перспективных образцов ВВСТ, в размере установленного значения, ед.;
• количество перспективных опытных образцов ВВСТ, прошедших испытания, в размере установленного значения, ед.;
• количество перспективных образцов ВВСТ, запущенных в производство, в размере установленного значения, ед.;
• количество перспективных образцов ВВСТ, переданных потребителю, в размере установленного значения, ед.;
• количество образцов ВВСТ, требующих обновления, в размере установленного значения, ед.
• Индикаторы жизненного цикла технологий:
• количество базовых технологий ВВСТ на стадии разработки, в размере установленного значения, ед.;
• количество завершенных и документально оформленных базовых технологий ВВСТ, в размере установленного значения, ед.;
• доля реализованных базовых технологий для обеспечения разработки и производства приоритетных образцов ВВСТ, в размере установленного значения, %;
• количество критических технологий ВВСТ на стадии разработки, в размере установленного значения, ед.;
• количество завершенных и документально оформленных критических технологий ВВСТ, в размере установленного значения, ед.;
• доля реализованных критических технологий для обеспечения разработки и производства приоритетных образцов ВВСТ, в размере установленного значения, %;
• доля технологий ВВСТ, требующих обновления, в размере установленного значения, %.
Индикаторы эффективности применения продукции и технологий ВВСТ:
• доля конкурентоспособной продукции ВВСТ, установленное значение, %;
• доля продукции ВВСТ, полностью соответствующая заданным тактико-техническим характеристикам, установленное значение, %;
• доля конкурентоспособных базовых технологий ВВСТ, установленное значение, %;
• доля конкурентоспособных критических технологий ВВСТ, установленное значение, %;
• ежегодные темпы обновления продукции ВВСТ, установленное значение, %.
• Индикаторы масштабности использования продукции и технологий ВВСТ:
• удельный вес конструктивных элементов, имеющих двойное назначение, установленное значение, %;
• удельный вес разрабатываемых универсальных технологий для производства различных видов ВВСТ, установленное значение, %;
• удельный вес технологий ВВСТ двойного назначения, установленное значение, %.
• Индикаторы экономической безопасности:
• доля участия зарубежных партнеров в создании образцов продукции ВВСТ (заимствованные блоки и узлы),
• доля заимствованных технологий, требующих приобретения импортной техники, min значение, %;
• доля вытесненных и замещенных импортных технологий, max значение, %;
• доля вытесненных и замещенных импортных запасных частей, max значение, %;
• ресурсный запас импортного оборудования, установленное значение, %;
• комплектность производства запасных частей для ремонта и обслуживания ВВСТ, установленное значение, %.
Предложенная система целевых индикаторов ГП представляет собой минимально (с точки зрения количества индикаторов) необходимую модель достижения цели и задач ГП. Для целей стратегического контроля указанная система может быть конкретизирована (прежде всего, в части индикаторов выполнения задач ГП), а также дополнена блоком показателей выполнения задач ГП, структурированных применительно к каждому из индикаторов. Также при осуществлении стратегического контроля необходимо учитывать отраслевую принад-
■
УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 10, № 5'2023
лежность организаций ОПК и длительность их производственных циклов. В этом случае будет меняться не сама система целевых индикаторов, а установленные стратегическими документами их целевые значения.
Следует отметить, что в целях стратегического контроля расчет целевых индикаторов производится на этапе планирования как вновь вводимых, так и уже действующих мер государственной поддержки в разрезе отраслей/подотраслей организаций ОПК, т.е. осуществляется моделирование ситуации по достаточности ресурсного обеспечения и в целом, и отдельно по той или иной мере государственной поддержки, а также по их влиянию на достижение целей и задач ГП. В случае, когда полученные результаты показывают рост индикаторов в динамике и стремятся к установленным целевым значениям, меры государственной поддержки можно считать эффективными; если динамика отрицательная или значения остаются неизменными — необходим пересмотр системы реализации мер поддержки. И в этих условиях стратегический контроль эффективности последних даже при санкционном давлении позволит более рационально, результативно и экономично использовать имеющиеся ресурсы.
ВЫВОДЫ
В условиях высокой турбулентности экономики России, связанной с агрессивными внешними факторами, меры государственной поддержки становятся одним из необходимых условий эффективной работы организаций такой стратегически важной отрасли, как ОПК.
С февраля 2022 г. существенно расширен перечень таких мер применительно к оборонно-промышленному комплексу; порядок их предоставления регулируется указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства России. Вновь вводимые или получившие развитие меры поддержки направлены в первую очередь на обеспечение организаций ОПК квалифицированными кадрами и достижение технологического суверенитета России. Так, Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 № 362 регулирует предоставление субсидий организациям оборонно-промышленного комплекса в виде «частичной компенсация затрат на выплату заработной платы работникам востребованных профессий из числа трудоустроенных
граждан» 6; при переезде также компенсируется часть затрат работодателя. В целях стимулирования работников оборонных предприятий к инновационной деятельности Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2022 № 468 устанавливаются «для ученых, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников организаций — исполнителей государственного оборонного заказа стипендии в размере 800 тыс. руб. каждая за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства — 500 стипендий в год; .для специалистов и молодых (до 35 лет включительно) работников. — стипендии в размере 500 тыс. руб. ... — 1500 стипендий в год»7.
Согласно паспорту программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» к 2027 г. должны быть достигнуты целевые индикаторы, связанные с кадровыми ресурсами: «индекс роста выработки на одного работника организации оборонно-промышленного комплекса к 2015 г.» — 245%, индекс роста среднемесячной заработной платы работников организаций оборонно-промышленного комплекса к 2015 г.— 139,1%»8.
Осуществление процедур стратегического контроля в части индикаторов кадрового потен-
6 Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 № 362 (ред. от 28.04.2023) «О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан» (вместе с «Правилами предоставления субсидий Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан»). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380068/
7 Указ Президента РФ от 18.07.2022 № 468 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1380 "О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации"» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_422356/
8 Постановление Правительства РФ от 29.03.2021 № 47017 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»» URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_381114/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994 ee5633b/
www.AccouNTING.FA.Ru
■
циала согласно предлагаемой методики позволит дать оценку достижимости целевых индикаторов ГП с учетом программы финансовых ассигнований на проведение этих мероприятий. Объективная необходимость реализации стратегического контроля до-
стижений выполнения поставленных целей и задач в области импортозамещения, выпуска инновационной продукции военного и двойного назначения обеспечит дальнейший технологический суверенитет России в условиях ограниченности ресурсов.
СПИСОК источников
1. Акжигитова А. Н. Совершенствование методов оценки мер государственной поддержки в сфере оборонно-промышленного комплекса. Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2016;(1):116-128.
2. Ананьева Т. Г. Финансовая государственная поддержка предприятий ОПК на современном этапе. Journal of Monetary Economics and Management. 2020;(2):23-31.
3. Бочкарёв О. И., Довгучиц С. И. Диверсификация российских ооронных предприятий: проблемы, состояние и перспективы. Научный вестник ОПК России. 2019;(2.):5-18.
4. Довгучиц С. И., Журенков Д. А. Проблемы диверсификации оборонно-промышленного комплекса и пути их решения. Научный вестник ОПК России. 2017;(4)7-17.
5. Леонов А. В., Пронин А. Ю. Диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса — актуальная научная проблема. Вооружение и экономика. 2019;3(49):62-75.
6. Пронин А. Ю. Диверсификация оборонно-промышленного комплекса — инновационный путь развития экономики России. Экономика и бизнес: теория и практика. 2020;(11-3):10-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-oboronno-promyshlennogo-kompleksa-innovatsionnyy-put-razvitiya-ekonomiki-rossii.
7. Кохно П. А. Максимизация добавленной стоимости в продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса. Научный вестник ОПК России. 2016;(3):7-20.
8. Николаев А. Е. Совершенствование механизма управления развитием научно-технологического потенциала оборонно-промышленного комплекса. Вестник евразийской науки. 2015;5(30):1-20.
9. Серов Н. В. Инновационное управление, изменяющее производственную матрицу предприятий оборонно-промышленного комплекса. Научный вестник ОПК России. 2016;(2):52-62
10. Мельник М. В., Суглобов А. Е. Модернизация учетно-аналитических и контрольных процессов в условиях цифровизации экономики. Проблемы экономики и юридической практики. 2021;17(2):117-126.
REFERENCES
1. Akzhigitova A. N. Improving methods for assessing state support measures in the field of the military-industrial complex. Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta MFYuA = Herald of the Mos^w university of finances and lawMFUA. 2016; (1):116-128. (In Russ.).
2. Ananyeva T. G. Financial state support for defense industry enterprises at the modern stage. Journal of Monetary Economics and Management. 2020;(2):23-31. (In Russ.).
3. Bochkarev O. I., Dovguchits S. I. Diversification of Russian defense enterprises: problems, state and prospects. Nauchnyj vestnik OPK Rossii = Scientific bulletin of the military-industrial complex of Russia. 2019;(2):5-18. (In Russ.).
4. Dovguchits S. I., Zhurenkov D. A. Problems of diversification of the military-industrial complex and ways to solve them7. Nauchnyj vestnik OPK Rossii = Scientific bulletin of the military-industrial complex of Russia. 2017;(4)7-17. (In Russ.).
5. Leonov A. V., Pronin A. Yu. Diversification of enterprises of the military-industrial complex — an urgent scientific problem. Vooruzhenie i ekonomika = Armament and economics. 2019;3(49):62-75. (In Russ.).
6. Pronin A. Yu. Diversification of the military-industrial complex — an innovative way to develop the Russian economy. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economy and business: theory and practice. 2020;(11-3):10-14 (In Russ.).
7. Kokhno P. A. Maximization of added value in the products of enterprises of the military-industrial complex. Nauchnyj vestnik OPK Rossii = Scientific bulletin of the military-industrial complex of Russia. 2016;(3):7-20. (In Russ.).
.УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • T. 10, № 5'2023
8. Nikolaev A. E. Improving the mechanism for managing the development of the scientific and technological potential of the military-industrial complex. Vestnik evrazijskoj nauki = The Eurasian Scientific Journal. 2015;5(30):1-20. (In Russ.).
9. Serov N. V. Innovative management, changing the production matrix of enterprises of the military-industrial complex//Scientific. Nauchnyj vestnik OPK Rossii = Scientific bulletin of the military-industrial complex of Russia. 2016;(2):52-62. (In Russ.).
10. Melnik M. V., Suglobov A. E. Modernization of accounting, analytical and control processes in the context of digitalization of the economy. Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki = Economic Problems and Legal Practice. 2021;17(2):117-126. (In Russ.).
БЛАГОДАРНОСТИ
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету в 2023 г.
ACKNOWLEDGEMENTS
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University in 2023.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Ирина Федоровна Ветрова — доктор экономических наук, доцент, профессор департамента бизнес-аналитики факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, главный научный сотрудник Центра научных исследований и стратегического консалтинга, Финансовый университет, Москва, Россия Irina F. Vetrova — Dr. Sci. (Econ.), Professor, Professor of accounting, analysis and audit Department, Chief Researcher of the Center for Scientific Research and Strategic Consulting, Financial University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0003-1955-9712 [email protected]
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила в редакцию 03.10.2023; после рецензирования 26.10.2023; принята к публикации 31.10.2023.
The article was submitted on 03.10.2023; revised on 26.10.2023 and accepted for publication on 31.10.2023. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.
www.accounting.fa.ru
■